Научная статья на тему 'КОНТРОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ'

КОНТРОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
241
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / КОНТРОЛЬ / ЗАКОННОСТЬ / ПОЛНОМОЧИЯ / ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / ПРЕЗИДЕНТСКИЙ КОНТРОЛЬ / STATE POWER / CONTROL / LEGALITY / POWERS / EXECUTIVE POWER / PRESIDENTIAL CONTROL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пархоменко Александр Григорьевич

В Российской Федерации государственная власть разделена на три самостоятельные ветви, каждая из которых обладает собственными контрольными полномочиями. В связи с этим можно выделить президентский контроль, контроль законодательных органов власти и контроль исполнительных органов власти. Все виды государственного контроля подразделяются на внешний и внутренний в зависимости от направленности контрольных мероприятий внутрь системы органов власти или вне ее, на подведомственные структуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTROL ACTIVITIES IN PUBLIC ADMINISTRATION

In the Russian Federation, state power is divided into three separate branches, each of which has its own control powers. In this regard, presidential control, legislative control and Executive control can be distinguished. All types of state control are divided into external and internal depending on the direction of control measures inside the system of authorities or outside it, on the subordinate structures

Текст научной работы на тему «КОНТРОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ»

ПАРХОМЕНКО Александр Григорьевич,

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры конституционного и муниципального права Московского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя, e-mail: alexparhom@mail.ru

КОНТРОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ГОСУДАРСТВЕННОМ

УПРАВЛЕНИИ

В Российской Федерации государственная власть разделена на три самостоятельные ветви, каждая из которых обладает собственными контрольными полномочиями. В связи с этим можно выделить президентский контроль, контроль законодательных органов власти и контроль исполнительных органов власти. Все виды государственного контроля подразделяются на внешний и внутренний в зависимости от направленности контрольных мероприятий внутрь системы органов власти или вне ее, на подведомственные структуры.

Ключевые слова: государственная власть, контроль, законность, полномочия, исполнительная власть, президентский контроль.

PARKHOMENKO Alexander Grigorievich,

doctor of law, professor, professor Departments of Constitutional and Municipal Law Moscow University of the Ministry of Internal Affairs Of the Russian Federation named after V.J. Kikotya

CONTROL ACTIVITIES IN PUBLIC ADMINISTRATION

In the Russian Federation, state power is divided into three separate branches, each of which has its own control powers. In this regard, presidential control, legislative control and Executive control can be distinguished. All types of state control are divided into external and internal depending on the direction of control measures inside the system of authorities or outside it, on the subordinate structures.

Keywords: state power, control, legality, powers, Executive power, presidential control.

Контроль как средство обеспечения законности в государственном управлении - универсальное средство обмена информацией внутри системы государственного управления, а также между системой управления и внешней средой. Контроль может заключаться в заслушивании отчетов и сообщений, проведении проверок, экспертиз, осуществлении наблюдения, рассмотрении жалоб и т.д. [15]

В зависимости от задачи проведения контрольных процедур и стадии управленческого процесса различают текущий контроль, осуществляемый в процессе выполнения властных предписаний (в ходе исполнительно-распорядительной деятельности), а также предварительный и последующий контроль. Считается, сто предварительный контроль — это фикция, поскольку проконтролировать можно лишь совершаемое либо совершенное действие. Однако зачастую возникает необходимость в осуществлении контроля на промежуточных стадиях сложных управленческих

процессов. В этом смысле контроль будет предварительным для следующей стадии процесса. Последующий контроль осуществляется соответственно по окончании выполнения определенных предписаний [3].

В Российской Федерации государственная власть разделена на три самостоятельные ветви, каждая из которых обладает собственными контрольными полномочиями [16]. В связи с этим можно выделить президентский контроль, контроль законодательных органов власти и контроль исполнительных органов власти. Все виды государственного контроля подразделяются на внешний и внутренний в зависимости от направленности контрольных мероприятий внутрь системы органов власти или вне ее, на подведомственные структуры [4].

1. Президентский контроль в соответствии с Конституцией РФ осуществляется в следующих формах:

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2019

— контроль при формировании Правительства РФ, непосредственно подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти, при назначении должностных лиц, в частности, Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров, при формировании Совета Безопасности и Администрации Президента РФ, назначении высшего командования Вооруженных Сил РФ;

— повседневный контроль за деятельностью Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти (председательствование на заседаниях Правительства РФ, непосредственное руководство деятельностью ряда федеральных органов исполнительной власти);

— контроль за законностью актов органов исполнительной власти (право отмены постановлений и распоряжений Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ; право приостанавливать действие актов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и т.д.) [5].

2. Контроль органов законодательной власти проявляется в закрепленных в Конституции РФ отдельных правомочиях палат Федерального Собрания РФ в отношении органов государственного управления [6, 7]. Формами такого контроля выступают:

— утверждение Советом Федерации указа Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения;

— возможность принятия решения Советом Федерации об отрешении Президента РФ от должности;

— назначение Советом Федерации судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;

— назначение на должность и освобождение от должности Советом Федерации Генерального прокурора РФ;

— назначение на должность и освобождение от должности Советом Федерации заместителя Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов;

— дача согласия Государственной Думой Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

— принятие решения Государственной Думой о доверии Правительству РФ;

— назначение на должность и освобождение от должности Государственной Думой РФ Председателя Центрального банка РФ;

— назначение на должность и освобождение от должности Государственной Думой РФ Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов;

— выдвижение Государственной Думой обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Основным контролирующим органом в руках законодательной власти, безусловно, является Счетная палата РФ. В соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» задачами Счетной палаты являются:

— организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению [7];

— определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

— оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

— финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов [9, 10];

— анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

— контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

— регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий [13, 14].

Счетная палата вправе проводить ревизии, проверки и иные контрольные мероприятия [11].

3. Контроль органов исполнительной власти, которые контролируют деятельность подведомственных им структур с использованием различных методов, в том числе, путем непосредственного оперативного вмешательства в деятельность организаций и физических лиц [12].

Кроме того, внутри системы органов исполнительной власти существует система внутреннего контроля. Так, Правительство РФ вправе отменять акты федеральных органов исполни-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2019

тельной власти или приостанавливать действие актов. Правительство РФ также вносит предложения Президенту РФ о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным конституционным законам и т.д. Федеральные органы исполнительной власти контролируют деятельность собственных территориальных органов, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов [1].

Органы исполнительной власти контролируют деятельность учрежденных ими или отнесенных к их ведению юридических лиц (как правило, государственных предприятий и учреждений). Как правило, осуществление такого контроля связано с непосредственным вмешательством в деятельность подведомственных структур и возможностью применения мер дисциплинарной ответственности [2].

Список литературы:

[1] Гоц Е.В. К вопросу о понятии и основных способах защиты прав участников контрактной системы в Российской Федерации // Образование и право. 2017. № 7. С. 78-84.

[2] Гоц Е.В. Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в России // Образование и право. 2016. № 10. С. 92-101.

[3] Дмитриев Ю.А., Миронов В.О. Межгосударственные объединения: понятие, формы и классификация // Государство и право. 2013. № 3. С. 62-71.

[4] Дмитриев Ю.А., Миронов В.О. Проблема сущности права // Вестник международного Института управления. 2012. № 1-2. С. 25-30.

[5] Дмитриев Ю.А., Миронов В.О. Проблемы российского законодательства // Актуальные вопросы образования и науки. 2013. № 3-4 (3738). С. 19-25.

[6] Мамедов С.Н. Актуальные вопросы реализации конституционного права на неприкосновенность жилища // Семейное и жилищное право. 2017. № 2. С. 37-38.

[7] Мамедов С.Н. Правовая природа неприкосновенности личности в Российской Федерации и ее место в системе прав и свобод // Власть Закона. 2017. № 4 (32). С. 149-154.

[8] Миронов В.О. О возможности построения федерации Беларуси и России // Актуальные вопросы образования и науки. 2012. № 1-2. С. 017-021.

[9] Миронов В.О. Прокурорские гарантии реализации прав и свобод человека в России //

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2019

Актуальные вопросы образования и науки. 2012. № 3-4. С. 26-29.

[10] Миронов В.О. Чехословацкая Федерация: историко-правовые аспекты // Актуальные вопросы образования и науки. 2011. № 1-2. С. 27-31.

[11] Молчанов Б.А., Мамедов С.Н., Задорин М.Ю. Правовая охрана культурного и религиозного наследия коренных народов США // Вестник Владимирского юридического института.

2015. № 1 (34). С. 214-219.

[12] Стародубцев Г.С., Молчанов Б.А., Иванова Ж.Б., Мамедов С.Н. Концепция взаимоотношений Церкви и государства Византийской Империи (симфония властей) // Advances in Law Studies.

2016. Т. 4. № 1. С. 10-16.

[13] Шестак В.А. О некоторых положениях современной практики применения судами законодательства в сфере административного судопроизводства // Мировой судья. 2018. № 7. С. 36-40.

[14] Шестак В.А. О совершенствовании процессуальных норм, регламентирующих сроки содержания под стражей и порядок их продления // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2018. № 1 (36). С. 114-117.

[15] Шестак В.А. О современной практике применения упрощенных порядков в административном судопроизводстве // Административное право и процесс. 2018. № 6. С. 47-49.

[16] Шестак В.А. Об отдельных вопросах организации надзора органов военной прокуратуры за законностью процессуальных действий на досудебной стадии уголовного судопроизводства в особых условиях // Военно-юридический журнал. 2018. № 5. С. 17-21.

Spisok literatury:

[1] Goc E.V. K voprosu o ponyatii i osnovnyh sposobah zashchity prav uchastnikov kontraktnoj sistemy v Rossijskoj Federacii // Obrazovanie i pravo.

2017. № 7. S. 78-84.

[2] Goc E.V. Kontraktnaya sistema v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennyh i municipal'nyh nuzhd v Rossii // Obrazovanie i pravo. 2016. № 10. S. 92-101.

[3] Dmitriev Yu.A., Mironov V.O. Mezhgosudarstvennye ob»edineniya: ponyatie, formy i klassifikaciya // Gosudarstvo i pravo. 2013. № 3. S. 62-71.

[4] Dmitriev Yu.A., Mironov V.O. Problema sushchnosti prava // Vestnik mezhdunarodnogo Instituta upravleniya. 2012. № 1-2. S. 025-030.

[5] Dmitriev Yu.A., Mironov V.O. Problemy rossijskogo zakonodatel'stva // Aktual'nye voprosy obrazovaniya i nauki. 2013. № 3-4 (37-38). S. 19-25.

[6] Mamedov S.N. Aktual'nye voprosy realizacii konstitucionnogo prava na neprikosnovennost' zhilishcha // Semejnoe i zhilishchnoe pravo. 2017. № 2. S. 37-38.

[7] Mamedov S.N. Pravovaya priroda neprikosnovennosti lichnosti v Rossijskoj Federacii i ee mesto v sisteme prav i svobod // Vlast' Zakona. 2017. № 4 (32). S. 149-154.

[8] Mironov V.O. O vozmozhnosti postroeniya federacii Belarusi i Rossii // Aktual'nye voprosy obrazovaniya i nauki. 2012. № 1-2. S. 017-021.

[9] Mironov V.O. Prokurorskie garantii realizacii prav i svobod cheloveka v Rossii // Aktual'nye voprosy obrazovaniya i nauki. 2012. № 3-4. S. 26-29.

[10] Mironov V.O. CHekhoslovackaya Federaciya: istoriko-pravovye aspekty // Aktual'nye voprosy obrazovaniya i nauki. 2011. № 1-2. S. 27-31.

[11] Molchanov B.A., Mamedov S.N., Zadorin M.YU. Pravovaya ohrana kul'turnogo i religioznogo naslediya korennyh narodov SSHA // Vestnik Vladimirskogo yuridicheskogo instituta. 2015. № 1 (34). S. 214-219.

[12] Starodubcev G.S., Molchanov B.A., Ivanova ZH.B., Mamedov S.N. Koncepciya

vzaimootnoshenij Cerkvi i gosudarstva Vizantijskoj Imperii (simfoniya vlastej) // Advances in Law Studies. 2016. T. 4. № 1. S. 10-16.

[13] SHestak V.A. O nekotoryh polozheniyah sovremennoj praktiki primeneniya sudami zakonodatel'stva v sfere administrativnogo sudoproizvodstva // Mirovoj sud'ya. 2018. № 7. S. 36-40.

[14] Shestak V.A. O sovershenstvovanii processual'nyh norm, reglamentiruyushchih sroki soderzhaniya pod strazhej i poryadok ih prodleniya // Biblioteka kriminalista. Nauchnyj zhurnal. 2018. № 1 (36). S. 114-117.

[15] Shestak V.A. O sovremennoj praktike primeneniya uproshchennyh poryadkov v administrativnom sudoproizvodstve // Administrativnoe pravo i process. 2018. № 6. S. 47-49.

[16] Shestak V.A. Ob otdel'nyh voprosah organizacii nadzora organov voennoj prokuratury za zakonnost'yu processual'nyh dejstvij na dosudebnoj stadii ugolovnogo sudoproizvodstva v osobyh usloviyah // Voenno-yuridicheskij zhurnal. 2018. № 5. S. 17-21.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.