Научная статья на тему 'Ассоциативное поле "бизнес-леди" в языковом сознании жителей Северной Осетии'

Ассоциативное поле "бизнес-леди" в языковом сознании жителей Северной Осетии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
97
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛИНГВИСТИКА / КОНЦЕПТ "БИЗНЕС-ЛЕДИ". АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / CONCEPT "BUSINESS LADY" / АССОЦИАТИВНОЕ ПОЛЕ / ASSOCIATIVE FIELD / КОГНИТИВНЫЙ ПРИЗНАК / COGNITIVE FEATURE / РSYCHOLINGUISTICS / ASSOCIATIVE EXPERIMENT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кокова Алла Владимировна

Статья посвящена исследованию фрагмента русской языковой картины мира в аспекте освоения заимствованного гендерно маркированного концепта «бизнес-леди /деловая женщина», описанию его ассоциативного поля и выявлению когнитивных признаков концепта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Кокова Алла Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ASSOCIATIVE FIELD “BUSINESS-LADY” IN THE LANGUAGE CONSCIOUSNESS OF RESIDENTS OF NORTH OSSETIA

The article is devoted to the research of the Russian fragment of the language picture of the world in the aspect of development of the gender marked concept “ business lady”, to the description of its associative field and identification of cognitive features of the concept.

Текст научной работы на тему «Ассоциативное поле "бизнес-леди" в языковом сознании жителей Северной Осетии»

АССОЦИАТИВНОЕ ПОЛЕ «БИЗНЕС-ЛЕДИ» В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ ЖИТЕЛЕЙ СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ

Алла Владимировна КОКОВА,

преподаватель кафедры русской и зарубежной филологии Северо-Осетинского республиканского института повышения квалификации работников образования, г. Владикавказ, е-mail: kokowa.alla@yandex.ru

Статья посвящена исследованию фрагмента русской языковой картины мира в аспекте освоения заимствованного гендерно маркированного концепта «бизнес-леди /деловая женщина», описанию его ассоциативного поля и выявлению когнитивных признаков концепта.

Ключевые слова: психолингвистика, концепт «бизнес-леди». ассоциативный эксперимент, ассоциативное поле, когнитивный признак.

THE ASSOCIATIVE FIELD "BUSINESS-LADY" IN THE LANGUAGE CONSCIOUSNESS OF RESIDENTS OF NORTH OSSETIA

Alla KOKOVA,

teacher of department Russian and foreign philology of"North Ossetian Republican Institute of Increase Qualifications of Educators", Vladikavkaz, е-mail: kokowa.alla@yandex.ru

The article is devoted to the research of the Russian fragment of the language picture of the world in the aspect of development of the gender marked concept " business lady", to the description of its associative field and identification of cognitive features of the concept.

Keywords: psycholinguistics, concept "business lady", associative experiment, associative field, cognitive feature.

Последние тенденции развития лингвистики как междисциплинарной отрасли знания требуют сочетания лингвокогнитивного, лингвокультурологического и психолингвистического подходов.

Лингвистика последних десятилетий характеризуется возникновением новых исследовательских парадигм, что приводит к поиску эффективных методов исследования.

Одним из актуальных направлений концептуальных исследований является психолингвистическое направление, позволяющее выявить и описать фрагмент ментального лексикона носителей определенного языка и культуры. Методика проведения ассоциативного эксперимента располагает целым рядом приемов, доказавших свою эффективность при исследовании языкового сознания.

Этапы проведения свободного ассоциативного эксперимента определяются целями и задачами исследования, направленного на описание концептуальной природы объектов реальной действительности.

К разряду универсальных культурных концептов, безусловно, относится ключевой концепт «женщина», в структуре которого содержатся смысловые характеристики, связанные с национальным менталитетом и духовными ценностями носителей языка. Как пишет А. Вежбицкая, «языковые и культурные системы в огромной степени отличаются друг от друга, но существуют семантические и лексические универсалии, указывающие на общий понятийный базис, на котором основывается человеческий язык, мышление и культура» [1: 322].

В нашем исследовании мы выделяем новый заимствованный концепт «бизнес-леди» или «деловая женщина», отражающий новую систему социокультурных ценностей глобального порядка.

По мнению Е. И. Горошко, ассоциативный эксперимент представляет собой прием, направленный на выявление ассоциаций, сложившихся у индивида в его предшествующем опыте. Данный ассоциативный эксперимент направлен на выявление особенностей концептуализации образа деловой женщины в мультикультурной русскоязычной картине мира [2].

Актуальность предлагаемой работы определяется национально-культурной спецификой исследуемого концепта, особенностями его этнической, социальной и возрастной реализации.

В данной работе впервые формируется ассоциативное поле «деловая женщина» с опорой на проведенный в среде школьных учителей ассоциативный эксперимент.

Ассоциативный эксперимент, несомненно, является ценным при выявлении характеристик восприятия объектов картины мира различными этнокультурами, поскольку с помощью данного метода можно конструировать «ассоциативный профиль» образов сознания и моделировать особенности его функционирования, «специфичный для данной культуры и языка, интегрирующий в себе умственные и чувственные знания, которыми обладает конкретный этнос» [4: 67; 3].

Целью настоящей статьи является моделирование ассоциативного поля концепта «бизнес-леди» на базе описания ассоциатов, реализующих содержание данного концепта. В соответствии с этим перед нами были поставлены следующие задачи: 1) выявить и классифицировать ассоциаты, формирующие концепт «бизнес-леди», 2) структурировать пласты зоны концептуального поля «бизнес-леди» по данным ассоциативного эксперимента; 3) проанализировать особенности восприятия концепта «бизнес-леди» учителями школ Северной Осетии.

Объективация лингвокультурных типажей «бизнес-леди» в языковом сознании русских испытуемых 26-45 лет методом свободного ассоциативного эксперимента.

В группу испытуемых вошли 50 человек. Русским испытуемым было предложено написать первые пришедшие в голову слова на предъявленное слово-стимул «бизнес-леди». Эксперимент проводился в группах испытуемых по 10 человек.

На основе обработки результатов свободного ассоциативного эксперимента было построено ассоциативное поле стимула «бизнес-леди»:

Бизнес-леди - (449 реакций): умная (15); деловой стиль в одежде (14); деловая (13); любит заниматься спортом (13); управляющая компанией (12); сильная (11); с детьми (11); ходит в салон красоты (11); начальник (10); грамотная (10); постоянно на работе (10); оптимистка (10); ведет здоровый образ жизни (10); уверенная в себе (10); замужем (9); образованная (9); нет времени на детей (9); ухоженная (9); в очках (9); женщина средних лет (9); одежда от кутюр (9); любит детей (8), нет времени на семью (8); носит дорогие украшения (8); самостоятельная (7); сестра (7); всегда на каблуках (7); блондинка (7); богатая (7); стройная (7); дает деньги родственникам (6); личный водитель (6); любит дорогой парфюм (6); энергичная (6); постоянно путешествует (6); всегда за рулем (6); владелица своего магазина (5); занимается фитнесом (5); дети учатся за границей (5); высокомерная (5); модельной внешности (5); любит авторские ювелирные изделия (5); собранная (5); элегантная (5); нет мужа (5); высокая (5); красивая (5); необщительная (4); грубая (4); отзывчивая (4); мудрая (4); отдыхает за границей (4); одинокая (4); молодая (4); ответственная (4); возле нее много поклонников (4); сама себе хозяйка (4); тетя (3); организованная (3); руководитель медицинской клиники (3); гостиничный бизнес (3); любит ходить в театр, оперу (3); никогда не унывает (3); есть любовник (3); помогает родным (3); хорошие отношения с родственниками (3); делает дорогие подарки (3); уважительно относится ко всем членам семьи (2); не умеет дружить (2); общается со всеми на бегу (2); вежливая (2); игнорирует коллег (2); дорожит семьей (2); модельный бизнес (1); Яна Рудковская (3); любит смотреть показы моды (1); достойна уважения (4); независимая (1); хладнокровная (1); Светлана Гуева (1); добивается поставленных целей (1); Коко Шанель (1); любит читать книги (1); Наталья Касперская (1); дипломатичная (1); добрая (1); шоу-бизнес (1);

Первым этапом моделирования концепта является описание его макроструктурной организации. Выявленные в результате когнитивной интерпретации признаки были отнесены к трем макрокомпонентам (образно-перцептивный компонент, информационно-понятийное содержание и интерпретационное поле).

образно-перцептивный компонент (5 признаков) в макроструктуре лингвокультурного типажа «бизнес-леди» представлен когнитивными признаками «внешность» (130): Яна Рудковская (3); ходит в салон красоты (11); ухоженная (9); красивая (5); высокая (5); стройная (7); носит дорогие украшения (8); элегантная (5); любит дорогой парфюм (6); Коко Шанель (1); деловой стиль в одежде (14): Наталья Касперская (1); молодая (4); всегда на каблуках (7); блондинка (7); в очках (9); Светлана Гуева (1); модельной внешности (5); элегантная (5); одежда от кутюр (9); собственный стилист (8); «физическое состояние» (45): сильная (11); занимается фитнесом (5); любит заниматься спортом (13); энергичная (6); ведет здоровый образ жизни (10); «возраст» (27): сестра (7); женщина средних лет (13); тетя (3); молодая (4); «времяпрепровождение» (44): отдыхает за границей (4); занимается фитнесом (5); любит

заниматься спортом (13); постоянно путешествует (6); любит ходить в театр, оперу (3); любит читать книги (1); ходит в салон красоты (11); любит смотреть показы моды (1); «род деятельности» (51): начальник (10); владелица своего магазина (5); руководитель медицинской клиники (3); управляющая компанией (12); гостиничный бизнес (3); занимается фитнесом (5); постоянно на работе (10); шоу-бизнес (1); модельный бизнес (1); любит смотреть показы моды (1).

Информационно-понятийный компонент (1 признак) формируют ассоциаты-номинаторы, описывающие «бизнес-леди» на основе признака «степень родства» (10); сестра (7); тетя (3).

В интерпретационном поле были выделены оценочная, энциклопедическая, регулятивная и социокультурная зоны.

Оценочную зону (5 признаков) лингвокультурного типажа «бизнес-леди» формируют когнитивные признаки, выражающие оценку физического состояния (45): сильная (11); занимается фитнесом (5); любит заниматься спортом (13); энергичная (6); ведет здоровый образ жизни (10); оценку социального положения (76): замужем (9); богатая (7); шоу-бизнес (1); начальник (10); владелица своего магазина (5); Наталья Касперская (1); нет мужа (5); шоу-бизнес (1); независимая (1); руководитель медицинской клиники (3); отдыхает за границей (4); Светлана Гуева (1); гостиничный бизнес (3); управляющая компанией (12); Коко Шанель (1); модельный бизнес (1); Яна Рудковская (3); есть любовник (3); образованная (9); морально-нравственную оценку (89): дает деньги родственникам (6); ответственная

(4); необщительная (4); уверенная в себе (10); дипломатичная (1); сильная (11); грубая (4); вежливая (2); игнорирует коллег (2); хладнокровная (1); высокомерная (5); добивается поставленных целей (1); общается со всеми на бегу (2); нет времени на семью (8); делает дорогие подарки (3); уважительно относится ко всем членам семьи (2); нет времени на детей (9); хорошие отношения с родственниками (3); помогает родным (3); отзывчивая (4); дорожит семьей (2); не умеет дружить (2); оценку интеллектуальных способностей (39): любит читать книги (1); умная (15); грамотная (10); образованная (9); Наталья Касперская (1); любит ходить в театр, оперу (3); эстетическую оценку (84): ухоженная (9); красивая

(5); стройная (7); элегантная (5); Коко Шанель (1); деловой стиль в одежде (14); всегда на каблуках (7); ходит в салон красоты (11); модельной внешности (5); Яна Рудковская (3); одежда от кутюр (9); собственный стилист (8).

Энциклопедическая зона (2 признака) характеризуется когнитивными признаками «черты характера» (71): независимая (1); хладнокровная (1); оптимистка (10); дипломатичная (1); необщительная (4); добивается поставленных целей (1); деловая (13); организованная (3); ответственная (4); добрая (1); сильная (11); отзывчивая (4); самостоятельная (7); уверенная в себе (10); «финансовое положение» (7); богатая (7).

В регулятивной зоне (2 признака) были выделены следующие признаки: «отношение к бизнес-леди со стороны общества» (56): необщительная (4); игнорирует коллег (2); высокомерная (5); возле нее много поклонников (4); грубая (4); достойна уважения (4); уверенная в себе (10); умная (15); вежливая

(2); мудрая (4); не умеет дружить (2); «отношение к бизнес-леди со стороны родных» (75): дает деньги родственникам (6); с детьми (11); независимая (1); тетя (3); нет времени на семью (8); общается со всеми на бегу (2); делает дорогие подарки (3); сестра (7); уважительно относится ко всем членам семьи (2); есть любовник (3); нет времени на детей (9); дети учатся за границей 5); сама себе хозяйка (4); помогает родным (3); богатая (7); дорожит семьей (2).

Социокультурную зону (2 признака) формируют когнитивные признаки «семейное положение» (41): замужем (9); тетя (3); есть любовник (3); сестра (7); нет мужа (5); одинокая (4); с детьми (11); и «внутрисемейные отношения» (45): дорожит семьей (2); хорошие отношения с родственниками (3); любит детей (8), общается со всеми на бегу (2); уважительно относится ко всем членам семьи (2); нет времени на детей (9); дети учатся за границей (5); помогает родным (3); дает деньги родственникам (6).

Категориальная структура лингвокультурного типажа «бизнес-леди». Анализ и обобщение полученных реакций позволил выявить в структуре лингвокультурного типажа «бизнес-леди» следующие дифференциальные признаки: внешность (10) - ухоженная (9); красивая (5); высокая (5); стройная (7); элегантная (5); блондинка (7); в очках (9); модельной внешности (5); одежда от кутюр (9); Яна Рудковская

(3); возрастной диапазон (2) - молодая (4); женщина средних лет (9); состояние здоровья (1) - ведет здоровый образ жизни (10); физическое состояние (3) - занимается фитнесом (5); любит заниматься

спортом (13); энергичная (6); интеллектуальные особенности (6) - любит читать книги (1); умная (15); грамотная (10); образованная (9); Наталья Касперская (1); любит ходить в театр, оперу (3); черты характера (14) - независимая (1); хладнокровная (1); оптимистка (10); дипломатичная (1); необщительная (4); добивается поставленных целей (1); деловая (13); организованная (3); ответственная (4); добрая (1); сильная (11); отзывчивая (4); самостоятельная (7); уверенная в себе (10); социальное положение (19) - замужем (9); богатая (7); шоу-бизнес (1); начальник (10); владелица своего магазина (5); Наталья Касперская (1); нет мужа (5); независимая (1); руководитель медицинской клиники (3); отдыхает за границей (4); Светлана Гуева (1); гостиничный бизнес (3); управляющая компанией (12); Коко Шанель (1); модельный бизнес (1); Яна Рудковская (3); есть любовник (3); образованная (9); социальный статус (1) -богатая (7); семейное положение (7) - замужем (9); тетя (3); есть любовник (3); сестра (7); нет мужа (5); одинокая (4); с детьми (11); внутрисемейные отношения (9) - дорожит семьей (2); хорошие отношения с родственниками (3); любит детей (8), общается со всеми на бегу (2); уважительно относится ко всем членам семьи (2); нет времени на детей (9); дети учатся за границей (5); помогает родным (3); дает деньги родственникам (6); времяпрепровождение (9) - занимается фитнесом (5); любит заниматься спортом (13); постоянно путешествует (6); любит ходить в театр, оперу (3); любит читать книги (1); ходит в салон красоты (11); постоянно на работе (10); любит смотреть показы моды (1); отдыхает за границей (4); личностный смысл - прецедентные имена (4) - богатая (7); замужем (9); Коко Шанель (1); Наталья Касперская (1); Светлана Гуева (1); Яна Рудковская (3).

На основе анализа было смоделировано ядро номинативного поля социоперсонального концепта «бизнес-леди», включащее такие когнитивные признаки, как: «род деятельности» (45) - управляющая компанией (12); руководитель (12); начальник (10); постоянно на работе (10); постоянно где-то учится (1) и «разноэтническое прецедентное воплощение» (14) - Гульнара Чекоева (10); жена Лужкова (4); и периферия, структурированная на основе следующих дифференциальных признаков: «образование» (31) -грамотная (10); умная (11); образованная (9); постоянно где-то учится (1); «социальное происхождение» (55) - богатая (7); жена Лужкова (4); управляющая компанией (12); руководитель (12); Гульнара Чекоева (10); начальник (10); «семейное положение» (16) - замужем и с детьми (9); одинокая (7).

Результаты ассоциативного эксперимента позволяют сделать вывод, что в ментальности описанной социальной группы, сформировавшейся в постсоветский период, современная деловая женщина как представитель бизнеса теряет фемининные характеристики, ее имидж базируется на традиционно мужских гендерно унифицированных признаках, формирующих бизнес-сферу.

В заключение резюмируем, что понятийные конституитивные признаки нуклеарной и периферийной зон концепта «бизнес-леди» представляют собой сложное ментальное образование, в котором статусная составляющая преобладает.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1996. 412 с.

2. Горошко Е. И. Интегративная модель свободного ассоциативного эксперимента. М.: РА-Каравелла, 2001. 320 с.

3. Тамерьян Т. Ю. Типажные разновидности концепта «пожилой человек» в русской и осетинской лингвокультурах // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2014. № 1.

4. Уфимцева Н. В. Сопоставительное исследование языкового сознания славян // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. Воронеж, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.