Анатолий ГРИГОРЬЕВ
КОНЦЕПТ РЕКИ ТЕРЕК В ФОЛЬКЛОРНОМ СОЗНАНИИ ГРЕБЕНСКИХ КАЗАКОВ
В статье осуществлен анализ концепта реки Терек, которая, будучи главным индикатором духовной, материальной культуры и экономического развития гребенских казаков, сыграла определяющую роль в формировании их этнической картины мира.
The analysis of concept of Terek-river is carried out in the article. This river is the main indicator of spiritual, material culture and economical development of Grebensky Cossacks, which played the determining role in their ethnic worid-picture forming.
Ключевые слова:
концепт реки Терек, взаимосвязь природы и человека, культурообразующий феномен, этнические стереотипы, мифооб-раз, песенный фольклор; concept of the Terek-river, interrelation of nature and person, phenomenon foming the culture, ethnic stereotypes, myth-image, song folklore.
ГРИГОРЬЕВ
Анатолий
Федорович —
к.пед.н.,
Заслуженный
деятель искусств
ЧР; доцент кафедры
теории и методики
музыкального
образования
Ставропольского
государственного
педагогического
института
В силу условий жизнедеятельности и особого отношения к осваиваемому и контролируемому ими пространству специфичность культурного ландшафта для гребенских и терских казаков определяется концептами реки Терек и Кавказскими горами. Проблематика взаимосвязи культурного ландшафта и этноса являлась предметом исследования ученых различных научных областей (Э. Дюрктейм, Ф. Ратцель, Э. Кребер, К. Уисслер, М. Мид и др). Исследованием культурного ландшафта в определенных аспектах занимались Л.Н. Гумилев, В.О. Ключевский, А.П. Романов, С.Н. Якушенков и др. Их теоретические выводы позволяют нам рассматривать концепты культурного ландшафта как системный комплекс1, воплотившийся через архетипическую систему музыкально-поэтических образов в фольклорном сознании гребенских казаков.
Универсальные пространственные связи, обусловливающие взаимосвязи микро- и макрокосмоса, сохранились еще со времен языческой Руси. Природа очеловечивалась в поэтической форме и песенном фольклоре гребенцов, а поскольку вода и река являются древнейшими архетипами, важными для становления национальных картин мира, огромное влияние на формирование менталитета гребенцов оказал, безусловно, именно речной фактор.
Символика концепта «вода» имеет ярко выраженный амбивалентный характер, поскольку имеет две составляющие (со знаком плюс и со знаком минус), что нашло свое отражение в представлении о двух видах воды — живой и мертвой. Вода с глубокой древности несет в себе магические свойства, и русская этнография знает много примеров «волхвования водою», различных магических действий с «живой водой».
Б.А. Рыбаков, исследуя язычество древних славян, отмечает, что в новогодних заклинаниях будущего урожая и будущих дождей часто фигурирует сосуд с водой, над которым поют «подблюдные песни», «славу хлебу», бросают в воду золотые кольца, гадают... В древнерусских источниках понятия «чаровать тайными словесами» приравнивалось к понятию «волхвовать водою»2.
Вода, представляя собой некую универсальную стихию, выступающую мерилом или источником множества явлений, была смыс-
1 Гумилев Л.Н. Хазария и Терек: (Ландшафт и этнос) // Вестник Ленинградского университета, 1964, № 24, вып. 4.
2 Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. — М. : Наука, 1981, с. 44—45.
лообразующей категорией у различных народов мира и Северного Кавказа в том числе, что особым образом проявилось в формировании философских, религиозных учений. Во многих религиях и мифологиях вода выступает в качестве колыбели мира: мир рождается из воды, кроме того, она может встраиваться и в эсхатологические концепции, повествующие о конце мира. В этой универсальной метафоре единства аллоформ и проявился сакральный смысл воды и вообще всех водных источников. Ее способность вобрать в себя многое, погрузить в себя и даже уничтожить в себе всевозможные формы и проявления делало воду универсальным символом бытия — изначальным хаосом, из которого рождается порядок.
Но и упорядоченная вода-река продолжает выполнять важнейшую роль. Она формирует особый склад и характер народа, способствует формированию национальной ментальности на уровне подсознания. Образы реки в культурах народов мира могут актуализироваться через различные аллоформы: змея, мировое древо, Млечный Путь и т.д. Все это свидетельствует об всеобщности данного символа как некой обобщающей универсалии, объединяющей в себе множество других символов. Функциональная нагрузка образа реки в национальных картинах мира многообразна: река выступает в качестве оси мира; река — медиатор, родоначальник, предок этноса; река — граница между мирами, носитель информации и место забвения.
Многогранна и полифонична символика реки в представлениях терских и гребенс-ких казаков, поскольку река Терек является их культурообразующим феноменом. В силу своей географической специфичности Терек, любовно и уважительно называемый казаками «батюшка быстрый Терек» или «Терек Горынович», явился маркером-символом для терских и гребенских казаков, природно -ландшафтной основой их зарождения, средством их выживания в суровых повседневных условиях полиэтнического окружения. Региональная самоидентификация основывается на образе Терека как некоей топономической матрицы, порождающей множество дериватов, и это находит свое отражение в различных названиях, именах.
Как и у многих народов, у гребенских казаков семантика реки включает следующие понятия: речь, дорога, забвение, плетение или прядение, образуя множество самых разнообразных коннотаций. Анализ речного фактора позволяет лучше понять механизмы взаимодействия ландшафта и ментальности. Жизнь на реке кардинальным образом отличается от степной, полупустынной или пустынной среды обитания. Река — основное средство существования, она дает пищу, материал для строительства жилища, формирует религиозные представления, выступает в качестве средства коммуникации. Однако река — это и то, что отделяет, изолирует, формируя особым образом не только хозяйственную жизнь человека, но и его ментальность. Терек стал водной пограничной зоной, определяющей условные территориальные границы терского казачества, создавал естественную преграду нападению на казачьи станицы.
Терек явился главным гидромаркером, вокруг которого складывался огромный пласт культурных элементов (мифов, фольклорно-поэтических образов, верований, рациональных и иррациональных представлений, связанных с образом жизни, хозяйственно-культурным типом казаков и исторической реальностью).
Человек всегда обладал чувством аналогии, родства структуры космоса и своей собственной структуры. И это особенно ярко воплотилось в песенном фольклоре гребенцов. Их мифологические верования по сути являются типично анимическими, поскольку наши далекие предки рассматривали все, что они видели в природе, как живое и одушевленное, — такой представлялась казакам и река Терек.
Таким образом, Терек сыграл определяющую роль в формировании этнической картины мира гребенских казаков. Именно под влиянием речного фактора в большей степени формировался хозяйственно-культурный тип казаков, особенно в период их вольного поселения. Образ Терека, который запечатлелся в фольклорном сознании терцев и гре-бенцов, является культурообразующим феноменом и этнообразующим фактором, главным индикатором их духовной и материальной культуры и экономического развития.