Научная статья на тему 'КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ ПОД ИНОСТРАННЫМ ВЛИЯНИЕМ: НОВЫЙ ЗАКОН, И ЧТО ЖДЕТ "ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ" ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ'

КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ ПОД ИНОСТРАННЫМ ВЛИЯНИЕМ: НОВЫЙ ЗАКОН, И ЧТО ЖДЕТ "ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ" ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
116
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ / ИНОСТРАННОЕ ВЛИЯНИЕ / СВОБОДА СЛОВА / ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / КОНТРОЛЬ / ИНОСТРАННОЕ ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Марачева Валерия Александровна

Статья посвящена анализу нового законопроекта федерального закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» и критической оценке основных положений с позиции прав и свобод человека и гражданина. Рассматриваются различные точки зрения на данный законопроект, и проводится сравнение с действующим в США Foreign Agents Registration Act (FARA).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTROL OVER THE ACTIVITIES OF PERSONS UNDER FOREIGN INFLUENCE: THE NEW LAW, AND WHAT AWAITS "POTENTIAL" FOREIGN AGENTS

The article is devoted to the analysis of the new bill of the federal law «On control over the activities of persons under foreign influence» and a critical assessment of the main provisions from the standpoint of the rights and freedoms of man and citizen Various points of view on this bill are considered, and a comparison is made with the current Foreign Agents Registration Act (FARA) in the USA.

Текст научной работы на тему «КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ ПОД ИНОСТРАННЫМ ВЛИЯНИЕМ: НОВЫЙ ЗАКОН, И ЧТО ЖДЕТ "ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ" ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ»

DOI 10.47643/1815-1329_2022_8_45 УДК 342.727

КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ ПОД ИНОСТРАННЫМ ВЛИЯНИЕМ: НОВЫЙ ЗАКОН, И ЧТО ЖДЕТ «ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ» ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ CONTROL OVER THE ACTIVITIES OF PERSONS UNDER FOREIGN INFLUENCE: THE NEW LAW AND WHAT IS IN THE FUTURE FOR «POTENTIAL» FOREIGN AGENTS

МАРАЧЕВА Валерия Александровна,

магистр юридического факультета

Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (МГУ). 119991, Россия, г. Москва, Ленинские горы, 1. E-mail: maracheva.valeria@gmail.com;

Maracheva Valeriya A.,

Master of the Law Faculty of the Lomonosov Moscow State University. 119991, Russia, Moscow, Leninskie gory, 1. E-mail: maracheva.valeria@gmail.com

Краткая аннотация: Статья посвящена анализу нового законопроекта федерального закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» и критической оценке основных положений с позиции прав и свобод человека и гражданина. Рассматриваются различные точки зрения на данный законопроект, и проводится сравнение с действующим в США Foreign Agents Registration Act (FARA).

Abstract: The article is devoted to the analysis of the new bill of the federal law «On control over the activities of persons under foreign influence» and a critical assessment of the main provisions from the standpoint of the rights and freedoms of man and citizen Various points of view on this bill are considered, and a comparison is made with the current Foreign Agents Registration Act (FARA) in the USA.

Ключевые слова: иностранный агент, иностранное влияние, свобода слова, ограничение прав и свобод человека и гражданина, контроль, иностранное государство.

Keywords: foreign agent, foreign influence, freedom of speech, restriction of human and civil rights and freedoms, control, foreign state.

Для цитирования: Марачева В.А. Контроль за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием: новый закон, и что ждет «потенциальных» иностранных агентов // Аграрное и земельное право. 2022. № 8(212). С. 45-47. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_8_45.

For citation: Maracheva V.A. Control over the activities of persons under foreign influence: the new law, and what is in the future awaits "potential" foreign agents // Agrarian and Land Law. 2022. No. 8(212). pp. 45-47. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_8_45.

Статья поступила в редакцию: 25.07.2022

В последние годы количество правовых норм, затрагивающих аспект иностранного влияния значительно увеличилось, а законодательство по контролю за деятельность иностранных агентов имеет достаточно разрозненный характер, что в нынешних реалиях значительно усложняет возможность ознакомиться с данными нормами простым гражданам.

В связи с этим и усиливающимися вызовами безопасности и суверенитету Российской Федерации, согласно пояснительной записке1, был разработан законопроект федерального закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием»2 (далее -«Законопроект» или «Проект»), направленный на кодификацию и модификацию законодательства в данной сфере.

Прежде, чем давать оценку данному законопроекту с точки зрения корреляции с основными правами и свободами человека и гражданина, следует осветить его основные положения:

Во-первых, кто же такой «иностранный агент»? Согласно п. 1 ст. 1 Законопроекта это «лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах, и осуществляющее деятельность, виды которой определены...» в соответствующей статье. Для установления данного статуса важны два элемента: наличие иностранного влияния или поддержки и осуществление определенной законом деятельности.

Определения понятий «иностранное влияние» и «поддержка» даются в следующей статье. «Иностранное влияние» - это «предоставление иностранным источником лицу поддержки и (или) оказание воздействия на лицо в том числе путем принуждения, убеждения и (или) иными способами». Под «поддержкой» в свою очередь понимается «предоставление лицу иностранным источником денежных средств и (или) иного имущества, а также оказание лицу иностранным источником организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах.

Все вышеуказанные определения, которые должны четко определять, кого же можно признать «иностранным агентом», вопреки этому включают расплывчатые формулировки и незакрытый перечень форм иностранного влияния и способов поддержки, что приводит к тому что целенаправленно расширяется круг «потенциальных» иностранных агентов и дается свобода усмотрения государственным структурам в процес-

1 Пояснительная записка к проекту № 113045-8 Федерального закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» // Информационный ресурс Государственной Думы: Система обеспечения законодательной деятельности. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/113045-8 (дата обращения: 5 июля 2022 г.).

Проект № 113045-8 Федерального закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» (в редакции, принятой Государственной Думой РФ) // Информационный ресурс Государственной Думы: Система обеспечения законодательной деятельности. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/113045-8 (дата обращения: 5 июля 2022 г.).

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2022. № 8(212)

се принятия решения, что в свою очередь может привести к произвольному ограничению прав и свобод и в частности к все большей утрате свободы выражения мнения1.

Во-вторых, под иностранными источниками, которые могут оказывать влияние или поддержку, признаются иностранные государства, органы власти данных государств, международные и иностранные организации, иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные структуры без образования юридического лица, лица, уполномоченные вышеуказанными источниками, уже признанные иностранные агенты и аффилированные с ними лица и все остальные лица, которые каким-либо образом могут признаны находящимися под влиянием предыдущих источников. Перечень иностранных источников необычайно широк, и все формулировки позволяют признать иностранным источником любое лицо.

В-третьих, одним из элементов признания иностранным агентом является деятельность, определяемая в законе. Она может быть нескольких видов: политическая, целенаправленный сбор сведений в области военной деятельности, создание и распространение сообщений и материалов для неограниченного круга лиц и иные виды. Под иными видами, например, понимается «распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых органами публичной власти решениях и проводимой ими политике». Фактически получается, что пользование лицом свободой выражения мнения в совокупности с возможным иллюзорным иностранным влиянием автоматически признается деятельностью иностранного агента и ведет к дальнейшим ограничениям в пользовании физическими и юридическими лицами своими правами и свободами.

В-четвертых, иностранным агентом может быть признано любое юридическое лицо (российское или иностранное), общественное объединение, любой человек (иностранный гражданин, апатрид или гражданин России) и иное объединение лиц. Под иным объединением лиц может пониматься даже кружок соседей, как бы абсурдно это не выглядело, при сочетании двух элементов, формирующих понятие иностранного агента. Не могут получить такой статус соответственно органы публичной власти Российской Федерации, религиозные организации, политические партии и так далее, данный перечень закономерный и не является чем-то удивительным.

В-пятых, вводится реестр физических лиц, аффилированных с иностранными агентами. Это граждане, которые осуществляют (осуществляли) политическую деятельность и получают (получали) денежные средства и иную имущественную помощь от НКО, незарегистрированного общественного объединения или физического лица — иностранного агента, в том числе через посредников, для осуществления политической деятельности. На данных лиц не будут распространяться требования и ограничения для иностранных агентов, однако не совсем понятны причины и цели необходимости ведения такого реестра.

Ключевое нововведение, которое ожидает «потенциальных» иностранных агентов состоит в том, что ранее статус иностранного агента можно было получить только при получении иностранного финансирования, а теперь такое требование исключается и ведет к полной свободе усмотрения в данном вопросе. Также имеющиеся нормы не содержат требования об установлении того, в чьих интересах действует иностранный агент. Данный парадокс наталкивает также на мысль о недостаточной проработке законопроекта и необходимости детализации положений, чтобы избежать двусмысленных толкований.

Европейский суд по правам человека в свою очередь постановил, что еще действующий российский закон об иностранных агентах2 нарушает Европейскую конвенцию о правах человека3. С иском в суд обратились 73 российских НКО.

Суд пришел к выводу, что российское законодательство нарушает статью о праве на свободу собраний и объединений (ст. 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод4). В решении сказано, что понятия «политическая деятельность» и «иностранное финансирование» недостаточно предсказуемы и не имеют достаточных гарантий от злоупотребления. Новый законопроект еще больше усугубляет данную ситуацию, вводя расплывчатые формулировки и незакрытые перечни определяющих иностранного агента признаков.

Совет по правам человека при Президенте Российской Федерации также дал свою оценку5, указав на то, что фактически предлагаемый законопроект необоснованно расширяет возможности признания иностранными агентами как юридических лиц, так и физических при отсутствии какого-либо иностранного финансирования и иных видов помощи, а например, в результате косвенного воздействия иностранного источника.

Данный законопроект не содержит требований по установлению причинно-следственной связи и целей осуществляемой деятельности.

Положения законопроекта фактически ведут к ограничению свободы слова, поскольку соответствующие действия могут привести к включению в реестр иностранных агентов и дальнейшим закономерным ограничениям.

Стоит отметить, что такая чрезмерная свобода усмотрения, которая предоставляется государственным органам при принятии решений, является коррупциогенным фактором в соответствии с пп. а п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных право-

6

вых актов и проектов нормативных правовых актов , в связи с этим остается открытым вопрос, как данный законопроект прошел антикоррупционную экспертизу и получил положительное заключение.

1 В настоящей статье понятия «свобода выражения мнения» и «свобода слова» рассматриваются как синонимичные. Первое понятие получило свое нормативное закрепление в международных документах, в частности в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., и является общепринятым в международном поле, второе понятие имеет частое употребление в отечественной юриспруденции в связи с конституционным закреплением

2 Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О некоммерческих организациях» // Российская газета. № 14. 24.01.1996.

3 CASE OF ECODEFENCE AND OTHERS v. RUSSIA, nos. 9988/13 and 60 others, ECHR 2022.

4 Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) // Бюллетень международных договоров. 2001. № 3.

5 Экспертное заключение на проект Федерального закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» // Сайт СПЧ. URL: http://www.president-sovet.ru/members/blogs/post/ekspertnoe_zaklyuchenie_na_proekt_federalnogo_zakona_o_kontrole_za_deyatelnostyu_lits_nakhodyashchikh/ (дата обращения: 4 июля 2022 г.).

6 Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 (ред. от 10.07.2017) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (вместе с «Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», «Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов») // Российская газета. № 46. 05.03.2010.

Для сравнения в Соединенных Штатах Америки действует Foreign Agents Registration Act (FARA) — «Закон о регистрации иностранных агентов», согласно которому иностранными агентами считаются любые физические и юридические лица, которые прямо или косвенно занимаются политической и финансовой деятельностью в интересах внешнего принципала или государства и под его прямым контролем. Данный закон содержит главный признак иностранного агента - деятельность в интересах внешнего актора, в свою очередь российский законодатель решил отказаться от ключевого признака, определяющего само понятие иностранный агент.

Таким образом, мы можем наблюдать ситуацию, когда органам власти предоставляется широкое поле для усмотрения в части наделения кого-либо статусом иностранного агента вопреки основным положениям Конституции Российской Федерации о свободе слова и возможности ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом только в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Законопроекту требуется детальная доработка и исключение таких институтов как физические лица, аффилированные с иностранными агентами, а также отказ от открытых перечней форм иностранного влияния и способов поддержки. Если в конечном итоге, данный закон будет принят, остается надеяться на благоразумность государственных органов при принятии соответствующих решений.

Библиогра фия:

1. Должиков А.В. Стакан наполовину полон или пуст? Вмешательство как форма ограничения конституционных прав // Сравнительное конституционное обозрение. 2018. № 1 (122). С. 80-112.

2. Зименкова О. Н. Закон США о регистрации иностранных агентов (Foreign Agents Registration Act (FARA), международно-правовое регулирование неправительственных организаций // Труды по интеллектуальной собственности. 2012. №2. С. 78-91

3. Марутин А. Г. К вопросу о причинно-следственной связи появления в отечественном законодательстве нормы о «иностранных агентах» // Известия Сочинского государственного университета. 2014. №1 (29). С. 216-221.

4. Федотов М. А. К вопросу о понятии «иностранный агент» в российском праве // Труды по интеллектуальной собственности. 2012. №2. С. 4-77.

References:

1. Robinson N. «Foreign Agents» in an Interconnected World: FARA and the Weaponization of Transparency. Duke Law Journal, 2020, vol. 69.

2. Straus J. R. Foreign Agents Registration Act (FARA): Background and issues for Congress. Congressional Research Service, 2020, June 30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.