УДК 372.851
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
С КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫМИ ЗАДАНИЯМИ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ
Шестакова Л.Г., Горевских А.А.
Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) можно рассматривать в качестве средства формирования у школьников УУД, компетенцгш. В статье опнсанырезультаты анкетированияучите-лег1 по использованию КОЗ и направления работы с ними в обучении математике. КОЗ можно использовать для организации мини-иссле-дований. Организовать работу по составлению КОЗ обучающимися.
Ключевые слова: компетентностно-ориентированные задания; математика; ФГОС ; универсальные учебные дегютвия; школа.
DIRECTIONS OF WORK WITH COMPETENCY-ORIENTED TASKS IN TEACHING MATHEMATICS
Shestakova L. G., Gorevskikh A.A.
Competent-oriented tasks (COT) can be considered as a means of forming universal learning activities and competences for schoolchildren. The article describes the results of the questionnaire of teachers on the use of COT and the directions of work with them in teaching mathematics. COT can be used to organize mini-studies. Organize work on the compilation of COT assignments by trainees.
Keywords: competence-oriented tasks; mathematics; federal state general education standard; universal learning activities; school.
Введение
Одна из задач, которая ставится перед школой ФГОС нового поколения, - это формирование у обучающихся универсальных учебных действий (УУД), ориентацию на практическую составля-
ющую содержания образования, обеспечивающего успешную жизнедеятельность и развитие компетенции. Один из средств решения поставленной задачи можно рассмотреть компетентностно-ориен-тированные задания (КОЗ).
Значительный вклад в развитие вопроса внедрения в образовательный процесс компетентностного подхода внесли И.А. Зимняя, Д.А. Иванов, O.E. Лебедев, К.Г. Митрофанов, Н.Е. Мойсеюк, И.М. Осмоловская, О.В. Соколова, И.Д. Фрумин, A.B. Хуторской и др. Изучением КОЗ занимались М. Демидова, A.M. Ниязова, Г.А. Клюева, А.Н. Фасоля и др. В литературе имеется определение КОЗ, структура, виды таких заданий, примеры. М. Демидова [1] и A.M. Ниязова [3] отмечают, что КОЗ предполагают самостоятельный поиск учеником нужной информации, применения учебного материала для решения значимой проблемы. В структуре компетентностно-ориентированных заданий выделяют: стимул (мотив), постановку задачи, источник информации, инструмент проверки. Под компе-тентностно-ориентированным будем понимать вид учебного задания со специфической структурой, выполнение которого требует использования имеющихся или освоения новых предметных и/или общеучебных знаний и умений с целью решения построенной на предметном и жизненном материале проблемной ситуации [2, с. 8].
Целью данной публикации является описание направлений работы с КОЗ в обучении математике.
Материалы и методы исследования
Методами исследования является анализ литературы, анкетирование педагогов по вопросу использования КОЗ в практике обучения, метод моделирования для выделения направлений работы с КОЗ на материале математики.
Результаты исследования
Для выявления отношения учителей (20 чел.) к КОЗ и их использованию было проведено анкетирование, результаты которого показали следующее:
- знают о КОЗ и используют их в обучении 70% учителей;
- варианты использования: подготовка проектов, эссе, реализация системно-деятельностного подхода и требований ФГОС школы, для формирования навыка практических действий и активизация, мотивации и др.;
- проблемы использования КОЗ учителя связывают с отсутствием их в учебниках, изменением технологии урока, не готовностью учеников.
Рассмотрим направления работы с КОЗ в обучении математике. Во-первых, КОЗ составлены так, что часто требуется провести ми-ни-исследование, направленное на приобретение новых для обучающихся знаний, суть которых необходимо найти. Например, высота колокольни составляет 60 аршин, современного 9-этажного дома -27 м. Требуется сравнить эти два здания и установить соотношение этих мер длины. После этого ученикам предлагается составить задачи с другими старорусскими единицами и в групповой работе прорешать их с одноклассниками.
Во-вторых, анализ школьных учебников математики показал, что в них КОЗ в чистом виде очень мало. Что может стать базой для исследовательской работы обучающихся: преобразование базовых зацач из учебника в КОЗ. Здесь необходимо обратить внимание учеников на то, как осуществляется этот процесс. Например, берем задачу на перевозки груза на какое-то расстояние несколькими транспортными компаниями. Каждая компания предлагает свой вид автомобилей и свою стоимость перевозки. Требуется определить наиболее дешевый (дорогой) вариант перевозки. В этом случае можно предложить обучающимся переформулировать условия задачи, исходя из того, в каком городе они проживают и куда (на какое расстояние) надо доставить груз. В целом ученикам нравятся такие задачи, поскольку речь будет идти об их родном городе.
КОЗ являются задачи с неполным или избыточным наборами данных, без вопроса, которых практически нет в учебниках. Их составление (на основе задач учебника) может стать предметом исследования обучающихся.
В-третьих, для старших школьников можно использовать прием включения в КОЗ элементов профориентации, связанных с их будущем обучением и профессией. Здесь примером может служить внеклассное мероприятие «Сколько стоит месяц студента», построенное на использовании КОЗ. Обучающимся предлагается выбрать 5 вузов из разных городов, ответить на вопросы по каждому учебному заведению: сколько стоит проживание в общежитии, сколько стоит проезд в городе и др. Ученики заполняют сводную таблицу, из которой видно какой вуз обойдется дешевле.
В-четвертых, КОЗ можно использовать и для организации работы на математическом кружке, факультативе, внеклассных мероприятиях.
Обсуждение
Использовать КОЗ целесообразно начинать с 5 класса. Постепенно ученики осваивают необходимые умения и компетенции. КОЗ можно использовать на разных этапах обучения. Независимо от типа урока (изучение нового материала, закрепление знаний, комплексное применение знаний, обобщение и систематизация знаний, урок контроля, оценки и коррекции) КОЗ остаются по-прежнему эффективным инструментом в достижении поставленной цели. Продолжение исследования: планируется организация и проведение опытно-экс-периментального этапа исследования, направленного на проверку эффективности описанного материала.
Заключение (выводы)
В статье приведено определение КОЗ. На основании анкетирования учителей получено, учителя готовы использовать эти задания в обучении, но отмечают их отсутствие в учебниках, испытывают проблемы при включении таких заданий в урок. Описаны направления работы с КОЗ в обучении математике, проиллюстрированные примерами. Представленный материал позволяет сделать вывод о возможности использования КОЗ как в урочной, так и в неурочной работе с обучающимися. Работу можно организовать на материале
школьных учебников с 5 по 11 классы. К преобразованию традиционных заданий из учебника математики в КОЗ можно привлекать обучающихся.
Список литературы
1. Демидова М. Компетентностно-ориентированные задания в научно-естественном образовании // Народное образование. 2008. № 4. С. 216-224.
2. Ниязова A.M. Компетентностно-ориентированные задания как средство достижения планируемых результатов обучения // Известия Кыргызской академии образования. 2015. № 3. С. 263-266.
3. Фасоля А.Н. Компетентности) ориентированные задачи // География. Все для учителя. 2015. №11. С. 6-9.
References
1. Demidova М. Kompetentnostno-orientirovannye zadanij a v nauchno-es-testvennom obrazovanii [Competent-oriented tasks in scientific and natural education] Public education. 2008. № 4, pp. 216-224.
2. Niyazov A.M. Kompetentnostno-orientirovannye zadanija kak sredstvo dostizhenija planiruemyh rc/ul'tatov obuchenija [Competence-oriented tasks as a means of achieving planned learning outcomes] Izvestiya Kyr-gyz Academy of Education. 2015. № 3, pp. 263-266.
3. FasolyaA.N. Kompetentnostno orientirovannye zadachi [Competent-oriented problems] Geography. Everything for the teacher. 2015. № 11, pp. 6-9.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ Шестакова Лидия Геннадьевна, заведующая кафедрой, кандидат педагогических наук, доцент
Пермский государственный национальный исследовательский университет
ул. Северная, 44, г. Соликамск, Пермский край, 618547, Россия
shestakowct(a)yaridex. ги
Горевских Анна Александровна, студентка
Пермский государственный национальный исследовательский университет
ул. Северная, 44, г. Соликамск, Пермский край, 618547, Россия
agorevskikh(a)bk. ги
DATA ABOUT THE AUTHORS Shestakova Lidia Gennadievna, Head of the Chair, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor
Perm State National Research University 44, Severnaya Str., Solikamsk, Russia shestakowa(a)yandex. ru ORCID: 0000-0002-6823-4511
Gorevskih Anna Alexandrovna, student
Perm State National Research University 44, Severnaya Str., Solikamsk, Russia agorevskikh(a)bk. ru ORCID: 0000-0001-5952-1546