товарах маркировки, и документации, подтверждающей легальность ввоза товаров в Российскую Федерацию.
При осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров проверочные мероприятия осуществляются отделами таможенной инспекции.
Если таможенными органами в ходе таможенной ревизии факт перемещения товаров с признаками контрафактности через таможенную границу России не будет установлен и доказан, то таможенные органы не имеют полномочий для возбуждения административного производства. В таком случае материалы, содержащие информацию об административном правонарушении, направляются в органы внутренних дел для принятия решения о возбуждении дела.
Успех политики по борьбе с контрафактом предполагает последовательное фронтальное продвижение, сочетающее ужесточение законодательных санкций и постоянный контроль со стороны правоохранительных органов, регулярный мониторинг рынка и последовательные усилия правообладателей, целевое обучение специалистов и широкую, социально ориентированную разъяснительную работу.
Проблема борьбы с оборотом контрафактной продукции выходит далеко за рамки внутренних проблем отдельно взятого государства. В целях пресечения увеличения мирового оборота контрафактной продукции Россия желает внести вклад в лучшее взаимопонимание и сотрудничество между государствами в интересах их взаимной выгоды на основе уважения суверенитета и равенства и содействовать охране интеллектуальной собственности во всем мире.
Контроль перемещения наличной валюты физическими и юридическими лицами
Порядок перемещения наличной валюты физическими лицами
Валютный контроль в неторговом обороте - одна из основных функций таможенной службы в России. Хотя в последние годы акцент деятельности таможни все больше смещается в сторону контроля за торговыми операциями, вопросы перемещения валюты и валютных ценностей физическими и юридическими лицами через таможенную границу РФ по-прежнему занимают важное место в сфере деятельности таможни.
Доклад подготовлен И.Г. Баталовым, начальником отдела валютного контроля Хабаровской таможни.
Основным законодательным актом, регулирующим проведение валютных операций в России, в том числе порядок перемещения наличной валюты физическими лицами, является федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ.
Действующий порядок перемещения наличной валюты физическими лицами предполагает, с одной стороны, усиление контроля за перемещением крупных сумм иностранной валюты и валюты Российской Федерации, а с другой, направлен на упрощение таможенного оформления валюты, ввозимой гражданами в личных целях.
В соответствии со ст. 15 федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» ввоз наличной валюты в Российскую Федерацию осуществляется иностранными физическими лицами без ограничений, при соблюдении требований таможенного законодательства Российской Федерации.
При единовременном ввозе наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в сумме, превышающей эквивалент 10 000 долл. США, ввозимая валюта подлежит декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму ввозимой валюты.
При ввозе наличной иностранной валюты, валюты Российской Федерации, превышающей в эквиваленте 10 000 долл. США, в случае неподачи физическим лицом письменной таможенной декларации, оно подлежит привлечению к административной ответственности в соответствие со ст. 16.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (Недекларирование или недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты Российской Федерации).
В случае неподачи физическим лицом письменной таможенной декларации на ввозимую валюту, превышающую в эквиваленте 10 000 долл. США плюс 250 тыс. руб., оно подлежит привлечению к уголовной ответственности за контрабанду по ч. 1 ст. 188 Уголовного кодекса Российской Федерации. В данном случае наказание предусматривает штраф в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб., либо лишение свободы на срок до пяти лет.
Протоколы о нарушениях при перемещении валюты составляются должностными лицами таможенных органов.
В соответствии со ст. 15 федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» при вывозе наличной валюты физическими лицами действуют следующие правила.
При единовременном вывозе наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, не превышающей в эквиваленте 3000 долл. США, письменное ее декларирования не требуется.
При единовременном вывозе наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации свыше 3000 долл. США вся вывозимая валюта подлежит декларированию путем подачи письменной таможенной декларации.
В случае неподачи физическим лицом письменной таможенной декларации на сумму вывозимой валюты, не превышающей в эквиваленте 3000 долл. США плюс 250 тыс. рубл., оно подлежит привлечению к административной ответственности по ст. 16.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (Недекларирование или недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты Российской Федерации). Сумма штрафа за административное правонарушение составит от одной до двух с половиной тысяч руб.
В случае неподачи физическим лицом письменной таможенной декларации на сумму вывозимой валюты, превышающей в эквиваленте 3000 долл. США плюс 250 тыс. руб., оно подлежит привлечению к уголовной ответственности за контрабанду по ч. 1 ст. 188 Уголовного кодекса Российской Федерации. Наказание предусматривает штраф в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб., либо лишение свободы на срок до пяти лет.
При единовременном вывозе наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации свыше 10 000 долл. США необходимо представление подтверждающего документа - въездной таможенной декларации, что вывозимая валюта ранее ввезена в Российскую Федерацию.
При вывозе и декларировании физическим лицом наличной иностранной валюты, валюты Российской Федерации, превышающей в эквиваленте 10 000 долл. США, и отсутствии у него документов, подтверждающих ее ввоз, оно подлежит привлечению к ответственности по ст. 15.25 ч. 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (Осуществление незаконных валютных операций). Сумма административного штрафа в данном случае составляет от 75 до 100 % от суммы, превышающей 10 000 долл. США.
В то же время при вывозе наличной валюты свыше 10 000 долл. США и отсутствии подтверждающих документов, физические лицо может сдать валюту, превышающую 10 000 долл., на хранение по квитанции таможенному органу на срок до 2 месяцев. По мотивированному обращению физического лица в таможенный орган срок хранения может быть продлен до 4 месяцев. По истечении указанного срока невостребованная валюта обращается в федеральную собственность.
Все установленные ограничения на вывоз валюты не распространяются на владельцев пластиковых карточек.
Порядок перемещения наличной валюты
юридическими лицами
Ввоз и вывоз наличной иностранной валюты и валюты Российской Федерации юридическими лицами осуществляется без ограничений, при соблюдении требований таможенного законодательства Российской Федерации.
Наличная валюта, перемещаемая юридическими лицами, подлежит декларированию таможенному органу путем подачи грузовой таможенной декларации. Порядок заполнения грузовой таможенной декларации установлен
Инструкцией, утвержденной приказом Федеральной таможенной службы от 04.09.2007 № 1057.
В случае недекларирования юридическими лицами по установленной форме иностранной валюты и валюты Российской Федерации, указанные лица подлежат ответственности, предусмотренной частью 1 ст. 16.2 Кодекса об административных правонарушениях. Штраф за административное правонарушение предусмотрен в размере от одной второй части до двукратного размера стоимости валюты, явившейся предметом административного правонарушения.