КОНТРОЛЬ ЗА КАЧЕСТВОМ АЛКОГОЛЯ, ЗАСЛОН ДЛЯ «ПАЛЕНОЙ» ВОДКИ
Е.Г. РЫБАЛОВ,
и.о. руководителя Департамента потребительского рынка
и услуг г. Москвы
В августе т.г. в Информационном центре Правительства Москвы прошла пресс-конференция и.о. руководителя Департамента потребительского рынка и услуг г. Москвы Рыбалова Ефима Григорьевича, которая была посвящена мерам по реализации государственной политики в области контроля качества и оборота алкогольной продукции. В конференции также приняли участие: Слепак В.А. - заместитель руководителя Департамента потребительского рынка и услуг, Абрамова Е.В. - начальник нормативно-правового Управления Департамента, Ефимов В.И. - начальник ОРЧ-2 УБЭП ГУВД, Глиненко В.М. - заместитель главного санитарного врача ЦГСЭН, Анд-реенков В.Н. - председатель Комитета лицензирования, Никитин В.В. - руководитель Мосгос-торгинспекции, Павлов И.Р. - заместитель председателя Комитета лицензирования, Рудь Е.В. -начальник организационно-распорядительного Управления Департамента, Сучкова В.И. - начальник Управления по государственному регулированию производства и оборота алкогольной продукции Департамента, Скопинов В. Г. - заместитель начальника Управления развития легкой и пищевой промышленности Департамента, Кош-ман М.Я. - начальник Управления организации контроля качества алкогольной продукции Департамента, Слудняков C.B. - генеральный директор ГУП г. Москвы «Московское качество».
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2001 № 186-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» на территории г. Москвы создана эффективная система контроля за качеством и оборотом алкогольной продукции. Что она включает?
Проверке качества подлежит поступившая на акцизные склады алкогольная продукция с со-
держанием этилового спирта более 9% объема готовой продукции, произведенная на территории Российской Федерации и предназначенная для розничной продажи в Москве. Маркировка алкогольной продукции региональными специальными марками может осуществляться только после проверки ее качества. Координация работы по контролю качества алкогольной продукции возложена на Департамент потребительского рынка и услуг г. Москвы, а техническое сопровождение системы (отбор проб алкогольной продукции, транспортировка образцов, хранение образцов-свидетелей) - на ГУП г. Москвы «Московское качество». Отобранные образцы проходят исследования в 10 аккредитованных лабораториях.
На партию алкогольной продукции, прошедшую контроль качества, Департамент потребительского рынка и услуг г. Москвы выдает разрешение на маркировку региональными специальными марками. В случае неудовлетворительных исследований, свидетельствующих о том, что алкогольная продукция не соответствует требованиям ГОСТов и может представлять опасность для здоровья потребителей, выписывается уведомление, запрещающее акцизному складу производить маркировку продукции.
На первоначальном этапе работы, до введения нового порядка контроля качества алкогольной продукции, уровень некачественной алкогольной продукции составлял более 40%. В настоящее время этот показатель не превышает 6%.
Также на Департамент потребительского рынка и услуг г. Москвы возложены функции по изготовлению и приобретению региональных специальных марок для маркировки алкогольной продукции. Ранее эту работу выполняло Управление МНС России по г. Москве. С июня 2003 г. начата работа по приему заявок от организаций
на изготовление Московской типографией ГОЗ-НАКа марок нового образца, имеющих более 20 степеней защиты. Образцы региональных специальных марок согласованы с Управлением МНС России по г. Москве. За изготовление марок организация, учредившая акцизный склад, перечисляет в бюджет Москвы денежные средства в размере 1 руб. 14 коп. за каждую марку.
В настоящее время приняты заявки на изготовление марок от 33 организаций, учредивших акцизные склады, в том числе от 9 производителей алкогольной продукции и 24 оптовых организаций. Общее количество заказанных марок на июль, август и сентябрь 2003 г. составляет более 21 млн шт. на сумму более 24 млн руб. До конца года планируется изготовление свыше 100 млн марок.
Срок действия региональных специальных марок старого образца будет определен распоряжением Правительства Москвы «О маркировке алкогольной продукции региональными специальными марками нового образца», проект которого в настоящее время находится на согласовании в заинтересованных ведомствах. В соответствии с данным документом с 01.10.2003 г. прекращается маркировка алкогольной продукции региональными специальными марками старого образца. Реализация остатков алкогольной продукции, промаркированной региональными специальными марками старого образца, разрешается до 01.01.2004 г. Выдача организациям марок по-прежнему осуществляется Управлением МНС России по г. Москве при условии поступления денежных средств, перечисленных в бюджет Москвы организацией, подавшей заявку на изготовление региональных специальных марок.
Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2002 № 723 «Об утверждении общих требований к порядку и условиям выдачи разрешений на учреждение акцизных складов и порядку выдачи региональных специальных марок», оптовые организации получают разрешения на учреждение акцизных складов в Управлении МНС России по г. Москве при наличии полного пакета документов, в том числе согласования на выдачу разрешения Департамента потребительского рынка и услуг г. Москвы.
На Департамент потребительского рынка и услуг г. Москвы возложена координация и взаимодействие с контролирующими и надзорными органами по вопросам выполнения действующих правил и требований, предъявляемых к предприятиям и организациям, реализующим алкогольную продукцию, осуществляется в соответствии с разработанными и утвержденными планами.
За первое полугодие 2003 г. контролирующими и надзорными органами Москвы проверено более 2 000 предприятий, в 853 из них выявлены штрафные санкции на сумму около 1,8 млн руб. Выявлено 378 преступлений, привлечен к административной ответственности 381 человек.
Пресечена деятельность 17 подпольных производств по изготовлению и розливу фальсифицированной алкогольной продукции и 1 типографии, где осуществлялось производство поддельных специальных марок. Всего изъято из незаконного оборота свыше 850 тыс. бутылок алкогольной продукции и более 200 л спирта на сумму 17,6 млн руб., более 8 тыс. шт. поддельных специальных марок на сумму около 160 тыс. руб.
На пресс-конференции представители средств массовой информации задали и.о. руководителя Департамента потребительского рынка и услуг г. Москвы Рыбалову Е.Г. немало острых и злободневных вопросов по рассматриваемой теме. Обстоятельные ответы были даны также и тем товарищам, которые прислали свои вопросы по сети Интернет.
РЫБАЛОВ Е.Г.: Тема, которая сегодня обсуждается, очень непростая. Только по Интернету к нам поступило 57 вопросов. Она, во-первых, связана со здоровьем людей и, во-вторых, это важный источник наполнения городского и федерального бюджета, средства от которых направляются на выполнение различных социальных и иных программ. В прошлом году объем продаж алкоголя в Москве составил 75,5 млрд руб. Это где-то 70% в общем обороте и где-то за 19% от объема продажи всех продовольственных товаров. В день в Москве продается 1 млн бутылок различного алкоголя, из них 60%, или 600 тыс. бутылок, производятся на предприятиях Москвы. Алкогольная продукция поступает из всех регионов Российской Федерации, может, кроме некоторых, и по импорту. Как показывает анализ, большое количество некачественной алкогольной продукции поступает из Краснодарского края, Осетии, Московской области, Ставропольского края, Санкт-Петербурга и других регионов. Немало выявляется подпольных производств. Вот с этим связаны особые меры, которые предприняты Правительством Москвы и российским правительством по контролю за качеством, производством и оборотом алкогольной продукции.
Московская система по контролю за качеством продукции была внедрена специальным постановлением Правительством Москвы в 1998 г. Как это происходит сейчас? Идет сплошная, без всяких исключений, проверка качества алкогольных напитков. Каждая партия алкоголя проверяется, отбираются пробы, и эти пробы направля-
ются на исследования в 10 аккредитованных лабораторий в Москве. Если продукция соответствует качеству, дается разрешение на наклейку, на использование специальных марок. В 1998 г. были акцизная и идентификационная марки. Сейчас это общая марка, которая объединяет обе функции. После этого продукция поступает в продажу. Есть и другая сторона дела. Специально в ГУВД Москвы создано специальное подразделение Москвы - ОРЧ-2, которое занимается проблемой контроля за производством, оборотом и качеством алкоголя. Есть и другие формы. Решением Правительства РФ сейчас непосредственно оптовой реализацией алкогольной продукции занимаются 150 акцизных складов. Было принято решение об отмене лицензий на различные виды деятельности, но лицензия на оптовую и розничную реализацию алкогольной продукции осталась.
Вот эта система, на наш взгляд, проявила себя, в значительной мере изменив ситуацию. Когда мы вводили новый этап системы, примерно 40% лабораторных исследований устанавливалась недоброкачественная продукция. Сейчас - меньше 10%. В ГУВД Москвы возбуждались уголовные дела, выявлялись подпольные цеха, привлекались к серьезной ответственности те, кто занимался этими делами. Все это вместе дало нам качество реализуемых алкогольных продуктов.
СЛЕПАК В.А.: За последние два года у нас несколько раз менялось законодательство в РФ, и Правительство Москвы вынуждено было создавать систему по контролю за оборотом и производством алкогольной продукции на территории субъекта Федерации - г. Москва. Вступление в действие Федерального закона № 186, который был принят 29.12.2001, отменило ранее действующую в Москве региональную систему идентификации качества алкогольной продукции, которая успешно действовала и позволила сократить количество фальсифицированной продукции с 60 до 7%. За период действия нашей региональной системы идентификации удалось не допустить на потребительский рынок Москвы свыше 90 млн бутылок, не соответствующих ГОСТам, и увеличить производство московских предприятий в 2,5 раза, а сумму акцизов, перечисленных в консолидированные бюджеты, в пять раз. Длительное время после принятия закона на территории РФ не действовало вообще никакого закона. Десять месяцев Правительство РФ не принимало соответствующее постановление. Пять раз мы, Ю.М. Лужков обращались к Президенту РФ, к председателю Правительства РФ о крайне неблагоприятной ситуации, которая сложилась на рынке Москвы.
Реализуя свое конституционное право, 09.07.2002 Правительство Москвы ввело постановление Правительства Москвы № 528, которое дало реальную картину. Первые же лабораторные исследования показали, что 54% не соответствовали категориям физической химии, органолептике и ГОСТу. Благодаря указанному постановлению нам удалось стабилизировать ситуацию на рынке и снизить показатель поступления некачественной продукции до 5%. Именно действия московского Правительства инициировали выход постановления РФ № 723 01.10.2002 «Об утверждении общих требований к порядку и условиям выдачи разрешений на учреждения акцизных складов и порядка выдачи специальных региональных марок». Данным постановлением функции, ранее выполняемые Министерством по налогам и сборам РФ, были делегированы субъектам Федерации. На основании этого документа 11 марта 2003 г. вышло наше постановление № 153 «О мерах по выполнению федеральных правовых нормативных актов в области государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции». Указанным постановлением на Департамент потребительского рынка и услуг Москвы возложены функции по организации системы контроля в сфере государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. В ведение Департамента были переданы вопросы выделения квот на закупку этилового спирта, лицензирования розничной торговли алкогольной продукции.
Хотелось бы отметить, что уже 07.07.2003 постановление Правительства РФ № 410 забрало эти функции у всех субъектов РФ и передало их Минсельхозу, что значительно усложнило работу. Не имея квот, невозможно сосчитать количество необходимых к выдаче предприятиям региональных марок и акцизов, которые получают за эту продукцию. Хотелось бы отметить, что Москва -единственный субъект РФ, который взял на себя полномочия по контролю за производством, заказом и выдачей специальных региональных марок, а также принявший решение о зачислении средств от их реализации в бюджет города. Эти мероприятия позволили снизить процент некачественного алкоголя до 6%.
Нами проведено два конкурса: по отбору организации - изготовителя региональных специальных марок (победила московская типография ГОЗНАКа), а также на техническое и информационное обеспечение системы контроля качества алкогольной продукции. Здесь победителем стал ГУП «Московское качество». На се-
годняшний день создано 150 складов, заключено 136 трехсторонних договоров: Департамент, ГУП «Московское качество и акцизные склады. Работа продолжается.
ЕФИМОВ В.И.: Наше подразделение было создано в 1998 г. по инициативе Правительства Москвы и ГУВД. 1 января этого года мы отпраздновали свое пятилетие. Проделана большая работа. Если сравнивать с 1998 г., можно сказать, что ситуация стабильная. Только в 1998 г. нами было выявлено 7 подпольных типографий по производству не только московских, но и федеральных марок. Они имели промышленный характер и высокую производительность. Сегодня москвичи защищены от очевидной отравы. Это главное достижение.
АНДРЕЕНКОВ В.Н.: Важнейшее значение в повышении эффективности имеет проведение обследования соискателя и лицензиата в соответствии с требованиями федерального законодательства и Правительства Москвы. В настоящее время выдано 14 649 лицензий по розничной продаже алкогольной продукции. С начала нынешнего года выдано 4 195 лицензий. За этот же период проведено 6 607 обследований объектов розничной продажи алкогольной продукции, в том числе 4 087 соискателей лицензий и 2 520 лицензиантов. До конца года обследованию еще подлежат около 3 ООО лицензиатов. В 1 693 случаях были выявлены нарушения лицензионных условий и требований - это около одной четвертой проверенных объектов. По выявленным нарушениям отказано в выдаче лицензии 23 соискателям, отозвали свои заявления 54 соискателя, приостановлено действие 38 лицензий, прекращено действие 28 лицензий. В остальных случаях установлены конкретные сроки устранения нарушений, объекты взяты на контроль. Выявлялись случаи осуществления деятельности без соответствующей лицензии.
На основании переданных материалов в первом полугодии 2003 г. органами налоговой полиции и ГУВД Москвы было возбуждено 340 уголовных дел. Важнейшей задачей является не допустить выдачи лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в учебных, культовых, лечебно-профилактических учреждениях, на рынках и в подземных пешеходных переходах. Особое внимание уделяется работе мелкорозничной сети в местах массового скопления граждан, ограничению по крепости реализуемой алкогольной продукции. К проведению обследования привлекаются представители префектур, административных округов, управ, правоохранительных органов и других контролирующих органов. Нала-
жено тесное взаимодействие с Департаментом потребительского рынка и услуг, проводятся совместные проверки, обмен информацией, в том числе по выявленным нарушениям.
В настоящее время полномочия по координации и контролю за деятельностью Комитета лицензирования г. Москвы возложены на Министра Правительства Москвы, Руководителя Департамента потребительского рынка и услуг Москвы В.И. Малышкова. В настоящее время со стороны Комитета лицензирования готовится предложение по структурной перестройке всей работы комитета.
ВОПРОС: Как известно, вместо ГОСТов вводится техническое регулирование. Это как-то отразится на московской системе качества? И второй вопрос - как московская система качества контактирует с региональными системами?
ОТВЕТ: Все решения, связанные с производством, будут исходить из безопасности самого товара. Это усложняет контроль за качеством товаров. Что касается вопроса, связанного с контролем в регионах РФ, то сегодня он практически такой же, как в Москве.
ВОПРОС: Можно ли назвать общую сумму, которая поступает в городской и федеральный бюджет от торговли алкоголем? Нет ли трений по этому вопросу с федеральным центром?
ОТВЕТ: Всего объем продаж в Москве составил 75,5 млн руб. Налоги - это по импорту, таможенная пошлина, акциз, налог на добавленную стоимость. Это где-то около 70% от стоимости самого алкоголя. Конечно, это значительное пополнение бюджета. Так что подпольная деятельность лишает этих поступлений.
ВОПРОС: По вашим оценкам, какова доля нелегального теневого оборота некачественного алкоголя?
ОТВЕТ: Очень существенный момент: алкоголь, находящийся в незаконном обороте, не всегда имеет низкое качество. И вопрос оценки доли оборота достаточно сложный. Методик не существует. Можно, зная количество проживающих в Москве, и долю среднего потребления алкоголя, посчитать, сколько алкоголя прошло официально, и узнать, сколько нелегального. При такой оценке у нас получается где-то процентов 10. Хотя мы слышали разные цифры. Честно говоря, я скептически отношусь к оценкам «каждая вторая бутылка». Данные, которые нам представили: только за 7 месяцев этого года выявлено 23 подпольных цеха. Можете себе представить, какой размах это получило. Этим занимаются. Очень серьезно решены вопросы пресечения подобной деятельности за рубежом. Предприятия, на которых ус-
танавливаюлг этот факт, перестают существовать. Это относится и к тем предприятиям, которые реализуют подпольный алкоголь. Я думаю, мы к этому тоже првдем. Цеха, которые мы выявляем, уже не те, которые мы выявляли пять лет назад. Под этим понимается надомное производство, квартирные или гаражные цеха, объемы производства которых крайне низки, и клиентура строго постоянная, это категория публики, которая знает, что их, по существу, обманывают, и они готовы травиться.
ГЛИНЕНКО В.М.: С января по июль по Москве 263 смертельных случая отравления алкоголем. Это на 7 случаев больше, чем в аналогичный период прошлого года. По России за полгода уже 22 тыс. таких случаев. Кроме того, есть алкогольные психозы, болезни печени. Если все это взять в сумме, то за полгода эта цифра будет 986, немножко больше, чем в прошлом году.
ВОПРОС: Насколько я понял, иностранный алкоголь минует акцизные склады. Как эта проблема решается?
СЛЕПАК В.А.: У нас на сегодня с Московской областью создан объединенный штаб, мы принимаем согласованные решения по всем вопросам контроля за производством и оборотом алкогольной продукции. Создана система региональной безопасности, которая охватывает 18 субъектов Федерации. И создана рабочая группа всех 89 субъектов Федерации, и я имею честь возглавлять эту группу. На последнем заседании обсуждался этот вопрос. Ранее на правительственной комиссии было дано поручение рассмотреть данный вопрос и внести предложения по изменениям в законодательстве, а именно - импортный алкоголь должен идти через проверку качества, то есть через систему акцизных складов.
ВОПРОС: И все же, чем вызваны смертельные случаи?
ОТВЕТ: Отравление алкоголем, это и токси-логия, и некачественная водка. Чрезмерное количество выпитой водки.
ВОПРОС: Водку купили в супермаркетах?
РЫБАЛОВ Е.Г: У меня есть специальный подобный вопрос по Интернету. С такими фактами мы не сталкиваемся. Это продажа с рук, на вокзалах, в мелкорозничной сети, на рынках, чего, кстати, нельзя делать. Вот у нас новый председатель Комитета по лицензированию, старого нет, потому что разрешения таких продаж были по Москве.
ЕФИМОВ В.И.: По поводу этих отравлений. Технический спирт как раз продается на вокзалах, в точках, которые не имеют официального разрешения, в точках, не имеющих официального статуса.
ВОПРОС: Есть все же нелегальные производители, которых интересует вопрос качества и которые в силе обеспечивать надлежащее качество продукции? И вопрос в отношении московских производителей, у которых марта всегда была высокой. А как сегодня?
ЕФИМОВ В.И: Эта тема очень большая, серьезная. Остается подводная часть айсберга. Иногда реальный завод-изготовитель производит неучтенную продукцию, она неплохого качества. Маркировка позволяет определить учтенную и неучтенную продукцию. Отсюда тема подпольных типографий, подпольного сбыта марок.
СЛЕПАК В.А.: Я дам официальную статистику по выбраковкам. С начала работы московской системы выбраковку прошли 82 партии продукции по трем показателем: органолептика - 61, по физхимии - 11 партий, и 10 партий по несоответствию информации, указанной на этикетках.
ЕФИМОВ В.И.: Хочу сказать относительно качества. Дешевая качественная осетинская водка разливалась в тару завода «Кристалл». С одной стороны, она качественная, прошла ГОСТ, но, с другой стороны, потребитель был обманут.
ВОПРОС: Какова судьба продукции, которая не допускается на рынки Москвы?
ОТВЕТ: По существующим правилам, на акцизных складах предусмотрены изоляторы брака, и в зависимости от того, какие нарушения допущены, наша служба ЦГСЭН принимает решение либо о возврате данной партии на завод, либо о переработке, либо об уничтожении.
ВОПРОС: В чем преимущества акцизных марок, которые появятся с октября? Когда они будут опубликованы?
ОТВЕТ: Мы провели конкурс, защитные свойства новых марок выгодно отличаются по степеням защиты, по исполнению. Достаточно высокая степень надежности. Марки старого образца будут иметь хождение до конца текущего года. Нами доведены образцы до всех предприятий, сетевых магазинов. Данные марки уже заказываются на предприятии ГОЗНАК.
ВОПРОС: Куда будут деваться старые марки. Как будет проводиться их инвентаризация?
ОТВЕТ: Мы на сегодняшний день провели инвентаризацию старых марок, взяли под жесткий контроль их количество на предприятиях Москвы. На этой неделе выйдет постановление Правительства, где будет дан четкий регламент хождения старых региональных марок.
ВОПРОС: Не предполагается ли сузить пространство для продажи алкогольной продукции?
ОТВЕТ: Конечно, резон в этом есть. Это должна быть крупная торговая сеть, где есть система собственного самоконтроля. Например, «Континент», «Перекресток» - там стопроцентная гарантия, что вы не попадаете на «паленую» водку.
ВОПРОС: Можно ли цифрами проиллюстрировать, что с начала года больше фальсифицируется?
ОТВЕТ: К сожалению, такой статистики у меня нет. Наибольший процент фальсификации приходится на продукцию, которая трудно поддается сложному контролю со стороны лаборатории. Это в первую очередь коньяк. Сложно ор-ганолептически определить цвет, букет, который присущ этому коньяку. Очень сложно поддаются анализу те же портвейны. На прошлой неделе мы забраковали 20 тыс. бутылок портвейна, которые были изготовлены во Владикавказе и поступили в Москву. Эта продукция будет направлена производителю во Владикавказ. Наиболее частые подделки по вину - 76%, остальное водка.
ВОПРОС: Почему не запретят распитие алкоголя на улицах?
ОТВЕТ: Такая проблема есть. Хотя это запрещено - от 300 до 500 руб. штрафа. Видимо, есть проблемы у тех, кто ведет наблюдение за состоянием этой торговли на улицах.
ВОПРОС: Какие отношения у Департамента с Комитетом по антимонопольной политике и его московской структурой?
ОТВЕТ: Нормальные отношения. Ни одного документа мы не принимали без согласования с ними.
ВОПРОС: Часто ли подделывают импортные алкогольные продукты?
ОТВЕТ: Случается, но значительно реже, чем отечественные.
ВОПРОС: Как отличить подделку от настоящего продукта? Часто ли подделывают акцизные марки?
ОТВЕТ: Это блеклая этикетка с нечеткой расцветкой, слабая укупорка, видимое наличие посторонних примесей - все это является серьезными аргументами, что это поддельная алкогольная продукция.
ВОПРОС: Существует мнение, что дешевый алкоголь подделывают чаще, чем дорогой. Можно ли уберечься от отравления, если покупать только дорогое спиртное?
ОТВЕТ: Конечно, дешевый алкоголь подделывается чаще. Дорогой алкоголь - это, однако, еще не есть гарантия. Вот «Хеннеси» из Польши - это подделка.
ВОПРОС: Работают ли в сфере сбыта алкогольной продукции малые предприятия? Много ли их в Москве?
ОТВЕТ: В Москве аккредитовано на поставку алкогольной продукции в предприятия розничной торговли питания 419 организаций, из них 356 оптовых организаций, среди них имеются малые.
ВОПРОС: Ведется ли контроль за тем, чтобы спиртное не продавали детям до 16 лет?
ОТВЕТ: Контроль ведется, но такие факты все же встречаются.
ВОПРОС: Будет ли запрещена реклама пива на телевидении?
ОТВЕТ: Вы знаете, в дневное время нет рекламы алкоголя, сейчас это уже действует. По пиву такого решения нет. Оно не считается алкоголем. Ставят вопрос, чтоб его включить.
ВОПРОС: Можно ли пить отечественную водку?
ОТВЕТ: Можно. Кристалловскую лучше всего.
ВОПРОС: Продается ли в Москве поддельное пиво?
ОТВЕТ: Таких фактов я не знаю.
ВОПРОС: Почему алкогольной продукцией торгуют на оптовых рынках? Разве это разрешено?
ОТВЕТ: Это не разрешено. Речь идет о барахолках. К сожалению, это есть, но не положено, лицензии им выдаваться не могут.
ВОПРОС: Подделывают ли напитки черно-головского завода?
ОТВЕТ: Ну, это знаменитая марка. Но бывает.
ВОПРОС: Может ли малое предприятие получить лицензию на торговлю алкогольной продукцией?
ОТВЕТ: Да, может, если предприятие соответствует требованиям городской лицензионной службы. Там требуется очень много: должны сказать свое слою и медики, и пожарники, и надо представить копию регистрации и многое другое.
ВОПРОС: Почему бы не сократить количество наружной рекламы в городе за счет сокращения алкогольной и табачной рекламы?
ОТВЕТ: Да, надо бы.
ВОПРОС: Будут ли в ближайшее время еще меняться акцизные марки?
ОТВЕТ: Ну, один раз они изменились, я думаю, это надолго.
ВОПРОС: Оправданы ли слухи о том, что алкогольная продукция подорожает? Чем обусловлен рост цен на спиртные напитки?
ОТВЕТ: С января 2003 г. на 15% вырос акциз, это повлекло за собой соответствующее удорожание. Что касается дальнейших таких действий, мы их не предвидим, помимо инфляционных процессов.
ВОПРОС: Будет ли усилен контроль за качеством?
ОТВЕТ: Да, он ведется и будет усилен. Требуется принятие целого ряда новых решений. У нас есть предложения.
ВОПРОС: Насколько различны способы контроля за отечественной и импортной продукцией?
ОТВЕТ: Абсолютно различные. Отечественная проверяется, а импортная нет, она только проходит таможню, и мы настаиваем на том, чтобы к импортному алкоголю были применены такие же меры, как и к отечественному.
ВОПРОС: Отвечает ли за некачественную алкогольную продукции владелец магазина, торговой палатки?
ОТВЕТ: Конечно, владелец отвечает. Однако меры ответственности должны быть сильно усилены.
ВОПРОС: Как осуществляется контроль за качеством алкогольной продукции за рубежом? Сталкиваются ли в Европе с проблемой подделки алкоголя?
ОТВЕТ: Не могу сказать, что там нет таких случаев. Но с точки зрения ответственности - она очень высока. Такая ответственность сопряжена с деятельностью на территории этого государства. Что касается легального производства, там
вообще не существует таких вопросов.
* * *
ОТ РЕДАКЦИИ. В связи с пожеланиями читателей мы намерены и в дальнейшем сообщать о той работе, которая проводится по реализации правовых нормативных актов Российской Федерации и г. Москвы в области контроля качества, государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции.
Статью подготовил к печати Александр УЖЕГОВ
(при содействии Информационного центра Правительства Москвы «Мосинформ»).