Научная статья на тему 'О проблемах введения в Российской Федерации службы пробации'

О проблемах введения в Российской Федерации службы пробации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1770
281
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЦ ОСВОБОДИВШИХСЯ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ / СОЗДАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПРОБАЦИИ / ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ / INTERNATIONAL EXPERIENCE OF CONVICTS’ RESOCIALIZATION / SOCIAL ADAPTATION OF PEOPLE RELEASED FROM PRISON / CREATION OF THE FEDERAL PROBATION SERVICE / PENITENTIARY SYSTEM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хармаев Юрий Владимирович

Статья посвящена вопросам социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Рассматриваются проблемы становления в отечественном российском законодательстве специальной государственной службы пробации. Дается понятие, признаки и сравнительная характеристика данного подразделения со службами пробации в зарубежных странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON ISSUES OF IMPLEMENTATION RUSSIAN FEDERAL PROBATION SERVICE

The article deals with the social adaptation of people released from prison. The problem of formation special state probation service in the domestic legislation of the Russian Federation is contemplated. Concept features, and the comparative characteristic of the branch of the probation service in foreign countries are given.

Текст научной работы на тему «О проблемах введения в Российской Федерации службы пробации»

Melnikov Vladimir Mikhailovich, Candidate of Science in Psychology, Associate professor, Dean of the Law Faculty at Buryat State University, [email protected].

УДК 343.8

© Ю.В. Хармаев

О ПРОБЛЕМАХ ВВЕДЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СЛУЖБЫ ПРОБАЦИИ

Статья посвящена вопросам социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Рассматриваются проблемы становления в отечественном российском законодательстве специальной государственной службы пробации. Дается понятие, признаки и сравнительная характеристика данного подразделения со службами пробации в зарубежных странах.

Ключевые слова: социальная адаптация лиц освободившихся из мест лишения свободы, создание федеральной службы пробации, пенитенциарная система, зарубежный опыт ресоциализации осужденных.

Yu.V. Kharmaev

ON ISSUES OF IMPLEMENTATION RUSSIAN FEDERAL PROBATION SERVICE

The article deals with the social adaptation of people released from prison. The problem offormation special state probation service in the domestic legislation of the Russian Federation is contemplated. Concept features, and the comparative characteristic of the branch of the probation service in foreign countries are given.

Keywords: social adaptation ofpeople released from prison, creation of the federal probation service, penitentiary system, international experience of convicts’ resocialization.

В юридической и специальной литературе, в отечественном российском законодательстве и в обществе в целом активно в последнее время обсуждается вопрос о социальной адаптации лиц, освобождающихся из мест лишения свободы и оказания им необходимой помощи с целью ресоциализации последних [1]. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. предусматривает создание в РФ государственной службы пробации, обеспечивающей социально-психологическое сопровождение лиц, освободившихся из мест лишения свободы и оказание помощи в адаптации освобожденных к нормальным условиям общежития. Премьер-министр Российской Федерации Дмитрий Медведев поручил Министерству юстиции России вместе с другими ведомствами в течение 2013 года разработать законопроект, предполагающий создание в России системы пробации [2]. Пробация (от лат. ргоЬайо - испытание) - в уголовном праве США, Англии и ряда других стран вид условного осуждения, при котором осужденный помещается на время испытательного срока, установленного судом, под надзор специальных органов; возможен и ряд дополнительных ограничений.

По мнению многих авторов, в том числе и М.Ф. Мусаэлян [3], под пробацией понимается вид условного осуждения, при котором человек на время испытательного срока оказывается под надзором специальных органов и на него могут

накладываться определенные ограничения, в том числе в части посещения определенных мест или общения с отдельными лицами. Примерно такое же определение дается и в ст. 7-1 Уголовного кодекса Казахстана: «пробация в уголовно-исполнительной системе - комплекс мер социально-правового характера, вырабатываемых и реализуемых службой пробации уголовно-исполнительной инспекции индивидуально в отношении каждого условно осужденного в период испытательного срока и нахождения под пробационным контролем для дальнейшей коррекции их поведения с целью предупреждения совершения ими новых преступлений» [4]. Соглашаясь в целом с данными определениями, все же хотелось бы уточнить, что пробация как процесс, по-нашему мнению, должна применяться уполномоченными органами как в отношении условно осужденных, так и в отношении лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Для подтверждения данной гипотезы хотелось бы определиться с основными задачами и целями, а также необходимостью появления новой структуры, так называемой федеральной службы пробации. На наш взгляд, в настоящее время соответствующие государственные органы не осуществляют должного контроля и надзора за поведением лиц, условно осужденных, освобожденных условно-досрочно от отбывания наказания, и по отбытии срока наказания отсутствуют эффективные механизмы оказания социальной помощи лицам, освобожденным из мест лише-

ния свободы. Стоит отметить, что меры, принимаемые по социальной адаптации осужденных еще в советский период, по мнению многих специалистов, были гораздо эффективнее, чем это делается на сегодняшний день. Недостатки деятельности государственных и иных органов по реабилитации, ресоциализации, социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, отсутствие системной профилактической работы с последними нередко приводят к негативным последствиям в обществе, в частности к социально-психологической деградации личности, распространению криминальной (тюремной) субкультуры и росту рецидивной преступности.

Следует согласиться с точкой зрения М.Ф. Мусаэлян, что процесс приобщения лиц, освобожденных из мест лишения свободы, к социальной среде должен носить не только добровольный, но и принудительный характер (контроль, надзор и т.п.) [5]. Социальная адаптация осужденных должна иметь профилактический, реабилитационный и восстановительный характер и быть направлена на их социальноэкономическое, культурно-нравственное, психологическое и правовое благополучие. Основной целью, как нам представляется, должно быть содействие социальной адаптации лиц, отбывших наказание, связанное или нет с изоляцией от общества (помощь в восстановлении социально полезных связей, социально-бытовом, трудовом обустройстве, оказание психологической поддержки и т.п.), и предупреждение совершения ими новых преступлений. Такой подход в целом снижает уровень преступности в обществе, предупреждает криминализацию личности, уменьшает нагрузку на пенитенциарную систему и способствует достижению целей наказания. Вышеперечисленные функции корре-лируются с теми, которые определены в Рекомендациях СМ^ес (2010)1 Комитета министров государствам - членам о Правилах Совета Европы о пробации [6, с. 649]. Пробация - использование в обществе наказаний и мер, предусмотренных законом и назначенных правонарушителю. Она предполагает широкий круг видов деятельности и мер воспитательного воздействия, включая надзор, руководство и оказание помощи, которые направлены на вовлечение осужденного в общественную жизнь, а также на обеспечение безопасности общества. А служба пробации, по мнению авторов, это любое ведомство, созданное в соответствии с законом для выполнения вышеуказанных задач и функций. Деятельность службы пробации должна выпол-

нять следующие функции: предоставление информации и консультаций суду и иным органам, принимающим решение, для оказания им помощи в вынесении обоснованного и справедливого приговора; оказание помощи и поддержки заключенным для подготовки их к освобождению и последующему постпенитенциарному контролю; мониторинг и оказание помощи лицам, подлежащим досрочному освобождению; проведение мероприятий восстановительного правосудия: оказание помощи жертвам преступлений. Исходя из вышесказанного и с учетом международного опыта [7], основными направлениями деятельности службы пробации в России могут быть организация работы с правонарушителями на стадиях до вынесения приговора, после вынесения приговора к наказанию, не связанному с изоляцией от общества, исполнение наказаний, не связанных с изоляцией от общества, осуществление контроля и надзора за поведением условно осужденных, освобожденных условнодосрочно от отбывания наказания и по отбытии срока наказания и оказание помощи в ресоциализации и социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы.

Учитывая специфику уголовных наказаний, степень тяжести совершенных преступлений, а также личность правонарушителя, существует ряд специальных субъектов и органов, осуществляющих контроль за лицами, освобожденными от наказания. Как отмечают специалисты в области российского уголовно-исполнительного права [8, с. 483-497] такие субъекты делятся сегодня условно на пять групп. К основному центральному звену в данной системе субъектов относится уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осужденных. Данные подразделения в соответствии с ч. 6 ст. 73 Уголовного кодекса РФ и ст. 108 Уголовноисполнительного кодекса РФ несут основную нагрузку по контролю и учету за поведением условно осужденных, условно-досрочно освобожденных, а также лицами осужденными к наказаниям, не связанными с изоляцией от общества. Контроль за поведением условно осужденных военнослужащих и военнослужащих условно-досрочно освобожденных осуществляется командованием воинских частей и учреждений [9]. В соответствии с п. 26 ст. 12 Федерального закона РФ «О полиции» (в ред. от 07.02.2011 г.) на полицию возлагается обязанность осуществлять контроль (надзор) за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом в соответствии с федеральным законом запретов ограничений;

участвовать в осуществлении контроля за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или наказание в виде лишения свободы условно. Согласно ч. 1 и 2 ст. 4 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ определен перечень органов и учреждений, которые обязаны проводить профилактическую работу в отношении несовершеннолетних с девиантным поведением, определенную законодательством [10]. Наконец, контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания может осуществляться и со стороны некоммерческих организаций, общественных и религиозных объединений, трудовых или иных коллективов, учреждений, организаций, отдельных граждан по месту жительства, работы, учебы (общественный контроль) в соответствии с действующим законодательством [11].

Служба пробации должна активно взаимодействовать с вышеперечисленными органами и учреждениями, а также с семьями осужденных с целью их привлечения к процессу эффективного исправления, реабилитации и социальной адаптации осужденных (особенно несовершеннолетних). Вновь создаваемое подразделение, на наш взгляд, может являться основным связующим звеном в данном направлении, в достижении целей социальной адаптации вышеуказанных

Литература и примечания

1. Баранов Ю.В. Стадии ресоциализации осужденных в свете новых социолого-антропологических воззрений и социальной философии. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2006. - 275 с.; Радочина Т.Н. Проблемы ресоциализации осужденных женщин, отбывающих наказание в виде лишения свободы (пенитенциарный аспект): монография. - Рязань: Академия ФСИН России, 2010 -112 с.; Рахмаев Э.С., Данилов Д.Д., Данилова И.Ю. Нормативное регулирование взаимодействия исправительных учреждений с региональными органами власти, органами местного самоуправления и общественными формированиями по вопросам социальной адаптации освобождающихся из мест лишения свободы: монография. - Рязань: Академия ФСИН России, 2009. -106 с.

2. РИА Новости http://ria.ru/state/20121017/ 903323504. И1т1# 1х77215ааеа42

3. иКЬ: http://www.jurist1ib.ru/.

4. иКЬ: http://adi1et.zan.kz/rus/docs/T1200000556.

5. иКЬ: http://www.jurist1ib.ru/.

6. Уголовно-исполнительное право России. Общая и Особенная части: учебник для бакалавров / под ред. В.Е. Эминова, В.Н. Орлова. - М.: Юрайт, 2012. - 715 с.

7. Служба пробации является важнейшим институтом сферы уголовного правосудия и профилактики правонарушений в США, Канаде, Франции, Англии, Дании, Германии, Польше, Эстонии, Латвии и т.д. Примеч. авт.

8. Уголовно-исполнительное право России. Общая и Особенная части: учебник для бакалавров / под ред. В.Е. Эминова, В.Н. Орлова. - М.: Юрайт, 2012. - 715 с.

9. О правилах отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими: Приказ Минобороны РФ от 29.07.1997 № 302 (ред. От 04.09.2006) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 1998. - №1. - изм. и доп.

10. В этот перечень субъектов входят: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы управления социальной защитой населения; органы управления образованием; органы опеки и попечительства; органы по делам молодежи; органы управления здравоохранением; органы службы занятости; подразделения по делам несовершеннолетних ОВД. Примеч. авт.

11. О некоммерческих организациях: ФЗ от 12.01.1996 №7

- ФЗ, ред. от 29.12.2010 (принят ГД ФС РФ 08.12.1995, с изм. и доп.вступившими в силу с 01.01.2011) // СЗ РФ.

- 1996. - №3. - Ст. 145 (с изм. и доп.).

12. ТЖЬ: http://porta1-nko.ru/dia1og/news/_news/?id=2397.

лиц. В ряде регионов (Башкортостан, Кировская область) приняты законы «О социальной адаптации бывших заключенных» [12] и созданы реабилитационные центры. Этот положительный опыт должен территориально расширяться и развиваться. Исходя из вышеизложенного, представляется, что необходимо принятие и на федеральном уровне законодательных актов, направленных на регламентацию проблемы социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы.

Хармаев Юрий Владимирович, заведующий кафедрой уголовного процесса и криминалиситики ЮФ Бурятского государственного университета, к.ю.н., доцент, Заслуженный юрист РБ, тел. (3012) 297160, e-mail:[email protected].

Kharmaev Yuri Vladimirovich, Head of Criminal Procedure Chair at Law Faculty of Buryat State University, Candidate of Legal Science, Associate professor, honored lawyer of the Republic of Buryatia . Tel: 7(3012) 297160, e-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.