Научная статья на тему 'Усиление ответственности за новые преступления в сфере незаконных финансовых операций'

Усиление ответственности за новые преступления в сфере незаконных финансовых операций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1034
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕГАЛИЗАЦИЯ (ОТМЫВАНИЕ) ДОХОДОВ / ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ / ПРЕДИКАТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кравец Ю. П.

Рассматриваются вопросы уголовной ответственности за новые преступления в сфере незаконных финансовых операций и излагаются предложения по совершенствованию законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кравец Ю. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PENALTY ENHANCEMENT FOR NEW CRIMES IN THE FIELD OF ILLEGAL FINANCIAL TRANSACTIONS

The article examines the criminalization of new offences in illegal financial transactions and presents some proposals to improve the legislation.

Текст научной работы на тему «Усиление ответственности за новые преступления в сфере незаконных финансовых операций»

Право

УДК 343

УСИЛЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НОВЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ НЕЗАКОННЫХ ФИНАНСОВЫХ ОПЕРАЦИЙ

© 2014 г. Ю.П. Кравец

Волжская государственная академия водного транспорта

[email protected]

Поступила в редакцию 7.10.2014

Рассматриваются вопросы уголовной ответственности за новые преступления в сфере незаконных финансовых операций и излагаются предложения по совершенствованию законодательства.

Ключевые слова: легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, предикатные преступления.

Развитие экономической и социальной сфер деятельности государства обусловили новые тенденции в структуре и динамике преступности - как положительные, так и отрицательные. Это влечет за собой необходимость адекватного уголовно-правового реагирования. Появляются новые виды преступлений, совершенствуются формы и способы преступной деятельности, которые требуют установления соответствующей уголовной ответственности.

Существенные новации затронули значительное количество составов преступлений, особенности в сфере экономической деятельности. С учетом современных реалий, требований международных конвенций, научных критериев криминализации возникла необходимость введения в УК РФ некоторых новых составов преступлений. Динамизм развития социально-экономических отношений в стране, изменчивость отечественного законодательства в совокупности с традициями российского уголовного права и уголовно-правовой доктрины нашли свое отражение в проекте Концепции уголовно-правовой политики РФ 2012 года [1].

Федеральным законом от 28.06.2013 № 134-ФЗ [2] «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» внесены существенные изменения в действующее законодательство.

Новый Закон значительно усилил контроль за легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем. Из определения легализации (отмывания) таких доходов исключено положение о том, что данное понятие не применяется к ряду преступлений экономического характера (статьи 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ). В новой редакции Закона о

противодействии преступным доходам не предусматривается никаких исключений для квалификации отдельных действий в качестве легализации (отмывания) упомянутых доходов. Тем самым существенно расширена область деятельности, характеризуемая уголовным законом как преступная.

Согласно Закону о противодействии преступным доходам под легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступных путем, понимается придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступлений. В науке уголовного права последние определяются как предикатные преступления, которые предшествуют легализации денежных средств. То есть, прежде чем установить факт отмывания доходов, необходимо доказать, что они были получены в результате совершения предикатного преступления. До принятия Закона № 134-ФЗ законодатель не все преступления относил к предикатным. Например, таковыми не могли быть невозвращение из-за границы иностранной валюты в крупном размере (ст. 193 УК РФ), уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ), налоговые преступления (статьи 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ).

В юридической науке к вопросу о включении или невключении составов преступлений (в частности, налоговых) в понятие легализации сложилось два подхода. Согласно первому денежные средства, которые приобретены путем совершения не предикатных правонарушений, легализовать нельзя. Объясняется это следующим. В соответствии со ст. 174, 174.1 УК РФ в результате совершения преступления денежные средства или иное имущество должны приобре-

таться, т.е. увеличивать имущество виновного лица. Между тем деяния, не отнесенные законодателем к числу предикатных, приводят к преступному неуменьшению, сохранению прежних размеров имущества. Сторонники второго подхода считают предикатными и те категории преступлений, которые составляли исключения по действовавшему до недавнего времени уголовному законодательству. В защиту данной позиции можно привести такие аргументы: при совершении преступлений, упомянутых в ст. 193, 194, 198-199.2 УК РФ, виновное лицо также приобретает незаконный доход, только иным путем. Например, при уклонении от уплаты налогов или таможенных платежей происходит увеличение имущества преступника за счет тех средств, которые должны были поступить в доход государства. Другими словами, виновное лицо удерживает то, что ему не принадлежит [3].

Представляется, что второй подход является более правильным, поскольку он отражает повышенную общественную опасность легализации (отмывания) преступных доходов. Ранее, до вступления в силу ФЗ № 134-Ф3, в определении предикатных преступлений применялся первый подход.

Федеральный закон № 134-Ф3 от 28.06.2013 года расширил сферу действия законодательства о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов, включив в ст. 5 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 года № 115-ФЗ [4] перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом следующих лиц: страховых брокеров; общества взаимного страхования; негосударственные пенсионные фонды, имеющие лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию; операторов связи, имеющих право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи. Вместе с этим ч. 2 ст. 5 ФЗ о противодействии преступным доходам в новой редакции предусматривает, что действие данного ФЗ распространяется на индивидуальных предпринимателей, если они: являются страховыми брокерами; осуществляют скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий; оказывают посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

ФЗ № 134-ФЗ внес изменения в отношении мер по противодействию легализации (отмыва-

нию) преступных доходов. Кредитные организации имели право отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом в случаях, предусмотренных Законом о противодействии преступным доходам, а также при определенных обстоятельствах вправе расторгнуть договор банковского счета (вклада). Это было возможно тогда, когда в течение календарного года приняты два и более решения об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции. Причиной отказа могло быть непредставление клиентом необходимых документов или наличие у кредитной организации оснований считать такую операцию подозрительной. Закон № 134-ФЗ предусматривает, что для такого отказа достаточно только подозрений о том, что целью заключения договора является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Кроме этого, ФЗ № 134-ФЗ ввел дополнительные правовые инструменты, которые могут быть использованы в целях пресечения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем. К ним относится возможность блокирования (замораживания) денежных средств или иного имущества организаций или физических лиц (ст. 7.4 Закона о противодействии преступным доходам). Организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, обязана не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки Росфинмониторинг (подп. 7 п. 1 ст. 7 Закона о противодействии преступным доходам).

В связи с принятием ФЗ № 134-ФЗ изменениям подверглись положения о контроле над конечными получателями денежных средств. Ранее в Законе о противодействии преступным доходам говорилось лишь о выгодоприобретателе как о лице, к выгоде которого действует клиент организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, при проведении соответствующих операций. Данный закон ввел новое понятие - «бенефициарный владелец». Под ним следует понимать физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом - юридиче-

ским лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента (абз. 13 ст. 3 Закона о противодействии преступным доходам). Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев и применению к ним предусмотренных законом требований (абз. 14 ст. 3, подп. 2 п. 1 ст. 7 Закона о противодействии преступным доходам). Если в результате предпринятых мер по идентификации бенефициарный владелец не будет выявлен, то им может быть признан единоличный исполнительный орган клиента (абз. 5 подп. 2 п. 1 ст. 7 Закона о противодействии преступным доходам). ФЗ № 134-ФЗ также установлено, что организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, обязана предоставлять по запросу Росфинмонито-ринга информацию об операциях бенефициарных владельцев клиентов. Кредитные организации должны, кроме этого, предоставлять сведения о движении средств по счетам (вкладам) своих клиентов в порядке, установленном Банком России по согласованию с Росфинмонито-рингом (абз. 1 подп. 5 п. 1 ст. 7 Закона о противодействии преступным доходам).

Федеральный закон № 134-ФЗ предусматривает ряд изменений в законодательстве о государственной регистрации юридических лиц, направленных на снижение количества «фирм-однодневок», уменьшение случаев регистрации юридических лиц по украденным или потерянным документам. Данный закон в п. 3 ст. 51 ГК РФ предусматривает обязанность регистрирующего органа проверять достоверность сведений, включаемых в ЕГРЮЛ. Кроме этого, заинтересованным лицам в установленном порядке будет заблаговременно сообщаться о внесении каких-либо изменений в устав юридического лица или иные сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, если такие изменения затрагивают их интересы (п. 4 ст. 51 ГК РФ). Упомянутые лица смогут направить в регистрирующий орган письменные возражения относительно предстоящих изменений устава юридического лица или сведений в ЕГРЮЛ (абз. 2 п. 4 ст. 51 ГК РФ). При этом информация о факте представления документов в регистрирующий орган будет размещаться на официальном сайте последнего не позднее рабочего дня, следующего за днем получения документов. Закон установил новые основания для отказа в государственной регистрации (подп. «к» - «р» п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации). Новая редакция

ст. 51 ГК РФ допускает возможность признания недействительной государственную регистрацию юридического лица в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер. Кроме того, включенные в ЕГРЮЛ данные о юридическом лице могут быть оспорены в суде, если они недостоверны или включены в упомянутый реестр с нарушением закона (п. 6 ст. 51 ГК РФ).

ФЗ № 134-ФЗ внес изменения в отдельные федеральные законы, связанные с введением ограничений на занятие должностей в различных юридических лицах, а также контролем за такими назначениями. Такие изменения внесены в Закон об организации страхового дела; Закон о рынке ценных бумаг; Федеральный закон от 29.11.2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»; Федеральный закон от 02.07.2010 г. № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»; Федеральный закон от 29.10.1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)». Особое внимание следует обратить на ограничения права пользования и распоряжения своим имуществом, установленные для физических лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за преступление в сфере экономической деятельности или преступление против государственной власти. Эти нормы права, вводящие запреты на участие в управлении хозяйственным обществом, а также на возможность пользования и распоряжения имущественными правами, которые принадлежат лицам с судимостью за определенные преступления, являются беспрецедентными для российского законодательства [5].

ФЗ от 28.06.2013 года № 134-ФЗ внес определенные изменения в уголовное законодательство. Указанным ФЗ введены дополнительные уголовно-правовые меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Среди этих мер можно назвать расширение перечня преступлений, совершение которых может повлечь конфискацию имущества, предусмотренную ст. 1041 УК РФ. В перечень таких преступлений включены преступления, предусмотренные статьями 174 и 1741 УК РФ, устанавливающие ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем и ст. 2001 УК РФ «Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов». Представляется, что данный шаг законодателя является правильным, достаточно продуманным и своевременным.

Изменения внесены и в ст. 193 УК РФ, в которой детализированы способы уклонения от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или в российской валюте. Была снижена граница крупного размера, предусмотренного при совершении этого преступления: с 30 млн руб. до 6 млн руб. Указанным ФЗ № 134-ФЗ УК РФ дополнен новой статьей, устанавливающей ответственность за совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ на счета нерезидентов с использованием подложных документов (ст. 193.1 УК РФ). Кроме этого, в УК РФ введена новая статья о контрабанде наличных денежных средств и (или) денежных инструментов (ст. 200.1 УК РФ).

В соответствии с ФЗ от 28 июня 2013 года № 134-ФЗ внесены также изменения в действующее уголовное законодательство. Указанный Федеральный закон ужесточил уголовную ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем или в результате совершения преступления, и изложил статьи 174 и 174.1 УК РФ в новой редакции.

Нововведения проявляются в следующих аспектах: во-первых, привлечение к уголовной ответственности будет осуществляться за легализацию доходов, полученных от любых преступных деяний, в том числе и при совершении преступлений, предусмотренных статьями: 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ, на которые раньше не распространялась уголовная ответственность, предусмотренная статьями 174 и 174.1 УК. Тем самым существенно расширена область деятельности, характеризуемая уголовным законом как преступная. Во-вторых, уголовная ответственность за легализацию денежных средств, полученных лицом в результате совершения преступления при отсутствии квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 174.1 УК), будет наступать независимо от размера суммы финансовой операции и иной сделки данного лица. До настоящего времени основной состав этого преступления предусматривался только при совершении операций в крупном размере, то есть на сумму, превышающую 6 миллионов рублей. В-третьих, законодатель значительно снизил верхний предел крупного размера в Примечании к ст. 174 УК: с суммы, превышающей 6 миллионов рублей, до суммы, превышающей 1,5 миллиона рублей. Полагаем, что изложенный новый диффренцированный подход законодателя к определению крупного размера полностью соответствует современным

требованиям противодействия предпринимательским преступлениям в условиях рыночных экономических отношений.

Уголовный кодекс РФ дополнен ФЗ от 28.06.2013 г. № 134-ФЗ статьей 200.1, предусматривающей уголовную ответственность за контрабанду наличных денежных средств и (или) денежных инструментов. Данное преступление связано с уклонением от уплаты таможенных платежей и перемещением через таможенную границу Таможенного союза наличных денежных средств и денежных инструментов. За незаконный провоз наличных денежных средств через границы Таможенного союза устанавливается уголовная ответственность. Необходимость декларирования перемещаемых наличных денежных средств и денежных инструментов, если она устанавливается нормативно-правовыми актами, превращает их в возможный предмет контрабанды.

Незаконное перемещение наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС преследуется в уголовном порядке при их стоимости, превышающей 20000 долларов США (крупный размер). Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза наличных денежных средств и (или) денежных инструментов на сумму, превышающую 50000 долларов США (особо крупный размер).

В связи с принятием Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ [6] «О таможенном регулировании в Российской Федерации» Таможенный кодекс РФ, принятый Законом РФ от 18.06.1993 года № 5221-1, утратил силу. В настоящее время таможенное регулирование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Таможенным кодексом таможенного союза, принятого Решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) на уровне глав государств от 27.11.2009 года № 17 (в редакции Протокола от 16.04.2010 года).

В соответствии со ст. 1 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» целями таможенного регулирования являются: обеспечение выполнения РФ международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, р е-шений органов Таможенного союза в сфере таможенного регулирования и таможенного дела; обеспечение экономической безопасности РФ при осуществлении внешней торговли товарами; обеспечение соблюдения прав и законных интересов лиц, осуществ-

ляющих деятельность, связанную с ввозом товаров в РФ и их вывозом из РФ.

Таможенное регулирование в Таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества представляет собой правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.

В соответствии со ст. 2 Таможенного кодекса единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией. Пределы таможенной территории Таможенного союза являются таможенной границей Таможенного союза.

В соответствии со ст. 4 ФЗ от 27.11.2010 г. № 311 -ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (в редакции от 21.12.2013 г.) правовые отношения, связанные с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, регулируются в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

Официально опубликованные международные договоры, составляющие договорно-правовую базу Таможенного союза, и решения органов Таможенного союза действуют в Российской Федерации непосредственно, если не содержат требований по изданию внутригосударственных актов для их применения. В случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, Правительство Российской Федерации вправе определять порядок применения актов таможенного законодательства Таможенного союза в Российской Федерации в соответствии с указанным Федеральным законом № 311-ФЗ.

Отношения в области таможенного дела в Российской Федерации регулируются таможенным законодательством Таможенного союза и

законодательством Российской Федерации о таможенном деле. Законодательство Российской Федерации о таможенном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним иных федеральных законов. Порядок фактического пересечения товарами и транспортными средствами государственной границы Российской Федерации регулируется законодательством Российской Федерации о государственной границе Российской Федерации, а в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о государственной границе Российской Федерации, - законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации валюты государств - членов Таможенного союза, валюты Российской Федерации, внутренних ценных бумаг, валютных ценностей и дорожных чеков регулируется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, международным договором государств - членов Таможенного союза, валютным законодательством Российской Федерации и с настоящим Федеральным законом.

Статья 188 УК РФ, предусматривавшая ответственность за контрабанду, признана утратившей силу в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» от 07.12.2011 года № 420-ФЗ [7]. Под контрабандой в действующем уголовном законодательстве понимается незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, совершенное в крупном размере, без письменного декларирования и с сокрытием от таможенного контроля.

При комментарии состава преступления, предусмотренного в статье 200.1 УК РФ использованы различные бланкетные признаки: таможенная граница, Таможенный союз, ЕврАзЭС, наличные денежные средства, денежные инструменты, таможенный контроль, таможенное законодательство, письменное декларирование и т.д., для уяснения содержания которых необходимо обращение к таможенному законодательству и прежде всего к Федеральному закону «О таможенном регулировании в РФ» и Таможенному кодексу Таможенного союза.

Часть 1 ст. 200.1 УК РФ устанавливает ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, совершенное в

крупном размере. Часть 2 ст. 200.1 УК РФ предусматривает ответственность за деяние, предусмотренное частью первой данной статьи, совершенное в особо крупном размере или группой лиц.

Общественная опасность данного преступления заключается в том, что при его совершении причиняется вред правам и интересам российских и зарубежных товаропроизводителей, а также интересам государства. Контрабанда причиняет ущерб общественным отношениям в сфере торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка при его взаимодействии с мировым рынком или рынками других стран. Способы совершения контрабанды названы в ч. 1 ст. 200.1 УК РФ.

В отношении основного непосредственного объекта контрабанды в науке высказаны различные позиции. Б.В. Волженкин определял непосредственный объект контрабанды как общественные отношения, регулирующие установленный порядок осуществления внешнеэкономической деятельности [8]. А.И. Чучаев и С.Ю. Иванова понимают под непосредственным объектом всех таможенных преступлений законодательно урегулированную деятельность таможенных органов, направленную на достижение экономических целей [9]. С.В. Максимов определяет непосредственный объект контрабанды как общественные отношения, обеспечивающие интересы российских и зарубежных товаропроизводителей, а также бюджетные интересы России в части формирования его посредством таможенных платежей [10]. Я. Васильева определяет объект контрабанды как общественные отношения, регулируемые таможенным законодательством, прежде всего -установленный законом порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов [11]. По мнению Н.А. Лопашенко, непосредственным объектом данного преступления являются общественные экономические отношения, соответствующие принципу запрета заведомо криминальных форм поведения в экономической деятельности [12].

Как представляется, следует согласиться с мнением, высказанным в литературе о том, что непосредственный объект контрабанды - это общественные отношения в сфере таможенного дела, обеспечивающие установленный порядок товарооборота через таможенную границу и внесение в бюджет таможенных платежей [13]. Сущность всех таможенных преступлений состоит, прежде всего, в нарушении установленного порядка осуществления внешнеэкономи-

ческой деятельности в том или ином виде, и если объект контрабанды будет определяться как деятельность таможенных органов, то это приведет к тому, что сущностью таможенных преступлений будет являться нарушение их деятельности, а не те интересы государства и его граждан, которые страдают при контрабанде.

Предметом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 200.1 УК РФ, являются наличные денежные средства и (или) денежные инструменты. Согласно п. 35 ст. 4 ТК ТС под товаром понимается любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств -членов Таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу. В Федеральном законе от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» понятие «товары» определено как любое имущество, ввозимое в Российскую Федерацию или вывозимое из Российской Федерации (подп. 7 п. 1 ст. 5).

Под наличными денежными средствами понимаются денежные знаки в виде банкнот и казначейских билетов, монет, за исключением монет из драгоценных металлов, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в государствах - членах Таможенного союза или иностранных государствах (группе иностранных государств), включая изъятые либо изымаемые из обращения, но подлежащие обмену на находящиеся в обращении денежные знаки. В соответствии с примечанием 5 к ст. 200.1 УК РФ «денежные инструменты» -это дорожные чеки, векселя, чеки (банковские чеки), а также ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата.

Объективная сторона преступления включает действие, определяемое в законе, совершаемое способом, указанным в ч. 1 ст. 200.1 УК РФ и выражается в незаконном перемещении через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, совершенном в крупном размере.

Обязательным признаком объективной стороны преступления является крупный размер стоимости незаконно перемещаемых наличных денежных средств и (или) денежных документов. Для наступления ответственности по ч. 1 ст. 200.1 УК РФ необходимо незаконное пере-

мещение предметов преступления в крупном размере. Согласно примечанию 1 к данной статье, рассматриваемое деяние признается совершенным в крупном размере, если сумма незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимость незаконно перемещенных денежных инструментов превышает двукратный размер суммы наличных денежных средств и (или) стоимости дорожных чеков, разрешенных таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС к перемещению без письменного декларирования, то есть при их стоимости, превышающей в эквиваленте 20000 долларов США.

Порядок перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза, установлен Договором, утвержденным Решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 05.07.2010 г. № 51. В соответствии с порядком, установленным в Договоре, физическим лицам разрешено ввозить на таможенную территорию Таможенного союза и вывозить с таможенной территории Таможенного союза без письменного декларирования наличные денежные средства и (или) дорожные чеки на общую сумму, равную либо не превышающую в эквиваленте 10000 долларов США. При единовременном вывозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10000 долларов США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки подлежат таможенному декларированию в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации на всю сумму вывозимых наличных денежных средств и (или) дорожных чеков. Данные положения не распространяются на ввоз и вывоз денежных инструментов, отличных от дорожных чеков. Их перемещение через таможенную границу Таможенного союза, в соответствии с Договором, осуществляется при условии таможенного декларирования в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации, вне зависимости от стоимости дорожных инструментов.

В примечании 4 к ст. 200.1 УК РФ содержится поощрительная норма права. Согласно данному примечанию, лицо, добровольно сдавшее наличные денежные средства и (или) денежные инструменты, указанные в ст. 200.1 УК, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления. Не могут признаваться добровольной сдачей наличных денежных

средств и (или) денежных инструментов, указанных в ст. 200.1 УК, их обнаружение при применении форм таможенного контроля, их изъятие при задержании лица, а также при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию.

В ч. 2 ст. 188 УК РФ предусмотрена ответственность за контрабанду денежных средств и (или) денежных инструментов в особо крупном размере или группой лиц. В соответствии с примечанием 2 к ст. 200.1 УК РФ деяние, предусмотренное ст. 200.1 УК, признается совершенным в особо крупном размере, если сумма незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимость незаконно перемещенных денежных инструментов превышает пятикратный размер суммы наличных денежных средств и (или) стоимости дорожных чеков, разрешенных таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭс к перемещению без письменного декларирования, то есть на сумму, превышающую 50000 долларов США.

Как представляется, введение административной ответственности за данное правонарушение позволит предупреждать совершение рассматриваемого преступления, а тем самым снижать количество данных преступлений. На это направлена ст. 16.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты, валюты Российской Федерации, дорожных чеков либо внешних или внутренних ценных бумаг в документарной форме, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и подлежащих письменному декларированию, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей.

Список литературы

1. Проект Концепции уголовно-правовой политики РФ 2012 г. // СПС «Консультант плюс». 2012.

2. Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЭ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» // СПС «Консультант плюс». 2013.

3. Аналитический обзор Федерального закона № 134-ФЭ от 28.06.2013 г. // СПС «Консультант плюс». 2013.

4. ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 года № 115-ФЗ // СПС «Консультант плюс». 2012.

5. Аналитический обзор Федерального закона № 134-ФЭ от 28.06.2013 г. // СПС «Консультант плюс». 2013.

6. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЭ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс». 2010.

7. Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» от 07.12.2011 года № 420-ФЗ // СПС «Консультант плюс». 2011.

8. Волженкин Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности. СПб., 2002. С. 386.

9. Чучаев А.И., Иванова С.Ю. Таможенные преступления в новом УК РФ // Государство и право. 1998. № 11. С. 43.

10. Гаухман Л.Д., Максимов С.В. Преступления в сфере экономической деятельности. М., 1998. С. 267.

11. Васильева Я. Контрабанда: актуальные проблемы квалификации // Уголовное право. 2005. № 3. С. 15.

12. Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономики. М., 2006. С. 508.

13. Михайлов В.И., Федоров А.В. Таможенные преступления. СПб., 1999. С. 14.

PENALTY ENHANCEMENT FOR NEW CRIMES IN THE FIELD OF ILLEGAL FINANCIAL TRANSACTIONS

Yu.P. Kravets

The article examines the criminalization of new offences in illegal financial transactions and presents some proposals to improve the legislation.

Keywords: legalization (laundering) of proceeds from crime, predicate offences.

Referemes

1. Proekt Koncepcii ugolovno-pravovoj politiki RF 2012 g. // SPS «Konsul'tant pljus». 2012.

2. Federal'nyj zakon ot 28.06.2013 № 134-FZ «O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Ros-sijskoj Federacii v chasti protivodejstvija nezakonnym fi-nansovym operacijam» // SPS «Konsul'tant pljus». 2013.

3. Analiticheskij obzor Federal'nogo zakona № 134-FZ ot 28.06.2013 g. // SPS «Konsul'tant pljus». 2013.

4. FZ «O protivodejstvii legalizacii (otmy-vaniju) dohodov, poluchennyh prestupnym putem, i finansiro-vaniju terrorizma» ot 07.08.2001 goda № 115-FZ // SPS «Konsul'tant pljus». 2012.

5. Analiticheskij obzor Federal'nogo zakona № 134-FZ ot 28.06.2013 g. // SPS «Konsul'tant pljus». 2013.

6. Federal'nyj zakon ot 27.11.2010 № 311-FZ «O tamozhennom regulirovanii v Rossijskoj Federacii» // SPS «Konsul'tant pljus». 2010.

7. Federal'nyj zakon «O vnesenii izmenenij v Ugolovnyj kodeks RF i otdel'nye zakonodatel'nye akty RF» ot 07.12.2011 goda № 420-FZ // SPS «Konsul'tant pljus». 2011.

8. Volzhenkin B.V. Prestuplenija v sfere jekonomicheskoj dejatel'nosti. SPb., 2002. S. 386.

9. Chuchaev A.I., Ivanova S.Ju. Tamozhennye prestuplenija v novom UK RF // Gosudarstvo i pravo. 1998. № 11. S. 43.

10. Gauhman L.D., Maksimov S.V. Prestuplenija v sfere jekonomicheskoj dejatel'nosti. M., 1998. S. 267.

11. Vasil'eva Ja. Kontrabanda: aktual'nye prob-lemy kvalifikacii // Ugolovnoe pravo. 2005. № 3. S. 15.

12. Lopashenko N.A. Prestuplenija v sfere jeko-nomiki. M., 2006. S. 508.

13. Mihajlov V.I., Fedorov A.V. Tamozhennye prestuplenija. SPb., 1999. S. 14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.