Научная статья на тему 'Ресоциализация лиц, отбывших наказание, в системе предупреждения рецидивной преступности'

Ресоциализация лиц, отбывших наказание, в системе предупреждения рецидивной преступности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
352
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СЛУЖБА ПРОБАЦИИ / СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / PROBATION SERVICE / SOCIAL REHABILITATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рахмаев Эдуард Саидович

статья посвящена вопросам оказания помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, а также созданию и организации деятельности новой правоохранительной службы службы пробации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REINTEGRATION OF EX-PRISONERS INTO THE COMMUNITY IN ORDER TO PREVENT REPEATED CRIMES

the article deals with post-sentencing dispositions of prisoners, creation and organization of a new law-enforcement service in Russia Probation Service

Текст научной работы на тему «Ресоциализация лиц, отбывших наказание, в системе предупреждения рецидивной преступности»

УДК 343.85 ББК 67.409.18

Р27 E.S. RAHMAEV

REINTEGRATION OF EX-PRISONERS INTO THE COMMUNITY IN ORDER TO PREVENT REPEATED CRIMES

Annotation: the article deals with post-sentencing dispositions of prisoners, creation and organization of a new law-enforcement service in Russia - Probation Service.

Key words: Probation Service, social rehabilitation.

ЭДУАРД САИДОВИЧ РАХМАЕВ, кандидат юридических наук, заместитель начальника научного центра (Академия ФСИН России).

E-mail: editor@academjust.ryazantelecom.ni

РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЦ, ОТБЫВШИХ НАКАЗАНИЕ, В СИСТЕМЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ РЕЦИДИВНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

Аннотация: статья посвящена вопросам оказания помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, а также созданию и организации деятельности новой правоохранительной службы - службы пробации. Ключевые слова: служба пробации, социальная реабилитация.

В настоящее время вопросы предупреждения рецидивной преступности не относятся к числу приоритетных в уголовной политике Российского государства. Первая и последняя целевая программа борьбы с рецидивной преступностью была подготовлена в конце 70-х годов прошлого столетия. Затем на долгие годы эта проблема ушла в тень. Однако нынешняя криминогенная ситуация в данной области требует скорейших и решительных мер по ее преодолению.

Рост уровня преступности оказывает негативное влияние на социально-экономическую и нравственно-духовную сферы общественной жизни. На этом фоне прогрессивное человечество стремится к обеспечению безопасности путем удержания преступности на социально терпимом уровне. Ориентиром современное общество избирает идеи гуманизма и справедливости, принципы толерантного отношения к человеку. Проявление нового современного подхода к вопросу предупреждения преступности есть признание возможности ресоциализации лиц, отбывших наказание, и разработка способов ее реального осуществления.

Ресоциализация лиц, отбывших наказание, стала неотъемлемой частью предупреждения рецидивной преступности. Ежегодно из исправительных учреждений освобождаютсядо 300 тыс. человек, многие из которых страдают социально значимыми заболеваниями, психическими расстройствами, являются инвалидами, утратили социально полезные связи. Освобождаясь из мест лишения свободы, бывшие осужденные возвращаются в общество, неся с собой приобретенный в заключении опыт. Далеко не всегда он положителен, поэтому государство заинтересовано в том, чтобы ранее судимое лицо как можно скорее стало вести социально приемлемый образ жизни и не совершало преступлений вновь.

Выходя на свободу, бывшие осужденные сталкиваются с множеством проблем, среди которых бытовые, жилищные, проблемы взаимоотношения с семьей и ближайшим социальным окружением и т. д. Одна из первоочередных - проблема трудоустройства Работодатели не желают принимать на работу лиц с криминальным прошлым. Отсутствие отлаженной системы профессиональной подготовки и пе-

реподготовки бывших осужденных и, как следствие, утрата навыков за время отбывания наказания в местах лишения свободы не позволяют им конкурировать с законопослушными гражданами в вопросах трудоустройства

Таким образом, большинство осужденных после освобождения возвращаются в неблагоприятные условия, что чрезвычайно повышает риск рецидива. Согласно статистике совершение повторных преступлений приходится на первый год после освобождения.

В настоящее время в России идет процесс изменения уголовно-судебной политики, организации исполнения наказаний. Вместе с тем важной проблемой является отсутствие системы социальной реабилитации лиц, совершивших преступления, правового регулирования механизма оказания осужденным социальной помощи. Принятые на государственномуровне меры социальной поддержки и помощи лицам, совершившим преступления, не соответствуют остроте и масштабности их проблем, возникающих в постпенитенциарный период.

В своем выступлении на заседании Президиума Государственногосовета «О состоянии уголовно-исполнительной системы Российской Федерации», состоявшемся 11 февраля 2009 г. в Вологде, Президент Российской Федерации Д.А. Медведев обратил серьезное внимание на необходимость разработки специальных мер социальной реабилитации для лиц, которые отбыли наказание.

В целом следует признать, что наиболее эффективно вопросы социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, решаются в тех регионах, где налажено взаимодействие с местными органами власти. Для решения проблем социальной реабилитации указанных лиц в ряде субъектов Федерации прини -маются специальные нормативно-правовые акты или целевые концепции (Башкортостан, Татарстан , Краснодарский и Красноярский края, Архангельская, Липецкая, Тверская области и др.). Как показывает практика, уровень рецидивной преступности в этих регионах в два-три раза ниже среднероссийских показателей.

Указанные факторы обусловливают необходимость создания общегосударственнойсисте-мы социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, их адаптации к условиям жизни в постпенитенциарный период.

Такая система должна быть эффективной, включать в себя комплексный подход и согласованные совместные действия органов госу-

дарственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и общественных объединений, меры ресоциализирующего воздействия должны осуществляться поэтапно компетентными специалистами:

- на первом этапе правом применения мер обладает судья, который, руководствуясь законом, обязан четко и ясно представлять ресоциализирующий потенциал приговора (допенитенци-арная ресоциализация). Это объясняется тем, что в ходе работы с конкретным обвиняемым по профилактике рецидивной преступности представляется необходимым на стадии судебного разбирательства тщательно исследовать первый из обозначенных этапов. Причем для соблюдения объективности это исследование должно проводиться лицами, независимыми от органов, осуществляющих расследование уголовных дел и поддерживающих обвинения в суде. Подробная информация об особенностях личности обвиняемого позволила бы с большой степенью вероятности предсказать, пригоден ли тот к дальнейшей ресоциализации или нет, и с учетом этого избрать для него не только адекватное наказание, но и конкретное исправительное учреждение, где это наказание отбывалось бы, а также сделать прогнозы перспектив условно-досрочного освобождения либо последующей замены назначенного наказания более мягким;

- на втором этапе применение мер ресоциализации осуществляется сотрудниками исправительных учреждений с использованием современных методик психологического воздействия (пенитенциарная ресоциализация). Этап нахождения в местах лишения свободы, как показывают многочисленные исследования, оказывает наибольшее деформирующее воздействие на психику осужденных. Такие факторы, как замкнутая однополая среда, господствующая криминальная субкультура ограничение возможностей самореализации, применение режима, ведут к возникновению у заключенных тяжелых негативных психических состояний. Длительное давление этих факторов порождает враждебность к персоналу, к уголовно-исполнительной и правоохранительной системам и в конечном итоге может сформировать негативное отношение в целом к государственным институтам и общепризнанным социальным ценностям.

Минимизировать отрицательное влияние указанных негативных факторов на осужденных может такая мера, как раздельное содержание лиц, впервые осужденных к лишению свободы, и лиц, уже отбывавших ранее этот вид наказания. Кроме того, необходимо постоянно отслеживать процессы и тенденции, своевременно обнаруживать и пресекать противоправные замыслы, выявлять и разобщать отрицательно настроенные группировки в среде спецконтинген-та. Фактически это та работа, которую в настоящее время в той или иной мере выполняют оперативные части учреждений УИС;

- на третьем этапе ресоциализация проводится работниками специализированных государственных учреждений в виде оказания пост-пенитенциарной помощи и осуществления пост-пенитенциарного контроля (постпенитенциарная ресоциализация).

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N° 1662-р, планируется создание государственной службы пробации, отвечающей мировым стандартам.

По нашему мнению, основной функцией такой службы должно стать оказание помощи освободившимся осужденным в поиске работы, жилья, оформления необходимых документові В качестве отдельного направления деятельно-

сти службы пробации целесообразно закрепить квотирование рабочих мест для отбывших наказание, предоставление льгот работодателям, которые возьмут их на работу, медицинское сопровождение, в частности добровольное кодирование от алкогольной и наркотической зависимости и т. д.

Решение проблем ресоциализации невозможно без ее реального законодательного закрепления как одного из приоритетных направлений уголовной политики государства, что выражается в необходимости принятия правовых документов, которые на государственном уровне смогут регулировать процесс ресоциализации, определять его цели и задачи.

Только в случае принятия подобных законопроектов в Российской Федерации будут созданы условия для успешной адаптации в обществе лиц, освобожденных из мест лишения свободы.

Эффективность социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, в этом случае будет обеспечена проведением интенсивной работы по управлению процессом их социальной адаптации, контролем за поведением в быту, общественных местах, трудовом коллективе. Примерно в 60 % случаев будет наблюдаться успешная социальная реабилитация, то есть совпадение ожиданий-требований социальной среды и уровня притязания конкретного лица, а также наличие устойчивых положительных связей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.