Научная статья на тему 'Концепт «Польза» в рекламном дискурсе (на материале текстов упаковок молочной продукции)'

Концепт «Польза» в рекламном дискурсе (на материале текстов упаковок молочной продукции) Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
351
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / СТЕРЕОТИП / РЕКЛАМНЫЙ ДИСКУРС / ПОЛЬЗА / МОЛОЧНАЯ ПРОДУКЦИЯ / CONCEPT / STEREOTYPES / ADVERTISING DISCOURSE / UTILITY / DAIRY PRODUCTS

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Глушкова Т. С.

На материале рекламных текстов описывается содержание одного из компонентов концепта «польза», связанного с представлениями о здоровье и правильном питании. Выявляются стереотипы, которые лежат в основе рекламных стратегий продвижения молочных продуктов на потребительском рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concept «Use» in advertising discourse (based on texts on milk products packs)

The author describes on the material of advertising texts the contents of one of the components of the concept of «Use» associated with the notions of health and nutrition. Stereotypes that underlie advertising strategies to promote dairy products in the consumer market are identified.

Текст научной работы на тему «Концепт «Польза» в рекламном дискурсе (на материале текстов упаковок молочной продукции)»

ФИЛОЛОГИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2013. № 3. С. 114-116.

УДК 808.2 Т.С. Глушкова

КОНЦЕПТ «ПОЛЬЗА» В РЕКЛАМНОМ ДИСКУРСЕ (на материале текстов упаковок молочной продукции)

На материале рекламных текстов описывается содержание одного из компонентов концепта «польза», связанного с представлениями о здоровье и правильном питании. Выявляются стереотипы, которые лежат в основе рекламных стратегий продвижения молочных продуктов на потребительском рынке.

Ключевые слова: концепт, стереотип, рекламный дискурс, польза, молочная продукция.

Статья посвящена одному из концептов русского национального сознания - концепту «польза». В центре внимания - формирование и использование данного концепта в рекламных текстах.

Анализ словарных дефиниций лексемы «польза» и паремий о пользе показал, что данное понятие связано с содержанием таких концептов, как «богатство», «выгода», «здоровье», «пища»: Без ума торговать - только деньги терять. Сошлись да разочлись, так ни с чем (ни при чём) и разошлись. Ешь больше, проживёшь дольше. Хлеб да крупы на здоровье лупи. Что в рот полезло, то и полезно [1; 2].

Одним из компонентов концепта «польза» является компонент, который можно условно обозначить как «польза для здоровья человека от употребления определённых продуктов питания», о чём свидетельствуют следующие контекстные употребления: «польза картофеля», «польза сыра», «польза мёда», «польза грибов», «польза шокола,да», «польза морской капусты», «польза орехов», «польза зелени.», «полезность капусты», «полезность кунжута», «полезность продуктов и правильное питание», «полезность перловой каши», «полезность манной каши», «полезность зелёного чая», «полезность рыбы», «полезность кураги», «полезность чёрной и красной икры» и т. п. [3].

Апелляция к данному содержательному компоненту концепта «польза» лежит в основе рекламных стратегий продвижения продуктов питания на потребительском рынке.

Молочная продукция является важным сегментом на рынке пищевых продуктов. На сайтах сети Интернет, посвящённых правильному питанию и здоровому образу жизни, приводится статистика, подтверждающая популярность молока и молочных продуктов среди потребителей, например: «Безусловно, самым популярным продуктом среди населения считается молоко» [4].

Как показывают филологические и нефилологические источники, употребление молочных продуктов в сознании носителей языка связано с представлениями о правильном питании, здоровье, ср. контексты: «Молоко и молочные продукты издревле славились своими целительными свойствами»; «Молочные продукты - обязательный элемент здорового питания. Регулярно употребляя их в нормированных количествах, человек укрепляет свой иммунитет, защищает себя от разных недугов». Молочные продукты входят в десятку самых здоровых и полезных продуктов [5].

Материалом для исследования послужили тексты на упаковках молочной продукции (молока, кефира, ряженки, сметаны, простокваши, сладких кисломолочных продуктов), представленной на потребительском рынке города Омска.

© Т. С. Глушкова, 2013

Концепт «польза» в рекламном дискурсе

115

При выборе продуктов питания, в том числе и молочных, потребитель отдает предпочтение качеству товара, которое может отразиться на состоянии его здоровья. Качество продукта складывается в первую очередь из его свежести и составляющих компонентов. Согласно результатам маркетинговых исследований, к основным критериям, по которым потребители выбирают молочную продукцию, можно отнести следующие: 1) натуральность и полезность продукта; 2) свежесть и срок годности (меньший срок хранения служит подтверждением свежести продукта); 3) состав продукта (отсутствие консервантов и красителей); 4) вкусовые качества продукта (разнообразие вкусов и наполнителей); 5) упаковка продукта (удобство, наличие крышки, дизайн); 6) производитель и марка товара [6].

Как показывает анализ материала, высокое качество пищевого продукта обеспечивается его «натуральностью», «полезно-

стью», «вкусом». Именно эти категории активно используются в рекламных стратегиях продвижения молочной продукции: «Кефир “На здоровье” - натуральный кисломолочный продукт...» («Манрос-М. На здоровье»), «натуральные молочные продукты» («Лузинская крыночка», «Манрос М. На здоровье», «Свеженька» ООО «Калачинский молкомбинат», «Утренняя зорька» ОАО

«Вимм-Билль-Данн»), «натуральное молоко» («Манрос-М»). Упоминание об «экологической чистоте», «близости к природе» также призвано завоевать доверие потребителей: «Собственные молочные фермы, расположенные в экологически чистом районе Омской области...» (ООО «Калачинский молкомбинат»), «Продукт родной природы» (ОАО «Золотые Луга»).

Лексемы «польза», «полезный», «полезно» достаточно часто встречаются в «упаковочном» дискурсе: «Свежесть - залог Вкуса и Пользы!», «...гарантия свежести, вкуса и пользы всей продукции» («Свеженька»),

«. продукт сохраняет все свои полезные свойства» («Манрос-М»), «спектр полезных свойств», «одинаково полезен для взрослых и детей», «заквашивается полезными кисломолочными культурами» («Домик в деревне. На здоровье. Манрос-М»), «молоко “Отборное” качественное, полезное...» («Утренняя зорька»).

Усилению положительных стереотипов, связанных с употреблением молочных продуктов, служат нарративы о целебных свойствах и клинических испытаниях: «благотворный эффект продуктов “Бифидок” доказан результатами клинических испытаний в Российском медицинском государственном университете и одобрен Институтом Питания РАМН», <лечебные свойства продукта подтверждены клиническими испытаниями» («Любимое молоко» ЗАО «Любинский молочноконсерв-

ный комбинат»), «нормализует работу желудочно-кишечного тракта», «рекомендуется при пониженном выделении желудочного сока, болезнях печени, анемии, заболеваниях сердечно-сосудистой системы» («Утренняя зорька»), «повышает иммуни-

тет, защищает от пищевых аллергий, способствует профилактике дисбактериоза.. Содержит витамины В1, В6, В12, К, РР и незаменимые аминокислоты» («Манрос-М. На здоровье») .

Полезность молочного продукта подтверждается информацией о технологии его приготовления, содержащейся в тексте на упаковке. Апелляция к традициям, классической рецептуре и сообщение об использовании современных технологий производства и оборудования - один из наиболее часто используемых приёмов. Ср. контексты: «по традиционному русскому рецепту», «го-

товлю я его по старинному русскому рецепту» («Домик в деревне. На здоровье. Манрос-М»), «по классической технологии» («Любимое молоко»), «благодаря современной технологии переработки» («Манрос-М»), «современное оборудование» («Свеженька»).

Апелляция к понятию вкуса также используется в рекламных текстах молочной продукции. Молочные продукты должны быть не только полезными, но и вкусными. Данный стереотип достаточно активно формируется производителями в сознании потребителей. Например, ОАО «Вимм-Билль-Данн» использует слоганы: «Вкусно Полезно», «Вкусные молочные продукты». ООО «Кормиловский молочный завод»: «Любимый вкус!». ООО «Калачинский молкомбинат»: «Свежесть - залог Вкуса и Пользы!».

В текстах на упаковках часто встречаются лексемы «вкус», «вкусный», «вкуснее»: «Молоко “Отборное” качественное, полезное, а самое главное - вкусное. Молоко “Отборное” - вкус деревенского молока!», «Молоко “Отборное”. что позволяет сохранить великолепный вкус в течение продолжительного периода времени», «Натуральная, густая, нежная и вкусная сметана “На здоровье” так похожа на деревенскую», «Ряженка “На здоровье” - нежная, густая и вкусная!», «Насладитесь великолепным вкусом натурального молока!», «Вкус у него богатый и очень нежный, можно сказать бархатистый. Именно такой, что знаком вам с детства. Пить его я советую слегка ох-л^аж^дённ^1м^, так ещё вкуснее», «Гармония полезных свойств и чудесного вкуса».

Эпитеты, определяющие вкус молочных продуктов, а именно «любимый», «богатый», «великолепный», «чудесный», являются рекламными терминами.

Среди названных «универсальных» определений вкуса встречается лексема «деревенский». Её использование апеллирует к эмоциональной памяти носителей языка, в частности к представлению о том, что «са-

116

Т. С. Глушкова

мое вкусное и полезное молоко - деревенское». Отсюда названия «Домик в деревне», «Утренняя зорька», тексты, написанные от лица бабушки, живущей в деревне (приём персонификации). «Деревня» ассоциируется с «родным», «домом», «русским», «природой», «бабушкой», «молоком», «коровой», «простором». «Деревенский», «деревенская» - с «домом», «домиком», «коровой», «молоком»,

«природой», «петухом», «раздольем» [7].

Россия исторически была аграрной страной. По этой причине мир и быт крестьянской жизни составил основу русского фольклора. Сегодня одна треть населения страны живет в сельской местности (26 %) [8]. Исходя из этого, можно предположить, что аргументация с опорой на образ родины, родного края, родной деревни будет эффективной.

Итак, в формировании одного из содержательных компонентов концепта «польза» - «польза для здоровья человека от употребления определённых продуктов питания» - активно используются такие категории, как «натуральность», «свежесть», «полез-

ность», «вкус». Возможна дальнейшая разработка данной проблематики с целью выявления устойчивых представлений носителей

русского языка, связанных с употреблением тех или иных продуктов питания. Выявленные стереотипы могут быть использованы в разработке рекламных стратегий продвижения товаров на потребительском рынке.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Даль В. И. Пословицы русского народа : сб. : в 2 т. Т. 1. М. : Художественная литература, 1984. 383 с.

[2] Даль В. И. Пословицы русского народа : сб. : в 2 т. Т. 2. М. : Художественная литература, 1984. 399 с.

[3] Яндекс : поисковая система. 11Р1_: http://yandex.ru.

[4] Молочные продукты - источник вашего здоровья. Ш1_: http://www.ja-

zdorov.ru/blog/molochnye-produkty-istochnik-уаБІїедо^огоууа/.

[5] Михед А. 10 самых здоровых и полезных продуктов. Ш1_: http://life-another.ru/zdorovyj-

obraz-zhizni/poleznye-produkty-10-punktov.html.

[6] Молоко и молочные прдукты. Ш1_: http://cpok.ru/moloko-i-molochnyie-produktyi.

[7] Русский ассоциативный словарь / Ю. Н. Караулов [и др.]. М. : Астрель, 1998. 781 с.

[8] Вот какие мы - россияне. Об итогах Всероссийской переписи населения 2010 года // Российская газета. 2011. 16 декабря (№ 5660). Ш1_: http://www.rg.ru/2011/12/16/stat.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.