КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ЗЕРНА, КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
С.В. Лобуз
Аннотация. Рассматривается современная ситуация развития системы контроля качества зерна, как основным определяющим фактором конкурентоспособности сельхозпроизводителя не только на территории страны, но и на международном зерновом рынке.
Ключевые слова: конкурентоспособность зерна, конкурентоспособность предприятия, сельское хозяйство, качество, зерно, контроль, безопасность, сертификат.
Развитие предприятий, в том числе и сельскохозяйственных, и их место в рыночной экономике зависит от уровня конкурентоспособности и от уровня мобильного реагирования к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям. Конкурентоспособность предприятия складывается под воздействием различных факторов производственно-экономической деятельности. Для сельскохозяйственных производителей важное место в этом занимает качество выпускаемой продукции.
С переходом к рыночным отношениям в начале 90-х годов XX века в России результатом проведенных реформ стало постепенное отстранение государственного контроля из многих стратегически важных областей национальной экономики, в частности из сельского хозяйства. С принятием федеральных законов РФ от 14 мая 1993 г. № 4973-1 «О зерне» в части VI и №183-Ф3 от 05.12.1998 г. «О государственном надзоре и контроле качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки» началось снижение уровня контроля качества, обеспечивающего население страны доброкачественным зерном и продуктами его переработки на международном рынке.
Система государственного контроля качества и безопасности зерна и продуктов его переработки существует с 14 августа 1923 г., когда постановлением Совета Народных Комиссаров СССР образована единая государственная хлебная инспекция, которая была наделена функцией контроля за качеством зерна, муки и хлебных продуктов, а также осуществляла государственный контроль за ценами.
8 декабря 2004 г. постановлением правительства РФ федеральная лаборатория ГХИ при Правительстве РФ передана Россельхознадзору и подведомственным ему учреждениям, расположенных более чем в 40 зер-нопроизводящих регионах России (Республика Татарстан, Алтайская, Краснодарская, Ставропольская и Приморский край, Московская, Белгородская, Воронежская, Волгоградская, Курская, Омская, Ростовская, Тамбовская, Липецкая и Оренбургская области и другие), головным из которых является ФГУ «Центр оценки качества зерна».
Согласно принятым изменениям федеральных законов №242-ФЗ от 18.07.2011 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и №248-фЗ от 19.07.2011 г. (ред. 29.12.2012 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона «О техническом регулировании» в России отменяется государственный контроль качества и безопасности зерна и продуктов. Из этого следует вопрос о правовом регулировании за качеством в сфере обращения зерна и продуктов его переработки и установления единого порядка учета зерна на ключевых для зерновой отрасли объектах (элеваторы, зернохранилища).
Отсутствие соответствующего контроля качества зерна, как на внешнем, так и на внутреннем рынке приводит к резкому снижению качества продукта. К сожалению, в настоящее время в России и сохранилось обязательное подтверждение соответствия качества и безопасности зерна и продуктов его переработки при экспортно-импортных операциях, но в настоящее время рассматривается вопрос об его отмене. Тогда подвергается опасности одно приоритетное условие конкурентоспособность российского зерна на международном рынке - поставка товара гарантированного качества.
Как отмечают специалисты и большинство участников рынка зерна контроль за качеством и безопасности зерна со стороны государства необходим. И не только на уровне международных отношениях, но и внутри страны. Несовершенство и постепенное разложение существующего государственного контроля несет за собой угрозу продовольственной безопасности. Выход государства из надзора за качеством оценки зерна привело к отмене обязательной сертификации пищевых продуктов в условиях перехода к декларированию. В данной ситуации рассматривается два варианта проведения интересуемой процедуры:
1. Электронное декларирование (федеральный закон № 1-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об электронной цифровой подписи»), предусматривающей без предъявления образца продукции на исследование.
2. Пробы для подтверждения соответствия зерна и продуктов его переработки самостоятельно отбираются заявителем и представляются в испытательную лабораторию.
Рассмотренные варианты не позволяют предоставить объективно-достоверные результаты при отборе пробы, по сравнению с полученными результатами испытаний при сертификации, где отбор проб от каждой конкретной партии осуществляется уполномоченными на то лицами в присутствии заявителя. Это в свою очередь негативно сказывается на системе государственного контроля качества и безопасности зерна и продуктов его переработки. В данном случае государственные органы не имеют возможности контролировать достоверность проведения анализа характеристик зерна специализированными лабораториями.
За качество зерна и продуктов его переработки отвечает стандарт (ГОСТ 52554-2006 от 01.07.2007 г. Пшеница «Технические условия»), распространяющийся на зерно мягких и твердых сортов пшеницы, предназначенное для использования в продовольственных и непродовольственных целях. При оценке качества продукции используются следующие показатели:
1. Общие. Анализ проводится для всех культур любой партии зерна (внешний вид, запах, вкус, степень зараженности вредителями, засоренность, влажность).
2. Специальные. Показатели направлены для исследования конкретных культур в отдельных партиях:
стекловидность - характеризует структуру зерна, взаиморасположение тканей, в частности крахмальных гранул и белковых веществ, и прочность связи между ними. Этот показатель определяют просвечиванием на диафоноскопе и подсчетом количества зерен стекловидной, полустекловидной, мучнистой консистенции. В стекловидном зерне крахмальные гранулы и белковые вещества уложены очень плотно и имеют прочную связь, между ними не остается микропромежутков. Такое зерно во время дробления раскалывается на крупные частицы и почти не дает муки. В мучнистом зерне имеются микропромежутки, которые придают эндос-
перму рыхлость, а при просвечивании на диафоноскопе рассеивают свет, обусловливая непрозрачность зерна.
натура - масса установленного объема зерна. Она зависит от формы, крупности и плотности зерна, состояния его поверхности, степени налива, массовой доли влаги и количества примесей. Натуру определяют с помощью пурки с падающим грузом. Зерно с высокими значениями натуры характеризуют как хорошо развитое, содержащее больше эндосперма и меньше оболочек. При уменьшении на 1 г натуры пшеницы выход муки снижается на 0,11% и увеличивается количество отрубей. Установлена зависимость между натурой и количеством эндосперма. Натура разных культур имеет неодинаковое значение (натура пшеницы 740 - 790 г/л; ржи 60 - 710; ячменя 540 - 610 г/л, овса 460 - 510 г/л).
Дальше рассчитываются такие показатели как: число падения, клейковина, пленчатость, крупность, вы-равненность, плотность и показатели безопасности, согласно СанПиН 2.3.2.1078-01.
При поступлении партии зерна на мукомольные, хлебоприемные предприятия внимания особо уделяют специальным показателям. Как правило, высокое значение данных показателей определяет уровень цены реализаций.
3. Дополнительные. Зерно исследуется на химический состав, остаточное количество пестицидов или фумигантов, загрязненность, радиацию и прочее.
В настоящее время, в результате сложившейся ситуации появилась возможность для фальсификации вышеупомянутых показателей. Так занижение характеристик зерна при его приобретении у сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также для произвольных изменений характеристик зерна при последующем обороте, приводит к сокращению доходов производителей зерна, снижение налогооблагаемой базы, повышение риска вовлечения в оборот зерна, не соответствующего требованиям по безопасности. Практика такого положения приводит к негативным последствиям, как для товаропроизводителя, так и для заказчика.
Контроль за выполнением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами нормативно-правовых актов в области обеспечения карантина растений, обязательных для исполнения при производстве, заготовке, ввозе на территорию Российской Федерации, вывозе с территории Российской Федерации, перевозках, хранении, переработке, использовании и реализации продукции, а также контрольные обследования, выдача фитосанитарной документации возложено на филиал ФГБУ «Россельхозцентр» по Оренбургской области.
Надзор за качеством и безопасностью партии зерна заключается в проведении в двух видах проверок отделом карантина растений, качества и безопасности зерна и продуктов его переработки: плановых и внеплановых, а также предусматривает выездные контрольно -надзорные мероприятия, совместно с органами прокуратуры РФ.
Отделом Оренбургской области за 2010-2013 гг. было проведено 2 873 проверки (рисунок 1) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. По фактам неисполнения законодательства Российской Федерации в области карантина растений, в том числе законных предписаний, должностными лицами отдела было возбуждено 3 161 дело (рисунок 2) об административных правонарушениях. При этом вынесено постановлений на сумму 3 217 тыс. руб. (рисунок 3).
За 2010-2013 гг. специалистами отдела, для обеспечения внутреннего карантина растений при внутреннем обороте, было осмотрено 3 175,6 тыс. т продукции растительного происхождения, при этом в 305,1 тыс. т подкарантинной продукции были выявлены карантин-
ные объекты. На экспорт из области было отправлено 372,87 тыс. т подкарантинной продукции (таблица 1).
Рисунок 1 - Количество проведенных проверок ФГБУ «Россельхозцентр» по Оренбургской области за 2010-2013 гг.
Рисунок 2 - Количество выписанных протоколов ФГБУ «Россельхозцентр» по Оренбургской области за 2010-2013 гг.
Рисунок 3 - Размер штрафных санкций ФГБУ «Россельхозцентр» по Оренбургской области за 20102013 гг.
Таблица 1 - Итоги деятельности Россельхознадзора по Оренбургской области в области карантина растений, качества и безопасности зерна и продуктов
Продукция 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Внутренний оборот зерна
Продукция растительного происхождения 763,20 618,80 991,80 801,80
Подкарантинная продукция 71,60 34,00 103,80 95,70
Экспорт
Подкарантинная 29,60 74,50 221,70 47,07
продукция
Во всех случаях, зараженные партии подкарантин-ной продукции, под контролем специалистов отдела были отправлены на переработку, на специально выделенные для этого предприятия.
Таким образом, проводимые реформы в сельском хозяйстве, в частности на рынке зерна, несут в себе зачастую отрицательную динамику. Так в сфере контроля качества зерна с изменениями условий предоставления обязательных сертификатов качества и безопасности зерна может привести к таким последствиям как:
- снижение конкурентоспособности российского зерна и потери рынка;
- увеличение испытательных лабораторий на частные сюрвейерские компании, что в свою очередь приведет к увеличению риска экономической диверсии со стороны данных компаний в отношении качества и безопасности отгружаемой продукции. А также средства, получаемые государственными учреждениями от оказания услуг, которые направлены на развитие лабораторной базы, повышение квалификации специалистов и т. д., уйдут на счета частных компаний;
- государство лишается объективной информации об объемах и ассортименте экспортируемого зерна и продуктов его переработки, так как в результатах, выдаваемых независимыми организациями, как правило отсутствует информация о классности.
Согласно установленным стандартам государственный контроль и выдача сертификатов качества является основой поддерживающим товарную классификацию зерна, на основе которой строится экспортно -импортная политика страны, особенно актуально в условиях участия России во Всемирной торговой организации (ВТО). Необходимо отметить, что большая ответственность за качество и безопасность зерна и продуктов их переработки ложится на производителей, а также компаний-участниц торгово-рыночных отношений.
Список использованных источников
1 Алтухов А.И. Зерновой Рынок России. - М.: ИП На-сирддиновой В.В., 2012. - 700 с.
2 Кульчикова Ж.Т. Развитие рынка зерна в Северном Казахстане (теория, методология, практика). - М.: ВНИИ-ЭСХ, ООО «НИПКЦ Восход-А», 2010. - 266 с.
3 Национальный стандарт Российской Федерации от 01.07.2007 г. Пшеница «Технические условия» ГОСТ 525542006.
4 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Г.Г. Онищенко от 31.05.2002 г. № 18.
Информация об авторе
Лобуз Светлана Владимировна, соискатель Государственного научного учреждения Всероссийского научно-исследовательского института экономики сельского хозяйства, г. Москва, е-mail: [email protected], тел. 8 (3537) 25-39-91.