Научная статья на тему 'Институт пробации в России'

Институт пробации в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3903
399
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / СORRECTIONAL INSTITUTIONS / ПРОБАЦИЯ / ПОСТПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ КОНТРОЛЬ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / УСЛОВНО-ДОСРОЧНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ / PROBATION / POST-PENITENTIARY CONTROL / RESOCIALISATION / AHEAD OF TIME CONDITIONAL DISCHARGE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зимин С.П.

Статья посвящена проблемам организации контроля за лицами, освободившимися из исправительных учреждений, и оказание им помощи в социальной адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Probation Institution in Russia

The author deals with the problems of taking under control the persons after a release from custody and rendering them help in social adaptation.

Текст научной работы на тему «Институт пробации в России»

Противодействие преступности: вопросы теории и практики

УДК 343.281 ИНСТИТУТ ПРОБАЦИИ В РОССИИ

Probation Institution in Russia

С. П. Зимин - оперуполномоченный управления уголовного розыска УМВД России по Омской области

S. P. Zimin - Authorized Operative of the Criminal Department Administration of the RF Interior Ministry in the Omsk Region

Аннотация. Статья посвящена проблемам организации контроля за лицами, освободившимися из исправительных учреждений, и оказание им помощи в социальной адаптации.

The author deals with the problems of taking under control the persons after a release from custody and rendering them help in social adaptation.

Ключевые слова: исправительные учреждения, пробация, постпенитенциарный контроль, ресоциализация, условно-досрочное освобождение.

Сorrectional institutions, probation, post-penitentiary control, resocialisation, ahead of time conditional discharge.

В условиях реформирования уголовноисполнительной системы Российской Федерации (далее - УИС) особое внимание уделяется развитию учреждений, исполняющих уголовные наказания без изоляции от общества. Депе-нелизация уголовных наказаний является одним из направлений уголовной политики государства по разрешению проблемы по ограничению применения лишения свободы в практике борьбы с преступностью1.

В настоящее время в научной литературе при обсуждении проблем применения наказаний, альтернативных лишению свободы, достаточно часто обсуждается необходимость создания в России службы пробации.

О необходимости создания службы пробации говорится в Концепции развития уголовноисполнительной системы Российской Федерации до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р (далее - Концепция). Как отмечается в Концепции, государство нацелено на преобразование УИС в современную, соответствующую требованиям международных стандартов службу социальной реабилитации для

обеспечения мер по положительной социальной ориентации осужденных, их постпенитенциарной адаптации и предотвращения рецидива преступлений.

Институт пробации активно используется в большинстве зарубежных стран. Пробация (от лат. рrobatio - испытание) - юридический термин, который используется в международной практике для определения названия и деятельности службы, которая исторически создавалась для организации работы с лицами, осужденными к наказаниям без изоляции их от общества или освобожденными из-под заключения1 2.

В большинстве стран такие службы уже созданы. Как правило, это государственное внеполицейское, внепенитенциарное, а часто гражданское ведомство, основными направлениями деятельности которого являются развитие и организация политики исполняемых в обществе уголовных наказаний и оказание помощи лицам после освобождения из мест лишения свободы. Так, например, в Англии институт пробации (условная отсрочка исполнения наказания с помещением на это время преступника под индивидуальный надзор с обеспечением над ним руководства или

1 См., напр.: Рос. газ. 2009. 2 сент. ; Рос. газ. 2009. 11 сент.

2 См.: Совершенствование законодательства, практики назначения и исполнения наказаний, мер постпенитенциарного воздействия. Рязань : Академия ФСИН России, 2009. С. 58-59.

119

Вестник Омской юридической академии. 2012. № 2 (19)

проведения исправительного курса) существует на протяжении многих десятилетий. Этот институт появился в Англии в 1887 г. в связи с принятием Закона «Об испытании впервые осужденных». В 1907 г. с принятием Закона «Об испытании преступников» этот институт окончательно сформировался в английском уголовном праве. В настоящее время нормы о пробации консолидированы в законах 1948 г. и 1967 г. об уголовной юстиции. Помимо этого, в 1965 г. были изданы и Правила о пробации3.

В Финляндии в 1975 г. была основана Ассоциация по делам испытания и последующего ухода для помощи в решении социальных проблем условно освобожденных и освобожденных заключенных. Деятельность и финансы этой организации находятся под контролем и руководством министерства юстиции. Цель ее деятельности состоит в разносторонней помощи (психологическая поддержка, юридические консультации, решение проблем с жильем, трудоустройство) лицам, освобожденным или условно освобожденным. Руководство Ассоциации работает в тесном контакте с администрацией и социальными работниками тюрем с целью изменения условий отбывания наказания для скорейшей реадаптации желающих исправиться4.

Исходя из зарубежного опыта, институт пробации - это условное неисполнение назначенного наказания либо условное неназначение наказания с помещением осужденного на определенный срок под индивидуальный надзор специального должностного лица (агента, помощника, уполномоченного по пробации). Пробация предполагает соблюдение следующих условий: несовершение новых преступлений и выполнение установленных приговором суда специальных обязанностей; прохождение курса соответствующего лечения; продолжение профессионального обучения; выполнение запрета суда на посещение определенных мест (увеселительных заведений, казино и других), а также на общение с потерпевшими, приобретение и владение огнестрельным и (или) другим оружием; возмещение причиненного ущерба; сообщение суду о любом изменении места жительства и работы; явка в суд по вызову агента по пробации и т. д.

В случае соблюдения этих условий правовыми последствиями пробации являются полное освобождение от какого бы то ни было наказания за совершенное преступление и отсутствие судимости как определенных правоограничений, являющихся следствием осуждения за преступление5.

Зарубежные службы пробации, как правило, выполняют следующие функции: оказание помощи лицам, освобожденным из мест лишения свободы; разработка и осуществление программ коррекции социального поведения поднадзорных лиц; контроль за поведением лиц, условно осужденных или условно-досрочно освобожденных от наказания, оказание им необходимой помощи.

Тема возможного заимствования в России зарубежного опыта постпенитенциарной адаптации осужденных затрагивалась и раньше, и именно эти процессы актуализировали создание службы пробации и сделали очевидной неизбежность и неотлагательность этой задачи. Не создав институционные формы работы с правонарушителями, правоохранительные органы всегда будут заниматься профанацией в профилактической деятельности.

Есть целый ряд оснований для того, чтобы оптимистически смотреть на перспективы развития службы пробации в России. К такому убеждению приводят, прежде всего, прогнозы позитивных преобразований уголовно-исполнительной системы страны, особые надежды на которые внушает принятая Концепция.

В специальной литературе обсуждается вопрос о создании Федеральной службы пробации, подведомственной Министерству юстиции РФ, со следующими основными функциями.

1. Социально-реабилитационная и контролирующая деятельность в отношении условно осужденных, условно-досрочно освобожденных, осужденных беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, которым судом отсрочено отбывание наказания.

2. Независимый от следственных органов доклад суду о социальной опасности гражданина в процессе судебного следствия. Данная функция может быть использована при решении вопроса

3 См.: Гуценко К. Ф. Уголовный процесс основных капиталистических государств. М., 1969. Вып. 1. С. 135.

4 См.: БагрееваЕ. Г. Субкультура осужденных и их ресоциализация : монография. М., 2001. С. 100.

5 См., напр.: Курс уголовного права. Общая часть / под ред. Н. Ф. Кузнецовой, И. М. Тяжковой. М., 2002. Т. 2 : Учение о наказании. С. 412 ; Правовые системы стран мира : энцикл. справочник. 3-е изд., перераб. и доп. / отв. ред. А. Я. Сухарев. М., 2003. С. 417.

120

Противодействие преступности: вопросы теории и практики

об избрании меры пресечения, вида наказания, а также при рассмотрении заявлений осужденных об условно-досрочном освобождении.

3. Организация процедур примирения сторон и восстановления социальной справедливости, то есть на определенной стадии уголовного процесса дело направляется медиатору, на которого возложена обязанность достичь соглашения между потерпевшим и преступником, от которого зависит либо снятие обвинения, либо соглашение повлияет на вид и размер наказания.

4. Организация разработки программ коррекции социального поведения правонарушителей.

5. Оказание лицам, освобожденным из исправительных учреждений, постпенитенциарной помощи6.

Создание службы пробации позволит снизить нагрузку на уголовно-исполнительные инспекции и повысить эффективность применения иных мер уголовно-правового характера.

Следующим направлением по ресоциализации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, является принятие федерального закона о социальной адаптации осужденных. В отличие от России, где законопроект находится в Государственной Думе с 1995 г., на Украине принят Закон «О социальной адаптации лиц, которые отбывали наказание в виде ограничения свободы или лишения свободы на определенный срок» в 2003 г. В данном законе в первую оче-

редь определены министерства, осуществляющие его исполнение: внутренних дел; по делам детей, молодежи и спорта; труда и социальной политики. В компетенцию указанных органов входят вопросы социального патронажа освобожденных, деятельности специальных реабилитационных заведений для не имеющих социально полезных связей на свободе, осуществления временного контроля за поведением освобожденных, профилактики совершения ими противоправных деяний7.

Для реализации принятой Концепции, прежде всего, необходимо переработать законопроект о социальной адаптации осужденных, принять его и, возможно, именно в этом законе определить задачи и функции службы пробации. Кроме этого, целесообразно рассмотреть вопрос об установлении постпенитенциарного контроля за лицами, освобожденными из исправительных учреждений, и определения их правового статуса в период социальной адаптации.

Нацеленность на создание цивилизованного института пробации, развитие у осужденных социально полезных связей, профессиональных и трудовых навыков, реализация программ социальной реабилитации в совокупности с изменением общественного правосознания позволяют надеяться, что обсуждаемая в статье проблема получит в перспективе адекватное в интересах российского общества решение.

6 См., напр.: Совершенствование законодательства... С. 63-64 ; Ведомости уголовно-исполнит. системы. 2009. № 10. С. 3-17.

7 См.: Калашник Н. Г., Янчук О. Б. Ресоциализация осужденных несовершеннолетних, отбывающих наказание в местах лишения свободы на Украине // Вестник Вологодского ин-та права и экономики ФСИН России. 2010. № 1. С. 56.

121

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.