Научная статья на тему 'Валюта любит точный счёт'

Валюта любит точный счёт Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
59
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Валюта любит точный счёт»

22

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 2(39)/2007

Валюта любит точный счёт

Осуществление контроля за соблюдением российского валютного законодательства является одной из важных задач, возложенных на Федеральную таможенную службу. Актуальность этой работы подтверждается результатами деятельности таможенных органов по пресечению нарушений, совершенных физическими лицами при перемещении иностранной валюты и российских рублей через таможенную границу Российской Федерации.

В 2005 г. таможенные органы Российской Федерации возбудили в отношении физических лиц за нарушения в этой сфере 1 851 дело об административном правонарушении (АП), из которых 1 762 дела связаны с вывозом иностранной валюты и российских рублей, 89 - с их ввозом. В 2006 г. общее количество возбужденных дел об АП - 3 239, включая 3 108 дел по незаконному вывозу инвалюты и российских рублей, 131 - по их ввозу. За I квартал текущего года таможенными органами возбуждено 840 дел об АП, из них 810 - по вывозу и 30 - по ввозу инвалюты и российских рублей. Большинство этих дел были возбуждены по ст. 16.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - «Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты Российской Федерации».

На территории Чукотского автономного округа обстановка в сфере соблюдения валютного законодательства сравнительно спокойная. Согласно статистике, в 2005-2006 гг. и в 1 квартале 2007 г. в отношении граждан, пересекающих государственную границу Российской Федерации в зоне деятельности Чукотской таможни не заведено ни одного дела об административном правонарушении в части незаконного перемещения иностранной валюты. Физическими лицами, пересекающими таможенную границу Российской Федерации, являются экипажи воздушных и морских судов, иностранные рабочие, туристы, коренные жители, совершающие безвизовые поездки на Аляску по взаимному соглашению между Россией и США. В 2006 г. Чукотской таможней оформлено всего 4 108 физ. лиц, а в I квартале 2007 г. - лишь 195 человек. Данная категория граждан хорошо знакома с таможенным законодательством и подобных нарушений не допускает. Информация о правилах перемещения иностранной валюты через таможенную границу Российской Федерации размещена во всех пунктах пропуска Чукотки, на информационных стендах Чукотской таможни, в таможенных постах: Анадырский, Морской порт Провидения, Аэропорт Анадырь.

Летом многие жители Чукотки планируют впервые отдохнуть за пределами Российской Федерации. В этой связи российское таможенное ведомство призывает всех к строгому соблюдению действующего в стране валютного

В ПОМОЩЬ УЧАСТНИКУ ВЭД

23

законодательства. В преддверии сезона отпусков и массового выезда российских туристов за рубеж этот призыв, конечно же, обращен к физическим лицам, которые, как представляется, сами заинтересованы в том, чтобы ничто не омрачало их зарубежные поездки. Правила перемещения ими иностранной валюты и российских рублей чрезвычайно просты и размещены на информационных стендах в каждом пункте пропуска на государственной границе Российской Федерации, а также на официальном Интернет-сайте ФТС России по адресу http://www.customs.ru

Справка

Федеральный закон от 18.07.2005 № 90-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» изменил правила перемещения физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации иностранной валюты, валюты Российской Федерации (рублей) и ценных бумаг.

Данным законом введено требование о декларировании физическими лицами в письменной форме ввозимой в Российскую Федерацию наличной иностранной валюты, валюты Российской Федерации, дорожных чеков, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме, если их общая сумма в эквиваленте превышает 10 тыс. долл. США. При этом количественных ограничений на ввоз этих ценностей физическими лицами, как и прежде, нет. Требование же о декларировании обусловлено необходимостью ведения статистического учета и контроля перемещения крупных сумм наличных денежных средств и ценных бумаг.

Законом установлено, что сумма денежной наличности (иностранной валюты и российских рублей), вывозимой физическим лицом за пределы Российской Федерации, не должна превышать 10 тыс. долл. США в эквиваленте по курсу Центрального банка Российской Федерации на день пересечения государственной границы. Исключение составляют суммы ранее ввезенных рублей и иностранной валюты, которые могут вывозиться сверх 10 тыс. долл. США, но при обязательном условии подтверждения факта их ввоза соответствующей таможенной декларацией или их перевода в Российскую Федерацию путем предоставления справки банка или иного официального документа. Одновременно с этим закон предусматривает, что вывозимые наличные денежные средства (иностранная валюта и российские рубли), не превышающие в общей сумме 3000 долл. США, не подлежат обязательному письменному декларированию со стороны физических лиц. Отдельно законом оговорен порядок ввоза и вывоза физическими лицами дорожных чеков. Это вызвано тем, что дорожные чеки не могут быть отнесены к понятию ценных бумаг из-за отсутствия у них всех обязательных реквизитов, присущих ценной бумаге. Теперь при ввозе в Российскую Федерацию дорожные чеки подлежат обязательному письменному декларированию в случае, если их сумма (включая сумму единовременно ввозимых наличной иностранной валюты, валюты РФ, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме) превышает 10 тыс. долл. США. При вывозе из Российской Федерации дорожные чеки подлежат декларированию физическими лицами в письменной форме в случае,

24

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 2(39)/2007

если их сумма превышает в эквиваленте 10 тыс. долл. США (без учета суммы других вывозимых ценностей). В то же время ограничения по сумме на вывоз дорожных чеков действующим российским законодательством не предусмотрены. В остальных случаях вывозимые дорожные чеки письменно декларируются физическими лицами по желанию.

При превышении установленных норм вывоза валюты, рублей и ценных бумаг, а также дорожных чеков, если этот вывоз производится без их сокрытия от таможенного контроля с соблюдением требования о письменном декларировании в случае невозможности немедленного возврата ценностей на территорию Российской Федерации, для физических лиц сохраняется возможность оставить их на временное хранение в таможенном органе путем оформления квитанции по форме ТС-21. Для этого физическим лицам при заполнении пассажирской декларации необходимо одновременно заполнить бланк заявления о принятии на временное хранение валюты на сумму, превышающую норму вывоза, и подать его при прохождении таможенного оформления и контроля. При этом следует учесть, что физические лица, входящие в зону таможенного контроля, уже обязаны иметь на руках письменно заполненные бланки пассажирской декларации и заявления о принятии на временное хранение валюты, превышающей норму вывоза, установленную законом.

Срок такого временного хранения составляет два месяца и может быть продлен по мотивированному обращению физического лица до 4 месяцев. При предъявлении квитанции ценности будут возвращены тому, кто их сдал, либо его доверенному лицу.

Бланки заявления о принятии на временное хранение валюты, превышающей норму вывоза, находятся в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации на тех же столиках, на которых размещены чистые бланки пассажирской декларации.

Ольга Левина, пресс-секретарь Чукотской таможни

Инструкция о порядке рассмотрения обращений граждан в таможенных органах

21 марта 2007 г. вступил в силу приказ Федеральной таможенной службы от 25 декабря 2006 г. № 1370 «Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения обращений граждан в таможенных органах», принятый в целях реализации положений Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке обращений граждан Российской Федерации» и совершенствования работы с обращениями граждан в таможенных органах Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.