Научная статья на тему 'Контроль качества знаний обучающихся на клинической кафедре'

Контроль качества знаний обучающихся на клинической кафедре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ / КЛИНИЧЕСКАЯ КАФЕДРА / EVALUATION CRITERIA / KNOWLEDGE QUALITY CONTROL / CLINICAL DEPARTMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Т.И.

В статье рассмотрены основные подходы к использованию различных форм контроля качества подготовки обучающихся на кафедре акушерства и гинекологии, представлены критерии оценки устных ответов, бально-рейтинговой системы, при решении ситуационных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнова Т.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY CONTROL OF STUDENTS' KNOWLEDGE ON THE CLINICAL DEPARTMENT

The article describes the main approaches to the use of various forms quality control of students training at the Department of obstetrics and gynecology, presents the evaluation criteria of oral replies, score-rating system in solving situational tasks.

Текст научной работы на тему «Контроль качества знаний обучающихся на клинической кафедре»

УДК 618(07.07)

i КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА КЛИНИЧЕСКОЙ КАФЕДРЕ

Смирнова Т.И.

Смоленский государственный медицинский университет,

Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28

Резюме.

В статье рассмотрены основные подходы к использованию различных форм контроля качества подготовки обучающихся на кафедре акушерства и гинекологии, представлены критерии оценки устных ответов, бально-рейтинговой системы, при решении ситуационных задач.

Ключевые слова: критерии оценки, контроль качества знаний, клиническая кафедра.

i QUALITY CONTROL OF STUDENTS' KNOWLEDGE ON THE CLINICAL DEPARTMENT

Smirnova T.I.

Smolensk State Medical University,

28, Krupskaya St., Smolensk, Russia, 214019

Summary.

The article describes the main approaches to the use of various forms quality control of students training at the Department of obstetrics and gynecology, presents the evaluation criteria of oral replies, score-rating system in solving situational tasks.

Keywords: evaluation criteria, knowledge quality control, clinical Department.

Образовательный процесс в современных условиях направлен на формирование профессионально компетентного специалиста, включает в себя не только теоретическое освоение различных дисциплин, но и овладение профессиональными навыкамии для повышения качества образования студентов и, в конечном итоге, конкурентноспособности наших выпускников.

Основной формой профессионального обучения на клинической кафедре являются практические занятия, на которых реализуется важнейший принцип современного обучения: успешное применение полученных теоретических знаний в практической деятельности. Под контролем преподавателя студент собирает клинико-анамнестические данные, проводит обследование пациентки, интерпретирует результатов обследования с последующим представлением истории болезни в группе при разборе темы занятия. Знания студентов должны стать основой их профессиональной компетентности, способности к самоорганизации и самореализации.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, рабочей программой дисциплины, квалификационной характеристикой специалиста на кафедре разработан перечень практических навыков, которые студент должен приобрести за время обучения на кафедре. Степень освоения практических навыков фиксируется в журнале занятий. Для более качественной самостоятельной работы студентов на практическом занятии разработаны учебные пособия и стандарты выполнения обязательного минимума практических навыков, что значительно повышает качество приобретаемых ими не только знаний, но и умений. Контроль освоения практических навыков проводится преподавателем на каждом практическом занятии в виде тестового контроля, отработки их на фантомах, собеседования, обоснования диагностических, тактических и лечебных алгоритмов, а также при работе с пациентами. Зачет по

практическим навыкам - составляющая часть итогового экзамена по дисциплине «Акушерство и гинекология».

Состояние клинической подготовки студента характеризуется, как очень сложный и «больной» вопрос в работе любого вуза независимо от его статуса и величины. С одной стороны, нарастающие требования к профессиональным компетенциям выпускников, а с другой, нерешенные проблемы клинических кафедр, которые испытывают общеизвестные трудности в своей работе, во многом затрудняют подготовку специалистов уже на начальных этапах клинического обучения. При наличии в группе 12-16 студентов далеко не всегда осуществляется полноценный разбор каждого из курируемых больных и, тем более, контроль преподавателя за качеством выполнения каждым студентом объективного обследования пациента. В реальной клинике эта ситуация усугубляется отсутствием индивидуальной обеспеченности студентов тематическими больными и вынужденной работой в группе [2].

В основной части практического занятия мы отказались от проведения традиционного опроса, а используем формы собеседования, сочетающиеся с дискуссией, обсуждением докладов, просмотренных видеофильмов, разбором клинических историй, тренировочными упражнениями на фантомах. При оценке ответа студента руководствуемся следующими критериями (см. табл. 1): правильность и полнота ответа, логичность изложения, знание и применение терминологии, использование примеров, в том числе самостоятельно подобранных, языковое оформление ответа (правильность, чистота, точность, богатство, выразительность речи, громкость голоса, темп изложения, логические ударения, паузы, богатство и разнообразие интонаций).

Таблица 1. Критерии оценки устных ответов студентов

Оценка Критерии оценки

Правильность и полнота ответа Степень осознанности, понимания изученного Языковое оформление

"5" Полно излагает изученный материал, даёт правильное определение научных понятий Обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные Излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка

Те же требования, что и для "5", но опустимы 1-2 ошибки, которые сам студент исправляет Те же требования, что и для "5" Те же ребованият что и для "5", но допустимы 1-2 недочёта

"3" Обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировок Не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры Излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого

"2" Обнаруживает незнание большей части раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений, искажает их смысл Студент беспорядочно и неуверенно излагает материал

"1" Полное незнание и непонимание материала - -

Большая роль в подготовке компетентного специалиста в высшем медицинском учебном заведении отводится производственной практике клинической «Помощник врача», стационарной, выездной, основными задачами которой являются: обеспечение плавного перехода с этапа теоретической подготовки в условиях вуза к практической деятельности в условиях лечебного учреждения; ликвидация психологического барьера при переходе от учебного фантома к реальному пациенту; качественно новый уровень подготовки для эффективной личностной адаптации к условиям работы в практическом здравоохранении; формирование потребности и желания к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию; полноценная самореализация личностных и профессиональных качеств в практической деятельности.

Процесс прохождения производственной практики направлен на формирование: готовности к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания;

способности к определению у пациентов основных патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем - X пересмотр,

способности к определению тактики ведения пациентов с различными нозологическими формами;

готовности к ведению физиологической беременности, приему родов; к применению медицинских изделий, предусмотренных порядками оказания медицинской помощи; к ведению медицинской документации; к просветительской деятельности по устранению факторов риска и формированию навыков здорового образа жизни.

В результате прохождения производственной практики обучающийся должен овладеть навыками сбора анамнеза и анализа полученной информации, проведения общего осмотра беременной, роженицы, родильницы; проведения наружного акушерского исследования и влагалищного исследования; анализа и интерпритации результатов лабораторных и инструментальных исследований; взятия мазка из влагалища на флору и онкоцитологического исследования; оценки данных КТГ плода; оценки данных УЗИ плода и плаценты, послеродовой матки; постановки диагноза на основании результатов обследования беременной, роженицы, родильницы; оказания помощи при родовспоможении; оценки новорожденного по шкале Апгар; проведения наружных прием выделения последа; проведения работы по предупреждению абортов и индивидуального подбора метода контрацепции кормящей женщине.

По каждому разделу производственной практики разработаны методические указания для студентов, в которых указаны цель и задачи аудиторного занятия (с позиции знать, уметь, владеть), основные понятия, план проведения занятия, вопросы для самоконтроля, оснлвная и дополнительная литература, рекомендуемая при подготовке к занятиям.

Во время прохождения производственной практики студенты самостоятельно проводят сбор жалоб больного, данных анамнезов, физикальное обследование пациента (выявляют основные проявления типичных патологических процессов), проводят анализ результатов лабораторного и инструментального исследования, оформляют дневник практики, написание которого способствует формированию клинического мышления, в основе которого лежит знание типичных патологических симптомов и умение их трактовать.

Клиническая практика способствует становлению позитивного медицинского поведения, ответственности за жизнь и здоровье пациента, аккуратности, дисциплинированности. Работа студента в группе развивает чувство коллективизма и коммуникабельность.

Во время прохождения производственной практики «Помощник врача» студенты проводят просветительскую деятельность, что способствует формированию навыков публичных выступлений и навыков общения с населением с учетом этико-деонтологических особенностей патологии и пациентов, умению аргументированно отвечать на вопросы по изученной теме.

Исходный уровень знаний студентов по акушерству определяется во время опроса (мозгового штурма), текущий контроль усвоения предмета при решении типовых ситуационных задач и ответах на тестовые задания.

В конце прохождения производственной практики проводится зачет с оценкой, включающий промежуточный контроль знаний с использованием тестового контроля, проверкой практических умений, решением ситуационных задач и собеседованием.

Во время изучения акушерства и гинекологии студенты самостоятельно курируют родильниц и гинекологических больных, оформляют учебную историю родов или историю болезни, которые представляют на зачетном занятии. Общение с пациентками обучает студентов основам медицинской этики и деонтологии, воспитывает позитивное медицинское поведение, аккуратность, дисциплинированность. Написание учебной истории способствует формированию клинического мышления и практических навыков, закрепляет приобретенные компетенции. Ежегодно на кафедре проводится конкурс на лучшую историю родов и лучшую историю

гинекологической больной, что создает дух соревнования среди студентов и повышает мотивацию к обучению. Следует отметить, что все студенты имеют доступ к библиотечному фонду кафедры.

На кафедре при итоговом контроле знаний студентов оцениваются результаты балльно-рейтинговой системы, согласно которойучиттывается посещаемость практических занятий (К1=15; 16,7%) и лекций (К2=10; 11,1%), средний балл за четыре семестра (К3=35; 38,9%), оценка за историю болезни (К4=20; 22,2%), дополнительный рейтинг за участие в работе студенческого научного кружка, выступления и публикации по дисциплине (К5=10; 11,1%); пороговый рейтинг -53,0 балла, экзамен «автоматом» - 82,0 балла.

Таблица 2. Критерии балльно-рейтинговой системы

Оценка Критерии

«Отлично» 82-100 баллов

«Хорошо» 69-81 баллов

«Удовлетворительно» 53-68 баллов

« Н еудовлетворител ьно» менее 53 баллов

Формами заключительного контроля по окончании цикла практических занятий с целью оценки его результативности являются тестовый контроль, демонстрация приобретенных практических навыков и решение ситуационных задач.

Таблица 3. Критерии оценки при решении ситуационных задач

Оценка Критерии

«Отлично» Обоснованные и полные ответы на все задания, умение выделять существенные и несущественные признаки, причинно-следственные связи, обосновывать необходимое обследование и лечение

«Хорошо» Ответы на задания достаточно полные, но сделаны без обоснования, нет творческого подхода

«Удо вл етворител ьно» Ответы односложные, в минимальном объеме, допуск некоторых погрешностей

« Н еудовлетворител ьно» Ответы на задания не сделаны, существенные пробелы в знаниях основных положений дисциплины

Таким образом, разработанные критерии оценки знаний повышают мотивацию студентов при изучении дисциплины, а организация образовательного процесса на кафедре способствует формированию у обучающихся компетентностного подхода, собственной системы знаний, умений и навыков по акушерству и гинекологии, а также клинического мышления.

Литература (references)

1. Пятибратова Е.В., Смирнова Т.И., Крюковский С.Б. Опыт преподавания акушерства и гинекологии студентам педиатрического факультета // Эффективное управление и организация образовательного процесса в современном медицинском вузе. Вузовская педагогика: материалы конф. / Гл. ред. С.Ю. Никулина. - Красноярск: тип. КрасГМУ, 2014. - С. 338-341.

2. Смирнова Т.И., Крюковский С.Б. Практические приемы обучения студентов на клинической кафедре // Смоленский медицинский альманах. Педагогика высшей школы. - 2017. - № 2. - С. 23-29.

3. Смирнова Т.И., Крюковский С.Б. Преподавание акушерства и гинекологии для студентов педиатрического факультета // Вестник СГМА «Актуальные проблемы педагогики высшей медицинской школы» - Смоленск: Изд-во СГМА, 2015. - С. 236-239.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.