Научная статья на тему 'Виды оценочных средств профессиональных компетенций студентов профиля Безопасность жизнедеятельности'

Виды оценочных средств профессиональных компетенций студентов профиля Безопасность жизнедеятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
783
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / LIFE SAFETY / ВИДЫ КОНТРОЛЯ / TYPES OF CONTROL / ВИДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ / TYPES OF ASSESSMENT TOOLS / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чугайнова Лариса Валентиновна, Сугробова Наталия Юрьевна

Представлены виды контроля и оценочных средств по профилю Безопасность жизнедеятельности. Описана структура компетентностно-ориентированного теста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чугайнова Лариса Валентиновна, Сугробова Наталия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPES OF VALUATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF STUDENTS IN THE PROFILE OF LIFE SAFETY

The types of control and evaluation tools for the profile of life safety are presented. The structure of competence-oriented test is described.

Текст научной работы на тему «Виды оценочных средств профессиональных компетенций студентов профиля Безопасность жизнедеятельности»

УДК 378.14

ВИДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПРОФИЛЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Чугайнова JI.B., Сугробова Н.Ю.

Представлены виды контроля н оценочных средств по профилю Безопасность жизнедеятельности. Описана структура компе-тентностно-ориентированного теста.

Ключевые слова: безопасность .жизнедеятельности; виды контроля; виды оценочных средств; профессиональные компетенции.

TYPES OF VALUATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF STUDENTS IN THE PROFILE OF LIFE SAFETY

Chugainova L. V, Sugrobova N. Yu.

The types of control and evaluation tools for the profile of life safety are presented. The structure of competence-oriented test is described.

Keywords: life safety; types of control; types of assessment tools; professional competence.

Введение

Актуальность исследования: Актуальность исследования определена необходимостью создания в вузе базы оценочных средств для выявления уровня сформированное™ профессиональных компетенций студентов, обучающихся по профилю «Безопасность жизнедеятельности» .

Обзор литературы: В связи с тем, что оценивание компетенций студентов является новым требованием ФГОС, количество опубликованных работ ограничено. Основные исследования отражены в коллективной монографии ученых РГГТУ им. А.И. Герцена [1].

Методические материалы по ФОС опубликованы в статьях [2] и, преимущественно, в рекомендациях по проектированию и использованию фондов оценочных средств при реализации основных образовательных программ высшего образования [3].

Проблема: Каковы виды контроля и средств оценивания компетенций студентов профиля Безопасность жизнедеятельности.

Цель исследования: описание видов оценочных средств профессиональных компетенций студентов профиля Безопасность жизнедеятельности в соответствии с видами контроля.

Методы исследования: анализ и обобщение и педагогического опыта.

Результаты исследования

Фонд оценочных средств представляет собой комплект методических материалов, которые включают процедуры, определяющие соответствие или несоответствие уровня достижений студентов планируемым результатам обучения. К основным целям фонда оценочных средств согласно ФГОС относятся оценка уровня освоения дисциплины студентом и оценка компетентности обучающегося. При этом процедура оценивания должна соответствовать принципу объективности. Образовательный процесс необходимо планировать и реализовывать с использованием современных оценочных средств. Для оценивания профессиональных компетенций студентов, обучающихся по профилю Безопасность жизнедеятельности, создана база ФОС, включающая различные формы оценочных средств для входного, текущего, промежуточного и итогового контролей (таблица). Эффективное оценивание профессиональных компетенций студентов осуществляется двумя способами: самооценка, оценка преподавателем. Аналитическая работа студента по самооценке выражается в описании видов деятельности, которыми он владеет (на материале конкретной дисциплины). Преподаватель осуществляет диагностику знаний, умений и опыта деятельности студентов с помощью указанной в таблице системы контроля.

В качестве примера приведем описание структуры компетент-ностно-ориентированного теста, с помощью которого можно оценить уровень сформированности компетенций в ходе промежуточного контроля. Такой тест побуждает испытуемого к активным мыслительным действиям, к анализу и размышлению, к мобилизации имеющихся у него знаний и накопленного профессионального опыта.

Таблица.

Виды контроля и оценочных средств по профилю Безопасность жизнедеятельности

Виды оценочных средств

Входной Текущий Промежуточный Итоговый

контроль контроль контроль контроль

Входной Разноуровневый тест, Компетентностно- ВКР, Государ-

тест, сообщение, доклад ориентированный ственный меж-

входное структурно-логическая схе- тест, дисциплинар-

собесе- ма, творческое задание, про- защита реферата, ный экзамен

дование, ект, создание презентации, собеседование по поБЖД

входной кейс задание, учебное иссле- вопросам к экзаме-

опрос. дование, интернет- тренажер, ну (зачету), защита

конспект литературы, проекта с презента-

разноуровневые цией, защита учеб-

задачи,ситуационные задачи, ного исследования,

имитационные игры, статья, представление эссе,

опрос, собеседование. защита портфолио.

В тест компетенций включены проблемные тестовые задания, моделирующие типичные профессиональные задачи. Испытуемому надо выбрать не столько ответ, сколько найти наилучшее решение поставленной задачи. Характер предлагаемых решений должен стимулировать студента к серьезному анализу профессиональных проблем-ситуаций. Блок 1. Задания с выбором одного правильного ответа из предложенных, с выбором нескольких правильных ответов из предложенных, задания на раскрытие понятий (общие вопросы по безопасности жизнедеятельности). Блок 2. Задания на установление соответствия между объектами двух множеств (принципы, методы обеспечения безопасности жизнедеятельно-

сти), задания на установление последовательности (стадии развития ЧС), задания на анализ информационных таблиц, графиков, диаграмм (опасности природного, техногенного характера), задания на завершение профессиональных текстов и исправление ошибок в профессиональных текстах (средства индивидуальной защиты, первичные средства пожаротушения), кейс-задания (решение тематической ситуационной задачи).

Таким образом, разнообразие видов оценочных средств позволяет оптимизировать контроль, направленный на выявление уровня сформированности профессиональных компетенций студентов.

Список литературы

1. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография / Под ред. проф. В.А. Козырева, проф. Н.Ф. Ра-дионовской и проф. А.П. Тряпицыной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. 392 с.

2. Шестакова Л.Г., Харитонова Е.А. Фонд оценочных средств по педагогическим направлениям подготовки//Nauka-rastudent.ru. 2016. № 05 (029) / [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http:// nauka-rastudent.ru/29/3474/

3. Рекомендации по проектированию и использованию оценочных средств при реализации основной образовательной программы высшего профессионального образования (ООП ВПО) нового поколения / Сост. Е.И. Сафонова. М.: РГГУ, 2013. 75 с.

References

1. Competence approach in pedagogical education: collective monograph / Ed. prof. V.A. Kozyreva, prof. N.F. Radionovskaya and prof. A.P The rag. SPb.: Publishing House of the Russian State Pedagogical University. A.I. Herzen, 2008. 392 p.

2. Shestakova L.G., Kharitonova E.A. Fund of evaluation tools for pedagogical directions of preparation //Nauka-rastudent.ru. 2016. № 05 (029) / [Electronic resource] - Access mode. - URL: http://nauka-radudent. ru/29/3474/

3. Recommendations on the design and use of valuation tools in the implementation of the basic educational program of higher professional education (OOP) of the new generation / Сотр. E.I. Safonov. Moscow: RGGU, 2013. 75 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ Чугайнова Лариса Валентиновна, кандидат биологических наук, доцент

Пермский государственный национальный исследовательский университет

ул. Северная 44. г. Соликамск. 618547. Пермский край. Россия LaricaCh(a)yandex. ги

Сугробова Наталия Юрьевна, кандидат биологических наук, доцент

Пермский государственный национальный исследовательский университет

ул. Северная 44. г. Соликамск. 618547. Пермский край. Россия nsugrobova68(a)mail. ги

DATA ABOUT THE AUTHORS Chugainova Larissa Valentinovna, Candidate of Biological Sciences, Associate Professor

Perm State National Research University

44. Severnaya Str.. Solikamsk. 618547. Perm Territory. Russia

LaricaCh(a),yandex. ru

ORCID: 0000-001-5161-2160

Sugrobova Natalia Yurievna, Candidate of Biological Sciences, Associate Professor

Perm State National Research University

44. Severnaya Str.. Solikamsk. 618547. Perm Territory. Russia

nsugrobova68(a),mail. ru

ORCID: 0000-0002-6575-3308

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.