Научная статья на тему 'Концепт «Mode» в сознании немецкой молодежи: динамический аспект'

Концепт «Mode» в сознании немецкой молодежи: динамический аспект Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
177
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / МОДА / КОГНИТИВНАЯ КАРТИНА МИРА / ЯДРО / ИНТЕРПРЕТАЦИОННОЕ ПОЛЕ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ / ДИНАМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / CONCEPT / FASHION / COGNITIVE VIEW OF THE WORLD / KERNEL / INTERPRETATION FIELD / EXPERIMENTAL METHODS / DYNAMIC ASPECT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Жукова Нина Степановна

Рассматривается концепт «Mode» в сознании немецкого этноса как компонент его когнитивной картины мира. На основе экспериментальных методов выявления концептов, а именно ассоциативного и рецептивного экспериментов, дается описание структуры и содержания данного концепта в сопоставлении с его языковой моделью, что позволяет показать модель концепта «Mode» в динамическом аспекте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT “MODE” IN THE COGNITION OF THE GERMAN YOUTH: DYNAMIC ASPECT

The article deals with the “Mode” concept in the cognition of the German ethnos as a component of its cognitive view of the world. With the help of experimental methods, and namely, the associative and receptive experiments, the description of the structure and content of this concept in relation to its language model that allows showing the model of the concept “Mode” in a dynamic context is given.

Текст научной работы на тему «Концепт «Mode» в сознании немецкой молодежи: динамический аспект»

УДК 81*37; 003; 81'22

Н. С. Жукова

КОНЦЕПТ «MODE» В СОЗНАНИИ НЕМЕЦКОЙ МОЛОДЕЖИ: ДИНАМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Рассматривается концепт «Mode» в сознании немецкого этноса как компонент его когнитивной картины мира. На основе экспериментальных методов выявления концептов, а именно ассоциативного и рецептивного экспериментов, дается описание структуры и содержания данного концепта в сопоставлении с его языковой моделью, что позволяет показать модель концепта «Mode» в динамическом аспекте.

Ключевые слова: концепт, мода, когнитивная картина мира, ядро, интерпретационное поле, экспериментальные методы, динамический аспект.

Использование лингвистических методов выявления концептов позволяет реконструировать языковую модель концепта «Mode» (см.: [1]), представляющую собой фрагмент языковой картины мира немецкого этноса. В отличие от концептуальной картины мира, которая постоянно меняется, «перерисовывается», «языковая картина мира отражает состояние восприятия действительности, сложившееся в прошлые периоды развития языка в обществе» [2, c. 20]. Поэтому применение экспериментальных методов вычленения концептов (см.: [3, с. 115]) дает возможность уточнить структуру анализируемого концепта и определить его когнитивные признаки, которые не нашли своей объективации в немецком языке.

Проведенные в 2012 г. с представителями немецкой молодежи - студентами университетов Магдебурга и Штутгарта ассоциативный и рецептивный эксперименты позволили уточнить содержание концепта «Mode» и показать динамический характер его структуры.

Большинство представителей немецкой молодежи обоих полов ассоциируют «моду» с основными тенденциями, преимущественно в одежде, которым следуют многие: «Mode - eine mainstream Erscheinung» («мода - основное направление»). Этот и другие похожие ассоциаты подтверждают установленное лингвистическими методами ядро концепта «Mode» -«правило, манера одеваться». Ср.: [1, с. 42].

У представителей немецкой молодежи мода часто ассоциируется с «давлением на общество» («Mode - Gruppenzwang»). Речевой рецептивный эксперимент показал, что «мода» в понимании немцев касается каждого («Mode - jeder ist davon betroffen»), поэтому, распространяясь с огромной скоростью, она никого не обходит стороной, заставляет меняться, вносит что-то новое. Приведенные ассоциаты репрезентируют признаки господства, влияния, власти моды и даже давления на людей, которые также были зафиксированы в толковых и фразеологических словарях, что свидетельствует о сохранении статуса данных признаков в структуре анализируемого концепта.

Установленные лингвистическими методами исследования признаки непостоянства и изменчиво-

сти «моды» были подтверждены результатами ассоциативного эксперимента. Ср. ассоциаты: «Mode

- von kurzer Dauer», «Mode - vergeht schnell» (т. е. «мода - недолговечна», «мода - проходит быстро»). Однако количество таких реакций сравнительно небольшое. Этот факт позволяет предположить, что признаки непостоянства, временности, изменчивости «моды» теряют свою значимость и постепенно смещаются от ядра концепта «Mode» на его периферию (ср. [1, с. 42]). То же самое можно сказать о признаках отражения социального статуса и возможности проявления несогласия и протеста с помощью «моды». Выявленные лингвистическими методами исследования, они не подтвердились в ходе проведенных экспериментов: ни один из испытуемых не назвал слова-реакции, объективирующие данные признаки.

Общими для представителей обоих полов явились ассоциаты: «роскошь», «дорогая одежда» (ср. «Mode - luxury», «Mode - meist zu teure Klei-dung»). Сопоставление результатов эксперимента с данными лексикографических источников свидетельствует о появлении в структуре исследуемого концепта новых признаков, а именно роскошь, дороговизна. Частотность ассоциатов, вербализующих эти признаки, достаточно высока, что демонстрирует значимость данных признаков в структуре концепта «Mode.

Ассоциативный и рецептивный эксперименты выявили также признаки, указывающие на практичность немцев, их стремление тратить денежные средства в разумных целях. Представители немецкой молодежи часто ассоциируют «моду» с «непрактичностью»: «Mode - unpraktisch» («мода

- непрактично»). Многие немцы считают неразумным расходовать деньги на модные вещи: «Mode -man kann etwas Wichtigeres mit Geld machen» («мода - деньги можно потратить на что-то более важное»). Они предпочитают тратить денежные средства на другие цели, чем покупать новые вещи, которые только в определенный момент воспринимаются как модные. Признак непрактичности «моды» представлен в сознании и юношей, и девушек.

Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2013. 10 (138)

Общим для представителей мужского и женского полов является ассоциат «Mode - unnutzes Ding» («мода - бесполезная вещь»). Речевой рецептивный эксперимент показал, что многие немцы не воспринимают моду как необходимость: «Mode -das braucht man gar nicht» («мода вообще не нужна»). Таким образом, в сознании молодого поколения немцев представлен еще один не выявленный в словарях признак бесполезности «моды».

Наряду с общими признаками концепта «Mode» у представителей женского и мужского полов были установлены некоторые различия в трактовке данного концепта в зависимости от гендерной принадлежности. Наиболее частотными реакциями представителей мужского пола на «моду» являются: «Modem», «Moderator», «Modell» (т. е. «модем», «модератор», «модель»), и даже «Modus», «Modi» (т. е. «модус», «модусы»). Данные ассоциаты не имеют отношения к рассматриваемому концепту и указывают на то, что «мода» не вызывает у юношей интереса. Услышав данное слово-стимул, они переключаются на другие, более важные для них темы, связанные, например, с техникой. Следовательно, для молодых людей «мода» менее значима, чем для девушек.

Большинство представительниц женского пола ассоциируют «моду» с новыми тенденциями, моделями, показами мод, международным рынком. Наиболее распространенными реакциями на моду были ассоциаты, обозначающие предметы одежды: платья, футболки, джинсы, аксессуары, а также парфюмерия и макияж («Kleider», «T-Shirts»,

«Jeans», «Accessoires», «Parfum», «Make-Up»). Для девушек «мода» связана прежде всего с внешним видом, с возможностью, украшая себя, создавать о себе определенное впечатление.

Для представителей немецкой молодежи мода -это способ самовыражения и противопоставления себя другим: «Mode - Ausdrucksmoglichkeit»,

«Mode - Ausdruck der Individualittit und Kreativittit» (т. е. «мода - возможность самовыражения», «мода - отражение индивидуальности и креативности»). В этом проявляется положительное отношение к «моде», восприятие ее как помощника для каждого человека в выражении себя, нахождении своего стиля: «Mode - eigener Stil», «Mode - hilft je-mandem gut auszusehen» (т. е. «мода - собственный стиль», «мода - помогает человеку хорошо выглядеть»). Следовательно, концепт «мода» в сознании молодых немцев имеет признаки, свидетельствующие о его положительной интерпретации: возможность самовыражения, нахождения собственного стиля. Являясь комплексом новейших тенденций, «мода» помогает человеку выбрать что-то для себя, определить наиболее подходящий стиль. В ответах на вопрос в речевом рецептивном эксперименте некоторые представители немецкой молодежи от-

мечают, что для них «мода» - это то, что нравится и подходит им самим. Из огромного набора новейших трендов девушки и юноши выбирают только то, в чем они себя чувствуют комфортно: «Mode -was ich mag» («мода - что мне нравится»). При этом юноши часто подчеркивают, что «мода» - это отражение их собственного стиля, привычек и предпочтений: «Mode - was nur MIR geftillt» («мода - то, что нравится только МНЕ»).

Реакции некоторых представителей женского и мужского полов, напротив, указывали на негативное отношение к «моде», восприятие ее как общего мерила, которое вытесняет «индивидуальность» и делает людей похожими друг на друга: «Mode -verdrtingt die Individualittit» («мода - вытесняет индивидуальность»), «Mode - nicht wichtig fur mich» («мода - для меня не важна»). Данные реакции на моду объективируют признаки разрушения индивидуальности, невозможности создать собственный стиль и противоречат установленным ранее: возможности самовыражения и нахождения собственного стиля. Это свидетельствует о неоднозначном отношении молодых немцев к «моде», противоречивой интерпретации ими рассматриваемого концепта.

Экспериментальные методы подтвердили следующие признаки интерпретационного поля концепта «Mode», выявленные лингвистическими методами: возможность самовыражения, нахождение собственного стиля, проявление индивидуальности и креативности, отражение внутреннего мира, возможность передать характер, а также разрушение индивидуальности, невозможность создать собственный стиль. Необходимо отметить высокий уровень значимости названных признаков для немецкого этноса, так как они были зафиксированы не только в результате ассоциативного и рецептивного экспериментов, но и во фразеологических словарях (ср.: [1]). Эти признаки прочно вошли в сознание немцев разных поколений. Однако по результатам экспериментальных методов были установлены новые признаки, также образующие интерпретационное поле концепта «Mode», а именно вечность настоящей и кратковременность ненастоящей моды.

Суммируя все вышеизложенное, можно заключить, что применение экспериментальных методов вычленения концептов не только позволяет уточнить структуру концепта, установленную лингвистическими методами, и определить его гендерные особенности, но и дает возможность выявить признаки анализируемого концепта, не нашедшие своей объективации в языке, и тем самым показать динамический характер его структуры, обусловленный динамикой окружающей жизни и, соответственно, постоянно меняющейся концептуальной картиной мира немецкого этноса.

Список литературы

1. Жукова Н. С. Языковое моделирование концепта «Mode» в немецкой лингвокультуре // Вестник Томского гос. пед. ун-та. 2013. Вып. 3 (131). С. 40-43.

2. Петроченко Л. А., Чернощекова В. О. Семантика канонических и трансформационных видов паремий и фразеологизмов (на материале английского языка) // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2010. Вып. 7 (97). С. 20-24.

3. Попова З. Д., Стернин И. А. Когнитивная лингвистика. М.: АСТ: Восток - Запад, 2007. 314 с.

Жукова Н. С., кандидат филологических наук, доцент.

Национальный исследовательский Томский политехнический университет.

Пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634050.

E-mail: shukovans@mail.ru

Материал поступил в редакцию 27.06.2013.

N. S. Zhukova

THE CONCEPT “MODE” IN THE COGNITION OF THE GERMAN YOUTH: DYNAMIC ASPECT

The article deals with the “Mode” concept in the cognition of the German ethnos as a component of its cognitive view of the world. With the help of experimental methods, and namely, the associative and receptive experiments, the description of the structure and content of this concept in relation to its language model that allows showing the model of the concept “Mode” in a dynamic context is given.

Key words: concept, fashion, cognitive view of the world, kernel, interpretation field, experimental methods, dynamic aspect.

References

1. Zhukova N. S. Мodeling of the concept “Mode” in the german linguistic culture . Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2013, no. 3 (131), pp. 40-43 (in Russian).

2. Petrochenko L. A., Chernoschekova V. O. Semantics of canonic and transformed types of proverbial and phraseological units (data of english). Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2010, no. 7 (97), pp. 20-24 (in Russian).

3. Popova Z. D., Sternin I. V. Cognitive Linguistics. Moscow, AST: Vostok - Zapad Publ., 2007. 314 р. (in Russian).

National Research Tomsk Polytechnic University.

Pr. Lenina, 30, Tomsk, Russia, 634050.

E-mail: shukovans@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.