АССОЦИАТИВНОЕ ПОЛЕ «БИЗНЕС-ЛЕДИ» В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ ЖИТЕЛЕЙ СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ
Алла Владимировна КОКОВА,
преподаватель кафедры русской и зарубежной филологии Северо-Осетинского республиканского института повышения квалификации работников образования, г. Владикавказ, е-mail: [email protected]
Статья посвящена исследованию фрагмента русской языковой картины мира в аспекте освоения заимствованного гендерно маркированного концепта «бизнес-леди /деловая женщина», описанию его ассоциативного поля и выявлению когнитивных признаков концепта.
Ключевые слова: психолингвистика, концепт «бизнес-леди». ассоциативный эксперимент, ассоциативное поле, когнитивный признак.
THE ASSOCIATIVE FIELD "BUSINESS-LADY" IN THE LANGUAGE CONSCIOUSNESS OF RESIDENTS OF NORTH OSSETIA
Alla KOKOVA,
teacher of department Russian and foreign philology of"North Ossetian Republican Institute of Increase Qualifications of Educators", Vladikavkaz, е-mail: [email protected]
The article is devoted to the research of the Russian fragment of the language picture of the world in the aspect of development of the gender marked concept " business lady", to the description of its associative field and identification of cognitive features of the concept.
Keywords: psycholinguistics, concept "business lady", associative experiment, associative field, cognitive feature.
Последние тенденции развития лингвистики как междисциплинарной отрасли знания требуют сочетания лингвокогнитивного, лингвокультурологического и психолингвистического подходов.
Лингвистика последних десятилетий характеризуется возникновением новых исследовательских парадигм, что приводит к поиску эффективных методов исследования.
Одним из актуальных направлений концептуальных исследований является психолингвистическое направление, позволяющее выявить и описать фрагмент ментального лексикона носителей определенного языка и культуры. Методика проведения ассоциативного эксперимента располагает целым рядом приемов, доказавших свою эффективность при исследовании языкового сознания.
Этапы проведения свободного ассоциативного эксперимента определяются целями и задачами исследования, направленного на описание концептуальной природы объектов реальной действительности.
К разряду универсальных культурных концептов, безусловно, относится ключевой концепт «женщина», в структуре которого содержатся смысловые характеристики, связанные с национальным менталитетом и духовными ценностями носителей языка. Как пишет А. Вежбицкая, «языковые и культурные системы в огромной степени отличаются друг от друга, но существуют семантические и лексические универсалии, указывающие на общий понятийный базис, на котором основывается человеческий язык, мышление и культура» [1: 322].
В нашем исследовании мы выделяем новый заимствованный концепт «бизнес-леди» или «деловая женщина», отражающий новую систему социокультурных ценностей глобального порядка.
По мнению Е. И. Горошко, ассоциативный эксперимент представляет собой прием, направленный на выявление ассоциаций, сложившихся у индивида в его предшествующем опыте. Данный ассоциативный эксперимент направлен на выявление особенностей концептуализации образа деловой женщины в мультикультурной русскоязычной картине мира [2].
Актуальность предлагаемой работы определяется национально-культурной спецификой исследуемого концепта, особенностями его этнической, социальной и возрастной реализации.
В данной работе впервые формируется ассоциативное поле «деловая женщина» с опорой на проведенный в среде школьных учителей ассоциативный эксперимент.
Ассоциативный эксперимент, несомненно, является ценным при выявлении характеристик восприятия объектов картины мира различными этнокультурами, поскольку с помощью данного метода можно конструировать «ассоциативный профиль» образов сознания и моделировать особенности его функционирования, «специфичный для данной культуры и языка, интегрирующий в себе умственные и чувственные знания, которыми обладает конкретный этнос» [4: 67; 3].
Целью настоящей статьи является моделирование ассоциативного поля концепта «бизнес-леди» на базе описания ассоциатов, реализующих содержание данного концепта. В соответствии с этим перед нами были поставлены следующие задачи: 1) выявить и классифицировать ассоциаты, формирующие концепт «бизнес-леди», 2) структурировать пласты зоны концептуального поля «бизнес-леди» по данным ассоциативного эксперимента; 3) проанализировать особенности восприятия концепта «бизнес-леди» учителями школ Северной Осетии.
Объективация лингвокультурных типажей «бизнес-леди» в языковом сознании русских испытуемых 26-45 лет методом свободного ассоциативного эксперимента.
В группу испытуемых вошли 50 человек. Русским испытуемым было предложено написать первые пришедшие в голову слова на предъявленное слово-стимул «бизнес-леди». Эксперимент проводился в группах испытуемых по 10 человек.
На основе обработки результатов свободного ассоциативного эксперимента было построено ассоциативное поле стимула «бизнес-леди»:
Бизнес-леди - (449 реакций): умная (15); деловой стиль в одежде (14); деловая (13); любит заниматься спортом (13); управляющая компанией (12); сильная (11); с детьми (11); ходит в салон красоты (11); начальник (10); грамотная (10); постоянно на работе (10); оптимистка (10); ведет здоровый образ жизни (10); уверенная в себе (10); замужем (9); образованная (9); нет времени на детей (9); ухоженная (9); в очках (9); женщина средних лет (9); одежда от кутюр (9); любит детей (8), нет времени на семью (8); носит дорогие украшения (8); самостоятельная (7); сестра (7); всегда на каблуках (7); блондинка (7); богатая (7); стройная (7); дает деньги родственникам (6); личный водитель (6); любит дорогой парфюм (6); энергичная (6); постоянно путешествует (6); всегда за рулем (6); владелица своего магазина (5); занимается фитнесом (5); дети учатся за границей (5); высокомерная (5); модельной внешности (5); любит авторские ювелирные изделия (5); собранная (5); элегантная (5); нет мужа (5); высокая (5); красивая (5); необщительная (4); грубая (4); отзывчивая (4); мудрая (4); отдыхает за границей (4); одинокая (4); молодая (4); ответственная (4); возле нее много поклонников (4); сама себе хозяйка (4); тетя (3); организованная (3); руководитель медицинской клиники (3); гостиничный бизнес (3); любит ходить в театр, оперу (3); никогда не унывает (3); есть любовник (3); помогает родным (3); хорошие отношения с родственниками (3); делает дорогие подарки (3); уважительно относится ко всем членам семьи (2); не умеет дружить (2); общается со всеми на бегу (2); вежливая (2); игнорирует коллег (2); дорожит семьей (2); модельный бизнес (1); Яна Рудковская (3); любит смотреть показы моды (1); достойна уважения (4); независимая (1); хладнокровная (1); Светлана Гуева (1); добивается поставленных целей (1); Коко Шанель (1); любит читать книги (1); Наталья Касперская (1); дипломатичная (1); добрая (1); шоу-бизнес (1);
Первым этапом моделирования концепта является описание его макроструктурной организации. Выявленные в результате когнитивной интерпретации признаки были отнесены к трем макрокомпонентам (образно-перцептивный компонент, информационно-понятийное содержание и интерпретационное поле).
образно-перцептивный компонент (5 признаков) в макроструктуре лингвокультурного типажа «бизнес-леди» представлен когнитивными признаками «внешность» (130): Яна Рудковская (3); ходит в салон красоты (11); ухоженная (9); красивая (5); высокая (5); стройная (7); носит дорогие украшения (8); элегантная (5); любит дорогой парфюм (6); Коко Шанель (1); деловой стиль в одежде (14): Наталья Касперская (1); молодая (4); всегда на каблуках (7); блондинка (7); в очках (9); Светлана Гуева (1); модельной внешности (5); элегантная (5); одежда от кутюр (9); собственный стилист (8); «физическое состояние» (45): сильная (11); занимается фитнесом (5); любит заниматься спортом (13); энергичная (6); ведет здоровый образ жизни (10); «возраст» (27): сестра (7); женщина средних лет (13); тетя (3); молодая (4); «времяпрепровождение» (44): отдыхает за границей (4); занимается фитнесом (5); любит
заниматься спортом (13); постоянно путешествует (6); любит ходить в театр, оперу (3); любит читать книги (1); ходит в салон красоты (11); любит смотреть показы моды (1); «род деятельности» (51): начальник (10); владелица своего магазина (5); руководитель медицинской клиники (3); управляющая компанией (12); гостиничный бизнес (3); занимается фитнесом (5); постоянно на работе (10); шоу-бизнес (1); модельный бизнес (1); любит смотреть показы моды (1).
Информационно-понятийный компонент (1 признак) формируют ассоциаты-номинаторы, описывающие «бизнес-леди» на основе признака «степень родства» (10); сестра (7); тетя (3).
В интерпретационном поле были выделены оценочная, энциклопедическая, регулятивная и социокультурная зоны.
Оценочную зону (5 признаков) лингвокультурного типажа «бизнес-леди» формируют когнитивные признаки, выражающие оценку физического состояния (45): сильная (11); занимается фитнесом (5); любит заниматься спортом (13); энергичная (6); ведет здоровый образ жизни (10); оценку социального положения (76): замужем (9); богатая (7); шоу-бизнес (1); начальник (10); владелица своего магазина (5); Наталья Касперская (1); нет мужа (5); шоу-бизнес (1); независимая (1); руководитель медицинской клиники (3); отдыхает за границей (4); Светлана Гуева (1); гостиничный бизнес (3); управляющая компанией (12); Коко Шанель (1); модельный бизнес (1); Яна Рудковская (3); есть любовник (3); образованная (9); морально-нравственную оценку (89): дает деньги родственникам (6); ответственная
(4); необщительная (4); уверенная в себе (10); дипломатичная (1); сильная (11); грубая (4); вежливая (2); игнорирует коллег (2); хладнокровная (1); высокомерная (5); добивается поставленных целей (1); общается со всеми на бегу (2); нет времени на семью (8); делает дорогие подарки (3); уважительно относится ко всем членам семьи (2); нет времени на детей (9); хорошие отношения с родственниками (3); помогает родным (3); отзывчивая (4); дорожит семьей (2); не умеет дружить (2); оценку интеллектуальных способностей (39): любит читать книги (1); умная (15); грамотная (10); образованная (9); Наталья Касперская (1); любит ходить в театр, оперу (3); эстетическую оценку (84): ухоженная (9); красивая
(5); стройная (7); элегантная (5); Коко Шанель (1); деловой стиль в одежде (14); всегда на каблуках (7); ходит в салон красоты (11); модельной внешности (5); Яна Рудковская (3); одежда от кутюр (9); собственный стилист (8).
Энциклопедическая зона (2 признака) характеризуется когнитивными признаками «черты характера» (71): независимая (1); хладнокровная (1); оптимистка (10); дипломатичная (1); необщительная (4); добивается поставленных целей (1); деловая (13); организованная (3); ответственная (4); добрая (1); сильная (11); отзывчивая (4); самостоятельная (7); уверенная в себе (10); «финансовое положение» (7); богатая (7).
В регулятивной зоне (2 признака) были выделены следующие признаки: «отношение к бизнес-леди со стороны общества» (56): необщительная (4); игнорирует коллег (2); высокомерная (5); возле нее много поклонников (4); грубая (4); достойна уважения (4); уверенная в себе (10); умная (15); вежливая
(2); мудрая (4); не умеет дружить (2); «отношение к бизнес-леди со стороны родных» (75): дает деньги родственникам (6); с детьми (11); независимая (1); тетя (3); нет времени на семью (8); общается со всеми на бегу (2); делает дорогие подарки (3); сестра (7); уважительно относится ко всем членам семьи (2); есть любовник (3); нет времени на детей (9); дети учатся за границей 5); сама себе хозяйка (4); помогает родным (3); богатая (7); дорожит семьей (2).
Социокультурную зону (2 признака) формируют когнитивные признаки «семейное положение» (41): замужем (9); тетя (3); есть любовник (3); сестра (7); нет мужа (5); одинокая (4); с детьми (11); и «внутрисемейные отношения» (45): дорожит семьей (2); хорошие отношения с родственниками (3); любит детей (8), общается со всеми на бегу (2); уважительно относится ко всем членам семьи (2); нет времени на детей (9); дети учатся за границей (5); помогает родным (3); дает деньги родственникам (6).
Категориальная структура лингвокультурного типажа «бизнес-леди». Анализ и обобщение полученных реакций позволил выявить в структуре лингвокультурного типажа «бизнес-леди» следующие дифференциальные признаки: внешность (10) - ухоженная (9); красивая (5); высокая (5); стройная (7); элегантная (5); блондинка (7); в очках (9); модельной внешности (5); одежда от кутюр (9); Яна Рудковская
(3); возрастной диапазон (2) - молодая (4); женщина средних лет (9); состояние здоровья (1) - ведет здоровый образ жизни (10); физическое состояние (3) - занимается фитнесом (5); любит заниматься
спортом (13); энергичная (6); интеллектуальные особенности (6) - любит читать книги (1); умная (15); грамотная (10); образованная (9); Наталья Касперская (1); любит ходить в театр, оперу (3); черты характера (14) - независимая (1); хладнокровная (1); оптимистка (10); дипломатичная (1); необщительная (4); добивается поставленных целей (1); деловая (13); организованная (3); ответственная (4); добрая (1); сильная (11); отзывчивая (4); самостоятельная (7); уверенная в себе (10); социальное положение (19) - замужем (9); богатая (7); шоу-бизнес (1); начальник (10); владелица своего магазина (5); Наталья Касперская (1); нет мужа (5); независимая (1); руководитель медицинской клиники (3); отдыхает за границей (4); Светлана Гуева (1); гостиничный бизнес (3); управляющая компанией (12); Коко Шанель (1); модельный бизнес (1); Яна Рудковская (3); есть любовник (3); образованная (9); социальный статус (1) -богатая (7); семейное положение (7) - замужем (9); тетя (3); есть любовник (3); сестра (7); нет мужа (5); одинокая (4); с детьми (11); внутрисемейные отношения (9) - дорожит семьей (2); хорошие отношения с родственниками (3); любит детей (8), общается со всеми на бегу (2); уважительно относится ко всем членам семьи (2); нет времени на детей (9); дети учатся за границей (5); помогает родным (3); дает деньги родственникам (6); времяпрепровождение (9) - занимается фитнесом (5); любит заниматься спортом (13); постоянно путешествует (6); любит ходить в театр, оперу (3); любит читать книги (1); ходит в салон красоты (11); постоянно на работе (10); любит смотреть показы моды (1); отдыхает за границей (4); личностный смысл - прецедентные имена (4) - богатая (7); замужем (9); Коко Шанель (1); Наталья Касперская (1); Светлана Гуева (1); Яна Рудковская (3).
На основе анализа было смоделировано ядро номинативного поля социоперсонального концепта «бизнес-леди», включащее такие когнитивные признаки, как: «род деятельности» (45) - управляющая компанией (12); руководитель (12); начальник (10); постоянно на работе (10); постоянно где-то учится (1) и «разноэтническое прецедентное воплощение» (14) - Гульнара Чекоева (10); жена Лужкова (4); и периферия, структурированная на основе следующих дифференциальных признаков: «образование» (31) -грамотная (10); умная (11); образованная (9); постоянно где-то учится (1); «социальное происхождение» (55) - богатая (7); жена Лужкова (4); управляющая компанией (12); руководитель (12); Гульнара Чекоева (10); начальник (10); «семейное положение» (16) - замужем и с детьми (9); одинокая (7).
Результаты ассоциативного эксперимента позволяют сделать вывод, что в ментальности описанной социальной группы, сформировавшейся в постсоветский период, современная деловая женщина как представитель бизнеса теряет фемининные характеристики, ее имидж базируется на традиционно мужских гендерно унифицированных признаках, формирующих бизнес-сферу.
В заключение резюмируем, что понятийные конституитивные признаки нуклеарной и периферийной зон концепта «бизнес-леди» представляют собой сложное ментальное образование, в котором статусная составляющая преобладает.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1996. 412 с.
2. Горошко Е. И. Интегративная модель свободного ассоциативного эксперимента. М.: РА-Каравелла, 2001. 320 с.
3. Тамерьян Т. Ю. Типажные разновидности концепта «пожилой человек» в русской и осетинской лингвокультурах // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2014. № 1.
4. Уфимцева Н. В. Сопоставительное исследование языкового сознания славян // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. Воронеж, 2001.