Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИИ СОЗНАНИЯ И ОСОЗНАВАНИЯ В ЖЕНТОНГ'

КОНЦЕПЦИИ СОЗНАНИЯ И ОСОЗНАВАНИЯ В ЖЕНТОНГ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
27
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
буддизм / абсолютная реальность / осознавание / сознание / природа Будды / пустотность / Buddhism / absolute reality / awareness / consciousness / nature of Buddha / emptiness

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Павлова Дарья Викторовна

В статье проводится анализ основ концепции абсолютной реальности в традиции жентонг — одного из философских учений внутри буддизма махаяны, утверждающего, что истинная природа ума «пуста» от всего, кроме своей собственной невыразимой сущности. Рассматриваются основные идеи жентонг, связанного со школами Кагью и Римэ. Кратко анализируются различия в подходах к онтологии природы Будды в жентонг и рантонг, еще одной философской школы, последователи которой являются оппонентами жентонг, описывая природу ума “пустой” от всего, включая его собственную сущность. Излагается концепция пустотности и ясности природы ума, свободного от омрачений, жентонг анализируется с позиции позитивного философского описания явлений. На примере текста «О различении сознания и изначального осознавания» авторства Третьего Кармапы Рангджунга Дордже исследуются виды омраченного сознания, а также обретаемое вследствие прямого йогического созерцания истинное постижение природы Будды, которая представляет собой пустотность, нераздельную с осознаванием ясной сияющей самосущей истины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTS OF CONSCIOUSNESS AND AWARENESS IN SHENTONG

The article analyzes the foundations of the philosophical concept of Absolute Reality in the Shentong (Wylie: gzhang stong) tradition, one of the philosophical schools within Mahayana Buddhism, confirming that the true nature of the mind is “empty” of everything except its own inexpressible essence. It examines the main ideas of this philosophical school associated with the Kagyu and Rime traditions. Shentong is then being compared to Rangtong (Wylie: rang stong), another philosophical school that opposes Shentong, describing the nature of the mind “empty” from everything, including its essence. Ontological differences are briefly analyzed. The author examines the concept of emptiness and clarity of the nature of mind free from obscurations. Shengtongpa School is analyzed from the position of positive philosophical description of phenomena. On the example of the text “On Distinguishing Consciousness and Primordial Awareness” by the Third Karmapa Ranjung Dorje the author explores various types of obscured consciousness as well as the true comprehension of Buddha Nature obtained as a result of direct yogic contemplation, which is nothing but the emptiness inseparable from awareness of clear shining self-existent truth.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИИ СОЗНАНИЯ И ОСОЗНАВАНИЯ В ЖЕНТОНГ»

ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 7. ФИЛОСОФИЯ. 2024. Т. 48. № 2. С. 12-26 LOMONOSOV PHILOSOPHY JOURNAL. 2024. Vol. 48. No. 2. P. 12-26

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ ш

Научная статья

УДК 14

doi: 10.55959^Ш201-7385-7-2024-2-12-26

КОНЦЕПЦИИ СОЗНАНИЯ И ОСОЗНАВАНИЯ В ЖЕНТОНГ

Д.В. Павлова

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова,

119991, Ленинские горы, МГУ, учебно-научный корпус «Шуваловский»,

г. Москва, Россия

Аннотация. В статье проводится анализ основ концепции абсолютной реальности в традиции жентонг — одного из философских учений внутри буддизма махаяны, утверждающего, что истинная природа ума «пуста» от всего, кроме своей собственной невыразимой сущности. Рассматриваются основные идеи жентонг, связанного со школами Кагью и Римэ. Кратко анализируются различия в подходах к онтологии природы Будды в жентонг и рантонг, еще одной философской школы, последователи которой являются оппонентами жентонг, описывая природу ума "пустой" от всего, включая его собственную сущность. Излагается концепция пустотности и ясности природы ума, свободного от омрачений, жентонг анализируется с позиции позитивного философского описания явлений. На примере текста «О различении сознания и изначального осознавания» авторства Третьего Кармапы Рангджунга Дордже исследуются виды омраченного сознания, а также обретаемое вследствие прямого йогического созерцания истинное постижение природы Будды, которая представляет собой пустотность, нераздельную с осознаванием ясной сияющей самосущей истины.

Ключевые слова: буддизм, абсолютная реальность, осознавание, сознание, природа Будды, пустотность

Благодарности/Финансирование

Благодарю профессора Егора Валерьевича Фалёва за помощь в работе над статьей.

© Д.В. Павлова, 2024

HISTORY OF PHILOSOPHY

Original article

CONCEPTS OF CONSCIOUSNESS AND AWARENESS IN SHENTONG

D.V. Pavlova

Lomonosov Moscow State University, Leninskie Gory, Moscow, Teaching

and Scientific Building "Shuvalovsky", 119991, Russia

Abstract. The article analyzes the foundations of the philosophical concept of Absolute Reality in the Shentong (Wylie: gzhang stong) tradition, one of the philosophical schools within Mahayana Buddhism, confirming that the true nature of the mind is "empty" of everything except its own inexpressible essence. It examines the main ideas of this philosophical school associated with the Kagyu and Rime traditions. Shentong is then being compared to Rangtong (Wylie: rang stong), another philosophical school that opposes Shentong, describing the nature of the mind "empty" from everything, including its essence. Ontological differences are briefly analyzed. The author examines the concept of emptiness and clarity of the nature of mind free from obscurations. Shengtongpa School is analyzed from the position of positive philosophical description of phenomena. On the example of the text "On Distinguishing Consciousness and Primordial Awareness" by the Third Karmapa Ranjung Dorje the author explores various types of obscured consciousness as well as the true comprehension of Buddha Nature obtained as a result of direct yogic contemplation, which is nothing but the emptiness inseparable from awareness of clear shining self-existent truth.

Keywords: Buddhism, absolute reality, awareness, consciousness, nature of Buddha, emptiness

Acknowledgments/Financial Support

I would like to thank professor Egor Valeryevich Falyov for his help with this article.

Одним из важных аспектов глубинной сути буддийского учения является учение об абсолютной реальности и ее природе. Абсолютная реальность (IAST: paramartha (satya), Wylie: don dam (bden pa)) — это прижизненное высшее состояние сознания просветленного существа. Осознаваемая непосредственным, прямым йогическим восприятием, абсолютная реальность практически не поддается концептуализации. В трактате «Махаянасутрааламкара» («Украшение сутр махаяны», IAST: Mahâyâna-sûtrâlamkâra) Майтрея определяет характеристики абсолютной реальности: «Всегда свободное

от двойственности, основание для ошибочного и никоим образом не выразимое — само отсутствие измышлений и есть абсолютная реальность. Это также называется объектом познания, объектом отбрасывания и объектом очищения, хотя и является незагрязненным по своей природе. Устанавливаемое как очищенное от клеш, это подобно пространству, золоту и воде» [1, X 113].

Полемика вокруг вопроса о том, можно ли что-либо утверждать об абсолютной реальности, сформировалась в двух направлениях мадхьямаки — школах рантонг (Wylie: rang stong1) и жентонг (Wylie: gzhang stong2), оформившихся в Тибете приблизительно в начале XIV в. Эти школы отличаются друг от друга своим пониманием природы абсолютной реальности, но соглашаются друг с другом в утверждении, что концептуально обозначить и определить абсолютную реальность при помощи терминов языка невозможно, поскольку она запредельна двойственным категориям, таким, как «единичное — множественное», «существующее — несуществующее», «возникающее — невозникающее» и т.п.

Рантонг — тибетский термин, дословно переводимый как «пустота собой» или «пустота себя» [2, 45]. Последователи рантонг ориентируются в своих философских воззрениях на учения, изложенные Буддой во время второго поворота колеса Дхармы. Посредством логического анализа демонстрируется, что абсолютная реальность пуста от всего, даже от собственной сущности, поскольку она лишена каких-либо объективных характеристик [3, 34]. Поэтому рантонг описывает ее апофатически, через то, чем она не является. Рантонг существует в нескольких разновидностях, в частности взгляды слегка разнятся у сватантриков и прасангиков. Рантонга трактуют три поворота колеса Дхармы особенным образом: они полагают, что третий поворот был своего рода «успокоением» для испугавшихся абсолютной истины второго поворота [2, 45].

Жентонг — тибетское слово, означающее пустоту от чего-либо иного, другого, помимо своей подлинной природы [4, 22]. Учение жентонга связано с третьим поворотом колеса Дхармы. Согласно воззрениям этого направления, Будда противоречил сам себе, излагая учение первых двух поворотов: сначала он провозгласил реальность страдания, разъяснил его причины и указал на путь, ведущий к освобождению, но во время второго поворота изложил совершенно противоположную позицию: не существует ни пути, ни страдания, ни освобождения от него. Именно поэтому Будда

1 Пер. с тибетского: «пустота от себя».

2 Возможен вариант написания "gzhan stong", пер. с тибетского: «пустота от другого».

осуществил третий поворот колеса Дхармы, разъяснив, как именно следует интерпретировать первых два поворота [2, 45].

Анализ текстов индийских школ буддизма махаяны, послуживших почвой для зарождения и развития идей рантонг и жентонг, заслуживает отдельного исследования. Кратко отметим, что в обеих рассматриваемых в данной статье философских школах прослеживается преемственность идей школ индийского буддизма [5, 123].

Вероятно, философские основы жентонг выросли из различных индийских и тибетских доктринальных диспутов в рамках мадхья-маки, йогачары и теории природы Будды [3, 125]. Так, элементы учения жентонг встречаются в «Ратнаготравибхага сутре» (IAST: Ratnagotravibhaga ЗШга), у Нагарджуны в текстах «Махаяна-вим-щика» («Двадцать строф о Великой Колеснице», IAST: Mahayana vimshika), «Дхармадхатустава» («Восхваления телу истины», IAST: Dharmadhatustava) и многих других [6, 13]. Идеи, впоследствии развитые школой жентонг, встречаются и в сутре махаяны «Татхагата-гарбха» («Зародыш Будды», IAST: Tathagatagarbha Sйtra), авторство которой приписывается Асанге или Майтрее, в «Махапаринирвана сутре» (IAST: Mahayana Mahaparinirvana Sйtra), а также в работах Дхармакирти, Васубандху и Дигнаги.

Философские воззрения жентонг были систематизированы и распространены в XIV в. Долпопой Шераб Гьялценом. Он прошел обучение в школе Сакья, впоследствии став практиком Калачакра тантры в Джонанг ^уНе: }'о т^) — традиции тибетского буддизма, основанной в Тибете Кунпангом Чодже Цондру во второй половине XIV в. [3, 2-4]. Стоит отметить, что в традиции Джонанг основоположником жентонг считается Юмо Микьо Дордже (ХП-ХШ вв.) — пандит из Кашмира, единственным сохранившимся текстом авторства которого является трактат «Четыре ясных светильника», в котором разъясняются тонкости йоги Калачакры [5, 27]. Согласно традиции, доктрина мадхьямака-жентонг возникла в сознании Юмо Микьо Дордже, когда он практиковал Калачакратантру на священной горе Кайлас. Позже он передал это учение по линии преемственности.

В XV в. философские идеи жентонг были приняты некоторыми ламами школ Сакья и Кагью. Так, Шакья Чокден (1428-1507) и Чодрак Гьяцо были сторонниками точки зрения жентонг, хотя и вносили в его интерпретации свои собственные поправки, создавая уникальные вариации учения [3, 60-63].

Еще одной значимой фигурой в традиции джонанг является Таранатха (1575-1635). Благодаря его усилиям по сохранению и развитию жентонг это воззрение обрело в XVII в. весьма широкую из-

вестность в Тибете, в некотором роде пережив возрождение после множественных гонений [3, 68]. В частности, этому поспособствовал его комментарий к «Праджняпарамита Хридая Сутре» («Сутра Сердца Праджняпарамиты», IAST: Prajnaparamita Hridaya Sutra, Wylie: shes rab shying bo), в котором он утверждал, что эта сутра согласуется с позицией жентонг [7, 53].

К середине XVII в., после смерти Таранатхи, философия жентонг пришла в упадок. На это в немалой степени повлияли политические события: поскольку позиции жентонг придерживалась Джонанг, запрещенная властями Тибета в 1658 г., это привело к насильственному обращению ее монахов в школу Гелуг, в основе которой лежат идеи рантонг — пустоты от самобытия на абсолютном уровне [3, 73-74]. Это стало возможным, поскольку в XVII в. школа Гелуг стала доминирующей политической силой в Тибете, которым теперь правил пятый Далай-лама [8, 674]. Он объявил воззрения школы жентонг ложными, сравнив идею об истинности самобытия с позицией некоторых школ индуизма [там же]. Его задачей было подавление жен-тонг в связи с тем, что последователи Джонанг обладали серьезными политическими связями, которые могли изменить ситуацию в стране. Помимо этого, школы Джонанг и Кагью сотрудничали с монархическим домом Цампа, стремившимся обрести контроль над центральным Тибетом. Третьей причиной борьбы Далай-ламы с жентонг стал тот факт, что перерожденец (тулку) Таранатхи воплотился в императорском клане Чингисхана мальчиком по имени Занабазар. Такое рождение давало ему право по умолчанию стать каганом — правителем Тибета. Когда Занабазара объявили духовным лидером Монголии, это обострило ситуацию взаимоотношений с Тибетом: регионы столкнулись с возможностью вооруженного конфликта. Далай-лама взял под контроль монастыри Джонанг, чтобы избежать столкновения. Это послужило причиной развития идей рантонг и принятия этих идей большинством последователей тибетского буддизма [3, 76]. Политическая обстановка в Тибете во времена полемики рантонг и жентонг также заслуживает отдельного исследования.

Жентонг имеет две основные линии преемственности учения, одна из которых представлена в трудах Третьего Кармапы Рангджун-га3 Дордже, Джамгон Конгтрула и Мипам Ринпоче, а другая — в трудах Долпопы Шераб Гьялцена и Джецюна Таранатхи. Философское учение жентонг ориентируется главным образом на «Уттаратантру» (IAST: Uttara Tantra, Wylie: theg pa chen po rgyud bla ma'i bsten chos)

3 Возможен вариант написания «Ранджунг.

и «Дхармадхарматавибхагу» (IAST: Dharma-dharmata-vibhaga, Wylie: chos dang chos nyid rnam par 'byed pa) Майтрея-Асанги, на «Собрание восхвалений» (Wylie: bstod tshogs), а также на сутры третьего поворота колеса Дхармы: «Махапаринирвана сутру» (IAST: Mahayana Mahaparinirvana Sütra), «Шрималадэви сутру» (IAST: Srimälädevi Simhanada Sütra) и другие [4, 22].

Абсолютный принцип жентонг, объясненный Джамгоном Конг-трулом, разделяется на две нераздельные части: пустотность (IAST: sünyata, Wylie: stong-pa nyid) от самого себя4 и изначальное осоз-навание (джняна5), пустое от всего другого, кроме самого себя [4, 116-117]. Например, Дхармата (IAST: dharmata, Wylie: chos nyid) является пустой от всех завес омрачений, но она не пуста от своей истинной природы, обладающей совершенными качествами. Ясность и пустотность являются качествами природы татхагатагарбхи (IAST: tathagatagarbha, Wylie: de bzhin gshegs pa'i snying po), будучи одинаково присущими ей.

Самым непростым аспектом учения жентонг является логический вопрос: как в мире, все явления которого пусты от самобытия, может обнаруживаться как что-либо, что оказывается не пустым? Не нарушает ли это сам принцип пустотности?

Долпопа Шераб Гьялцен и Джецюн Таранатха отрицали пустоту на абсолютном уровне: тогда как относительная реальность во всех ее формах лишена самосущего существования, а переживаемый опыт пуст от врожденной природы, абсолютная же природа Будды, присущая всем живым существам, остается пустой от другого, но не пустой от самой себя: «Великие Колесничие, положившие начало Традиции. Они безошибочны и обладают всеми высочайшими достоинствами. В их традиции не все является пустым от себя. Четко отделив то, что пусто собой, от того, что пусто другим, они говорили лишь, что все, являющееся поверхностной реальностью, пусто от себя, а то, что является абсолютным, то пусто от другого» [10, 15].

Джамгон Конгтрул формирует условное описание сочетания двух типов пустотности на абсолютном уровне: «Воображаемое и зависимое — это относительное; абсолютное — Совершенное и самоосознающая мудрость. Такова доктрина жентонг» [4, 141].

4 то есть от собственной природы, именуемой «свабхава» (IAST: svabhava, Wylie: rang bzhin).

5 IAST: jnana, Wylie: ye shes. Согласно тибетско-русскому словарю буддийских терминов: «ye shes, jnana — мудрость — непосредственное (неконцептуальное) ведание (mkhyen pa) истины». В данном случае слово «знание» используется для обозначения в большей степени состояния сознания, нежели знания как чего-то достигнутого посредством накопления и использования информации [9, 123].

Дхармы (IAST: dharma, Wylie: chos), которые относятся к субъ-ектно-объектной дихотомии, любым двойственным проявлениям реальности, являются относительными и потому пустыми от самобытия. Абсолютное — самоосознающая мудрость — свободно от любых ментальных установок в рамках двойственности, поэтому оно утверждено как существующее вне пределов двойственности. Третий Кармапа Рангджунг Дордже объяснял, что истинное выражается как самовозникающее изначально осознавание, существующее как абсолютное вне двойственности воспринимаемого и воспринимающего [4, 144]. То есть существование абсолютной природы постулируется вне пределов двойственности. Абсолютная природа оказывается запредельной пустотности.

Таким образом, изначальная мудрость Будды пуста всем другим, но не пуста собой [11, 57]. Она чиста от всех загрязнений, которые могли бы препятствовать проявлению ее качеств. Жентонг описывает абсолютную реальность катафатически.

Природа Будды в жентонг — это истинная самосознающая сущность ума, запредельная двойственности и неконцептуальная. Это и есть подлинная джняна. В жентонг провозглашается неразделимость пустоты и осознавания или пустоты и ясности. Тогда как рантонг исходит в своих воззрениях из результатов логического анализа, посредством которого показывается, что абсолютная реальность пуста собственной сущностью и акцент в последующих рассуждениях делается на пустотность, в жентонг акцент делается именно на аспекте ясности: «Поскольку все явления самсары и нирваны имеют один вкус, являются нераздельной и великой сияющей ясностью изначальной пустоты естественного состояния (gnas lugs stong pa nyid gdod ma'i 'od gsal chen po dbyer me ro gcig), будды и обычные существа также абсолютно нераздельны, будучи равенством существования и покоя (то есть самсары и нирваны)» [4, 26].

Природа Будды изначально присутствует в умах всех живых существ. Она не нарабатывается практиками, но обнаруживается посредством снятия завес, мешающих живым существам ее созерцать. В этом отношении обретение духовного знания в некотором роде противоположно накоплению знания обыкновенного. Когда, к примеру, мы учим язык, мы обретаем способность говорить посредством накопления знания. С природой Будды ситуация обратная: мы снимаем со своего сознания покров иллюзии, чтобы обнаружить в себе всегда присущую нам истинную природу Будды.

Жентонг приводит термин Татхагатагарбха как синоним понятию природы Будды. Это абсолютный принцип, который пронизывает собой как всю проявленную реальность, обусловленную

взаимозависимым возникновением, так и истинную пустотность. Татхагатагарбха представляет собой основу, на которой развиваются качества бодхисаттвы, причем развиваются не вследствие практик по оттачиванию обретенных навыков, но в результате устранения невежества посредством правильного усилия в результате практики Дхармы. «Татхагата» переводится с санскрита как «так приходящий» (либо «так уходящий»), что является эпитетом Будды. В свою очередь, термин «гарбха», в числе прочего, можно перевести как «зародыш», «эмбрион», либо же как «лоно», или «матка», что в итоге позволяет расшифровать этот термин как «зародыш Будды» или «вместилище Будды» [12, 111-112]. Когда потенциал Будды реализовался, мы говорим, что существо проявило Дхармакаю (IAST: dharmakaya, Wylie: chos sku). Пустотность объекта и изначальное осознавание являются нераздельными, абсолютными. «Татхагата-гарбха свободна от всех измышлений (spros pa), таких как существование и несуществование, постоянство и уничтожение и т.д.; это равенство единой сферы нераздельной истины» [4, 25].

В философии буддизма существуют непростые метафизические вопросы касательно особенностей поведения просветленных существ, например вопрос о том, как они могут действовать во благо живых существ после обретения недвойственного состояния сознания, когда у них более не существует деления на сансару и нирвану, на страдания и освобождение от них. Жентонг объясняет это через ясность Дхармакаи, благодаря которой бодхисаттвы осознают из недвойственности двойственные категории обусловленности сознания и страдания, влекомые этой двойственностью. Благодаря развитому состраданию они оказываются способны действовать во благо всех живых существ и помогать им переправляться на другой берег.

То есть Дхармакая в учении жентонг — это не только пустота, но и полная актуализация всех возможных благих качеств. И не только благих: Татхагатагарбха — основа всех качеств, всех аспектов сансары и нирваны, которые при достижении этого состояния осознаются как иллюзорные. Состояние сознания, посредством которого реализуется тело Будды, является полностью свободным от любых концептуальных конструкций и по своей природе самосознающим.

В чем же заключается смысл понятия «пустота другим» или «пустота другого»?

Во первых, изначальная природа ума живых существ может быть очищена от загрязнений, когда становится осознана их пустотность и взаимозависимое возникновение. Это осознание подобно развязыванию узла причинных связей: когда узел развязывается слой за слоем, в конце ничего не остается — лишь прямая веревка.

Во-вторых, изначально, в своей основе, природа ума сама по себе не является загрязненной, загрязнения находятся лишь на поверхности ума. К тому же загрязнения вторичны относительно сознания, являются внешними, обладающими лишь феноменальным, санса-рическим существованием, а следовательно, могут быть устранены, сняты, подобно тому как погруженные в воду руки очищаются от накопившихся на них загрязнений. Пустота другого означает, что все, не связанное с абсолютной природой Будды, является пустым от своей собственной сущности. Но это не означает, что феномены сами по себе иллюзорны, здесь есть тонкая философская грань: загрязнения так же, как и руки, сущностно являются ни чем иным, как истинной природой Будды. Просто в силу своего неведения живые существа воспринимают вместо нее формы, пустые от какой-либо собственной сущности, от природы Будды отличной. В конце концов единственным, что от нее отлично, является как раз двойственное восприятие и все его следствия: феномены, кажущиеся отличными и реальными, страдания, сансара как таковая и прочее. Все это исчезает при обнаружении абсолютной природы Будды.

Поэтому и говорится, что реальность «пуста другим» — имеется в виду, что она пуста от всего другого, что не есть ее истинная природа. Абсолютная реальность является полностью свободной от концептуального мышления, поскольку представляет собой выход за его пределы. Ее обнаружение и есть цель буддийского пути: «Избавление от всякого рода цепляния за "Я" и "моё" вследствие полного прекращения видения разных внешних и внутренних явлений как реальных, тогда как они нереальны, а также предраспо-ложенностей к такому восприятию и есть наша цель — реальность, Дхармакая» [13, 16].

В жентонг есть также один важный аспект: различение высшей и низшей пустоты. Низшая пустота — это пустота того, что находится в сфере концептуального мышления, это как раз то, что мы только что разобрали. Но существует еще и пустота самой абсолютной реальности: это пустота природы ума от концепций. Посредством аналитического рассуждения и обретения правильного знания человек начинает осознавать иллюзорные концепции феноменального мира, следующим шагом, будучи свободным от концепций, он осознает неконцептуальную сущность также и самой природы ума. Пустота природы ума от концепций и есть высшая пустота. Истинно существующая пустота природы ума является самосущей, не зависимой ни от чего.

Одним из основополагающих, достойных внимания текстов традиции жентонг является «Трактат о различении сознания и изна-

чального осознавания» (Wylie: rnam par shes pa dang ye shes 'byed pa'i bstan bcos kyi tshig don go gsal du 'grel pa rang byung dgongs pa'i rgyan ces bya ba bzhugs so), написанный Третьим (Рангджунгом Дордже) в начале XIV в.

Текст повествует о восьми сознаниях, или видах сознания (IAST: vijnâna, Wylie: mam she s), которые присутствуют у заблуждающихся существ, о том, как природа Будды проявляется у тех, кто освободился от заблуждения, а также описывает различия в проявлениях омраченного сознания и очищенного сознания, которые имеют место несмотря на наличие у этих видов сознания одинаковой природы. В данном тексте понятие сознания тождественно понятию сансары, а изначальное осознавание, соответственно, — понятию нирваны.

Повествование начинается с утверждения, что лишь только ум (IAST: citta, Wylie: sems) является корнем как заблуждений, так и отсутствия заблуждений. Омраченный ум — причина всех препятствий на пути к достижению нирваны:

«Другие считают, что эти три мира и все существа

Возникли или из себя, или из другого, или из себя и другого, или без причины.

Говорят, что "я" и вселенную создают такие творцы, как Милость, Ишвара,

Брахма, Индра, атомы или скрытая субстанция, являющиеся истинными.

Только Всеведущий, познав, говорил существам, что три этих мира — лишь Ум.

Все явления возникают ни из себя, ни из другого, ни из комбинации того и другого вместе,

Ни без причины, ни по взаимной зависимости, таковость же пуста своей сущностью» [14, 77].

Далее приводится подробное объяснение с доказательствами того, что все явления — только ум. Объяснение отталкивается от логического анализа воспринимаемых явлений, знание о которых формируется из пяти органов чувств, которые вследствие этого анализа предстают перед субъектом не имеющими собственной подлинной сущности, которая была бы отлична от сознания, воспринимающего их как объекты. Кармапа основывает свое рассуждение на том, что, будь у этих объектов в основе какая-либо субстанция, отличная от сознания, то из этого следовало бы абсурдное логическое утверждение, что сознание и воспринимаемые им объекты имеют разную природу, не имея ни связи тождественности (подобно огню, который является и горячим, и ярким), ни связи возникновения одного из другого (например, таковой является связь огня и дыма). Из неограниченного сознания, лишенного формы, не может

родиться ограниченная субстанция, отличная от него. Если бы сознание и субстанция были различны, они не могли бы быть никоим образом связаны. Следовательно, для очищенного от омрачений ума относительная реальность всецело ложна, также ложным является разделение на сансару и нирвану.

Далее Кармапа объясняет связи, возникающие в сознании относительно явлений, приводя в пример аналогию со сновидением. Реальность, порождаемая дхармами, подобна переживанию в сновидении, тогда как реальные объекты отсутствуют. Он классифицирует сознание на восемь видов, пять из которых соответствуют пяти органам чувств (зрительное сознание, осязательное сознание и т.д.), тогда как шестой вид — это ментальное сознание (Wylie: tshogs drug pa), воспринимающее объекты посредством самого ума. Эти виды сознания шести групп воспринимают проявления объектов и чувствующих существ, цепляются за собственное «я» и попадают в сети сансары. Кармапа также выделяет седьмой вид: сознание-основу (алая6), которая действует как причинное условие, тогда как остальные группы являются результатами, благодаря которым вызревает вся карма. Впечатления живого существа откладываются также в сознании-основе, поэтому карма становится способной функционировать. Сознание-основа является сущностью как внешнего, так и внутреннего. Шесть видов сознания взаимодействуют с объектными условиями и порождают концептуальное восприятие.

Йогин, стремящийся развить правильное понимание, должен освободиться от двух своих форм взаимодействия: немедленной (когда реальность воспринимается и интерпретируется незамедлительно; IAST: samanantara pratyaya, Wylie: de ma thagpa yid) и омраченной (когда происходит фиксация на «я» или внешних формах, IAST: klista-manas, Wylie: nyon yid). Отвержение этих семи групп сознаний приводит к устранению обусловленности. Именно сознание-основа является корнем того, что надлежит распознать и отбросить. В результате такого очищения происходит трансформация восприятия:

«Когда покрытая завесами основа всего устраняется, тогда [обнаруживается] это изначальное осознавание, подобное зеркалу.

Причем все то, что видится, это изначальное осознавание не воспринимает как мое.

Оно никогда не прерывается и присутствует постоянно.

Постигает познаваемое, но ни в коем случае к нему не привязывается.

6 IAST: alaya, Wylie: kun gzhi.

Поскольку является причиной всех изначальных осознаваний, —

называется телом Истины (Дхармакаей)» [14, 77].

Подобное состояние достигается посредством практики медитации и развития правильного видения. На этом этапе распознается восьмой вид сознания, в котором отсутствует как покой нирваны, так и суета циклического существования [6, 23]. Есть лишь изначальное осознание тотального равенства. Йогин взращивает подлинное, изначальное осознавание, которое простирается бесконечно. Кармапа также выделяет несколько видов осознава-ния (их невозможно описать, но все же их проявлению присущи некоторые характеристики): изначальное осознавание равенства (IAST: samata-jnana, Wylie: mnyan nyidye shes), характеризующееся состраданием ко всем живым существам, изначальное осознавание постигающего каждое индивидуально (IAST: pratyaveksa-jnana, Wylie: so sor rtogs pa'i ye shes)7, которое способно познавать, не смешивая и без привязанности, осознавание осуществления (IAST: krtyänusthäna-jnäna, Wylie: bya grub ye shes), функция которого — деятельность во благо живых существ. Обретаемая посредством развития этих видов осознания полнота не относится ни к сансаре, ни к нирване, поскольку присутствует независимо от любых концептуальных характеристик.

Итак, согласно воззрениям жентонг, сознание-восприятие — это свойство сансары, тогда как изначальное осознавание (IAST: alaya-jnana, Wylie: kun gzhi ye s he s) — это природа нирваны. Главной целью практики является достижение воззрения, свободного от умственных построений, тогда открывается истина о природе абсолютной реальности. Умственными построениями технически является как утверждение об обладании абсолютной реальности своей собственной сущностью, так и утверждение об отсутствии у нее таковой. Запредельное органам чувств прямое йогическое восприятие не позволяет отразить результаты этого восприятия на уровне языковых и ментальных концепций. То есть воспринятые напрямую трансцендентальные сущности не могут отражаться в представлениях, а недвойственные отношения между этими сущностями не могут быть воспроизведены в категориях, строящихся на формальной логике.

Нагарджуна в своем трактате «Ратна-авали раджа-парикат-ха» («Драгоценные строфы наставления царю», IAST: Ratnavali rajaparikatha) говорит:

7 Этот вид осознания предполагает прямое восприятие явлений безотносительно привязанности к ним, а также вне категорий их взаимодействия друг с другом.

«Неверно, что нирвана есть небытие.

Но разве [можно представить] ее бытие?

Прекращение раздумий о бытии и небытии

Называется нирваной» [15, 142].

Поскольку оба термина — лишь концепции, весь путь из санса-ры в нирвану лежит в уме и происходит посредством усердного очищения его от омрачений двойственностью. Когда йогин пребывает в состоянии медитативного погружения, он постигает состояние свободы от крайностей, единства относительной и абсолютной истины, обнаруживая и раскрывая истинную природу Будды (Wylie: sangs rgyas kyi snymgpo), подлинность Срединного Пути. Природа Будды в традиции жентонг безотносительна как сансаре, так и нирване. Она представляет собой пустотность, нераздельную с джняной — сияющим осознаванием истины, обладающим всеми совершенными качествами.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Майтрея. Украшение махаянских сутр (Махаяна-сутра-аламкара) / Пер. с тибетского А. Кугявичус. М.: Фонд «Сохраним Тибет», 2021. 320 с.

2. Чандракирти. Буддийское учение о пустоте: Введение в Мадхьямику / Пер. с тибетского Д. Устьянцева. 3-е изд. М.: Ганга, 2019. 408 с.

3. Stearns C. The Buddha from Dolpo: A study of the life and thought of the Tibetan master Dolpopa Sherab Gyaltsen. Ithaca, NY: Snow Lion Publications. 2010. 496 p.

4. Васубандху,РинпочеД.,РинпочеМ. Абсолютное и относительное в буддизме / Пер. Д. Устьянцев. 1-е изд. М.: Ганга, 2012. 192 с.

5. Brunnholzl K. The Meditative tradition of the Uttaratantra and Shentong. When the clouds part: The Uttaratantra and its Meditative tradition as a bridge between Sutra and Tantra. Boston: Snow Lion Publications, 2014. 1152 p.

6. Hookham S.K. The Buddha within: Tathagatagarbha doctrine according to the Shentong interpretation of the Ratnagotravibhaga. Albany, N.Y.: State University of New York Press, 1991. 367 с.

7. Tomlin A. Taranatha's commentary on the Heart sutra. Library of Tibetan works and archives. 2017. 172 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Степанянц М.Т. Философия буддизма: Энциклопедия / Под ред. М.Т. Сте-панянц. М.: Восточная литература РАН, 2011. 1045 с.

9. Кучин И.Л. Санскритско-русский словарь буддийских терминов с санскритскими параллелями, с признаками (определениями) и подразделениями 2015. 310 с. URL: http://buddhismrevival.ru/buddhismrevival/teachings/translations/tibetan_eng-lish_diction ary.p df

10. Долпопа Шераб Гьялцен. Буддийское учение времен Крита-Юги (Четвертый собор) / Пер. с тибетского В. Батаров; Под ред. Д. Устьянцева. М.: Шечен, 2007. 192 с.

11. Kahn S. The two truths of Buddhism and the emptiness of emptiness. URL: https://emptinessteachings.com/2014/09/11/the-two-truths-of-buddhism-and-the-emp-tiness-of-emptiness/

12. Торчинов Е.А. Лекция 6. Классическая буддийская философия: Йогачара (Виджнянавада) и теория Татхагатагарбхи // Введение в буддологию: Курс лекций. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество. 2000. C. 97-119.

13. Чже Цонкапа. Большое руководство к этапам пути пробуждения: В 5 т. СПб.: Нартанг. 2000. 303 с.

14. Третий Кармапа Ранджунг Дордже. О различении сознания и изначального осознавания: О сущности Татхагаты / Пер. с тибетского В. Батарова. М.: Ганга, 2020. 284 с.

15. Андросов В.П. Буддизм Нагарджуны: Религиозно-философские трактаты / Под ред. Т.М. Швецова. М.: Восточная литература РАН. 2000. 799 с.

REFERENCES

1. Majtreya. Ukrashenie mahayanskih sutr (Mahayana-sutra-alamkara). Per. s tibet-skogo A. Kugyavichus. Moscow: Fond "Sohranim Tibet", 2021. 320 p. (In Russ.)

2. Chandrakirti. Buddijskoe uchenie o pustote: Vvedenie v Madh'yamiku. Per. s tibetskogo D. Ust'yanceva. 3-e izd. Moscow: Ganga, 2019. 408 p. (In Russ.)

3. Stearns C. The Buddha from Dolpo: A study of the life and thought of the Tibetan master Dolpopa Sherab Gyaltsen. Ithaca, N.Y.: Snow Lion Publications, 2010. 496 p.

4. Vasubandhu, Rinpoche D., Rinpoche M. Absolyutnoe i otnositel'noe v buddizme. Dmitrij Ust'yancev. 1-e izd. Moscow: Ganga, 2012. 192 p. (In Russ)

5. Brunnholzl K. The Meditative tradition of the Uttaratantra and Shentong. When the clouds part: The Uttaratantra and its Meditative tradition as a bridge between Sutra and Tantra. Boston: Snow Lion Publications, 2014. 1152 p.

6. Hookham S.K. The Buddha within: Tathagatagarbha doctrine according to the Shentong interpretation of the Ratnagotravibhaga. Albany, N.Y.: State University of New York Press, 1991. 367 p.

7. Tomlin A. Taranatha's commentary on the Heart sutra. Library of Tibetan works and archives, 2017. 172 p.

8. Stepanyanc M.T. Filosofiya Buddizma: Enciklopediya. Pod red. M.T. Stepanyanc Moscow: Vostochnaya literatura RAN, 2011. 1045 p. (In Russ)

9. Kuchin I.L. Sanskritsko-russkij slovar' buddijskih terminov s sanskritskimi parallelyami, s priznakami (opredeleniyami) i podrazdeleniyami. 2015. 310 p. URL: http:// buddhismrevival.ru/buddhismrevival/teachings/translations/tibetan_english_dictionary. pdf. (In Russ.)

10. Dolpopa Sherab G'yalcen. Buddijskoe uchenie vremyon Krita-Yugi (Chetvyortyj sobor). Per. s tibetskogo V. Batarov. Pod red. D. Ust'yanceva. Moscow: Shechen, 2007. 192 p. (In Russ.)

11. Kahn S. The two truths of Buddhism and the emptiness of emptiness. URL: https://emptinessteachings.com/2014/09/11/the-two-truths-of-buddhism-and-the-emptiness-of-emptiness/

12. Torchinov E.A. Lekciya 6. Klassicheskaya buddijskaya filosofiya: Jogachara (Vidzhnyanavada) i teoriya Tathagatagarbhi. In: Vvedenie v buddologiyu: Kurs lekcij. SPb.: Sankt-Peterburgskoe filosofskoe obshchestvo. 2000. P. 97-119. (In Russ.)

13. Chzhe Conkapa. Bol'shoe rukovodstvo k etapam puti probuzhdeniya: V 5 vol. SPb.: Nartang. 2000. 303 p. (In Russ.)

14. Tretij Karmapa Randzhung Dordzhe. O razlichenii soznaniya i iznachal'nogo osoznavaniya: O sushchnosti Tathagaty. Per. s tibetskogo V. Batarova. Moscow: Ganga, 2020. 284 p. (In Russ.)

15. Androsov V.P. Buddizm Nagardzhuny: Religiozno-filosofskie traktaty. Pod red. T.M. Shvecova. Moscow: Vostochnaya literatura RAN. 2000. 799 p. (In Russ.)

Информация об авторе: Павлова Дарья Викторовна — аспирант кафедры истории зарубежной философии философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, тел.: +7 (495) 939-19-25; agniadevi@gmail.com

Information about the author: Daria V. Pavlova — postgraduate student, Department of History of World Philosophy, Faculty of Philosophy, Lomonosov Moscow State University, tel.: +7 (495) 939-19-25; agniadevi@gmail.com

Поступила в редакцию 14.09.2023; принята к публикации 21.11.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.