Научная статья на тему 'Контроль за лицами, освобожденными из исправительных учреждений, как институт уголовно- исполнительного права'

Контроль за лицами, освобожденными из исправительных учреждений, как институт уголовно- исполнительного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
594
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО / КОНТРОЛЬ / ЛИЦО / ОСВОБОЖДЕННОЕ ИЗ ИСПРАВИТЕЛЬНОГОУЧРЕЖДЕНИЯ / ПРОГРЕССИВНАЯ СИСТЕМА ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЙ / PENAL LAW / SUPERVISION / OFFENDERS / POSTSENTENCING DISPOSITION / PAROLE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Клипов Сергей Александрович

в статье рассматриваются проблемы осуществления контроля за лицами, освобожденными из исправительных учреждений, с точки зрения уголовно-исполнительного права

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POST-SENTENCINGSUPERVISION AND PENAL LAW FRAMEWORK

The article deals with post-sentencing supervision under penal law framework

Текст научной работы на тему «Контроль за лицами, освобожденными из исправительных учреждений, как институт уголовно- исполнительного права»

S.A. KLIPOV

POST-SENTENCING SUPERVISION AND PENAL LAW FRAMEWORK

УДК 343.848 ББК 67.409.182 К49

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы осуществления контроля за лицами, освобожденными из исправительных учреждений, с точки зрения уголовно-исполнительногоправа.

Ключевые слова: уголовно-исполнительное право, контроль, лицо, освобожденное из исправительного учреждения, прогрессивная система отбывания наказаний; досрочное освобождение

СЕРГЕЙ

АЛЕКСАНДРОВИЧ

КЛИПОВ*

КОНТРОЛЬ ЗА ЛИЦАМИ, ОСВОБОЖДЕННЫМИ ИЗ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, КАК ИНСТИТУТ УГОЛОВНОИСПОЛНИТЕЛЬНОГО

ПРАВА

* Соискатель

(Ростовскийюридический институтМВ Д России). Е-mail: Ykash@Yandex.ru.

Annotation'. The article deals with post-sentencing supervision under penal law framework.

Key words penal law, supervision, offenders, post-sentencing disposition, parole.

Контроль за лицами, освобожденными из исправительных учреждений, представляет собой важный институт уголовно-исполнительного права. Его развитие в современных условиях представляется крайне актуальным. В местах лишения свободы в СССР и Российской Федерации стабильно находилось по 1-1,5 млн осужденных, и лишь в последние годы это число стало меньше 1 млн человек. По данным Совета Федерации Федерального собрания РФ, за последние 10 лет из мест лишения свободы в России освобождено около 3 млн человек1, причем многие из них, по мнению министра юстиции А. Коновалова, «остались ни с чем, они озлоблены на общество и государство»2.

Осужденные после выхода на свободу требуют к себе повышенного внимания со стороны государственных органов в плане контроля за их поведением и оказания необходимой социальной помощи. Среди них немало престарелых, несовершеннолетних, инвалидов и других категорий лиц, нуждающихся в социальной помощи. Они фактически остаются один на один со своими жилищными, трудовыми, семейными, бытовыми и иными проблемами, что побуждает многих из них вести правонарушающий образ жизни и приводит к совершению повторных преступлений.

Контроль за лицами, освобожденными из исправительных учреждений, должен в большей степени рассматриваться во взаимосвязи с другими постпенитенциарными вопросами. При этом будет установлена зависимость оказания социальной помощи от действий подконтрольных лиц и поощрено их правопослушное поведение.

В настоящее время контроль за лицами, освобожденными из исправительных учреждений,

Уголовно-исполнительное право

Уголовно-исполнительное право

обычно сводится к наложению на них определенных обязанностей (как правило, в период, пока судимость не погашена) и выявлению случаев их несоблюдения. Однако данный подход представляется неоправданно узким.

Действующее уголовное и уголовно-исполнительное законодательство не учитывает современную ситуацию в области контроля за лицами, освобожденными из исправительных учреждений. Сложившееся положение, по всей видимости, были призваны исправить Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. № 377-ФЗ и ряд других нормативных актов3. Однако регламентация действий сотрудниковуголовно-ис-полнительных инспекций, которые должны исполнять наказание в виде ограничения свободы в качестве дополнительного после отбывания лишения свободы, в действующем законодательстве представляется недостаточной, и данных о практике его применения пока нет.

Между тем соблюдение международных стандартов в области исполнения наказаний и иных уголовно-правовых мер требует от российских властей более активных действий при осуществлении контроля за поведением лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Организацию постпенитенциарного контроля предлагается (по зарубежному образцу) возложить на службу пробации, основой которой станут уголовно-исполнительные инспекции.

В настоящее время функции контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, исполняются двумя ведомствами - органами внутренних дел (преимущественно участковыми уполномоченными) и Федеральной службой исполнения наказаний (в основном уголовно-исполнительными инспекциями). Однако к указанному направлению работы в этих ведомствах пока относятся как к чему-то второстепенному, что, безусловно, негативно отражается на его эффективности.

Следует учесть, что из мест лишения свободы большинство осужденных освобождаются досрочно, в том числе условно. Контроль за поведением этих лиц, особенно в период неотбытой части срока наказания, необходим, так как позволяет снова отправить их в места лишения свободы в случае преступного или иного правонарушающего поведения.

Предложения по четкому закреплению в законодательстве органа, осуществляющего контроль за поведением освобожденных лиц, в частности условно-досрочно, высказывались неоднократно и в основном сводились к необходимости выделения в структуре УИК РФ

главы, непосредственно регламентирующей осуществление контроля за поведением лиц, освобожденных условно-досрочно, которая предусматривала бы возложение функций контролирующего органа на уголовно-исполнительные инспекции4.

На наш взгляд, целесообразно предоставить службе пробации полномочия в сфере фактического контроля за поведением лиц, освобожденных из мест лишения свободы, взаимодействия с государственными и негосударственными органами при организации контроля и оказании помощи этим лицам по обращению в суд и участию в судебных заседаниях при решении вопросов, связанных с исполнением приговоров. С учетом объективно необходимой заблаговременной работы сотрудников этой службы с освобождаемыми лицами и их родственниками (иными близкими лицами) следуетпередать ряд полномочий от администраций исправительных учреждений службе пробации5.

Особый постпенитенциарный контроль, по всей видимости, надо осуществлять в отношении отдельных категорий лиц: судимых за тяжкие и особо тяжкие преступления; злостных нарушителей установленного порядка отбывания наказания; ранее досрочно освобождавшихся, но совершивших преступление в период неотбытой части срока наказания или которым по иным основаниям отменялось досрочное освобождение, и др.

Полагаем, что осуществление постпенитен-циарного контроля должно быть завершающим этапом исполнения наказаний, связанных с изоляцией от общества. Администрация исправительного учреждения, в свою очередь, должна постепенно готовить осужденного к жизни на свободе, чему, по нашему мнению, будет способствовать прогрессивная система отбывания наказаний, включающая в себя изменение условий отбывания наказания и вида исправительного учреждения, возможность досрочного освобождения от отбывания наказания с организацией помощи освобожденному лицу и установлением за ним наблюдения и контроля6.

Однако в уголовно-исполнительном законодательстве подобных элементов прогрессивной системы отбывания наказания не предусмотрено. Кроме того, в России нормативно не урегулирован контроль за освобожденными лицами и соответственно отсутствует заключительный этап прогрессивной системы отбывания наказаний. Как отмечает В.Е. Южанин, все элементы прогрессивной системы должны

быть взаимосвязаны, следовать друг за другом, образуя своеобразную цепочку; прежде чем осужденный будет досрочно освобожден, то есть готов к последнему звену цепочки, он должен пройти все ее предыдущие звенья7.

Таким образом, осуществление за освобожденными лицами наблюдения и контроля после их освобождения является неотъемлемым элементом прогрессивной системы. Подобный подход к реализации прогрессивной системы предусмотрен в различных зарубежных странах, где службы пробации осуществляют контроль за лицами, досрочно освобожденными или освобожденными по отбытии срока наказания.

Однако установление уголовно-правовых и иных запретов и фактическое осуществление контроля за поведением лиц, освобожденных из мест лишения свободы, должно сопровождаться внесением многочисленных изменений в уголовное, уголовно-исполнительное и иное законодательство. Кроме того, требуется более четко определить правоограничения, налагаемые на лиц, освобожденных от отбывания лишения свободы, и полномочия соответствующих субъектов, осуществляющих контроль за ними. Для решения этих задач в Государственной Думе РФ был разработан проект федерального закона о социальной адаптации и реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, устанавливающий основные направления и формы оказания им социальной помо-щи8. Однако этот законопроект так и не был принят.

Как полагает В.И. Селиверстов, указанный законопроект должен приниматься наряду с подготовленным проектом закона об администра-тивном контроле за поведением лиц, отбывших уголовное наказание. По его мнению, в законопроекте необходимо отразить вопросы установления и осуществления контроля за лицами, совершившими тяжкие и особо тяжкие преступления и негативно характеризуемыми во время отбывания наказания, за лицами, совершившими преступления, вызвавшими большой общественный резонанс, независимо от их поведения во время отбывания наказания (например, похищение детей, сексуальные домогательства, терроризм), а также осужденными к пожизненному лишению свободы в случае их условно-досрочного освобождения9. Однако недавно принятый Федеральный закон «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» не учел эту рекомендацию.

Возобновление административного надзо-

ра в том виде, в каком он существовал ранее, вряд ли возможно, но и оставлять без внимания лиц, отбывших наказание, недопустимо. Полагаем, что необходимо было объединить два указанных законопроекта в один, где все основные проблемные вопросы нашли бы свое разрешение.

Нет сомнений в том, что федеральный закон, регламентирующий контроль за поведением и оказание социальной помощи лицам, освобожденным из мест лишения свободы, очень нужен, на что неоднократно обращалось внимание в юридической литературе10. Кроме того, должны быть приведены в соответствие с ним положения многочисленных законодательных и подзаконных актов, принимаемых в отношении лиц, освобожденных от отбывния наказания. Такой закон необходим и для того, чтобы, с одной стороны, не оставлять без внимания те стороны общественной жизни, участие в которыхдолжно быть ограничено для лиц, освобожденных из мест лишения свободы, а с другой - не налагать на них излишних правоог-раничений.

Анализ законодательства показывает, что в содержание специального статуса освобожденных могут включаться и иные элементы, в частности законные интересы, значимость которых в механизме юридического гарантирования специального статуса освобожденных существенно возрастает. Однако законодатель не указывает законные интересы даже в качестве элемента правового статуса освобожденных (ст. 179 УИК РФ), что обусловливает необходимость внесения соответствующих изменений в указанную норму.

Данный закон должен установить основы контроля за поведением и оказания помощи лицам, освобожденным из мест лишения свободы, четко определить права и обязанности субъектов контроля, области правоотношений, в которых возможно наложение соответствующих обязанностей на лиц, освобожденных из мест лишения свободы (трудоустройство и т. д.), основные права и законные интересы таких лиц (в том числе право на обращение в суд или другие органы, чтобы требовать исполнения конкретных обязанностей соответствующие ми органами контроля).

Появление этого закона способствовало бы и четкому закреплению взаимоотношений соответствующих государственных органов и лиц, освобожденных от наказания, и безоговорочному отнесению их к уголовноисполнительным правоотношениям. В ре-

Уголовно-исполнительное право

Уголовно-исполнительное право

зультате закон должен стать связующим зве- Таким образом, очевидно, что контроль за

ном между УИК РФ и иными нормативно- лицами, освобожденными из исправительных

правовыми актами в области контроля за учреждений, как институт уголовно-исполни-

лицами, освобожденными из исправительных тельного права имеет серьезный потенциал для

учреждений. дальнейшего развития.

1 См.: Совет Федерации предлагает создать службуреабилитации осужденных// РИА Новости. 2010. 3 февр.

2 Цит. по: Куликов В. Статья без заключения // Рос. газ. 2009. 5 мая.

3 См., напр.: Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы приказ Минюста России от 11 октября 2010 г № 258.

4 См., напр.: Евтушенко И.И. Условно-досрочное освобождение в аспекте ресоциализации осужденных: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2003. С. 3, 9.

5 См., напр.: Кашуба Ю.А., Скиба А.П. Институт условно-досрочного освобождения: новый взгляд // Человек: преступление и наказание: науч журн. / Академия ФСИН России. 2011. № 1. С. 14-17.

6 См.: ЮжанинВ.Е. О российской^прогрессивной системе» исполнениянаказания в виде лишения свободы // Современное уголовно-исполнительное законодательства проблемы теории и практики: материалы Междунар. науч-практ. конф. Рязань, 2007. С. 31-36.

7 См.: Там же. С. 35.

8 Подобный законопроектбыл разработан еще в 1990-1991 гг, но по объективным причинам тоже не был принят. См. подробнее: Алферов Ю.А., ПетковВ.П., Соловьев В.П. Социальная адаптация освобожденныхиз мест лишения свободы учеб. пособие. Домодедово, 1992. С. 9.

9 См.: Селиверстов В.И. Противодействиепреступности уголовно-исполнительные аспекты // Противодействие преступности: уголовно-правовые, криминологические и уголовно-исполнительные аспекты: материалы III Рос. конгрессауголовногоправа (Москва, 29-30 мая 2008 г.). М., 2008. С. 493-494.

10 См.: Гришко А.Я. До- и постпенитенциарный контроль по законодательствуРоссии и других государств - участниковСНГ// Уголовно-исполнительноеправо: науч журн. / Академия ФСИН России. 2007. № 2. С. 6-14; СеливерстовВ.И. Указ; соч С. 493-494; ПотаповА.М. О пробелах законодательства регулирующего права, законные интересы и обязанности лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы // Уголовноисполнительный процесс: проблемы теории и практики: материалы Междунар. науч-практ. конф. Рязань, 2007. С. 116 и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.