Научная статья на тему 'КОНЦЕНТРАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА В МОЛОЧНОМ СКОТОВОДСТВЕ'

КОНЦЕНТРАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА В МОЛОЧНОМ СКОТОВОДСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Животноводство и молочное дело»

CC BY
22
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОЧНОЕ СКОТОВОДСТВО / КОНЦЕНТРАЦИЯ РЫНКА / ИНТЕГРИРОВАННЫЕ СТРУКТУРЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по животноводству и молочному делу, автор научной работы — Пирогова О.Е.

Одна из основных тенденций в развитии отечественного молочного скотоводства - дифференциация производителей с увеличением концентрации производства в очень крупных организациях-производителях молока, как правило, интегрированных структурах. Поэтому в статье выполнена оценка степени концентрации продавцов на рынке сырого молока. Расчеты показали, что рынок молока по индексу для трех, четырех, шести, десяти крупнейших продавцов низко концентрированный, для двадцати крупнейших продавцов - умеренно концентрированный. Наибольший удельный вес в производстве молока по РФ имеет Республика Татарстан - 6,95%, в которых 1,07% имеет ОАО «Красный Восток Агро». На региональных рынках наибольшая концентрация производства в Пензенской области, где ОАО «Русмолко» занимает 48,27% рынка. Это умеренно концентрированный рынок. На примерах конкретных предприятий показано, что концентрация производства на основе создания агрохолдингов и интегрированных предприятий ведет к росту эффективности производства продукции молочного скотоводства. В перспективе обозначен рост конкуренции в отрасли с иностранными производителями молока, организовавшими производство в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕНТРАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА В МОЛОЧНОМ СКОТОВОДСТВЕ»

6. Kanter R. M. World Class: Thriving locally in the Global Economy/ R.M. Kanter. N.Y.,

Прикладные экономические исследования №5 (15). Издательство «Научный консультант», 201

Концентрация производства в молочном скотоводстве

Пирогова О.Е.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный аграрный заочный университет» ( ФГБОУ ВО РГАЗУ), доцент

Аннотация: Одна из основных тенденций в развитии отечественного молочного скотоводства - дифференциация производителей с увеличением концентрации производства в очень крупных организациях-производителях молока, как правило, интегрированных структурах. Поэтому в статье выполнена оценка степени концентрации продавцов на рынке сырого молока. Расчеты показали, что рынок молока по индексу для трех, четырех, шести, десяти крупнейших продавцов низко концентрированный, для двадцати крупнейших продавцов -умеренно концентрированный. Наибольший удельный вес в производстве молока по РФ имеет Республика Татарстан -6,95%, в которых 1,07% имеет ОАО «Красный Восток Агро». На региональных рынках наибольшая концентрация производства в Пензенской области, где ОАО «Русмолко» занимает 48,27% рынка. Это умеренно концентрированный рынок. На примерах конкретных предприятий показано, что концентрация производства на основе создания агрохолдингов и интегрированных предприятий ведет к росту эффективности производства продукции молочного скотоводства. В перспективе обозначен рост конкуренции в отрасли с иностранными производителями молока, организовавшими производство в России.

Ключевые слова: молочное скотоводство, концентрация рынка, интегрированные структуры, эффективность.

Applied Economic Researches 5 (15), Published by Scientific Adviser. 2016

THE CONCENTRATION OF PRODUCTION IN THE DAIRY

CATTLE

Pirogova О. E.

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Russian Agrarian Correspondence University"

(FSBE1 HE RGAZU). associate Professor

Abstract: one of the main tendencies in development of domestic dairy cattle breeding -differentiation of producers with increase in concentration of production in very large manufacturing organizations of milk, as a rule, the integrated structures. Therefore in article assessment of degree of concentration of sellers in the market of raw milk is executed. Calculations have shown that the market of milk on an index for three, four, six, ten largest sellers low concentrated, for twenty largest sellers - moderately concentrated. In production of milk across the Russian Federation the Republic of Tatarstan - 6,95% in which JSC Krasny Vostok Agro has 1,07% has the largest specific weight. In the regional markets the greatest concentration of production in the Penza region where JSC Rusmolko occupies 48,27% of the market. It is moderately concentrated market. On examples of the concrete enterprises it is shown that concentration of production on the basis of creation of agroholdings and the integrated enterprises leads to growth of production efficiency of production of dairy cattle breeding. Growth of the competition in branch to the foreign producers of milk which have organized production in Russia is in the long term designated.

Keywords: innovative policy in agrarian and industrial complex, the priority directions, innovative development.

Одна из основных тенденций в разви- тии отечественного молочного скотоводства

- дифференциация производителей - разрозненное производство в малых формах хозяйствования и высокая концентрация производства в очень крупных организациях-производителях молока, как правило, интегрированных структурах. Устойчивая тенденция концентрации производства наблюдается и за рубежом, даже у крупных производителей животноводческой продукции (США, Бразилия, Аргентина).

Целесообразно исследовать

производство молока именно в крупном производстве, так как на

сельскохозяйственные организации

приходится 46,3% производимого молока (остальное производят малые формы хозяйствования), но из почти 32 млн.т молока, произведенного в России в 2014 году, товарным было лишь 16,8 млн. тонн. (52,5%), т.е. на переработку поступало в основном молоко из сельскохозяйственных организаций.

ный союз «Молоко» представил рейтинг крупных производителей молока [3]. Оценим степень концентрации производства в отрасли молочного скотоводства на основе данных рейтинга крупнейших производителей молока (табл. 1).

В 2014 году на 50 лидеров по объемам производства сырого молока приходится менее 8% всего годового объема сырого молока (14379,2 тыс. тонн), произведенного сельскохозяйственными организациями. Доля каждой крупной организации (кроме ОАО «Красный Восток Arpo») составляет менее I % от всего годового объема сырого молока, производящегося в СХО Российской Федерации. Большая часть крупных организаций находится в Центральном федеральном округе, еше четверть - в Приволжском ФО. Наибольший удельный вес в производстве молока по РФ имеет Республика Татарстан -6,95%. в которых 1,07 имеет ОАО «Красный Восток Arpo».

T'i&lWUXA \ - 0\\\je.iye:vi\\vvft IVASV V к^пнешпм п^^антелей c\»\v«vo

молока в РФ

место в рейтинге ТОП-50 Сельскохозяйственные организации Регион Годовой объем производства молока, тыс.т [3] Доля в производстве молока в СХО по РФ, % Доля в производстве молока в СХО по региону, %

1 2 3 4 5 6

21. ОАО АХ «Алатау» Башкортостан 17,4 0.12 3,27

36. ООО АФ «Байрамгул» Башкортостан 12,5 0,09 2,35

По региону: 532,2 3,70

4. ЗАО МК «Авида» Белгородская обл. 70,5 0,51 18,75

13. ООО ГК «Зеленая долина» Белгородская обл. 23,2 0,17 6,17

15. Колхоз имени Фрунзе Белгородская обл. 20,0 0,14 5,32

29. ООО «Грайворонская молочная компания» Белгородская обл. 13,0 0,09 3,46

35. ЗАО «Оскольское молоко» Белгородская обл. 12,5 0,09 3,32

По региону: 376,1 2,62 37,01

18. СПК ПЗ «Шихобалово» Владимирская обл. 18,0 0,13 5,69

1 25 ООО УК «Рождество» Владимирская обл. 15,7 0,11 4,96

1 31' ОАО «Имени Лакина» Владимирская обл. 13,0 0,09 4,11

По региону: 316,3 2,20 14,76

1 49' СПК «Родина» Вологодская обл. 12,0 0,09 2,94

По региону: 408,3 2,84

1 2 ООО «ЭкоНива АПК- Воронежская обл. 87,6 0,63 19,85

Холдинг»

44. ООО «Маяк» Воронежская обл. 12,0 0,09

45. ООО «Восток Arpo» Воронежская обл. 12,0 0,09

По региону: 441,3 3,07 25^

27. ЗАО А К ПЗ «Красногорский» Кировская обл. 14,5 0,1 3,00*

30. ОАО ПЗ «Октябрьский» Кировская обл. 13,0 0,09 2,69

37. ОАО ПЗ «Октябрьский» Кировская обл. 12,5 0,09 2,59

По региону: 483,4 3,36

6. ЗАО «Фирма «Агро-комплекс» Краснодарский край 37,7 0,27 4,58

16. ОАО АО «Кубань» Краснодарский край 18,0 0,13 2,19

19. ОАО ПЗ «За мир и Труд» Краснодарский край 17,5 0,13 2,13

34. ООО СК «Октябрь» Краснодарский край 12,6 0,09 1,53

41. ЗАО АФ ПЗ «Победа» Краснодарский край 12,3 0,09 1,50

43. ЗАО «АФ имени Ильича» Краснодарский край 12,0 0,09 1,46

47. ОАО «Нива Кубани» Краснодарский край 12,0 0,09 1,46

По региону: 822,7 5,72

17. ЗАО «Назаровское» Красноярский край 18,0 0,13 4,89

39. ЗАО «Имисское» Красноярский край 12,5 0,09 3,40

50. ЗАО «Тубинск» Красноярский край 12,0 0,09 3,26

По региону: 368,1 2,56

14. ЗАО «Сумино» Ленинградская обл. 21,9 0,16 4,18

48. ЗАО ПЗ «Рабитицы» Ленинградская обл. 12,0 0,09 2,29

По региону: 523,7 3,64

10. ООО АФ «ТРИО» Липецкая обл. 24,0 0,17 14,63

По региону: 164,0 1,14

20. ЗАО ПЗ «Семеновский» Марий Эл 17,4 0,12 17,86

По региону: 97,4 0,68

8. ЗАО ПЗ «Барыбино»» Московская обл. 27,3 0,2 4,74

26. ГУП НПО «Пойма» Московская обл. 14,5 0,1 2,52

33. ООО «Шеметово» Московская обл. 12,6 0,09 2,19

46. ЗАО ПЗ «Наро-Осановский» Московская обл. 12,0 0,09 2,08

По региону: 576,1 4,01

3. ОАО «Русмолко» Пензенская обл. 75,2 0,54 48,27

По региону: 155,8 1,08

23. ООО «Русь» Пермский край 15,8 0,11 4.49

38. ООО «Русь» Пермский край 12,5 0,09 3,55

По региону: 352,2 2,45

5. ООО АГ «Молочный продукт» Рязанская обл. 43,2 0,31 14,05

По региону: 307,4 2,14

9. ОАО ПЗ «Трудовой» Саратовская обл. 27,0 0,19 22,73

По региону: 118,8 0,83

24. ООО СПК «Килачев-ский» Свердловская обл. 15,7 0,11 3,20

40. ОАО «Камепское» Свердловская обл. 12,4 0,09 2,52

По региону: 491.1 3.42

1. ОАО «Красный Восток Arpo» Татарстан 150,0 1,07 15,02

7. ООО КВ «Arpo» Татарстан 36,4 0,26 3,64

22. ООО «Навруз» Татарстан 16,5 0,12 1,65

28. ООО СХП «Свияга» Татарстан 13,7 0,1 1,37

По региону: 998,9 6,95 21,68

12. ОАО АФ «Дмитрова гора» Тверская обл. 23,2 0,17 17,02

1 По региону: 136,3 0,95

32. ООО «Эрика Афо» Тюменская обл. 13,0 0,09 4,86

42. ООО ПК «Молоко Тюменская обл. 12,3 0,09 4,60

По региону: 267,4 1,86

11. ОАО СХП «Вощажни-ково» Ярославская обл. 23,9 0,17 9,90

По региону: 241,3 1.68

Итого по ТОП-50: 1176,5 8,8

Итого по РФ 14379,2 100,00

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: Рассчитано автором

На региональном рынке крупнейшие предприятия Татарстана имеют 21,68%. Семь предприятий Краснодарского края имеют долю на общероссийском рынке молока в 5.72%, но на региональном имеют всего 14,84%.

На региональных рынках наибольшая концентрация производства в Пензенской области, где ОАО «Русмолко» занимает 48,27% рынка. Это умеренно концентрированный рынок (высококонцентрированный рынок - доля от 70% до 100%, умеренно

концентрированный рынок- доля от 45% до 70%, низко концентрированный - доля до 45%). Во всех остальных регионах рынки молока низко концентрированные.

Пять крупных предприятий Белгородской области занимают в объемах по Российской Федерации 2,62%, но на региональном рынке имеют долю в 37,01%.

Определим степень конкуренции в отрасли молочного скотоводства на основе оценки степени концентрации продавцов на

рынке сырого молока (табл. 2). Таблица 2 - Показатели концентрации рынка молока для Российской Федерании

Показатели

2014

Коэффициент концентрации для трех крупнейших продавцов (CKj) Коэффициент концентрации для четырех крупнейших продавцов (СК0 Коэффициент концентрации для шести крупнейших продавцов (СК6) Коэффициент концентрации для десяти крупнейших продавцов (СКю) Коэффициент концентрации для двадцати крупнейших продавцов (СК20) Коэффициент относительной концентрации для двадцати крупнейших продавцов (К) Коэффициент концентрации Херфиндаля - Хиршмана для двадцати крупнейших продавцов (HHI)

Дисперсия рыночных долей для двадцати крупнейших продавцов (v)

0,022 0,027 0,033 0,041 0,056 0,04

0,026 0,012

Источник: Рассчитано автором

Индекс рыночной концентрации показывает степень монополизации рынка, измеряется как сумма рыночных долей крупней-

ших сельскохозяйственных организации, действующих на региональном рынке.

t? , (i)

где С7?м- - индекс концентрации; с]1 - доля предложения продукции сельскохозяйственной организацией в объеме предложения для всех организаций.

Для оценки используют данные трех, четырех, шести, восьми, десяти, двадцати пяти крупнейших продавцов.

Расчеты показали (табл.2), что рынок молока по индексу для грех, четырех, шести, десяти крупнейших продавцов низко концентрированный. для двадцати крупнейших продавцов - умеренно концентрированный.

Коэффициент относительной кон-центрации:

кЛ

а (2)

где К - коэффициент относительной концентрации;

Ь - доля крупнейших сельскохозяйственных организаций на рынке, в процентах;

а - доля продукции этих организаций в общем объеме продукции, в процентах.

Коэффициент относительной концентрации измеряется в абсолютных значениях. При К>1 концентрация отсутствует, при К<1 наблюдается высокая степень концентрации на рынке. Если наблюдается высокая степень концентрации на рынке, рынок не является конкурентным. Чем выше значение коэффициента, тем более концентрированным является рынок. Коэффициент относительной концентрации для рынка молока составил 0,04, т.е. рынок концентрирован.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана применяется для оценки распределения рыночных долей с помощью суммы квадратов рыночных долей конкурентов:

ИН1 =

(

11111

индекс

(3)

Херфиндаля-

где Хиршмана;

с/, - доля предложения продукции организации в объеме предложения в отрасли Индекс Херфиндаля-Хиршмана пс зывает степень концентрации показателя принимает значения от 0 до 1 (0 соответствует минимальной концентрации, менее 0,1 — низкому уровню концентрации, от 0,10 0.18 — среднему уровню концентрац свыше 0,18 — высокому уровню конце ции). Рынок по этому индексу (К= относится к низкому уровню концен

Коэффициент вариации долей используется сходства рыночных

для о долей

п

(4)

где V - дисперсия рыночных долей; н - число организаций в отрасли; q¡ - рыночная доля организации. Чем ниже коэффициент вариации, тем ниже интенсивность конкуренции и наоборот. Коэффициент равен 0,012, интенсивность конкуренции низкая.

Концентрация производства на основе создания агрохолдингов и интегрированных предприятий ведет к росту эффективности производства продукции молочного скотоводства. К сожалению официальных статистических данных по этому вопросу нет, но в работах некоторых исследователей они приведены (табл. 3).

Таблица 3 - Эффективность производства молока в различных типах хозяйств

Воронежской области |6|

Показатели Тип хозяйства

Интегрированные сельскохозяйственные организации Прочие сельскохозяйственные организации К(Ф)Х

Надой молока на 1 корову, кг 5912,0 4317,0 3027,0

Расход кормов на производство 1 ц мо- 1,3 1,0 0,8

лока, ц к. ед.

Себестоимость 1 ц молока, руб. 15,8 16,2 16,4

Цена реализации 1 ц молока, руб. 17,5 17,5 16,5

Уровень рентабельности (убыточности) 10,8 8,0 0,6

Как отмечает автор. Чернова И.В. [6], интегрированным сельскохозяйственным организациям удается достичь более высокого уровня эффективности производства молока благодаря комплексному внедрению инновационных методов производства.

В статье [5] рассматривается эффективность производства молока в ОАО «Агрофирма «Дмитрова Гора», входящей в группу компаний ООО «Агропромкомплек-тация» - динамично развивающегося холдинга. В ОАО «Агрофирма «Дмитрова Гора» функционирует комплекс крупного рогатого скота на 5000 голов, перерабатывающее предприятие ООО «Дмитрогорский молочный завод», 5 торговых домов компании. Увеличение поголовья коров за 2009-2013 гг. на 19,2% (до 4747 гол.) и рост их продуктивности на 9,3% (до 8696 кг/гол.) позволили увеличить производство молока более чем на 30%. Переменные издержки увеличились на 53%, что позволило почти в 2,3 раза увеличить сумму маржинального дохода до 217,6 млн. руб., показатели рентабельности - до 36,5%.

Следует отметить и ряд негативных последствий от высокой концентрации про

изводства в молочном скотоводстве: превышение допустимой концентрации вредных веществ в окружающей среде, снижение иммунитета животных и повышение доз вакцин, вредных для здоровья человека, повышенный риск массового заболевания животных.

Сегодня реализуется сразу несколько крупных инвестиционных проектов в молочном скотоводстве с участием зарубежных производителей: в Приморском крае - предприятие "Hyundai Khorol Agro" (200 гол. дойного стада), совместные предприятия французского холдинга Danone и компании «Дамате», в Псковской области - «Ферма Добручи-2» (поголовье 1200 дойного стада) эстонской финансово-промышленной группы, российско-германский агрохолдинг «ЭкоНива-АПК». Поэтому в ближайшем будущем отечественным сельскохозяйственным товаропроизводителям придется конку-ровать не только с зарубежными производителями молока и молочных продуктов, но и с иностранными компаниями, организовавшими крупное, высокотехнологичное и эффективное производство молока в России, получившими дополнительные преференции в связи с ослаблением курса рубля [2].

Литература:

1. Быковская Н.В. Организационно-экономический механизм инновационного развития молочного скотоводства. Монография / Н.В.Быковская - М.: Изд-во ФГБОУ ВПО РГАЗУ.-2015.-160с.

2. Возможности инновационных технологий при реализации сравнительных преимуществ производства молока на Северо-западе России / В. Суровцев, Ю. Никулина // Экономика сельского хозяйства России,- 2014,- №9.-С.38-43.

3. Национальный союз «Молоко». Официальный сайт. [Электронный ресурс] http://www.souzmoloko.ru/

4. Пирогова О.Е. Повышение эффективности производства молока / О.Е. Пирогова // Инновации и инвестиции.-2014.-№5.

5. Пути повышения эффективности производства молока / В. Векленко, Д. Дородных // Экономика сельского хозяйства России,- 2015.- №2,- С. 13-18.

6. Чернова И.В. Экономическая эффективность производства молока в интегрированных агропромышленных предприятиях // Сельскохозяйственные науки и агропромышленный комплекс на рубеже веков,- 2014,- № 6,- С.200-202.

References:

1. Byikovskaya N.V. Organizatsionno-ekonomicheskiy mehanizm innovatsionnogo razvitiya molochnogo skotovodstva. Monografiya / N.V.Byikovskaya - M.: Izd-vo FGBOU VPO RGAZU.-2015.-160s.

2. Vozmozhnosti innovatsionnyih tehnologiy pri realizatsii sravnitelnyih preimuschestv proizvodstva moloka na Cevero-zapade Rossii / V. Surovtsev, Yu. Nikulina // Ekonomika selskogo hozyaystva Rossii.- 2014,- #9.-S.38-43.

3. Natsionalnyiy soyuz «Moloko». Ofitsialnyiy sayt. [Elektronnyiy resurs] http://www.souzmoloko.ru/

4. Pirogova O.E. Povyishenie effektivnosti proizvodstva moloka / O.E. Pirogova // Inno-vatsii i investitsii.-2014.-#5.

5. Puti povyisheniya effektivnosti proizvodstva moloka / V. Veklenko, D. Dorodnyih // Eko-nomika selskogo hozyaystva Rossii.- 2015,- #2,- S.13-18.

6. Chernova I.V. Ekonomicheskaya effektivnost proizvodstva moloka v integrirovannyih agro-promyishlennyih predpriyatiyah // Selskohozyaystvennyie nauki i agropromyishlennyiy kom-pleks na rubezhe vekov.- 2014,- # 6,- S.200-202.

Прикладные экономические исследования №5 (15), Издательство «Научный консультант», 2016

Современные тенденции развития московского рынка высшего профессионального образования

Игрунова Оксана3, Баландюк-Опалинская Полина1'

" Московский городской педагогический университет, кандидат экономических наук, доцент, корп. 1140, г. Зеленоград,, г. Москва, 124460, Россия.

Национальный исследовательский университет «МИЭТ», студентка 3 курса по направлению «Менеджмен» , площадь Шокина, д.1, Зеленоград, Москва. 124498, Россия

Аннотация: статья посвящена исследованию современных тенденций развития московского рынка высшего профессонального образования. Особое внимание при этом уделено изучению региональных особенностей, которые существенно отличают московский рынок высшего профессионального образования от других региональных рынкой образовательных услуг России.

Ключевые слова: рынок оразовательных услуг; высшее образование; рынок высшего профессионального образования г. Москвы; качество образования; регион; московский регион; конкурентоспособность образовательных услуг._

Applied Economic Researches 5 (15), Published by Scientific Adviser, 2016

CONTEMPORARY TENDENCIES IN DEVELOPMENT OF MOSCOW MARKET OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

Igrunova Oxana'1, Polina Balandyuk-Opalinskayab

" Moscow City University, PhD in Economics. Associate Professor, building 1140, Zelenograd, Moscow, 124460, Russia. b National Research University of Electronic Technology, third-year management student. P los had Shokina. 1,

Zelenograd. Moscow. 124498, Russia

Abstract: The article studies contemporary tendencies in the development of the Moscow market of higher professional education. Special attention is given to regional characteristics, which make the Moscow market of higher professional education considerably different from other regional markets of educational services in Russia.

Keywords: market of educational services; higher education; Moscow higher professional education market; quality of education; Moscow region; competitiveness of educational services.

Рынок образовательных услуг города Москвы представлен большим разнообразием образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессиональ-

ного образования. Рынок характеризуется наличием выдающихся школ, высоким уровнем подготовки кадров, присутствием в городе ведущих вузов страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.