Научная статья на тему 'Досрочное снятие дисциплинарного взыскания как самостоятельная стадия дисциплинарного производства в органах внутренних дел'

Досрочное снятие дисциплинарного взыскания как самостоятельная стадия дисциплинарного производства в органах внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5884
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОСРОЧНОЕ СНЯТИЕ ДИСЦИПЛИНАРНОГО ВЗЫСКАНИЯ / СОТРУДНИК ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ДИСЦИПЛИНАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / REMOVAL OF DISCIPLINARY ACTION AHEAD OF SCHEDULE / POLICE OFFICER / DISCIPLINARY PROCESS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Климкина Елена Викторовна

В соответствии с законодательством о службе в органах внутренних дел, досрочное снятие дисциплинарного взыскание является одной из мер поощрения. В настоящее время существуют законодательные пробелы в установлении порядка, сроков, конкретных оснований для применения этой меры. В данной статье автор предлагает рассматривать досрочное снятие дисциплинарного взыскания в качестве самостоятельной стадии дисциплинарного производства, а также формулирует предложения по совершенствованию законодательства в рассматриваемом вопросе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REMOVING DISCIPLINARY ACTION AHEAD OF SCHEDULE AS A SEPARATE STAGE OF THE DISCIPLINARY PROCEEDINGS IN THE POLICE

Under the law, the removal of disciplinary action ahead of time is one of the incentives. Currently, there are legal gaps in the prescribed manner, the timing, the specific grounds for the application of this measure. In this article the author proposes to consider early withdrawal of disciplinary action as a separate stage of the disciplinary proceedings, as well as formulating proposals to improve the legislation in this regard.

Текст научной работы на тему «Досрочное снятие дисциплинарного взыскания как самостоятельная стадия дисциплинарного производства в органах внутренних дел»

УДК 342.951 ББК 67.401.02

ДОСРОЧНОЕ СНЯТИЕ ДИСЦИПЛИНАРНОГО ВЗЫСКАНИЯ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ СТАДИЯ ДИСЦИПЛИНАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА КЛИМКИНА,

старший преподаватель кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат юридических наук E-mail: AlenaK05@mail.ru

Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс

Рецензент: кандидат юридических наук И.В. Фадеева

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. В соответствии с законодательством о службе в органах внутренних дел, досрочное снятие дисциплинарного взыскание является одной из мер поощрения. В настоящее время существуют законодательные пробелы в установлении порядка, сроков, конкретных оснований для применения этой меры. В данной статье автор предлагает рассматривать досрочное снятие дисциплинарного взыскания в качестве самостоятельной стадии дисциплинарного производства, а также формулирует предложения по совершенствованию законодательства в рассматриваемом вопросе.

Ключевые слова: досрочное снятие дисциплинарного взыскания, сотрудник органов внутренних дел, дисциплинарное производство.

Abstract. Under the law, the removal of disciplinary action ahead of time is one of the incentives . Currently, there are legal gaps in the prescribed manner , the timing , the specific grounds for the application of this measure . In this article the author proposes to consider early withdrawal of disciplinary action as a separate stage of the disciplinary proceedings , as well as formulating proposals to improve the legislation in this regard.

Keywords: removal of disciplinary action ahead of schedule, police officer, disciplinary process.

Одно из существующих в науке административного права понятий дисциплинарного производства определяет, что это урегулированная правом деятельность уполномоченных субъектов, направленная на привлечение виновных к дисциплинарной ответственности1. К сожалению, в действующем законодательстве отсутствуют нормы, устанавливающие и конкретизирующие стадии дисциплинарного производства. В связи с этим существуют различные точки зрения в отношении их качественного и количественного определения. Одни авторы выделяют основные и дополнительные стадии2. Другие — делят дисциплинарное производство на простое и сложное, относя к первому лишь две стадии (возбуждения дела и принятия решения о

привлечении к дисциплинарной ответственности и исполнение принятого решения, а ко второму — пять стадий (возбуждение дела о дисциплинарном проступке, рассмотрение дела, решение о наложении дисциплинарного взыскания, обжалование, исполнение решения)3. Эти и многие другие примеры свидетельствуют о многообразии существующих подходов к совокупности стадий, образующих дисциплинарное производство.

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел, по мнению автора, включает в себя две группы стадий: основные (возбуждение производства о совершении дисциплинарного проступка; рассмотрение имеющихся материалов (документов) и принятие

решения; исполнение решения) и факультативные (служебная проверка; обжалование решения; досрочное снятие дисциплинарного взыскания). В данной статье автор воздержится от характеристики каждой из указанных стадий, а обратит свое особое внимание к одной из них, а именно: досрочное снятие дисциплинарного взыскания.

Безусловно, точка зрения о необходимости выделения процедуры применения законодательно установленной меры поощрения в самостоятельную, пусть и факультативную, стадию дисциплинарного производства является дискуссионной. Полагаем, что данное предложение требует своего осмысления. Дело в том, что досрочное снятие дисциплинарного взыскания, как разновидность мер поощрения, не получило своего должного правового регулирования (не установлены необходимые для этого сроки; не указаны конкретные основания для инициирования данной меры поощрения; не определен порядок ее применения и процессуального оформления и т.д.). Вместе с тем, отсутствие надлежащей правовой регламентации рассматриваемого вопроса снижает стимулирующее воздействие данной меры и лишает сотрудника возможности прекратить испытывать неблагоприятные правовые последствия от примененного к нему дисциплинарного взыскания до истечения установленного законодательством срока. Кроме того, досрочное снятие дисциплинарного взыскания, как мера поощрения, имеет специфичные черты, отличающие ее от иных поощрительных мер. Так, указанный вид поощрения вынесен в отдельную часть статьи от основного перечня мер поощрений, применяемых к сотруднику ОВД4. Кроме этого, данная мера не только связывает поощрительную процедуру с дисциплинарным производством, имевшим место быть ранее, но и фактически завершает течение особого правового состояния «наказанности» нарушителя служебной дисциплины.

Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — закон «О службе в ОВД») предусмотрено два сценария снятия дисциплинарного взыскания с сотрудника органов внутренних дел (далее — сотрудник ОВД):

• автоматически, то есть по истечении года со дня применения дисциплинарного взыскания, если сотрудник ОВД в течение этого года не был подвергнут новому дисциплинарному взысканию;

• досрочно, то есть до истечения года со дня применения дисциплинарного взыскания.

При этом, сам закон не определяет перечень субъектов, к компетенции которых относится инициирование процедуры досрочного снятия дисциплинарного взыскания. Этот вопрос не решен и в подзаконном нормативном правовом акте. В соответствии с п. 11 Приказа МВД Российской Федерации от 6 мая 2013 г. № 241 «О некоторых вопросах применения мер поощрения и наложения дисциплинарных взысканий в органах внутренних дел Российской Федерации»5, досрочное снятие дисциплинарного взыскания возможно по решению руководителя (начальника), которым дисциплинарное взыскание было наложено, либо вышестоящего руководителя (начальника). Таким образом, круг лиц, обладающих правом возбудить процедуру досрочного снятия дисциплинарного взыскания точно не определен и фактически сводится лишь к руководителям, уполномоченным принимать итоговое решение по данному вопросу. Для сравнения, на государственной гражданской службе, в соответствии с п. 9 ст. 58 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»6, правом снятия дисциплинарного взыскания с государственного гражданского служащего до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания обладает представитель нанимателя по: а) собственной инициативе; б) по письменному заявлению государственного гражданского служащего; в) по ходатайству его непосредственного руководителя. В соответствии с трудовым законодательством, работодатель до истечения года со дня применения дисциплинарного взыскания имеет право снять его с работника по: а) собственной инициативе; б) просьбе самого работника; в) ходатайству его непосредственного руководителя; г) ходатайству представительного органа работников. Как видно из приведенных примеров, перечень лиц, обладающих правом инициировать процедуру досрочного снятия дисциплинарного взыскания, может быть

шире, чем это предусмотрено законодательством о службе в органах внутренних дел. В связи с этим предлагается внести соответствующие изменения в закон «О службе в ОВД», предоставив сотруднику ОВД, его непосредственному руководителю и иным лицам право ходатайствовать о досрочном снятии дисциплинарного взыскания.

Следующим нерешенным вопросом в рамках рассматриваемой стадии дисциплинарного производства, являются сроки. В настоящее время законодательством о службе в ОВД не определены временные интервалы, по истечении которых возможен «запуск» механизма досрочного снятия дисциплинарного взыскания. Хотелось бы обратить внимание на законодательство, регламентирующее порядок досрочного снятия дисциплинарного взыскания у военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. № 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (далее — Общевоинские уставы ВС РФ)7, данная мера поощрения имеет несколько иную формулировку в сравнении с законом «О службе в ОВД», а именно: «снятие ранее примененного дисциплинарного взыскания». Примечательно то обстоятельство, что в Общевоинских уставах ВС РФ установлены минимальные сроки для того, чтобы уполномоченные лица могли применить данную меру поощрения:

• снятие дисциплинарного взыскания — дисциплинарный арест — осуществляется командиром воинской части, в случае если военнослужащий не совершит нового дисциплинарного проступка: с солдат и матросов — не ранее трех месяцев после исполнения постановления судьи гарнизонного военного суда о назначении дисциплинарного ареста; с сержантов и старшин — неранее чем через шесть месяцев; с прапорщиков и мичманов — не ранее чем через год;

• снятие дисциплинарного взыскания — снижение в воинском звании (должности) — с солдат, матросов, сержантов и старшин осуществляется не ранее чем через шесть месяцев со дня его применения8;

• снятие дисциплинарного взыскания — снижение в воинской должности — с прапорщиков,

мичманов и офицеров осуществляется не ранее чем через год со дня его применения9; • снятие дисциплинарного взыскания — предупреждение о неполном служебном соответствии — осуществляется не ранее чем через год со дня его применения.

Вместе с тем, несмотря на то, что Общевоинскими уставами ВС РФ предусмотрены минимальные сроки, раньше которых невозможно снять ранее наложенное дисциплинарное взыскание, необходимо отметить, что это обстоятельство предусмотрено не для всех взысканий. Так, например, для выговора, строгого выговора, лишения очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег, лишения нагрудного знака отличника, и др. минимальных сроков «наказанности» не предусмотрено вовсе. Представляется, это означает, что командир (начальник) имеет право снять дисциплинарное взыскание без учета каких-либо минимальных сроков, когда посчитает, что оно «сыграло свою воспитательную роль и военнослужащий исправил свое поведение образцовым выполнением воинского долга»10.

Подобная законодательная практика установления по отдельным видам дисциплинарных взыскания минимальных сроков, ранее которых невозможно инициировать процедуру досрочного снятия дисциплинарного взыскания, видится очень интересной и может быть использована в том числе и в правовых актах, регламентирующих службу в органах внутренних дел.

Также хотелось бы обратить внимание на процессуальное оформление ходатайства о досрочном снятии дисциплинарного взыскания и сроки его рассмотрения. Законодательство о службе в органах внутренних дел не содержит формы подобного ходатайства, а также не определяет сроки его рассмотрения, что еще раз подтверждает невозможность обращения по этому вопросу к уполномоченному принимать решение руководителю (начальнику) каких-либо иных лиц. Для сравнения, в п. 34 Указа Президента РФ от 16 ноября 1998 г. № 1396 «Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации»11 обозначено, что непосредственный начальник может ходатайствовать о досрочном снятии с сотрудника дисциплинарного взыскания. Это ходатайство начальник,

наложивший дисциплинарное взыскание, обязан рассмотреть в срок не позднее 15 дней со дня его получения.

Определение перечня оснований для досрочного снятия ранее наложенного на сотрудника ОВД дисциплинарного взыскания также становится одной из задач, требующих своего правового оформления. Законодательством о службе в ОВД установлены три основания для применения мер поощрения: добросовестное выполнение служебных обязанностей, достижение высоких результатов в служебной деятельности, а также успешное выполнение задач повышенной сложности (ч. 1 ст. 48 закона «О службе в ОВД»). Мера поощрения в виде досрочного снятия ранее наложенного дисциплинарного взыскания вынесена отдельно от основной группы поощрительных мер и указана в ч. 2 ст. 48 закона «О службе в ОВД». Таким образом, перечисленные выше основания не распространяются на данный вид поощрения. Из этого следует сделать вывод о том, что оснований для досрочного снятия ранее наложенного на сотрудника ОВД дисциплинарного взыскания не предусмотрено вовсе. Законодательство знает примеры, где такая попытка была сделана. Так, например, в п. 34 Указа Президента Российской Федерации от 16 ноября 1998 г. № 1396 «Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации»12 закреплено, что начальник таможенного органа, наложивший на сотрудника дисциплинарное взыскание, или вышестоящий начальник может снять это взыскание до истечения года, если сотрудник заслужил это добросовестным отношением к службе и не допустил вновь нарушения служебной дисциплины. Безусловно, подобная формулировка видится достаточно обобщенной, лишенной конкретики, но она хотя бы определена. На наш взгляд, разработка перечня оснований для досрочного снятия ранее наложенного на сотрудника ОВД дисциплинарного взыскания, является важной и необходимой задачей, требующей своего разрешения.

Очередность снятия ранее наложенных дисциплинарных взысканий также требует отражения в законодательстве о службе в ОВД. Во многих нормативных правовых актах, регламентирующих прохождение различных видов государственной службы, установлено правило о том, что если в

отношении лица действуют несколько видов дисциплинарных взысканий, то в порядке поощрения одновременно может быть снято только одно дисциплинарное взыскание. При этом не указывается, какое именно взыскание из ранее наложенных и пока не снятых может быть выбрано. Однако из этого правила существуют исключения. В соответствии с п. 38 Приказа ФСКН России от 28 ноября 2008 г. № 424 «Об утверждении Инструкции по организации работы по применению поощрений и дисциплинарных взысканий в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ»13, при наличии двух и более дисциплинарных взысканий досрочно может быть снято одно (последнее) из них. Остается не совсем понятным такое уточнение, так как последнее из наложенных взысканий нередко бывает более строгим в сравнении с предыдущими, а также с момента его применения прошло меньше времени. Вместе с тем, сам факт законодательного регулирования этого вопроса, представляется интересным и может быть взят за основу в том числе и в органах внутренних дел.

Безусловно, это далеко не исчерпывающий перечень проблем в механизме реализации досрочного прекращения дисциплинарной «наказанности», которые требуют своего разрешения. Представляется, что трансформация досрочного снятия ранее наложенного на сотрудника ОВД дисциплинарного взыскания из мер поощрения в одну из факультативных стадий дисциплинарного производства позволило бы выявить имеющиеся пробелы в правовом регулировании рассматриваемого вопроса и разрешить их на законодательном уровне, повысив тем самым стимулирующее воздействие на поведение сотрудников, однажды нарушивших служебную дисциплину.

Литература

1. Бахрах Д.Н., Российский Б.В., Стари-лов Ю.Н. Административное право, 2008.

2. Бялт В.С. Стадии производства по привлечению сотрудников органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2008. № 2.

3. Касюлин В.В., Кивич Ю.В. Государственная служба в органах внутренних дел: Учебное пособие. М.: Московский университет МВД России, 2003.

4. Климкина Е.В. Административно-правовое регулирование дисциплинарной ответственности государственного гражданского служащего России: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14. М., 2006.

5. Ковшевацкий В.И. К вопросу о сущности и правовой природе административного принуждения // Вестник Московского университета МВД России.2015. № 6. С. 101—103.

References

1. Bakhrakh D.N., Rossinsky B.V., Starilov Yu.N. Administrative law, 2008.

2. Byalt VS. stages of production to attract employees of internal Affairs bodies to disciplinary action // Vestnik of Saint Petersburg University of MIA of Russia. 2008. No. 2.

3. Kazulin V.V., Civihc Yu.V. Public service in internal Affairs agencies: textbook. M.: Moscow University of MIA of Russia, 2003.

4. Klimkina E. V. Administrative-legal regulation of disciplinary responsibility of civil servants of Russia: dis. kand. the faculty of law. Sciences: 12.00.14. M., 2006.

5. Koussevitzky V.I. To the question about the essence and the legal nature of administrative coercive // Vestnik of the Moscow University of the MIA of Russia.2015. No. 6. P. 101—103.

1 Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старимое Ю.Н. Административное право, 2008.

2 Бялт В.С. Стадии производства по привлечению сотрудников органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2008. № 2; Климкина Е.В. Административно-правовое регулирование дисциплинарной ответственности государственного гражданского служащего России: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14. М., 2006 и другие.

3 Касюлин В.В., Кивич Ю.В. Государственная служба в органах внутренних дел: Учебное пособие. М.: Московский университет МВД России, 2003.

4 ч. 1. ст. 48 закона «О службе в ОВД» содержит 9 видов мер поощрений, применяемых к сотрудникам ОВД. Досрочное снятие ранее наложенного на сотрудника ОВД дисциплинарного взыскания среди них не указано. Упоминание о нем как о возможной мере поощрения содержится в ч. 2 ст. 48 закона «О службе в ОВД».

5 Российская газета. № 157. 19 июля 2013 г.

6 Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 31. ст. 3215.

7 Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 47 (1 ч.), ст. 5749.

8 Примечание: солдаты, матросы, сержанты и старшины восстанавливаются в прежнем воинском звании только при назначении их на соответствующую воинскую должность.

9 Примечание: может быть снято с военнослужащего без одновременного восстановления его в прежней должности.

10 п. 35 Указа Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (вместе с «Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации», «Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации»).

11 Собрание законодательства Российской Федерации. № 47. 1998. ст. 5742.

12 Там же.

13 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 6, 9 февраля 2009.

Арбитражный процесс. 7-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие // Под ред. Л.В. Тумановой, Н.Д. Эриашвили, Изд-во ЮНИТИ, 2016.

В пособии раскрыты институты арбитражного процессуального права, многоаспектно представлены такие важные вопросы арбитражного права, как иск и право на иск, производство по делам апелляционной и кассационной инстанций, обеспечительные меры, производство по делам, связанным с исполнением судебных актов, рассмотрение дел об административных правонарушениях, производство по делам с участием иностранных лиц и т.д.

Законодательство Российской Федерации в данной области права представлено по состоянию на 1 января 2015 г. В частности, указан порядок рассмотрения дел по корпоративным спорам, по защите прав и законных интересов группы лиц, дел о банкротстве, а также новой категории дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Для студентов, аспирантов (адъюнктов), курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России юридического профиля и преподавателей юридических вузов и факультетов, юристов-практиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.