Научная статья на тему 'Достоинства и недостатки условий Таможенного союза для нефтяной отрасли Российской Федерации'

Достоинства и недостатки условий Таможенного союза для нефтяной отрасли Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
170
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / CUSTOMS UNION / ТАМОЖЕННОЕ ОБЛОЖЕНИЕ / НЕФТЯНАЯ ОТРАСЛЬ / OIL INDUSTRY / НЕФТЬ / OIL / НЕФТЕПРОДУКТЫ / PETROLEUM PRODUCTS / CUSTOM DUTIES / PETROLEUM / OIL PRODUCTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шангина Т.Н.

Статья посвящена анализу условий Таможенного союза для нефтяной отрасли Российской Федерации. Дается прогноз развития нефтяной отрасли после вступления Российской Федерации в Таможенный союз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Advantages and disadvantages of conditions of the Customs Union for oil branch of the Russian Federation

The article analyses conditions of the Customs Union for Russian oil industry. The author tracks trends in development of the oil industry after joining Russia to the Customs Union.

Текст научной работы на тему «Достоинства и недостатки условий Таможенного союза для нефтяной отрасли Российской Федерации»

УДК 339.54

ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ УСЛОВИЙ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА ДЛЯ НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Т.Н. Шангина, магистрантка,

Московский финансово-юридический университет МФЮА E-mail: angelgirl05@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена анализу условий Таможенного союза для нефтяной отрасли Российской Федерации. Дается прогноз развития нефтяной отрасли после вступления Российской Федерации в Таможенный союз.

Ключевые слова: Таможенный союз, таможенное обложение, нефтяная отрасль, нефть, нефтепродукты.

Abstract. The article analyses conditions of the Customs Union for Russian oil industry. The author tracks trends in development of the oil industry after joining Russia to the Customs Union.

Keywords: the Customs Union, custom duties, oil industry, oil, petroleum, oil products, petroleum products.

Сегодня экономика Российской Федерации все больше вовлекается в глобальную экономику, в общемировые экономические процессы. В Россию «приходит» иностранный капитал. Российская Федерация, будучи членом G-8, ВТО, ТС, обладая существенным ресурсным и промышленно-экономическим потенциалом, на протяжении последнего десятилетия последовательно расширяет свои позиции на мировой экономической и политической арене.

Вступление Российской Федерации в Таможенный союз - процесс неоднозначный, сложный, противоречивый по своей сути. Однако Россия более двух лет является членом этой уважаемой и влиятельной международной организации, что позволяет уже сегодня сформулировать некоторые оценки и выводы. Именно этот аспект явился причиной выбора этой, представляющейся исключительно актуальной, темы данной статьи.

Нефтяная промышленность России как отрасль российской экономики имеет колоссальное системообразующее значение: нефть традиционно является главной статьей российского экспорта, занимая в нем около 33-35% в денежном выражении, а вместе с нефтепродуктами - около 50%.

Помимо этого именно уровень цен на нефть и нефтепродукты в известной степени определяют цены на третий основной компонент отечественного экспорта - природный газ.

Таможенный союз как образование трех государств - членов ЕврАзЭС (Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан) основывается на важном принципе: отмене всех таможенных пошлин по отношению друг к другу.

Фактическая отмена границ между названными странами способствует динамике бизнеса, создает основу для нового этапа в передвижении товаров и капитала.

На сегодняшний день, по данным экспертов, имеют место все основания утверждать, что механизм ТС обеспечит Беларуси, Казахстану и России прирост ВВП в 15% к 2015 г. [9].

Таможенный союз - это колоссальный рынок, совокупный объем запасов нефти которого составляет 90 млрд баррелей, суммарный объем ВВП - 2 трлн долл., совокупный товарооборот - 900 млрд долл., объем сельхозпродукции - 112 млрд долл.

Основываясь на всем сказанном выше, выделим достоинства и недостатки условий Таможенного союза для нефтяной отрасли Российской Федерации.

Подчеркнем, что, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р «Об утверждении Энергетической стратегии России на период до 2030 года» [4], несмотря на нацеленность последовательной минимизации влияния на экономику, именно экспорт энергоносителей - нефти в первую очередь - до 2030 г. будет оставаться определяющим фактором развития национальной экономики, который детерминирует формирование российского валового внутреннего продукта и доходной части бюджетов бюджетной системы России.

Особое место отведено регулированию таможенного обложения нефти и нефтепродуктов в рамках Таможенного союза. Принимая как данность необходимость создания общего рынка нефти и нефтепродуктов государств - участников Единого экономического пространства,

а также развития конкуренции на этих рынках в целях эффективного использования потенциала нефтяной отрасли, Российская Федерация, Республика Беларусь и Республика Казахстан подписали соглашение, вступившее в силу 1 января 2012 г. При экспорте сырой нефти и нефтепродуктов из России на территорию Республики Беларусь или Республики Казахстан для внутреннего потребления на территории указанных стран вывозные таможенные пошлины не осуществляются.

В ситуации если российские нефтепродукты и сырая нефть экспортируются из России через территорию Республики Беларусь или Республики Казахстан в третьи государства, порядок уплаты вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты при вывозе их за пределы единой таможенной территории Таможенного союза определен комплексом отдельных мер, в том числе двусторонними соглашениями государств - участников Таможенного союза.

Российская Федерация как «нефтяная держава» из всех трех стран -участниц Таможенного союза показывает себя все более активным, полноценным, во многом определяющим членом всей региональной экономики, всего мирового хозяйства, прежде всего в разрезе торговой его составляющей.

Рынок России - члена Таможенного союза - это рынок открытый: открытие отечественного рынка для иностранных производителей станет дополнительным стимулом конкурентной борьбы, неизбежным следствием которой - для отечественного потребителя - стало снижение цен на большинство товаров и услуг, повышение их качества и более широкий их выбор. При этом отметим, что из-за уменьшения пошлин на ввозимые товары, вероятно, можно ожидать некоторого снижения цен на заграничную продукцию.

Россия, открывая свои границы другим странам, открывает новые перспективы и для себя. Отечественные экспортеры, в том числе и экспортеры нефти, обретают принципиально иные возможности: расширяются рынки сбыта, «доступ и вхождение» на которые прежде были существенно затруднены. Российским предприятиям-экспортерам - помимо нефти и нефтепродуктов это касается экспортеров металла и минеральных удобрений - станет проще продавать свои товары за рубежом, что имеет исключительно важные позитивные последствия на более высоком уровне - уровне национальной экономики.

Рассматривая очерченное проблемное поле в юридической плоскости, отметим, что в рамках Таможенного союза функцию взимания

таможенных пошлин в Российской Федерации реализует Федеральная таможенная служба.

Нормативно-правовым базисом в определении ставок таможенных пошлин в нефтяной отрасли является Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 г. «О едином таможенно-тарифном регулировании».

Согласно названному документу ставки таможенных пошлин в Российской Федерации зависят от вида товара (по классификации ЕТН ВЭД), страны происхождения, а также условий, определяющих применение специальных видов пошлин [6].

С 1 июля 2010 г. вступил в силу новый Таможенный кодекс Таможенного союза трех государств: Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан. Согласно ТК ТС единый таможенный тариф Таможенного союза устанавливается консолидированным решением Комиссии ЕЭС.

Статья 79 ТК ТС определяет тот факт, что «плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов» [2].

На сегодняшний день вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2013 г. № 261 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе» [3].

Согласно данному нормативно-правовому акту с апреля 2013 г. действуют ставки вывозных таможенных пошлин, указанные в нем, а также имеет место следующая «практическая математика» определения названных категорий ставок (табл. 1) [8].

Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод: плюсы от членства в Таможенном союзе для российской экономики достижимы не только на уровне «национальной экономики», но и на уровне отечественных потребителей.

Но необходимо рассмотреть и негативные аспекты вовлечения экономики России - и в первую очередь нефтяной ее отрасли - в ТС.

Таблица 1

Ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые за пределы территории Российской Федерации и территории государств -участников соглашений о Таможенном союзе

Код ТН ВЭД ТС Наименование позиции* Ставка вывозной таможенной пошлины (долл./1000 кг)

2709 00 Нефть сырая, кроме:** 401,5

2709 00 900 1 Нефть сырая плотностью при 20° С не менее 906 кг/м3, но не более 967 г/м3, и с содержанием серы не менее 1,98 мас.%, но не более 2, 34 мас.% 197,1

2709 00 900 2 Нефть сырая плотностью при 20° С не менее 694,7 кг/м3, но не более 980 кг/м3, и с содержанием серы не менее 0,04 мас.%, но не более 5 мас.% 40,1

2709 00 900 3 Нефть сырая плотностью при 20° С не менее 694,7 кг/м3, но не более 887,6 кг/м3, и с содержанием серы не менее 0,04 мас.%, но не более 1,5 мас.%*** 197,1

2710 12 1100 -2710 12 250, 2710 12 9009, из 2710 20 9000 Прямоугольный бензин 361,4

2710 12 900 1 Тримеры и тетрамеры пропилена 26,1

2710 12 3100, 2710 12 7000, 2710 19 1100 -2710 19 4800, 2710 20 1100 -2710 20 1900, из 2710 20 9000 Легкие дистилляты; средние дистилляты; газойли 265

2710 12 41002710 12 5900, из 2710 20 9000 Бензины товарные 361,4

2710 19 510 -2710 19 9800, 2710 20 3102710 20 3909, из 2710 20 900 0, 2710 91 0000, 2710 99 0000 Топлива жидкие; масла; отработанные нефтепродукты 265

Продолжение таблицы 1

Код ТН ВЭД ТС Наименование позиции* Ставка вывозной таможенной пошлины (долл./1000 кг)

2711 122711 19 0000 Пропан; бутаны; этилен, пропилен, бутилен и бутадиен; прочие сжиженные газы 70,5

2712 Вазелин нефтяной; минеральные воски и аналогичные продукты, кроме: 265

2712 90 1100 сырые 0

2712 90 1900 прочие 0

2713 Кокс нефтяной, битум нефтяной и прочие остатки от переработки нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород, кроме: 265

2713 12 000 кокс нефтяной кальцинированный 0

2902 20 0000 -2902 43 0000 Бензол; толуол; ксилолы 265

*Для целей применения ставок вывозных таможенных пошлин товары определяются исключительно кодами ТН ВЭД ТС. Наименование позиции приведено только для удобства пользования. Исключением являются случаи, предусмотренные в сноске со знаком** и в сноске со знаком***, а также случаи, если в графе «Код ТН ВЭД ТС» имеется указание на то, что соответствующая ставка применяется не ко всем товарам, классифицируемым по данному коду (при этом следует руководствоваться наименованием позиции).

"Включая нефть сырую, добываемую на Талаканском (Восточный блок), Западно-Аянском, Ярактинском, Марковском нефтегазоконденсатных месторождениях. Алинском и Даниловском газонефтяных месторождениях.

***За исключением нефти сырой, добываемой на Талаканском (Восточный блок), Западно-Аянском, Ярактинском, Марковском нефтегазоконденсатных месторождениях, Алинском и Даниловском газонефтяных месторождениях.

Как известно, отечественная производственная инфраструктура характеризуется существенной степенью морального и физического износа. В контексте рассматриваемой проблематики это может (и, вероятно, неминуемо будет!) иметь следующие последствия: отечественные производители, характеризуемые неудовлетворительной технической базой, комплексом устаревших технологий (и, как следствие, большими издержками!) могут не выдержать увеличения конкуренции и будут вынуждены покинуть рынок. На уровне национальной экономики это означает снижение занятости, рост безработицы, падение налоговых поступлений в бюджет. Полная отмена пошлин, налогов и сборов фактически дезак-туализирует один из основных источников бюджета РФ - доходы от та-

моженных и налоговых поступлений, которые составляют около 60% доходов бюджета [10].

Не менее серьезной проблемой является осуществление в рамках ТС взаимопоставок всех товаров (включая энергоносители) по внутренним ценам страны-производителя. На практике это означает, что Россия поставляет своим партнерам энергоресурсы «по сниженным» ценам и тем самым в течение определенного времени де-факто субсидирует экономики республик - членов ТС.

Также открытость - не только «плюс»: членство России в ТС уже в самой ближайшей перспективе может привести фактически к потере некоторых отраслей экономики; так, из-за международной конкуренции может, к примеру, существенно снизиться выпуск самолетов гражданской авиации, а некоторые сельхозпроизводители, не выдержав конкуренции, могут быть вынуждены попросту закрыть собственное дело.

Самый главный минус членства России в ТС заключается в следующем: отечественная экономика содержит некоторые отрасли - и это в известной степени относится и к отечественной «нефтянке», - которые до сих пор существуют в «тепличных условиях», в «щадящем, дотационном режиме». В процессе их участия в открытой торговле они могут не выдержать требований конкуренции, что приведет не только к экономическим потерям, но и к ряду социальных проблем, в частности, к увольнению огромного количества работников.

Но все-таки положительных трендов, рассматривая средне- и долгосрочную перспективу, больше.

Условия ТС, с одной стороны - это условия, инспирирующие потенциальные потери для отечественного бюджета, но с другой стороны -и одновременное формирование системы преференций для экономик стран - партнеров РФ по ТС.

Доходы, которые приносит государству нефтяная промышленность, делают ее одной из самых значимых стратегических отраслей промышленности в России. Но известно, что отечественная нефтяная отрасль - отрасль, где велик процент изношенности, морального и физического старения оборудования. Условия ТС как условия конкуренции в перспективе обусловят модернизацию отечественных предприятий-олигополистов.

Для расширения добычи нефти (это определено планами правительства увеличения к 2030 г. объемов до 530 млн т в год, что составит на 5,47% больше по сравнению с 2011 г.) необходима модернизация перерабатывающих мощностей, осуществление комплексных мер в об-

ласти налогообложения (в том числе в области таможенно-тарифного регулирования) нефтяной отрасли [7].

ТС - это фактор неизбежности: отечественные предприятия будут вынуждены модернизироваться и расширяться. Повышение эффективности нефтяной промышленности в рамках ТС в перспективе способствует увеличению притока инвестиций в отрасль, что принесет значительные экономические и социальные выгоды в средне- и долгосрочном горизонте планирования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ.

2. Таможенный кодекс Таможенного союза (в ред. Протокола от 16 апреля 2010 года).

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.03.2013 № 261 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе».

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 № 1715-р «Об утверждении Энергетической стратегии России на период до 2030 года».

5. Рубченко М., Кокшаров А. Задержались на пороге // Эксперт. 2006. № 41.

6. Стровский Л.Е., Казанцев С.К., Паршина Е.А. и др. Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности. Внешнеэкономическая деятельность предприятия / Под ред. проф. Л. Е. Стровского. 3-е изд. - М., 2004.

7. [Электронный ресурс] URL: http://www.brokert.ru (дата обращения 30.04.2013).

8. [Электронный ресурс] URL: http://www.tsouz.ru/db/ettr/ettwto/Pa-ges/ett27.aspx (дата обращения: 02.05.2013).

9. Мамытбеков Е. Таможенный союз к 2015 году обеспечит странам-участницам дополнительный прирост ВВП на 15-18 процентов. [Электронный ресурс] URL: http://www.zakon.kz/158066-tamozhennyjj-sojuz-k-2015-godu.html (дата обращения: 02.05.2013)

10. Приложение № 3.2 к Заключению Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов». Структура доходов федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов и их доля в ВВП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.