Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 31 (322).
Филология. Искусствоведение. Вып. 84. С. 116-118.
А. Ю. Петкау
КОНЦЕПТ ЗДОРОВЬЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ВОСПРИЯТИИ
В статье представлены результаты психолингвистического эксперимента, проведенного с целью выявления особенностей профессионального восприятия концепта «здоровье». Выделены значимые когнитивные признаки, произведено ранжирование их яркости, описана полевая модель концепта.
Ключевые слова: концепт, здоровье, психолингвистический эксперимент, когнитивные признаки, профессиональное восприятие.
Ступень ученичества представляет собой важный этап в процессе формирования языка профессиональной коммуникации, поскольку позволяет акцентировать внимание на репрезентации профессионально значимых смыслов [1. С. 20]. Коллективное когнитивное пространство воплощает структурированную совокупность ментальных конструктов, которыми обладают все личности, входящие в тот или иной социум [3. С. 200].
Настоящее исследование посвящено одному из антропологически важных концептов русской культуры - концепту здоровье, содержательной единице ментального лексикона. Гипотеза исследования состоит в том, что представления носителей русского языка о здоровье будут иметь профессиональную специфику. Нами был проведен экспликатив-ный эксперимент среди студентов Уральского института государственной противопожарной службы МЧС России. Выбор информантов обусловлен несколькими причинами. Во-первых, «младшие возрастные группы отличает в большей мере, чем зрелых людей, черно-белое восприятие действительности» [7. С. 119], вследствие чего для них характерно более обостренное осознание ментально значимых сущностей. Во-вторых, с ранних лет учебы у будущих пожарных формируется свойственное представителям данной профессии чувство заботы как о своем здоровье, так и о здоровье людей, оказавшихся в чрезвычайных ситуациях. В опросе участвовало 208 респондентов, всего проанализировано 1096 реакций.
Эксперимент проводился в форме анонимного анкетирования. Студентам было предложено прокомментировать две воображаемые ситуации: «1. Представьте, что маленький ребенок спрашивает у Вас: «Что такое здоровье?». Как бы Вы ему ответили? 2. Представь-
те, что Ваш друг-иностранец спрашивает Вас: «Что в Вашей стране понимается под словом здоровье?». Как бы Вы ему ответили? (предполагается, что ответ будет на русском языке)».
Мы просили также вспомнить поговорки и пословицы со словом «здоровье». Респондентам предоставлялась возможность отвечать без ограничения во времени. Отличительными особенностями данного вида психолингвистического эксперимента является, во-первых, получение обширного материала, поскольку экспликативным текстам свойственны «эмоциональность, разговорность лексических средств, диалогичность, значительный объем» [6. С. 148], а во-вторых, возможность рассмотреть, как респонденты транслируют свое миропонимание в словесных картинках и индуцируют соответствующие образы у своего гипотетического коммуникативного партнера [9. С. 115].
На первом этапе исследования выявлялась семантика ассоциатов, которая методом когнитивной интерпретации обобщалась в когнитивные признаки, а затем на основе близости их значения - в когнитивные классификаторы. Проводилось определение и ранжирование яркости признаков по принципу частотности (см.: [5. С. 67-75]). На втором этапе работы проводился сравнительный анализ вновь полученных результатов экспликативного эксперимента с полученными раннее. Имеется в виду эксперимент, проведенный в 2011-2012 гг. с учащейся молодежью гуманитарной и технической специализаций в двух учебных заведениях г. Екатеринбурга. В нем приняли участие 159 студентов, всего проанализировано 1168 реакции [4].
Представим результаты первого этапа исследования в виде полевой модели концепта здоровье.
Ядро формируется когнитивным классификатором Состояние организма с яркостью 0,2108 (здесь и далее число отражает отношение количества ассоциатов, объективирующих данный признак в опрашиваемой группе, к общему количеству полученных в эксперименте ассоциатов), когнитивные признаки которого раскрывают понятийные характеристики анализируемого концепта. Респонденты определяют здоровье в своих ответах маленькому ребенку или иностранцу с опорой на лексикографическое толкование. С одной стороны, здоровье - состояние организма, при котором его органы способны выполнять все функции для обеспечения жизнедеятельности (ср.: «состояние животного тела, когда все жизненные отправления идут в полном порядке»[2. С. 675]). с другой стороны, здоровье - состояние полного физического, психологического и социального благополучия (ср.: «полное физическое и психическое благополучие» [8. С. 275]).
В приядерную зону концепта здоровье входит когнитивный классификатор ЗОЖ (здоровый образ жизни) - отказ от вредных привычек с яркостью 0,1323 с частотными когнитивными признаками не пить алкоголь, не курить, не употреблять наркотики. Респонденты предостерегают: Не кури, не пей, ты маленький - подрастешь и будешь слабенький! На наркотик не смотри, лучше в спортзал сходи!; Здоровье - это когда чувствуешь себя на 18, а для этого нужно заниматься спортом, закаляться и не иметь вредных привычек. Кроме того, в данную зону входит когнитивный классификатор ЗОЖ двигательная активность (0,1223), который содержит следующие когнитивные признаки: спорт, движение, зарядка, подтянуться на турнике, следить за своим физическим воспитанием, активный образ жизни и т. д.
Важно отметить репрезентацию признаков когнитивного классификатора ЗОЖ культивирование положительных эмоций (0,1022): респонденты характеризовали здоровье как веселого, доброго человека, который всегда находится рядом и защищает тебя; веселого, доброго человека, у которого хорошее настроение и т. д.
Когнитивный классификатор Отсутствие болезни (0,1004) представляет наиболее частотные когнитивные признаки данной группы: когда не болеешь; когда ничего не болит. В проанализированных реакциях здоровье - это гномик, который сидит внутри тебя и следит,
чтобы плохие бактерии не пробрались к тебе, и ты не заболел; Это когда не знаешь, что такое аптека и кто такой врач и т. д.
Обратимся ко второму этапу исследования. Сравнительный анализ показал, что ядерная часть двух сопоставительных групп неизменна: наибольшую актуализацию в обеих группах получает когнитивный классификатор Состояние организма (ср. отмеченную яркость
0,2108 в группе студентов-пожарных и 0,1661 в общей группе).
Приядерная зона характеризуется небольшими изменениями. В общей группе носителей русского языка молодого возраста в приядерную зону входят классификаторы ЗОЖ: двигательная активность (0,1223 и 0,1207). культивирование положительных эмоций (0,1022 и 0,1027), отказ от вредных привычек (0,1323 и 0,1079).
У студентов Уральского института государственной противопожарной службы МЧС России когнитивный классификатор Отсутствие болезни (0,1004 и 0,0711) занимает при-ядерную зону, а не ближнюю периферию, как в сравниваемой группе. Возможно, это связано с тем, что профессиональные пожарные должны уметь оказать себе и пострадавшим первую медицинскую помощь, методики которой занимают важное место в преподавании.
Отличия отмечены и в зоне ближней периферии. В общей группе носителей русского языка ближнюю периферию составляют классификаторы ЗОЖ: правильное питание (0,0873), профилактика (0,0796), защита (0,0839), рациональное чередование труда и отдыха (0,0240), а также Ценностное отношение к здоровью (0,0565), Социальная составляющая (0,0283). При этом в группе студентов-пожарных последний из указанных когнитивных классификаторов и ЗОЖ рациональное чередование труда и отдыха входят в зону дальней периферии.
К дальней периферии обеих групп относятся классификаторы: Наследственность, Экология, Дар, Физическая составляющая, Духовная составляющаяи Ментальная характеристика концепта. Когнитивный классификатор Красота представлен только в общей группе носителей русского языка молодого возраста.
Подведем итоги нашим наблюдениям. Во-первых, анализ материала продемонстрировал широкую объективацию концепта здоровье, что свидетельствует о его высокой значимо-
сти для данной профессиональной группы. Во-вторых, нами отмечена профессиональная специфика восприятия концепта здоровье, поскольку, несмотря на постоянство ядра в структуре анализируемого концепта, наблюдаются различия в соотношении когнитивных классификаторов в приядерной зоне, ближней и дальней периферии. При этом почти все когнитивные классификаторы, кроме одного (Красота), остались востребованными, новых когнитивных классификаторов отмечено не было.
Список литературы
1. Голованова, Е. И. Лингвистическая интерпретация термина: когнитивно-коммуникативный подход // Изв. Урал. гос. ун-та. 2004. № 33.С. 18-25.
2. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. Т. I. М.., 1998. 699 с.
3. Красных, В. В. Основы психолингвистики: лекцион. курс. М., 2012. 333 с.
4. Петкау, А. Ю. Концепт здоровье в сознании молодых носителей русского языка: экс-пликативный эксперимент // Вопр. когнитив. лингвистики. 2013. № 4. (в печати).
5. Попова, З. Д. Когнитивная лингвистика / З. Д. Попова, И. А. Стернин. М., 2007. 314 с.
6. Попова, З.Д., Стернин И.А. Лексическая система языка: Внутренняя организация, категориальный аппарат и приемы описания /
З. Д. Попова, И. А. Стернин. М., 2011. 176 с.
7. Сикевич, З. В. Русские: «образ» народа (социологический очерк). М., 1996. 204 с.
8. Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов / отв. ред. Н. Ю. Шведова. М., 2011. 1175 с.
9. Шаховский, В. И. Дискурсивность эмоций в человеческой коммуникации // Изв. Волгоград. гос. пед. ун-та, 2011. Т. 62. № 8. С. 115-120.
Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 31 (322).
Филология. Искусствоведение. Вып. 84. С. 118-120.
Л. В. Попова
АКТУАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПТА «ГРЕХ» В РУССКОМ ЮРИДИЧЕСКОМ ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ XVIII ВЕКА
Рассматривается специфика репрезентации концепта «грех» в юридическом дискурсе XVIII века и реконструируются этнокультурные характеристики русского юридического языкового сознания.
Ключевые слова: концепт, профессиональная языковая личность, юридическое языковое сознание, юридический дискурс.
Концепт «грех» входит в число ключевых концептов русской языковой картины мира. Считается, что национальная специфика концепта «грех», обусловленная сложностью и диалектичностью русского менталитета, заключается в многомерности концептуальной структуры - наличии в ней социального, этического, религиозного компонентов [1; 4]. Отметим, что объединяет все традиционные сферы функционирования данного концепта неофициальный характер коммуникации.
Юридическая коммуникация, обеспечивающая введение и реализацию правовых норм, имеет официальный статус. По нашему мнению, возможность оперирования непрофессио-
нальной категорией в профессиональной сфере указывает на недостаточную обособленность последней. Одной из причин такой ситуации может быть доминирование этнокультурных характеристик в структуре профессиональной языковой личности. В истории русского права своеобразный этико-религиозно-правовой синкретизм существовал не только в древнюю эпоху, но и значительно позже. Полученные нами языковые данные свидетельствуют о значительной роли непрофессиональных (этических и религиозных) представлений в профессиональном языковом сознании юристов XVIII в.
Далее приведем результаты анализа языковых единиц, вербализующих концепт «грех»