Научная статья на тему 'Контроль качества подготовки студентов на кафедре лучевой диагностики и лучевой терапии'

Контроль качества подготовки студентов на кафедре лучевой диагностики и лучевой терапии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ / ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ / ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / QUALITY OF EDUCATION / INPUT CONTROL / CURRENT CONTROL / FINAL CONTROL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мелехова Л.С., Ильин М.М., Будникова Н.А.

В статье описаны актуальность и опыт применения традиционных методов контроля качества образовательного процесса в сочетании с инновационными технологиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мелехова Л.С., Ильин М.М., Будникова Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTROL QUALITY STUDENTS TRAINING IN RADIOLOGY DEPARTMENT

This article describes the relevance and experience of applying traditional methods in quality control of the education process in combination with innovative technologies.

Текст научной работы на тему «Контроль качества подготовки студентов на кафедре лучевой диагностики и лучевой терапии»

УДК: 615.849.1(07.07)

i КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ ЛУЧЕВОЙ ДИАГНОСТИКИ И ЛУЧЕВОЙ ТЕРАПИИ

Мелехова Л. С., Ильин М.М., Будникова Н.А.

Смоленский государственный медицинский университет,

Россия, 214019, г. Смоленск, ул. Крупской, 28

Резюме.

В статье описаны актуальность и опыт применения традиционных методов контроля качества образовательного процесса в сочетании с инновационными технологиями.

Ключевые слова: качество образования, входной контроль, текущий контроль, итоговый контроль.

i CONTROL QUALITY STUDENTS TRAINING IN RADIOLOGY DEPARTMENT

Melehova L.S., Ilyin M.M., Budnikova N.A.

Smolensk State Medical University,

Russia, 214019, Smolensk, ul. Krupskoy 28

Summary.

This article describes the relevance and experience of applying traditional methods in quality control of the education process in combination with innovative technologies.

Keywords: quality of education, input control, current control, final control

Качество образования и его значимость для общества являются сегодня одной из наиболее актуальных проблем. Состояние образования в России с учётом его массовости характеризуется тенденцией к снижению качества, а именно снижением уровня образовательных результатов и их практической ценности. Последнее определяется во многом несоответствием запланированных образовательных результатов по направлениям высшего профессионального образования потребностям реального сектора экономики. Обозначенная проблема, а также переход на ФГОС ставят перед университетами задачу модернизации существующих систем качества подготовки студентов. Это подразумевает, что коллективам кафедр, как минимум, необходимо:

разработать основные образовательные программы по реализуемым направлениям подготовки с привлечением представителей профессиональной среды и самих обучающихся;

построить систему контроля образовательных результатов, гарантирующую достижение абсолютным большинством студентов порогового уровня сформированное™ компетенций [1].

Разработка любого образовательного процесса начинается с определения его «входов» -«выходов» и определения методов входного и выходного контроля. Но не менее важным является контроль качества по ходу процесса после выполнения каждой процедуры, то есть текущий внутренний контроль качества.

Нам импонирует модель образовательного процесса А.К. Томилина, который сравнивает последний с процессом конвейерного производства. Всё сказанное можно представить следующим образом: заготовка попадает на конвейер (вход), затем она проходит несколько этапов обработки (процедуры), с конвейера сходит готовая деталь (выход) [3]. Контроль качества проводится на каждом этапе путем различных измерений, то есть вполне объективно. Всегда можно определённо сказать, кем и при выполнении какой процедуры допущен брак. Эта же модель не противоречит основным ступеням образовательного процесса и оценке его качества согласно ФГОС и лежит в основе оценочных мероприятий, проводимых на кафедре лучевой диагностики и лучевой терапии.

Проблема контроля качества подготовки обучающихся наиболее часто решается путем применения тестовой формы. Основы педагогической диагностики с использованием тестирования основательно разработаны и успешно применяются во всем цивилизованном мире. Тестовая форма контроля знаний обладает как несомненными достоинствами, так и некоторыми недостатками. При такой форме исключается устное общение студента с преподавателем, затрудняется проверка логических предметных связей, невозможна проверка навыков письменного изложения знаний. Поэтому при входном и текущем контроле знаний необходимо использовать такие формы, как письменный опрос по теории, собеседование, выступление студентов на практических занятиях с сообщениями и докладами. Образовательный процесс не должен сводиться к подготовке учащихся к итоговому тестовому контролю, а способствовать системному усвоению учебной дисциплины, развитию творческих способностей студентов.

Входной контроль знаний студентов включает в себя блок заданий, проверяющих степень владения студентами материалов дисциплины на уровне «знать». Для этого в начале каждого занятия преподавателями кафедры проводится письменный опрос по теории. При этом в контрольные работы включены вопросы не только по лучевой диагностике, но и по смежным дисциплинам: физике, нормальной и патологической физиологии, анатомии, которые необходимо знать для освоения изучаемой дисциплины. Лекции - дискуссии также помогают оценить исходный уровень знаний студентов. Задания текущего контроля оценивают степень владения материалом дисциплины «лучевая диагностика» на уровне: «знать» и «уметь». Задания данного блока позволяют оценить не только знания по дисциплине, но и умение пользоваться ими при решении стандартных, типовых задач. С этой целью из оценочных средств на практических занятиях используются собеседования, описания студентами рентгенограмм с типичной картиной для различных патологических состояний, выступления студентов с сообщениями и докладами. В системе контроля мы также используем оценку способности обучающихся к творческой деятельности, их готовность вести поиск решения новых задач. Это положение тесно связано с требованием ФГОС об обязательном использовании активных методов обучения. Такие средства контроля, как рецензирование студентами работ друг друга, оппонирование обучающимися рефератов являются продолжением образовательных технологий и предусматривают метод групповой оценки и метод взаимооценки.

Для того, чтобы оценить освоение дисциплины на уровне «знать», «уметь», «владеть» на занятиях используются кейс-задания, содержание которых предполагает применение комплекса знаний и умений, для того, чтобы студенты могли самостоятельно сконструировать способ решения, комбинируя известные им способы и привлекая знания из смежных дисциплин.

На практических занятиях по лучевой диагностике применение кейс-метода выглядит следующим образом. После теоретического разбора изучаемой темы каждый студент получает конверт, в котором помимо рентгенограммы с определённой патологией имеются данные анамнеза, описывается клиническая картина и приводятся данные лабораторных методов исследования. На протяжении 30-40 минут студент самостоятельно изучает представленные снимки, описывает рентгенологические симптомы заболевания, сопоставляя их с анамнезом, клинической картиной, данными лабораторных методов исследования. На основании этого выставляется рентгеновское заключение с последующей защитой протокола исследования перед всей группой.

Далее преподаватель провоцирует среди студентов дискуссию, происходит обсуждение и анализ данной ситуации, в результате чего принимается конкретное решение.

Такой подход в преподавании лучевой диагностики позволяет не только изучить рентгенологические признаки той или иной патологии, но и способствует развитию клинического мышления, заставляет взглянуть на пациента не как на сочетание патологических органов, а как на организм в целом.

В некоторых ситуациях преподаватель использует методику «мини-кейс» с единственным возможным решением. Как показывает наш практический опыт, важность кейс-метода заключается в том, что он развивает целый ряд необходимых навыков у студентов:

-аналитические навыки: умение классифицировать полученную информацию, выделять основную мысль, анализировать, представлять и добывать нужные сведения, мыслить ясно и логично;

-практические навыки рентгенолога: различный уровень сложности, представленный в кейс-заданиях способствует формированию навыков использования полученных знаний на практике;

-творческие навыки рентгенолога: поиск альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем [2].

Несмотря на эффективность и многообразие форм текущего контроля знаний обучающихся, последний сопряжен с субъективным фактором. Поэтому необходимо, чтобы итоговый контроль был максимально объективным и независимым. Эта проблема на кафедре решается путем применения тестовой формы. Сотрудниками кафедры разработаны несколько вариантов тестовых заданий, каждый из которых включает в себя 50 вопросов. Разработка тестовых заданий для проведения итогового контроля является важной частью методической работы кафедры. Тестовый материал ежегодно обновляется и совершенствуется.

Таким образом, оценка знаний студентов должна проводиться на всех этапах образовательного процесса. Для этого необходимо использовать входной, текущий и итоговый контроль. Сочетание традиционных методов оценки качества подготовки обучающихся в виде контрольных работ, собеседования с инновационными методами в виде кейс-заданий, тестирования и оппонирования студентами рефератов позволяет объективно оценить степень влияния процесса изучения дисциплины на формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС.

Литература (references)

1. Кононова О.В., Садон Е.В. Система контроля качества подготовки ВГУЭС: особенности и перспективы развития. // Университетское управление: практика и анализ. - 2012. - № 4. - С. 43-52.

2. Мелехова Л.С., Ильин М.М., Шилин А.М. Роль и место практической составляющей в преподавании лучевой диагностики и лучевой терапии. // Смоленский медицинский альманах. - 2018. - № 3. - С. 204-206.

3. Томилин А.К. Внутренний контроль качества образования в вузе. / А.К. Томилин // Инженерное образование. - 2012. - № 9. - С. 56-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.