Научная статья на тему 'Особенности перемещения товаров физическими лицами через границу Российской Федерации'

Особенности перемещения товаров физическими лицами через границу Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

CC BY
928
270
Поделиться
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ДЕКЛАРИРОВАНИЕ / ЗАПРЕТЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Махно Елена Александровна

Рассматривается валютный контроль, осуществляемый таможенными органами в данной области в рамках своей компетенции, а также контроль за декларированием отдельных видов товаров. Дан анализ нормативно-правовой базы, касающийся процедуры перемещения товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Махно Елена Александровна,

CHARACTERISTICS OF DIVERSION OF GOODS BY NATURAL PERSONS THROUGH THE BORDER OF THE RUSSIAN FEDERATION

The currency exchange regulations carried out by the customs bodies in the given area within the bounds of their competence, and also the control over declaring of particular kinds of goods are discussed. The analysis of the standard-legal base concerning the procedure of the diversion of goods by natural persons is carried out.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Особенности перемещения товаров физическими лицами через границу Российской Федерации»

УДК 339.543:339.9 Е.А.МАХНО

ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТОВАРОВ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ ЧЕРЕЗ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рассматривается валютный контроль, осуществляемый таможенными органами в данной области в рамках своей компетенции, а также контроль за декларированием отдельных видов товаров. Дан анализ нормативно-правовой базы, касающийся процедуры перемещения товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации.

Ключевые слова: таможенные процедуры, таможенный контроль, декларирование, запреты и ограничения.

Введение. Проблема формирования финансовой базы государства всегда имела важное значение. Таможенные платежи составляют значительную долю доходной части бюджета. В связи с этим четкая и слаженная деятельность таможенных органов в области таможенного законодательства, таможенного оформления и контроля способствует росту инвестиционной привлекательности России, усилению международного обмена и интенсификации внешнеэкономических связей, усилению потоков грузовых и пассажирских перевозок и т.д.

Либерализация экономики и внешней торговли 90-х годов, становление новой Российской государственности привели к изменению таможенной системы в целом. Произошла модернизация системы таможенных органов в соответствии с потребностями перехода экономики страны на условия рыночных отношений и адаптации таможенного дела к международным стандартам.

Интеграция мировой системы, изменившиеся социально-экономические условия развития общества, улучшение качества жизни людей привели к увеличению частоты перемещения людей. Это отдых и обучение за рубежом, деловые поездки, проведение выставок, ярмарок, конференций, гастроли, миграция рабочей силы и вынужденная миграция. И здесь особенно велика роль таможенных органов и таможенного законодательства в защите экономической безопасности российского государства как составной части его государственной безопасности, в борьбе с преступлениями и административными нарушениями, связанными с незаконным оборотом через таможенную границу к РФ товаров и транспортных средств, а также наркотиков, оружия, вооружения и военной техники, предметов старины и искусства. С учетом последовательно принимаемых государством защитных мер по отношению к национальной экономике наблюдается тенденция к переходу части субъектов внешней торговли к противоправным схемам [1].

Отдельного внимания заслуживает состояние дел в таможнях региона по выявлению правонарушений в неторговом обороте. За 6 месяцев 2009 года таможенными органами ЮТУ выявлено 590 правонарушений, совершенных физическими лицами и связаных с недекларированием либо недостоверным декларированием валюты. Это на 6 % выше, чем в прошлом году [2]. Выявлено почти 770 тыс. контрофактной продукции. Это в 1,5 раза больше по сравнению с прошлым годом.

Актуальность выбраной темы обусловлена тем, что таможенные платежи, связанные с перемещением физическими лицами товаров и транспортных средств, занимают значительную долю в сумме таможенных платежей, перечисляемых в федеральный бюджет (около 10%). За первое полугодие 2009 года таможнями ЮТУ перечислено в федеральный бюджет почти 42 млрд. рублей. А в результате специальных контрольных и проверочных мероприятий за то же время таможенными органами было доначислено на общую сумму почти 4 млрд. рублей.

Целью данной работы является рассмотрение особенностей перемещения товаров через таможенную границу РФ физическими лицами в части таможенного оформления, таможенных процедур, валютного контроля.

Основная часть. Таможенные органы осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ в соответствии с законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» и Таможенным кодексом РФ [3, 4]. Требования распространяются на резидентов и неризедентов РФ, т.е на всех физических лиц в равной степени. Дети имеют те же права, что и взрослые. Сопровождающие их лица декларируют ценности ребенка в его декларации.

Физические лица должны декларировать в письменной форме ввозимую в РФ наличную иностранную валюту, валюту РФ, дорожные чеки, внешние и внутренние ценные бумаги в документарной форме, если их общая сумма в эквиваленте превышает 10 тыс. долларов США. При этом количественных ограничений на ввоз этих ценностей нет. При ввозе меньшей суммы декларирование осуществляется по желанию ( например, при подтверждении права вывоза).

При вывозе валюты, ценных бумаг, дорожных чеков имеются количественные ограничения. Единовременно из РФ можно вывозить валюты и наличных рублей на сумму не более 10 тыс. долларов США в эквиваленте по текущему курсу ЦБ. Допускается превышение в сумме, если таковая была ранее ввезена, и этот факт подтвержден декларацией.

Для суммы в эквиваленте от 3 тыс. до 10 тыс. долларов США необходимо подать письменную таможенную декларацию, а сумма менее 3тыс. долларов США обязательному декларированию не подлежит.

Ценные бумаги при вывозе декларируются, но ограничений на вывоз нет.

Дорожные чеки подлежат декларированию, если их сумма в эквиваленте превышает 10 тыс. долларов США (без учета суммы других ввозимых ценностей). В остальных случаях декларирование возможно по желанию. Дорожные чеки таможенное законодательство к ценным бумагам не относит (из-за отсутствия реквизитов на них ценной бумаги).

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Пластиковые карты не подлежат декларированию. Денежные средства в электронной форме, размещенные на счету пластиковой карты, можно перемещать без ограничений.

При превышении норм вывоза валюты, ценных бумаг, дорожных чеков, при условии декларирования и несокрытия от таможенных органов при таможенном контроле сохраняется возможность временного хранения этих средств в таможне. Оформляется квитанция ТС-21. Срок хранения 4 месяца. Средства за хранение не берутся.

В соответствии с действующим законодательством любое лицо имеет право на перемещение товаров через таможенную границу РФ. Таможенное оформление товаров для личных целей, домашних, семейных, личных целей, не связанных с предпринимательской деятельностью, осуществляется как в соответствии с положениями гл.23 ТК РФ, предусматривающего упрощенный порядок таможенного оформления, так и в соответствии с общим порядком и условиями тарифного и нетарифного регулирования, налогооблажения и таможенного оформления, установленными в подразделе 2 ТК РФ.

В соответствии с ТК РФ (ст.285) и Постановлением Правительства РФ от 24.11.2003г. № 715. «Об утверждении положения о порядке таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования», предусмотрен порядок оформления следующих категорий товаров [5]:

- перемещаемых физическими лицами в ручной клади в сопровожденном багаже;

- перемещаемых физическими лицами в ручной клади в несопровожденном багаже.

Таможенное оформление товаров, перемещаемых в сопровожденном багаже, производят

таможенные органы, в регионе деятельности которых расположены пункты пропуска через государственную границу РФ.

Местами таможенного оформления при пересечении границы РФ железнодорожным, автомобильным, водным в международном пассажирском сообщении являются выделенные и обособленные помещения, используемые для перевозки пассажиров (купе, каюта, вагон, салон автомобиля). Таможенные операции совершаются на месте. При пересечении границы авиатранспор-

том, морским транспортом в специально установленных таможенными органами местах (пунктах пропуска).

Пункты пропуска оснащены двухканальной системой коридоров (зеленый и красный). Физическое лицо самостоятельно выбирает, в какой из двух коридоров ему следовать.

Красный канал предполагает обязательное декларирование товаров, перемещаемых в сопровождаемом и несопровождаемом багаже, в письменной форме и предоставление этих товаров должностному лицу вместе с документами и сведениями, необходимыми для таможенных целей.

Зеленый канал предназначен для перемещения товаров, не подлежащих обязательному декларированию в письменной форме. Конклюдентная форма декларирования предполагает декларирование в устной форме и означает, что в сопровождаемом багаже не содержится товаров, подлежащих декларированию в письменной форме, и не имеется товаров, перемещаемых в несопровождаемом багаже.

Пунктом 2 ст.286 ТК РФ установлено, что декларированию в письменной форме подлежат товары, включая транспортные средства:

1) перемещаемые физическими лицами в несопровождаемом багаже;

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

2) пересылаемые в адрес физических лиц для личного пользования за исключением товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях;

3) ввоз которых ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации либо стоимость и (или) количество которых превышают ограничения, устанавливаемые для перемещения через таможенную границу Российской Федерации с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов;

4) вывоз которых ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) обязательное декларирование в письменной форме которых при вывозе предусмотрено законодательством Российской Федерации;

6) транспортные средства.

В иных случаях товары декларируются в устной форме.

Таможенные органы обязаны информировать заинтересованных лиц о товарах, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации декларированию в письменной форме.

Существенное значение для применения порядка перемещения товаров имеет процедура определения предназначения товаров. Предназначение товаров (для личного пользования или коммерческих целей) определяется таможенным органом исходя из заявления физического лица о товарах, перемещаемых через таможенную границу, а также из таких критериев, как:

- характер товаров: их потребительские свойства, традиционная практика применения и использования (например, ввоз (вывоз) товаров, обычно не используемых в быту);

- количество товаров (например, перемещение однородных товаров - одного наименования, фасона, размера);

- частота перемещения товаров через таможенную границу (например, периодическое перемещение одним и тем же физическим лицом однородных товаров).

Порядок перемещения через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами товаров для личного пользования включает в себя: полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, применение единых ставок таможенных пошлин, налогов, взимание таможенных платежей в виде совокупного таможенного платежа, а также неприменение к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, обязательного подтверждения соответствия товаров и упрощенный порядок таможенного оформления.

В соответствии с положениями ст.282 ТК РФ и Постановлением Правительства РФ от 29.11.2003г. № 718 «Об утверждении положения о применении единых ставок таможенных по-

шлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования», которые определили порядок применения единых ставок таможенных пошлин и налогов в отношении товаров физических лиц для личного пользования, без уплаты таможенных пошлин могут ввозить:

- в сопровождаемом и несопровождаемом багаже товары (за исключением транспортных средств), общая стоимость которых не превышает 65 тыс. руб. и общий вес которых не превышает 35 кг.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Если вышеуказанные нормы превышены, а общая стоимость и общий вес товара не более 650 тыс. руб. и не более 200 кг., то в части такого превышения применяется единая ставка таможенных пошлин, налогов в размере 30% таможенной стоимости указанных товаров, но не менее 4 евро за 1 кг.

Если же общая стоимость ввозимых товаров для личного пользования превышает 650 тыс. руб. и их общий вес более 200 кг. соответственно, то применяются ставки таможенных пошлин, налогов, установленные общим порядком и условиями тарифного регулирования и нало-гооблажения, предусмотренные для участников ВЭД.

Таможенная стоимость товаров заявляется физическим лицом, перемещающим товары, при их декларировании. Для подтверждения заявленной стоимости физическим лицом могут предъявляться чеки, счета и иные документы, подтверждающие приобретение декларируемых товаров и их стоимость.

При отсутствии документов и сведений, подтверждающих правильность определения таможенной стоимости, заявленной физическим лицом, таможенный орган может самостоятельно определить таможенную стоимость товаров на основании данных, указанных в каталогах иностранных организаций, осуществляющих продажу товаров, либо на основе иной ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа в отношении подобных товаров. При использовании указанной ценовой информации таможенный орган производит корректировку таможенной стоимости в зависимости от качества товаров, их репутации на рынке, страны происхождения, времени изготовления и других факторов, влияющих на цену.

Ст.283 ТК РФ определяет порядок временно ввозимых на территорию РФ товаров иностранными лицами при условии, что эти товары ввозятся исключительно для личного пользования и на период временного пребывания.

Срок временного ввоза товаров устанавливается таможенным органом в отношении товаров, подлежащих обязательному письменному декларированию, с учетом продолжительности его пребывания. По мотивированному запросу срок временного ввоза может быть продлен в пределах сроков, установленных Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2003 № 718 «Об утверждении положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования» иностранные физические лица могут временно ввозить без уплаты таможенных пошлин, налогов товары (за исключением транспортных средств), необходимые этим лицам для личного пользования на территории Российской Федерации в течение срока их временного пребывания. В случае, если товары не вывозятся за пределы таможенной территории Российской Федерации по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины и налоги [6].

Временно ввезенные товары должны быть обязательно вывезены с таможенной территории РФ до истечения срока временного ввоза. Вывоз подтверждается отметкой о вывозе, проставленной в соответствующем документе.

Порядок временного ввоза на таможенную территорию Российской Федерации регламентируется ст.284 ТК Российской Федерации и предполагает полное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов при условии, что товары предназначены для личного пользования и

вывозятся на период их временного пребывания. Таможенные органы осуществляет идентификацию (ст.390 ТК РФ) временно вывозимых товаров.

Выводы. Анализ приведенного материала позволяет сделать вывод, что на сегодняшний день в полном объеме разработана нормативно-правовая база, регламентирующая перемещение физических лиц через таможенную границу Российской Федерации.

Библиографический список

1. Тимошенко И.В. Таможенное право России: учебник для вузов. / И.В. Тимошенко. -Ростов н /Д: Феникс, 2008. - С.285.

2. Гетман А.Н. Экономические условия диктуют новые формы работы. / А.Н. Гетман // Информационно-аналитическое обозрение. Таможня. - 2009. - №17. - С.2.

3. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 года № 61-ФЗ.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

4. Федеральный закон ''О валютном регулировании и валютном контроле'' от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ.

5. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения о применение единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования» от 29 ноября 2003 года № 718.

6. Постановление Правительства Российской Федерации ''Об утверждении положения о порядке таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации'' от 24 ноября 2003 года № 715.

Материал поступил в редакцию 29.12.09.

E.A. MAKHNO CHARACTERISTICS OF DIVERSION OF GOODS BY NATURAL PERSONS THROUGH THE BORDER OF THE RUSSIAN FEDERATION

The currency exchange regulations carried out by the customs bodies in the given area within the bounds of their competence, and also the control over declaring of particular kinds of goods are discussed. The analysis of the standard-legal base concerning the procedure of the diversion of goods by natural persons is carried out.

Key words: customs procedures, natural persons, customs registration, customs control, goods and vehicles, declaring, prohibition and restrictions.

МАХНО Елена Александровна, преподаватель кафедры « Мировая экономика и международные экономические отношения» ДГТУ. Окончила РИНХ (1995).

Область научных интересов: таможенное дело.

Количество публикаций 3.

elenamakhno73@yandex.ru