Научная статья на тему 'Формирование ценностного отношения к семье и детству в процессе профессиональной подготовки будущих работников образования'

Формирование ценностного отношения к семье и детству в процессе профессиональной подготовки будущих работников образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / VALUE ATTITUDE / FORMATION OF VALUE ATTITUDE / VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Милькевич Оксана Анатольевна

В статье представлен обзор результатов теоретического анализа проблемы профилактики детского неблагополучия и эмпирического исследования, позволивших выявить недостаточное понимание практикующими специалистами сферы образования ценности семьи и детства, их недостаточную готовность к реализации ценностного отношения в ходе непосредственной профессиональной деятельности. Полученные результаты определяют необходимость целесообразной организации профессиональной подготовки будущих работников образования (педагогов, школьных социальных педагогов, психологов), направленной на формирование ценностного отношения к семье и детству как взаимосвязанным и вместе с тем уязвимым в современных условиях феноменам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of a theoretical analysis of the problem of preventing children's ill-being and empirical research, which made it possible to identify the insufficient understanding of the values of family and childhood by practicing specialists in the field of education and their inadequate readiness to implement a value attitude in the course of direct professional activity. The obtained results determine the necessity of expedient organization of vocational training for future educators (teachers, school social teachers, psychologists) aimed at forming a value attitude to the family and childhood as an interconnected and, at the same time, vulnerable phenomena in modern conditions.

Текст научной работы на тему «Формирование ценностного отношения к семье и детству в процессе профессиональной подготовки будущих работников образования»

УДК 37.013

Милькевич Оксана Анатольевна

доцент, кандидат педагогических наук, зав. кафедрой педагогики и психологии

Соликамский государственный педагогический институт (филиал) ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет» 618547, Соликамск, Северная, 44, +7 (34253) 2-41-72 е-mail: institut@solgpi.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ И ДЕТСТВУ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Oksana A. Milkevich

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Pedagogy and Psychology

Solikamsk State Pedagogical Institute (branch) of the federal state budgetary educational institution of higher education « Perm State National Research University» 44, Severnaya, 618547, Solikamsk, Russia e-mail: institut@solgpi.ru

FORMATION OF THE VALUE ATTITUDE TO THE FAMILY AND CHILDHOOD IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING

OF FUTURE EDUCATORS

Аннотация. В статье представлен обзор результатов теоретического анализа проблемы профилактики детского неблагополучия и эмпирического исследования, позволивших выявить недостаточное понимание практикующими специалистами сферы образования ценности семьи и детства, их недостаточную готовность к реализации ценностного отношения в ходе непосредственной профессиональной деятельности. Полученные результаты определяют необходимость целесообразной организации профессиональной подготовки будущих работников образования (педагогов, школьных социальных педагогов, психологов), направленной на формирование ценностного отношения к семье и детству как взаимосвязанным и вместе с тем уязвимым в современных условиях феноменам.

Ключевые слова: ценностное отношение, формирование ценностного отношения, профессиональная подготовка.

© Милькевич О.А., 2017

Abstract. The article presents the results of a theoretical analysis of the problem of preventing children's ill-being and empirical research, which made it possible to identify the insufficient understanding of the values of family and childhood by practicing specialists in the field of education and their inadequate readiness to implement a value attitude in the course of direct professional activity. The obtained results determine the necessity of expedient organization of vocational training for future educators (teachers, school social teachers, psychologists) aimed at forming a value attitude to the family and childhood as an interconnected and, at the same time, vulnerable phenomena in modern conditions.

Key words: value attitude, formation of value attitude, vocational training.

Актуальность изучения факторов и условий, определяющих успешное функционирование современной семьи и детства, подтверждается многочисленными исследованиями отечественных ученых (В.Г. Бочарова, Л.Я. Олиференко, Г.И. Репринцева, М.В. Шакурова и др.) и негативными тенденциями в характеристике положения детства. В контексте проводимого исследования социально-культурного партнерства как механизма профилактики детского неблагополучия выделен такой аспект проблемы, как ценностное отношение к семье и детству, который и будет представлен в настоящей статье.

Проблема формирования ценностного отношения к семье и детству предопределена совокупностью социальных, экономических, социально-культурных, психологических и иных причин, что не является предметом нашего исследования, однако является определяющим в подготовке специалистов для учреждений образования. Как отмечает Р.А. Рогожникова, «Высокие идеи служения людям могут быть реализованы только в том случае, если личность научится видеть рядом человека, ценить и уважать его, стремиться к тому, чтобы такое уважение было общей нормой. Формирование нравственной ориентации на человека лежит в основе ценностного отношения к человеку, которое особенно важно сегодня, когда в обществе остро ощущается дефицит доброты, сочувствия, элементарного внимания к человеку» [2, c. 7].

Сложившиеся положения отечественной науки в понимании категории «ценность» (Б.С. Братусь, Л.С. Выготский, Б.С. Гершунский, М.С. Каган [1] и др.) подтверждают, что ценности выступают осознанным смыслом жизни и ориентиром деятельности, объективным и реально существующим, отражающим в определенном отношении их носителя к некоторому объекту. Одновременно подчеркивается глубокая взаимосвязь ценностей и смысла и их социально-культурная обусловленность, что подтверждается в исследованиях А.А. Ивина, И.Г. Петрова и др. Понятие «смысл» отражает единство сознания, деятельности, личности.

Представленные замечания относительно сущности категорий «ценности» и «смыслы» в обобщенном виде характеризуют авторскую позицию

в понимании их системообразующего начала в социально-культурном партнерстве, определяя пространство, в котором будут реализовываться партнерские отношения, направленность самих отношений и их результат.

При характеристике ценностно-смыслового пространства реализации социально-культурного партнерства непосредственно партнерские отношения должны выступать ценностью для всех взаимодействующих субъектов -учреждений, организаций, отдельных специалистов, задавая смысл их деятельности, ее целевую направленность. Данное пространство формируется под влиянием ценностей и смыслов, носителями которых являются отдельные личности, вступающие во взаимодействие, а также совместно вырабатываемые коллективные ценности. Ценностно-смысловое пространство партнерских отношений вбирает в себя: ценность и смысл социально-культурного партнерства, ценность личности ребенка и детства в целом как социально-культурного феномена, ценность семьи как института воспитания.

Обозначенная совокупность элементов ценностно-смыслового пространства социально-культурных отношений определяет гуманистическую направленность партнерских отношений, социальные мотивы взаимодействия различных субъектов между собой, с детьми и семьями. При такой характеристике партнерских отношений различные категорий детей и их семьи выступают не только объектами социально-культурного воздействия, но и субъектами, равноправными партнерами, погружаясь в определенную специально организованную, но при этом психологически комфортную среду. Это позволяет обогатить социально-культурный опыт личности ребенка и/или взрослого, включить его в социально значимые виды деятельности, обеспечивая переживание себя как носителя определенных знаний, опыта, духовно-нравственной составляющей. В результате происходящих в личности ребенка или взрослого изменений возможно переосмысление ими себя, своей системы отношений с окружающим миром, системы ценностей личности, обеспечивая желаемый социальный эффект партнерских отношений (повышение социальной активности личности, группы лиц, семей, повышение воспитательного потенциала семьи как социального института). Одновременно происходит изменение ценностей и смыслов специалистов, вступающих во взаимодействие. Положительный опыт партнерских отношений усиливает социальную направленность их деятельности, закрепляя желание и готовность к совместной деятельности в профилактике детского неблагополучия.

Понимание неразрывности семьи и ребенка, осознание их ценности и ценности партнерских отношений выступает ориентиром в проектировании содержания социально-культурного партнерства, подготовке специалистов к его реализации в профилактике детского неблагополучия. Ценностное отношение к ребенку в процессе социально-культурного партнерства предполагает безусловное уважение личности ребенка, признание ценности детства как особого этапа в жизни ребенка, погружение ребенка в комфортную среду, направленность программ социально-культурного партнерства на

обогащение опыта ребенка, реализацию его потенциала, приращение его ценностей и смыслов.

В рамках проводимого исследования были разработаны и апробированы методики изучения различных аспектов социально-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия, опубликованные ранее. Одна из методик направлена на изучение готовности специалистов сферы образования и культуры к социально-культурному партнерству в профилактике детского неблагополучия [3], в содержании которой представлен ряд вопросов, ориентированных на изучение представлений специалистов о современном детстве и технологического аспекта их готовности к реализации к социально-культурному партнерству в профилактике детского неблагополучия.

В исследования приняли участие 481 человек - работники учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования г. Соликамск, Березники, Соликамского муниципального района.

Значимыми с позиции освещаемого вопроса являются следующие данные. Отвечая на вопрос: «Укажите, в какой формулировке представлено наиболее близкое вам понимание детства (может быть несколько ответов)», большинство респондентов обозначили, что «детство - это особый этап развития ребенка» (274 чел./71,9 %), «детство - это особый, уникальный мир, полный приятных и неприятных неожиданностей» (258 чел./67,7 %), «детство -это особая социальная группа, нуждающаяся в мерах дополнительной помощи и защиты со стороны взрослых» (188 чел./49,3 %). К сожалению, часть респондентов характеризуется пониманием детства «как бесконечных трудностей, проблем, неприятностей», «как дополнения мира взрослых» (48 чел./12,6 %).

Отвечая на вопрос: «Считаете ли вы необходимым выстраивать взаимодействие между различными учреждениями (образования, культуры, социальной сферы и др.) в целях профилактики детского неблагополучия?», половина респондентов (50,3 %) ответила утвердительно, часть респондентов (46,9 %) считает, что «подробное взаимодействие может иметь положительный эффект, но не является абсолютным средством в решении проблем детства», незначительная часть (2,8 %) - затрудняется с ответом.

Технологический компонент готовности специалистов к социально-культурному партнерству в профилактике детского неблагополучия по оценкам самих респондентов может быть представлен следующим образом. Большинство респондентов владеют способами и приемами взаимодействия с другими специалистами, учреждениями и организациями (325 чел./85,3 %), умеют отбирать содержание социально-культурного партнерства с позиции наличия в них элементов воспитывающего, ценностно-смыслового характера (279 чел./73,2 %). Лишь половина респондентов отмечают, что умеют «инициировать, проектировать формы социально-культурного партнерства» (178 чел./46,7 %), осуществляют при этом «учет специфики и традиций вступающих во взаимодействие учреждений и организаций» (184 чел./48,2 %).

Представленные данные являются лишь своеобразным срезом изучаемого сложного, комплексного явления и проблемы социально-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия. Однако наличие среди общей выборки респондентов, воспринимающих детство как обузу, как дополнение мира взрослых, свидетельствует о недостаточно сформированной ценности детства среди практикующих специалистов. Кроме того, недостаточная готовность к учету специфики и традиций вступающих во взаимодействие учреждений и организаций, проектированию форм социально-культурного партнерства на фоне недостаточной уверенности в результативности социально-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия иллюстрирует ценность данного вида партнерства в глазах специалистов, ценность самой практики деятельности учреждений, накопленных ими традиций в решении проблем семьи и детства.

Реализация на базе СГПИ (филиал ПГНИУ) образовательных программ по направлениям «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование», «Специальное (дефектологическое) образование» позволяет готовить квалифицированные кадры для учреждений образования севера Пермского края. Понимание трудностей подготовки и профессионального становления личности определяют использование активных и интерактивных форм организации образовательного процесса в сочетании с научно-исследовательской деятельностью студентов и воспитательной работой. Формированию ценностного отношения к детству, семье, профессии. способствуют дискуссии, диспуты, проблемные лекции, лекции-конференции, мастер-классы, встречи с практикующими специалистами, практикумы, тренинговые занятия, дискуссионные площадки. Обозначенные формы позволяют студентам на этапе профессиональной подготовки отрефлексировать свои впечатления и опыт взаимодействия с семьей и детьми различных категорий, получить новые знания и умения, осмыслить значимость подобной работы и свою готовность к ней. Отличительной особенностью различных форм работы со студентами является их целевая направленность на рассмотрение ребенка и семьи в неразрывном единстве, что предопределяет применение игрового моделирования различных ситуаций, решение кейс-заданий, работу в проблемных группах, разработку проектов различной напр авленно сти.

В рамках реализуемых учебных дисциплин организуются дискуссии следующей направленности: социально-педагогическая и психолого-педагогическая деятельность в отношении дезадаптированных категорий детей, современные формы сотрудничества образовательного учреждения с семьей, партнерские отношения в правовом воспитании несовершеннолетних и их семей. Подобные обсуждения в основе своей содержат идеи развития партнерских отношений между учреждением и семьей воспитанника, между специалистами различных профилей и организаций в решении проблем детства и семьи.

Кафедра педагогики и психологии регулярно проводит встречи практикующих специалистов в рамках Недели педагогического опыта, Недели практической психологии, что обеспечивает возможность участия студентов в обсуждении накопленного опыта решения проблем современной семьи и детства, представлении традиционных и инновационных технологий коррекции и реабилитации, организации индивидуальной работы с детьми и семьями различных категорий.

Для практикующих специалистов разработаны и реализуются разнообразные курсы повышения квалификации, научные мероприятия, конкурсы методических разработок, позволяющие формировать понимание детства и семьи как взаимосвязанных и, одновременно, уязвимых феномена.

Таким образом, представленный обзор результатов проведенного эмпирического исследования и опыта реализации образовательных программ различных направлений на базе вуза не позволяет в полной мере представить глубину проблемы формирования ценностного отношения к семье и детству. Однако очевидной является необходимость выстраивания системы деятельности вуза по подготовке специалистов сферы образования к решению проблем современного детства.

Список литературы

1. Каган М.С. Философская теория ценностей: учеб. для студентов вузов. - М.: Петрополис, 1999. - 206 с.

2. Рогожникова Р.А. Основные направления экспериментальной деятельности научной школы «Нравственный аспект в формировании личностных образований» // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. - Серия № 1. - Психологические и педагогические науки. - 2014. - Вып. 2. - В 2 ч. Ч 1. - С. 6-16.

3. Problem analysis of social and cultural partnership implementation in preventing children's ill-Being / V.V. Afanasiev, O.A. Milkevich, V.P. Sergeeva, L.I. Ukolova // Indian Journal of Science and Technology. - Vol. 9 (44). - Р. 105470.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.