Научная статья на тему 'Концепт Russland в немецком языковом сознании'

Концепт Russland в немецком языковом сознании Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
60
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА / COGNITIVE LINGUISTICS / ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ / LINGUAL CONSCIOUSNESS / МОДЕЛИРОВАНИЕ КОНЦЕПТА RUSSLAND / КОНЦЕПТ / MODELLING OF CONCEPT OF RUSSIA / СЕМАНТИКО-КОГНИТИВНЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Коршунова Наталья Георгиевна, Майер Кристина Дмитриевна

В данной статье рассматривается концепт Russland в немецком языковом сознании, выявляются его важные когнитивные признаки с опорой на вербально-графическую модель, созданную с помощью семантико-когнитивного анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT OF RUSSIA IN GERMAN LINGUAL CONSCIOUSNESS

In the article the concept of Russia in Germany lingual consciousness is studied, its significant cognitive signs are revealed by reliance on the verbal graphic model created by means of the semantic-cognitive analysis.

Текст научной работы на тему «Концепт Russland в немецком языковом сознании»

4. Мельникова Е.А. Скандинавские рунические надписи. - М.: Восточная литература, 2001. - 255 с.

5. Платов А.В. Магия рун [Электронный ресурс]. - URL: http:// http://www.asatru.ru/magic.htm (дата обращения: 02.05.2015 г.).

© Карпушина Е.Е., Микова И.С., 2015 КОНЦЕПТ RUSSLAND В НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ

Коршунова Наталья Георгиевна

канд. филол, наук, доцент кафедры французского и немецкого языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: natigon@yandex.ru

Майер Кристина Дмитриевна

студентка 758 гр. факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: carolina92.2010@mail.ru

CONCEPT OF RUSSIA IN GERMAN LINGUAL CONSCIOUSNESS

Natalya Korshunova, Ph. D

Associate Professor, German and French Languages Department, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: natigon@yandex.ru

Kristina Mayer

Student of the Faculty of Foreign Languages, group 758 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm E-mail: carolina92.2010@mail.ru

Аннотация: в данной статье рассматривается концепт Russland в немецком языковом сознании, выявляются его важные когнитивные признаки с опорой на вербально-графическую модель, созданную с помощью семантико-когнитивного анализа.

Ключевые слова: когнитивная лингвистика, языковое сознание, концепт, семантико-когнитивный анализ, моделирование концепта Russland.

Abstract: in the article the concept of Russia in Germany lingual consciousness is studied, its significant cognitive signs are revealed by reliance on the verbal graphic model created by means of the semantic-cognitive analysis.

Key words: cognitive linguistics, lingual consciousness, modelling of concept of Russia.

В парадигме концепций современного языкознания прочно заняла свое место когнитивная лингвистика, которая занимается изучением устройства языкового сознания: она «нацелена на моделирование картины мира, на

моделирование устройства языкового сознания» [4, с. 80]. В центре внимания когнитивистов находится проблема концепта и связанные с ним явления.

В связи с интенсификацией международных контактов и стремлением народов к взаимопониманию возрастает желание немцев понять менталитет, культуру, характер жителей России. Особый интерес представляет изучение того, каким образом знания немцев о менталитете русских, об их характере и культуре находят отражение в немецком языковом сознании. С позиции лингвистики подобное отражение можно изучить с помощью концепта Russland.

Все вышесказанное определяет актуальность данной работы, связанной с концептуализацией понятия Russland в немецком языковом сознании.

Немецкое языковое сознание, которое является объектом исследования, рассматривается в рамках Московской психолингвистической школы

A.А. Леонтьева и Е.Ф. Тарасова как сознание, выражаемое языковыми средствами и формируемое в процессе речевого общения. Оно исследуется через характеризующие его содержание языковые средства, к которым относятся отдельные слова, свободные словосочетания, фразеологизмы, тексты и ассоциативные поля [5, с. 199].

Когнитивная лингвистика зародилась во второй половине 1970-х гг. и наиболее активно развивалась в США, где имела значительное число последователей. Среди них Л. Талми, Ч. Филмора, У. Чейфа, Г. Томпсона, Дж. Лакофф и др. [6, с. 321].

Весомый вклад в развитие отечественной когнитивистики внесли Н.Д. Арутюнова, Е.С. Кубрякова, Ю.С. Степанов, И.А. Стернин, В.Н. Телия и другие ученые, которые подчеркивали значение «человеческого фактора» в языке, а также тесную связь лингвистики с философией и психологией [3, с. 22].

Главное положение когнитивной лингвистики заключается в том, что поведение и деятельность человека определяются в значительной степени его знаниями, а его языковое поведение - языковыми знаниями. Современная когнитивная лингвистика неоднородна, «представлены разные направления в когнитивном исследовании и определились лидеры и ведущие фигуры в разных школах когнитивной лингвистики» [2, с. 11].

Е.В. Балашова выделяет два основных подхода: лингвокогнитивный и лингвокультурный. Рассмотрим каждый подход.

Лингвокультурный подход дает возможность более детально изучить главнейшую функцию языка - хранение и трансляцию культуры, а также способов, которые использует язык для ее осуществления. Лингвокультурология исследует проявления культуры народа, которые отразились и закрепились в языке. К исследователям, работающим в рамках лингвокультурного подхода, Е.Ю. Балашова относит Ю.С. Степанова,

B.И. Карасика, В.В. Красных, В.А. Маслову, Н.Ф. Алефиренко и др.

Данная работа базируется на лингвокогнитивном подходе,

исследователи которого считают, что в основе знаний о мире лежит такая

единица ментальной информации, как концепт, которая и обеспечивает «выход на концептосферу социума». С позиций лингвокогнитивного подхода к изучению концепта была разработана его полевая модель, представленная в терминах ядра и периферии. Представителями данного подхода являются Е.С. Кубрякова, З.Д. Попова, И.А. Стернин, В.Н. Телия и др. [1].

Когнитивная лингвистика, исследуя языковое сознание, опирается на такое герменевтическое понятие, как концепт. Наиболее полным можно считать определение З.Д. Поповой и И.А. Стернина, которые определяют концепт как ментальное образование, являющееся базовой единицей мыслительного кода человека, обладающее упорядоченной внутренней структурой, представляющее собой результат познавательной (когнитивной) деятельности личности и общества и несущее комплексную, энциклопедическую информацию об отражаемом предмете или явлении [5].

На сегодняшний день доказано, что концепт имеет сложную структуру. В данной работе мы придерживаемся точки зрения З.Д. Поповой и И.А. Стернина, которые считают, что при описании концептов следует разграничивать содержание концепта и структуру концепта.

Содержание концепта внутренне упорядочено по полевому принципу -ядро, ближняя, дальняя и крайняя периферия.

Структура концепта включает такие базовые структурные компоненты как чувственный образ (обнаруживается в словарном значении многих слов, может обнаруживаться и в психолингвистическом значении в ходе экспериментов), информационное содержание (близко к содержанию словарной дефиниции ключевого слова концепта, но в него не входят необязательные, оценочные признаки) и интерпретационное поле (состоящее из когнитивных признаков, которые интерпретируют основное информационное содержание концепта. Интерпретационное поле неоднородно, в нем достаточно отчетливо вычленяются несколько зон: оценочная, энциклопедическая, утилитарная, регулятивная, социально-культурная и паремиологическая.

Существуют различные методы анализа концепта. Нами был выбран семантико-когнитивный анализ, который был адаптирован для данного исследования. Основные этапы семантико-когнитивного исследования таковы:

1. Построение номинативного поля концепта.

2. Когнитивная интерпретация результатов описания семантики языковых средств - выявление когнитивных признаков, формирующих исследуемый концепт как ментальную единицу.

3. Моделирование концепта, включающее в себя следующие последовательные шаги:

• описание макроструктуры концепта (атрибуция (установление) выявленных когнитивных признаков образному, информационному компонентам и интерпретационному полю и установление их соотношения в структуре концепта);

• описание категориальной структуры концепта (выявление иерархии когнитивных классифицированных признаков и описание концепта как иерархии когнитивных классифицированных признаков);

• описание полевой организации выявленных когнитивных признаков (выявление признаков, составляющих ядро, ближнюю, дальнюю и крайнюю периферию концепта, и преставление содержания концепта в виде полевой структуры [5, с. 160-161].

В ходе нашего исследования мы предприняли попытку моделирования концепта Russland и отразили результаты в вербально-графической модели данного концепта.

Материалом исследования послужили немецкие словарные статьи следующих словарей: Online-Duden, Duden Deutsches Universalwörterbuch, «Großwörterbuch Deutsch als Fremdsprache» Pons, «Ökonomische Enzyklopädie», «Die freie Enzyklopädie Wikipedia»; онлайн-статьи из газет и журналов Германии (Die Presse, Die Zeit, Der Spiegel, Die Welt, Frankfurter Rundschau, Berliner Zeitung, Die Sьddeutsche Zeitung, Frankfurter Allgemeine Zeitung за период с 1 января 2009 по 30 января 2014 г.) и результаты свободного ассоциативного эксперимента, который был проведен в сентябре 2014 и в январе 2015 г. В совокупности было получено 402 лексемы, характеризующие Россию. Проведя интерпретацию полученных результатов, мы смогли выявить когнитивные признаки, формирующие концепт Russland.

Из словарных дефиниций мы выделили 2 признака:

1. Государственность и политический строй (Russische Föderation, ein Föderativer Staat, Republik Russland, Sowjetunion, UdSSR, Russisches Reich).

2. Характеристика территории (Staat in Osteuropa und Asien; Das ungeheure russische Reich ist aus einer Menge von Ländern zusammengesetzt, die teils in Europa, teils in Asien liegen; ein Föderativer Staat im nordöstlichen Eurasien).

На основе анализа публицистических текстов (онлайн-версий) были определены признаки, связанные с Россией, которые представлены в диаграмме по частотности их употребления.

Когнитивные признаки концепта Russland из СМИ

Культура;5

Алкоголь ; 6

Государстве н н ый строй 9

Природные богатства:5

Символ государства 2

Характеристика территории;11

Социально-экономическая сфера 12

Как видно из диаграммы, самая высокая частотность лексем (44) связана с признаком внешняя и внутренняя политика. В качестве примера можно назвать такие лексические единицы: Weltmacht/ Demokratie/ Politik/ Mitspieler der Weltpolitik/ Entspannungspolitik/ Kalter Krieg/ Syrien-Konflikt/ Krim-Krise/ der wichtigste Gegenspieler/ Kommunismus/ fehlende Rechtsstaatlichkeit и др. На втором месте признак глава государства, содержащий 29 повторяющихся лексем: Putin, Putins Russland. Далее следует когнитивный признак социально-экономическая сфера (12), который содержит в себе такие лексические единицы: Korruption/ Menschen als Ressourcen/ Es fehlen die freie Selbstverwirklichung, eine berufliche Perspektive, soziale Garantien und gesellschaftliches Ansehen. / Die Russen fühlen sich bedroht. Самым малочисленным признаком является символ государства, состоящий из одной лексической единицы, повторившейся 2 раза: Kreml.

Ассоциативный эксперимент позволил также выявить наибольшее количество признаков концепта, установить частотность реакций, что свидетельствовало об актуальности/неактуальности того или иного признака в сознании представителей немецкой культуры. В ассоциативном свободном эксперименте испытуемым предлагалось ответить на вопрос: Welche Assoziationen verbinden Sie mit dem Wort Russland? В опросе приняли участие 50 носителей языка, проживающих в Германии. Данный эксперимент проводился в сентябре 2014 и в январе 2015 г. по электронной почте и социальным сетям. В итоге было полученной 265 ассоциативных реакций. Возраст анкетируемых 18-60 лет. В опросе участвовали мужчины и женщины.

Когнитивные признаки концепта Russland из свободного ассоциативного эксперимента

Наиболее устойчивой ассоциативной связью в немецком языковом сознании является признак характеристика территории (54), который включает в себя следующие ассоциации: Ein großes Land/ein riesiges Land/

45

weite Landschaften/ größtes Land der Welt/ groß/ Osteuropa/ niedrige Bevölkerung/ Transsibirische Eisbahn/ Sibirien/ Geringere Bevölkerungsdichte/ viel Wälder. Ассоциативное поле Russland включает в себя такие признаки, как климатическое состояние (Kälte, lange Winter/ kaltes Klima/ Schnee/ Kälte/kaltes Land/ Kalt/ weiß) (32) и внешняя внутренняя политика (Politik, Kalter, Krieg Konflikt mit Ukraine/ Krieg mi Ukraine/ Krim Kriese/ Weltmacht/ aggressivePolitik/ Importeur/) (31). Концепт Russand отражается также в таких признаках, как социально-экономическая характеристика (27), главы государства (25), внешность и черты характера россиян (21). Самые немногочисленные признаки: символ государства (7), еда (6), одежда (4) и русский язык (3).

Выполнив все обозначенные этапы моделирования концепта, была создана вербально-графическоая модель концепта Russland в немецком языковом сознании.

В ядро модели концепта Russland входят следующие признаки: внешняя и внутренняя политика, характеристика территории и глава государства.

Ближнюю периферию составляют такие когнитивные признаки, как социально-экономическая сфера, климатическое состояние, внешность и черты характера россиян, алкоголь, культура, природные богатства, государственность и политический строй.

На дальней периферии находятся признаки, связанные с одеждой, большими городами, символом государства, едой и русским языком.

Вербально-графическая модель концепта Russland в немецком

языковом сознании

В ходе исследования были выявлены признаки, совпадающие с частью данных словарных статей и периодических изданий, а также признаки, которые были названы только в результате свободного ассоциативного эксперимента или только в СМИ.

Список литературы

1. Балашова Е.Ю. Концепты «любовь» и «ненависть» в русском и американском языковом сознаниях. - Саратов, 2004.

2. Кубрякова Е.С. Начальные этапы становления когнитивизма: лингвистика-психология - когнитивная наука // Вопросы языкознания. -1994. - № 4. - С.26 - 34.

3. Маслова В.А. Когнитивная лингвистика: учеб. пособие. - 2-е изд. -Минск: ТетраСистемс, 2005.

4. Маслова В.А. Современные направления в лингвистике: учеб. пособие для студентов. высш. учеб. заведений. - М.: Издат. центр «Академия», 2008. - 272 с.

5. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. - М.: АСТ: Восток - Запад, 2010. - 314 с.

6. Шарафутдинова Н.С. Теория и история лингвистической науки: учеб. пособие. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: АСТ: Восток-Запад; Владимир ВКТ, 2008.

© Коршунова Н.Г., Майер К.Д., 2015

ПРАГМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЗВУЧАЩЕЙ РЕЧИ ФРАНЦУЗСКИХ ШКОЛЬНИКОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ФИЛЬМОВ)

Онькова Любовь Алексеевна

канд. филол. наук, доцент кафедры немецкого и французского языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь

E-mail: lubaonkova@mail.ru

Ананян Аревик Левоновна

студентка 749 гр. факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: ananyan93@gmail.com

PRAGMATIC ASPECT OF FRENCH SCHOOLCHIDREN'S SOUNDING SPEECH (OUT OF FILMS)

Liubov Onkova, Ph.D

Associate Professor, German and French Languages Department Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: lubaonkova@mail.ru

Arevik Ananyan

Student of the Faculty of Foreign Languages, group 749 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: ananyan93@gmail.com

Аннотация: в статье исследуется вопрос определения интенции говорящего с целью оказания речевого воздействия на адресата, раскрывается прагматическое значение реплик, совпадающих по форме, но имеющих различную иллокутивную функцию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.