Научная статья на тему 'КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ БАНКА РОССИИ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ'

КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ БАНКА РОССИИ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
431
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ / НАДЗОР / БАНК РОССИИ / РОСФИНМОНИТОРИНГ / КРЕДИТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ЛЕГАЛИЗАЦИЯ (ОТМЫВАНИЕ) ДОХОДОВ / ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ / КРЕДИТНО-ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соловьева Светлана Владимировна

Кредитно-финансовая система Российской Федерации является не только основополагающей в развитии и стабилизации экономики страны, а также используется как основной канал для движения финансовых средств, образующихся в результате легализации доходов, полученных незаконным путем. Безусловно, контрольно-надзорная деятельность данной сферы уполномоченными органами является необходимым направлением экономической и государственной политики. Одним из органов контрольно-надзорного государственного управления, реализующим полномочия в сфере противодействия легализации незаконных доходов является Центральный Банк Российской Федерации. Вопросы осуществления органами исполнительной власти контрольно-надзорной деятельности направленной на противодействие легализации незаконных доходов, в науке и правоприменительной практике не являются новыми и рассматриваются в разных аспектах. Однако законодательные изменения, затрагивающие как в целом систему противодействия легализации незаконных доходов, так и полномочия отдельных органов государственного управления, определяют необходимость исследования механизма реализации контрольно-надзорных полномочий, в частности Банка России, в данной сфере. Путем проведения сравнительно-правового анализа контрольно-надзорных полномочий Банка России и иных органов исполнительной власти установлено, что в сфере противодействия легализации незаконных доходов, Банк России осуществляет внешний и внутренний контроль в отношении кредитных организаций. По правовому содержанию реализуемых полномочий, является органом государственного управления, не только наделенным правом нормативного регулирования и механизмом принуждения по соблюдению законодательства о легализации незаконных доходов, а органом государственной власти, оказывающим непосредственное государственное регулирование всех финансовых институтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Соловьева Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING-SUPERVISORY AUTHORITIES OF THE BANK OF RUSSIA FOR THE COMPLIANCE BY CREDIT ORGANIZATIONS OF THE LEGISLATION ON ANTI-LEGALIZATION OF INCOME OBTAINED BY CRIMINAL WAYS

The credit and financial system of the Russian Federation is not only fundamental in the development and stabilization of the country's economy, but is also used as the main channel for the movement of funds generated as a result of the legalization of illegally obtained income. Of course, the control and supervisory activity of this sphere by authorized bodies is a necessary direction of economic and state policy. The Central Bank of the Russian Federation is one of the bodies of control and supervisory state administration exercising powers in the field of countering the legalization of illegal income. The issues of implementation by executive authorities of control and supervisory activities aimed at countering the legalization of illegal income in science and law enforcement practice are not new and are considered in different aspects. However, legislative changes affecting both the system of countering the legalization of illegal income as a whole and the powers of individual government bodies determine the need to study the mechanism for the implementation of control and supervisory powers, in particular the Bank of Russia, in this area. By conducting a comparative legal analysis of the control and supervisory powers of the Bank of Russia and other executive authorities, it has been established that in the field of countering the legalization of illegal income, the Bank of Russia exercises external and internal control over credit institutions. According to the legal content of the powers exercised, it is a public administration body, not only endowed with the right of regulatory regulation and a mechanism of enforcement to comply with legislation on the legalization of illegal income, but a public authority that provides direct state regulation of all financial institutions.

Текст научной работы на тему «КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ БАНКА РОССИИ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ»

19. Babaeva Z.SH., Magramova H.G. Sovershenstvovanie nalogooblozheniya sub"ektov malogo predprinimatel'stva // ANI: ekonomika i upravlenie. 2020. №1 (30).

20. Akopova Z.M., Ivanenko I.N., Achmiz A.Yu. Perspektivy otmeny naloga na dohod fizicheskih lic dlya maloimushchih grazhdan // Pravo i praktika. 2020. №1.

21. Federal'nyj zakon «O gosudarstvennoj social'noj pomoshchi» ot 17.07.1999 N 178-FZ// SPS «Konsul'tant plyus». - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/

БОЧАРОВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА - старший преподаватель юридического факультета Южного федерального университета ([email protected]).

BOCHAROVA, NATALIA N. - Senior Lecturer, Faculty of Law, Southern Federal University ([email protected]).

УДК 346.62:342.951 DOI: 10.24412/2411-2275-2022-3-76-81

СОЛОВЬЕВА С.В. КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ БАНКА РОССИИ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ

ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ

Ключевые слова: контроль, надзор, Банк России, Росфинмониторинг, кредитная организация, легализация (отмывание) доходов, исполнение обязательных требований, государственное регулирование, система внутреннего контроля, кредитно-финансовая система.

Кредитно-финансовая система Российской Федерации является не только основополагающей в развитии и стабилизации экономики страны, а также используется как основной канал для движения финансовых средств, образующихся в результате легализации доходов, полученных незаконным путем. Безусловно, контрольно-надзорная деятельность данной сферы уполномоченными органами является необходимым направлением экономической и государственной политики. Одним из органов контрольно-надзорного государственного управления, реализующим полномочия в сфере противодействия легализации незаконных доходов является Центральный Банк Российской Федерации. Вопросы осуществления органами исполнительной власти контрольно-надзорной деятельности направленной на противодействие легализации незаконных доходов, в науке и правоприменительной практике не являются новыми и рассматриваются в разных аспектах. Однако законодательные изменения, затрагивающие как в целом систему противодействия легализации незаконных доходов, так и полномочия отдельных органов государственного управления, определяют необходимость исследования механизма реализации контрольно-надзорных полномочий, в частности Банка России, в данной сфере. Путем проведения сравнительно-правового анализа контрольно-надзорных полномочий Банка России и иных органов исполнительной власти установлено, что в сфере противодействия легализации незаконных доходов, Банк России осуществляет внешний и внутренний контроль в отношении кредитных организаций. По правовому содержанию реализуемых полномочий, является органом государственного управления, не только наделенным правом нормативного регулирования и механизмом принуждения по соблюдению законодательства о легализации незаконных доходов, а органом государственной власти, оказывающим непосредственное государственное регулирование всех финансовых институтов.

SOLOVEVA, S. V.

MONITORING-SUPERVISORY AUTHORITIES OF THE BANK OF RUSSIA FOR THE COMPLIANCE BY CREDIT ORGANIZATIONS OF THE LEGISLATION ON ANTI-LEGALIZATION OF INCOME OBTAINED BY CRIMINAL WAYS

Keywords: control, supervision, Bank of Russia, Rosfinmonitoring, credit organization, legalization (laundering) of income, fulfillment of mandatory requirements, state regulation, internal control system, credit and financial system.

The credit and financial system of the Russian Federation is not only fundamental in the development and stabilization of the country's economy, but is also used as the main channel for the movement of funds generated as a result of the legalization of illegally obtained income. Of course, the control and supervisory activity of this sphere by authorized bodies is a necessary direction of economic and state policy. The Central Bank of the Russian Federation is one of the bodies of control and supervisory state administration exercising powers in the field of countering the legalization of illegal income. The issues of implementation by executive authorities of control and supervisory activities aimed at countering the legalization of illegal income in science and law enforcement practice are not new and are considered in different aspects. However, legislative changes affecting both the system of countering the legalization of illegal income as a whole and the powers of individual government bodies determine the need to study the mechanism for the implementation of control and supervisory powers, in particular the Bank of Russia, in this area. By conducting a comparative legal analysis of the control and supervisory powers of the Bank of Russia and other executive authorities, it has been established that in the field of countering the legalization of illegal income, the Bank of Russia exercises external and internal control over credit institutions. According to the legal content of the powers exercised, it is a public administration body, not only endowed with the right of regulatory regulation and a mechanism of enforcement to comply with legislation on the legalization of illegal income, but a public authority that provides direct state regulation of all financial institutions.

Надзор за исполнением кредитными организациями требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма является одним из направлений финансового контроля. Основным законом, в соответствии с которым осуществляется нормативное регулирование по

противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, является Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Закон о противодействии легализации преступных доходов) [1]. Контрольно-надзорными полномочиями по соблюдению кредитными организациями положений данного закона наделены Центральный Банк Российской Федерации (далее - Банк России) [2] и Федеральная служба по финансовому мониторингу (далее - Росфинмониторинг) [3].

В разные периоды времени контрольно-надзорными полномочиями в сфере финансов, в том числе, по контролю за легализацией незаконных доходов, были наделены несколько органов исполнительной власти, которые имели собственную компетенцию в определенных областях банковской и финансовой деятельности [4, с. 32].

Так, функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков осуществляла Федеральная служба по финансовым рынкам; надзор в сфере страхования - Федеральная служба страхового надзора, которая была присоединена к службе по финансовым рынкам [5], в последующем расформированной, а контрольно-надзорные функции были переданы Банку России. Федеральным законом от 23.07.2013 № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» [6], Банк России был наделен контрольно-надзорными полномочиями во всех сферах финансового рынка Российской Федерации, включая валютное регулирование. Тем самым, как отмечают некоторые авторы, «на протяжении последних десятилетий проявлялась тенденция перераспределения полномочий между органами финансового контроля и надзора» [7, с. 50], что привело к укреплению контрольно-надзорных полномочий Банка России в финансовой сфере.

В соответствии с Федеральным законом от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» (далее - Закон о Банке России), Банк России осуществляет свою деятельность в сфере противодействия легализации преступных доходов по двум направлениям -это надзор и мониторинг общего состояния банковской системы.

Однако в части определения контрольно-надзорных полномочий Закон о Банке России содержит терминологические разночтения. Так, в пункте 9 статьи 4 Закона о Банке России определено, что Банк России осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп, а в пункте 9.1 этой же статьи, что в отношении некредитных финансовых организаций осуществляет контроль, надзор и регулирование, тем самым наделяя Банк России «регулирующей» и «надзорной» функцией, которые противопоставляются посредством союза «и». Далее в ст. 59 Закона о Банке России указывается, что применительно к кредитным организациям Банк России осуществляет контрольные и надзорные функции, причем ранее в п.9 и 9.1 ст. 4 о контрольных функциях по отношению к ним не говорилось, а в отношении проведения проверок в ст. 73 говорится о «банковском регулировании» и «банковском надзоре».

Таким образом, отсутствие терминологического единообразия фактически делает полномочия Банка России всеобъемлющими не только в сфере финансового и банковского контроля, но также и контроля за деятельностью кредитных организаций в сфере оборота доходов, в том числе, полученных преступным путем [8, с. 24]. Кроме того, Банк России наделен достаточно действенным механизмом реализации своих полномочий: от нормативного регулирования и проведения проверок кредитных организаций - до применения мер принуждения.

Несмотря на широкие полномочия Банка России в сфере контроля по противодействию легализации незаконных доходов, в этом направлении контрольно-надзорную деятельность также осуществляет Росфинмониторинг. До недавнего времени полномочия Банка России и Росфинмониторинга в науке и правоприменительной практике рассматривались как взаимодополняющие друг друга [9, с. 15]. Однако несмотря на нормативное закрепление за Росфинмониторингом функций по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем [10], фактически контрольно-надзорным органом в данной сфере он не является. Росфинмониторинг осуществляет координирующую функцию между разными органами государственной власти, в том числе правоохранительными, реализующими полномочия по противодействию легализации, незаконно полученных доходов, но при этом не наделен в отношении кредитных организаций контрольной функцией.

Росфинмониторинг наделен контрольными полномочиям только в отношении страховых организаций, либо лизинговых компаний, но не вправе проверять кредитные организации на предмет соблюдения ими законодательства по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем. Это полномочие реализует Банк России. Вместе с тем, наряду с Банком России, он наделен полномочием на привлечение к административной ответственности за нарушение требований законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем по ст. 15.27 КоАП РФ [11].

Взаимодействие с Банком России выстраивается таким образом, что, реализуя координирующую функцию, Росфинмониторинг предоставляет информацию о финансовой деятельности организаций и физических лиц, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, во исполнение Закона о противодействии легализации преступных доходов [12].

Кроме внешнего контроля Банка России и Росфинмониторинга, непосредственно кредитными организациями осуществляется внутренний контроль. Система внутреннего контроля создается во исполнение требований Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее - Закон о банках) [13] с учетом риск-ориентированного подхода по предотвращению и выявлению финансовых операций, связанных с легализацией незаконных доходов. Система внутреннего контроля предусматривает процедуру выявления и регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю, причем критерии выявления и признаки подозрительных финансовых операций разрабатываются банками самостоятельно с учетом специфики своей деятельности и требований, установленных Банком России [14].

В свою очередь, Банк России определяет правовые основы и общие рекомендации [15] осуществления кредитными организациями функций по противодействию легализации незаконных доходов, в том числе устанавливает обязательные требования в отношении должностных лиц [16]. Причем издаваемые нормативные акты Банка России в сфере противодействия легализации незаконных доходов предварительно согласуются с Росфинмониторингом, а он, в свою очередь, доводит до сведения кредитных организаций. В соответствии с последними изменениями, внесенными в Закон о Банке России [17], Банк России также согласует с Росфинмониторингом отнесение того, либо иного подозрительного клиента к группам риска совершения подозрительных операций.

Внутренний контроль выражается в том, что кредитная организация обязана проверить все финансовые операции, если сумма превышает шестьсот тысяч рублей, и при сомнительности финансовой сделки информирует Росфинмониторинг. На сегодняшний день нижняя граница операций с денежными средствами, подлежащими обязательному контролю со стороны Росфинмониторинга [18], будет повышена с шестьсот тысяч рублей до одного миллиона рублей, а по сделкам с недвижимостью - с трех миллионов до пяти миллионов рублей. Как указано на официальном сайте Центрального Банка Российской Федерации, данные «изменения позволят сократить нагрузку на финансовые организации и их клиентов, не снижая при этом эффективность российской «противолегализационной» системы» [19]. Кроме того, повышение нижней границы операций с денежными средствами обусловлено экономическими причинами - необходимостью стабилизации финансового рынка в условиях резкого скачка инфляции, когда сделки на сумму шестьсот тысяч рублей можно отнести к мелким, но требующим сложного, как финансового, так и правового механизма регулирования. Соответственно, повышение нижней границы операций с денежными средствами до одного миллиона рублей делает такой механизм оправданным.

Внутренний контроль заключается в документальном фиксировании и представлении в Росфинмониторинг обязательных сведений об обязательной идентификации субъекта, который осуществляет финансовые операции через кредитную организацию. В свою очередь, Банк России, при проведении проверок кредитных организаций, как отмечают некоторые авторы, «может осуществлять проверку системы внутреннего контроля в целом, так и отдельных операций» [20, с. 43; 21, с. 6] на предмет соблюдения обязательных требований законодательства о противодействии легализации преступных доходов.

На кредитные организации возлагается обязанность информировать Росфинмониторинг о подозрительных финансовых операциях, если имеются достаточные основания полагать, что денежные средства связаны с их незаконной легализацией. При этом кредитные организации

самостоятельно в одностороннем досудебном порядке могут приостановить финансовые операции по счету. Законом определены конкретные механизмы реализации данного права в виде: запрета на открытие счета анонимными лицами, запрета на заключение договора банковского счета при не предоставлении необходимых документов для идентификации личности, запрета на открытие банковского счета физическим лицам без личного присутствия лица и другие способы. Самостоятельно осуществляя внутренний контроль, кредитные организации включены в общий правовой механизм противодействия легализации доходов, полученных преступным путем и наделены возможностями для выявления подозрительных финансовых операций и идентификации их участников.

В целом, сложившаяся система противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, строится таким образом, что кредитные организации являются первичным звеном, непосредственно взаимодействующим с недобросовестными клиентами, осуществляющими те либо иные незаконные финансовые операции, и любые несоблюдения обязательных требований, в том числе, не предоставление информации о сомнительных клиентах и расчетах, являются основанием для привлечения к ответственности. Тем самым основным видом контроля в сфере противодействия легализации преступных доходов является внутренний контроль кредитных организаций, порядок осуществления которого контролирует Банк России путем надзора за соблюдением обязательных требований. Контрольно-надзорные полномочия реализуются посредством применения различных мер финансового принуждения - от требования об устранении выявленного нарушения, штрафных санкций, ограничения на проведение отдельных финансовых операций, требования о замене руководителя кредитной организации, привлечение к административной ответственности и ряда других, до отзыва лицензии на осуществление банковских операций.

Подводя итог рассмотренным контрольно-надзорным полномочиям Центрального банка Российской Федерации в сфере противодействия легализации незаконных доходов, следует констатировать, что Банк России имеет широкие полномочия и инструменты финансового принуждения.

Таким образом, Банк России из органа банковского регулирования и надзора трансформировался в орган государственного управления, наделенный публично-властными полномочиями по нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в финансовой и банковской сфере. Кроме того, контрольно-надзорные полномочия Банка России продолжают расширяться, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2022 № 81 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации» [22], Банк России был наделен полномочиями определять размер операций в пользу нерезидентов, ограничивать суммы покупок валюты нерезидентами на внутреннем рынке России. При этом Президент Российской Федерации был наделен правом вводить ограничения на работу финансовой и банковской систем, что фактически означает переход от принципов отраслевого регулирования финансового рынка к принципам государственного регулирования. Возможно, данные преобразования в условиях нестабильной экономики, а также неодинакового развития различных сегментов финансового рынка, являются оправданными. Тем самым, с помощью механизмов государственного регулирования минимизируются финансовые риски и создаются финансовые резервы.

Литература и источники

1. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // СЗ РФ. 2001. № 33 (часть I). Ст. 3418.

2. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) // СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790.

3. Указ Президента РФ от 13.06.2012 № 808 «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу» (вместе с «Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу») // СЗ РФ. 2012. № 25. Ст. 3314.

4. Шаповалов, М. А. Банк России как мегарегулятор: новая форма старой идеи? // Банковское дело. 2013. № 2. С. 31-33

5. Указ Президента РФ от 25.07.2013 № 645 «Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 2013. № 30 (часть II). Ст. 4086.

6. Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» // СЗ РФ. 2013. № 30 (Часть I). Ст. 4084.

7. Шаповалов М.А., Никифорова, С.Т., Слесарев, С.А. Комментарий к Федеральному закону от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (постатейный). Документ опубликован не был // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»

8. Курдюмов М.Д. О проблеме соотношения терминов «контроль» и «надзор» на примере властной деятельности по обеспечению конкуренции в банковской сфере // Российская юстиция. 2021. № 2. С. 23-26

9. Прошунин М.М. Организационно-правовые вопросы взаимодействия Росфинмониторинга и Банка России // Финансовое право. 2009. № 8. С. 18-22.

10. Постановление Правительства РФ от 23.06.2004 № 307 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу» // СЗ РФ. 2004. № 26. Ст. 2676.

11. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1

12. Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 2.11.2016 № 361 «Об утверждении Положения о порядке направления Федеральной службой по финансовому мониторингу в Центральный банк Российской Федерации информации, представленной организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, в соответствии с пунктами 13 и 13.1 статьи 7 Федерального закона от 7.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», сроках и объеме направления такой информации» // Официальный интернет-портал правовой информации: URL: - www.pravo.gov.ru (дата обращения 10.07.2022).

13. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» // СЗ РФ.1996. № 6. Ст. 492

14. Письмо Банка России от 13.07.2005 № 99-Т «О методических рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Вестник Банка России. 20.07.2005. № 37.

15. Положение Банка России от 16.12.2003 №242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» для оценки состояния внутреннего контроля в кредитной организации Банком России кредитная организация представляет в территориальное учреждение Банка России справку о внутреннем контроле в кредитной организации// Вестник Банка России. 4.02.2004. № 7

16. Указание ЦБР от 9.08.2004 №1486-У «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления в кредитных организациях» // Вестник Банка России. 10.09.2004. № 54.

17. Федеральный закон от 21.12.2021 № 423-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации: URL: -publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 0001202112210028?index= 1&rangeSize= 1 (дата обращения 14.07.22)

18. Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг): официальный сайт. Москва. - URL: https://www.fedsfm.ru/questions/4759 (дата обращения 10.07.2022).

19. Центральный Банк Российской Федерации: официальный сайт. Москва. - URL: https://cbr.ru/press/event/?id=13987 (дата обращения 10.07.2022).

20. Карпович, О.Г. Иные меры по борьбе с легализацией (отмыванием) преступных доходов в России. Теоретические аспекты // Банковское право. 2008. № 5. С. 42 - 45

21. Филимонов М.И. Роль Банка России в системе финансового мониторинга в Российской Федерации: 12.00.14 -административное право; административный процесс: автореферат диссертации ... кандидата юридических наук. М., 2006. 29 с.

22. Указ Президента Российской Федерации от 01.03.2022 № 81 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации: URL: - http:// publication.pravo.gov.ru/Docume№t/View/0001202203010083

References and Sources

1. Federal'nyj zakon ot 07.08.2001 № 115-FZ «O protivodejstvii legalizacii (otmyvaniyu) dohodov, poluchennyh prestupnym putem, i finansirovaniyu terrorizma» // SZ RF. 2001. № 33 (chast' I). St. 3418.

2. Federal'nyj zakon ot 10.07.2002 № 86-FZ «O Central'nom banke Rossijskoj Federacii (Banke Rossii) // SZ RF. 2002. № 28. St. 2790.

3. Ukaz Prezidenta RF ot 13.06.2012 № 808 «Voprosy Federal'noj sluzhby po finansovomu monitoringu» (vmeste s «Polozheniem o Federal'noj sluzhbe po finansovomu monitoringu») // SZ RF. 2012. № 25. St. 3314.

4. SHapovalov, M. A. Bank Rossii kak megaregulyator: novaya forma staroj idei? // Bankovskoe delo. 2013. № 2. S. 31-33

5. Ukaz Prezidenta RF ot 25.07.2013 № 645 «Ob uprazdnenii Federal'noj sluzhby po finansovym rynkam, izmenenii i priznanii utrativshimi silu nekotoryh aktov Prezidenta Rossijskoj Federacii» // SZ RF. 2013. № 30 (chast' II). St. 4086.

6. Federal'nyj zakon ot 23.07.2013 № 251-FZ «O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii v svyazi s peredachej Central'nomu banku Rossijskoj Federacii polnomochij po regulirovaniyu, kontrolyu i nadzoru v sfere finansovyh rynkov» // SZ RF. 2013. № 30 (CHast' I). St. 4084.

7. SHapovalov M.A., Nikiforova, S.T., Slesarev, S.A. Kommentarij k Federal'nomu zakonu ot 10 iyulya 2002 g. № 86-FZ «O Central'nom banke Rossijskoj Federacii (Banke Rossii)» (postatejnyj). Dokument opublikovan ne byl // Spravochno-pravovaya sistema «Konsul'tantPlyus»

8. Kurdyumov M.D. O probleme sootnosheniya terminov «kontrol'» i «nadzor» na primere vlastnoj deyatel'nosti po obespecheniyu konkurencii v bankovskoj sfere // Rossijskaya yusticiya. 2021. № 2. S. 23-26

9. Proshunin M.M. Organizacionno-pravovye voprosy vzaimodejstviya Rosfinmonitoringa i Banka Rossii // Finansovoe pravo. 2009. № 8. S. 18-22.

10. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 23.06.2004 № 307 «Ob utverzhdenii Polozheniya o Federal'noj sluzhbe po finansovomu monitoringu» // SZ RF. 2004. № 26. St. 2676.

11. Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah ot 30.12.2001 № 195-FZ // SZ RF. 2002. № 1 (ch. 1). St. 1

12. Prikaz Federal'noj sluzhby po finansovomu monitoringu ot 2.11.2016 № 361 «Ob utverzhdenii Polozheniya o poryadke napravleniya Federal'noj sluzhboj po finansovomu monitoringu v Central'nyj bank Rossijskoj Federacii informacii, predstavlennoj organizaciyami, osushchestvlyayushchimi operacii s denezhnymi sredstvami ili inym imushchestvom, v sootvetstvii s punktami 13 i 13.1 stat'i 7 Federal'nogo zakona ot 7.08.2001 № 115-FZ «O protivodejstvii legalizacii (otmyvaniyu) dohodov, poluchennyh prestupnym putem, i finansirovaniyu terrorizma», srokah i ob"eme napravleniya takoj informacii» // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii: URL: - www.pravo.gov.ru (data obrashcheniya 10.07.2022).

13. Federal'nyj zakon ot 02.12.1990 № 395-1 «O bankah i bankovskoj deyatel'nosti» // SZ RF.1996. № 6. St. 492

14. Pis'mo Banka Rossii ot 13.07.2005 № 99-T «O metodicheskih rekomendaciyah po razrabotke kreditnymi organizaciyami pravil vnutrennego kontrolya v celyah protivodejstviya legalizacii (otmyvaniyu) dohodov, poluchennyh prestupnym putem, i finansirovaniyu terrorizma» // Vestnik Banka Rossii. 20.07.2005. № 37.

15. Polozhenie Banka Rossii ot 16.12.2003 №242-P «Ob organizacii vnutrennego kontrolya v kreditnyh organizaciyah i bankovskih gruppah» dlya ocenki sostoyaniya vnutrennego kontrolya v kreditnoj organizacii Bankom Rossii kreditnaya organizaciya predstavlyaet v territorial'noe uchrezhdenie Banka Rossii spravku o vnutrennem kontrole v kreditnoj organizacii// Vestnik Banka Rossii. 4.02.2004. № 7

16. Ukazanie CBR ot 9.08.2004 №1486-U «O kvalifikacionnyh trebovaniyah k special'nym dolzhnostnym licam, otvetstvennym za soblyudenie pravil vnutrennego kontrolya v celyah protivodejstviya legalizacii (otmyvaniyu) dohodov, poluchennyh prestupnym putem, i finansirovaniyu terrorizma i programm ego osushchestvleniya v kreditnyh organizaciyah» // Vestnik Banka Rossii. 10.09.2004. N° 54.

17. Federal'nyj zakon ot 21.12.2021 № 423-FZ «O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» // Oficial'nyj internetportal pravovoj informacii: URL: -publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202112210028?index=1&rangeSize=1 (data obrashcheniya 14.07.22)

18. Federal'naya sluzhba po finansovomu monitoringu (Rosfinmonitoring): oficial'nyj sajt. Moskva. - URL: https://www.fedsfm.ru/questions/4759 (data obrashcheniya 10.07.2022).

19. Central'nyj Bank Rossijskoj Federacii: oficial'nyj sajt. Moskva. - URL: https://cbr.ru/press/event/?id=13987 (data obrashcheniya 10.07.2022).

20. Karpovich, O.G. Inye mery po bor'be s legalizaciej (otmyvaniem) prestupnyh dohodov v Rossii. Teoreticheskie aspekty // Bankovskoe pravo. 2008. № 5. S. 42 - 45

21. Filimonov M.I. Rol' Banka Rossii v sisteme finansovogo monitoringa v Rossijskoj Federacii: 12.00.14 - administrativnoe pravo; administrativnyj process: avtoreferat dissertacii ... kandidata yuridicheskih nauk. M., 2006. 29 s.

22. Ukaz Prezidenta Rossij skoj Federacii ot 01.03.2022 № 81 «O dopolnitel'nyh vremennyh merah ekonomicheskogo haraktera po obespecheniyu finansovoj stabil'nosti Rossijskoj Federacii» // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii: URL: - http:// publication.pravo.gov.ru/Docume№t/View/0001202203010083

СОЛОВЬЕВА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА - кандидат юридических наук, старший научный сотрудник кафедры административного и финансового права, Российский государственный университет правосудия.

SOLOVEVA, SVETLANA V. - Ph.D. in Law, Senior Researcher at the Department of Administrative and Financial Law of the Russian State University of Justice, NCF, ([email protected]).

УДК 346.1:347.961 DOI: 10.24412/2411-2275-2022-3-81-

87

СОЛОВЯНЕНКО Н.И. ЭЛЕКТРОННЫЕ ДОКУМЕНТЫ В СФЕРЕ НОТАРИАТА: ЮРИДИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ И МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Ключевые слова: электронный документ, квалифицированная электронная подпись, простая электронная подпись, нотариальные действия в удаленном формате, дистанционная сделка, конвертация электронных документов, хранение электронных нотариальных документов, электронный реестр, блокчейн-платформа ФНС России.

В статье применение высокотехнологичных электронных документов и электронной подписи в сфере нотариата исследуется в свете защиты прав и законных интересов юридических и физических лиц, как одно из стратегических направлений применения информационных технологий в социально-экономической сфере. Отмечаются такие характеристики цифрового нотариата как эффективность, безопасность, высокая востребованность в обществе. Интенсивное развитие электронных сервисов (нотариальные услуги в удаленном формате, дистанционные сделки и многие другие) наряду с применением сверхновых юридических конструкций (конвертация электронных документов, использование машиночитаемых документов, участие в блокчейн-платформе ФНС РФ) усиливают позицию нотариата в качестве лидера правовой сферы по внедрению цифровых инноваций. Вместе с тем необходимо исследовать глубинные изменения в юридической сфере, связанных с применением высоких технологий в нотариальной деятельности, не ограничиваясь внедрением таких технологий в правовую среду.

SOLOVYANENKO, N.I

ELECTRONIC DOCUMENTS IN THE FIELD OF NOTARY: LEGAL FUNCTIONS AND MECHANISM OF LEGAL

REGULATION

Key words: electronic document, electronic signature, qualified electronic signature, notarial actions in remote format, remote transaction, conversion of electronic documents, storage of electronic notarial documents, electronic registry, blockchain platform of the Federal Tax Service of Russia.

The article examines the use of high-tech electronic documents and electronic signatures in the field of notarization in the light of the protection of the rights and legitimate interests of legal entities and individuals as one of the strategic directions of the use of information technologies in the socio-economic sphere. Such characteristics of digital notary as efficiency, security, high demand in society are noted. Intensive development of electronic services (notary services in remote format, remote transactions, and many others) along with the use of supernova legal structures (conversion of electronic documents, use of machine-readable documents, participation in the blockchain platform of the Federal Tax Service of the Russian Federation) strengthen the position of the notary as a leader in the legal sphere for the introduction of digital innovations. At the same time, it is necessary to investigate the profound changes in the legal sphere associated with the use of high technologies in notarial activities, not limited to the introduction of such technologies into the legal environment.

В Российской Федерации в качестве стратегического направления применения информационных технологий при осуществлении взаимодействия органов государственной власти РФ, органов местного самоуправления, организаций и граждан запланированы «внедрение электронного документооборота, электронная идентификация и аутентификация его участников,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.