Научная статья на тему 'Контроль качества в соответствии с российскими и международными стандартами аудита'

Контроль качества в соответствии с российскими и международными стандартами аудита Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
397
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ / INTERNATIONAL STANDARDS / ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / FINANCIAL REPORTING / АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / AUDIT ACTIVITIES / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / ACCOUNTING / АУДИТОРСКАЯ ПРАКТИКА / AUDITING PRACTICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пучкова Елена Михайловна, Синицына Ирина Викторовна

Одним из перспективных направлений контроля в современных условиях считается аудит, активное реформирование которого ведется в настоящее время. Это связано с изменениями в системе взаимоотношений между странами, процессами интеграции, реструктуризацией институциональной структуры субъектов хозяйствования в стране и их активов. В статье уделено внимание основным этапам и программе проверки контроля качества аудита в соответствии с международными стандартами аудита, а также внедрение в российскую практику аудиторской деятельности, что в дальнейшем повысит эффективность и качество оказываемых услуг в аудируемых организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Quality control in accordance with Russian and International standards on auditing

One of the promising areas of control in modern conditions is considered to be audited, active reform which is under way. This is due to changes in the system of relations between the two countries, the processes of integration and restructuring of the institutional structure of business entities in the country and their assets. In the article attention is paid to the main stages of the program and check the quality control audit in accordance with international auditing standards, as well as the introduction to the Russian practice of auditing, which further increase the efficiency and quality of services provided to the audited organizations.

Текст научной работы на тему «Контроль качества в соответствии с российскими и международными стандартами аудита»

чих мест, внедрение инновации, диверсификацию экономики, более эффективное использование производственных ресурсов, развитие конкуренции и снижение зависимости от сырьевого экспорта.

Кроме того, сегодня развитие МСП является государственным приоритетом. С 2014 г. действует Государственная программа РФ "Экономическое развитие и инновационная экономика", в которой определена подпрограмма "Развитие малого и среднего предпринимательства".

Основными целями Стратегии развития являются повышение доступности кредитных ресурсов для субъектов МСП и формирование единой системы гарантийной поддержки субъектов МСП.

Стратегия развития устанавливает механизм действий, направленных на увеличение гарантийной поддержки субъектов МСП и улучшение условий кредитования бизнеса, а также определяет технологии, целевые клиентские сегменты, географические и отраслевые рамки, перспективные возможности национальной гарантийной системы (НГС).

При этом предлагается не только создать некую систему гарантийных организаций, которые обеспечат значимую и эффективную поддержку субъектов МСП,малых и средних инфраструктурных проектов на федеральном и региональном уровнях с помощью банковских гарантий и поручительств, но и выработать единые стандарты работы этих гарантийных организаций.

На данный момент малый и средний бизнес в РФ находится в весьма затруднительном положении: субъектам МСП крайне сложно накопить собственный капитал для развития бизнеса из-за его низкой эффективности. В основном представителями малого и средне-

го бизнеса являются индивидуальные предприниматели и микропредприятия. Большой проблемой являются также высокая концентрация субъектов МСП в центральных регионах РФ и их отсутствие на периферии.

При этом основным источником кредитования является банковское кредитование, в котором доля инвестиционных вложений постоянно снижается.

Государственная поддержка субъектов МСП направлена на повышение доступности кредитных ресурсов и формирование единой системы гарантийной поддержки субъектов МСП.

Примечания:

1. Банковское дело: розничный бизнес : учеб. пособие/ под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливец-кой. - М.: КНОРУС, 2013. - 416 с.

2. Ендовицкий, Д.А. Статистическая оценка взаимосвязи риска ликвидности и финансовой устойчивости коммерческих банков / Д. А. Ендовицкий, Л. В. Кузнецова // Экономический анализ: теория и практика. - 2012. - №16. - С. 2-10.

3. Погосян В.В. Перспективы развития банковского сектора / Погосян В.В. // Правовое регулирование отдельных сфер жизнедеятельности общества: теория и практика (опыт Кавказа) : сб. материалов Международной научно-практической конференции. - Том 2. Материалы секции "Проблемы и перспективы развития экономики и торговли на современном этапе". - Пятигорск : Рекламно-информационное агентство на Кав-минводах, 2012. - 284 с.

4. Погосян В.В. Проблемы и перспективы развития кредитования малого и среднего бизнеса на современном этапе развития экономики / Погосян В.В. // "KANT: экономика и управление. - 2015. -№2(15).-С. 96-100.

5. Погосян В.В. Проблемы и перспективы развития производства и структуры промышленности в регионах / Погосян В.В. // Развитие мировой экономики: современные тенденции и проблемы : сб. научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. -Пятигорск: РИА-КМВ, 2011.-316 с.

QUALITY CONTROL IN ACCORDANCE WITH RUSSIAN AND INTERNATIONAL STANDARDS ON AUDITING

Puchkova Elena Mihaylovna, PhD of Economics, Associate Professor,

E-mail: puchkova_em@maii.ru

Sinitsyna irina Viktorovna, PhD, Associate Professor,

E-mail: sinic-irina@yandex.ru

Chair of Finance and Accounting, Nevinnomyssky State Gumanitarno-Technicai institute, Nevinnomyssk

One of the promising areas of control in modern conditions is considered to be audited, active reform which is under way. This is due to changes in the system of relations between the two countries, the processes of integration and restructuring of the institutional structure of business entities in the country and their assets, in the article attention is paid to the main stages of the program and check the quality control audit in accordance with international auditing standards, as weii as the introduction to the Russian practice of auditing, which further increase the efficiency and quality of services provided to the audited organizations. Keywords: international standards; financial reporting; audit activities; accounting; auditing practices.

¥ >

<

X

Ui

s

x о ш 3-

O Ж

о

CD

90

УДК 657.01

© Пучкова E.M.,2015 © Синицына И.В., 2015

ПУЧКОВА Елена Михайловна, кандидат экономических наук, доцент,

puchkova_em@mail.ru

СИНИЦЫНА Ирина Викторовна, кандидат экономических наук, доцент,

5'т'1с-1г'та@уап с/ех. г и

кафедра Финансов и бухгалтерского учета, Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт, Невинномысск

КОНТРОЛЬ КА ЧЕСТВА В СООТВЕТСТВИИ С РОССИЙСКИМИ И МЕЖДУНАРОДНЫМИ СТАНДАРТАМИ АУДИТА

Одним из перспективных направлений контроля в современных условиях считается аудит, активное реформирование которого ведется в настоящее время. Это связано с изменениями в системе взаимоотношений между странами, процессами интеграции, реструктуризацией институциональной структуры субъектов хозяйствования в стране и их активов. В статье уделено внимание основным этапам и программе проверки контроля качества аудита в соответствии с международными стандартами аудита, а также внедрение в российскую практику аудиторской деятельности, что в дальнейшем повысит эффективность и качество оказываемых услуг в аудируемых организациях. Ключевые слова: международные стандарты; финансовая отчетность; аудиторская деятельность; бухгалтерский учет; аудиторская практика.

I

В настоящее время в России существующая система внешнего контроля качества аудита, на наш взгляд, недостаточно эффективна и не в полной мере соответствует направлению реформы аудиторской деятельности. Контроль аудиторской деятельности осуществляется Минфином России в подавляющем большинстве случаев только лишь путем проверки ежегодных отчетов аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов о соответствии лицензионным требованиям.

Актуальным на сегодняшний день является вопрос создания такой системы внешнего контроля качества, которая бы предусматривала непосредственную проверку деятельности аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов, была экономически более выгодна для надзорных органов, чем существующая система и основывалась на принципе осознания и принятия необходимости качества аудита самими аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами.

Согласование действий аудиторов различных стран на международном уровне осуществляет Международная федерация бухгалтеров (МФБ) - International Federation of Accountants (IFAC), важнейшим направлением деятельности которой является разработка мероприятий, направленных на осуществление качественных услуг при проведении аудиторской проверки. Для этого Международная федерация бухгалтеров разрабатывает и вводит в действие стандарты аудита, связанные с обеспечением качества профессиональных услуг. Непосредственно их разработкой занимается Совет по международным стандартам аудита и уверенности (СМСАУ) Международной федерации бухгалтеров [1].

На международном уровне основным документом, отражающим мероприятия по обеспечению качества аудиторских услуг, является положение "Обеспечение качества". В соответствии с этим документом контроль качества реализуется на трех уровнях:

1) профессионального (саморегулируемого) аудиторского объединения (организации);

2) непосредственно аудиторской организации;

3) задания на оказание аудиторских услуг.

Однако само положение связано с организацией системы контроля качества только применительно к профессиональным аудиторским объединениям. Для оценки системы контроля качества на уровне аудиторской фирмы разработаны и действуют:

- MCA "Контроль качества аудита отчетной финансовой информации";

- стандарт, непосредственно регулирующий контроль качества "Контроль качества для фирм, которые проводят аудит и обзорные проверки отчетной финансовой информации и выполняют другие задания по обеспечению уверенности и сопутствующим услугам".

Международные стандарты качества аудита предусматривают также техническое задание на проект, который предназначен для проведения проверок с учетом системы контроля качества на практическом уровне (помогает в понимании и внедрении МСА в аудиторской организации).

В стандартах определено, что система внутреннего контроля качества аудиторской организации должна включать принципы и процедуры, охватывающие следующие аспекты: обязательства руководства аудиторской организации в отношении обеспечения качества деятельности аудиторской организации; этические требования; независимость; подходы к решению вопроса о заключении договора с аудируемым лицом или продолжении сотрудничества с ним; кадровая работа; назначение аудиторских групп; выполнение задания; консультирование; расхождения во мнении; обзорная проверка качества выполнения задания; мониторинг; претензии [1].

В соответствии с действующими международными стандартами аудита руководство аудиторских объединений и организаций несет полную ответственность за принятую систему, политику и процедуры контроля в области качества аудита. При проведении любой проверки (как на уровне аудиторской организации, так и индивидуального аудитора) разрабатывается программа, при реализации которой должно быть установлено, что:

- аудиторская организация (или индивидуальный аудитор) определила необходимые требования к системе контроля качества аудита и работает в соответствии с ними;

- аудиторская организация (или индивидуальный аудитор) соблюдает положения нормативных и законодательных документов, а также международных стандартов при проведении аудита.

В программе определяются основные этапы проверки системы качества аудита, в частности:

- определение независимости, оценка квалификации, опыта, полномочий аудиторов, входящих в состав группы проверки;

- рассмотрение и оценка мероприятии, проведенных по результатам предыдущей проверки системы качества аудита, действующей в организации;

- составление документов, необходимых на всех этапах проверки (необходимы для оценки объективности самой проверки);

- корректировка системы качества аудита в соответствии с результатами проверки и сообщение об этом руководству и собственникам организации для принятия соответствующих мер;

- проверка соблюдения принципа конфиденциальности.

Действующие международные стандарты предусматривают, что при формировании группы аудиторов должен соблюдаться принцип профессиональной компетенции, в соответствии с которым аудиторы должны:

- свободно высказывать свое профессиональное суждение;

- знать и строго придерживаться требований аудиторского объединения при проведении проверок качества;

- иметь представление об особенностях отрасли;

- осуществлять проверку с учетом действующих законодательных и нормативных актов, требований профессиональных стандартов;

- применять соответствующие информационные технологии и иметь необходимые технические знания;

- иметь практический опыт и навыки проведения проверок системы качества аудита.

Проверка контроля качества должна проводиться не только с учетом положений международных стандартов аудита, но и принципов Кодекса этики Международной федерации бухгалтеров. Особое внимание уделяется принципам независимости и конфиденциальности, которые должны соблюдаться в любом случае. Если возникнет малейшая угроза невыполнения принципа независимости, то к проверке должны быть привлечены другие аудиторы. Для обеспечения разумной уверенности в том, что работники аудиторской организации сохраняют независимость, международными стандартами предусмотрена процедура, в соответствии с которой все сотрудники ежегодно предоставляют руководству письменное подтверждение следования принципу независимости. По завершении проверки аудиторская группа документально фиксирует:

- подтверждение того, что проведенная проверка основана на требованиях и рекомендациях аудиторских объединений;

LO

гН

О

си

-О Q-

1-0 СК

ь-X LU

о со со

ом

kj^ С Ё

91

92

¥ >

<

X

ш

о ш =г

Ж

0

1

о

со

- аудиторские доказательства, в соответствии с которыми сделаны выводы о соблюде нии системы качества [5].

Стандарты определяют и требования к отчету, представляемому по результатам проверки. Но сама форма отчета устанавливается проверяющей — стороной. Однако в отчете обязательно отражается:

1) методика проведения про- — верки, которой должна придерживаться групп, проводящая оценку системы качества;

2) выводы относительно соответствия действующей системы качества требованиям международных стандартов и — соблюдения этих требований в течении всего периода работы аудиторской организации; —

3) основания для неудовлетворительной оценки действующей системы контроля качества;

4) практические предложения и мероприятия по совершенствованию системы контроля качества, действующей внутри аудиторский фирмы.

Проверенная аудиторская организация обязана подготовить ответ, в котором изложить свою позицию относительно рекомендации и мероприятий, отраженных в отчете. В письменном ответе должны быть представлены и основные планируемые мероприятия (с указанием времени их выполнения) по корректировке действующей системы качества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При разработке эффективной системы качества аудита в международной практике выделяют определенные проблемы как теоретического, так и практического характера: экономические, методологические, технологические, организационные, информационные и кадровые [2].

Методологические проблемы связаны непосредственно с системой регулирования аудиторской деятельности (рис. 1).

В соответствии с международными стандартами аудита определение целей контроля качества аудита является приоритетным при создании эффективной системы. Так, в основном документе Международной федерации бухгалтеров по контролю качества аудита - Положении об обязанностях членов МФБ - не определена цель создания концепции, а п. 13 этого же Положения содержит информацию, что члены саморегулируемой организации должны

содействовать друг другу в получении правильного представления о целях контроля качества аудита [4].

Основные методологические проблемы

Недостаточная или отсутствующая нормативная база, определяющая основные положения и мероприятия, необходимые для контроля качества аудита

Не проводится оценка и анализ эффективности действующей системы качества аудита

Не реализуются возможности саморегулируемых организаций по проверкам, не разрабатываются методики оценки системы качества аудита

Проверки качества аудиторской деятельности проводятся по формальным признакам

В стандартах и других документах Международной федерацией бухгалтеров нет единой трактовки и подхода к целям контроля качества для саморегулируемых организаций

Рисунок 1 - Основные проблемы, связанные

с осуществлением контроля качества аудита

Основной экономической проблемой при создании концепции контроля качества аудита являются достойная система заработной платы проверяющих.

Элементы концепции контроля качества аудита представлены на рисунке 2.

Особенно остро стоит проблема аудита налогообложения, который является добровольной процедурой, проводимой исключительно при желании клиента. Обращаясь к специалистам для проведения налогового аудита, заказчик может усовершенствовать систему налогообложения в организации и исключить ненужные финансовые издержки [3].

Если оплата труда недостаточно мотивирует, или работа проводится на безвозмездной основе, то подход к проверкам может быть формальным, поскольку высококвалифицированные специалисты, которых привлекают к аудиту, не будут заинтересованы в качестве.

Внешнее финансирование, или оплата работы контролеров заказчиками, неприемлемо. Решением этой проблемы является создание в саморегулируемой организации специального фонда, формируемого из взносов аудиторских фирм, являющихся членами этих организаций. В этом случае соблюдается как принцип независимости, так и появляется возможность финансирования мероприятий для повышения квалификации проверяющих (разрабатываются методическиеуказания по проведению

контрольных мероприятии, применяются различные учебные и образовательные программы).

Проблемы: методологические, экономические, технологические,

кадровые, организационные

Государство

Методологические проблемы

V

Определение цели и задач (места и роли) контроля качества аудита

Образование

Бизнес

Наука

Технологические и организационные проблемы

Деятельность

СРО: - разработка документов;

- работа контролеров

V V V

Информа- Кадровые

ционные проблемы

проблемы и Д

Создание

программ по

отбору канн-

дидатов в

контролеры

Экономические проблемы

Д

Создание специального фонда

Цель: создание концепции контроля качества аудита

Рисунок 2- Проблемные элементы концепции контроля качества аудита

Технологические проблемы связаны с обобщением опыта проведения контрольных проверок, определением основных мероприятий и особенностей системы качества аудита (оценкой документов, предоставленных аудиторами; изучением правильности планирования аудита, оценкой эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, определением уровня существенности и аудиторского риска, установлением адекватности применяемых аудиторских доказательств при поведении аудита) [5].

Для проведения контрольных проверок необходимы специальные знания в различных областях, поэтому еще одной проблемой является подбор профессионалов в области аудиторской деятельности. Для решения этой проблемы необходимо, чтобы сотрудники, привлекаемые в качестве контролеров, выполняли не только свои обязанности в аудиторской организации, но действовали и в рамках саморегулируемой организации. Однако в группу аудиторов, осуществляющих контрольные мероприятия, должны входить и профессиональные контролеры. В этом случае есть возможность добиться максимальной эффек-

тивности контрольных мероприятии, поскольку профессиональные контролеры будут разбираться в технологии контроля качества аудита, а аудиторы-практики будут больше в курсе проблем проверяемых благодаря своей основной деятельности. Но для создания такой группы необходимы определенные финансовые ресурсы, что для малочисленных саморегулируемых организаций неприемлемо.

В осуществлении регулирования контроля качества аудита участвуют различные структуры: государственные, общественные и коммерческие, что порождает неизбежный конфликт интересов и возникают проблемы организационного характера. Для устранения этих проблем необходимо определение структуры, статуса системы контроля качества аудита и документации, подтверждающей проведение проверок. Причем, как отмечается в международных стандартах аудита, документы, составленные по результатам проверок, не должны противоречить действующим нормативным актам. При формировании пакета рабочих документов проверяющими решаются также вопросы, связанные с мониторингом системы документации, разработкой типовых документов, которые давали бы возможность их применять как в саморегулируемых, так и в аудиторских организациях.

Международные стандарты аудита рекомендуют проводить контроль качества непрерывно, а их частота должна быть обратно пропорциональна качеству работы аудиторских организаций [3]. Кроме плановых, должны быть и внеплановые проверки, проводимые в случае:

- поступивших жалоб от клиентов на качество проведенного аудита;

- определения суда;

- наличия информационных писем, свидетельствующих о возможных нарушениях при проведении проверки аудиторской организацией.

Таким образом, в соответствии с международными стандартами аудита для создания эффективной системы контроля качества аудита необходим системный подход,связанный суче-том всех элементов такой системы [2].

т

О си

-О 01-0 СК

к X ш о

со со

ом

к^7 С Ё

93

¥ >

< х

LU

s

х о

LU T S Ж о ж о

СО

94

Контроль качества аудита проводится с использованием и национальных правил (стандартов) аудиторской деятельности, так, для изучения и оценки внутреннего контроля качества в аудите используется Федеральное правило (стандарт) № 7 "Контроль качества выполнения заданий по аудиту", Федеральное правило (стандарт) № 34 "Контроль качества услуг в аудиторских организациях". Для осуществления внешнего контроля Минфином России разработан Федеральный стандарт аудиторской деятельности № 4/2011 "Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля". Для осуществления внутреннего контроля качества аудита также могут использоваться Методические рекомендации по организации и осуществлению внутреннего контроля качества работы аудиторской и Методические рекомендации по организации внутрифирменного контроля качества аудиторских услуг, которые носят рекомендательный характер и направлены на оказание помощи аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам в определении основных процедур внутреннего контроля качества аудиторских услуг, призванных обеспечить проведение аудита и оказание сопут-

ствующих аудиту услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Литература:

1. Нестеренко A.B. Контроль качества аудита в соответствии с международными стандартами / A.B. Нестеренко, Т.Ю. Бездольная // Аграрная наука, творчество, рост : сб. науч. тр. по материалам IV Международной научно-практической конференции / под ред. Т.А. Башкатовой. - Ставрополь : АГРУС, 2014.

2. Пучкова Е.М. Методологические основы организации оперативного учета на предприятиях / Е.М. Пучкова // Модернизация экономики и управления : материалы II Международной научно-практической конференции / под общей редакцией В.И. Бережного ; Северо-Кавказский федеральный университет. - Часть I. - Ставрополь : Ставролит, 2014.

3. Синицына И.В. Концепция развития современной системы акцизного налогообложения алкогольной продукции / И.В. Синицына // Модернизация экономики и управления : материалы II Международной научно-практической конференции / под общей редакцией В.И. Бережного; Северо-Кавказский федеральный университет. -Часть I. - Ставрополь : Ставролит, 2014.

4. Хахонова H.H. Аудит / H.H. Хахонова, И.Н. Богатая. - М.: Мини Тайп, 2012.

5. Шогенов Б.А. Проблемы развития внутреннего аудита эффективности государственных расходов / Б.А. Шогенов, Ш.Э. Амирханов // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2012. - № 2 (38).

FOUNDATIONS OF VIRTUAL ACCOUNT

Sokolova Albina Nikolaevna, Post-graduate Student, Rostov State Construction University, Rostov-on-Don E-mail: albina_sokol@inbox.ru

The article considers the problem important qualitative changes in the world economy - the acquisition of its virtual nature, the basics of organization virtual accounting, virtual business ideas.

Keywords: virtual account; virtual business; change management; network models; global localization; network reporting

УДК 330.356 ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВИРТУАЛЬНОГО УЧЕТА

© Соколова А.Н., 2015 В статье рассматривается проблема важнейшего качественного изменения

мировой экономики - приобретение ею виртуального характера, основам организации виртуального учета, идеи виртуального бизнеса. Ключевые слова: виртуальный учет; виртуальный бизнес; менеджмент перемен; сетевые модели; глобальная локализация; сетевая отчетность.

В последние годы в мировой научной литературе появляется все больше работ, посвященных важнейшему качественному изменению мировой экономики - приобретение ею виртуального характера. Впервые термин "виртуальность" ввел в научный оборот французский математик Лаграндж. Жозеф - Луи. Такой подход особенно характерен к экономическим категориям, которые все-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.