Научная статья на тему 'Контроль руководителей за состоянием служебной дисциплины в органах внутренних дел как средство ее обеспечения'

Контроль руководителей за состоянием служебной дисциплины в органах внутренних дел как средство ее обеспечения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1222
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛУЖЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА / СЛУЖБА В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / РУКОВОДИТЕЛИ / КОНТРОЛЬ / АКТИВНАЯ ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ / OFFICE DISCIPLINE / SERVICE IN LAW-ENFORCEMENT BODIES / HEADS / CONTROL / A LEGAL PERSONALITY ACTIVE DISCIPLINARY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кученин Е. С.

В статье рассматривается контроль со стороны лиц руководящего состава за состоянием служебной дисциплины в органах внутренних дел как средство ее обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTROL OF HEADS OF A CONDITION OF OFFICE DISCIPLINE IN LAW-ENFORCEMENT BODIES AS MEANS OF ITS PROVIDING

In article control is considered from persons of an administrative board behind a condition of office discipline in law-enforcement bodies as means of its providing.

Текст научной работы на тему «Контроль руководителей за состоянием служебной дисциплины в органах внутренних дел как средство ее обеспечения»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы административного права

КОНТРОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ЗА СОСТОЯНИЕМ СЛУЖЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК СРЕДСТВО ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Е.С. Кученин,

старший преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел Московского университета МВД России Научная специальность: 12.0014 — административное право;

административный процесс E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассматривается контроль со стороны лиц руководящего состава за состоянием служебной дисциплины в органах внутренних дел как средство ее обеспечения.

Ключевые слова: служебная дисциплина, служба в органах внутренних дел, руководители, контроль, активная дисциплинарная правосубъектность

CONTROL OF HEADS OF A CONDITION OF OFFICE DISCIPLINE IN LAW-ENFORCEMENT BODIES AS MEANS OF ITS PROVIDING

E.S. Kuchenin,

senior teacher of chair of administrative activity of law-enforcement bodies of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia

Annotation. In article control is considered from persons of an administrative board behind a condition of office discipline in law-enforcement bodies as means of its providing.

Keywords: office discipline, service in law-enforcement bodies, heads, control, a legal personality active disciplinary

Роль начальников органов, служб и подразделений органов внутренних дел в поддержании должного уровня служебной дисциплины подчиненных сотрудников является определяющей. Лица руководящего состава, обладая необходимыми полномочиями и компетенцией которыми они наделены в соответствии с нормативными правовыми актми, регламентирующими дисциплинарные отношения на службе в органах внутренних дел, непосредственно, а потому более эффективно, воздействуют на состояние служебной дисциплины.

Сотрудники органов внутренних дел наделены как общей правосубъектностью, носителями которой являются все граждане Российской Федерации, так и специальной правосубъектностью1, поскольку они, как государственные служащие, являются но-

сителями особых прав и обязанностей.

Правосубъектность, наряду с правами и обязанностями сотрудников органов внутренних дел, выступает одним из элементов их правового статуса, закрепленного правовыми нормами, регламентирующими правоотношения, возникающие на службе в органах внутренних дел.

Необходимо учитывать, что требования служебной дисциплины одинаковы для всех сотрудников органов внутренних дел независимо от их должностного положения. Все сотрудники обязаны соблюдать установленные законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и рас-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы административного права

поряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядок и правила выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав2.

В то же время, активная и определяющая роль в обеспечении дисциплины принадлежит субъектам — правоприменителям, обладающим властными полномочиями в правоотношениях, возникающих на службе в органах внутренних дел. Главная их задача — оказать содействие, принудить к реализации правовых норм, привлечь к ответственности в случае нарушения правовых норм.

Таким образом, служебная дисциплина в органах внутренних дел обеспечивается в т.ч. деятельностью субъектов специальной компетенции, которые:

— обязаны создавать необходимые условия для выполнения сотрудниками своих служебных обязанностей и требований служебной дисциплины;

— обладают необходимой дисциплинарной властью для применения мер поощрения и наложения дисциплинарных взысканий в отношении сотрудников органов внутренних дел;

— имеют право и выполняют обязанности по реализации процессуальных норм, направленных на охрану дисциплинарных отношений

— имеют право и/или обязанность оказывать содействие в укреплении служебной дисциплины в органах внутренних дел.

Речь идет о конкретных, подчеркиваем — активных, действиях субъектов дисциплинарных отношений, направленных на обеспечение соблюдения требований служебной дисциплины, что позволяет нам выделить активную дисциплинарную правосубъектность, под которой понимается специальная компетенция органов государственной власти и их должностных лиц по выработке и реализации мер, направленных на укрепление служебной дисциплины.

С.С. Алексеев отметил, что «с юридической стороны главное в компетенции составляют властные права государственных органов — права на активные юридически значимые действия»3. Поэтому активная дисциплинарная правосубъектность выражается в выработке и реализации мер, направленных на обеспечение соблюдения требований служебной дисциплины. При этом, осуществление такого воздействия на дисциплинарные отношения есть не только право, но и обязанность субъектов, обладающих активной дисциплинарной правосубъектностью.

Указанной правосубъектностью обладают руководители органов и подразделений системы МВД, правом и обязанностью которых является, в част-

ности, применение поощрений и наложение дисциплинарных взысканий, назначение служебных проверок по фактам нарушения сотрудниками служебной дисциплины. Кроме того, на лиц руководящего состава органов внутренних дел возложен круг обязанностей по поддержанию должного уровня служебной дисциплины, при этом руководители несут персональную ответственность за состояние служебной дисциплины в подчиненном органе (подразделении).

В целях поддержания должного уровня служебной дисциплины начальники органов внутренних дел обязаны:

— изучать личные качества подчиненных, поддерживать установленные правила взаимоотношений между ними, сплачивать служебный коллектив;

— знать состояние служебной дисциплины и морально-психологическое состояние личного состава, добиваться единого понимания подчиненными руководителями структурных подразделений требований, задач и способов укрепления служебной дисциплины, руководить их деятельностью по укреплению служебной дисциплины и морально-психологического состояния личного состава, обучать практике применения поощрений и дисциплинарных взысканий;

— немедленно устранять выявленные нарушения порядка и правил выполнения служебных обязанностей;

— организовывать правовое воспитание, проводить работу по предупреждению преступлений, происшествий и проступков;

— воспитывать подчиненных сотрудников в духе неукоснительного выполнения требований служебной дисциплины и высокой исполнительности, развивать и поддерживать у них чувство собственного достоинства, сознание чести и служебного долга, создавать в органе внутренних дел нетерпимое отношение к нарушениям служебной дисциплины, обеспечивать правовую и социальную защиту подчиненных сотрудников;

— анализировать состояние служебной дисциплины и морально-психологическое состояние подчиненных сотрудников.

Выполняя обязанности по укреплению служебной дисциплины и неся за это персональную ответственность, руководители выступают в качестве основных субъектов дисциплинарных отношений в органах внутренних дел. Лица руководящего состава наделены необходимыми для этого правами, дисциплинарной властью и обладают компетенцией, необходимой для принятия и реализации управленческих решений, направленных на укрепление служебной дисциплины и законности.

Как известно, элементами любой системы

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы административного права

управления являются объект и субъект управления, а также прямые и обратные связи, которые выражаются, с одной стороны — в управляющем воздействии субъекта на объект, а с другой — в отклике объекта на это управляющее воздействие. Прямая связь выражается в отдаче руководителем приказов, распоряжений и указаний подчиненным, связанных как с выполнением оперативно-служебных задач, стоящих перед всем подразделением, так и с выполнением подчиненными сотрудниками своих служебных обязанностей. Адаптация, изменение управляющего воздействия в зависимости от отклика объекта управления обеспечивается именно контролем4, который, являясь важнейшей функцией управления, выступает здесь надежным средством обеспечения служебной дисциплины. Руководители служб и подразделений выступая в качестве субъектов дисциплинарных отношений, активно воздействуют на поведение подчиненных сотрудников и видоизменяют это воздействие в зависимости от того, как реагируют подчиненные на принятые руководителем решения.

Обязанность осуществления контроля руководителя вытекает из самой сущности дисциплинарных отношений, основанных на отношениях власти и подчинения, т.к. отдавая приказы и распоряжения по вопросам служебной деятельности, руководители контролируют выполнение этих приказов и распоряжений.

Обязанности по осуществлению контроля за состоянием служебной дисциплины нормативно закрепляются, как правило, в должностных инструкциях руководителей. Осуществляя контроль за состоянием служебной дисциплины и законности, руководители проводят анализ совершенных подчиненными дисциплинарных проступков, в ходе которого выявляют причины и условия нарушений служебной дисциплины и принимают меры к их устранению. Также руководители ведут учет дисциплинарных взысканий, наложенных на подчиненных сотрудников. Информация о состоянии служебной дисциплины и законности в подчиненном подразделении, о причинах и условиях, способствующих нарушениям служебной дисциплины, о наложенных на сотрудниках дисциплинарных взысканиях и примененных мерах поощрения докладывается руководителями вышестоящему руководству для обобщения и анализа.

Лица руководящего состава, обобщая информацию, полученную в ходе осуществления контроля, оценивают состояние служебной дисциплины в подчиненном органе (подразделении), применяя для этого динамические показатели, учитывающие ряд фактических обстоятельств, среди которых выделяются следующие:

— динамика (рост или снижение) абсолютного числа фактов нарушения служебной дисциплины, с учетом их классификации (учетно-регистрационная дисциплина, исполнительская дисциплина, дорожно-транспортная дисциплина, личная недисциплинированность, на служе или вне службы, сопряженные с нарушением прав граждан и т.п.);

— динамика абсолютной численности сотрудников, привлеченных к дисциплинарной ответственности;

— динамика относительной численности сотрудников, привлеченных к дисциплинарной ответственности к общему числу сотрудников;

— динамика доли грубых нарушений служебной дисциплины;

— количество поощрений, за что объявлены, виды поощрений;

— динамика относительного числа поощренных сотрудников к общему числу сотрудников и др.

Необходимо отметить то, что руководители, осуществляя контроль за деятельность своих подчиненных, одновременно изучают их личные и деловые качества. В связи с этим качественный, объективный и всесторонний анализ руководителем фактических данных, полученных в ходе осуществления контроля за состоянием служебной дисциплины, с учетом знания личностных характеристик подчиненных сотрудников, является основой для высокой эффективности принимаемых мер по укреплению служебной дисциплины и законности.

Активной дисциплинарной правосубъектностью обладают также специализированные органы в системе МВД РФ, например, инспекции по личному составу подразделений по работе с личным составом, основной задачей которых является именно предупреждение нарушений служебной дисциплины сотрудниками органов внутренних дел, выявление и устранение причин и условий, способствующих нарушениям служебной дисциплины. Отдельный круг задач, связанных с пресечением нарушений законности и служебной дисциплины, реализуется подразделениями собственной безопасности.

Кроме того, важную роль в создании необходимых условий для соблюдения требований служебной дисциплины играют различные общественные объединения в системе МВД России, одна из целей функционирования которых состоит в оказании содействия руководителям в укреплении служебной дисциплины. Сущность воздействия общественных объединений на состояние служебной дисциплины и законности состоит в создании определенной социальной среды, в которой действуют сотрудники органов внутренних дел, способствующей соблюдению ими не только требований к служебному поведению, но и морально-этических требований к ли-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы административного права

цам, проходящим службу в органах внутренних дел.

Важно то, что контроль воздействует на разные стороны служебной дисциплины в органах внутренних. С одной стороны — это социальный контроль, под которым понимается система методов и стратегий, с помощью которых общество направляет поведение своих членов, включая сотрудников органов внутренних дел, в русло соблюдения общепринятых норм и правил поведения, в первую очередь, социальных, таких, как нормы нравственности, морально-этические нормы, нормы традиций и обычаев, сложившихся в обществе и т.п. С другой стороны — это государственный контроль — контрольно-надзорная деятельность со стороны уполномоченных государственных органов и их должностных лиц за соблюдением служебной дисциплины и законности, т.е. за соблюдением нормативно закрепленных правил и норм поведения.

Специализированные органы системы МВД, обладающие активной дисциплинарной правосубъектностью, осуществляют государственный внутриведомственный контроль за состоянием служебной дисциплины и законности и обеспечивают, таким образом, административно-правовое воздействие на служебное поведение сотрудников органов внутренних дел.

Характерной чертой воздействия руководителей на состояние служебной дисциплины во вверенном подразделении является следующее. Руководители, реализуя свою активную дисциплинарную правосубъектность, воздействуют таким образом на правовую составляющую служебной дисциплины сотрудников. Изучая в процессе совместной служебной деятельности личные и деловые качества подчиненных сотрудников, проводя с ними индивидуальную профилактическую работу и принимая участие в формировании нормального морально-психологического климата в подразделении, руководящий состав органов внутренних дел одновременно воздействует и на социальную составляющую дисциплины сотрудников. При этом контроль руководителей за состоянием служебной дисциплины и законности среди подчиненных сотрудников по своему воздействию на их поведение обладает чертами как государственного контроля, обеспечивающего в большей степени выполнение ими требований правовых актов, так и чертами социального контроля, направленного на выполнение сотрудниками морально-нравственных, этических и других социальных норм.

Изложенное позволяет автору утверждать, что именно взаимосвязь административно-правового и социального контроля со стороны начальников в процессе реализации служебных обязанностей, связанных с руководством личным составом, обуслав-

ливает их важнейшую роль в обеспечении служебной дисциплины в органах внутренних дел.

1 О видах правосубъектности см., например, Алексеев С.С. Общая теория права: учебник — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2009. С. 383-385.

2 См. ст. 47 Федерального закона РФ от 30.11.2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

3 Алексеев С.С. Общая теория права: учебник — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2009. С. 390.

4 Контроль — одна из основных функций системы управления. Контроль осуществляется на основе наблюдения за поведением управляемой системы с целью обеспечения оптимального функционирования последней. На основе данных контроля осуществляется адаптация системы, то есть принятие оптимизирующих управленческих решений. / Контроль — Википедия // http:// ru.wikipedia.org/wiki/Контроль. Дата обращения: 10.03.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.