Современные финансовые исследования Modern financial research
EDN: GJCZCM
Е.В. Алексеева - к.э.н., доцент, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, Калуга, Россия, [email protected]
E.V. Alekseeva - candidate of economic sciences, associate professor, Tsiolkovskiy kaluga state university, Kaluga,
Russia;
А.В. Бынкина - студент, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, Калуга, Россия, [email protected],
A.V. Binkina - student, Tsiolkovskiy kaluga state university, Kaluga, Russia;
Т.В. Черникова - студент, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, Калуга, Россия, [email protected],
T.V. Chernikova - student, Tsiolkovskiy kaluga state university, Kaluga, Russia.
КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФТС РОССИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ CONTROL AND AUDITING ACTIVITIES OF THE FEDERAL CUSTOMS SERVICE OF RUSSIA: CURRENT STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT
Аннотация. Деятельность контрольно-ревизионных подразделений таможенных органов нацелена на повышение эффективности работы созданной в Федеральной таможенной службе России системы внутреннего финансового аудита и ведомственного контроля в сфере закупок. Мероприятия по проверке финансово-хозяйственной деятельности соответствующих подразделений Федеральной таможенной службы РФ осуществляются в рамках деятельности Контрольно-ревизионного управления контрольно-ревизионными подразделениями территориальных органов. Такая деятельность направлена на повышение качества управления государственными финансами, совершенствование системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере. В современных условиях осуществление контрольных мероприятий предполагает не только оценку рационального и эффективного использования бюджетных средств, но и анализ результативности вложения таких средств. В статье проанализированы приоритетные направления и показатели контрольно-ревизионной деятельности Федеральной таможенной службы России, а также определены перспективы развития подразделений таможенных органов, осуществляющих такую деятельность.
Abstract. The activities of the control and audit units of the customs authorities are aimed at improving the efficiency of the system of internal financial audit and departmental control in the field of procurement established in the Federal Customs Service of Russia. Measures to verify the financial and economic activities of the relevant divisions of the Federal Customs Service of the Russian Federation are carried out within the framework of the activities of the Control and Audit Department by the control and audit divisions of territorial bodies. Such activities are aimed at improving the quality of public finance management, improving the system of control and supervision in the financial and budgetary sphere. In modern conditions, the implementation of control measures involves not only an assessment of the rational and effective use of budgetary funds, but also an analysis of the effectiveness of investing such funds. The article analyzes the priority areas and indicators of the control and audit activities of the Federal Customs Service of Russia, and also identifies the prospects for the development of customs departments engaged in such activities.
Ключевые слова: контрольно-ревизионная деятельность, контрольные мероприятия, бюджетное финансирование, проверка, таможенные органы.
Keywords: control and auditing activities, control measures, budget financing, inspection, customs authorities.
В современных условиях эффективная деятельность таможенных органов состоит, прежде всего, в рациональном расходовании выделенных на их функционирование из федерального бюджета государства денежных средств, а также имущества и иных материальных ресурсов. Особая роль в обеспечении правомерного использования и грамотного распределения финансовых средств отводится контрольно-ревизионным подразделениям таможенных органов, наделенных полномочиями по осуществлению ведомственного финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
Порядок проведения внутреннего финансового аудита, утвержден Приказом ФТС России от 09.02.2015 № 207 (ред. от 18.08.2016) «Об утверждении Положения об осуществлении внутреннего финансового аудита в Федеральной таможенной службе» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.05.2015 №37173). К основным направлениям деятельности контрольно-ревизионных подразделений таможенных органов можно отнести проведение контроля над планированием и осуществлением закупок товаров (работ, услуг) для нужд таможенных органов Российской Федерации и учреждений, находящихся в ведении Федеральной таможенной службы России, а также анализ бюджетных процедур, результат выполнения которых влияет на значения показателей качества финансового менеджмента, оценку надежности внутреннего финансового контроля, подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета.
Ниже проанализируем динамику показателей контрольно-ревизионной деятельности, осуществляемой контрольно-ревизионными подразделениями таможенных органов (таблица).
Анализ данных, представленных в таблице, показал, что в 2021 году контрольно-ревизионными подразделениями таможенных органов проведено 116 контрольных мероприятий (на 23,2 % меньше по сравнению с 2019 годом и на 31,8 % больше по сравнению с 2020 годом). Количество аудиторских проверок за 3 года имеет тенденцию к снижению (с 90 до 58 проверок с 2019 по 2021 год).
Таблица 1 - Динамика проведения контрольных мероприятий, осуществляемых контрольно-ревизионными подразделениями таможенных органов в 2019-2021 годах
Показатели 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2021 в % к
2019 г. 2020 г.
Аудиторские проверки 90 49 58 64,4 118,4
Проверки соблюдения законодательства РФ в сфере закупок 52 33 49 94,2 148,5
Внеплановые тематические проверки 9 6 9 100 150
Контрольные мероприятия (всего) 151 88 116 76,8 131,8
На изменение общего количества проверочных мероприятий в большей степени оказало влияние изменение количества мероприятий ведомственного контроля в сфере закупок, что закономерно, поскольку это приоритетное направление деятельности контрольно-ревизионных подразделений таможенных органов. Так, в отчетном году количество мероприятий ведомственного контроля в сфере закупок составило 49, что на 6,8 % меньше по сравнению с базисным годом и на 48,5 % больше по сравнению с прошлым годом. Наблюдается спад показателей в 2020 году, что вполне объясняется ситуацией, связанной с пандемией СОУГО-19 (количество проверок снижалось в связи с сокращением объемов деятельности по всем направлениям). Практически весь год внеплановые проверки бизнеса проводились на основании постановления Правительства РФ от 03.04.2020 № 438. Этим постановлением были введены существенные ограничения на проведение внеплановых проверок. В связи с этим в настоящее время возникла острая необходимость в проверке предпринимателей и организаций, которых не проверяли в течение года. Таким образом, можно сделать вывод, что общее количество проверок возросло именно за счет внеплановых, поскольку каких-либо ограничений больше нет. С 1 января 2021 года все внеплановые проверки в отношении организаций и предпринимателей проводятся на основании Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Таможенным органам и учреждениям, находящимся в ведении Федеральной таможенной службы России, в отношении которых были проведены контрольные мероприятия, поручено обеспечить принятие действенных мер, которые будут способствовать непосредственному повышению эффективности (надежности) финансового контроля внутри подразделений, высокому результату использования бюджетных средств и государственного имущества, а также реализацию своевременных управленческих решений, направленных на предотвращение и минимизацию возможных рисков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов. В целях повышения уровня финансово-бюджетной и исполнительской дисциплины, обеспечения рационального и результативного использования бюджетных средств и государственного имущества в таможенные органы и учреждения, находящиеся в ведении Федеральной таможенной службы России, направлены информационно-аналитические обзоры основных нарушений, выявленных по результатам контрольной деятельности, с поручениями об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов и их недопущении в дальнейшей работе.
Ревизии и аудиторские проверки в настоящее время осуществляют в соответствии с приоритетами, определенным центральным аппаратом Федеральной таможенной службы РФ. В первую очередь важно изучать и анализировать наиболее существенные направления расходов, направленных на осуществление деятельности таможенных органов. К таким, прежде всего, относятся расходы в рамках государственных закупок, а также проведение строительно-ремонтных работ на ведомственных объектах, выплата денежного довольствия и расходы на обеспечение социальных гарантий сотрудников таможенных органов. Особое внимание, считают необходимым, сосредоточить на вопросах эффективного использования имущества таможенной службы.
Всё больше руководителей территориальных таможенных органов постепенно начинают уделять пристальное внимание контрольно-ревизионным подразделениям. Необходимо эффективно организовать работу таких должностей как ревизор и аудитор, которые напрямую подчинены исключительно начальникам территориальных органов. Это приведен к снижению многих нарушений в финансово-хозяйственной сфере.
В сложившихся обстоятельствах особое значение приобретают вопросы качественного и своевременного взаимодействия контрольно-ревизионных подразделений. Также существенную роль играет обеспечение такого взаимодействия в случаях выявления различного рода злоупотреблений и иных противоправных деяний, совершаемых в том числе недобросовестными контрагентами при поставках товаров (работ, услуг) для нужд таможенных органов.
Невозможно представить существование и проведение качественных и объективных проверок без поддержания должного уровня профессиональной компетентности ревизоров и аудиторов. Получение дополнительных знаний и повышение квалификации в связи с постоянными изменениями в законодательстве государства, созданием современных подходов к проведению внутреннего финансового аудита в государственном секторе, необходимо для ревизоров и аудиторов.
В связи с этим, представляется необходимым организовать для сотрудников данных подразделений обучение и прохождение дополнительных курсов в части государственных закупок. Также для аудиторов будут проходить дополнительное обучение с привлечением ведущих ученых, а также специалистов-практиков в сфере государственного аудита. В дополнение, будет продолжаться создание и модернизация механизма дистанционного образования ревизоров и аудиторов на местах при помощи использования ведомственных информационно-телекоммуникационных сетей Федеральной таможенной службы России.
В настоящее время деятельность ревизоров не сводится исключительно к работе с документами на объектах проверок. Для ревизора также важно наличие умения основательно подготовиться к планируемым ревизиям и аудиторским проверкам. Это одно из необходимых требований в работе таможенной службы.
Благодаря современным информационным технологиям можно оперативно отследить признаки многих нарушений при наличии определенных знаний и навыков у сотрудников таможенных органов, которые будут способны провести анализ размещенной в Единой информационной системе в сети Интернет информации и сделать некоторые предположения об обоснованности тех или иных финансово-хозяйственных операций проверяемого подразделения и (или) органа, а в последующем перепроверить их и сделать окончательные выводы непосредственно на проверяемом объекте.
Повышение эффективности работы контрольно-ревизионных подразделений может быть достигнута за счет использования различных автоматизированных информационных систем, в том числе в сфере анализа государственных закупок. Так, Федеральная таможенная служба России планирует внедрить автоматизированную информационную систему «Ревизор», такая технология внедрена уже во многих организациях. Система «Ревизор» сможет в полной мере автоматизировать функции планирования контрольных мероприятий, учет исполнения плана контрольно-ревизионной деятельности и отражения факта внеплановых проверок, учет внешних (вневедомственных) проверок, контроль устранения выявленных в ходе контрольных мероприятий нарушений и анализ контрольно-ревизионной деятельности.
Для сотрудников таможенных органов в контрольно-ревизионных подразделениях, имеющих разъездной характер работы будет предусмотрен доступ к ресурсам системы вне зависимости от удаленности от своих постоянных рабочих мест. Внедрение АИС «Ревизор» в ФТС России позволит:
- уменьшить трудоемкость процесса планирования контрольно-ревизионной деятельности;
- увеличить эффективность контроля над исполнением плана контрольно-ревизионных мероприятий и устранением нарушений, выявленных в результате ревизий;
- создать единую базу информации о контрольно-ревизионных мероприятиях в рамках всей системы таможенных органов и использовать накопленную информацию для повышения обоснованности принятия решений;
- снизить роль человеческого фактора при сборе и обработке информации по контрольно-ревизионной деятельности, а также формировании ведомственной отчетности.
В настоящее время одним из приоритетных и перспективных направлений деятельности контрольно-ревизионных подразделений Федеральной таможенной службы Российской Федерации является осуществление внутреннего финансового аудита. Если изначально внутренний финансовой аудит был направлен на анализ бухгалтерской финансовой отчетности и внутренний финансовый контроль, то на данный момент он направлен на выявление и оценки рисков, выработку определенных мероприятий для их снижения. Служба внутреннего финансового аудита в системе таможенных органов должна быть совершенно независимой структурой.
Оценка системы внутреннего контроля и определение ее риска будут проводиться после сопоставления с данными контроля за движением финансов через казначейские счета.
В процессе получения информации об учетной системе и системе внутреннего контроля внутренний аудитор будет использовать следующие методы сбора информации:
- опрос сотрудников и изучение документации об их служебных обязанностях;
- проверка документов и записей, создаваемых в рамках учетной системы и системы внутреннего контроля;
- постоянный мониторинг за деятельностью и операциями объектов аудита.
Эффективное функционирование системы внутреннего контроля позволит снизить коррупционные риски таможенных правонарушений. Служба внутреннего финансового аудита будет постоянно наблюдать, как реагирует на эти риски руководство таможенных органов, так же будут разработаны определенные контрольные меры. Важно, при этом, определиться с системой классификации и ранжирования рисков, присвоить им определенные количественные и качественные параметры. На основании этого ранжирования внутренние аудиторы должны будут планировать свою годовую работу, уделяя внимание, прежде всего рискам, которые являются наиболее важными для таможенных органов.
Помимо проверки достоверности осуществления внутреннего финансового контроля, так называемого финансового менеджмента, подтверждения достоверности бюджетной отчетности, аудиторы будут продолжать вырабатывать предложения по повышению экономности и эффективности использования бюджетных средств различными подразделениями таможенных органов. Подготовка таких предложений, в том числе и территориальными контрольно-ревизионными подразделениями, находится на особом контроле в Контрольно-ревизионном управлении Федеральной таможенной службы России, поскольку их реализация внесет существенный вклад в повышение рационального расходования финансовых и материальных ресурсов таможенной службы.
Источники:
1. Бынкина, А. В. Анализ деятельности контрольно-ревизионных подразделений Федеральной таможенной службы России / А. В. Бынки-на, А. И. Глаголева, Р. Р. Ахмедзянов // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2022. - № 5-1(87). - С. 129-133.
2. Доклад о ходе выполнения мероприятий, предусмотренных планом Федеральной таможенной службы по противодействию коррупции в таможенных органах Российской Федерации, представительствах таможенной службы Российской Федерации в иностранных государствах и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России, на 2018 - 2020 годы за 2018 год. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://customsonline.ru/4907-doklad-o-hode-vypolneniya-meropriyatiy-predusmotrennyh-planom-federalnoy-tamozhennoy-sluzhby-po-protivodeystviyu-korrupcii-v-tamozhennyh-organah-rossiyskoy-federacii.html.
3. Единая информационная система Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://portal.eskigov.rU/fgis/1.
4. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации» [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://customs.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbomik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj.
5. Еременков, М. Д. Некоторые аспекты оценки деятельности таможенных органов / М. Д. Еременков // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2021. - № 4-2(55). - С. 210-213.
6. Менеджмент / Н. Ю. Чаусов, О. А. Калугин, Л. А. Чаусова [и др.]. - Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "КноРус", 2014. - 496 с.
7. Мигел, А. А. Государственные закупки: проблемы в практике исполнения и направления развития / А. А. Мигел, О. С. Шаурина, Т. В. Лесина // Modern Economy Success. - 2022. - №> 5. - С. 135-139.
8. Непарко, М. В. Методология оценки деятельности таможенных органов и ее совершенствование / М. В. Непарко, В. М. Долбин // Вестник Академии знаний. - 2019. - №> 35(6). - С. 216-221.
9. Петрушина, О. М. Основные направления контрольно-ревизионной деятельности ФТС России / О. М. Петрушина, А. Р. Фролова, В. Н. Чичерова // Вестник Академии знаний. - 2022. - №> 50(3). - С. 252-256.
10. Приказ ФТС России от 09.02.2015 N° 207 (ред. от 18.08.2016) «Об утверждении Положения об осуществлении внутреннего финансового аудита в Федеральной таможенной службе» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.05.2015 №»37173) [Электронный ресурс]/ Режим доступа:llttp://www.consultantm/docummt/cons_doc_LAW_179387/.
EDN: GJRXFL
А.М. Балтина - д.э.н., профессор, заведующий кафедрой финансов, Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия, [email protected],
A.M. Baltina - doctor of economics, professor, head of the department of finance, Orenburg state university, Orenburg, Russia;
О.С. Штырхунова - магистрант, кафедра финансов, Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия, [email protected],
O.S Shtyrkhunova - master's student, department of finance, Orenburg state university, Orenburg, Russia.
ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ АКТИВНОЙ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ FINANCING OF MEASURES OF ACTIVE EMPLOYMENT POLICY
Аннотация. Сохраняющийся дисбаланс на рынке труда между потребностями работодателей и мероприятиями региональных служб занятости по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных требует корректировки реализации активной политики занятости населения. На ее финансирование в последние годы направляются возрастающие объемы средств федерального бюджета в рамках Государственной программы «Содействие занятости населения», изменен механизм предоставления государственной услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию в сторону опережающего обучения. Анализ показал существенные различия между регионами по показателям безработицы, недостижение планового значения показателя трудоустройства безработных, прошедших обучение, во многих регионах. Обоснованы предложения по развитию опережающего обучения квалифицированных рабочих в моногородах с учетом интересов инвесторов по развитию территории, по отбору учреждений среднего профессионального образования по критерию участия в федеральных проектах, включения показателя занятости в оценку эффективности деятельности высших должностных лиц и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Abstract. The continuing imbalance in the labor market between the needs of employers and the activities of regional employment services for vocational training and additional vocational education of the unemployed obliges to revise the implementation of an active employment policy. In recent years, increasing amounts of federal budget funds have been allocated for its financing under the State Program "Promotion of Employment," the mechanism for providing state services for vocational training and additional vocational education in the direction of advanced training has been changed. The analysis showed significant differences between the regions in terms of employment indicators, the failure to achieve the planned value of the employment indicator of the unemployed who underwent training in many regions. Proposals for the development of advanced training of skilled workers in single-industry towns are justified, taking into account the interests of investors in the development of the territory, the selection of secondary institutions about. Proposals for the development of advanced training of qualified workers in single-industry towns were substantiated, taking into account the interests of investors in the development of the territory, the selection of institutions of secondary vocational education according to the criterion of participation in federal projects, the inclusion of an employment indicator in the assessment of the effectiveness of the activities of senior officials and the activities of executive authorities of the constituent entities of the Russian Federation.
Ключевые слова: занятость населения, безработица, содействие занятости, активная политика занятости, финансирование программ, опережающее обучение.
Keywords: employment, unemployment, employment promotion, active employment policy, program financing, advanced
training.
Введение
Занятость населения относится к числу важнейших показателей социально-экономического благополучия общества, обеспечивая формирование доходов и определенный уровень жизни, влияя на демографические характеристики страны, создавая условия для реализации профессиональных знаний, умений и навыков работника. Личностные, общественно-значимые и государственные аспекты формирования общества представлены в занятости населения как ни в какой другой сфере жизнедеятельности. Это связано с многообразием факторов, влияющих на рынок труда, - демографических, экономических, социальных, организационно-технических, национально-этнических, административно-правовых [1]. К ним следует добавить миграционную политику в отношении прибывающих в страну и уезжающих за рубеж работников, что в отдельные периоды может оказывать существенное влияние на рынок труда.
Специфические особенности российского рынка труда и занятости населения, сложившиеся в 90-е годы и сохранившиеся до сегодняшнего дня, исследуются весьма активно. Внимание ученых сосредоточено на неформальной занятости [2], на занятости в сельской местности разных регионов России [3, 4], на прогнозировании рынка труда и корректировке государственной политики занятости [5]. Вопросам соотношения пассив-