Научная статья на тему 'Причины снижения доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами Российской Федерации в 2015 году'

Причины снижения доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами Российской Федерации в 2015 году Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
575
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ / НАЛОГОВЫЙ МАНЁВР / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чурилова София Владимировна, Рожкова Юлия Владимировна

В данной статье раскрывается фискальная функция таможенных органов, анализируются причины снижения в 2015 году доходов федерального бюджета Российской Федерации, администрируемых таможенными органами РФ, а также определяются наиболее перспективные подходы к решению данного вопроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чурилова София Владимировна, Рожкова Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Причины снижения доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами Российской Федерации в 2015 году»

ный запрос. Если в конце 1990-х гг. россиян беспокоили в первую очередь вопросы безопасности - как личной, так и общественной, то сейчас на первый план выходят социально-экономические проблемы.

Список литературы:

1. Рукавишников В.О. В чем едино «расколотое» общество [Текст] / В.О. Рукавишников, Т.П. Рукавишникова, А.Д. Золотых, Ю.Ю. Шестаков //Социологические исследования. - 1997. - №6. - С. 89-98.

2. Козлов В. Запрос на сильную руку перестал быть приоритетом для россиян [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.rbc.ru/politics/ 18/01/2016/ 569b9f1e9a7947 b7c9a8f47b

3. Сурначева Е. Россияне заметили узурпацию власти коррумпированной бюрократией [Электронный ресурс] /Е. Сурначева, Е. Антонова // Режим доступа: http://www.rbc.ru/politics/26/01/2016/56a23ff99a7947e39be3e7c2

4. ВЦИОМ: россиян, ощущающих единство нации, стало вдвое больше [Электронный ресурс] // РИА Новости. Режим доступа: http://ria.ru/society/20141031/ 1031109657.html# ixzz3HjclbXAc)

ПРИЧИНЫ СНИЖЕНИЯ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, АДМИНИСТРИРУЕМЫХ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2015 ГОДУ Чурилова София Владимировна, студент (e-mail: sofi1011@yandex.ru) Рожкова Юлия Владимировна, к.э.н., доцент (e-mail: rogkova69@mail.ru) Оренбургский государственный университет, г.Оренбург, Россия

В данной статье раскрывается фискальная функция таможенных органов, анализируются причины снижения в 2015 году доходов федерального бюджета Российской Федерации, администрируемых таможенными органами РФ, а также определяются наиболее перспективные подходы к решению данного вопроса.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, таможенные пошлины, налоговый манёвр, импортозамещение.

В настоящее время в мировой экономической системе происходят противоречивые процессы, такие как региональная интеграция и расширение доступа к мировым финансовым ресурсам - с одной стороны, и мировой экономический кризис, ведущий к ожесточению мировой конкуренции, снижению объемов и изменению структуры внешнеторгового оборота, спаду промышленного производства - с другой, которые затрагивают политические и экономические интересы многих стран мира. Поэтому от грамотного и качественного осуществления таможенной службой Российской Федерации её функций, поставленных перед ней целей и задач, зависит эффективность стратегического развития России.

Таможенные органы выполняют возложенную на них фискальную функцию за счет взимания таможенных платежей, и, тем самым, обеспечивают поступление значительной части денежных средств в федеральный бюджет Российской Федерации.

Анализируя поступление таможенных платежей за 2010 - 2015 гг, можно сказать, что в 2012 - 2013 гг. объём фактически собранных таможенных платежей практически не изменился и составил в среднем 6575,5 млрд.руб., а в 2014 году, даже увеличился на 9,14 % по сравнению с 2013 году (Рисунок 1).

SOOO 7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 О

7100,6

5959,5,

4694,5

5826,5

4611,7

3253,8

2864

854

3186,6

4271,6

ЗЫУ7Н-

3472

■1097,3

6506

57,5

щи

¡06

5008,2

4880,4

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

■ Плановая сумма доходов, администрируемых таможенными органами (млрд. руб)

■ Объём таможенных платежей, фактически поступивших в едеральный бюджет (млрд.руб)

Рисунок 1 - Динамика плановых и фактических показателей поступления

таможенных платежей в федеральный бюджет за 2006 - 2015гг

18

Это объясняется падением в 2014 году курса рубля по отношению к доллару и евро до среднего уровня в 37,97 рублей и 50,46 рублей соответственно. При расчёте за поставку по внешнеторговому контракту контрагенты используют цену товара в иностранной валюте. Ослабление курса рубля к доллару или евро непременно сопровождается увеличением «рублёвых» цен как на экспортируемые, так и на импортируемые товары, что ведет к увеличению объёма фактических таможенных платежей, так как они рассчитываются в рублях исходя из таможенной стоимости товара.

Необходимо отметить, что, несмотря на ухудшение экономических отношений со странами ЕС и США, на введение экономических санкций против РФ и уход с российского рынка некоторых крупнейших производителей, таких как американская General Motors и южнокорейская SsangYong Motor, объёмы внешнеторгового оборота Российской Федерации снизни-

18

Сафина Д.И., Коновалова М.И. Динамика и структура поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет Российской Федерации с момента вступления России в ВТО // Вестник Томского политехнического университета. - 2014. - № 1. - С.262-267.

лись незначительно, на 7,26 %, в том числе со странами Дальнего зарубежья - на 5,77 % и со странами СНГ - на 1,49 % (Рисунок 2).

844,2

782,9

687,3

530,4

460,3

I Внешнеторговый оборот РФ

I страны дальнего зарубежья

I СНГ

Рисунок 2 - Сравнение объёмов внешнеторгового оборота РФ в 2013

2014 гг.

Доказательством этого является несущественная отрицательная динамика объёмов декларирования. Количество поданных деклараций в среднем

за апрель - декабрь 2014 года составило 411482 штуки (Рисунок 3)19.

Рисунок 3 - Динамика объёмов декларирования в 2014-2015 гг. (число поданных деклараций)

19 Сафина Д.И., Коновалова М.И. Там же.

Однако в 2015 году произошли значительные изменения, которые негативно сказались на внешнеторговом обороте Российской Федерации, такие как:

- рост доллара и евро до 74,05 рублей и 84,1 рублей соответственно;

- уменьшение объёмов производства многих видов экспортируемых товаров;

- введение в действие системы «Платон»;

- продление взаимных экономических санкций между Российской Федерацией и странами ЕС и США.

60

8 40 а. я

\ ^ ^ * * ^

]0 шг

А

•г* >* V" V* О- ч* V* V- > ч- > £ ^ ^ ^ Р $ А ^ ^ ^ ^ ^ # # ^ # ^ / ^ # ^ ^ ^ #

—^■экспорт им[]црт

Рисунок 4 - Динамика экспорта и импорта России в 2014-2015 гг.

(млрд.руб.)

По данным Федеральной таможенной службы Российской Федерации в

20

2015 году экспорт снизился на 31,1 %, а импорт на 36,7 % (Рисунок 4) . Результатом явилось снижение объёмов декларирования в 2015 году на 33% по сравнению с 2014 годом (в среднем в 2015 году было подано 308882 декларации).

В 2015 году в федеральный бюджет Российской Федерации было перечислено 2780,4 млрд.рублей от экспортных операций (56 %), большую часть которых составляли вывозные таможенные пошлины на сырую нефть и продукты нефтепереработки. Именно они и показали наибольший спад.

Причиной этому послужило введение в условиях экономического кризиса с 1 января 2015 года так называемого «налогового манёвра», который кардинальным образом изменил принципы налогообложения нефтяной отрасли. Суть «налогового манёвра» заключается в снижении экспортных

20

Таможенная служба Российской Федерации в 2015 году // Справочные материалы к заседанию коллегии ФТС России. - 2016.

пошлин на сырую нефть, которое сопровождается ростом ставки налога на

21

добычу полезных ископаемых . В результате с января по декабрь 2015 года ставки экспортных пошлин на сырую нефть упали в 1,9 раза (с 170,2 доллара за тонну до 88,4 долларов за тонну).

А с 1 марта 2016 года в соответствии с информацией, полученной от Минэкономразвития РФ размеры ставок экспортных таможенные пошлин были уменьшены еще в 2,3 раза по сравнению с декабрём 2015 года до показателей, указанных в таблице 122.

Таблица 1 - Размеры ставок экспортных пошлин по состоянию на 1 марта

2016 года

Наименование товара Ставка экспортной таможенной пошлины, вдолл. США .затонну

Сырая нефть 39:5

<<ТёмЕше» нефтепродукты (мазут) 32.3

Легкие Н средние дистилляты (вакуумный газойль) бензол, толуол, дизельное топливо 15,8

Сжиженные углеводородные газы 0 (ноль)

Прямогонный 5енаин 28:0

Товарные бензины 24:0

Увеличение добычи нефти до 534,08 млн.тонн (на 1,4 %), рост объёма экспорта сырой нефти на 7,6 %, а также увеличение вывозных таможенных пошлин на «тёмные» нефтепродукты, например, мазут, предусмотренное в рамках налогового манёвра, - всё это позволило несколько сгладить общее падение поступлений от экспортных пошлин, но не нивелировать его полностью. Поступления от экспорта сырой нефти упали на 44 % до 1310,15 млрд.рублей.

Поступления от экспорта товаров, произведённых из сырой нефти, упали на 48 % до 684,22 млрд.рублей ввиду того, что падение курса рубля к доллару и общее падение цен на нефть при сохранении себестоимости на выработку «тёмных» нефтепродуктов сделали невыгодным их экспорт. По отдельным НПЗ объёмы их переработки снизились до 50 %.

Таким образом, «налоговый манёвр» привёл к негативным последствиям. Это объясняется заложенной в него ценой нефти около 100 рублей за баррель. При снижении экспортной пошлины и росте НДПИ точкой перегиба эффективности является 72 доллара за баррель. Рассчитано, что более низкая цена на нефть приводит к снижению доходов бюджета: при цене 50

21

Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период

2017 и 2018 годов.

22

См:. Информацией Минэкономразвития РФ от 18.02.2016 «О вывозных таможенных пошлинах на нефть и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, на период с 1 по 31 марта 2016 г.» от 18.02.2016

долларов за баррель - на 2,1 трлн.рублей, при 40 долларов за баррель - на 3,2 трлн.рублей, что составляет 14 % и 21 % от запланированных доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами соответственно.

Отчисления от экспорта природного газа имеют положительную тенденцию. Они увеличились на 14 % до 505,15 млрд рублей. Выросли на 23 % отчисления от прочих вывозных таможенных пошлин, так как России за 2015 год удалось нарастить экспорт рыбы, зерновых, леса других товаров, облагаемых вывозными пошлинами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Что касается ввозных таможенных пошлин, в 2015 году по сравнению с 2014 годом при снижении импорта на 36,7 % (184,5 млрд. долларов) объём ввозных таможенных пошлин снизился на 4 % до 484,2 млрд. рублей, а НДС вырос на 3 % до 1643,5 млрд.руб. Это объясняется следующими причинами:

- эффект от сильной девальвации рубля «перекрыл» падение физических объемов импорта;

- присоединение к ЕАЭС Армении и Киргизии.

По договору о создании ЕАЭС собранные таможенные пошлины распределяются между странами ЕАЭС пропорционально объему их внешней торговли (Рисунок 5), однако доли рассчитывались ещё в 2014 году, когда

23

падение внешней торговли России было не так значительно .

7,11%

1,11% 4,55%% I 1,90%

Российская Федерация Республика Казахстан Республика Белорусь Республика Армения Кыргызская Республика

85,33 %

Рисунок 5 - Пропорции разделения ввозных таможенных пошлин между

странами ЕАЭС.

Торговля других стран ЕАЭС пострадала немного меньше по сравнению с Россией, и в результате пошлин в российский бюджет от других стран

23 См:. Договор о Евразийском экономическом союзе (с изменениями на 8 мая 2015 года) (редакция, действующая с 1 октября 2015 года).

поступило почти столько же, сколько в 2014 году - дополнительных 72,7 млрд.рублей.

Учитывая членство Российской Федерации в ВТО, увеличение объёмов таможенных платежей, поступающих в федеральный бюджет за счёт повышения импортных пошлин не представляется возможным, так как одним из обязательных условий участия в ВТО является снижение ставок пошлин на ввозимые товары в среднем на 5 - 10 %.

Поэтому на сегодняшний день для сохранения объёмов бюджетных поступлений на прежнем уровне, а также, в перспективе, для увеличения доходов федерального бюджета, необходимо создать благоприятные условия для преобладания налоговых, а не таможенных поступлений как основного источника пополнения федерального бюджета за счёт:

1) обеспечения активной и масштабной реализации политики импорто-замещения, путём:

а) оказания государственной поддержки национальным производителям по «захвату» сфер (в том числе тех, где возможно производить товары с высокой добавленной стоимостью), которые раньше занимали зарубежные поставщики, а также создание благоприятных условий для эффективного применение инструментов и механизмов импортозамещения. Это такие отрасли хозяйства, как станкостроение, фармацевтическая и лёгкая промышленности, тяжёлое машиностроение. Важным механизмом, стимулирующим импортозамещение, выступает проводимое Фондом развития промышленности возвратное финансирование по сниженным ставкам, на которое в 2015-2017 гг. в федеральном бюджете Российской Федерации заложено около 19 млрд.рублей. В рамках данного механизма среднему бизнесу предоставляются средства на компенсацию затрат по НИОКР в рамках инвестиционного проекта, результатом которого становятся конкретные индикаторы и показатели промышленного производства. Недостижение поставленных перед исполнителем целей и задач влечёт возврат субсидии государству или наложение штрафных санкций.

б) совершенствования требований к стандартизации и сертификации импортной продукции, а также ужесточение проводимого на таможенной границе ЕАЭС и Государственной границе Российской Федерации карантинного фитосанитарного и ветеринарного контроля. Это позволит значительно сократить ввоз в Россию некачественной продукции, нехватка которой будет восполняться отечественными товарами;

в) развития системы государственных закупок отечественной продукции в целях повышения начального спроса и поддержки отечественных производителей до достижения ими конкурентоспособных объёмов производства, а также содействия научно - исследовательским, опытно - конструкторским разработкам и техническому перевооружению с помощью государственного субсидирования;

2) ужесточения контроля за налоговыми агентами, которые осуществляют исчисление, удержание у налогоплательщика и перечисление налогов

в бюджет, а также ужесточения наказания за неисполнение обязанности по уплате налогов и сборов;

3) укрепление торгово - экономических и политических отношения со странами Восточной и Южной Азии, например с Южной Кореей, которая рассматривается Россией как перспективный источник инвестиций, продукции производственного назначения и оборудования, которое больше не может больше закупаться в Европейском Союзе, но необходимо для наращивания объёмов производства и увеличения ВВП.

Реализация данных предложений поможет не только сохранить на прежнем уровне, но и значительно увеличить объёмы поступающих в федеральный бюджет Российской Федерации платежей, администрируемых таможенными органами. Список литературы

1. Жакевич А.Г. Импортозамещение: проблемы и перспективы // Вестник Международного института экономики и права. - 2015. - № 1 - С.36 - 39

2. Атрощенкова И. С. Таможенные платежи как источник формирования доходов современного государства // Юридическая наука. - 2011. - № 3. - С. 75 - 77

3. Пронина Н.Н., Оганезова Д.И., Усенкова О.В Реальность импортозамещения в России // Вестник Пензинского государственного университета. - 2015. - № 3. - С. 58 -62

4. Сафина Д.И., Коновалова М.И. Динамика и структура поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет Российской Федерации с момента вступления России в ВТО // Вестник Томского политехнического университета. - 2014. - № 1. - С. 262 -267.

Churilova Sofia Vladimirovna, student

(E-mail: sofi1011@yandex.ru)

Orenburg State University, Orenburg, Russia

Julia Rozhkova, Cand.Econ.Sci, Associate Professor

Orenburg State University, Orenburg, Russia (E-mail: rogkova69@mail.ru)

In this article the fiscal function of customs authorities and analyzes the reasons for the decline in 2015 year federal budget revenues administered by the customs authorities of the Russian Federation, and also identifies the most prespective approaches to solving this issue. Keywords: trade, customs, tax maneuver, import substitution.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.