Влияние Таможенного союза на экономическое развитие Казахстана. Перспективы интеграции в нефтегазовом секторе
Г.Г. Рахматулина
Гульнур Галимовна Рахматулина - к.э.н., старший аналитик ТОО «Агентство по исследованию рентабельности инвестиций». Окончила Московский экономико-статистический институт, факультет экономической кибернетики и аспирантуру. Докторант Института экономики Российской академии наук. Тема докторской диссертации «Евразийское экономическое сообщество и мировые процессы регионализации». Работала в научно-исследовательском институте рыночных отношений при Министерстве экономики Республики Казахстан, в аппарате парламента, в Интеграционном комитете Евразийского экономического сообщества. С ноября 2003 года - главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан. Автор более ста статей, сборников и монографий.
Электронная почта: [email protected]
Экономика Казахстана уже более полутора лет функционирует в условиях Таможенного союза (ТС), создание которого явилось важнейшим этапом интеграционного сотрудничества Казахстана, России и Беларуси.
Таможенный союз предусматривает единый режим торговли в отношении третьих стран и унификацию таможенного администрирования. 1 января
2010 года введен Единый таможенный тариф (ЕТТ) в рамках ТС: в среднем величина тарифа для республики увеличилась на 4.4%.
Безусловно, создание этого интеграционного объединения имеет положительные стороны. С отменой с 1 июля 2010 года процедур таможенного оформления на внутренних границах Таможенного союза и переносом таможенного контроля с внутренних границ ТС на внешние расширились возможности для ускорения и увеличения объемов товарооборота между тремя республиками. Так, по итогам I полугодия 2011 года объем казахстанского экспорта в страны Таможенного союза вырос на 51.2% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, а объем импорта - на 39.6%.
С переносом таможенного контроля на внешний контур будут приняты меры по усилению внешних границ, что позволит уменьшить нелегальный
Таблица 1
Уровень цен на ГСМ в странах Таможенного союза на 21 августа 2011 года (за 1 литр)
Источник: Национальные статистические службы стран Таможенного союза
«серый» импорт и проникновение на казахстанский рынок некачественной продукции (прежде всего, китайской). В рамках ТС создаются условия по пресечению контрабанды, которая напрямую связана с усилением коррупции и угрозы национальной безопасности государства. По мнению многих представителей казахстанского бизнеса, политика стимулирования импорта, которая проводилась в республике, привела к полному уничтожению отечественного производства, социальной и профессиональной деградации общества. С формированием ТС расширились возможности для создания СП, которые смогут работать на единый рынок и будут защищены от поставок китайских товаров по бросовым ценам.
Вместе с тем с созданием Таможенного союза в Казахстане усилился рост цен. Так, по данным Национального банка РК, за январь - июль 2011 года инфляция составила 5.6% (в январе - июле 2010-го - 4.6%). В июле
2011 года инфляция в годовом выражении составила 8.5% (в декабре 2010-го - 7.8%). За январь - август 2011 года ее темпы составили 5.9%, в годовом выражении (август 2011-го к августу 2010-го) - 9%. Одним из факторов роста инфляции стали ввод Единого таможенного тарифа, открытие границ государств - участников ТС. Если до вступления Казахстана в Таможенный союз средний уровень импортных пошлин составлял 6.2%, то с формированием ЕТТ средний уровень ввозных пошлин на товары из третьих стран стал равен 10.6%. Кроме того, наблюдается значительный рост цен на нефтепродукты. Так, регулируемые цены на бензин Аи-92/93 в августе 2011 года выросли на 29.2% по сравнению с началом 2010-го, бензин Аи-80 соответственно на 28.7%, дизельное топливо - на 34.3%.
Рост цен на нефтепродукты в Республике Казахстан (РК) обусловлен открытием границ в рамках ТС, упрощением таможенных формальностей, активизацией товарооборота, увеличением предложения российских нефтепродуктов на казахстанском рынке. Наличие указанных тенденций приведет к некоторому выравниванию казахстанских и российских цен на ГСМ на внутреннем рынке республики. В противном случае может произойти отток отечественных нефтепродуктов за пределы республики.
В таблице 1 и на рисунке 1 представлен уровень цен на ГСМ в странах Таможенного союза. Анализ таблицы и рисунка позволяет сделать вывод: самый низкий уровень цен на нефтепродукты - в Казахстане. И в перспективе, как было отмечено выше, скорее всего, в республике будет наблюдаться дальнейший рост цен на бензин и дизельное топливо.
Беларусь (1$ = 5061 бел. руб.) Казахстан (1$ = 146.43 тенге) (1$ Россия = 28.9 руб.)
Бензин (Аи-92) Дизельное топливо Бензин (Аи-92) Дизельное топливо Бензин (Аи-92) Дизельное топливо
4460 бел. руб. = $0.9 4720 бел. руб. = $0.9 106 тенге = $0.7 90 тенге = $0.6 26.1 руб. $0.9 = 24.9 руб. = $0.86
В связи с этим правительство Казахстана принимает меры по регулированию цен на нефтепродукты. Так, указом президента от 20 июля 2011 года №463-М ЗРК принят закон «О государственном регулировании про-
0.9
0.8
0.7
0.6
0.5
0.4
0.3
0.2
0.1
0
0.9 0.9
0.9
0.86
0.7
0.6
Беларусь
Казахстан
Россия
□ АИ-92 □ дизтопливо
изводства и оборота отдельных видов нефтепродуктов». В соответствии со статьей 6 закона правительство «утверждает порядок определения предельной цены на розничную реализацию нефтепродуктов и перечень нефтепродуктов, на которые установлено государственное регулирование цен». Как было отмечено выше, на август 2011 года правительство установило следующие предельные розничные цены для АЗС республики: бензин Аи-92/93 - 106 тенге за литр, Аи-80 - 86 тенге за литр и дизтопливо - 90 тенге за литр.
Однако с реализацией закона возникли некоторые проблемы. Во-первых, нефтеперерабатывающими заводами республики ограничен отпуск оптовикам бензина и дизельного топлива (якобы из-за необходимости обеспечения потребностей сельского хозяйства), что привело к возникновению дефицита нефтепродуктов на внутреннем рынке. В частности, на автозаправочных станциях республики в августе 2011 года практически исчез бензин марки Аи-92. Во-вторых, увеличились объемы реализации ГСМ в приграничных с Россией регионах, что усугубляет проблему нехватки бензина для потребителей. Сложившаяся ситуация вновь свидетельствует: сохранение существенной разницы в ценах на нефтепродукты в рамках Таможенного союза может привести к возникновению дисбаланса спроса и предложения на рынке нефтепродуктов и усилению проблемы дефицита ГСМ из-за их экспорта в соседние государства ТС по более выгодным ценам.
Решение этих проблем возможно, прежде всего, через создание адекватного механизма реализации закона РК «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов». Важное значение приобретает усиление контроля со стороны органов госуправ-ления за выполнением утвержденного плана поставок ГСМ на внутренний рынок республики и злоупотреблением некоторыми хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением на рынке. Кроме того, необходимо решать вопросы увеличения собственного производства нефтепродуктов, повышения его конкурентоспособности и обеспечения нефтеперерабатывающих заводов республики сырьем.
К сожалению, указанные проблемы решаются пока очень медленно. В связи с этим правительство РК планирует принять решение по ввозу на-
Рисунок 1
Уровень цен на ГСМ в странах Таможенного союза ($)
Источник: Национальные статистические службы стран Таможенного союза
циональной компанией «КазМунайГаз» из России в Казахстан 50 тыс. тонн бензина Аи-92. Импорт будет осуществляться по российским ценам, а реализация - по регулируемым казахстанским ценам. Очевидно, что при существующей разнице цен на ГСМ в странах Таможенного союза НК «КазМунайГаз» будет ввозить нефтепродукты из России «себе в убыток». Таким способом правительство пытается решить две основные задачи. Первая - ликвидировать дефицит ГСМ на внутреннем рынке республики. Вторая - не допустить развития инфляции, удерживая ее в запланированном коридоре 6-8% (Константинов, 2011). Решая проблемы нехватки топлива, правительство РК также планирует договориться о переработке нефти в высокооктановый бензин по толлинговой схеме с одним из китайских нефтеперерабатывающих заводов. Предполагается, что переработка нефти будет осуществляться на Душанзцинском НПЗ, расположенном в Синьцзян-Уйгурском автономном округе, который уже перерабатывает казахстанскую нефть. Поставки толлинговой нефти на указанный НПЗ составят около 1.5 млн тонн в год (Климан, 2011).
Таким образом, проблемы дефицита ГСМ на внутреннем рынке Казахстана пока решаются за счет внешних ресурсов, что в очередной раз подтверждает необходимость и актуальность развития собственного производства нефтепродуктов, повышения его конкурентоспособности. Но, к сожалению, эти задачи решаются не так быстро, как хотелось бы, что свидетельствует о неэффективности государственной политики в отраслях ТЭК, основной ориентации нефтегазовых компаний на широкомасштабный экспорт сырой нефти и сохранении низкого уровня конкурентоспособности нефтеперерабатывающих предприятий страны. Несмотря на значительный приток инвестиционных ресурсов в нефтегазовый сектор республики, все они были использованы в основном на проведение геологоразведочных работ, разработку нефтегазовых месторождений, но не на развитие нефтеперерабатывающей промышленности. Это стало основной причиной технико-технологического отставания отрасли, сохранения низкой глубины переработки нефти, дефицита нефтепродуктов на внутреннем рынке РК и высокого уровня зависимости от поставок высокооктанового бензина из Российской Федерации (РФ).
Кроме того, анализ развития нефтегазовой отрасли Казахстана в условиях созданного Таможенного союза позволил сделать вывод: активизация интеграционных процессов пока не привела к существенному изменению объема экспортно-импортных операций Казахстана с государствами
- участниками ТС в данном секторе экономики (см. таблицу 2). Как видно из приведенных данных, объемы поставок нефти по трубопроводу Атырау
- Самара, импорта бензина, экспорта дизтоплива и импорта газа даже несколько уменьшились. Что касается последнего показателя, необходимо иметь в виду, что поставки газа в Казахстан осуществляются из Узбекистана и России в соответствии с соглашением о своп-операциях между ОАО «Газпром» и АО «НК «КазМунайГаз» для населения южных и Коста-найской областей республики.
Наличие отраженных в таблице 2 тенденций обусловлено сохранением проблем интеграционного взаимодействия стран ТС в нефтегазовом сек-
Таблица 2
Экспорт и импорт нефти, нефтепродуктов и газа в Казахстане
Источник: информация Министерства нефти и газа РК, НК «КазМунайГаз»
торе. Совершенно очевидно, что механизм функционирования Единого экономического пространства (ЕЭП) в перспективе во многом будет способствовать их решению и сбалансированному развитию общего рынка нефти и газа государств-участников.
Что касается сотрудничества в нефтегазовом секторе Казахстана и Беларуси, то основными его направлениями являются транзит казахстанской нефти по трубопроводам Республики Беларусь (РБ) в Европу и поставки нефтепродуктов (мазута и газойля) для более глубокой переработки на белорусских НПЗ. В частности, в 2010 году транзит казахстанской нефти через территорию РБ составил более 7 млн тонн (130% к уровню 2009-го), белорусскими заводами переработано свыше 650 тыс. тонн углеводородного сырья из РК. В общем объеме импорта из Казахстана в 2010 году нефтепродукты составили 77.4% ($312.7 млн)1.
Эффективному взаимодействию Казахстана со странами Таможенного союза в нефтегазовой сфере препятствует ряд проблем.
1. Несогласованность в формировании тарифов на транзит нефтегазовых ресурсов.
Следует отметить, что Казахстаном и Россией до сих пор не выработаны единые подходы к формированию тарифов на транзит нефтегазовых ресурсов. Например, для казахстанских экспортеров нефти транзитные тарифы более чем в два раза превышают тарифы для российских нефтяных компаний. Белорусские тарифы одинаковы как для российских, так и для казахстанских экспортеров. Такого же равенства тарифов придерживаются трубопроводные компании Украины и Казахстана.
2. Отсутствие банка качества нефти в системе ОАО «АК «Транснефть».
Как известно, одним из экспортных направлений транспортировки казахстанской нефти является нефтепровод Атырау - Самара. Далее казахс-
1 Доступно на http://www.kazakhstan.belembassy.org/rus/relations/trade
2009 2010
Экспорт нефти (млн тонн), в т.ч.: 67 71.2
по трубопроводу Атырау - Самара (млн тонн) 17.5 15.3
по КТК (млн тонн) 27.5 28.6
Импорт нефти (на ПНХЗ и ПКОП) (млн тонн) 5.7 6
Экспорт бензина(млн тонн) 0.1 0.1
Импорт бензина (млн тонн) 0.9 0.8
Экспорт дизтоплива (млн тонн) 0.8 0.6
Импорт дизтоплива (млн тонн) 0.4 0.4
Экспорт газа (млрд м3) 7 9.1
Импорт газа (млрд м3) 4.1 3.3
танская нефть по системе нефтепроводов российской ОАО «АК «Транснефть» и других трубопроводных компаний стран СНГ поставляется до портов Черного и Балтийского морей и на нефтеперерабатывающие заводы Европы. Следует отметить, что в настоящее время из-за отсутствия банка качества нефти в системе ОАО «АК «Транснефть» в процессе транспортировки значительно ухудшается качество сдаваемой в Самаре казахстанской нефти. Эта проблема не позволит в перспективе в полной мере использовать возможности расширения пропускной способности нефтепровода Атырау - Самара и повышения конкурентоспособности транспортировки нефти по данному маршруту.
Отсутствие банка качества нефти в системе «Транснефти» и единых с Россией транзитных тарифов на транспортировку углеводородов снижает заинтересованность казахстанских грузоотправителей в поставках нефти по трубопроводу Атырау - Самара.
3. Отсутствие равного доступа к газотранспортной системе России для транспортировки казахстанского газа.
Следует отметить, что в настоящее время сохраняются разногласия с ОАО «Газпром» по предоставлению равного доступа к газотранспортной системе России для транспортировки казахстанского газа в третьи страны.
Как известно, казахстанская сторона поставляет газ только на казахстанско-российскую границу, затем он перерабатывается на Оренбургском газоперерабатывающем заводе. Часть из объема переработки в соответствии с договоренностями направляется в РК, другая часть - на экспорт. Но казахстанская сторона напрямую не участвует в экспортных операциях, то есть, иначе говоря, «не допускается» в газопроводную систему России. Монопольное владение ОАО «Газпром» транспортной инфраструктурой, безусловно, является сдерживающим фактором в расширении экспортных возможностей Казахстана в части поставок газовых ресурсов на мировые рынки.
Кроме того, в соответствии со статьей 27 закона «О газоснабжении в Российской Федерации» от 31 марта 1999 года №69-Ф3 недискриминационный доступ к газотранспортным и газораспределительным сетям обеспечивается только организациям, осуществляющим деятельность на территории РФ. Казахстанские производители, естественно, не подпадают под данную норму закона и лишены возможности свободно экспортировать газ на мировые рынки.
Принятое 9 декабря 2010 года соглашение о правилах доступа к услугам естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики, как отмечено выше, регулирует лишь отношения в сфере транспортировки газа в рамках ЕЭП. Поэтому в правовом плане нерешенными остаются вопросы поставок казахстанского газа на мировые рынки через газотранспортную систему стран ЕЭП, развития экспортного потенциала республики.
4. Сохранение тенденции недопоставок российской нефти на казахстанские НПЗ.
Развитие нефтеперерабатывающей промышленности в Казахстане в определенной степени зависит от поставок российской нефти на НПЗ республики. Как известно, Павлодарский нефтехимический завод полностью работает на западносибирской нефти. Шымкентский нефтеперерабатывающий завод на 30% зависит от поставок нефти из РФ. Из года в год сохраняются проблемы недопоставок российской нефти на НПЗ республики. В частности, производственные мощности Павлодарского нефтехимического завода позволяют перерабатывать около 7 млн тонн сырой нефти в год, однако на ПНХЗ ежегодно поставляется лишь около 2 млн тонн российской нефти. Производительность Шымкент-ского нефтеперерабатывающего завода составляет 6.5 млн тонн сырой нефти в год, но ежегодные поставки сырья на ПКОП не превышают 4.2 млн тонн.
В результате недозагруженность мощностей в конечном итоге негативно отражается на объемах производства нефтепродуктов. Кроме того, низкая загруженность казахстанских заводов увеличивает удельные затраты на переработку. По оценкам экспертов, стоимость переработки нефти достигает 30% от стоимости конечного продукта (в развитых странах эти затраты вдвое меньше).
Указанные проблемы являются сдерживающим фактором для активизации интеграционного сотрудничества государств Таможенного союза в области энергетики, развития экспортного потенциала Казахстана.
Представляется, что эти задачи будут решены в рамках Единого экономического пространства, создающего условия для свободного движения товаров, капитала, услуг, рабочей силы.
Странами ТС приняты следующие соглашения по развитию нефтегазового сотрудничества в условиях ЕЭП:
• соглашение о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации;
• соглашение о правилах доступа к услугам естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики.
В соглашении о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации вводятся понятие общего рынка нефти и нефтепродуктов Единого экономического пространства и принципы его формирования.
Так, в соответствии со статьей 1 данного соглашения под общим рынком нефти и нефтепродуктов понимается совокупность торгово-экономических отношений хозяйствующих субъектов государств ЕЭП в сфере добычи, транспортировки, поставки, переработки и сбыта нефти и нефтепродуктов
на территориях стран ЕЭП, необходимых для удовлетворения потребностей в них государств-участников.
Основными принципами формирования общего рынка нефти и нефтепродуктов ЕЭП согласно статье 2 являются следующие:
• неприменение сторонами во взаимной торговле количественных ограничений и вывозных таможенных пошлин;
• приоритетное обеспечение потребностей государств ЕЭП в нефти и нефтепродуктах;
• унификация норм и стандартов на нефть и нефтепродукты государств ЕЭП;
• обеспечение экологической безопасности;
• формирование системы информационного обеспечения общего рынка нефти и нефтепродуктов ЕЭП.
Важным фактором углубления интеграционного взаимодействия государств Единого экономического пространства в нефтегазовой сфере, развития их транзитного потенциала станет обеспечение странами-учас-тницами условий для:
• осуществления долгосрочной транспортировки нефти и нефтепродуктов по действующей системе транспорта на территории ЕЭП;
• доступа к системам транспортировки нефти и нефтепродуктов, расположенных на территории государств ЕЭП (статья 4).
Статья 5 соглашения предусматривает недискриминационный принцип формирования тарифов на транспортировку нефти и нефтепродуктов. То есть эти тарифы для хозяйствующих субъектов государств, участвующих в соглашении, устанавливаются на уровне, равном тарифам для хозяйствующих субъектов государства, по территории которого осуществляется транспортировка нефти и нефтепродуктов.
Сбалансированному развитию общего рынка нефти и нефтепродуктов государств ЕЭП будет способствовать ежегодное согласование сторонами индикативного баланса добычи (производства), потребления, поставки, импорта и экспорта нефти и нефтепродуктов. В соответствии со статьей 6 стороны также согласовывают долгосрочные индикативные балансы.
Таким образом, рассмотренное выше соглашение о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации расширяет возможности для углубления интеграционного взаимодействия стран ЕЭП в нефтегазовой сфере, развития их транзитного потенциала, покрытия потребностей в энергоресурсах.
Соглашение о правилах доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам,
включая основы ценообразования и тарифной политики, регулирует отношения государств ЕЭП по транспортировке газа, происходящего с территории стран-участниц.
Статья 3 соглашения определяет основные принципы взаимоотношений государств ЕЭП в сфере транспортировки газа:
• неприменение сторонами во взаимной торговле ввозных и вывозных таможенных пошлин;
• первоочередное обеспечение внутренних потребностей в газе государств ЕЭП;
• цены и тарифы на транспортировку газа для удовлетворения внутренних потребностей сторон устанавливаются в соответствии с национальными законодательствами государств, участвующих в соглашении;
• унификация норм и стандартов на газ стран ЕЭП;
• обеспечение экологической безопасности.
В соответствии со статьей 4 соглашения условиями доступа хозяйствующих субъектов сторон к услугам естественных монополий в сфере транспортировки газа являются:
• создание в срок до 1 января 2012 года системы информационного обмена на основе информации, включающей сведения о внутреннем потреблении газа;
• создание в срок до 1 января 2012 года механизмов для подготовки индикативных прогнозных балансов;
• унификация в срок до 1 июля 2013 года норм и стандартов на газ государств ЕЭП;
• переход на рыночные (равнодоходные) цены на газ на территориях государств ЕЭП.
Согласно статье 5 формирование рыночных цен на газ должно произойти не позднее 1 января 2015 года. Казахстанская сторона должна обеспечить поэтапное повышение цен реализации газа на территории РК до уровня, сопоставимого с ценами на газ на территории Российской Федерации. Однако, на наш взгляд, реализация данного направления «подстегнет» очередной взлет цен на потребительские товары в Казахстане и приведет к росту инфляции в стране.
Тем не менее правительство РК в мае 2011 года одобрило проект закона «О газе и газоснабжении». В соответствии с этим документом в приоритетном порядке станут осуществляться поставки газа для покрытия потребностей внутреннего рынка республики. Также предполагается создание единого национального оператора, обладающего преимущественным правом на приобретение переработанного попутного газа. Кроме того, предусматривается установление государственного регулирования цен оптовой реализации товарного газа на
внутреннем рынке, планируется введение единых оптовых цен для каждой области и города (цены будет утверждать правительство). Законопроект направлен на упорядочение внутреннего газоснабжения республики и ценовой ситуации на рынке: стоимость газа на внутреннем рынке Казахстана варьируется от $25 до $85 за 1 тыс. м3 (Алибекова, 2011).
Большое значение рассматриваемого соглашения о правилах доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам заключается в том, что оно определяет правовые нормы по равноправному доступу сторон к газотранспортной системе государств ЕЭП. Так, в соответствии со статьей 6 документа «хозяйствующим субъектам участников ЕЭП предоставляется доступ к газотранспортной системе государства другой стороны на равных условиях, включая тарифы, с производителями газа, не являющимися собственниками газотранспортной системы стороны, по территории которой осуществляется транспортировка».
Согласно статье 7 стороны разрабатывают и согласовывают индикативный прогнозный баланс газа стран ЕЭП (производство, потребление и поставки для удовлетворения внутренних потребностей) сроком на пять лет, который уточняется до 1 октября текущего года. Разработка совместных балансов, безусловно, будет способствовать уравновешенному развитию газового рынка государств ЕЭП, покрытию потребностей в энергоресурсах.
Реализация соглашения о правилах доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики, безусловно, будет способствовать углублению интеграционного взаимодействия республик в газовой сфере, развитию их транзитного потенциала, модернизации газотранспортной инфраструктуры.
Однако документ регулирует отношения сторон по поставкам газа лишь в пределах ЕЭП. Вопросы же транспортировки газа за пределы Единого экономического пространства, формирования входящими в него государствами соответствующей транзитной политики в соглашении не рассматриваются. Но для Казахстана весьма актуальны именно задачи расширения экспортных возможностей поставок газа на мировые рынки, недискриминационного доступа в газотранспортную систему стран ЕЭП. Поэтому совершенно очевидно, что на межгосударственном уровне необходимо решать задачи по дальнейшему развитию нормативно-правовой базы в области интеграционного сотрудничества в нефтегазовой сфере.
На развитие нефтегазового сектора Казахстана также окажет влияние реализация соглашения о государственных (муниципальных) закупках в рамках ЕЭП. Ключевым положением документа является предоставление сторонами национального режима в сфере госзакупок. В соответствии с соглашением устанавливаются «единые требования к торгам - объективные критерии допуска на торги и определения победителей торгов, запрет
на «затачивание» технических характеристик под конкретного или национального поставщика»2.
В соответствии со статьей 4 соглашения в исключительных случаях стороны могут вводить изъятия из национального режима на срок не более двух лет. Сторона, принявшая такое решение, обязана не позднее 15 календарных дней до их введения уведомить Комиссию Таможенного союза (КТС) и другие стороны об установлении таких изъятий. Но за КТС остается право принятия решения об отмене изъятия из национального режима. В соответствии с пунктами 11, 12 и 26 приложения 1 к соглашению закупка из одного источника осуществляется по решению главы государства или распоряжению высшего органа исполнительной власти. Данное обстоятельство значительно осложняет согласование вопроса закупки у единственного поставщика и введение изъятий из национального режима.
В соответствии со статьей 17 реализация соглашения будет осуществляться поэтапно.
I этап - до 1 января 2012 года. Предполагается внесение изменений в законодательство Российской Федерации и Республики Беларусь, направленных на приведение его в соответствие с указанным соглашением, внедрение госзакупок в электронном формате и введение национального режима для РФ и РБ.
II этап - до 1 июля 2012 года. Предусматривается приведение законодательства Казахстана в соответствие с соглашением о государственных (муниципальных) закупках в рамках ЕЭП, внедрение информационных систем, обеспечивающих процесс проведения закупок в электронном формате.
III этап - до 1 января 2014 года. Предполагается введение национального режима между Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан.
Таким образом, реализация соглашения направлена, прежде всего, на создание равных условий для потенциальных поставщиков трех стран и формирование конкурентной среды на рынке государственных закупок. Вступление в силу данного соглашения, без сомнения, приведет к ужесточению требований к качеству предлагаемых товаров и услуг, расширению присутствия российских и белорусских товаропроизводителей на внутреннем рынке Казахстана. Наличие указанных тенденций может негативно отразиться на положении казахстанского бизнеса. Как известно, в соответствии со статьей 44 закона РК «О государственных закупках» наибольшие льготы предоставляются отечественным товаропроизводителям. В перспективе в условиях ЕЭП, на наш взгляд, данная правовая норма будет постепенно терять свою актуальность, поскольку Единое экономическое пространство создает возможности для свободного движения товаров, капитала и услуг. Изъятия же из национального режима предоставляются на срок не более двух лет. Поэтому в новых правовых условиях, возможно,
2 Доступно на: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/formuep
будет наблюдаться некоторое снижение доли казахстанского содержания в общей стоимости товаров и услуг.
Проведенный анализ принятого в рамках ЕЭП соглашения о государственных (муниципальных) закупках еще раз подтверждает необходимость повышения конкурентоспособности отечественной промышленности, развития производств, соответствующих мировым стандартам. Решение данных задач весьма актуально для нефтегазовой отрасли Казахстана, особенно в сфере производства высококачественных нефтепродуктов, нефтегазового оборудования.
Единое экономическое пространство, как отмечалось, создает условия для свободного движения товаров, капитала, услуг, рабочей силы. В связи с этим формирование ЕЭП положительно повлияет на развитие нефтегазовой отрасли Казахстана и экономики в целом.
Вместе с тем эффективное функционирование ЕЭП требует решения следующих вопросов:
1. Формирование согласованных принципов тарифной политики.
Для развития ЕЭП важно разработать общие методологические подходы расчета тарифов на транзит нефтегазовых ресурсов. В перспективе трем республикам необходимо перейти на систему единых транзитных тарифов. Для Казахстана решение этой задачи весьма актуально, учитывая удаленность РК от моря и мировых рынков.
2. Сохранение качества каспийской нефти в системе трубопровода Атырау - Самара.
Реализация данного направления будет способствовать увеличению заинтересованности казахстанских грузоотправителей в поставках нефти по указанному маршруту, повышению конкурентоспособности транспортировки углеводородов по трубопроводу Атырау - Самара, расширению его пропускной способности и доведению объемов транспортировки до 25 млн тонн в год.
3. Решение проблемы недискриминационного доступа в газотранспортную систему Российской Федерации
для транспортировки казахстанского газа в третьи страны.
Необходимо устранить разногласия с ОАО «Газпром» по предоставлению равного доступа к газотранспортной системе России для казахстанских грузоотправителей и созданию условий для экспорта казахстанского газа на мировые рынки. Отсутствие возможностей по свободной транспортировке газа из РК по территории РФ противоречит основным принципам ЕЭП, предусматривающим свободное движение товаров, капитала, услуг, рабочей силы.
Реализация данного направления предполагает внесение изменений и дополнений в российское законодательство. В частности, необходимо внести дополнения в закон «О газоснабжении в Российской Федерации» по созданию условий для недискриминационного доступа к газотранспор-
тным и газораспределительным сетям не только российским организациям, но и хозяйствующим субъектам других стран ЕЭП.
Кроме того, целесообразно внести изменения и дополнения в принятое соглашение о правилах доступа к услугам естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики. Изменения и дополнения должны регулировать отношения сторон по доступу к газопроводной системе государств ЕЭП для транспортировки газа, происходящего с территории Единого экономического пространства, не только в пределах ЕЭП, но и за его пределы. Реализация данного направления весьма актуальна для Казахстана, который заинтересован в расширении экспортных возможностей поставок газа на мировые рынки.
4. Регулирование вопроса по поставкам нефти на Павлодарский нефтехимический завод.
Как известно, Павлодарский нефтехимический завод ориентирован на переработку российской нефти. В настоящее время достигнуты договоренности по поставкам нефти из РФ на ПНПЗ до 1 января 2014 года.
Следует отметить, что для России в целом невыгодно поставлять нефть на Павлодарский НПЗ, так как эти поставки осуществляются беспошлинно и бюджет РФ при этом теряет ежегодно более $2 млрд (Мынбаев, 2011). Казахстан же, напротив, заинтересован в развитии взаимоотношений с Россией, поскольку, импортируя сырье из РФ, «высвобождаемую» нефть республика отправляет на экспорт. При этом бюджет и Национальный фонд РК ежегодно получают около $1.5 млрд.
Поэтому необходимо либо выстраивать более долгосрочные отношения с Российской Федерацией и компенсировать импорт российской нефти поставками такого же объема из РК в РФ по трубопроводу Атырау - Самара, либо нужно решать вопрос по переориентации производственного процесса на ПНПЗ на переработку казахстанской нефти, что требует привлечения дополнительных инвестиций. Было бы целесообразно проведение со стороны АО КМГ-ПМ более детального технологического анализа, позволяющего определить, насколько технологически оправдан переход на использование казахстанского сырья и есть ли необходимость дальнейшего развития связей с российскими поставщиками.
5. Повышение конкурентоспособности нефтегазовой промышленности Казахстана.
Для РК в условиях функционирования Таможенного союза и вступления в силу с 1 января 2012 года Единого экономического пространства принципиально важное значение приобретают вопросы повышения конкурентоспособности нефтеперерабатывающих производств и введения на предприятиях стандарта Евро-5.
В связи с этим Министерству нефти и газа совместно с АО КМГ-ПМ необходимо принять меры по реализации данного направления, используя механизм Программы форсированного индустриально-инноваци-
онного развития Республики Казахстан на 2010-2014 годы и Карты индустриализации Казахстана на 2010-2014 годы.
Весьма актуальным в рамках модернизации нефтеперерабатывающей промышленности Казахстана, по мнению многих экспертов, является использование технологии гидрокрекинга, которая позволяет значительно повысить производство дизтоплива из условной тонны нефти (Капустин, 2011). Следует отметить, что проведенный анализ мирового опыта развития нефтеперерабатывающей промышленности свидетельствует об увеличении спроса во многих развитых государствах (страны ЕС, Китай, Южная Корея) именно на дизельное топливо ввиду его экономичности по сравнению с бензином. Поэтому, развивая на казахстанских НПЗ технологии гидрокрекинга, отечественный товаропроизводитель может ориентироваться на рынки этих стран.
Такие технологии также позволят расширить производство высококачественных моторных масел Н-Ш групп. Это направление приобретает особо актуальное значение ввиду тотальной зависимости Казахстана от импорта данных товаров.
Таким образом, повышение конкурентоспособности казахстанских НПЗ, модернизация нефтеперерабатывающей промышленности должны стать приоритетными направлениями промышленной политики республики. Кроме того, важное значение приобретает углубление взаимодействия Казахстана с партнерами по ЕЭП в части внедрения современных технологий по производству высококачественных нефтепродуктов. Тем более что в связи с принятием соответствующей нормативно-правовой базы по свободному движению капитала, товаров, услуг, рабочей силы создаются большие возможности для активизации инвестиционного сотрудничества.
В области газопереработки актуальной представляется реализация проекта строительства интегрированного газохимического комплекса в Атырауской области.
Также важно развивать нефтегазовое машиностроение в республике. Как отмечается в программе по развитию машиностроения в Казахстане на 2010-2014 годы, в 2008-м лишь 12% потребности рынка нефтегазового оборудования РК было «покрыто» за счет собственного произ-водства3. Остальная часть потребности была удовлетворена импортом. Ситуация не изменилась и в 2010-м. В частности, объем рынка в 2010 году в соответствии с официальными данными составил $1388 млн, при этом произведено оборудования на $164 млн. Объем импорта составил $1270 млн, экспорта - $46 млн. Таким образом, доля собственного производства в общем объеме рынка РК в 2010 году была равна 11.8%. Наличие данной тенденции свидетельствует о недостаточном уровне развития нефтегазового машиностроения в республике, невысоком уровне его конкурентоспособности.
3 Доступно на: http://www.mint.gov.kz/readmore.php?id=119
В связи с этим важно увеличить инвестирование предприятий нефтегазового машиностроения, разработать комплекс мероприятий по привлечению транснациональных и крупных иностранных компаний в данный сектор экономики. Кроме того, следует активизировать участие отечественного капитала и инвесторов из стран Таможенного союза в развитии производства нефтегазового оборудования в Казахстане.
Принятие всех этих мер позволит решить задачу обновления основного капитала предприятий, повышения конкурентоспособности отечественного нефтегазового машиностроения. Решению задачи также будет способствовать выполнение отраслевой программы по развитию машиностроения в Республике Казахстан на 2010-2014 годы.
Повышение конкурентоспособности нефтегазовой промышленности Казахстана весьма актуально в связи с принятием в рамках ЕЭП соглашения о государственных (муниципальных) закупках и вводом с 1 января 2014 года национального режима между Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан.
6. Совершенствование механизма государственного регулирования рынка нефтепродуктов в Казахстане и в целом в рамках Таможенного союза.
Во-первых, важно и дальше совершенствовать нормативно-правовую базу РК в области государственного регулирования рынка нефтепродуктов. Учитывая, что активными игроками внутреннего рынка республики станут российские товаропроизводители, в перспективе в рамках ЕЭП возникнет необходимость пересмотра правовой нормы по государственному регулированию рынка нефтепродуктов и установлению предельных цен на них. Иначе данная норма станет сдерживающим фактором для совместного бизнеса в сфере нефтепродуктов.
Рост цен можно предотвратить только путем развития собственного производства и насыщения внутреннего рынка республики качественными нефтепродуктами. Если отечественные товаропроизводители будут сполна покрывать потребность в ГСМ, это позитивно отразится на сдерживании роста цен на них. Совершенно очевидно, что в перспективе цены должны регулироваться в соответствии с законами рынка, с учетом спроса и предложения товаров, а не административными методами. В противном случае создаются искусственные барьеры для развития взаимовыгодного сотрудничества в рамках ЕЭП, предусматривающего свободное движение товаров, капитала и услуг. Ожидаемый рост цен на энергоресурсы предполагает решение правительством РК социальных вопросов через оказание адресной помощи, выплаты пособий социально уязвимым слоям населения.
Во-вторых, требуется усовершенствовать налоговое и инвестиционное законодательство Казахстана в части предоставления преференций по использованию инвестиционных ресурсов для повышения конкурентоспособности нефтеперерабатывающей промышленности республики.
Решение указанных задач предполагает активное участие Министерства нефти и газа РК совместно с АО КМГ-ПМ.
В рамках ЕЭП необходимо принятие мер по унификации законодательных актов в области государственного регулирования для устранения монополизма на рынке и создания прозрачного механизма ценообразования.
***
Таким образом, с созданием ЕЭП значительно расширяются возможности для активизации сотрудничества государств-участников в нефтегазовой сфере. Для Казахстана наибольшее значение приобретает реализация таких правовых норм, как неприменение сторонами во взаимной торговле количественных ограничений и вывозных таможенных пошлин, единые тарифы на транзит углеводородов, недискриминационный доступ в трубопроводную систему стран-участниц.
Пока не решены вопросы экспорта казахстанского газа и доступа в газопроводную систему ОАО «Газпром». Принятое соглашение о правилах доступа к услугам естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики, регулирует лишь отношения по поставкам газа в рамках ЕЭП. Кроме того, в соответствии с российским законодательством свободный доступ к газотранспортной инфраструктуре имеют лишь хозяйствующие субъекты, зарегистрированные на территории РФ. В связи с этим дальнейшее развитие интеграционного сотрудничества государств Единого экономического пространства предполагает принятие мер по совершенствованию нормативно-правовой базы и созданию условий для взаимодействия нефтегазовых комплексов стран-участниц.
Важное условие успешной интеграции Казахстана в ЕЭП - повышение конкурентоспособности отраслей ТЭК и модернизация нефтегазоперерабатывающей промышленности.
Литература
Алибекова Р. (2011) Приоритет - внутренним потребностям. Правительство одобрило проект закона «О газе и газоснабжении». Казахстанская правда. 20 августа.
Капустин В. (2011) «ВНИПИнефть»: «Казахстанские НПЗ имеют все возможности производить топливо и масла высочайшего качества». Панорама. 4 марта.
Климан М. (2011) Загадка китайского толлинга. Курсивъ. 29 сентября.
Константинов А. (2011) Несистемное решение. Курсивъ. 29 сентября.
Мынбаев С. (2011) Доклад министра нефти и газа РК на расширенной коллегии Министерства нефти и газа РК с участием премьер-министра РК от 31 января.
Программа по развитию машиностроения в Республике Казахстан на 2010-2014 годы. Доступно на: http://www.mint.gov.kz/readmore.php?id=119
Торгово-экономическое сотрудничество Беларуси и Казахстана. Доступно на: http://www.kazakhstan.belembassy.org/rus/relations/trade
О соглашениях, формирующих Единое экономическое пространство Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Доступно на: http:// www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/formuep