Научная статья на тему 'Концепт «Времена года» в языковой картине мира Анатолия Кыштымова'

Концепт «Времена года» в языковой картине мира Анатолия Кыштымова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
472
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / СУБКОНЦЕПТ / ВРЕМЕНА ГОДА / ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА / ХАКАССКИЙ ПОЭТ АНАТОЛИЙ КЫШТЫМОВ / CONCEPT / SUBCONCEPT / SEASONS / LANGUAGE WORLD PICTURE / KHAKASS POET / ANATOLY KYSHTYMOV

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чугунекова Алена Николаевна

В статье предпринята попытка лингвокогнитивного анализа концепта «времена года» в языковой картине мира Анатолия Кыштымова. Данный концепт рассматривается как целостная структура, состоящая из четырех субконцептов. Выявленные языковые средства отражают индивидуально-авторское представление о временах года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF "SEASONS" IN THE LANGUAGE PICTURE OF THE ANATOLY KYSHTYMOV’S WORLD

In article attempt of linguistic and cognitive analysis of the concept of "seasons" in the language picture of the world of Anatoly Kyshtymov. This concept is considered as an integral structure, consisting of four subconcepts. Identified language features reflect the author's individual idea of the seasons.

Текст научной работы на тему «Концепт «Времена года» в языковой картине мира Анатолия Кыштымова»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ / РШЬОШСУ

УДК: 811.161.1

КОНЦЕПТ «ВРЕМЕНА ГОДА» В ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА АНАТОЛИЯ КЫШТЫМОВА

А. Н. Чугунекова1

В статье предпринята попытка лингвокогнитивного анализа концепта «времена года» в языковой картине мира Анатолия Кьштымова. Данный концепт рассматривается как целостная структура, состоящая из четырех субконцептов. Выявленные языковые средства отражают индивидуально-авторское представление о временах года.

Ключевые слова: концепт, субконцепт, времена года, языковая картина мира, хакасский поэт Анатолий Кыштымов.

Антропоцентрическое направление, которое родилось в отечественной лингвистике еще в прошлом веке, продолжает активно развиваться в настоящее время. Оно дает «новые возможности в исследовании как общенародного языка, так и лингвистического потенциала отдельной языковой личности» [1, с. 77]. Следует отметить, что художественные и поэтические тексты писателей и поэтов в лингвистическом плане в последние годы были объектом внимания многих исследователей [1, 2, 3, 4, 5, 6 и др.].

В данной статье мы будем писать о том, как описывает в своих стихах все четыре времени года хакасский поэт Анатолий Кыштымов.

Материалом исследования послужили тексты стихотворений поэта А. П. Кыштымова, опубликованные в 2014 году в сборнике «Жарки растут в твои ладони...» [7].

Анатолий Кыштымов (1953-1982) родился в Хакасии, хакас по национальности, но писал только на русском языке. Ознакомившись с его стихами, не раз убеждаешься, что писал он каким-то своим языком, не похожим на других. Как справедливо отметила его близкий друг Лариса Катаева, написав в предисловии сборника стихов «Жарки растут в твои ладони.», поэт «пишет своим «кыштымовским» языком, расцвеченным яркими таёжными, степными красками — жарковыми, васильковыми.» [7, с. 3].

1 Чугунекова Алена Николаевна — доктор филологических наук, доцент, Ведущий научный сотрудник Института гуманитарных исследований и саяно-алтайской тюркологии ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», 655017, Республика Хакасия, г.Абакан, пр. Ленина, д.94, каб. 306, Chugunekowa @yandex.ru

По творчеству А. Кыштымова написано много разного рода работ (курсовые, дипломные, научные статьи) учеными и студентами Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. Но вопрос о том, как видел все четыре времени года поэт-лирик Анатолий Кыштымов, и какие языковые единицы послужили средством описания времен года, еще не было предметом специального исследования. Этим и определяется актуальность данной работы.

Основная цель исследования заключается в том, чтобы показать фрагмент поэтической картины мира А. Кыштымова с концептом «времена года» и средства их языкового выражения.

Времена года, которые описывает А. Кыштымов в своих стихах, мы вслед за Л. Н. Гуковой и Е. А. Трушициной, будем именовать «комплексным концептом, а каждый сезон в отдельности субконцептом» [1, с. 77].

Ознакомившись с поэтическим творчеством Анатолия Кыштымова, убеждаешься, что его стихи написаны свойственным только ему «языком». Все четыре времени года в его стихах, кроме температурных и климатических свойств, представлены также в его личном отношении к ним. Поэтому его поэтическую картину мира мы будем понимать как «...особый склад мировидения, особый характер прочтения действительности» [8, с. 15]. По нашим наблюдениям много стихотворений у поэта без названий, но уже первые строки имеют лексемы, характеризующие определенное время года.

Итак, начнем анализ со стихов, где представлено зимнее время года. Так, зима в текстах стихотворений служит как для изображения сезона, в котором проживают его герои, так и для того, чтобы показать российскую, а точнее, на наш взгляд, сибирскую зиму. Таким образом, зимнему времени года он посвятил несколько стихотворений, а именно: «Зимняя ночь», «Снегопад», «Первый снег», «Вот и зима.», «Зима опять в мое окно.», «Снег свихнулся, вьюга сдурела.», «Заметелила, заразбойничала.», «Снег шел всю ночь.».

Как показывает языковой материал, когнитивные составляющие субконцепта зима в стихотворениях Анатолия Кыштымова вербализуются с помощью слов, относящихся к разным частям речи, а именно, существительные, прилагательные, причастия, глаголы. Их объединяет одна сема — «холодный», но при этом обобщающим является слово зима. Например:

(1) «Замерзшие кресты узоров на окне,

И холод, да такой, что жутко мне!» [7, с. 20];

(2) «Зима опять в мое окно

Продрогшим псом глядит печально...» [7, с. 75].

Некоторые слова в текстах стихотворений Анатолия Кыштымова метафорически можно отнести к «зимним». Например, внешний облик зимнего пейзажа поэт сравнивает с девушкой-блондинкой и серебром:

(3) «Вот и зима ...

Опять пришла, блондинка,

Кусты обсыпала

Мельчайшим серебром.» [7, с. 68].

Зимой, как известно, бывают метели, которые метут сугробы. Об этом мы находим в стихотворении «Заметелила, заразбойничала.». «Заметелила, заразбойничала, Сибирская дура-зима!.. Воет под окнами полночью, Строит сугробы белые, Высокие, в мой рост.» [7, с. 46].

Снег — это символ зимы. Об этом тоже много раз упоминает поэт в своих стихах:

(1) «На снег с небес Слетаются снежинки, Заката кони Бродят по снегам, Жуют снега.» [7, с. 6].

(2) «Снег св ихнулся.

Краски умерли, кроме белой.» [7, с. 96].

(3) «От снегопада все оглохло, Как будто выключили звук.

<.>

Машины двигались неслышно Пунктирной линией в снегу» [7, с. 18].

(4) «Обманом белым первый снег Летит и сыплет сквозь ладони.» [7, с. 81].

Семантический противочлен зимы — это лето, на которое приходится самое меньшее упоминание поэта в сравнении с другими субконцептами. Так, нам удалось выявить только одно стихотворение. Называется оно «Летний день»: «Словно вата Облака, Синеватые слегка, Небо голубое Встретилось с землею И накрыло зонтом Всё до горизонта.» [7, с. 110].

Других стихотворений, посвященных жаркому времени года в сборнике нам не встретилось. Может быть, поэт также как и А. С. Пушкин не любил это время года, а больше любил все-таки осень. Ниже мы и рассмотрим данный субконцепт, который представлен в стихотворениях «Осень, «Здравствуй, здравствуй, золотая.», «Есть в осени что-то от старой иконы.», «Деревья седеют золотом.», «Опять багряный лист, поблеклый.».

«В семантическое пространство субконцепта» [1, с. 78] осень, как и субконцепта зима, в стихотворениях А. Кыштымова включены слова, относящиеся к разным частям речи (существительное, прилагательное, наречие):

(1) «Стоят березы, словно свечи, А листья желтые — огни...» [7, с. 23].

Конечно же, осень у поэта — это «золотое» время года. Например:

(2) «Здравствуй, здравствуй, золотая, Здравствуй, золото земли!...

Листьев груда, листьев груда — Словно замок золотой...» [7, с. 3].

(3) «Есть в осени что-то от старой иконы... Такое же золото, Так же горит...» [7, с. 37].

(4) «Да здравствует свет осени!.. Не уходи, художница-старушка. Мы входим в парк,

Где в чаще золотой С поднятой головою Бродит Пушкин...» [7, с. 127].

(5) «Деревья седеют золотом, Береза знакомая — с проседью. Людей, что включили зонтики, Уносит куда-то осенью...» [7, с. 98]. Цвет охры тоже символизирует осень: «Пришла художница. Раскинула холсты. Достала охру. Обмакнула кисти... Мазок!... Еще...<...> И кружат, кружат листья...

На листьях наших Бликами охры Играет свет осенний. Свет прощальный...» [7, с. 126].

Осень богата и на другие цвета (например, красный, багряный.):

(1) «Так докрасна кусты накалены, Что обжигаешься о них нечаянно» [7, с. 127].

(2) «Опять багряный лист, поблеклый Вдруг закружился — вестник осени» [7, с. 44]. Другой характерный признак осени — это листопад: (1) «Деревья расплетают косы

И листья падают... Шурша...» [7, с. 23].

Описывая осенний период времени, А. Кыштымов в одном стихотворении использует сразу шесть однокоренных существительных, которые очень точно и убедительно показывают этот период времени года: (2) «Листопад вертикальный, Листолет наискос, На мостах музыкальных — Листопляс, листосброс... Ты прислушайся. Слышишь, Как вверху, над тобой, Вниз по ржавчине крыши — Листозвон золотой?! Брошь к осеннему платью, Раззолоченный нимб. На земле, на асфальте Уж вовсю листолип!» [7, с. 36].

Следует отметить, что листья в данном стихотворении у поэта падают, летят, пляшут, сбрасывают себя с деревьев, издают звон и липнут на что-либо.

Если рассматривать температурный признак в осенний период, то это, конечно, холод, ненастье, дождь и т.п.:

(1) «Сырое осеннее утро. Заляпанный охрою сад.» [7, с. 39].

(2) «Опять забарабанят ливни В окно без края и без сна.» [7, с. 44].

(3) «И дождик унылый, бессильный По ветру летит с высоты.» [7, с. 39].

Весне А. Кыштымов, как и лету, посвятил немного стихотворений. Одно из них — это «Ранняя весна». В этом стихотворении в характеристике весны функционируют два месяца — февраль и март, т.е. последний зимний месяц начинает отступать первому весеннему месяцу и приходится прощаться как с зимней одеждой, так и зимними забавами: «Но весна!

Как всегда, как и прежде, Пусть февраль еще за окном. Но уже тяжелее одежда — Отмечаем мы с каждым днем. Да, одежда все тяжелее. Завтра в полночь прибудет март. Пацаны, прощаясь с хоккеем, На ворота свои глядят» [7, с. 68].

Таким образом, проведенный анализ позволил нам выявить, что для поэтической картины мира Анатолия Кыштымова важным был не перечень

признаков, характеризующих времена года, не общая, а своя индивидуальная, личная оценка всего, что он видел и создавал вокруг себя.

Литература

1. Гукова Л. Н., Трушицина Е. А. Концепт «времена года» в художественной картине мира А. С. Пушкина. 2014. — С. 77-83 // [Электронный ресурс]: http://dspace.onu.edu.ua:8080/handle/123456789/6163 (дата обращения: 25.10. 2017).

2. Гукова Л. Н. Концепт зима в языковой картине А. С. Пушкина / Л. Н. Гукова // А. С. Пушкин и мировой литературный процесс: сб. научн. ст. по материалам научн. конф., посвященной памяти проф. А. А. Слюсаря. — О.: Астропринт, 2002. — С. 284-292.

3. Салимова Д. А., Данилова Ю. Ю. Время и пространство как категории текста: теория и опыт исследования (на материале поэзии М. И. Цветаевой и З. Н. Гиппиус): монография. М.: Флинта: Наука, 2009 // [Электронный ресурс]: https://profilib.com/chtenie/142543/daniya-salimova-vremya-i-prostranstvo-kak-kategorii-teksta-teoriya-i-opyt-issledovaniya.php (дата обращения: 25.10. 2017)

4. Аюпова С. Б. Категория пространства и времени в языковой художественной картине мира (на материале художественной прозы И. С. Тургенева): автореф. дисс. . д. филол. н. Уфа, 2012. — 52 с.

5. Кужугет Ш. Ю. Лексико-семантическое поле «Природное время» в прозе К.-Э. К. Кудажы: автореф. дисс. ... к. филол. н. М., 2014. — 25 с.

6. Таскаракова Н. Н., Чугунекова А. Н. Пространство и время в рассказах И. М. Костякова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — Тамбов: Грамота, 2017. № 8(74): в 2-х ч. Ч. 1. — С. 138-140.

7. Кыштымов А. П. Жарки растут в твои ладони.Сборник стихотворений. — Абакан: ООО «Книжное издательство «Бригантина». 2014. — 150 с.

8. Петрова Л. А. Лингвокогнитивные основы художественной картины мира: монография / Л. А. Петрова. — Симферополь: ОАО «СГТ». 2006. — 284 с.

THE CONCEPT OF "SEASONS" IN THE LANGUAGE PICTURE OF THE ANATOLY KYSHTYMOV'S WORLD

Chugunekova A.N.

Chugunekova Alena Nikolaevna — Doctor of Sciences (Philology), senior lecturer, Senior Fellow in Institute of Humanities Research and Sayano-Altay Turkology, Katanov Khakas State University, 655017, Abakan, Republic of Khakassia office 306, 94 Lenin St., Chugunekowa @yandex.ru

Abstract. In article attempt of linguistic and cognitive analysis of the concept of "seasons" in the language picture of the world of Anatoly Kyshtymov. This concept is considered as an integral structure, consisting of four subconcepts. Identified language features reflect the author's individual idea of the seasons.

Key words: concept, subconcept, seasons, language world picture, Khakass poet, Anatoly Kyshtymov

References

1. Gukova L.N., Trushicina E.A. Koncept «vremena goda» v hudozhestvennoj kartine mira A.S. Pushkina. 2014. — S. 77-83 // [Jelektronnyj resurs]: http://dspace.onu.edu.ua:8080/handle/123456789/6163 (data obrashhenija: 25.10. 2017).

2. Gukova L.N. Koncept zima v jazykovoj kartine A. S. Pushkina / L. N. Gukova // A. S. Pushkin i mirovoj literaturnyj process: sb. nauchn. st. po materialam nauchn. konf., posvjashhennoj pamjati prof. A. A. Sljusarja. — O.: Astroprint, 2002. — S. 284-292.

3. Salimova D.A., Danilova Ju.Ju. Vremja i prostranstvo kak kategorii teksta: teorija i opyt issledovanija (na materiale pojezii M. I. Cvetaevoj i Z. N. Gippius): monografija. M.: Flinta: Nauka, 2009 // [Jelektronnyj resurs]: https://profilib.com/chtenie/142543/daniya-salimova-vremya-i-prostranstvo-kak-kategorii-teksta-teoriya-i-opyt-issledovaniya.php (data obrashhenija: 25.10. 2017)

4. Ajupova S.B. Kategorija prostranstva i vremeni v jazykovoj hudozhestvennoj kartine mira (na materiale hudozhestvennoj prozy I. S. Turgeneva): avtoref. diss. ... d. filol. n. Ufa, 2012. — 52 s.

5. Kuzhuget Sh.Ju. Leksiko-semanticheskoe pole «Prirodnoe vremja» v proze K.-Je. K. Kudazhy: avtoref. diss. ... k. filol. n. M., 2014. — 25 s.

6. Taskarakova N.N., Chugunekova A. N. Prostranstvo i vremja v rasskazah I. M. Kostjakova // Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. — Tambov: Gramota, 2017. № 8(74): v 2-h ch. Ch. 1. — C. 138-140.

7. Kyshtymov A.P. Zharki rastut v tvoi ladoni...Sbornik stihotvorenij. — Abakan: OOO «Knizhnoe izdatel'stvo «Brigantina». 2014. — 150 s.

8. Petrova L.A. Lingvokognitivnye osnovy hudozhestvennoj kartiny mira: monografija / L. A. Petrova. — Simferopol': OAO «SGT». 2006. — 284 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.