Научная статья на тему 'Реконструкция историко-философских идей сиддханты джонангпинской традиции (на примере трактата «Шентон-нинбо» тибетского ученого Таранатхи, 1575-1634)'

Реконструкция историко-философских идей сиддханты джонангпинской традиции (на примере трактата «Шентон-нинбо» тибетского ученого Таранатхи, 1575-1634) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
186
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИДДХАНТА / ТАРАНСАПАХА / ШЕНТОН / ДЖОНАНГПА / ВЕЛИКАЯ МАДХЬЯМИКА / SIDDHANTA / TARANATHA / SHENTONG / JONANGPA / THE GREAT MADHYAMIKA

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хартаев Владимир Владиславович

В статье представлена общая характеристика сиддханты, широко распространенного жанра историко-философской литературы Тибета, и анализ типологических особенностей сиддханты джонангпинской традиции. В статье дан анализ новаторского подхода к систематизации и классификации буддийских школ, а также рассмотрена ключевая концепция «Пустоты-иного» на материале тибетского трактата «Шентон-нинбо».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RECONSTRUCTION OF HISTORICAL AND PHILOSOPHICAL IDEAS OF JONANGPA’S SIDDHANTA TRADITION (based on treatise “Shentong-nyingpo” by tibetan scholar Taranatha, 1575-1634)

Paper is devoted to general characteristic of siddhanta, genre of historical and philosophical literature to be widely spread in Tibet. It also discussed typological features of jonangpa’s siddhanta tradition. In the paper innovative approach of jonangpa’s siddhanta to the systematization and classification of Buddhist tenets is analyzed. Key concept of the “Other-Emptiness ” is introduced according to text "Shentong-nyingpo”.

Текст научной работы на тему «Реконструкция историко-философских идей сиддханты джонангпинской традиции (на примере трактата «Шентон-нинбо» тибетского ученого Таранатхи, 1575-1634)»

Khamutaev Vladimir Andrecvich, cand. of history scicncc, senior scientific worker of IMBT SD RAS, Ulan-Ude, Sakhiyanova str. 6, e-mail: khaimitaev-va@.vandex.ru

УДК 1:294.3

ББК 87.3 B.B. Хартаев

РЕКОНСТРУКЦИЯ ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИХ ИДЕЙ СИДДХАНТЫ ДЖОНАНГПИНСКОЙ ТРАДИЦИИ

(на примере трактата «Шентон-нинбо» тибетского ученого Таранатхи, 1575-1634)

В статье представлена общая характеристика сиддханты, широко распространенного жанра историко-философской литературы Тибета, и анализ типологических особенностей сиддханты джонангпинской традиции. В статье дан анализ новаторского подхода к систематизации и классификации буддийских школ, а также рассмотрена ключевая концепция «Пустоты-иного» на материале тибетского трактата «Шентон-нинбо».

Ключевые слова: сиддханта, Таранатаха, шентон, джопангпа, великая мадхьямика.

V.V. Khartayev

RECONSTRUCTION OF HISTORICAL AND PHILOSOPHICAL IDEAS OF JONANGPA’S SIDDHANTA TRADITION

(based on treatise “Shentong-nyingpo” by tibetan scholar Taranatha, 1575-1634)

Paper is devoted to general characteristic of siddhanta, genre of historical and philosophical literature to be widely spread in Tibet. It also discussed typological features of jonangpa’s siddhanta tradition. In the paper innovative approach ofjonangpa’s siddhanta to the systematization and classification of Buddhist tenets is analyzed. Key concept of the “Other-Emptiness ” is introduced according to text "Shentong-nyingpo ”.

Key words: siddhanta, Taranatha, shentong, Jonangpa, the Great Madhyamika.

В настоящее время в мировой буддологии наблюдается повышенный интерес к школе джонангпа (тиб. jo nang ра). Основание ее приписывается Юмо Микье Дорже (XI в.) (тиб. yu rno mi bskyod rdo rjc). Эта традиция основывается на учении сутр третьего поворота Колеса Учения, в которых излагается идея Татхагатагарбхи ("Зародыша Будды"). В джонангпе данная идея нашла свое оформление в концепции Шентон (тиб. gzhan stong), или Пустоты-иного, позитивно описывающей Абсолют.

В XIV в. школа джонангпа приобретает большое количество последователей, среди которых оказываются представители политической элиты Тибета. Гелугпа, видя в школе джонангпа политическую соперницу, стала оказывать на нее давление. Она объявила воззрение Шентон еретическим, джонангпинские библиотеки были закрыты, множество книг было сожжено, и монастыри джонангпы насильно обратили в гслугпинские.

Тексты, написанные в традиции джонангпы, стали доступны для исследователей лишь в последнее время, что обусловливает повышенный интерес востоковедов к их изучению. Одним из выдающихся сторонников джонангпы является Таранатха Гунга Ньингпо (тиб. taranatha kun dga' snymg po) (1575-1634). Его род восходит к знаменитому переводчику Гья Дорже Санпо (тиб. rgya lo tsa ba rdo ijc bzang ро). Таранатха был историком, знатоком санскрита, собирателем и восстановителем памятников истории Тибета. Он перевел ряд санскритских грамматических сочинений, но особенно прославил Таранатху его труд - знаменитая «История буддизма в Индии» (1608 г.). Его полное собрание сочинений (тиб. gsung ‘bum) состоит из 23 томов, некоторые из них переведены на европейские языки. Таранатха считается четырнадцатым в цепи перерождений, восходящей к Ананде, ближайшему ученику и двоюродному брату Будды. В 1615 г. Таранатха в местности Джомонанг основал монастырь под названием «Вечный процветающий остров» (тиб. rtag brtan phun tshogs gling).

Основную часть жизни Таранатха провел в Монголии. Монголы за плодотворную деятельность назвали Таранатху Джебзун Дамбой, что означает «Святой Владыка». Считается, что после смерти Таранатхи его перерождения продолжались в Монголии вплоть до XX в. в качестве Халха Джебцун Дамбы.

Трактат «Шентон нинбо» (тиб. gzhan stong snying ро) является важным источником по изучению основополагающей джонангпинской доктрины «Пустоты-иного». Он был написан Таранатхой в 1605 г. и

входит в состав его сумбума (собрания сочинений). Этот труд относится к типу доксографичсской и историко-философской литературы сидцханта (санскр. siddhanta), называемой «презентацией религиозно-философских систем» (санскр. siddhantavyavasthapana, гиб. grub mtha'i mam bzhag). Он посвящен анализу небуддийских и буддийских школ в контексте учения о «Пустоте-иного».

Если говорить о литературе сидцханта в целом, то традиция ее написания восходит к таким индобуддийским философским сочинениям, как «Таркаджвала» («Пламя умозаключений») основателя школы мадхьямика-сватантрика Бхававивеки (500-570?) и «Таттвасанграха» («Собрание о Таково-сти») основателя школы йогачара-мадхъямика-сватантрика Шантаракпгиты (725-788). В Тибете существуют крупные презентации подобного типа. К ним, в частности, относятся такие сиддханты, как «Солнце страны Всеблагого, исполняющее все чаяния всех существ, Океан цитат и доказательств: Высшее разъяснение глубокого смысла и философских концепций небуддийских и буддийских философских школ» Чжамьяна Шадба Дорчже (тиб. 'jam byangs bzhad pa'i rdo ije, 1648-1722), «Прекрасное украшение Учения Муни: Объяснение концепций философских школ» Чанкья Ролпэ Дорчже (тиб. lcang skya rol pa'i rdo ije, 1717-1786) и «Воззрения четырех буддийских философских школ» Кенсур геше лхарамбы Агван Нимы (тиб. ngag dbang nyi ша, 1907-1990).

Сидцханта Таранатхи написана в стиле кратких презентаций религиозно-философских систем. К ним относятся такие сиддханты, как «Презентация философских систем» (тиб. grub mtha’i rnam gzhag) Джебцзун Чокьи Гьялцена (тиб. rjc btsun chos kyi rgyal mtshan) (1469-1546), «Корабль, входящий в океан философских систем» (тиб. grub mtha’ rgya mtshor ‘jug pa’i gru rdzings) Далай-ламы II Гедун Гьяцо (1476-1542), «Презентация философских систем: “Высочайшее древо, вдохновляющее чистых умом. Молот, разрушающий скалистые гряды оппонентов”» (тиб. grub mtha’ mam bzhag bio gsal spro ba bskyed pa’i ijon pa phas rgoi brag ri ‘joms pa’i tho ba) Панчен Соднам Дагпы (1478-1554).

Анализ работы Таранатхи приводит нас к выводу, что классификация школ в ней носит критическую направленность. Все буддийские школы выстроены в определенной последовательности - от низших к высшим. Данная классификация школ восходит к классической Махаянской герменевтической схеме. В основе се лежит деление сутр на две группы: содержащие условный смысл (тиб. drang pa’i don) и прямой (тиб. nges pa’i don). К первой группе относятся сутры, в которых Будда проповедует учение иносказательно или приспосабливаясь к уровню понимания людей, а ко второй - сутры, в которых он прямо и недвусмысленно излагает свои идеи. При этом школы, следующие сутрам условного смысла, выражают конвенциональную истину (тиб. kun rdzob bden ра), поэтому считаются низшими.

Школы, придерживающиеся сутр прямого смысла, выражают абсолютную, окончательную истину (тиб. don dam bden ра) и являются высшими. В классических буддийских школах сутры классифицировались по-разному. Например, в мадхьямике сутрами прямого смысла считаются праджняпар-митскис, а в йогачаре - сутры, излагающие доктрину «только сознания». Сидцханта Таранатхи выполнена в джонангпинской традиции и фиксирует новаторский способ классификации сутр - маха-мадхьямический. В школе джонангпа сутрами прямого смысла считаются те, в которых говорится о постоянном, неизменном и вечном существовании первичной природы, дхармакаи, татхагатагарбхи и др. Здесь можно привести некоторые из них: «Татхагатагарбха-сутра» (тиб. de bzhin gshegs pa’i snying po’i mdo), «Махабхсрихаракапариварта-сутра» (mga po che chen po’i пк!о),«Ангулималия-сутра» (тиб. sor mo’i phreng ba la phan pa’i mdo), «Шрималадевисингханада-сутра» (тиб. dpal 'phreng senge sgras zhus pa’i mdo), «Махапарннирвана-сутра» (тиб. mya ngan las ‘das pa chcn po’i mdo), «Ратнамсгха-сутра» (тиб. dkon mchog sprin ba’i mdo), «Прасантавинишчаясамадхи-сутра» (тиб. rab tu zhi ba mam nges kyi ting nge ‘dzin gyi mdo) и др. [9, с. 10].

Теперь рассмотрим структуру работы Тарантахи.

Трактат «Шентон Нинбо» имеет три основные раздела:

1. Общее объяснение концепций философских школ (grub mtha’).

2. Ознакомление с учением мадхьямики.

3. Исследование признаваемого в той [мадхьямике] другими.

Раздел «Общее объяснение (тиб. spyir bstan) концепций (тиб. mam gzhag) философских школ» подразделяется на два подраздела: «Небуддийские школы» и «Буддийские школы». В разделе «Не-будцийские школы» Таранатха дает общий анализ воззрений трех древнеиндийских школ: локаяты (тиб. rgyang ‘phan ра), санкхьи (тиб. grangs сап ра), ниргрантхи (тиб. gcer bu ра), Анализ этих школ он начинает с критики. По мнению Тарантахи, у иноверческих школ нет истинного пути освобождения, поскольку у них отсутствует правильное понимание Я. В то же время Таранатха отмечает, что в некоторых из этих школ имеется практика, ведущая к перерождению на высших уровнях бытия.

Далее Таранатха переходит к рассмотрению воззрений четырех главных буддийских школ, сформировавшихся в Индии: вайбхашики (тиб. bye brag smra ba), саутрантики (тиб. mdo sde pa), чит-таматры (тиб. sems tsam pa), мадхьямики (тиб. dbu та). При этом он традиционно относит первые две школы к Хинаяне, а последние - к Махаяне. Критерием деления школ по двум направлениям является их позиция в признании хинаянского или Махаянского канона за конечное Слово Будды. Здесь Таранатха высказывает оригинальную идею о том, что среди последователей хинаянской философии есть те, которые следуют пути Махаяны, и наоборот.

Затем автор переходит к рассмотрению воззрений буддийских школ. Главной темой исследования Таранатха избирает их позиции в отношении истинно-установленного (тиб. bden grub) и неис-тинно-существующего (тиб. bden med). Эти понятия в терминах западной философии можно интерпретировать следующим образом. Истинно-установленное относится к объективному аспекту существования вещи и устанавливается посредством логического анализа, а неистинно-существующее -это проявленный, или феноменальный, аспект вещи, который является ложным.

В школе вайбхашика истинно-установленным считаются сознание, психические элементы, десять видов материального, индрии, випраюкта- санскары, асанскрита, время (прошлые и будущие вещи). К неистинно существующим относятся «грубые» (большого размера) вещи и потоки моментов существования.

Таранатха выделяет в вайбхашике «хороших» философов (кашмирских вайбхашиков), отрицающих субстанциональное существование Я, и «плохих» философов (самматья), которые отрицают единичное, постоянное и независимое Я, но признают существующим субстанционально и истинно установленным «просто Я» (тиб, nga bdag tsam zhig), вследствие чего не имеют подлинного пути освобождения. Затем автор отмечает, что в вайбхашике Словом Будды считаются «Семь разделов по Абхидхарме» (трактатов авторитетных авторов по Абхидхарме), а взгляды и практика должны быть в соответствии с «Махавибхашей» Васумитры.

В саутрантике неистинно-существующими считаются асанскрита-дхармы (тиб. Mus та byas), випракюкта-санскары (тиб. ldan min du byed), прошлые и будущие дхармы (тиб. ‘das та ‘ongs); неистинно-установленными являются поток «грубого» (тиб. rags rgyun) материального (тиб. gzugs) и потоки психического (тиб. shes ра). К истинно-установленным относятся частицы (тиб. rdul phran) настоящего момента (тиб. da ltar ba) и моменты (тиб. skad cig та) психического, не имеющие частей (тиб, cha med).

Саутрантики считают конечным Словом Будды хинаянскую Сутра-питаку. «Семь трактатов по Абхидхарме» и Махаянские сутры не признаются Словом Будды, и отрицается авторитет «Махавиб-хаши».

В школе читтаматра истинно-установленным считается сущность (тиб. ngo bo) сознания (тиб. mam shes), или психического (тиб. shes ра), в котором отсутствуют два аспекта: воспринимаемое (тиб. gsung) и воспринимающее (тиб. ‘dzin). Соответственно, два последних признаются существующими неистинно.

Далее автор переходит к рассмотрению школы мадхьямика. Она подразделяется на два направления: мадхьямику обычную (тиб, dbu та phal ba) и великую (тиб. dbu та chen ро). При этом Таранатха обычную мадхьямику называет также рангтон (тиб. rang stong), то есть утверждающей пустот-ность самой пустотности. В Индии и Тибете, пишет он, она известна как «школа, придерживающаяся концепции бессамостности» (тиб. ngo bo nyid med par smra ba). В этой системе неистинно-существущим считается все конвенциональное (тиб. kun rdzob) и абсолютное (тиб. don dam).

Затем автор переходит к анализу школы Великая мадхьямика. Таранатха пишет, что она известна в Тибете как Шентон. В этой философской системе неистинно-существующим считаются все феномены, рассматриваемые в разделе основы, или сансары. Истинно-установленным Таранатха признает все относящееся к абсолютному, или абсолютной истине, то есть самопознающую и самопроясняю-щуюся изначальную мудрость (тиб. ye shes rang rig rang gsal), недвойственную с дхармовым пространством (дхармадхату) и дхарматой, которые являются асанскрита-дхармами.

Далее Таранатха приводит классификации сутр, принятые в школах Махаяны. Автор пишет, что все эти школы признают Словом Будды Махаянскис сутры. Тем не менее сутры Махаяны подразделяются на две группы: сутры, содержащие прямой смысл (тиб. nges don), и сутры условного смысла, требующие истолкования (тиб. drang don). Классификация сутр в этих школах строится по-разному. Таранатха объясняет, что в школе читтаматра сутрами прямого смысла считаются «Сандхинирмоча-на» (тиб, dgongs ра nges ‘grel), «Ланкаватара» (тиб. lang kar gshegs), «Гандавьюха» (тиб. rgyan stug ро)

и «Аватамсака» (тиб. phal bo che), известные как «четыре сутры» (тиб. mdo bzhir grags pa), а все остальные сутры характеризуются как содержащие условный смысл.

В обычной мадхьямике считают, что сутры последнего поворота Колеса Учения, на которые опираются читтаматрики, содержат условный смысл и поэтому требуют истолкования. А сутры прадж-няпарамитского цикла, проповеданные при среднем повороте Колеса Учения, излагают «прямой смысл». Таранатха утверждает, что школа Великая мадхьямика базируется на ряде сутр всех трех поворотов. Из первого поворота принимается сутра «Наставлений Катьяяны» (тиб. katyayana’i gdams ngag), великий раздел сутр «Пустотность» (тиб. stong pa nyid), из среднего поворота - «Глава вопросов Майтреи» (тиб. byams pas zhus pa’i le’u), «Праджняпарамита» [в] пятистах [шлоках] (тиб. sher phyin Inga brgya) и некоторые другие, из последнего поворота - четыре вышеназванные базовые чит-таматринские сутры. При этом Таранатха пишет, что тайное учение в Великой мадхьямике было разработано на базе таких сутр, как «Татхагатагарбха» (тиб. bde bzhin gshegs pa'i snying po), «Великий барабан» (тиб. mga bo che), «Имеющий ожерелье из пальцев» (тиб. sor mo’i phrengs pa can), «Шрима-ла» (тиб. dpal phreng), «Махапаринирвана» (тиб. mya ngan las 'das pa chen po), «Ратнамегха» (тиб. dkon mchog sprin), «Волшебство, являющее целиком и полностью успокоение» (тиб. rab tu zhi ba mam par nges pa'i cho 'phrul) и ряда других. Затем Таранатха пишет, что доктрина Пустоты-иного ясно излагается в трактатах Асанги и Васубандху. Из сочинений Васубандху он приводит следующие: «Комментарий на двадцать пять тысяч шлок сутры Праджняпарамиты: Борьба с возражениями», комментарий на «Дхармадхарматавибхангу» Майтреи. Общее изложение доктрины Пустоты-иного имеется в сочинениях Дигнаги, Стхирамати и некоторых других известных философов. При этом отдельные и тонкие моменты доктрины Шентон передавались устно, причем только лучшим ученикам. Далее Таранатха делает замечание, что в Тибете доктрину Пустоты-иного ошибочно соотносят с философией читтаматры. Из тех же, кто правильно воспринял Шентон, были переводчики Сугар Дорже (тиб. gzu dga’ par rdo rje), Зан Лабоче (тиб. bstan la po che) и другие придерживающиеся системы Майтреи. Но наибольший вклад в разъяснение доктрины Шентон, пишет Таранатха, сделал Долбупа Шераб Гьял-цен (тиб. dol bu pa shes rab rgyal mtshan) (1292-1361).

Второй раздел включает два подраздела: «Обычная трактовка мадхьямики» и «Специфическая трактовка».

Подраздел «Обычная трактовка мадхьямики» Таранатха начинает с классического (прасангиковско-го) разъяснения доктрины срединности (мадхьямики). Он раскрывает се посредством теории двух истин (относительной и абсолютной), утверждающей принцип свободы от крайностей, иначе пусготности.

Далее Таранатха переходит к анализу абсолютной истины. Под ней он понимает то, что истинно существует (тиб. bden par yod). К ней этот философ относит ведающую пустотность мудрость, которая существует по способу дхарматы и может присутствовать в эмпирическом знании (тиб. mam shes), т.е. концептуальном знании, не являющемся действительным. Абсолютная истина также свободна от двух крайностей.

Таранатха пишет, что все, относящееся к относительному, пусто - лишено собственной сущности (тиб. rang gi ngo bor stong), а также сущности иного (тиб. gzhan gyi ngo bo). Но мудрость дхарматы не пуста - не лишена собственной сущности и существует изначально и постоянно. В связи с этим Таранатха дает свою трактовку пустотности. Пустотность, говорит он, с необходимостью не является пустотностью самой себя - лишенностью собственной сущности. Пустотность изначальной мудрости означает ее отделенность от всех дхарм, относящихся к категории относительного, или феноменального, подразделяемого на воспринимаемое и воспринимающее. Далее Таранатха подвергает критике гелугпинскую трактовку пустотности-себя (тиб. rang stong), в которой он видит также противоречие с индийскими представителями рангтона.

Таранатха пишет, что абсолютная истина (дхармата) не связана с относительным, поскольку является отрицанием его и его предикатов. Она находится вне определений, определяемого и их основы, времени и пространства. Она вездесуща (тиб. kun ‘gro) и всеохватывающа-всепронизывающа (тиб, kun khyab).

Во втором подразделе «Специфическая трактовка мадхьямики» Таранатха объясняет доктрину Шентон в контексте учения о Татхагатагарбхе. Затем он дает такое определение школы мадхьямика-шентон: это школа, придерживающаяся объяснения о том, что относительное лишено сущности иного и сверх того лишено также собственной сущности, а абсолютное лишено только сущности другого.

Таранатха переходит к описанию сотериологии мадхьямики-шентон, где объясняет метод преодоления грубой и тонкой привязанности.

В третьем разделе «Опровержение признаваемого другими» Таранатха дает отповедь на критику ряда положений Шентона, выдвинутую другими школами. В частности, он опровергает обвинение в отношении постоянства и непостоянства Сугатагарбхи.

В заключении Таранатха дает толкование отдельных понятий. Этот раздел начинается с оценки Трех поворотов колеса учения (тиб. chos kyi ‘khor lo gsum). Таранатха разъясняет учение о трех признаках, в соответствии с которыми он подразделяет все сущее: "воображаемое" (парикальпита), "зависимое" (паратантра) и "совершенное" (паринишпана). Согласно автору, дхармы классифицируются на сансарические и нирванические.

Проанализировав структуру и содержание трактата «Шентон Нинбо» Таранатхи, можно сделать вывод, что он представляет собой джонангпинский подход к систематизации и классификации буддийских школ. Он является одним из важнейших источников по изучению оригинальной концепции Шентон, разработанной в тибетской буддийской традиции. Его детальное исследование открывает определенные перспективы в деле всестороннего уяснения особенностей как системы Великой мад-хьямики с базовой для нее концепцией Шентон, так и традиции джонангпы в целом.

Литература

1.Gzhan stong snyin ро bzhugs so (ксилограф на 12л.)

2. The Jo nan pas: A school of Buddhist Ontologists according to the Grub mtha' shcl gyi me long // Journal Of the American Oriental Society. New Haven, Connecticut, U8A, 1963. Vol. 83.

3. Shatoro Iida. Reason and Emptiness. A Study in Logic and Misticism. Tokio, 1980

4.Чандракирти. Введение в Мадхьямику. СПб., Евразия, 2004.

5.Огнева Е.Д. Таранатха Гунга Нингбо (материалы к биографии) // Источниковедение и историография истории буддизма. Страны центральной Азии. - Новосибирск, 1986.

6.Цультим Гьямцо. Последовательные стадии медитации на пустотность: сб. М.: Шечен, 2001.

7. Огнева Е.Д. Таранатха, Кунга-нышбо как историк, художник, искусствовед // Общество и государство в Китае. Тез,докл. 15-я конференция. Ч. 2. М., 1984.

8.Будон Ринчендуб. История буддизма // пер. с тибет. Е. Обермиллера, пер. с англ. А.М. Донца. СПб.: Евразия, 2001. ~

9.Долпопа Шераб Гьялцен. Буддийское учение времен Крита-юги («Четвертый собор»)/ пер. с тибет. В. Баторова; ред. Д. Устьянцев. - М.: Шечен, 2007.

Literature

1.gzhan stong snyin po bzhugs so (manuscript, 12 ff.)

2. The Jo nan pas: A school of Buddhist Ontologists according to the Grub mtha ' shel gyi me long // Journal Of the American Oriental Society. New Haven, Connecticut, U8A, 1963. Vol. 83.

3. Shatoro Iida. Reason and Emptiness. A Study in Logic and Misticism. Tokio, 1980.

4.Chandrakirti. Introduction to Madhyamika. SPb.: Yevraziya, 2004.

5.Ogneva Ye.D. Taranatha Gunga Nyinpo (materials on biography) // Source study and historiography of history of Buddhism. Countries of Central Asia. - Novosibirsk, 1986.

6.Tsultim Gyatso. Progressive stages of meditation on emptiness. М.: Shechen, 2001.

7. Ye.D. Ogneva. Taranatha, Gunga Nyinpo as historian, painter and artist // Society and state of China. Materials of 15th conference. Abstracts of papers. V. 2, М., 1984.

8.Budon Rinchendub. “History of Buddhism” (translation from Tibetan by E. Obermiller, transl. from English by A.M. Donets). SPb.: Yevrasiya, 2001.

9.Dolpopa Sherab Gyaltsen. “Buddhist Teaching of Krita Yuga’s time” (The Fourth Council)/ transl. by V.Batorov; edited by D. Ustyantsev - M.: Shechen, 2007.

Сведения об авторе

Хартаев Владимир Владиславович - аспирант Центра восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6.

Data on author

Khartayev Vladimir Vladislavovich, post-graduate student of IMBT SD RAS, Ulan-Ude, Sakhyanova str. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.