Научная статья на тему 'Проектное управление стратегией энергоэффективности и энергосбережения в газовом секторе экономики'

Проектное управление стратегией энергоэффективности и энергосбережения в газовом секторе экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
690
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Важенина Лариса Витальевна

В статье предлагается методический подход к созданию системы проектного управления стратегией энергосбережения и энергоэффективности в отраслях газовой промышленности, которая отражает особенности функционирования отрасли в современной институциональной среде, оценивает множество альтернативных сценариев и инвестиционных проектов участников с учетом геополитических факторов, неопределенности и вероятностного характера ожидаемых экономических, экологических и социальных эффектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Важенина Лариса Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектное управление стратегией энергоэффективности и энергосбережения в газовом секторе экономики»

Л. В. Важенина

ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЕЙ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В ГАЗОВОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ

В статье предлагается методический подход к созданию системы проектного управления стратегией энергосбережения и энергоэффективности в отраслях газовой промышленности, которая отражает особенности функционирования отрасли в современной институциональной среде, оценивает множество альтернативных сценариев и инвестиционных проектов участников с учетом геополитических факторов, неопределенности и вероятностного характера ожидаемых экономических, экологических и социальных эффектов.

Успехи в рациональном, эффективном освоении топливно-энергетических ресурсов в значительной мере определяются инновационной активностью предприятий, постоянным технологическим обновлением производства, что подтверждает опыт успешных нефтегазодобывающих компаний, освоивших за последние 25-30 лет несколько поколений новых технологий. За этот период развитые страны достигли серьезных успехов в решении проблем эффективного использования энергетических ресурсов, о чем свидетельствует снижение энергоемкости ВВП в результате освоения новых энергосберегающих технологий, рационализации энергопотребления, совершенствования управления.

Для экономики СССР и России динамика энергопотребления до 1985 г. не отличалась от мировой. Снижение эффективности энергопотребления от мирового уровня совпадает с началом перестройки. Реформы 1990-х годов привели к резкому сокращению производства, и к 2000 г. удельный ВВП на душу населения упал до нижнего уровня таких стран, как Венесуэла и Мексика. За последние десять лет удельное энергопотребление в нашей стране возросло до 8 т у.т., а удельный ВВП превысил 10 тыс. долл. на душу населения [1].

Повышение эффективности энергопотребления является приоритетным направлением в планах развития экономики России на период до 2020 г. По оптимистическому сценарию, к 2025 г. при удельном потреблении энергоресурсов, равном 10 т у.т., возможен рост уровня ВВП до 25 тыс. долл. на душу населения, т. е. приближение по этому показателю к сегодняшнему уровню высокоразвитых стран [2].

Для осуществления стратегических планов, поддержания высокой конкурентоспособности, усиления инвестиционной привлекательности газового сектора экономики, а также повышения экологической безопасности страны необходимо выйти на новый качественный уровень энергетической эффективности, что возможно при проведении соответствующей политики и использовании энергосберегающих технологий.

Концептуальный подход к стратегическому управлению энергосбережением и энергоэффективностью в газовом секторе экономики. При разработке концептуального механизма развития системы проектного управления энергоэффективностью и энергосбережением в основу были положены: ФЗ РФ №36 «Об энергосбережении», Энергетическая стратегия России до 2020 г., Энергетическая стратегия России до 2030 г. и корпоративная целевая Программа по энергосбережению и повышению энергоэффективности в дочерних обществах ОАО «Газпром». Эти государственные и корпоративные документы были использованы при составлении организационной схемы стратегического управления энергосбережением и энергоэффективностью, которая включает общую концепцию и комплексную программу управления энергоэффективностью в газовом секторе экономики. Результатив-

ность реализации данной схемы во многом будет зависеть от разработки и принятия на государственном уровне Доктрины эффективного использования энергоресурсов (Энергетической доктрины), посредством которой может осуществляться гармоничное взаимодействие между государством и отраслями экономики, в частности, газовой промышленностью.

В концепции эффективного потребления энергоресурсов должны быть четко сформулированы цели различных уровней управления газовым сектором, объекты приложения стратегии, при этом основная цель должна соответствовать требованиям государственной энергетической доктрины.

Таким примером в экологической сфере является утвержденная на государственном уровне распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. - Экологическая доктрина.

Введение государственной энергетической доктрины необходимо в связи с тем, что на уровне отдельных регионов, компаний, предприятий и организаций решить вопросы эффективного использования энергоресурсов практически невозможно. Без соответствующего государственного регулирования меры экономного энергопотребления фактически невыполнимы. Об этом свидетельствуют кризисные тенденции, сложившиеся в отраслях промышленности и в экономике России в целом, демонстрирующие значительное отставание инновационных и научно-технологических процессов в данном направлении от ведущих стран мира. Также очевидна неэффективность реализации программ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в газовой промышленности.

В Государственной энергетической доктрине должны быть определены основные цели, направления, задачи и принципы проведения государственной политики в области энергопотребления, энергосбережения и повышения энергетической эффективности на долгосрочную перспективу. Для реализации Государственной энергетической доктрины должны быть предусмотрены: создание правового механизма обеспечения целевых установок, а также экономические и финансовые механизмы их реализации: налоговое регулирование, тарифная политика, стимулирование внедрения энергосберегающих и энергоэффективных проектов. Должны рассматриваться вопросы мониторинга и информационного обеспечения, предоставления всем органам государственной власти, регионального управления, руководителям корпоративных структур и гражданам достоверной информации о ходе реализации основных направлений Государственной энергетической доктрины.

Схематично основные компоненты Государственной энергетической доктрины и условия ее реализации показаны на рис. 1.

Реализация Государственной энергетической доктрины на отраслевом уровне имеет особенности. Газовая промышленность в России - это совокупность предприятий в сфере добычи, транспорта, переработки, распределения и экспортных поставок газа. Практически все предприятия газового сектора экономики входят в группу концерна ОАО «Газпром», который является ведущей государственной компанией и на протяжении последних лет активно осуществляет деятельность в области энергосбережения, повышения энергетической эффективности в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, а также внутренними документами концепциями и программами.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДОКТРИНА ЭФФЕКТИВНОГО ЭНЕРГОПОТРЕБЛЕНИЯ (ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА РОССИИ)

Содержание доктрины

Общие положения

Стратегические цели, задачи и принципы в области энергосбережения и энергопотребления

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИИ

Основные параметры Энергетической стратегии

Объемы производства топливно-энергетических ресурсов (ТЭР)

Динамика потребностей в ТЭР по отраслям экономики

СТРАТЕГИЯ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ В ГАЗОВОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ

Концепция энергосбережения и энергоэффективности (долгосрочный документ)

Основные направления энергоэффективной политики в газовой промышленности

Целевые установки длительного действия

Комплексная программа

«Энергосбережение и энергоэффективность

в газовой промышленности»

Ключевой элемент Программы : «Программа энергосбережения и повышения энергоэффективности»

Федеральный уровень

Региональный уровень

Отраслевой уровень

—► ► Ведомственный

Корпоративный

Производственный

Локальные программы и проекты средне- и краткосрочного действия

Обратная связь - корректировка Концепции в соответствии с результатами реализации Программы

Рис. 1 Организационно-методический механизм управления энергоэффективностью

Методический подход к проектному управлению стратегией энергосбережения и энергоэффективности в газовом секторе экономики. Основным документом, определяющим направления энергетической политики государства, в настоящее время является долгосрочная Энергетическая стратегия РФ на период до 2020 г. и обновленный ее вариант на период до 2030 г. [3]. Основной целью энергетической политики является максимально эффективное использование природных топливно-энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для роста экономики и повышения качества жизни населения.

В рамках Энергетической стратегии РФ рассматриваются следующие направления:

- энергетическая безопасность;

- энергетическая эффективность;

- бюджетная эффективность энергетики.

Основной целью политики энергетической безопасности является последовательное улучшение таких ее характеристик, как способность топливно-энергети-ческого комплекса (ТЭК) надежно обеспечивать экономически обоснованный спрос на энергоносители соответствующего качества и приемлемой стоимости; способность потребительского сектора экономики эффективно использовать энергоресурсы; устойчивость энергетического сектора к внешним и внутренним экономическим, техногенным и природным угрозам, а также его способность минимизировать ущерб, вызванный проявлением различных дестабилизирующих факторов.

В перспективе до 2030-2040 гг. базовыми направлениями инновационного развития ТЭК остаются [1]:

- использование природного газа в связи с его более высокой конкурентоспособностью по сравнению с другими энергоносителями;

- развитие электрификации экономики на базе передовых технологий (газовых турбин, ядерной энергии и новых источников энергии);

- энергосбережение и повышение эффективности использования энергии.

Эти направления являются общими для широкого круга сценарных вариантов, рассматриваемых на ближайшие два десятилетия, что делает стратегии развития ТЭК во многом инвариантными по отношению к параметрам социально-экономического развития.

Предложенная организационно-технологическая схема проектного управления (рис. 2) отражает последовательность разработки и реализации стратегии энергосбережения и энергоэффективности в газовом секторе экономики как важнейшей составной части Энергетической стратегии РФ на период до 2030 г.

Современные условия взаимодействия государственных органов управления и бизнеса определяют необходимость разработки новой технологии стратегического управления энергосбережением и энергоэффективностью в газовом секторе. Адекватный учет независимости экономического статуса газового бизнеса при разработке стратегических проектов и ограниченность полномочий государственных органов власти обусловливают необходимость принципиально иных подходов. Важной особенностью формирования стратегии энергосбережения и энергоэффективности является организация процедур согласования интересов участников посредством достижения компромиссов между государством и газовым сектором.

Факторы и условия

1. Концепция социально-экономического развития РФ.

2. Энергетическая стратегия России до 2020 г.

3. Энергетическая стратегия России до 2030 г.

4. Стратегические документы отраслей, регионов и компаний (в частности ОАО «Газпром»),

5. Концепция энергосбережения и энергоэффеюивности (долгосрочный документ).

6. Комплексная программа «Энергосбережение и энергоэффективность в газовой промышленности».

7. Локальные программы и проекты средне- и краткосрочного действия.

8. Конкуренция на внешних и внутренних рынках.

9. Конъюнктура рынка

10. Институциональные условия.

11. Существующий потенциал ре-

гиона (минеральные, материальные, трудовые и финансовые ресурсы).

12. Экологические нормативы, тре-

бования и ограничения государственною, регионального и местного уровней.

Этапы, инструментарий

^ N

1. Разработка сценариев энергосбережения и повышения энергоэффективности в газовом секторе экономики Определяются:

• Цели, структура стратегии энергосбережения и повышения энергоэффективности.

■ Масштабы развития энергосбережения и рационального энергопотребления в отраслях газовой промышленности.

■ Выход на новые рынки.

2. Разработка и реализация программных мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности в отраслях газовой промышленности (имитационное моделирование в отраслях добычи, переработки и транспорта)

Формируется стратегия энергосбережения и энергоэффективности:

1. Ввод энергосберегающего оборудования, технологий.

2. Совершенствование системы планирования, реализации и стимулирования энергосбережения.

3. Организация контроля и учета расхода топливно-энергетических ресурсов.

4. Совершенствование систем и средств измерений расходования ТЭР.

5. Проведение энергетических обследований объектов газовых компаний.

6. Разработка и внедрение автоматизированной информационной системы мониторинга показателей энергоэффективности использования ТЭР.

7. Разработка и совершенствование нормативно-методической документации по энергосбережению.

8. Проведение методических, информационных и образовательных мероприятий в . области энергосбережения.

3. Выбор и реализация энергоэффективной стратегии

Инвестиционная программа в отраслях газовой промышленности |

Оценка реализации проектов Выбор наилучшего ресурсосберегающего и энергоэффективного проекта

Определяется:

■ Сбалансированность проектов по времени, ресурсам и мощностям.

■ Оптимизация во времени инвестиционной программы.

■ Экономическое обоснование инвестиционных проектов.

Результаты

^Изменение ключевых параметров развития^

газового сектора экономики

Повышение:

- конкурентоспособности продукции;

- инвестиционной привлекательности газовых

компаний;

- общественной эффективности

энергосберегающих проектов;

- энергетической безопасности, стабильности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и независимости страны.

Моделирование энергоэффективной

стратегии в газовом секторе экономики

- Обеспечение современными методами и

средствами по энергосбережению и

энергопотреблению в отраслях газовой

промышленности.

- Экомодернизация оборудования и

технологий.

- Экореструктуризация газовых компаний.

- Получение энергосберегающего эффекта в

виде экономии ТЭР.

- Получение дополнительного объема

продукции в газовых компаниях

^^промышленности.

Стратегия энергосбережения и ^^

повышения энергоэффективности в отраслях

газовой промышленности

- Оценка эффективности реализации стратегии

энергосбережения и энерго эффективности.

- Выработка рекомендаций по выбору и

реализации эффективных направлений и

мероприятий по энергосбережению и

энергопотреблению в газовом секторе экономики. у

Рис. 2. Организационно-технологическая схема проектного управления стратегией энергосбережения и энергоэффективности в газовом секторе экономики

Проектное управление стратегией энергосбережения и энергоэффективности предусматривает:

- обоснование целевых установок и разработку альтернативных сценариев стратегии энергосбережения и энергоэффективности в газовом секторе экономики;

- формирование портфеля инвестиционных проектов участников на основе консолидации их интересов для достижения целей стратегии энергосбережения и энергоэффективности в газовом секторе экономики;

- определение потенциальных направлений развития межотраслевых кластеров в субъектах Федерации;

- моделирование стратегии энергосбережения и энергоэффективности как устойчивой совокупности проектов отраслей промышленности, их компаний и регионов;

- определение уровня устойчивости стратегии при изменениях проектных намерений газовых компаний, выхода и входа на внутренний и мировой рынки;

- анализ влияния организационно-экономических условий концентрации федеральных, региональных и корпоративных ресурсов различных отраслей на сбалансированность и эффективность стратегии энергосбережения и энергоэффективности в газовом секторе экономики.

При разработке альтернативных сценариев приоритетными становятся анализ влияния внешних конкурентных условий, глобальных геополитических и социально-экономических факторов и оценка конкурентоспособности газовых компаний на мировом рынке. Альтернативные сценарии отражают качественно различные конкурентные условия формирования стратегии энергосбережения и энергоэффективности. Так, разработка сценариев включает:

- анализ и прогноз глобальных геополитических тенденций, ценовой конъюнктуры и спроса на мировых и региональных рынках углеводородов;

- оценку возможностей и сроков выхода на рынки с новыми продуктами или новыми модификациями (например, для газопереработки - это полимеры, пластмассы, моторные топлива);

- анализ условий и сроков создания обеспечивающей инфраструктуры для новых каналов сбыта продукции на внешних рынках: АТР, европейском и американском.

Многовариантность стратегии энергосбережения и энергоэффективности в газовом секторе экономики предопределена наличием интенсивной конкуренции, причем большей на внешних, чем на внутренних рынках.

В условиях существенной неопределенности, риска при реализации инвестиционных проектов, динамичности конкурентной среды на внешних рынках компании склонны к изменению приоритетов. В этой связи на стадии формирования инвестиционной программы необходимо иметь множество вариантов корпоративных инвестиционных стратегий с прогнозными оценками общественной и коммерческой эффективности проектов. В соответствии с этим система проектного управления должна включать макроэкономические модели отраслевой и межотраслевой спецификации и модели локальных инвестиционных проектов. Центральное место в выборе эффективной стратегии энергосбережения и энергоэффективности занимают модели межотраслевой инвестиционной программы в газовом секторе экономики.

Многоцелевой характер определяет экономическую задачу выбора стратегии энергосбережения и энергоэффективности как задачу согласования стратегических интересов его институциональных участников при ресурсных ограничениях. Данная задача является многокритериальной. Для государства критерием эффективности реализации стратегии энергосбережения и энергоэффективности в газовом секторе является уровень энергоемкости ВВП при соблюдении условий рационального энергопотребления, повышения энергоэффективности производств и обеспече-

ния национальной энергетической безопасности; для регионов - минимум энергоемкости ВРП и максимум дохода на единицу вложенного капитала; для газового сектора - получение энергосберегающего эффекта в виде экономии топливно-энергетических ресурсов и дополнительного объема продукции в отраслях газовой промышленности.

В соответствии с изложенными принципами, предлагаемая организационно-технологическая схема проектного управления стратегией энергосбережения и энергоэффективности отражает поэтапную последовательность решения задач и модельный инструментарий (см. рис. 2).

Схема отражает логическую последовательность перспективного планирования и формирования инвестиционной программы в отраслях газовой промышленности с учетом специфики задач стратегии энергосбережения и энергоэффективности и включением процедур согласования решений независимых участников.

Инструментарий, применяемый в организационно-технологической схеме проектного управления стратегией энергосбережения и энергоэффективности, представляет собой сложный комплекс моделей разных классов: оптимизационные макроэкономические модели отраслевых и межотраслевых комплексов, имитационные модели инвестиционных энергосберегающих проектов газовых компаний, модели инвестиционной программы газовой промышленности и имитационной модели сценарного прогнозирования оценки эффективности стратегии энергосбережения и энергоэффективности в отраслях газовой промышленности при различных вариантах ее реализации.

На этапе разработки сценариев обосновываются целевые установки, формируется структура стратегии энергосбережения и энергоэффективности, исходя из гипотез и концепций социально-экономического развития России и ее регионов, динамики геополитических факторов, тенденций конъюнктуры на внешнем и внутреннем рынках углеводородов, стратегических документов отраслей, регионов и компаний, а также стратегических ориентиров развития ТЭК России.

Использование моделей в имитационном режиме позволяет сформировать сценарии и определить отраслевую и территориальную структуру размещения производственных мощностей и их межотраслевые связи, а также оценить инвестиционные потребности отраслей и газовых компаний, их долю в прогнозируемом фонде накопления страны как источнике инвестиционных ресурсов.

Поведение участников формирования энергоэффективной стратегии газового сектора экономики в значительной степени определяется институциональными условиями, нормами и правилами конкуренции на внешнем и внутреннем рынках, налоговой системой, экологическими нормативами и ресурсными ограничениями. Имитационные модели энергосберегающих и ресурсоэффективных проектов являются генераторами входной информации для инвестиционной программы отраслей газовой промышленности. Это модели финансово-экономической оценки инвестиционных проектов газовых компаний с учетом влияния налогового, ценового регулирования и других институциональных условий на коммерческую и общественную эффективность проектов, бюджетные доходы региона и государства.

Инвестиционная программа отраслей газовой промышленности представляет собой сбалансированную по времени и ресурсам совокупность технологически и экономически взаимосвязанных проектов компаний. Имитационная модель оценки энергоэффективной стратегии основана на системе расчетов экономической эффективности совокупности инвестиционных проектов при различных вариантах налогового и ценового регулирования. В качестве критерия оценки эффективности принимается максимум государственного дохода от реализации стратегии при обеспечении приемлемой нормы ЫРУ для проектов газовых компаний.

Наличие такого модельного инструментария позволяет выявить совокупность проектов, сдерживающих достижение целей реализации энергоэффективной стратегии с учетом различных рисков компаний, конкретизировать направления государственного регулирования процесса рационального использования энергоресурсов, дифференцировать инструменты государственного воздействия на участников при принятии решений на различных этапах формирования стратегии энергосбережения и энергоэффективности в газовом секторе экономики.

Предлагаемая организационно-технологическая схема проектного управления позволит упорядочить технологию стратегического управления энергоэффективностью и энергосбережением и организацию функционального взаимодействия органов государственного управления и газового сектора экономики при подготовке стратегических документов Правительства РФ, федеральных округов, субъектов РФ.

Предлагаемый методический подход может быть использован в качестве инструментария:

- разработки схем управления и координации инвестиционной деятельности в сфере энергосбережения и энергоэффективности различных субъектов хозяйствования и инвестиционного процесса в регионах;

- мониторинга реализации инвестиционных программ по энергосбережению и энергоэффективности компаний газовой промышленности, выявления организационных и межведомственных противоречий, последствий изменения инвестиционных намерений компаний, влияния инновационной политики компаний и государства.

Оценка влияния проектного управления на эффективность реализации стратегии энергосбережения и энергоэффективности в отраслях газовой промышленности. В предыдущих исследованиях, проведенных автором [4; 5], были использованы метод анализа иерархий (разработанный Т. Саати) и балльный метод, адаптированные в рамках методики комплексной оценки эффективного потребления энергоресурсов к отраслям газовой промышленности.

В соответствии с предлагаемой методикой заключение об эффективности потребления энергоресурсов дается на основании результатов проверки по таким направлениям, как:

- учет, контроль и нормирование потребления энергоресурсов;

- потребление энергоресурсов по направлениям использования;

- организация работ по повышению эффективности использования энергоресурсов.

Результаты комплексной оценки компаний' отраслей газовой промышленности

до и после проведения программных мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности приведены на рис. 3. Как видно, существующее состояние компаний добычи, транспортировки и переработки газа оценивается более чем в 70 баллов, т.е. характеризуется как «нормальное состояние». Так как максимально возможная оценка в соответствии с методикой равна 100 баллам, то отрасли на данный момент имеют резерв повышения энергоэффективности. Использование этого резерва возможно путем проведения энергоэффективной политики и внедрения энергосберегающих технологий. В отраслях «транспорт газа» и «переработка газа» при реализации программы по энергосбережению и повышению энергоэффективности за 2010-2013 гг. состояние улучшается, так как показатель повышается до 81 и 84 баллов соответственно. В отрасли «добыча газа» происходит снижение целевых показателей, что свидетельствует о нецелесообразности разработанных программных мероприятий по энергосбережению и их реализации.

' Здесь и далее все расчетные оценки по отраслям газовой промышленности относятся к выбранным для исследования трем компаниям-представителям (по одной в каждой отрасли) ОАО «Газпром».

Балл

Рис. 3. Комплексная оценка энергоэффективности компаний отраслей газовой промышленности: ЩИ до проведения мероприятий по энергосбережению; 0 после проведения

Предлагаемый комплекс мероприятий по энергосбережению для газодобывающего предприятия является малоэффективным и требует корректировки программных мер, выработки более кардинальных методов модернизации и реконструкции технических средств и технологии добычи газа. Также требуется совершенствование организации работ по энергосбережению и энергопотреблению топливно-энергетических ресурсов.

В ходе исследований [4-6] было выявлено влияние повышения показателя энергетической эффективности на рыночную стоимость компаний газовой промышленности, их инвестиционную привлекательность, конкурентоспособность и общественную эффективность проектов в регионе.

Изменение рыночной стоимости газовых компаний в результате проводимых мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности в капитализации ОАО «Газпром» приведено в табл. 1. В результате предложенных мероприятий показатели капитализации газовых компаний существенно улучшаются.

Таблица 1

Изменение капитализации газовых компаний

Компании газовой отрасли Стоимость компаний, млн. руб. Изменение

до мероприятий после мероприятий млн. руб. %

Добыча газа ООО Газпром добыча Надым Переработка газа ООО Газпром переработка Сургут Транспорт газа ООО Газпром трансгаз Сургут ОАО «Газпром» * Относительное увеличение на 0,03 % приятий по энергосбережению в компа 98860,2 2430,3 15900,7 4286160,9 рыночной стоимости ОАО шях добычи, переработки и 99178,1 2603,1 16671,9 4287422,8 Газпром произошло за транспорта газа в сумме 317,9 172,8 771,3 1261,9 чет реализаци 1261,9 млн руб 0,32 6,64 4,63 0,03* и меро-

В итоге расчета показателей капитализации газовых компаний их стоимость в «добыче газа» увеличилась на 318 млн. руб. и составила 99,2 млрд. руб., стоимость в «переработке газа» увеличилась на 172,8 млн. руб. и составила

2,6 млрд. руб., и стоимость в «транспорте газа» увеличилась на 771,3 млн. руб. и составила 16,7 млрд. руб. За счет предложенных мероприятий по энергосбережению в газовых компаниях ОАО «Газпром» общая капитализация его увеличилась на 1,3 млрд. руб. (0,03 %) и составила 4,3 трлн. руб.

В результате расчета показателя приведенной отдачи капитальных вложений2 на 1 руб. капитальных затрат в рамках предложенных программных мероприятий по энергосбережению в газовых компаниях приходится 2,1 руб. прироста чистого дисконтированного дохода и соответственно прироста их рыночной стоимости. Например, газодобывающее предприятие, вкладывая 153,1 млн. руб., получает 317,9 млн. руб. дохода, газоперерабатывающее, вкладывая 84,6 млн. руб., получает 172,8 млн. руб. и газотранспортное, вкладывая 354 млн. руб., получает 771,3 млн. руб. дохода.

По отчетным данным в газовой промышленности России первой по капиталоемкости3 выступает компания отрасли «транспорт газа» (12,4 руб./руб.), второй -«переработка» (11,95 руб./руб.) и последней - «добыча газа» (1,27 руб./руб.), что в десять раз ниже, чем в отраслях транспорта и переработки.

Изменение соотношений основных технико-экономических показателей компаний отраслей газового сектора экономики за 2007-2013 гг. отражено в табл. 2.

Если сопоставлять объемы производства и выручки от реализации компаний по отраслям газовой промышленности, то в 2007 г. по данным показателям «добыча» превышала «переработку» в 12,6 раза, а «транспорт» - в 1,7 раза. К 2013 г. наблюдается относительное увеличение объемов производства и выручки от реализации в отрасли «переработка» и снижение доли «добычи» в суммарных показателях. Это связано с тем, что к 2013 г. произошло сокращение добычи газа на крупных газовых месторождениях, которые находятся на завершающей стадии разработки. В связи с этим увеличилась доля низконапорного газа (например, на месторождении Медвежье, являющемся ключевым в ООО «Газпром добыча Надым»), и возникла проблема поиска различных вариантов его эффективного использования. В данных условиях в качестве эффективного принимается вариант организации на промыслах газоперерабатывающих производств, позволяющий получать высокий доход от реализации продуктов газопереработки и соответственно увеличивающий капитализацию компаний и снижающий себестоимость продукции [6; 7]. Увеличение доли собственного капитала (см. табл. 2) в отрасли «переработка» также вызвано развитием газоперерабатывающих производств на фоне падающей добычи газа, а рост издержек в добыче газа обусловлен реализацией мероприятий по продлению сроков эксплуатации газовых месторождений на завершающей стадии их разработки. Относительно стабильная численность работающих в отраслях газового сектора экономики оказывает влияние на изменение себестоимости продукции: при сокращении объемов производства она увеличивается, при росте соответственно снижается (например в «переработке»).

Сравнивая показатели рентабельности (рис. 4) и капиталоемкости с учетом проведенных мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, можно сделать вывод, что компания отрасли «добыча газа» является более привлекательной в газовом секторе экономики по расчетным показателям.

2 Расчет показателя приведенной отдачи капитальных вложений (Р1) представляет собой разновидность оценки эффективности инвестиций, которая определяется как соотношение накопленного дисконтирован-

т

ного дохода (МРУт) к дисконтированным капитальным затратам (Ка.): Р1 = МРУТ / ^К, * а,.

3 =

Капиталоемкость определяется как отношение стоимости основных средств и выручки от реализации продукции.

Таблица 2

Изменение основных технико-экономических показателей компаний отраслей газовой промышленности

Отрасль Объем производства, млн. куб. м Стоимость основных средств, млрд. руб. Численность занятых, чел. Себестоимость продукции, млн. руб. Выручка от реализации, млн. руб. Собственный капитал, млн. руб.

2007 г. 2013 г. 2007 г. 2013 г. 2007 г. 2013 г. 2007 г. 2013 г. 2007 г. 2013 г. 2007 г. 2013 г.

Добыча Переработка Транспорт 61593 15,91 206402 64673 17,5 175442 106,7 80 607,5 112,1 80 577,1 8691 3249 11624 9126 3260 11043 35273 5412 40938 46501 5854 41693 84208 6694 49149 71577 7364 51607 29954 6116 24715 28456 6728 23479

Инвестиционная привлекательность4 (рис. 5) является определяющим условием активной инвестиционной деятельности, следовательно, и эффективного социально-экономического развития на уровне как отрасли в целом, так и региона.

%

5 -

Рентабельность собственного капитала

Рентабельность производства

Рентабельность активов

Затраты на 1 руб. товарной продукции

25

20

15 -

10 -

0

Рис. 4. Сравнительная оценка показателей эффективности газовых компаний: ШЛ добыча; 0 транспорт; 0 переработка

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кипп

Рис. 5. Изменение инвестиционной привлекательности компаний в результате реализации энергосберегающих проектов в отраслях газовой промышленности: ШЛ добыча; И транспорт; 0 переработка

Расчет показателей общественной эффективности реализуемых ресурсо- и энергосберегающих проектов свидетельствует о положительном решении не только

4 Инвестиционная привлекательность предприятия — это социально-экономическая целесообразность инвестирования, основанная на согласовании интересов и возможностей инвестора и реципиента инвестиций (в том числе эмитента), которое обеспечивает достижение целей каждого из них при приемлемом уровне доходности и риска инвестиций. Обобщающий коэффициент инвестиционной привлекательности предприятия (Кипп) рассчитывается по формуле:

Кипп = ¿0 " <ф ' 4 )2 + ¿(1 - }ф / } )2 + ¿(1 - ^ / ^ )2 ,

где а — мера предпочтения групп показателей для инвестора; 1 — показатели финансового состояния; } — показатели интенсификации развития производства; е — показатели риска, доходности и ликвидно-сти;а]+а2+а3=1.

1ф, }ф, еф, й, }э, еэ — фактические (ф) и эталонные (э) значения частных показателей финансового состояния (1), интенсификации развития производства (}), риска, доходности и ликвидности (е).

Ш

экономических, но и экологических и социальных проблем, а также об улучшении качества жизни населения [6]. Компонентный состав общественной эффективности проектов по переработке попутного нефтяного газа (ПНГ) показан на рис. 6.

Рис. 6. Состав общественной эффективности проектов по переработке попутного нефтяного газа

Взаимосвязь денежных потоков (ДП) проекта по переработке попутного нефтяного газа (ПНГ) в рамках анализа общественной эффективности представлена в табл. 3.

Таблица 3

Взаимосвязь денежных потоков проекта в рамках анализа общественной эффективности, млн. руб.

Показатель 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. ИРУ (0%) ИРУ (10%)

Денежный поток проекта

для расчета общест-

венной эффективности 1668,8 4736,2 6502,4 8451,4 9910,2 11960 43229,1 31891,3

(общий денежный по-

ток всех участников)

ДП для государства 514,7 1059,8 1118,1 1079,5 974,1 987,8 5734,1 4491,9

ДП для акционерного ка-

питала предприятия,

осуществляющего

проект -2138,3 331,6 1825,9 3885,6 5757,7 7669,8 17332,3 11286

ДП для поставщиков и по-

купателей 3251,2 3281,1 3463,7 3374,3 3071,9 3188,7 19631,5 15709

ДП для третьих лиц, от

улучшения экологиче-

ской составляющей

при сжигании ПНГ 0,155 0,156 0,165 0,161 0,146 0,152 0,940 0,748

ДП для собственников

предприятия дополни-

тельная прибыль от

снижения выплат за

загрязнение окру-

жающей природной

среды 40,9 63,4 93,8 111,7 106,2 113,5 529,6 403,1

ДП для незанятого насе-

ления от предоставле-

ния дополнительных

рабочих мест 0,11 0,11 0,11 0,11 0,11 0,11 0,66 0,53

Наибольшая доля общественной эффективности проекта приходится на косвенные эффекты, а именно при замене нефтяного топлива (бензина) на сжиженный природный газ (СПГ) за шесть лет денежный поток наличности для покупателей составил 19631,52 млн. руб.

В расчете общественной эффективности срок окупаемости проекта составляет при нулевой и 10-процентной ставке дисконтирования несколько месяцев. Расчет коммерческой эффективности показывает, что проект окупается при нулевой и 10-про-центной ставке дисконтирования за два года. Внутренний уровень доходности, используемый в качестве другого важнейшего показателя общественной эффективности, составляет 348%, а для коммерческой эффективности проекта он равен 62,3%. Проведенные расчеты показывают, что проект переработки нефтяного попутного газа относится к общественно значимым, характеризующимся высоким

уровнем общественной эффективности.

* * *

Предлагаемый методический подход к разработке технологии проектного управления энергосбережением и энергоэффективностью в компаниях газового сектора экономики повысит результативность функционирования координирующих органов в согласовании интересов его участников, качество и реализуемость плановых документов, организационных схем проектного управления и может быть использован в качестве инструментария:

- разработки стратегий по энергосбережению и повышению энергоэффективности в газовой промышленности России и по государственному управлению их реализацией;

- подготовки стратегических документов в сфере энергообеспеченности и энергобезопасности, разработки схем проектного управления и координации инвестиционной деятельности различных субъектов хозяйствования и инвестиционного процесса в отраслях газового сектора экономики;

- мониторинга реализации инвестиционных программ в отраслях газовой промышленности для оценки хода реализации стратегии энергосбережения и повышения энергоэффективности.

Литература

1. Энергетика России: проблемы и перспективы: труды Научной сессии РАН: Общее собрание РАН 19-21 декабря 2005 г. / Под ред. В.Е. Фортова, Ю.Г. Леонова; РАН. М.: Наука. 2006.

2. Синяк Ю.В., Некрасов А.С., Воронина С.А., Семикашев В.В., Колпаков А.Ю. Топливно-энергетический комплекс России: возможности и перспективы //Проблемы прогнозирования. 2013. № 1.

3. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года /Приложение к общ.-дел. журналу «Энергетическая политика». М.: ГУ Институт энергетической стратегии. 2010.

4. Важенина Л.В. Направления повышения энергоэффективности в магистральном транспорте газа. Тюмень: ТюмГНГУ, 2012.

5. Важенина Л.В. Оценка программ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на предприятиях газовой отрасли //Вестник инжекона. Сер. «Экономика». СПб., 2012. Вып. 5 (56).

6. Важенина Л.В. Попутный нефтяной газ: опыт переработки и оценка эффективности. Тюмень: ТюмГНГУ, 2011.

7. Важенина Л.В., Мельников И.В. Перспективы развития малых производств на завершающем этапе эксплуатации месторождений // Современные проблемы науки и образования. Сер. «Экономика и бизнес». 2012. http://www.science-education.ru/106-8065

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.