Научная статья на тему 'Концепт здоровье сквозь призму зооморфной метафоры'

Концепт здоровье сквозь призму зооморфной метафоры Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
399
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ ЗДОРОВЬЕ / АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / МЕТАФОРА / ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ / ЗООМОРФНЫЙ ОБРАЗ / СONCEPT / HEALTH / ASSOCIATIVE EXPERIMENT / METAPHOR / LINGUISTIC CONSCIOUSNESS / ZOOMORPHIC IMAGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Вепрева Ирина Трофимовна, Петкау Александра Юрьевна

Настоящая статья представляет результаты проведенного направленного ассоциативного эксперимента с носителями русского языка с целью выявления и описания метафорического зооморфного образа концепта здоровье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Вепрева Ирина Трофимовна, Петкау Александра Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept Health through the prism of zoomorphic metaphor

The article presents the results of the directional associative experiment held among the native Russian-speaking people with the intention of identifying and describing of the concept Health metaphorical zoomorphic image.

Текст научной работы на тему «Концепт здоровье сквозь призму зооморфной метафоры»

И.Т. ВЕПРЕВА, А.Ю. ПЕТКАУ

(Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Россия)

УДК 81.161.1 ’37 ББК Ш141.12-003

КОНЦЕПТ ЗДОРОВЬЕ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ЗООМОРФНОЙ МЕТАФОРЫ

Аннотация: Настоящая статья представляет результаты проведенного направленного ассоциативного эксперимента с носителями русского языка с целью выявления и описания метафорического зооморфного образа концепта здоровье.

Ключевые слова: концепт здоровье, ассоциативный эксперимент, метафора, языковое сознание, зооморфный образ.

На современном этапе научного знания существует широкий выбор методик анализа концептов, предназначенный для решения различных задач и тем самым формирующий «новый полипарадигмальный подход, базирующийся на понимании того, что методология любого исследования по-своему уникальна» [Вепрева 2012: 10]. Выбор методик для исследования абстрактных концептов представляется достаточно трудным, поскольку данные содержательные единицы ментального лексикона не принадлежат к группе конкретных явлений и тем самым вызывают повышенную сложность выявления его структурных компонентов, в особенности - образного компонента, который состоит из «перцептивного образа и когнитивного (метафорического) образа» [Попова, Стернин 2007: 59]. Когнитивный образ состоит из признаков, «формируемых метафорическим осмыслением соответствующего предмета или явления» [Там же].

Концепт здоровье, который находится в фокусе исследовательского внимания, неоднократно получал общую метафорическую образную характеристику, см., например: [Мишланова 2002; Полякова 2011 и др.]. Цель нашего исследования - описание образной составляющей концепта здоровье через призму более узкого метафорического аспекта - зооморфного5 кода культуры6, который соотносится «с древней-

5Отметим, в научной литературе образы животных вербализуются с помощью разных обозначений: зоологический [Толстая 2007: 23-31 и др.], анимальный [Пименова, Кондратьева 2011: 127 и др.], зооморфный [Вознесенская 2013: 6166 и др.] коды культуры.

6 В лингвистической литературе коды культуры синонимизируются с метафорами, сферами отождествления в языковых культурах, см.: [Березович 2007: 138]

шими архетипическими представлениями человека» [Токарев 2012: 66] о мире. В настоящей работе представляется интересным обратиться к метафорическому опредмечиванию, что подразумевает под собой «фигуру наделения абстрактного понятия свойствами конкретного объекта (предмета, животного, лица и т.д.)» [Москвин 2006: 109]. Олицетворение абстракций является частью «опредмечивающей силы» [Там же: 110].

Нами был проведен направленный ассоциативный эксперимент с 70 респондентами7 с разным уровнем образования и профессиональной деятельности. В эксперименте участвовали студенты и аспиранты гуманитарных и технических специальностей Уральского колледжа строительства, архитектуры и предпринимательства, Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, а также сотрудники двух государственных медицинских учреждений г. Екатеринбурга. Возраст опрашиваемых варьировался от 16 до 74 лет. Было опрошено 12 мужчин и 49 женщин, 9 респондентов оставили пустыми графы «пол» и «возраст» в предлагаемой им анонимной анкете.

В рамках направленного ассоциативного эксперимента респондентам предлагалось ответить на вопрос: «С какими животными у Вас ассоциируется здоровье?». В инструкциях к анкете была прописана просьба: «Пожалуйста, не отвечайте односложно». Время для выполнения задания не ограничивалось.

Методика исследования заключалась в выделении когнитивных классификационных признаков, см.: [Попова, Стернин 2007] и дальнейшем ранжировании их яркости по принципу частотности.

Важно отметить, что понятие животное, которое трактуется как «живой организм, существо, обладающее способностью двигаться и питающееся, в отличие от большинства растений, готовыми органическими веществами» [Шведова 2011: 234], многоаспектно. К данной группе также следует отнести насекомых - маленьких беспозвоночных членистоногих животных [Там же: 493] и птиц - «покрытое перьями и пухом позвоночное животное с крыльями, двумя конечностями и клювом» [Там же: 775].

В фокусе исследовательского внимания оказалась 91 реакция. В основном респонденты охотно отвечали на вопрос, что выражается в выделении ими не одного, а нескольких когнитивных признаков. Между тем, трудность в выделении зооморфного образа концепта здоро-

7По мнению Л.М. Васильева, «в таком эксперименте для получения надежных данных достаточно участия 60-100 человек» [Васильев 1997: 57].

вье существует: 14 респондентов спустя какое-то время после прочтения вопроса возвращали или пустой бланк, или зачеркнутые ответы с суммирующим ответом «не знаю». Другая часть респондентов давала ответы типа сложный вопрос, ассоциаций не вызывает, может быть, кошки, поскольку это мои любимые животные и т.д. Подобные реакции иллюстрируют два момента: в сознании носителей русского языка здоровье сопряжено с положительной семантикой (ср. мои любимые), но это и говорит о трудности вербализации образа абстрактного концепта: реципиент имплицитно пытается уйти от ответа на вопрос (и последующего комментария своей реакции) и подменяет задание. Ответ, возможно, дается не на стимул здоровье — животное, а на стимул животное — мое любимое. Подобные немногочисленные реакции, тем не менее, входили в нашу картотеку ответов, поскольку «незащищенность образов от эмоций определяет их основную «резиденцию» в сознании» [Арутюнова 1999: 318].

Отметим специфику полученных ответов: часть респондентов, несмотря на инструкцию с просьбой не давать односложных ответов, отвечала кратко: кот; собака. Другая часть респондентов, напротив, давала развернутые ответы, поясняя свой выбор ассоциации: пушистая кошка - из рекламы про иммунитет; лев и кошки, так как они имеют свойства лечить людей с помощью языка; собака, потому что прогулки с собакой как моцион перед сном, небольшая физическая нагрузка; животное — бык, потому что говорят «здоров как бык». Ответы с комментариями более ценны для исследования, чем односложные, поскольку «образ формируется восприятием, памятью, воображением, накопленными впечатлениями» [Арутюнова 1990: 76] и исследователю важно видеть эту «палитру». В последующих экспериментах подобного типа целесообразнее детализировать вопросительную формулировку типа: С какими животными и почему у Вас ассоциируется здоровье? или С какими животными у Вас ассоциируется здоровье? Дайте краткий комментарий.

Другой особенностью полученных ответов явилось то, что в основном респонденты фиксировали конкретные номинации зооморфных образов животных, а не их родовую принадлежность. Наши наблюдения соотносятся с результатами исследования Т.А. Гридиной, Н.И. Коноваловой [Гридина, Коновалова 2009: 73-94], которые проводили психолингвистический эксперимент с 20 русскими и 20 турецкими студентами. Информантам предлагалось спонтанно сравнить предъявленную когницию с зооморфной номинацией, например: коварный как...; хитрый как...; сильный как... и т.д. Результаты, относящиеся к интересующему нас аспекту, были следующими: у турецких инфор-

мантов наиболее частотным оказалось родовое наименование хищного зверя, в то время как у русских символика здоровья представлена конкретными зооморфными образами животных (самый частотный признак бык, дальше - медведь, лев, лошадь и т.д.), у турецких студентов это только лев и медведь, см. об этом [Гридина, Коновалова 2009: 82].

Представим зооморфный образ концепта здоровье в виде словесной полевой модели.

В ядро входит когнитивный классификатор Наземная фауна с яркостью 70 реакций. Данную группу формируют такие частотные когнитивные признаки как кошка, гепард, лев, лошадь, бык, слон, корова, собака. Нами были зафиксированы когнитивные признаки с единичными реакциями: кенгуру, коза, лань, лиса, олень, черепаха и др. По мнению В. В. Красных, зооморфный код представляет собой «совокупность обусловленных культурой стереотипных представлений о свойствах, характеристиках или особенностях поведения животных» [Красных 2002: 296]. Современные носители русского языка обращаются к олицетворению здоровья посредством упоминания образа домашних животных - кошек и собак, по всей видимости, не случайно. Так, по мнению И.В. Захаренко, к образу собаки часто апеллируют при характеристике «человека, не сидящего на месте, постоянно занятого, загруженными делами» [Захаренко 2004: 154]. Возможно, респонденты, обращаясь к этому образу, пытались аспектуально выразить, что здоровый человек всегда активен, трудоспособен. Образ кошки может характеризовать человека, «отличающего живучестью, умеющего приспосабливаться к новым условиям, справляться с любыми ситуациями» [Красных 2004: 96]. Реципиенты, выбирая в качестве реакции это признак, транслируют, скорее всего, следующие атрибуты здоровья: положительные эмоции, хорошую физическую форму, крепкий иммунитет. Когнитивный признак бык имеет стойкую ассоциацию с устойчивым выражением: здоров как бык. Так, наши респонденты отмечали в своих анкетах: бык, потому что здоров как бык. В некоторых ответах реципиенты писали не признак, а целый фразеологизм - здоров как бык. Когнитивный признак медведь также является эталоном силы, крупного телосложения, «репрезентированные квазиэталоном коннотации, материализованные многообразными паремиями» [Токарев 2012: 70] и другими фольклорными сентенциями, например, Богатый силен, что медведь; Смял, что медведь лапами и т.д.

Приядерную зону занимает когнитивный классификатор Морская фауна с яркостью 8 реакций, с присущими ему когнитивными признаками: дельфин, морж, кит. Примечательно, что ни один респондент не выбрал в качестве варианта ответа наименование рыбы. Возможно, это

связано с тем, что рыба ассоциируется с безынициативным, вялым человеком [Шведова 2011: 845], в то время как, например, в «итальянском - реБое (рыба) - человек, отличающийся крепким здоровьем» [Пуцилева 2009: 11].

Ближнюю периферию формирует когнитивный классификатор Птицы с яркостью 7 реакций. Наиболее частотный когнитивный признак в этой группе - дятел. Отметим, в народном представлении издревле дятел был связан с хтонической природой - олицетворением мощи земли, см. подробнее об этом: [Гура 1997: 1711-715]. Выбор когнитивного признака гусь в качестве реакции можно пояснить следующим образом: у этой водоплавающей птицы есть специальные железы, которые выделяют секрет, благодаря которому его перья не намокают, это объясняет основание для таких устойчивых выражений: как с гуся вода или с гуся вода, а с тебя вся худоба (в значении болезнь). Фразеологизм Как с гуся вода обозначает «совершенно безразлично, никак не действует на кого-либо» [Мелерович, Мокиенко 2001: 189]. Возможно, респонденты при выборе данного варианта ассоциировали здоровье с гусем, потому что, если человек здоров, то, как и у гуся, у него любая неприятность «легко, быстро, бесследно исчезает, забывается» [Там же]. Также были зафиксированы признаки воробей, голубь, куры.

В дальнюю периферию входит когнитивный классификатор Насекомые с яркостью 6 реакций. Наиболее актуализированным признаком в этой группе оказался признак пчелы. Образ пчелы соотносится с добрым и полезным, пользуется почтением, см.: [Гура 1997: 448], в фольклорных представлениях «это насекомое наделяется священной, небесной силой» [Брилева 2004: 142]. Кроме того, образ пчелы связан с лечебной направленностью: в современной медицине существует специальный термин - апитерапия - «лечение пчелиным ядом» [Шведова 2011: 17], а мед (продукт деятельности пчел) признан эффективным профилактическим средством. Также зафиксированы единичные реакции: бабочка, муравей, пиявки, кузнечик.

Подведем итоги нашим наблюдениям. Зооморфный образ концепта здоровье актуализирован в сознании современных носителей русского языка. В ядерную (частотную) группу зооморфного образа входят представители наземной фауны, среди которых по яркости выделяются репрезентативные признаки кошачьих хищников. Мы связываем это с признанными (стереотипными) качествами кошек: пластичностью, гибкостью, живучестью и т. д. Выбирая этот образ, респондент условно переносит эти качества на абстрактное явление - здоровье. Второе место по частотности упоминания занимают представители морской

фауны, на третьем месте - птицы. Пчела как главный репрезентант заключительной группы с признаками насекомых олицетворяет собой существо, продуцирующее мед как вещество, полезное для здоровья.

ЛИТЕРАТУРА

Арутюнова Н.Д. Образ, метафора, символ в контексте жизни и культуры // Res Philologica: Филологические исследования памяти академика Г.В. Степанова. - М.,Л., 1990. С. 71-88.

Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. 2-е изд. испр. - М., 1999.

Березович Е.Л. Язык и традиционная культура: этнолингвистические исследования. - М., 2007.

Брилева И.С. Пчела // Русское культурное пространство. Лингвокультурологический словарь: Вып. 1. - М., 2004. C. 142-143

Васильев Л.М. Методы современной лингвистики. - Уфа, 1997.

Вепрева И.Т. О динамике нормативно-стилистической системы русского языка: методологические аспекты изучения проблемы // Динамика языковых и культурных процессов в современной России: материалы III Конгресса РОП-РЯЛ, 10-13 октября 2012 г. В 2 т. Т. 1. - СПб, 2012. С. 10-14.

Вознесенская М.М. Мокрая курица vs. wethen (о зооморфном коде культуры в русской и английской фразеологии) // Предварительные материалы. Телиев-ский круглый стол - ТКС 2013 «Культурная семантика в языке и речи». С. 6166. URL: http://iling-ran.ru/beta/conferences /2013_telia. (дата обращения:

03.03.14)

Гридина Т.А., Коновалова Н.И. Национально-культурная специфика зооморфных метафор: экспериментальные данные // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. - Екатеринбург, 2009. N° 7. С. 73-94.

Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции. - М., 1997.

Захаренко И.В. Собака // Русское культурное пространство. Лингвокультурологический словарь: Вып. 1. - М., 2004. C. 152-159

Красных В.В. Кошка // Русское культурное пространство. Лингвокультурологический словарь: Вып. 1. - М., 2004. C. 95-101

Красных В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: курс лекций. - М., 2002.

Мелерович А.М., Мокиенко В.М. Фразеологизмы в русской речи. Словарь: около 1000 единиц. - М., 2001.

Мишланова С.Л. Когнитивный аспект медицинской коммуникации // Теория коммуникации & прикладная коммуникация: сб. науч. трудов. Вестник РКА. Вып. первый. - Ростов-на-Дону, 2002. C. 91-98.

Москвин В.П. Русская метафора. Очерк семиотической теории. 2-е изд. -М., 2006.

Пименова М.В., Кондратьева О.Н. Концептуальные исследования. Введение. - М., 2011.

Полякова С. В. Метафорическое моделирование в русском и американском медицинском дискурсе: автореф. дисс.. .канд. филол. наук. - Пермь, 2011.

Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. - М.: АСТ, 2007.

Пуцилева Л. Ф. Культурно детерминированные коннотации русских зоони-мов и фитонимов (на фоне итальянского языка): автореф. дисс...канд. филол. наук. - СПб, 2009.

Токарев Г.В. Образ человека в русской картине мира // Теория языка и межкультурная коммуникация. - № 2 (12), 2012. С. 66-75.

Толстая С.М. К понятию культурных кодов // АБ-60. Сб. статей к 60-летию А.К. Байбурина. Серия «81:и&а Е1Ьпо^гса». - СПб, 2007. - С. 23-31.

Шведова Н.Ю. (ред.) Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов. - М., 2011.

© Вепрева И.Т., 2014 © Петкау А.Ю., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.