УДК 342.9 ББК 67
ДИСЦИПЛИНАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
ЕЛЕНА ГЕННАДЬЕВНА БЕЛЯЕВА,
адъюнкт Белгородского юридического института МВД России (Бел ЮИ МВД России)
E-mail: [email protected]
Научная специальность 12.00.14 — административное право, административный процесс Научный руководитель: Самсонов В.Н., доктор юридических наук, профессор
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются вопросы дефиниции дисциплинарного производства в органах внутренних дел, анализируются особенности его правового регулирования, оценивается преемственность правовых норм. Делается вывод о том, что источники его правового регулирования характеризуются последовательным развитием и очевидной преемственностью нормативных предписаний с одновременным совершенствованием понятийного аппарата, процедурных вопросов, уточнением субъектного состава, видов дисциплинарных взысканий.
Ключевые слова: дисциплинарное производство, дисциплина в органах внутренних дел.
Annotation. In article questions of a definition of disciplinary production in law-enforcement bodies are considered, features of its legal regulation are analyzed, the continuity of precepts of law is estimated. Article allows to draw a conclusion that sources of its legal regulation are characterized by consecutive development and obvious continuity of standard instructions with simultaneous improvement of a conceptual framework, points of order, specification of subject structure, types of disciplinary punishments.
Key words: disciplinary production, discipline in law-enforcement bodies.
Определение дисциплинарного производства различно трактуется в научной литературе. П.С. Бутов считает, что «дисциплинарное производство представляет собой установленный законодательством порядок и формы осуществления юридически значимых процессуальных действий по применению дисциплинарного взыскания в связи с совершением соответствующего дисциплинарного проступка, а также формы результатов осуществления указанных действий». Д.Н. Бахрах трактует дисциплинарное производство как «регулируемую правовыми нормами деятельность субъектов дисциплинарной власти по применению дисциплинарных взысканий». По мнению Ю.С. Адушкина, под дисциплинарным производством понимается «совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в связи с правоприменительной деятельностью по решению вопросов дисциплинарной ответственности за допущенное дисциплинарное правонарушение». В.С. Касюлин считает, что «несовсем правильно связывать дисци-
плинарное производство только с применением мер дисциплинарного принуждения, поскольку дисциплинарный процесс включает в себя и применение мер дисциплинарных поощрений». А.В. Никифоров рассматривает дисциплинарное производство «и как определенную деятельность и как систему юридических норм, ее регламентирующих». В.С. Бялт считает, что под дисциплинарным производством следует понимать «нормативно урегулированную деятельность полномочных субъектов по рассмотрению и разрешению дел о дисциплинарных проступках, заключающуюся в совокупности процессуальных действий по применению к подчиненным по службе мер дисциплинарной ответственности».
В связи с тем, что в законодательстве Российской Федерации понятие дисциплинарного производства не закреплено, исследовав в совокупности существующие научные точки зрения, считаем целесообразным предложить авторский проект данного определения. Под дисциплинарным производством в органах внутренних дел Российской
Федерации следует понимать вид административ-но-юрисдикционного производства, деятельность полномочных субъектов, урегулированную административно-правовыми нормами, направленную на привлечение сотрудников органов внутренних дел, допустивших нарушения служебной дисциплины (дисциплинарные проступки) к дисциплинарной ответственности, а так же на применение к сотрудникам органов внутренних дел за добросовестное выполнение служебных обязанностей мер поощрения.
Необходимо сразу заметить, что дисциплинарное производство не распространяется на федеральных государственных гражданских служащих и работников органов, организаций и подразделений МВД России.
Дисциплинарное производство как и любой вид процессуальной деятельности состоит из стадий. В научной литературе существуют разные точки зрения относительно стадий дисциплинарного производства. Так, по мнению А.А. Абрамовой, дисциплинарное производство включает в себя следующие стадии: «выявление дисциплинарного правонарушения и подготовка дела, рассмотрение дела и наложение взыскания, прекращение процесса». О.Э. Лейст считает, что «законодатель четко разграничивает для дисциплинарной ответственности следующие стадии: возбуждение дисциплинарного дела, проверка, подготовка решения, его вынесение — (право обжалования)». Б.И. Жерлицын устанавливает пять стадий дисциплинарного производства: «возбуждение дисциплинарного преследования, рассмотрение дела, наложение, обжалование и исполнение взыскания». Е.В. Климкиной установлены следующие стадии дисциплинарного производства: «возбуждение дела о дисциплинарном проступке, служебная проверка (расследование), рассмотрение результатов служебной проверки (расследования) и принятие решения, исполнение решения, обжалование решения, досрочное снятие дисциплинарного взыскания». Д.Н. Бахрохом предложены такие стадии дисциплинарного производства как «служебное разбирательство, рассмотрение дисциплинарного дела, пересмотр дела, исполнение наложенного взыскания». В.М. Лебедев разделяет дисциплинарное производство на четыре обязательные и две факультативные стадии. К обязательным относится: возбуждение дисциплинарного пресле-
дования, подготовка материалов к рассмотрению дела, рассмотрение дела и выбор меры воздействия, издание и исполнение приказа о взыскании. К факультативным стадиям он относит: «обжалование взыскания, прекращение дисциплинарного воздействия в результате пересмотра дела». А.В. Никифоров считает, что дисциплинарное производство состоит из следующих стадий: возбуждение производства, дисциплинарная проверка (расследование), рассмотрение дисциплинарного дела и принятие по нему решения, исполнение решения по делу, пересмотр решения о жалобе». В.С. Бялт устанавливает такие стадии дисциплинарного производства, как возбуждение дисциплинарного производства принятие решения и исполнение принятого решения, пересмотр решения о дисциплинарном взыскании.
Дисциплинарное производство может быть простым (без проведения служебной проверки) и полным (с проведением служебной проверки).
Рассмотрим простое дисциплинарное производство. В случае, если вина сотрудника органов внутренних дел в совершении дисциплинарного проступка очевидна, то руководитель может принять в отношении сотрудника решение, без проведения служебной проверки. Весь алгоритм действий заключается в подготовке первоначального документа (рапорта, докладной записки, иное) с изложением существа вопроса, принятии от сотрудника, допустившего нарушение служебной дисциплины, объяснения, проставлении на первоначальном документе резолюции руководителя и далее следует его исполнение (подготовка приказа и (или) объявление личному составу решения и ознакомление заинтересованных лиц).
При изучении первичного документа, руководитель может принять одно из следующих решений: ф освободить сотрудника от дисциплинарной ответственности и ограничиться мерами воспитательного характера; ф освободить сотрудника от дисциплинарной ответственности и устно предупредить; ф освободить сотрудника от дисциплинарной ответственности и направить на рассмотрение комиссии по служебной дисциплине и профессиональной этике;
привлечь сотрудника к дисциплинарной ответственности с наложением дисциплинарных взысканий, перечень которых строго закреплен в законе;
274
Вестник Московского университета МВД России
№ 10 / 2015
ф направить сотрудника на внеочередную аттестацию для установления соответствия занимаемой должности; ф принять решение о поощрении; ф назначить проведение служебной проверки.
Несмотря на простоту данного вида дисциплинарного производства, в практической деятельности имеется существенная неразрешенная до настоящего времени проблема.
Каждый факт нарушения служебной дисциплины должен подлежать ведомственному учету. Что же происходит в случае с простым видом дисциплинарного производства? Если руководителем принято решение о привлечении сотрудника органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности в письменном виде, то издается соответствующий приказ, который хранится в установленном порядке и, соответственно, будет должным образом учтен. Но как быть, если руководителем принято решение об устном предупреждении или освобождении сотрудника от дисциплинарной ответственности и ограничении мерами воспитательного характера? Перед тем, как перейти к предложению по разрешению данной проблемы, необходимо также остановиться на имеющемся противоречии в законодательстве. Так, в п. 55 дисциплинарного устава закреплено, что «меры поощрения и дисциплинарные взыскания, за исключением объявленных устно, подлежат учету, сведения о них заносятся в материалы личного дела сотрудника». В данном случае речь идет только о письменных дисциплинарных взысканиях. А что делать с остальными фактами нарушений служебной дисциплины, по которым не были применены письменные дисциплинарные взыскания? О них что, никто не должен знать? А как же объективность статистических данных? В тоже время, приказом МВД России от 31 июля 2012 г. N° 747 «Об утверждении форм статистической отчетности» закреплено, что учету подлежат все факты нарушений служебной дисциплины, независимо от принятых мер. Налицо существующие противоречия. В представленных проектах законодательных актов нами будут внесены нормы об их устранении.
Вернемся к обозначенной проблеме. Что же делать, если применено устное взыскание? Предположим, что документы были подготовлены непосредственным руководителем сотрудника, допустившего нарушение служебной дисциплины. Учет ведется
должностными лицами, осуществляющими организацию работы по укреплению служебной дисциплины и законности (как правило, это инспекции по личному составу). Если в подразделении не налажен вопрос о взаимодействии между службами по данному вопросу и не проводится регулярная разъяснительная работа, то можно с уверенностью сказать, что данные факты учету не подлежат, так как просто о них не знают соответствующие лица. Один из выходов — передать функции проведения служебных проверок, проверок, процедуру наложения дисциплинарных взысканий и применения мер поощрения должностным лицам, отвечающим за направление укрепления служебной дисциплины и законности. Второй выход — необходимо наладить взаимодействие на основе управленческих распорядительных документов. Так, можно подготовить приказ руководителя о том, чтобы соответствующие документы, после проведения с ними необходимой работы, в кратчайшее время предоставлялись на хранение в инспекцию по личному составу и, соответственно, принимались к учету. Только при наличии тесного взаимодействия между подразделениями, постоянным контролем со стороны должностных лиц, отвечающих за данное направление деятельности, можно исключить предоставление недостоверных и (или) неполных сведений о состоянии служебной дисциплины в ДГСК МВД России. Третий карательный выход — это серьезные дисциплинарные взыскания за предоставление в ДГСК МВД России недостоверных и (или) неполных сведений о состоянии служебной дисциплины, которые нетрудно выявить в ходе инспекторских или контрольных проверках.
Таким образом, в простом дисциплинарном производстве можно выделить следующие его стадии: возбуждение дисциплинарного производства (документ, послуживший основанием), принятие руководителем решения и исполнение решения.
Литература
1. Абрамова А.А. Дисциплина труда в СССР (правовые вопросы). М., 1969, С. 138.
2. Адушкин Ю.С. Дисциплинарное производство в СССР. Саратов, 1986, С. 42.
3. Бахрах Д.Н.Административное право. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности Юриспруденция / Д.Н. Бахрах, В.Г. Татарян. Москва, 2009. Сер. Рос-
сийское юридическое образование (4-е изд., перераб. и доп.).
4. БахрахД.Н. Вопросы системы административных наказаний // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2009. N° 7. С. 7—13.
5. Бутов П.С. Совершенствование материальных и процедурно-процессуальных норм о применении дисциплинарной ответственности работников по трудовому праву Российской Федерации. Дисс. канд. юрид. наук. Челябинск., 2005,, С. 155.
6. Бялт В.С., Трипутин С.Н. Актуальные проблемы профессионально-нравственного воспитания в образовательных организациях системы МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2014. № 2 (62). С. 196—200.
7. Бялт В.С., Трипутин С.Н. Воспитательная работа по укреплению служебной дисциплины и законности среди личного состава органов внутренних дел: актуальные проблемы и пути решения // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2014. № 1 (61). С. 139—144.
8. Жерлицын Б.И. Особенности дисциплинарного производства по советскому законодательству // Материалы 9 конференции молодых ученых. Минск., 1965., С. 28—33.
9. Касюлин В.В. Проблемы дисциплинарной практики органов внутренних дел: Дисс. канд. юрид. наук., М., 2003., С. 69—70.
10. Климкина Е.В. Об особенностях дисциплинарной ответственности в административном праве // Правовая идея. 2013. № 5 (5). С. 3.
11. Климкина Е.В. Административно-правовое регулирование дисциплинарной ответственности государственного гражданского служащего России. Монография / Е.В. Климкина; М-во внутренних дел Российской Федерации, Московский ун-т. Москва, 2007.
12. Лебедев В.М. Некоторые проблемы развития трудового права России // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 384. С. 158—166.
13. Лейст О.Э. Санкция и ответственность по советскому праву. М., 1981, С. 137.
14. Никифоров А.В. Дисциплинарная ответственность сотрудников органов внутренних дел: Дисс. канд. юрид. наук., Омск., 1998, С. 105.
References
1. Abramova A.A. Distsiplina of work in the USSR (legal questions). M, 1969., Page 138.
2. Adushkin Yu.S. Disciplinary production in the USSR. Saratov, 1986., Page 42.
3. Bakhrakh D.N. Administrative law. The textbook for students of the higher educational institutions which are trained in a Law / D.N. Bakhrakh, V.G. Ta-taryan. Moscow, 2009. It is gray. Russian legal education (4 prod., reslave. and additional).
4. Bakhrakh D.N. Questions of system of administrative punishments // Bulletin of the Ural institute of economy, management and right. 2009. №. 7. P. 7—13.
5. P. S quarrystones. Improvement material and procedural procedural rules about application of a disciplinary responsibility of workers according to the labor law of the Russian Federation. Diss. edging. law. sciences. Chelyabinsk., 2005, Page 155.
6. Bualt V.S., Triputin S. N. Actual problems of professional and moral education in the educational organizations of system of the Ministry of Internal Affairs of Russia // The Bulletin of the Ministry of Internal Affairs St. Petersburg university of Russia. 2014. №. 2 (62). page 196—200.
7. Bualt V.S., Triputin S.N. Educational work on strengthening of office discipline and legality among staff of law-enforcement bodies: actual problems and solutions // Bulletin of the Ministry of Internal Affairs St. Petersburg university of Russia. 2014. №. 1 (61). P. 139—144.
8. Zherlitsyn B.I. Features of disciplinary production by the Soviet legislation // Materials of 9 conferences of young scientists. Minsk., 1965., Page 28-33.
9. Kasyulin V.V. Problems of disciplinary practice of law-enforcement bodies: Diss. edging. law. sciences., M., 2003., Page 69—70.
10. Klimkina E.V About features of a disciplinary responsibility in administrative law // Legal idea. 2013. №. 5 (5). Page 3.
11. Klimkina E.V. Administrative and legal regulation of a disciplinary responsibility of the public civil servant of Russia. Monograph / E.V. Klimkina; M-in internal affairs of the Russian Federation, Moscow un-t. M., 2007.
12. Lebedev VM. Some problems of development of the labor law of Russia // Bulletin of Tomsk state university. 2014. №. 384. Page 158—166.
13. Leitz O.E. The sanction and responsibility by the Soviet right. M, 1981., Page 137.
14. Nikiforov A.V. Disciplinary responsibility of staff of law-enforcement bodies: Diss. edging. law. sciences., Omsk., 1998., Page 105.
276
Вестник Московского университета МВД России
№ 10 I 2015