Научная статья на тему 'Рынок нефтепродуктов Казахстана в рамках таможенного Союза: перспективы развития'

Рынок нефтепродуктов Казахстана в рамках таможенного Союза: перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
388
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК НЕФТЕПРОДУКТОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН / НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЕ ЗАВОДЫ / ИНВЕСТИЦИИ В НЕФТЕГАЗОВЫЙ СЕКТОР / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН / ЦЕНЫ НА НЕФТЕПРОДУКТЫ / THE OIL MARKET OF REPUBLIC KAZAKHSTAN / OIL REFINING FACTORIES / INVESTMENTS INTO OIL AND GAS SECTOR / THE LEGISLATION OF REPUBLIC KAZAKHSTAN / THE PRICE FOR OIL PRODUCTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рахматулина Г.

В статье дается характеристика современного состояния рынка нефтепродуктов Республики Казахстан. Автор анализирует перспективы развития данного национального рынка в рамках Таможенного союза. Подробно рассматриваются особенности юрисдикции нефтяного сектора и обозначены ориентиры его модернизации на ближайшие годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROSPECT FOR OIL MARKET FORMATION IN REPUBLIC KAZAKHSTAN WITHIN THE LIMITS OF THE CUSTOMS UNION

The paper contains a characteristic of oil market current state in Republic Kazakhstan. The author analyzes prospects of national oil market development within the limits of the Customs union as well as considers features of jurisdiction for oil sector and reference points of its modernization for the next years.

Текст научной работы на тему «Рынок нефтепродуктов Казахстана в рамках таможенного Союза: перспективы развития»

Вестник Института экономики Российской академии наук

2/2012

ЗАРУБЕЖНАЯ ЭКОНОМИКА

Г. РАХМАТУЛИНА кандидат экономических наук, старший аналитик ТОО «Агентство по исследованию рентабельности инвестиций»

РЫНОК НЕФТЕПРОДУКТОВ КАЗАХСТАНА В РАМКАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

В статье дается характеристика современного состояния рынка нефтепродуктов Республики Казахстан. Автор анализирует перспективы развития данного национального рынка в рамках Таможенного союза. Подробно рассматриваются особенности юрисдикции нефтяного сектора и обозначены ориентиры его модернизации на ближайшие годы.

Ключевые слова; рынок нефтепродуктов Республики Казахстан, нефтеперерабатывающие заводы, инвестиции в нефтегазовый сектор, законодательство Республики Казахстан, цены на нефтепродукты.

Развитие рынка нефтепродуктов, повышение его конкурентоспособности являются важнейшим приоритетом экономической политики Казахстана. В частности, в Государственной программе по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 гг., утвержденной указом Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 г. №958, отмечается, что одной из главных задач нефтегазового сектора республики является обеспечение потребностей внутреннего рынка в нефтепродуктах. На повестке дня стоят проблемы увеличения глубины переработки нефти до 87-90% и доведения качества отечественных нефтепродуктов до международных стандартов («Евро-3» - «Евро-5»).

Несмотря на высокую суммарную мощность и комплексность переработки нефти, текущая загрузка казахстанских производств значительно отстает от аналогичных показателей передовых нефтеперерабатывающих предприятий. Основными причинами дефицита перерабатывающих мощностей наряду с экономическим ростом и увеличением потребления нефтепродуктов являются высокие капитальные затраты на создание новых мощностей, продолжительные сроки окупаемости инвестиций, ужесточение экологических требований.

С вступлением Казахстана в Таможенный союз (ТС) создаются условия для эффективного решения указанных проблем, активизации инвестиционного сотрудничества государств-участников в нефтеперерабатывающем секторе экономики. Кроме того, важное значение приобретают проблемы проведения странами ТС согласованной таможенной, налоговой и тарифной политики в нефтегазовой сфере.

Рынок нефтепродуктов в Казахстане

В настоящее время в Республике Казахстан действуют три крупных нефтеперерабатывающих завода: Атырауский нефтеперерабатыва-

ющий завод (АНПЗ), Павлодарский нефтехимический завод (ПНХЗ) и Шымкентский нефтеперерабатывающий завод («ПетроКазахстан Ойл Продактс», ПКОП). Деятельность указанных предприятий имеет важное значение для экономики республики и покрытия потребностей потребителей в нефтепродуктах.

За период с 2001 по 2010 г. на НПЗ Казахстана наблюдается положительная динамика объемов производства нефтепродуктов. Так, совокупный объем переработки нефти увеличился за это время почти на 80% и достиг 13700 тыс. т (см. рис. 1). При этом объем переработки нефти на АНПЗ и ПКОП в 2010 г. вырос по сравнению с 2001 г. на 97% и 35,6% соответственно. Объем переработки на ПНХЗ возрос более чем в 2 раза.

□ АНПЗ

□ ПКОП

■ ПНХЗ

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Источник: Отчеты Национальной компании «КазМунайГаз».

Рис. 1. Переработка нефти на НПЗ Республики Казахстан (тыс. т)

В настоящее время правительством принимаются меры по достижению сбалансированности внутреннего рынка нефтепродуктов и модернизации нефтеперерабатывающей промышленности Казахстана. Постановлением Правительства РК от 14 мая 2009 г. утвержден Комплексный план развития нефтеперерабатывающих заводов Республики Казахстан на 2009-2015 гг. Основной его целью является обеспечение энергетической безопасности страны в части полного удовлетворения внутренней потребности в основных видах нефтепродуктов - бензине, авиа- и дизельном топливе.

Реализация данного документа позволит к 2015 г. в полном объеме обеспечить внутренний рынок Казахстана качественными нефтепродуктами, соответствующими требованиям «Евро-4».

Модернизация Атырауского НПЗ предполагает реализацию 4 проектов. Первый - реконструкция установок замедленного коксования и первичной переработки нефти. Источником финансирования данного проекта являются собственные средства компании «КазМунайГаз». Общая сумма инвестиций составляет около 120 млн долл. Завершение проекта было намечено на декабрь 2010 г. В результате его реализации планируется уменьшить производство мазута на 600 тыс. тонн и на 150 тыс. т увеличить производство светлых нефтепродуктов, имеющих высокую добавленную стоимость. Кроме того, увеличиваются производственные мощности завода (с 4,3 до 5- 5,5 млн т перерабатываемой нефти в год).

Второй проект - строительство комплекса производства ароматических углеводородов. Реализация данного проекта будет способствовать увеличению производства нефтепродуктов, соответствующих нормам стандарта «Евро-4». Извлеченные ароматические углеводороды станут сырьем для производства нефтехимической продукции с высокой добавленной стоимостью. Завершение проекта намечено на начало второго квартала 2013 г.

Третий проект - строительство комплекса глубокой переработки нефти. В настоящее время завершено технико-экономическое обоснование проекта и началась разработка проектно-сметной документации. Ожидается, что проект будет завершен в конце 2014 - начале 2015 г.

Последний проект - строительство объездного железнодорожного пути, который позволит, минуя город, выходить напрямую на магистральные линии КТЖ.

Модернизация Атырауского НПЗ осуществляется НК «КазМунайГаз» совместно с китайской компанией Sinopec Engineering, с которой в октябре

2009 г. был подписан договор о реализации проекта «под ключ».

Стоимость реконструкции Шъмкентского НПЗ составляет около 1 млрд долл. Финансирование данного проекта будет осуществляться «Китайской национальной нефтяной корпорацией» (CNPC) и НК «КазМу-найГаз». В 2009 г. на этом предприятии были проведены работы в рамках программы модернизации, в частности, выполнены маркетинговые исследования по нефти и рынку нефтепродуктов. В результате модернизации

на Шымкентском нефтеперерабатывающем заводе планируется увеличить глубину переработки нефти, улучшить качество производимой продукции с доведением его до требований стандарта «Евро-3» (предусмотрена реконструкция действующих установок и строительство новых), расширить ассортимент продукции за счет высокоценных продуктов нефтехимии (полипропилен и бензол), увеличить мощности по переработке нефти и снизить влияние переработки на экологию Южно-Казахстанской области.

Модернизация Павлодарского завода предполагает проведение работ по реконструкции оборудования, что будет способствовать увеличению выработки высокооктанового бензина, авиа- и дизтоплива и сокращению производства мазута. По оценкам экспертов, вследствие проведения модернизации Павлодарского НПЗ глубина переработки нефти может составить 85-90%. Производимое топливо будет соответствовать стандарту «Евро-4».

После завершения модернизации общая мощность трех НПЗ республики составит около 17 млн т. Внутренний рынок Казахстана будет полностью обеспечен качественными нефтепродуктами. Вместе с тем современное состояние нефтеперерабатывающей отрасли Казахстана пока не удовлетворяет потребности внутреннего рынка республики в нефтепродуктах.

Главной проблемой на сегодня является низкий уровень конкурентоспособности нефтеперерабатывающих производств. Нефтеперерабатывающие заводы в Казахстане, построенные еще в советское время, не отвечают современным стандартам. Отсутствие высокотехнологичных производств получения нефтехимических продуктов за счет глубокой очистки углеводородного сырья не позволяет наладить выпуск достаточных объемов качественной товарной продукции с высокой добавленной стоимостью. Нефтеперерабатывающая промышленность Казахстана значительно отстает от развитых стран мира по глубине переработки нефти. По оценкам экспертов, уровень переработки нефти на республиканских НПЗ составляет около 45-50%. Для сравнения, в США, Канаде и Великобритании данный показатель приближается к 86-92%. На казахстанских нефтеперерабатывающих предприятиях весьма высок объем производства мазута, значительная часть которого вместо дальнейшей глубокой переработки сжигается в топках электро- и теплостанций. Между тем мазут может стать основным видом сырья для производства широкого ассортимента топлива, масел и других важнейших синтетических нефтехимических продуктов.

Весьма низким остается уровень выхода высокооктанового бензина при переработке нефти на отечественных НПЗ. Так, на Павлодарском нефтехимическом заводе уровень выхода высокооктанового бензина в 2009 г. составлял 21,37%, на Шымкентском нефтеперерабатывающем заводе - 11,45%, на Атырауском НПЗ выход бензина марки АИ-92 состав-

лял всего 3,88%. Следует подчеркнуть, что на АНПЗ более высокие марки бензина пока вообще не производятся.

Такая ситуация является причиной высокой зависимости Казахстана от импорта высокооктанового бензина и авиационного топлива. К примеру, импорт высокооктанового бензина в республику в 2009 г. составил 38,1% от внутреннего потребления, авиакеросина соответственно 18,1% (см. рис. 2, 3).

■ Производство СИ Экспорт I Импорт

Источник: Отчеты Национальной компании «КазМунайГаз».

Рис. 2. Доля производства, экспорта и импорта высокооктанового бензина в общем объеме внутреннего потребления в Казахстане в 2009 г. (%)

■ Производство □ Экспорт ■ Импорт

Источник: Отчеты Национальной компании «КазМунайГаз».

Рис. З. Доля производства, экспорта и импорта авиакеросина в общем объеме внутреннего потребления в Казахстане в 2009 г. (%)

Высокий уровень зависимости внутреннего рынка нефтепродуктов Казахстана от импорта представляет определенную угрозу для энергетической безопасности республики и является одним из факторов развития инфляционных процессов в экономике страны. Совершенно очевидно, что через импорт нефтепродуктов осуществляется «импорт инфляции», т.е. рост потребительских цен.

Проблема недостаточной конкурентоспособности нефтеперерабатывающей промышленности Казахстана усугубляется низкими темпами модернизации отечественных заводов. В частности, реконструкция Шымкентского НПЗ до сих пор находится на стадии разработки технико-экономического обоснования. Причем при разработке в 2009 г. первоначального ТЭО были допущены серьезные ошибки и использовались неактуальные данные. В связи с этим руководством ФНБ «Самрук-Казына» в 2010 г. было дано поручение пересмотреть ТЭО и подготовить обновленный вариант с учетом новых трендов рынка нефтепродуктов и применения передового мирового опыта в этой области.

Серьезной проблемой казахстанской нефтепереработки является постоянная недозагруженность нефтеперерабатывающих мощностей Казахстана. Данная проблема связана, во-первых, с низким уровнем глубины переработки нефти. Как было отмечено выше, поступающее на переработку сырье используется по своему прямому назначению лишь на 50%. Остальная часть представляет собой тяжелый остаток, который сжигается для получения тепла и электроэнергии.

Во-вторых, сохраняется высокий уровень зависимости от поставок сырья из России. Как известно, Павлодарский нефтехимический завод полностью работает на западносибирской нефти. Шымкентский нефтеперерабатывающий завод на 30% зависит от поставок нефти из России. При этом сохраняют свою остроту проблемы недопоставок российской нефти на НПЗ республики. В частности, производственные мощности Павлодарского нефтехимического завода позволяют перерабатывать около 7 млн т сырой нефти в год, однако на ПНХЗ ежегодно поставляется лишь около 2 млн т российской нефти. Производительность Шымкентского нефтеперерабатывающего завода составляет 6,5 млн т сырой нефти в год, но ежегодные поставки сырья на ПКОП не превышают 4,2 млн т.

Наличие указанных факторов приводит к недозагруженности мощностей, что в конечном итоге негативно отражается на объемах производства нефтепродуктов. Кроме того, низкая загруженность казахстанских заводов увеличивает удельные затраты на переработку. По оценкам экспертов, стоимость переработки нефти достигает 30% от стоимости конечного продукта (в развитых странах эти затраты вдвое меньше).

Проблемным моментом развития казахстанской нефтеперерабатывающей промышленности является отсутствие эффективного механизма государственного регулирования топливно-энергетического рынка республики. Проводимая в отраслях ТЭК налоговая политика ориентировала нефтегазовые компании в основном на широкомасштабный экспорт сырой нефти, сохранение низкого уровня конкурентоспособности нефтеперерабатывающих предприятий страны.

Несмотря на значительный приток инвестиционных ресурсов в нефтегазовый сектор, все они были использованы в основном на проведение геологоразведочных работ, разработку нефтегазовых месторождений, но не на развитие нефтеперерабатывающей промышленности. И это стало основной причиной технико-технологического отставания отрасли и сохранения низкой глубины переработки нефти.

Сдерживающим фактором в покрытии потребностей внутреннего рынка республики стала неразвитость сферы перевозок нефтепродуктов, соответствующих логистических систем. Серьезной проблемой является обеспечение товаропроизводителей подвижным составом. Имеет место постоянный дефицит вагонов и цистерн. Поэтому актуальное значение приобретают вопросы взаимодействия Министерства нефти и газа, НК «КазМунайГаз» с транспортными ведомствами республики (Министерством транспорта и коммуникаций, НК «КазахстанТемирЖолы») в части обеспечения подвижным составом, сокращения непроизводительных простоев. Это будет способствовать беспрепятственным поставкам нефтепродуктов внутри страны, насыщению внутреннего рынка качественной продукцией.

Важное значение имеет создание современных транспортно-логистических систем, включающих склады для хранения продукции, терминалы. В этой связи представляется целесообразным создание общего транспортно-логистического блока с участием НК «Казмортрансфлот», что будет способствовать оптимизации транспортных процессов, увеличению экспортных поставок казахстанской продукции, обеспечению присутствия отечественных товаропроизводителей на рынках Черного моря.

Следует также отметить низкую долю участия государства в обеспечении потребностей рынка нефтепродуктов. Как известно, государство владеет 100% Атырауского нефтеперерабатывающего завода, 100% Павлодарского нефтехимического завода, 50% Шымкентского нефтеперерабатывающего завода. Вместе с тем в обеспечении потребностей рынка нефтепродуктами доля государства гораздо меньше. В частности, по итогам 2009 г. АО «Торговый дом «КазМунайГаз» смог удовлетворить только 21% потребностей рынка в нефтепродуктах, включая поставки мазута и топлива для сельхозтоваропроизводителей. При этом в обеспечении бензином марки АИ-92 и АИ-95 доля ТД КМГ составила 6 и 5% соответственно. Причиной столь слабого участия национальной компа-

нии в обеспечении внутреннего рынка является то, что из почти 4 тысяч АЗС собственностью АО ТД «КазМунайГаз» являются только 280. Низкая доля государства на розничном рынке нефтепродуктов в определенной степени является сдерживающим фактором в обеспечении его потребностей, в увеличении поставок высококачественных продуктов, в повышении качества предоставляемых услуг.

Законодательство Республики Казахстан

в сфере нефтепродуктов

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими рынок нефтепродуктов Республики Казахстан, являются следующие:

■ Налоговый Кодекс Республики Казахстан;

■ Закон Республики Казахстан от 24 июня 2010 г. №291-1У «О недрах и недропользовании»;

■ Закон Республики Казахстан от 7 апреля 2003 г. №402-11 «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов»;

■ Постановление Правительства Республики Казахстан №1172 «О некоторых вопросах стабилизации внутреннего рынка нефтепродуктов»;

■ Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 мая 2010 г. №487 «О введении временного запрета на вывоз бензина моторного, керосина и газойлей»;

■ Постановление Правительства Республики Казахстан от 13 июля 2010 г. «О введении экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты»;

■ Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 октября 2010 г. №1139 «О введении временного запрета на вывоз легких дистиллятов и продуктов, керосина и газойлей»;

■ Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2010 г. №1445 «О внесении изменений в постановление Правительства РК от 15 октября 2005 г. №1036 «О вывозных таможенных пошлинах на сырую нефть и товары, выработанные из нефти».

В Налоговом Кодексе РК определены ставки корпоративного подоходного налога и налога на добавленную стоимость. В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Налогового Кодекса РК ставка корпоративного подоходного налога составляет 15%, НДС - 12% (пункт 1 статьи 268 Налогового Кодекса РК).

Статья 279 Налогового Кодекса РК определяет перечень подакцизных товаров, в который также входят бензин (за исключением авиационного) и дизельное топливо. Ставки акцизов на 1 тонну указанных товаров представлены в табл. 1.

Таблица 1

Ставки акцизов на бензин (за исключением авиационного) и дизельное топливо

Ставки акцизов на 1 тонну (в тенге)

№ п/п Бензин (за исключением авиационного) (код ТН ВЭД ЕврАзЭС 2710 11410 0-2710 11590 0) Дизельное топливо (код ТН ВЭД ЕврАзЭС 2710 19 3100-2710 19 490 0)

1 Оптовая реализация производителями бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива собственного производства 4500 540

2 Оптовая реализация физическими и юридическими лицами бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива 0 0

3 Розничная реализация производителями бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива, использование на собственные производственные нужды 5000 600

4 Розничная реализация физическими и юридическими лицами бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива, использование на собственные производственные нужды 500 60

5 Импорт 4500 540

Источник: Налоговый Кодекс Республики Казахстан.

В Налоговом Кодексе также определен размер лицензионного сбора за лицензирование нефтехимических и нефтегазоперерабатывающих производств. Так, в соответствии со ст. 471 указанного документа лицензионный сбор за эксплуатацию нефтегазоперерабатывающих производств составляет 500 месячных рачетных показателей (МРП), а за проектирование и эксплуатацию нефтехимических производств - 10 МРП. Справочно: 1МРП в 2011 г. был равен 1512 тенге (289,1 руб.; 1 руб. = 5, 23 тенге).

Важное значение в регулировании рынка нефтепродуктов республики имеет Закон Республики Казахстан от 24 июня 2010 г. №291-1У «О недрах

и недропользовании». В данном документе отражены основные направления государственной политики в нефтяной сфере. В частности, в соответствии с п. 17 ст. 18 Закона «О недрах и недропользовании» уполномоченный орган в области нефти и газа определяет для недропользователей объемы поставок нефти на внутренний рынок. Данная правовая норма направлена на стабилизацию отечественного рынка нефтепродуктов и регулирование поставок сырья на нефтеперерабатывающие предприятия республики. Кроме того, в соответствии с п. 5 ст. 91 Закона «О недрах и недропользовании» нефть, поставляемая для переработки нефтеперерабатывающим заводам, должна соответствовать нормам безопасности, установленным законодательством Республики Казахстан.

В связи с необходимостью проведения государством адекватной политики в сфере развития рынка нефтепродуктов в 2003 г. был принят Закон «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов». Данный документ определяет компетенцию Правительства в области функционирования рынка нефтепродуктов. В частности, в соответствии со ст. 4 рассматриваемого Закона Правительство «устанавливает ограничения и запреты на ввоз в Республику Казахстан и на вывоз из Республики Казахстан нефтепродуктов в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан», а также «осуществляет регулирование поставок сырой нефти и (или) газового конденсата на внутренний рынок Республики Казахстан». Уполномоченный орган, в свою очередь, «осуществляет мониторинг деятельности производителей нефтепродуктов, поставщиков нефти и лиц, осуществляющих реализацию с баз нефтепродуктов и устанавливает минимальные объемы производства нефтепродуктов, утверждает объемы поставки сырой нефти и (или) газового конденсата нефте- и (или) газодобывающими организациями и другими источниками сырья» (Ст. 5 Закона).

В соответствии с п. 1 ст. 6 данного Закона уполномоченный орган по стандартизации, метрологии и сертификации осуществляет контроль за соответствием нефтепродуктов требованиям, установленным нормативными документами по стандартизации. П. 2 ст. 6 определяет компетенцию уполномоченного органа в области регулирования торговой деятельности в части обоснования ставок таможенных, защитных, антидемпинговых и компенсационных пошлин.

В Законе также определены условия реализации нефтепродуктов. В соответствии со ст. 12 реализация нефтепродуктов допускается:

- при условии сертификации деятельности производителей нефтепродуктов, поставщиков нефти, а также лиц, осуществляющих реализацию с автозаправочных станций и баз нефтепродуктов;

- при наличии компьютерной системы учета с передачей уполномоченному органу информации об объемах приобретения и реализации нефтепродуктов.

В феврале 2010 г. были внесены дополнения в упомянутый Закон, в соответствии с которыми устанавливается предельный уровень цен на «социально-чувствительные» нефтепродукты (низкооктановый бензин, ряд сортов высокооктанового бензина марок АИ-92 и АИ-93, дизельное топливо), что должно обеспечить стабильность рынка ГСМ. Внесение указанных дополнений осуществлялось в рамках реализации поручений Президента Н.А. Назарбаева по стабилизации цен на рынке нефтепродуктов, направленных Правительству РК 13 ноября 2009 г. В связи с этим была создана Рабочая группа по вопросу обеспечения внутреннего рынка нефтепродуктов и механизму ценообразования на ГСМ с участием представителей заинтересованных министерств и ведомств, акиматов, а также основных ресурсодержателей нефтепродуктов. Данной Рабочей группой установлено, что на внутреннем рынке розничная цена на бензин марок АИ-92/93 составит не более 82 тенге за 1 литр (15,7 руб.), АИ-80 - не более 62 тенге (11,8 руб.), на дизельное топливо (межсезонное) - не более 67 тенге (12,8 руб.), а на дизтопливо у конечного потребителя для сельхозтоваропроизводителей - 62 тенге (11,8 руб.).

В связи с повышением цен на нефть на мировом рынке и в приграничных государствах протоколом совещания Рабочей группы от 19 апреля 2010 г. цены на нефтепродукты, предварительно согласованные с Агентством РК по защите конкуренции и Агентством РК по регулированию естественных монополий, в мае были установлены на уровне не выше 84 тенге за 1 литр на бензин марок АИ-92/93, 64 тенге - на Аи-80, 69 тенге -на дизельное топливо (межсезонное), и 62 тенге - на дизтопливо у конечного потребителя для сельхозтоваропроизводителей. Внесение указанных дополнений в Закон должно способствовать стабилизации ценовой ситуации на рынке нефтепродуктов РК.

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 мая 2010 г. №487 «О введении временного запрета на вывоз бензина моторного, керосина и газойлей» введен запрет на экспорт ГСМ с целью стабилизации ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов и покрытия потребностей потребителей в горюче-смазочных материалах. Данное положение действовало до 1 июля 2011 г.

13 июля 2010 г. Правительство Казахстана приняло постановление о введении экспортной таможенной пошлины на нефть, а также повысило пошлины на нефтепродукты. Принятие данного постановления было обусловлено, во-первых, стабилизацией мировых цен на сырьевые товары и, во-вторых, унификацией правовых норм в сфере недропользования. Данное постановление существенно сужает сферу исключений из общих правил для тех недропользователей, которые по тем или иным причинам были освобождены от уплаты экспортных пошлин. Согласно принятому документу пошлина в расчете за одну тонну на светлые нефтепродукты составит 99,71 долл., на темные нефтепродукты - 66,47 долл., на сырую нефть - 20 долл.

В декабре 2010 г. Правительство Казахстана утвердило новые ставки таможенных пошлин на экспорт светлых нефтепродуктов - 98,13 долл. за тонну и темных нефтепродуктов - 65,42 долл. за тонну. В соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 декабря

2010 г. №1445 экспортная таможенная пошлина на нефть в Казахстане с 1 января 2011 г. составила 40 долл. за тонну, что вдвое больше, чем в 2010 г. По оценке Министерства финансов, Казахстан должен получить от введения экспортной таможенной пошлины на нефть в 2011 г. около 421,4 млрд тенге.

Проведенный анализ указанных выше законодательных актов в сфере нефтепродуктов позволил сделать вывод о несовершенстве нормативноправовой базы в данной отрасли. Так, несмотря на принятие ряда постановлений Правительства республики и Закона РК «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов», в отрасли сохранялась хроническая недозагруженность производственных мощностей, что, в свою очередь, приводило к дефициту ГСМ на внутреннем рынке. Постоянной проблемой являлся рост цен на нефтепродукты. Несмотря на снижение мировых цен на нефть, уровень внутри-республиканских цен на бензин и другие виды ГСМ оставался довольно высоким, что свидетельствует о несовершенстве самого механизма регулирования внутреннего рынка нефтепродуктов в Казахстане.

В связи с этим Министерство нефти и газа республики инициировало разработку Закона о внесении дополнений в Закон о государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов, в соответствии с которыми государством устанавливается предельный уровень розничных цен на «социально чувствительные» виды нефтепродуктов - низкооктановый бензин, ряд сортов высокооктанового бензина (АИ-92 и АИ-93) и дизельное топливо. Внесение указанных дополнений в определенной степени будет способствовать обеспечению стабильной ценовой ситуации на рынке ГСМ. Вместе с тем при формировании механизма функционирования отечественного рынка нефтепродуктов необходимо учитывать вступление Казахстана в Таможенный союз и актуальность проведения с другими его государствами-участни-ками, Россией и Беларусью, согласованной политики в отраслях топливно-энергетического комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.