УДК 8Г373.4+8Г44
А.Ю. Петкау
КОНЦЕПТ ЗДОРОВЬЕ В СОЗНАНИИ МОЛОДЫХ НОСИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА:
ЭКСПЛИКАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Настоящая статья посвящена анализу результатов, полученных в ходе экспликативного эксперимента, проведенного с носителями русского языка молодого возраста. Данная методика позволила описать возрастную специфику структуры концепта ЗДОРОВЬЕ, определить набор когнитивных классификаторов и их иерархию, выявить соотношение образного, понятийного и интерпретационного компонентов концепта.
Ключевые слова: концепт ЗДОРОВЬЕ, экспликативный эксперимент, когнитивные признаки, интерпретационное поле, моделирование концепта.
Исследования, направленные на изучение основных концептов национальной концептосфе-ры, выводят исследователей на новый уровень систематизации ценностей культуры, отраженных в концептах, - создание концептуария культуры (например, см.: [Антология концептов 2005; Зализняк, Левонтина, Шмелев 2005; Карасик 2009; Логический анализ языка: культурные концепты 1991; Руднев 1997; Русское культурное пространство 2004; Степанов 1997 и др.]). Поэтому приоритетным направлением в рамках когнитивной лингвистики является изучение социокультурно востребованных концептуальных сущностей, пополняющих открытый список антропологически значимых понятий, к которым относится концепт ЗДОРОВЬЕ, являющийся важнейшим витальным ориентиром человека. «Концепт ЗДОРОВЬЕ можно охарактеризовать, с одной стороны, как общечеловеческую, с другой стороны, как личностную, персональную ценность, имеющую особенно важное значение для каждого индивида и в социальной, и в частной жизни» [Усачева 2005: 110], также см.: [Тимошенко 2005; Яроцкая 2012].
На сегодняшний день сложились методологические основы моделирования концептов по единому плану, предполагающему «характеристику образно-перцептивной, понятийной и ценностной сторон концепта» [Карасик 2009: 159]. Лингвистика обладает развитым аппаратом методов для когнитивного исследования, поскольку «формирование полноценного знания возможно в результате сочетания разных способов» [Болдырев 2001: 25]. Среди известных исследовательских приемов важное место занимает экспериментальная методика опроса информантов, поскольку концепт представляет собой «объективно существующее в сознании человека перцептивно-когнитивно-аффективное образование» [Залев-ская 2001: 39], а опрос является самым оператив-
ным и эффективным способом доступа к языковому сознанию и «позволяет эксплицировать глубинные слои структуры концепта» [Пименова 2011: 91]. Одной из разновидностей данного подхода к исследованию концептов является экспли-кативный эксперимент (например, см.: [Грищук 2002]), направленный на исследование понимания значения языковой единицы носителями языка [Попова, Стернин 2001: 117]. Семантическое наполнение понятия «здоровье» в этом случае реализуется через ответы на прямые вопросы. Многомерность сознания человека предполагает неоднозначное понимание концепта носителями языка, вследствие этого у носителей языка возможен разный набор когнитивных признаков одного концепта.
Данная работа посвящена описанию концепта ЗДОРОВЬЕ по результатам экспериментального исследования репрезентации концепта в сознании носителей русского языка юношеского возраста. Нами был проведен экспликативный эксперимент среди учащейся молодежи гуманитарной и технической специализаций в двух учебных заведениях г. Екатеринбурга. В эксперименте участвовало 159 студентов, проанализировано 1168 реакции. Все респонденты относились к одной возрастной группе: 16-18 лет, представители женского и мужского пола представлены в соотношении 2 к 1: 59 юношей и 100 девушек. Выбор для анализа информантов юношеского возраста обусловлен тем, что «сегодняшнее языковое сознание молодежи - это во многом завтрашнее национальное языковое сознание» [Вор-качев 2010: 361]. Кроме того, мы полагаем, что здоровье как физическое и духовное состояние организма динамично и претерпевает в процессе жизненного цикла существенные изменения, поэтому и представление носителей языка о здоровье имеет возрастную специфику.
Студентам было предложено прокомментировать две воображаемые ситуации: «1. Представьте, что маленький ребенок спрашивает у Вас: «Что такое здоровье?». Как бы Вы ему ответили? 2. Представьте, что Ваш друг-иностранец спрашивает Вас: «Что в Вашей стране понимается под словом здоровье?». Как бы Вы ему ответили? (предполагается, что ответ будет на русском языке)». Также мы просили вспомнить пословицы и поговорки со словом «здоровье». Вопросительными формулировками мы пытались спровоцировать студентов на создание собственных экспли-кативных (объяснительных) текстов в ответах.
Полученные данные анализировались следующим образом:
1) выявлялась семантика ассоциатов;
2) обобщались когнитивные признаки на основе близости их значения;
3) определялась яркость признака, рассчитанная по формуле: отношение количества ассо-циатов, объективирующих данный признак в опрашиваемой группе, к общему количеству полученных в эксперименте ассоциатов в этой же группе;
4) близкие по содержанию признаки обобщались в когнитивные классификаторы, проводилось ранжирование яркости.
На основе полученных результатов структура концепта ЗДОРОВЬЕ получает многоаспектную характеристику. Во-первых, описывается макроструктура концепта: выявленные когнитивные признаки структурируются по их отношению к образному, информационному содержанию и интерпретационному полю концепта. Во-вторых, категориальная структура концепта эксплицируется как иерархия когнитивных классификационных признаков. В-третьих, содержание концепта интерпретируется в виде полевой структуры, выявляются признаки, составляющие ядро, приядерную зону, ближайшую и дальнюю периферию концепта. За основу моделирования была взята модель структуры концепта Воронежской научной школы (например, см.: [Попова, Стернин 2007; Шаманова 2007]). Обратимся к поэтапной конкретной характеристике концепта ЗДОРОВЬЕ.
Выявление образного содержания абстрактного концепта представляет значительную трудность, т.к. образный компонент имеет чувственную природу, а здоровье не принадлежит к группе конкретных сущностей. Однако данное затруднение вовсе не отрицает присутствия чувственных образов в структуре исследуемого концепта. Проведенный экспликативный экспери-
мент, в ходе которого испытуемый оказывался в ситуации объяснения понятия другому (ребенку или иностранцу), смог актуализировать образы, связанные в сознании с представлением о здоровье. Респонденты в основном охотно реагировали на предложенные ситуации. Анализ реакций показал, что на характер полученных результатов влияет индивидуальная манера описания чувственных образов испытуемых. Есть испытуемые, склонные детально описывать свои представления, есть - отвечающие на вопросы экзаменатора максимально обобщенно, одним словом. Так, некоторые испытуемые дают реакции: цветочек, за которым нужно смотреть, беречь и защищать от плохих бактерий; конструктор, за которым нужно тщательно ухаживать, а некоторые -хрупкость, машина (ее состояние). Перцептивный образ формируется в сознании носителя языка в результате отражения им окружающей действительности при помощи органов чувств. По перцептивному основанию образы разделились на зрительные: улыбка, румянец, кровь с молоком, внешний вид, красота, здоров как бык; слуховые: смех; тактильные: теплая обувь, тепло одеваться, ходить в теплом шарфе, не есть сосульки; закаляться, контрастный душ, купаться в проруби; вкусовые: пейте, дети, молоко - будете здоровы; тот, кто пьет томатный сок, будет строен и высок; хлеб да крупы на здоровье лупим; чеснок да лук от семи недуг. По доминирующему содержанию преобладают динамические признаки: бегать, прыгать, делать зарядку, чистить зубы, не есть еду, которая упала, мыть руки перед едой, мыть фрукты, не брать в руки бездомных животных, ходить в теплом шарфе, не бегать по лужам, не пить, не курить, не употреблять наркотики.
Образный компонент включает в себя и когнитивные образы, в качестве которых интерпретируются метафорические и метонимические характеристики денотата концепта: свобода, богатство, жизнь, кусочек себя самого, иммунитет, красота, здоровый образ жизни, работоспособность, радость, сила, счастье, бодрость, энергия, гармония, подарок природы.
Полученные когнитивные и перцептивные образы носят ярко выраженный оценочный характер: здоровье необходимо, как воздух, как вода для рыбки, как небо для птицы; здоровье - это шкатулка с драгоценностями; ценность, золото, подарок природы, богатство, дар Божий.
Информационное содержание (или энциклопедическое поле) концепта образуется, прежде
всего, категориальными когнитивными признаками, характеризующими родовую сущность концепта. Для исследуемого нами концепта молодые носители языка выделили следующие родовые признаки: состояние (организма) 0,0180; благополучие 0,0188; самочувствие 0,0308. В категориальной зоне мы выделяем три признака, имеющие дифференциальный характер: 1. признак носителя состояния: (состояние) человека как живого организма, его (души и тела), его (физическое, духовное, социальное состояние); самочувствие (состояние физических и душевных сил человека); 2. атрибутивный признак, указывающий на многоаспектный характер состояния: души и тела; физическое, духовное, социальное; (состояние) физических и душевных сил; 3. оценочный признак как результат ценностного отношения субъекта к объекту, характеризующий состояние человека: хорошее, прекрасное, отличное, спокойное, счастливое (см.: благополучие -«1. спокойное и счастливое состояние» [Толковый словарь русского языка 2008: 47]). Индекс яркости дифференциального оценочного признака, характеризующего состояние человека, составляет 0,1361, у ассоциатов, без оценочно определяющих здоровье как состояние человека, индекс яркости - 0,0274.
Реальное психологическое осмысление концептуальной сущности обычно включает обширную описательную зону, которая конкретизирует категориальные признаки, характеризуя различные свойства и проявления абстрактного явления. Описательные признаки отражают те или иные ситуации, которые оказывались существенными для людей. Сюда можно отнести многие признаки, которые входят и в образную составляющую концепта: веселость 0,0017, радость 0,0171, жизнерадостность 0,0026, хорошее настроение 0,0154, работоспособность 0,0068, положительные мысли 0,0043, занятие спортом, физкультурой 0,0822, делать зарядку 0,0077, гулять в парках, лесу 0,0034, слушаться родителей 0,0060, режим дня 0,0137, сон 0,0094, закаляться, закаливание 0,0094, принимать витамины 0,0120, здоровый образ жизни 0,0137, Пейте, дети, молоко - будете здоровы! 0,0137, правильное питание 0,0625, отказ от (отсутствие) вредных привычек 0,0308, употребление водки, можешь пить 0,0026, посещение бани 0,0051, купание в проруби 0,0034, чистить зубы 0,0060, мыть руки (перед едой) 0,0068 и др.
Интерпретационное поле концепта включает когнитивные признаки, истолковывающие
информационное содержание концепта, носящие подчас противоречивый характер, содержащие информацию о символическом восприятии концептуализируемого явления в культуре. Обычно в интерпретационное поле включается паремио-логический фонд языка, отражающий данный концепт. Спектр полученных в ходе эксперимента пословиц и поговорок достаточно представителен: получено 84 единицы. Самым частотным оказался афоризм, подчеркивающий идеальный гармонический образ здорового человека В здоровом теле - здоровый дух 0,0711. Спецификой интерпретационного поля исследуемого концепта является ироническая тональность многих приведенных паремий, что позволяет сделать вывод о том, что для русского человека характерна ирония по отношению к собственному здоровью: Без болезни - здоровью не рад! Лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным! Человека лень не кормит, а здоровье - только портит; Кто не курит и не пьет, тот здоровеньким помрет; Курить и пить вредно, а умирать здоровым жалко! Первую половину жизни мы все деньги тратим, чтобы загубить свое здоровье, а вторую - чтобы восстановить! Возникшие в русском историко-культурном социуме пословичные выражения демонстрируют русскую терпимость к вредным привычкам, иронически оценивая чрезмерную заботу человека о своем здоровье, которая может докучать окружающим.
На втором этапе описания структуры концепта ЗДОРОВЬЕ отдельные когнитивные признаки были сведены в классы когнитивных классификаторов, выявлена их иерархия и ранжиро-ванность по яркости. Особенностью концептуализации денотата исследуемого концепта когнитивным сознанием является выделение двух взаимосвязанных между собой классификаторов хорошее состояние человека и здоровый образ жизни. Когнитивный классификатор здоровый образ жизни (далее - ЗОЖ) является макроклассификатором, включающим в себя частные субклассификаторы: правильное питание (еда и вода): правильное питание 0,0625, Пейте, дети, молоко -будете здоровы! 0,0137, Аппетит от больного бежит, а к здоровому катится 0,0051; двигательную активность: занятие спортом, физкультурой 0,0822, прогулки 0,0103, бегать, прыгать 0,0094, делать зарядку 0,0077; рациональное чередование труда и отдыха: режим дня 0,0137, сон 0,0094; защиту (гигиена, чистота): гигиена 0,0103, мыть руки (перед едой) 0,0068, чистить зубы 0,0060, Чистота - залог здоровья
0,0060; культивацию положительных эмоций:
улыбка 0,0051, счастье 0,0137, радость 0,0171, хорошее настроение 0,0154; отказ от вредных привычек: не пить 0,0317, отказ от (отсутствие) вредных привычек 0,0308, не курить 0,0291, не употреблять наркотики 0,0111.
Классификаторы хорошее состояние человека и ЗОЖ в иерархической структуре концепта находятся между собой в причинно-следственных отношениях, или в состоянии каузации. Смысловую запись отношений между классификаторами представим в синтаксисе метаязыка, применяемого при машинном переводе, см.: [Жолковский 1964]. Определение каузации соответствует интуитивному пониманию причинности, которое выражается словами: «если бы не было Х, то не было бы и Р». При этом Х - здоровый образ жизни, Р - хорошее состояние человека. О соотношении классификаторов можно дать следующее представление: Х - причина Р, или Х каузирует Р в условиях М. Имеет место множество фактов: М, и Х, и Р; при этом Х - совокупность условий, которые вместе достаточны Р в М.
Вести здоровый образ жизни - каузиро-вать хорошее состояние человека. К условиям М можно отнести внешние факторы, выделяемые на основе обобщения когнитивных признаков и влияющие на нормальное состояние человека: это классификаторы экология 0,0180, наследственность 0,0060 и социум 0,0283. Условная семантика легко эксплицируется при помощи <аБ>-преобразования: ЗОЖ - правила поведения, привычки человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым здоровье. - Если мы ведем здоровый образ жизни, то мы обеспечиваем здоровье. Очевидна и обратная зависимость, ср.: Если хочешь быть здоров - закаляйся!
В класс когнитивных классификаторов также входит признак отсутствие болезней, который указывает на наличие в концептосфере языка антонимичного концепта БОЛЕЗНЬ, тесно связанного с концептом ЗДОРОВЬЕ.
Обратимся к характеристике полевой структуры концепта ЗДОРОВЬЕ. Полевое моделирование концепта осуществляется на основании яркости когнитивных признаков и включает в себя ядро, приядерную зону, ближайшую и дальнюю периферию. При полевой стратификации ядро концепта составляют признаки с самым большим индексом яркости. В нашем исследовании ядро составило категориальное содержание концепта - состояние организма 0,1661. В приядер-ной зоне расположены субклассификаторы ЗОЖ:
двигательная активность 0,1207, культивация положительных эмоций 0,1027, отказ от вредных привычек 0,1079. Ближайшую периферию составили другие субклассификаторы ЗОЖ: правильное питание 0,0873, профилактика 0,0796. Кроме того, в эту же часть поля включаются классификаторы отсутствие болезни 0,0711 и ценностное отношение к здоровью 0,0565. К дальней периферии относятся классификаторы: наследственность 0,0060, экология 0,0180, социум 0,0283 и ментальная характеристика концепта 0,0128.
Подведем итоги. Полученная когнитивная модель концепта ЗДОРОВЬЕ интегрирует онтологические, аксиологические, образные и интерпретационные характеристики денотата. В когнитивном сознании молодых носителей языка здоровье как нормативный идеал состояния осознается как безусловная ценность. Судя по ассоциациям, здоровый молодой носитель языка испытывает счастье, радуется жизни. Это личность, которая способна не только на физическое, но и духовное развитие. Атрибутами здоровья являются, прежде всего, активная физическая деятельность и положительные эмоции, хорошее настроение. Анализ позволил установить существование стойкой взаимосвязи здоровья и здорового образа жизни. В когнитивной базе молодых здоровье запрограммировано в виде набора общих дидактических рекомендаций здорового образа жизни. Характеристика болезни как ее отсутствие находится в периферийной зоне концепта.
Список литературы
Антология концептов / под ред. В.И. Карасика, И.А. Стернина. Волгоград: Парадигма, 2005. Т. 1, 2.
Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика: Курс лекций по английской филологии. 2-е стереотип. изд. Тамбов: Изд-во Тамб. ун-та, 2001.
Воркачев С. Г. «Молодое сердце всегда ближе к правде»: идея справедливости в русском языковом сознании // Дискурс, текст, когниция: коллективная монография / отв. ред. М.Ю. Олешков. Нижний Тагил: НТГСПА, 2010. С. 360-376.
Грищук Е.И. Абстрактная лексика в языковом сознании (экспериментальное исследование языкового сознания старшеклассников): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Воронеж, 2002.
Залевская А.А. Психолингвистический подход к проблеме концепта // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 2001. С. 36-44.
Зализняк А.А., Левонтина И.Б., Шмелев А.Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира. М.: Языки славянской культуры, 2005.
Жолковский А. К. О правилах семантического анализа // Машинный перевод и прикладная лингвистика. М.: МГПИИЯ, 1964. Вып. 8. С. 17-32.
Карасик В.И. Языковые ключи. М.: Гнозис,
2009.
Логический анализ языка: культурные концепты. М.: Наука, 1991.
Руднев В.П. Словарь культуры XX века. М.: Аграф, 1997.
Русское культурное пространство. Лингво-культурологический словарь. Вып. 1 / И.С. Бри-лева, Н.П. Вольская, ИВ. Захаренко, ВВ. Красных. М.: Гнозис, 2004.
Попова З.Д., Стернин И.А. Очерки по когнитивной лингвистике. Воронеж: Истоки, 2001.
Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. М.: АСТ: Восток-Запад, 2007.
Пименова М.В. Концептуальные исследования. Введение: учебное пособие / М.В. Пименова, ОН. Кондратьева. М.: ФЛИНТА: Наука, 2011.
Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997.
Тимошенко Л.О. Скалярно-антонимический комплекс концепта «здоровье» в русском и английском языках: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Уфа, 2005.
Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов / отв. ред. Н.Ю. Шведова. М.: Изд. дом «Азбуковник», 2008.
Усачева А.Н. Здоровье // Антология концептов / под ред. В.И. Карасика, И.А. Стернина. Волгоград: Парадигма, 2005. Т. 1. С. 110-118.
Шаманова М.В. Экспериментальные исследования и когнитивный анализ // Вопросы психолингвистики. 2007. № 5. С. 124-134.
Яроцкая А. В. Лексические средства номинации сферы здоровья в англоязычных журнальных текстах: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2012.
A.U. Petkau
THE CONCEPT HEALTH IN THE MINDS OF YOUNG NATIVE RUSSIAN SPEAKERS:
AN EXPLICATIVE EXPERIMENT
The paper is focused on the description of the concept HEALTH. The research aims at identifying the age-specific structure of the concept on the basis of an experimental study involving native Russian-speaking young people, students in Ekaterinburg. The study included 159 students, and 1168 responses were analyzed. The respondents were asked to comment on two imaginary situations with an intention to create their own explicative (explanatory) texts in their answers.
We identified cognitive features using the method of cognitive interpretation. We summarized them as cognitive classifiers and ranked according to the brightness of their expression. The presented cognitive model of the HEALTH concept integrated ontological, axiological, imaginative, and interpretative characteristics of denotation. The respondents associated health primarily with vigorous physical activity, positive feelings, and good mood. The analysis revealed the existing consistent causal relationship of health and a healthy lifestyle, which we expressed as follows: "If there were no X, then there would be no P'. In this case, X is a healthy lifestyle, P is a good state of a person. Health is programmed as a set of general but imperative recommendations on healthy lifestyle in the cognitive basis of the young people. Characteristics of health as the absence of disease are in the peripheral zone of the concept. The results of this study may be applied in the field of psycholinguistics and related disciplines, as well as in the practice of writing media texts on relevant topics for young people.
Key words: the concept HEALTH, explicative experiment, cognitive features, interpretative field, modeling of the concept.