Молибога Н.О.
актуальные вопросы противодействия незаконному вывозу капитала из россии в современных условиях
цель: Исследование актуальных вопросов противодействия незаконному вывозу капитала из России.
Методология: Использовались формально-юридический и системный методы. Результаты: В статье рассматривается актуальность противодействия незаконному вывозу капитала. Проанализировано российское законодательство в сфере противодействия незаконному вывозу капитала. Предложены меры противодействия.
Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает определенной научной ценностью, поскольку в ней рассмотрена актуальная проблема противодействия незаконному вывозу капитала.
Ключевые слова: незаконный вывоз, капитал, финансовые операции, валютное регулирование, противодействие.
Moliboga N.O.
ACTUAL ISSUES OF COUNTERACTION TO ILLEGAL ExPORT OF CAPITAL
Purpose: Research of actual issues of counteraction to illegal export of capital from Russia Methodology: Formally-legal and statistical method were used.
Results: The article considers the relevance of counteraction to the illegal export of capital. The Russian legislation has been analyzed in the sphere of combating illicit export of capital. Proposed measures to combat the illegal export of capital.
Novelty/originality/value: The article has a certain scientific value, because it addresses the actual problem of countering illegal export of capital.
Keywords: illegal export, capital, financial operations, currency regulation, counteraction.
Особенностью современной модели участия России в трансграничном движении капитала является превышение вывоза капитала над ввозом, причем значительная часть капитала вывозится незаконно. По данным платежного баланса, ежегодно составляемого Центральным банком России, только после экономического кризиса 2008 года за период 2009-2016 гг. объем незаконного вывоза капитала оценивается в 205,9 млрд долл. США, что составляет 40 % от чистого вывоза капитала [8]. По оценке Международной организации Global Financial Integrity, по незаконному вывозу капитала в 2004-2013 гг. среди развивающихся стран Россия находится на втором месте после Китая, в среднем за год из страны незаконно выводится 104,9 млрд долл. США [5]. Это отражает степень криминализации национальной экономики, создает дополнительные риски для экономической безопасности страны и стабильности национального финансового рынка. Поэтому противодействие незаконному вывозу капитала является одной из актуальных и важнейших задач как для повышения конкурентоспособности отечественной экономики, так и для усиления позиций страны на международной арене.
Способы незаконного вывоза капитала разнообразны, постоянно модифицируются, появляются новые, становясь все более сложными для
раскрытия правоохранительными органами [7]. Основные способы незаконного вывода денежных средств осуществляются с помощью банков, проводящих сомнительные операции, офшорных компаний и «фирм-однодневок», которые организуют сложные схемы вывоза капитала. Незаконный вывоз капитала тесно связан с такими социально-правовыми явлениями, как легализация доходов, полученных преступным путем, коррупция, уклонение от уплаты налогов, преднамеренное банкротство кредитных организаций. Поэтому эффективность противодействия незаконному вывозу во многом зависит от результатов применения комплекса мер, направленных на устранение причин и условий, способствующих этому явлению (в частности, повышение инвестиционной привлекательности страны, деофшори-зация экономики, эффективные меры борьбы с коррупцией, легализацией доходов, полученных преступным путем, и теневой экономикой).
Противодействие незаконному вывозу капитала представляет собой совокупность мер правового и организационного характера, реализуемых органами государственной власти и организациями по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию правонарушений, связанных с незаконным вывозом капитала, в целях снижения риска совершения правона-
евразийская
> 6 (31) 2017 <
адвокатура
рушений посредством выявления и устранения причин, им способствующих.
Определяющее значение в противодействии незаконному вывозу капитала из страны отводится валютному регулированию [4]. По мнению экспертов, интенсивный вывоз капитала из России обеспечивается прежде всего либеральным валютным регулированием. Принятый Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» характеризуется значительной либерализацией норм, регулирующих сферу валютных отношений, по отношению к действовавшему ранее законодательству в данной области, созданием благоприятных условий для осуществления резидентами внешнеэкономической деятельности и привлечения иностранного капитала в Россию. В частности, валютные операции резидентов с нерезидентами больше не требуют особого разрешения Центрального банка, отменено требование об обязательной продаже части валютной выручки резидентов.
В последние годы вопросы о недопустимости неограниченного валютного либерализма активно обсуждаются в экспертном сообществе [1]. В пользу сохранения валютных ограничений говорит необходимость обеспечения защиты национальных рынков от внешнего негативного влияния, связанного, в частности, с притоком спекулятивных портфельных и прочих инвестиций, а также с возможным их оттоком в дальнейшем [2]. Мировая практика показывает, что выбор форм и методов валютного регулирования зависит от целого ряда факторов (макроэкономических условий, степени развития финансовых рынков), и необходимо разумное сочетание административных и экономических методов валютного регулирования [3].
Активная борьба с незаконным вывозом капитала начала осуществляться с принятием Федерального закона от 28.06.2013 № 134-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям». Его принятие связано с приведением российского законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствие с новой редакцией рекомендаций Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ) [6]. Закон носит комплексный характер, направлен на создание условий для противодействия незаконным финансовым операциям, в том числе с использованием
фирм-однодневок, легализации преступных доходов, финансирования терроризма, уклонения от уплаты налогов, а также получения коррупционных доходов.
В соответствии с ФЗ от 28.06.2013 № 134-Ф3 изменила название ст. 193 Уголовного кодекса РФ, с «Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте» на «Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации». В результате данная статья стала коррелировать со ст. 19 «Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации» Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», согласно которой резидент обязан обеспечить: 1) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные услуги, переданные результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них; 2) возврат в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезен-ные в РФ (неполученные на территории РФ) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги и т. д. В отличие от ранее действовавшей в новой редакции ст. 193 УК упразднено ограничение по субъекту преступления, поскольку из диспозиции нормы исключен руководитель организации как единственное лицо, подлежавшее привлечению к уголовной ответственности.
В целях противодействия выводу денежных средств за рубеж по мнимым и притворным сделкам введена ст. 193.1 УК РФ «Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов». Объективная сторона данного преступления выражается в совершении действий по переводу денежных средств на банковские счета нерезидентов и в представлении кредитной организации, обладающей полномочиями агента валютного контроля, документов, содержащих заведомо недостоверные сведения об основаниях, целях и назначении перевода.
Федеральным законом от 28.06.2013 № 134-ФЗ из Уголовного кодекса РФ исключена ст. 188 «Контрабанда», вместо которой появилась новая - ст. 200.1 «Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов», диспозиция которой предусматривает уголовную от-
eurasian
> 6 (31) 2017 <
advocacy
ветственность за нарушение норм таможенного права, в частности за незаконное перемещение наличных денежных средств и денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. Выделение контрабанды наличных денежных средств и (или) денежных инструментов в отдельную статью УК РФ обусловлено потребностью в создании специальной нормы для уголовно-правового регулирования проблемного вопроса недекларирования перевозимой денежной суммы на пересекаемой таможенной границе. Это связано с широким распространением услуг так называемых «курьеров наличных», которые под прикрытием отдельных сотрудников правоохранительных органов и служб транспортной безопасности практически бесконтрольно перемещали через таможенную границу нашей страны значительные суммы наличных денежных средств.
Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ внес изменения в Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в результате которых увеличен список организаций, которые работают с денежными средствами и в полной мере могут признаваться участниками схем по «отмыванию» преступных доходов. Особую роль в первичном обнаружении незаконных финансовых операций Закон отводит организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, т. е. банкам. В обязанности российских банков входит теперь сбор информации о бенефициарных владельцах и источниках средств клиента, что повышает вероятность выявления подозрительных операций.
В целях борьбы с фирмами-однодневками и фиктивным банкротством ФЗ от 28.06.2013 № 134-ФЗ в статью 45 Налогового кодекса РФ вносится поправка в части взыскания налоговой задолженности, обязанность по возврату которой ложится не только на должника, но и на его материнскую или дочернюю компанию. Кроме того, в статью 11 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» внесены изменения, в результате которых расширились возможности налоговых инспекторов в использовании результатов оперативно-розыскной деятельности в части реализации полномочий по обеспечению представления интересов государства в делах о банкротстве и при реализации полномочий в сфере государственной регистрации юридических лиц.
Ряд других принятых нормативных актов позволяет существенно ограничить незаконный вывоз капитала. Федеральный закон от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» направлен на повышение эффективности борьбы с коррупцией, которая зачастую предшествует незаконному вывозу чиновниками капитала из страны с целью сокрытия незаконно нажитых денежных средств.
В целях пресечения использования офшорных юрисдикций для получения необоснованной налоговой выгоды принят Федеральный закон от 24.11.2014 № 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)». Внесенные Законом изменения в Налоговый кодекс РФ устанавливают порядок налогообложения прибыли иностранных компаний, контролируемых российскими налоговыми резидентами. Это делает бессмысленным прямолинейное использование офшорной компании для аккумулирования и вывода из-под налогообложения доходов резидентов.
Федеральный закон от 14.11.2017 № 325-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» направлен на ужесточение ответственности за валютные правонарушения и вводится в действие 14 мая 2018 года. Законом устанавливаются новые требования в части репатриации валютной выручки и проведения валютных операций, а также изменяются некоторые нормы об административной ответственности за нарушения валютного законодательства, в частности:
1) в договорах (контрактах), заключенных между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности, должны быть указаны сроки исполнения сторонами обязательств по договорам (контрактам) вместо ожидаемых максимальных сроков получения в настоящее время;
2) расширен перечень оснований, при наличии которых уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции;
евразийская
> б (31) 2017 <
адвокатура
3) определено, что выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции руководители и другие работники организаций, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 15.25 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица;
4) предусмотрено, что административный штраф может выражаться в сумме денежных средств, кратной размеру ключевой ставки Банка России (вместо ставки рефинансирования) от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока;
5) установлена дисквалификация от 6 месяцев до 3 лет для должностных лиц, ранее подвергнутых административному наказанию за аналогичные нарушения по отдельным видам нарушений валютного законодательства, предусмотренных статьей 15.25 КоАП РФ.
Принятые меры отличаются комплексным подходом противодействия незаконному вывозу капитала, создают основу дальнейшего совершенствования законодательства и практики его применения.
Пристатейный библиографический список
1. Бекренев Ю.В., Мудревский А.Ю. Валютный и финансовый либерализм как угрозы экономической безопасности России // Экономика, статистика и информатика. 2015. № 3. С. 36.
2. Гершанович Е.А. Валютная либерализация: за и против // Известия Томского политехнического университета. 2007. Т. 310. № 1. С. 231.
3. Кабир Л.С., Яковлев И.А., Никулина С.И. Валютная либерализация в зарубежных странах: накопленный опыт и перспективы // Финансы и кредит. 2016. № 4. С. 36-47.
4. Наговицын А.Г. Утечка российского капитала за границу: причинно-следственные связи // Вестник ИЭ РАН. 201б. № 2. С. 17б.
5. Незаконный вывод капитала в 2004-2013 годах [Электронный ресурс]. URL: http://global-finances. ru/global-financial-integrity-nezakonnyiy-vyivod-kapitala.
6. Рекомендации ФАТФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.fatf-gafi.org/publications/fatfrecom-mendations.
7. Сулакшин С.С. и др. Отток капитала из России: проблемы и решения // Труды Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования. Вып. 2б. М.: Научный эксперт, 2013. С. 29.
8. Статистика внешнего сектора [Электронный ресурс]. URL: http://www.cbr.ru/statistics.
References (transliterated)
1. Bekrenev Ju.V., Mudrevskij A.Ju. Valjutnyj i fi-nansovyj liberalizm kak ugrozy jekonomicheskoj bezopas-nosti Rossii // Jekonomika, statistika i informatika. 2015. № 3. S. Зб.
2. Gershanovich E.A. Valjutnaja liberalizacija: za i pro-tiv // Izvestija Tomskogo politehnicheskogo universiteta. 2007. T. 310. № 1. S. 231.
3. Kabir L.S., Jakovlev I.A., Nikulina S.I. Valjutnaja liberalizacija v zarubezhnyh stranah: nakoplennyj opyt i perspektivy // Finansy i kredit. 201б. № 4. S. Зб-47.
4. Nagovicyn A.G. Utechka rossijskogo kapitala za granicu: prichinno-sledstvennye svjazi // Vestnik IJe RAN. 201б. № 2. S. 17б.
5. Nezakonnyj vyvod kapitala v 2004-2013 go-dah [Jelektronnyj resurs]. URL: http://global-finances.ru/ global-financial-integrity-nezakonnyiy-vyivod-kapitala.
6. Rekomendacii FATF [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.fatf-gafi.org/publications/fatfrecommenda-tions.
7. Sulakshin S.S. i dr. Ottok kapitala iz Rossii: prob-lemy i reshenija // Trudy Centra problemnogo analiza i gosudarstvenno-upravlencheskogo proektirovanija. Vyp. 2б. M.: Nauchnyj jekspert, 2013. S. 29.
8. Statistika vneshnego sektora [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.cbr.ru/statistics.
1ШШШ
пмчт-м©тшмшт,ть©жм
МИШЛУГ ПТОВДЕМ]
www.eurasniipp.ruinfo@eurasniipp.ru +7-917-40-61-340