Научная статья на тему 'Концепт здоровье в профессиональном восприятии'

Концепт здоровье в профессиональном восприятии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
287
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / ЗДОРОВЬЕ / ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / КОГНИТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / CONCEPT / HEALTH / PSYCHOLINGUISTIC EXPERIMENT / COGNITIVE FEATURES / PROFESSIONAL PERCEPTION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Петкау Александра Юрьевна

В статье представлены результаты психолингвистического эксперимента, проведенного с целью выявления особенностей профессионального восприятия концепта «здоровье». Выделены значимые когнитивные признаки, произведено ранжирование их яркости, описана полевая модель концепта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concept Health in Professional Perception

This article presents the results of the psycholinguistic experiment held among the recipients selected on the professional bias with the intention of identifying potential occupational specific of the concept Health. Cognitive features are detected by the method of the conceptual analysis of the received material with the following ranging according to their brightness. The verbal model of the concept Health is described. The results of the study demonstrate the features of the professional perception of the analyzed concept.

Текст научной работы на тему «Концепт здоровье в профессиональном восприятии»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 31 (322).

Филология. Искусствоведение. Вып. 84. С. 116-118.

А. Ю. Петкау

КОНЦЕПТ ЗДОРОВЬЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ВОСПРИЯТИИ

В статье представлены результаты психолингвистического эксперимента, проведенного с целью выявления особенностей профессионального восприятия концепта «здоровье». Выделены значимые когнитивные признаки, произведено ранжирование их яркости, описана полевая модель концепта.

Ключевые слова: концепт, здоровье, психолингвистический эксперимент, когнитивные признаки, профессиональное восприятие.

Ступень ученичества представляет собой важный этап в процессе формирования языка профессиональной коммуникации, поскольку позволяет акцентировать внимание на репрезентации профессионально значимых смыслов [1. С. 20]. Коллективное когнитивное пространство воплощает структурированную совокупность ментальных конструктов, которыми обладают все личности, входящие в тот или иной социум [3. С. 200].

Настоящее исследование посвящено одному из антропологически важных концептов русской культуры - концепту здоровье, содержательной единице ментального лексикона. Гипотеза исследования состоит в том, что представления носителей русского языка о здоровье будут иметь профессиональную специфику. Нами был проведен экспликатив-ный эксперимент среди студентов Уральского института государственной противопожарной службы МЧС России. Выбор информантов обусловлен несколькими причинами. Во-первых, «младшие возрастные группы отличает в большей мере, чем зрелых людей, черно-белое восприятие действительности» [7. С. 119], вследствие чего для них характерно более обостренное осознание ментально значимых сущностей. Во-вторых, с ранних лет учебы у будущих пожарных формируется свойственное представителям данной профессии чувство заботы как о своем здоровье, так и о здоровье людей, оказавшихся в чрезвычайных ситуациях. В опросе участвовало 208 респондентов, всего проанализировано 1096 реакций.

Эксперимент проводился в форме анонимного анкетирования. Студентам было предложено прокомментировать две воображаемые ситуации: «1. Представьте, что маленький ребенок спрашивает у Вас: «Что такое здоровье?». Как бы Вы ему ответили? 2. Представь-

те, что Ваш друг-иностранец спрашивает Вас: «Что в Вашей стране понимается под словом здоровье?». Как бы Вы ему ответили? (предполагается, что ответ будет на русском языке)».

Мы просили также вспомнить поговорки и пословицы со словом «здоровье». Респондентам предоставлялась возможность отвечать без ограничения во времени. Отличительными особенностями данного вида психолингвистического эксперимента является, во-первых, получение обширного материала, поскольку экспликативным текстам свойственны «эмоциональность, разговорность лексических средств, диалогичность, значительный объем» [6. С. 148], а во-вторых, возможность рассмотреть, как респонденты транслируют свое миропонимание в словесных картинках и индуцируют соответствующие образы у своего гипотетического коммуникативного партнера [9. С. 115].

На первом этапе исследования выявлялась семантика ассоциатов, которая методом когнитивной интерпретации обобщалась в когнитивные признаки, а затем на основе близости их значения - в когнитивные классификаторы. Проводилось определение и ранжирование яркости признаков по принципу частотности (см.: [5. С. 67-75]). На втором этапе работы проводился сравнительный анализ вновь полученных результатов экспликативного эксперимента с полученными раннее. Имеется в виду эксперимент, проведенный в 2011-2012 гг. с учащейся молодежью гуманитарной и технической специализаций в двух учебных заведениях г. Екатеринбурга. В нем приняли участие 159 студентов, всего проанализировано 1168 реакции [4].

Представим результаты первого этапа исследования в виде полевой модели концепта здоровье.

Ядро формируется когнитивным классификатором Состояние организма с яркостью 0,2108 (здесь и далее число отражает отношение количества ассоциатов, объективирующих данный признак в опрашиваемой группе, к общему количеству полученных в эксперименте ассоциатов), когнитивные признаки которого раскрывают понятийные характеристики анализируемого концепта. Респонденты определяют здоровье в своих ответах маленькому ребенку или иностранцу с опорой на лексикографическое толкование. С одной стороны, здоровье - состояние организма, при котором его органы способны выполнять все функции для обеспечения жизнедеятельности (ср.: «состояние животного тела, когда все жизненные отправления идут в полном порядке»[2. С. 675]). с другой стороны, здоровье - состояние полного физического, психологического и социального благополучия (ср.: «полное физическое и психическое благополучие» [8. С. 275]).

В приядерную зону концепта здоровье входит когнитивный классификатор ЗОЖ (здоровый образ жизни) - отказ от вредных привычек с яркостью 0,1323 с частотными когнитивными признаками не пить алкоголь, не курить, не употреблять наркотики. Респонденты предостерегают: Не кури, не пей, ты маленький - подрастешь и будешь слабенький! На наркотик не смотри, лучше в спортзал сходи!; Здоровье - это когда чувствуешь себя на 18, а для этого нужно заниматься спортом, закаляться и не иметь вредных привычек. Кроме того, в данную зону входит когнитивный классификатор ЗОЖ двигательная активность (0,1223), который содержит следующие когнитивные признаки: спорт, движение, зарядка, подтянуться на турнике, следить за своим физическим воспитанием, активный образ жизни и т. д.

Важно отметить репрезентацию признаков когнитивного классификатора ЗОЖ культивирование положительных эмоций (0,1022): респонденты характеризовали здоровье как веселого, доброго человека, который всегда находится рядом и защищает тебя; веселого, доброго человека, у которого хорошее настроение и т. д.

Когнитивный классификатор Отсутствие болезни (0,1004) представляет наиболее частотные когнитивные признаки данной группы: когда не болеешь; когда ничего не болит. В проанализированных реакциях здоровье - это гномик, который сидит внутри тебя и следит,

чтобы плохие бактерии не пробрались к тебе, и ты не заболел; Это когда не знаешь, что такое аптека и кто такой врач и т. д.

Обратимся ко второму этапу исследования. Сравнительный анализ показал, что ядерная часть двух сопоставительных групп неизменна: наибольшую актуализацию в обеих группах получает когнитивный классификатор Состояние организма (ср. отмеченную яркость

0,2108 в группе студентов-пожарных и 0,1661 в общей группе).

Приядерная зона характеризуется небольшими изменениями. В общей группе носителей русского языка молодого возраста в приядерную зону входят классификаторы ЗОЖ: двигательная активность (0,1223 и 0,1207). культивирование положительных эмоций (0,1022 и 0,1027), отказ от вредных привычек (0,1323 и 0,1079).

У студентов Уральского института государственной противопожарной службы МЧС России когнитивный классификатор Отсутствие болезни (0,1004 и 0,0711) занимает при-ядерную зону, а не ближнюю периферию, как в сравниваемой группе. Возможно, это связано с тем, что профессиональные пожарные должны уметь оказать себе и пострадавшим первую медицинскую помощь, методики которой занимают важное место в преподавании.

Отличия отмечены и в зоне ближней периферии. В общей группе носителей русского языка ближнюю периферию составляют классификаторы ЗОЖ: правильное питание (0,0873), профилактика (0,0796), защита (0,0839), рациональное чередование труда и отдыха (0,0240), а также Ценностное отношение к здоровью (0,0565), Социальная составляющая (0,0283). При этом в группе студентов-пожарных последний из указанных когнитивных классификаторов и ЗОЖ рациональное чередование труда и отдыха входят в зону дальней периферии.

К дальней периферии обеих групп относятся классификаторы: Наследственность, Экология, Дар, Физическая составляющая, Духовная составляющаяи Ментальная характеристика концепта. Когнитивный классификатор Красота представлен только в общей группе носителей русского языка молодого возраста.

Подведем итоги нашим наблюдениям. Во-первых, анализ материала продемонстрировал широкую объективацию концепта здоровье, что свидетельствует о его высокой значимо-

сти для данной профессиональной группы. Во-вторых, нами отмечена профессиональная специфика восприятия концепта здоровье, поскольку, несмотря на постоянство ядра в структуре анализируемого концепта, наблюдаются различия в соотношении когнитивных классификаторов в приядерной зоне, ближней и дальней периферии. При этом почти все когнитивные классификаторы, кроме одного (Красота), остались востребованными, новых когнитивных классификаторов отмечено не было.

Список литературы

1. Голованова, Е. И. Лингвистическая интерпретация термина: когнитивно-коммуникативный подход // Изв. Урал. гос. ун-та. 2004. № 33.С. 18-25.

2. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. Т. I. М.., 1998. 699 с.

3. Красных, В. В. Основы психолингвистики: лекцион. курс. М., 2012. 333 с.

4. Петкау, А. Ю. Концепт здоровье в сознании молодых носителей русского языка: экс-пликативный эксперимент // Вопр. когнитив. лингвистики. 2013. № 4. (в печати).

5. Попова, З. Д. Когнитивная лингвистика / З. Д. Попова, И. А. Стернин. М., 2007. 314 с.

6. Попова, З.Д., Стернин И.А. Лексическая система языка: Внутренняя организация, категориальный аппарат и приемы описания /

З. Д. Попова, И. А. Стернин. М., 2011. 176 с.

7. Сикевич, З. В. Русские: «образ» народа (социологический очерк). М., 1996. 204 с.

8. Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов / отв. ред. Н. Ю. Шведова. М., 2011. 1175 с.

9. Шаховский, В. И. Дискурсивность эмоций в человеческой коммуникации // Изв. Волгоград. гос. пед. ун-та, 2011. Т. 62. № 8. С. 115-120.

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 31 (322).

Филология. Искусствоведение. Вып. 84. С. 118-120.

Л. В. Попова

АКТУАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПТА «ГРЕХ» В РУССКОМ ЮРИДИЧЕСКОМ ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ XVIII ВЕКА

Рассматривается специфика репрезентации концепта «грех» в юридическом дискурсе XVIII века и реконструируются этнокультурные характеристики русского юридического языкового сознания.

Ключевые слова: концепт, профессиональная языковая личность, юридическое языковое сознание, юридический дискурс.

Концепт «грех» входит в число ключевых концептов русской языковой картины мира. Считается, что национальная специфика концепта «грех», обусловленная сложностью и диалектичностью русского менталитета, заключается в многомерности концептуальной структуры - наличии в ней социального, этического, религиозного компонентов [1; 4]. Отметим, что объединяет все традиционные сферы функционирования данного концепта неофициальный характер коммуникации.

Юридическая коммуникация, обеспечивающая введение и реализацию правовых норм, имеет официальный статус. По нашему мнению, возможность оперирования непрофессио-

нальной категорией в профессиональной сфере указывает на недостаточную обособленность последней. Одной из причин такой ситуации может быть доминирование этнокультурных характеристик в структуре профессиональной языковой личности. В истории русского права своеобразный этико-религиозно-правовой синкретизм существовал не только в древнюю эпоху, но и значительно позже. Полученные нами языковые данные свидетельствуют о значительной роли непрофессиональных (этических и религиозных) представлений в профессиональном языковом сознании юристов XVIII в.

Далее приведем результаты анализа языковых единиц, вербализующих концепт «грех»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.