Научная статья на тему 'Контроль нефти и нефтепродуктов в таможенных целях'

Контроль нефти и нефтепродуктов в таможенных целях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1079
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОД ТОВАРА / ГОСТ / ТН ВЭД / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / НЕФТЬ / НЕФТЕПРОДУКТЫ / ЭКСПЕРТИЗА / ЭКСПОРТ / HS CODE / GOST / HS / CUSTOMS CONTROL / OIL / OIL PRODUCTS / EXPERTISE / EXPORT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андреева Елена Ислямовна, Стырева Анастасия Сергеевна

В статье идет речь о проблеме соблюдения таможенного законодательства в части, касающейся контроля перемещения нефти и нефтепродуктов, имеющих разные вывозные таможенные пошлины, при отсутствии четких критериев однозначной их классификации в соответствии с ТН ВЭД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Андреева Елена Ислямовна, Стырева Анастасия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Control of Oil and Oil Products for Customs Purposes1the Russian customs academy

The article describes the problem of compliance with customs legislation with regard to control movement of oil and oil products with different export customs duties in the absence of clear criteria for an unambiguous classification in accordance with the HS.

Текст научной работы на тему «Контроль нефти и нефтепродуктов в таможенных целях»

ТЕХНОЛОГИИ и СРЕДСТВА ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

е. И. Андреева, А. С. Стырева

КОНТРОЛЬ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ В ТАМОЖЕННЫХ ЦЕЛЯХ

В статье идет речь о проблеме соблюдения таможенного законодательства в части, касающейся контроля перемещения нефти и нефтепродуктов, имеющих разные вывозные таможенные пошлины, при отсутствии четких критериев однозначной их классификации в соответствии с ТН ВЭД.

Ключевые слова: код товара; ГОСТ; ТН ВЭД; таможенный контроль; нефть; нефтепродукты; экспертиза; экспорт.

Единым Таможенным тарифом Таможенного союза установлены различные ставки ввозных и вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты [1]. Однако в таможенной практике наметилась устойчивая тенденция недостоверного декларирования нефти и нефтепродуктов, когда недобросовестные участники ВЭД под видом жидкого топлива, в частности мазута, экспортируют сырую нефть по ставке, введенной для продуктов ее переработки.

На сегодняшний день нет кодифицированного определения термина «сырая нефть». Отсутствуют также четкие товароведческие показатели на нефть и некоторые виды жидкого топлива (мазут) как в национальных, так и в международных стандартах. Сырая нефть, добываемая на различных месторождениях, неоднородна по своему составу и свойствам, схожа с определенными нефтяными фракциями с неглубокой степенью переработки. Из-за специфики перемещения данной категории товара и отсутствия научно обоснованных критериев отнесения нефти и продуктов ее переработки к определенной товарной группе риск противоправного экспорта довольно высок.

В Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее - ТН ВЭД ТС) и созданном на его основе Едином таможенном тарифе (далее - ЕТТ) в товарной позиции 2710 00 последовательно выделены различные фракции нефти: легкие (бензины), средние (керосины), тяжелые дистилляты, к которым относятся газойли и жидкие топлива, а также масла [1, 2].

В соответствии с примечанием 4 к субпозициям группы 27 ТН ВЭД 90 об.% или более легких дистиллятов перегоняется при температуре 210°С. Согласно дополнительному примечанию 2в) к группе 27 ТН ВЭД к средним дистиллятам относятся нефтепродукты, менее 90 об .% которых перегоняется при температуре 210°С и 65 об.% или более - при температуре 250°С. Что касается тяжелых дистиллятов, то, исходя из дополнительного примечания 2г) к группе 27 ТН ВЭД, тяжелыми дистиллятами являются нефтяные фракции и другие нефтепродукты,

менее 65 об.% которых перегоняется при температуре 250°C, и фракции, процент перегонки которых при температуре 250°C не может быть определен установленным методом.

На основании ГОСТ Р 51858-2002 «Нефть. Общие технические условия» до температуры 300°C выход фракций нефти составляет не менее 52 об.% для нефти типа 0, не менее 47 об.% для нефти типа 1 и не менее 42 об.% для нефти типа 2. Для остальных типов норма выхода фракций нефти не установлена.

Так, из анализа критериев, установленных в национальных и международных стандартах, следует, что по фракционному составу показатели сырой нефти сопоставимы только с тяжелыми дистиллятами (жидкие топлива и газойли).

Согласно ГОСТ 10585-99 «Топливо нефтяное. Мазут. Технические условия» из всех жидких топлив физико-химические свойства мазута по нескольким параметрам пересекаются с аналогичными свойствами сырой нефти. Так, по массовой доле серы все виды мазута марок Ф5, Ф12, 40 и 100 соответствуют 1, 2 или 3 классам нефти, по плотности при температуре 20°C мазут марок Ф5 и Ф12 соотносится с 4 типом нефти, а мазут марок 40 и 100 - со всеми пятью типами нефти (критерии не нормируются, но их определение обязательно).

Российская нефть марки Urals, получаемая смешением в нефтепроводах высокосернистой нефти из европейской части России и малосернистой нефти западносибирских месторождений, все-таки является высокосернистой (содержание серы от 1,81 до 3,50%).

В ТН ВЭД дополнительный признак классификации мазута - содержание серы, поэтому, если предположить, что нефть вывозят под видом мазута либо в смеси с ним, то доля высокосернистого мазута должна быть гораздо больше, чем других видов.

По данным ежегодников «Таможенная статистика внешней торговли РФ» с 2007 по 2010 г. количество вывезенного мазута с содержанием серы от 2 до 2,8% в несколько раз превышает экспорт остальных видов мазута, при этом увеличивается каждый год. Следовательно, с большой долей уверенности можно говорить о том, что сырая нефть вывозится под видом сернистого мазута.

Остановимся на специфике перемещения данного вида товаров. Во-первых, при подаче временной периодической таможенной декларации на товары сами товары отсутствуют, их не представляют таможенному органу, поэтому нет возможности отобрать пробы и провести идентификационную экспертизу в целях установления соответствия перевозимого товара сведениям, заявленным в декларации. Во-вторых, если при подаче временной периодической таможенной декларации товара еще нет, то при подаче полной таможенной декларации товара уже нет, так как она представляется таможенному органу после фактического вывоза товара. В-третьих, осуществить проверку, отбор проб возможно только при пересечении границы, при фактическом убытии товара. Для этого пункты пропуска должны быть оснащены и оборудованы должным образом, в частности, площадка для внешнего осмотра грузового подвижного состава в пункте пропуска должна иметь:

а) железнодорожные пути (минимум два на убытие и два на прибытие грузовых составов), размещенные на прямом участке с нулевым уклоном с учетом возможности нахождения на них железнодорожного состава максимальной длины;

б) переходные мостики на въезде и выезде с площадки с ограждением, прожекторами и кабинами для ведения наблюдения и осмотра составов сверху;

в) досмотровые колодцы для осмотра составов снизу (оборудуются вблизи переходных мостиков с двух сторон железнодорожных путей).

При наличии в железнодорожном пункте пропуска нефтеперевалочного участка в его пределах должно быть предусмотрено наличие соответствующих измерительных приборов для контроля объемов переваливаемых жидких нефтепродуктов, а также лаборатории для проведения экспертиз жидких нефтепродуктов на предмет соответствия перемещаемого товара сведениям, заявленным в таможенной декларации.

Однако ни один из 60 существующих железнодорожных пунктов пропуска не оборудован и не оснащен должным образом. Отсутствуют необходимое путевое хозяйство (недостаточное количество подъездных путей), оборудование, технические средства для осуществления надлежащего пограничного и таможенного контроля грузовых поездов, а здания, помещения, сооружения и соответствующая инфраструктура имеют значительную степень износа, применяются устаревшие технологии организации пропуска, существуют проблемы со связью и электронной передачей данных.

Помимо инфраструктуры таможенных органов качество таможенного контроля зависит от эффективности внедрения специальных программ (концепций), разрабатываемых в рамках реализации таможенной политики государства. Так, таможенные органы РФ призваны совершать таможенные операции и проводить таможенный контроль, в том числе с использованием системы управления рисками (далее - СУР), в целях обеспечения соблюдения как таможенного законодательства Таможенного союза, так и законодательства РФ.

Товар по временной декларации может пересекать границу несколько раз, а вероятность его досмотра такая же, как при однократном пересечении на основании одной обычной таможенной декларации. Следовательно, снижается вероятность обнаружения факта нарушения таможенного законодательства, выявления недостоверного декларирования.

Поэтому, на наш взгляд, должен быть создан такой программный продукт, который бы позволил учитывать и подвергать случайной выборке временную таможенную декларацию столько раз, сколько в соответствии с ней пересекает границу товар. Параметры случайной выборки также необходимо корректировать, т. е. изменять настройки так, чтобы таможенному досмотру товары подвергались чаще.

В рамках Таможенного союза для обеспечения единства подходов, принципов реализации и эффективности контроля деятельности, основанной на применении СУР, должны быть созданы:

- единое информационное пространство;

- единая информационная поддержка СУР;

- различные базы данных и программные средства для их обработки.

Льготные условия, действующие во взаимной торговле между странами Таможенного союза, создают дополнительные риски, связанные с большими возможностями нарушения таможенного законодательства.

Так, в соответствии с договоренностью между странами при экспорте российской сырой нефти в Республику Казахстан вывозная таможенная пошлина вводиться не будет до 2015 г. Этим пользуются недобросовестные участники ВЭД, которые беспошлинно экспортируют сырьевой продукт из России, смешивают

его с нефтяными фракциями на территории Республики Казахстан и вывозят за пределы Таможенного союза под видом нефтепродуктов, произведенных в Республике Казахстан, по ставкам вывозных таможенных пошлин, которые действуют в этой стране (ставки значительно меньше российских).

Таким образом участники ВЭД не только избегают уплаты в бюджет высокой вывозной таможенной пошлины на сырую нефть, но и экономят на разнице в ставках экспортных пошлин на нефтепродукты.

Российская сторона не имеет возможности доказать, что продукт, вывозимый с территории Республики Казахстан, не только не является продуктом переработки нефти, обладает свойствами сырого продукта, но и, по сути, представляет собой сырой продукт. На сегодняшний день ни в национальном законодательстве, ни в международных нормах нет определений «сырая нефть» или «сырой продукт», не сформулированы их отличия от переработанных.

Определение, приведенное в Пояснениях к ТН ВЭД, не вносит ясности в данный вопрос. Так, сырая нефть будет классифицироваться в товарной позиции 2709 00 ТН ВЭД, даже если к ней будут добавлены углеводороды, которые были ранее получены физическими методами, например, в ходе процесса удаления легких фракций. Для товаров группы 2709 наличие в составе топлива значительного количества сырых (непереработанных) нефтепродуктов, в частности природных газовых конденсатов и природной нефти, будет свидетельствовать о недостоверном декларировании, т. е. предоставлении недостоверных сведений о составе экспортируемого товара.

Распространены случаи, когда таможенным органам для обеспечения соблюдения таможенного законодательства необходимо отобрать пробы (образцы) товаров, направить их на экспертизу. Срок проведения экспертизы во много раз превышает время, отведенное на проведение таможенного контроля. Срок проведения таможенной экспертизы не может превышать 20 рабочих дней со дня принятия таможенным экспертом материалов к производству (за исключением случаев, установленных законодательством, где предусмотрены более короткие сроки). Поэтому в соответствии со ст. 198 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее -ТК ТС) при необходимости исследования документов, проб и образцов товаров либо получения заключения эксперта для проверки достоверности сведений, указанных в таможенной декларации, выпуск товаров может производиться до получения результатов таможенной экспертизы. При этом декларантом предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в сумме, которая может быть дополнительно начислена по результатам проведения экспертизы.

Уполномоченное должностное лицо таможенного органа принимает решение о назначении таможенной экспертизы, где указывает основания для ее проведения, наименование организации, в которой она должна быть проведена, вопросы, поставленные перед экспертом, перечень материалов и документов, передаваемых эксперту, а также срок проведения и представления заключения.

Порядок отбора проб нефти и нефтепродуктов определяет ГОСТ 2517-85 «Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб», в соответствии с которым для проведения экспертизы нефти и нефтепродуктов в зависимости от вида емкости, в которой они перевозятся, отбираются точечные пробы, формирующие впоследствии объединенную пробу. Объединенная проба делится на три части (аналитическую, контрольную и арбитражную), не менее 500 мл каждая. Перед

упаковыванием пробу нефти или нефтепродукта перемешивают и разливают в чистые сухие стеклянные бутылки (бутылку заполняют не более чем на 90%) [7, 8].

В случае возникновения судебного разбирательства таможенному органу необходимо доказывать, что проба, во-первых, относится именно к этой партии товара, во-вторых, характеризует всю партию, поэтому акт отбора проб составляется в двух экземплярах, в нем описываются как сама проба, так и партия, из которой она отобрана. Если определенных сведений в акте не окажется, то это будет основанием для непризнания пробы в качестве вещественного доказательства в суде. Заключение эксперта не является единственным источником доказательств по делу, кроме того, заключения экспертов могут быть ошибочными, противоречащими друг другу. Об этом свидетельствуют известные факты недостоверного декларирования нефти, вывозимой за пределы таможенной границы, и принятых судебных решений по ним [9].

В частности, имеют место случаи, когда участник ВЭД вывозит топливо нефтяное жидкое для промышленных целей (код 2710 19 610 00 ТН ВЭД), подкрепляя это заключением эксперта, где указывается, что по физико-химическим показателям нефтепродукт, полученный путем промышленного смешения легкой (бензиновой) и тяжелой фракции нефти, соответствует термину «жидкие топлива».

В таможенной практике имеют место случаи, когда в заключении эксперта указано, что отобранные пробы представляют собой нефть, смешанную с иными углеводородными фракциями. Данный факт служит основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении участника ВЭД. Решение о назначении наказания за это правонарушение в виде штрафа участником ВЭД может быть оспорено в суде. Если при взятии проб были нарушены требования ГОСТ 2517-85, то указанное заключение в качестве доказательства по делу суд не рассматривает.

В данном случае позиция суда заключается в том, что таможенный орган не привел достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что был экспортирован незадекларированный товар - сырая нефть - и в действиях участника ВЭД нет наличия состава административного правонарушения.

Аналогичные проблемы возникают при вывозе топлива котельного маловязкого (код 2710 19 610 0 ТН ВЭД). Рассмотрим пример, когда согласно данным экспертизы проба соответствует продукту, полученному путем смешения природного газового конденсата, природной нефти с нефтепродуктами (компонентами, вырабатываемыми из нефтяного сырья). В этом случае товар является смесевым продуктом широкого фракционного и углеводородного состава и обладает признаками сырого нефтепродукта (содержат характерную для сырых нефтепродуктов концентрацию хлористых солей), может быть использован в качестве топлива для различных тепловых установок, а также для дальнейшей переработки. Так, заявление в таможенной декларации неполных сведений о товаре, указание кода ТН ВЭД, не соответствующего данному товару, и, как следствие, занижение размера таможенных пошлин являются недостоверным декларированием, образующим объективную сторону состава административного правонарушения.

Суд установил, что при декларировании были предоставлены подробные сведения относительно вывозимого товара. Заполнение графы 31 таможенной декларации осуществлялось на основании информации, отраженной в договоре поставки нефтепродуктов, контракте, а также паспортах на топливо котельное маловязкое.

В таможенный орган представлены акты выхода готовой продукции, согласно которым при приготовлении топлива котельного маловязкого сырая нефть и газоконденсат в процессе смешения не участвовали. Суд признал, что таможенный орган не доказал, что участник ВЭД заявил недостоверные сведения о товаре при декларировании и что товар может рассматриваться как сырой продукт, подвергшийся незначительным технологическим процессам. Выводы в экспертном заключении подтверждают комплексное назначение смесевого товара, в том числе и как топлива для различных тепловых установок [9].

Учитывая вышеизложенное, проблему вывоза нефти под видом жидких нефтепродуктов путем их недостоверного декларирования необходимо решать комплексно, и прежде всего на уровне Правительства РФ, имеющего соответствующий административный ресурс.

Одна из действенных мер сегодня - это унификация ставок вывозных таможенных пошлин на нефть и темные жидкие нефтепродукты. Низкие ставки вывозных таможенных пошлин должны сопровождать товары с высокой добавленной стоимостью, т. е. готовую продукцию, а мазут - это сырьевой продукт, пригодный для дальнейшей переработки. Следовательно, на наш взгляд, на вывоз данной сырьевой продукции должны быть установлены высокие вывозные таможенные пошлины. Данные меры в значительной степени способны стимулировать производителей проводить на таможенной территории глубокую переработку нефти.

Использованные источники

1. Таможенный кодекс Таможенного союза.

2. Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (ред. от 26.07.2010).

3. Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.

4. Единый Таможенный тариф Таможенного союза.

5. Пояснения к ТН ВЭД России. М., 2007. Т. 1.

6. Таможенная статистика внешней торговли РФ 2009 г.: годовой сборник. М.: ФТС России, 2010.

7. ГОСТ Р 51858-2002 «Нефть. Технические условия».

8. ГОСТ 10585-99 «Топливо нефтяное. Мазут. Технические условия».

9. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.07.2008 по делу № А56-16292/2007 [Электронный ресурс]. URL: http:/www.consultant.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.