Научная статья на тему 'Концепт "новой нормальности" в преодолении экономического отставания регионов с высокими экологическими ограничениями'

Концепт "новой нормальности" в преодолении экономического отставания регионов с высокими экологическими ограничениями Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
72
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"НОВАЯ НОРМАЛЬНОСТЬ" / "ЗЕЛЕНАЯ" ЭКОНОМИКА / ИНТЕГРАТИВНАЯ МЕДИЦИНА / ЕВРАЗИЙСКИЙ РЫНОК / ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ИННОВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Атанов Н.И.

На основе адаптации китайской концепции «новая нормальность» в качестве постулата управленческой инновации в современных условиях глобальной нестабильности, неравенства и кризисов автором выдвинуты принципиально новые подходы к экономической политике отсталых регионов с высокими экологическими ограничениями. В качестве опорных территорий рассмотрены Байкальский регион и Республика Бурятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Based on the adaptation of the Chinese concept of «new normal» as a postulate of managerial innovations in the current conditions of global instability, inequality, and crises, the author put forward fundamentally new approaches to the economic policy of the backward regions with high environmental constraints. The Baikal region and the Republic of Buryatia are con-sidered as a reference region.

Текст научной работы на тему «Концепт "новой нормальности" в преодолении экономического отставания регионов с высокими экологическими ограничениями»

УДК 338+339

Н. И. Атанов

КОНЦЕПТ «НОВОЙ НОРМАЛЬНОСТИ» В ПРЕОДОЛЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОТСТАВАНИЯ РЕГИОНОВ С ВЫСОКИМИ ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ ОГРАНИЧЕНИЯМИ

На основе адаптации китайской концепции «новая нормальность» в качестве постулата управленческой инновации в современных условиях глобальной нестабильности, неравенства и кризисов автором выдвинуты принципиально новые подходы к экономической политике отсталых регионов с высокими экологическими ограничениями. В качестве опорных территорий рассмотрены Байкальский регион и Республика Бурятия.

Ключевые слова: «новая нормальность», «зеленая» экономика, интегративная медицина, евразийский рынок, Великий шелковый путь, Евразийский экономический союз, управленческая инновация.

В условиях кризисного развития в экономике утвердилось понятие «новой нормальности», которым сегодня принято описывать процессы, происходящие в мировой хозяйственной структуре. Понятие имеет множество трактовок, одна из них — «новая норма» (синь чантай) — принадлежит новому китайскому руководству. Его автор — председатель КНР Си Цзиньпин впервые озвучил теоретическую концепцию «новая норма» в мае 2014 г. в провинции Хэнань в ходе инспекционной поездки, основные положения которой следующие:

— завершается этап высокоскоростного темпа развития, во имя которого нарушались пропорции в экономике, приносились в жертву интересы населения и экологии. На смену высоким темпам роста приходит высокое качество экономической структуры, сбалансированность между отраслями и регионами, повышение энергоэффективности и снижение капиталоемкости, сокращение негативного воздействия на окружающую среду. Итог — перевод экономики из высокоскоростного в средне-высокоскоростной режим с «новой нормой» умеренного роста экономики, оптимизацией ее структуры, повышением качества и эффективности;

— заканчивается период встраивания Китая в мировые производственные цепочки в роли поставщика дешевой рабочей силы, вложения заработанных денег в финансовые институты, подконтрольные США. Наступает время опоры на достижения отечественной науки и новые технологии в производстве конкурентоспособных товаров и услуг, создание независимой финансовой системы и обеспечение глобальных торговых и инвестиционных интересов Китая.

ISSN 2412-8945. Развитие территорий. 2017. № 2 (8). © Н. И. Атанов, 2017

Тот, кто опирается исключительно на свой опыт, обречен решать новые проблемы старыми способами.

Пауло Коэльо Алеф

Таким образом, китайская концепция «новая норма» предусматривает полное обновление базовых положений экономической реальности. В русле этих обновлений Китай превращается из импортера в экспортера капитала. Существенно укрепляется национальная валюта — юань, выйдя из тени мирового финансового рынка и поднявшись на пятое место среди мировых валют. Китай активно создает или участвует в формировании международных финансовых институтов1. Другими словами, концепция «новая нормальность» обретает реальное и вполне успешное воплощение как во внутренней, так и во внешней экономической политике Китая.

Этот позитивный пример позволяет предположить, что выход из глобальной нестабильности, кризисов и потрясений страны мирового сообщества будут находить, формулируя свои национальные концепции «новой нормальности», заимствуя китайскую управленческую инновацию.

Представляется, что формулу «новой нормы» можно применить на региональном, субъектном уровне управления общественным производством. Условием для такого заимствования служит относительная автономность субъектного хозяйственного комплекса региона и наличие региональных и местных специфических особенностей и условий экономической деятельности. Экономика многих регионов России находится в глубокой рецессии, а отсталых регионов — в длительной депрессии, выход из которой требует поиска своей концепции «новой нормы» с правильной формулировкой цели. По мнению видного польского экономиста Гжегольда Витольда Колодко, экономический успех зависит от правильного формулирования целей хозяйствования.

1 См.: Тавровский Ю. Си Цзиньпин: по ступеням китайской мечты. М. : Эксмо, 2015. С. 118—122.

«Нет экономики без ценностей. Ценности — это человеческие (индивидуальные, семейные, групповые, социальные, национальные, цивилизаци-онные) идеалы, чаяния и устремления. Они через систему мотиваций оказывают влияние на принимаемые решения»1.

На наш взгляд, для восточных малозаселенных регионов России с разреженным экономическим пространством, дисперсным расселением населения действующая модель экономики и управления не способны привнести дополнительные импульсы развития. Необходима новая политика, назовем ее «новой региональной нормальностью». Смысл «новой нормы» мы видим в том, что надо решительно уйти от традиционной парадигмы постоянной работы над своими недостатками, ошибками, совершенствования порой не совершенствуемого. «Новая норма», по нашему мнению, заключается в том, чтобы переключиться на свои достоинства и преимущества, наполнять их адекватным содержанием, оптимальной структурой и квалификационным управлением, работать в оперативном режиме над искоренением имеющихся недостатков.

Концепт «новой региональной нормальности» наглядно раскрывается на примере Байкальского региона и Республики Бурятия. Байкальский регион пока еще сохраняет в первозданном виде те природные ресурсы, без которых невозможно существование всего живого. По факту регион является мировым донором по кислороду и пресной воде. Это два геостратегических возобновляемых ресурса, которыми регион обязан по-хозяйски грамотно распоряжаться, снабжая евразийский общий рынок питьевой водой родникового качества и принимая туристов из загазованных мегаполисов на рекреацию. Для придания Байкальскому региону статуса мирового донора по кислороду и пресной воде и получения соответствующей природной ренты необходима продолжительная и кропотливая работа. Она включает расчетные обоснования, брендирова-ние, политическую поддержку, обустройство территорий и благоустройство населенных пунктов, формирование инфраструктуры, следует развивать «зеленую» экономику, создавать «зеленую»

2

культуру и «зеленую» цивилизацию .

Геостратегическим сокровищем всей России является озеро Байкал, которое называют «синее око» планеты, участок природного Всемирного наследия ЮНЕСКО. Байкал хранит в себе 20 % мировых запасов пресной воды и 80 % запасов пресной воды России. В условиях нарастающего глобального кризиса с питьевой водой значение

1 Колодко Г. В. Куда идет мир: политическая экономия будущего. М. : Магистр, 2014. С. 33.

2 Подробно о потенциале «зеленого» развития Республики Бурятия см.: АтановН. И., Янтранов А. Е. Потенциал «зеленого развития» Республики Бурятия // ЭКО. № 11 (497). 2015. С. 111—119.

Изложенные в статье позиции по «зеленому» развитию экономики Республики Бурятия ретранслируемы и на соседние Забайкальский край и Иркутскую область в виду единства и однородности природной среды и климата.

Байкала для мирового сообщества трудно переоценить. Поэтому сохранение первозданности озера обязывает неукоснительное следование принципам и нормам устойчивого развития, основа которого заложена Международной комиссией под руководством Гру Харлем Брундтланд в 1987 г. в докладе «Наше общее будущее». В нем устойчивое развитие (sustainable development) определяется как модель движения вперед, при которой достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей без лишения такой возможности будущих поколений. Сама концепция устойчивого развития человечества получила признание на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992 г.) в документе «Повестка дня на XXI век». Из него следует, что устойчивое развитие состоит из трех базовых составляющих: экологической, экономической и социальной.

Поскольку в концепции устойчивого развития заложены «масштабы эксплуатации ресурсов», а в принципах — уменьшение ресурсоемкое™, авторы статьи «Генезис понятия "устойчивое развитие экономических систем различных иерархических уровней"» выдвигают следующие гипотезы по реализации концепции:

1) устойчивость развития экономических систем определяется динамикой изменения результата и потребляемых ресурсов;

2) количественная оценка типов экономического развития в зависимости от динамики изменения результата и потребляемых ресурсов подчиняется правилу «золотой пропорции» и теории катастроф;

3) классификация видов устойчивости определяется типом экономического развития3.

Применительно к озеру Байкал и его природной территории концепция новой региональной нормальности и концепция устойчивого развития тесно корреспондируются между собой и представляют в совокупности целостную архитектонику сбалансированного развития экономики, экологии и социального жизнеустройства.

Еще одним природным ресурсом Байкальского региона России являются целебные минеральные источники: свыше 300 источников в Республике Бурятия, около 300 — в Забайкальском крае и свыше 100 — в Иркутской области. По сути, это мировая бальнеологическая лечебница, но используется она, к сожалению, не более чем на 2—3 %. Между тем известно, что XXI столетие является веком здоровья человека. Поэтому становление оздоровительной экономики предполагает введение в коммерческий оборот неиспользуемых источников. Подготовительная работа заключается в оценке запасов (емкости), биохимического состава вод и лечебных грязей, постановке их на баланс. Даже в случае признания

3 См.: Любушкин Н. П., Бабичева Н. Э., Усачев Д. Г., Шустова М. Н. Генезис понятия «устойчивое развитие» экономических систем различных иерархических уровней // Ре-гионал. экономика: теория и практика. 2015. № 48. С. 6.

РАЗДЕЛ 4. ИЗУЧЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

лишь 15—20 % источников потенциально эффективными с учетом ныне эксплуатируемых это порядка 150—160 бальнеологических здравниц, на которых ежегодно будут поправлять здоровье свыше полумиллиона человек.

Наряду с бальнеологическими источниками и средствами оздоровления людей в Республике Бурятия развивается новое направление в здравоохранении — интегративная медицина. Суть ее в сопряжении наилучших методик классической западной медицины и традиционной восточной медицины.

В Бурятском государственном университете и в медицинском институте ведется подготовка будущих врачей по интегративной медицине. В республике успешно действуют лечебные учреждения «Центр восточной медицины», «Тибетский лечебный центр». Лечебную практику по тибетской медицине ведут также врачующие ламы-монахи традиционной буддийской Сангхи России. В Бурятском научном центре на протяжении полувека осуществляется перевод на русский язык древних тибетских трактатов по фармацевтике и методикам лечения, создаются новые лекарственные препараты из органических и минеральных материалов. На стадии формирования биофармацевтический кластер. В результате будущая миссия Республики Бурятия — стать интеграционной площадкой, мостом между западной и восточной медициной и фармацевтикой, бальнеологической здравницей всего евразийского пространства. В этом социальный аспект «новой региональной нормальности».

«Новая региональная нормальность» означает также нахождение баланса между преемственностью традиционных хозяйственных практик и новаторством научно-технического прогресса. На основе исторического хозяйственного уклада коренных народов и русских старожилов развивается этноэкономика, основанная на возобновляемых ресурсах, как прародительница «зеленой» экономики в силу единства их принципов. Различия лишь в технологических и организационных инструментах, которые преодолимы с помощью инвестиций в инновации и новых организационно-управленческих форм. Единство в главном дает шанс бурятскому этносу, а также этносам Трассаянии и Алтая развивать пастбищное и пастбищно-стойловое животноводство по «зеленым» технологиям и занять важный сегмент евразийского рынка с экологически чистой продукцией животного происхождения. Аналогичные перспективы и у органического растениеводства без применения минеральных удобрений и химических средств защиты растений.

Абсолютно «новой нормой» станет пришествие в регион Великого шелкового пути (ВШП), его северного экономического коридора. Китайский проект откроет новые возможности для регионов по встраиванию их экономик в международное разделение труда, в торговые цепочки формирующегося общего Евразийского рынка.

Концепт «новой нормы» ВШП может дать преимущества стране-автору либо выгоду для обеих сторон. Торжество взаимовыгодного и взаимодополняющего торгового и инвестиционного сотрудничества возможно, если российская сторона преодолеет ряд внутренних барьеров и угроз. Первостепенному преодолению, по нашему мнению, подлежат следующие проблемы:

— низкий уровень демографического потенциала, на который накладывается проблема убывания созидательной силы человеческого капитала. «Именно демография, а не демократия станет наиболее решающим фактором обеспечения безопасности и роста в XXI веке», — говорил Ли Куан Ю — отец сингапурского экономического чуда1;

— неразвитая структура экономики с ограниченной товарной номенклатурой, находящаяся в состоянии рецессии;

— слабость институтов, преобладание в органах власти бюрократической энергии над прогрессивной, кризис доверия в обществе;

— отсутствие информационного и аналитического материала о потенциальных зарубежных партнерах, острый дефицит опытных специалистов в области международных торгово-экономических взаимодействий.

Выгоды китайской стороны мы видим в расширении рынков сбыта товаров, услуг, инвестиций; получение доступа к источникам сырьевых ресурсов для своей экономики; в миграционной диффузии и создании китайских диаспор на приоритетных территориях; в тиражировании своих институциональных, правовых, торговых, логистических и технологических норм, правил и стандартов в странах пребывания.

Для России в целом и приграничных регионов Дальнего Востока и Сибири в частности пришествие ВШП — это важный внешний катализатор и инвестор для модернизации транспортной, информационной и инженерной инфраструктуры; канал для встраивания региональных экономик в международное разделение труда, в торговые цепочки евразийского рынка; возможность культурных, образовательных, научных, инновационных и туристических обменов. Кроме того, ВШП станет для отечественного бизнеса международной площадкой для постижения науки торговли в режиме открытости и конкуренции, для заимствования управленческих новаций, технологии и организации международного сотрудничества. «Новая нормальность» сыграет на российской стороне, если субъекты Российской Федерации сумеют сформировать «зеленый» экономический коридор ВШП, а также гармонизируют два встречных движения — Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Великого шелкового пути (ВШП)1.

1 cm.: Graham A., Blackwill R. Lee Kuan Yew: the Grand Master's. Insights on China, the United States and the World. Interviews and Selection. Cambridge Mass ; 1MT Press, 2013. 186 c.

Таким образом, введенный в статье термин «новая региональная нормальность» представляет собой квинтэссенцию определенного множества составных элементов нового фарватера регио-

нальной (национальной) политики гармоничного развития общества в триаде экономика — экология — социальная среда.

N. I. Atanov

THE CONCEPT OF THE «NEW NORMAL» IN OVERCOMING THE ECONOMIC OF BACKWARD REGIONS WITH HIGH ECOLOGICAL LIMITATIONS

Based on the adaptation of the Chinese concept of «new normal» as a postulate of managerial innovations in the current conditions of global instability, inequality, and crises, the author put forward fundamentally new approaches to the economic policy of the backward regions with high environmental constraints. The Baikal region and the Republic of Buryatia are considered as a reference region.

Keywords: new normal, Green Economy, integrative medicine, Eurasian market, the Great Silk road, Eurasian Economic Union, managerial innovation.

1 Руководители трех стран: России, Китая и Монголии — утвердили Программу создания экономического коридора Китай — Монголия — Россия на саммите ШОС в г. Ташкенте 23 июня 2016 г . Это первый программный документ по сопряжению Евразийского экономического союза с проектом «Экономическая зона Великого шелкового пути» и первая программа по развитию северного экономического коридора ВШП (прим. автора).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.