Научная статья на тему 'Приемы исследовательской деятельности на уроках математики'

Приемы исследовательской деятельности на уроках математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
752
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
RESEARCH ACTIVITIES / MATHEMATICS RESEARCH ACTIVITIES IN А SCHOOL / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИССЛЕДОВАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ В ШКОЛЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Безусова Татьяна Алексеевна, Шестакова Лидия Геннадьевна

В статье рассмотрены некоторые направления и приемы организации исследовательской деятельности на уроках математики. Приведены конкретные примеры исследовательских заданий на математическом содержании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF RESEARCH ACTIVITY IN THE LESSONS OF MATHEMATICS

In the article some directions and receptions of the organization of research activity at lessons of mathematics are considered. Specific examples are given on mathematical content.

Текст научной работы на тему «Приемы исследовательской деятельности на уроках математики»

УДК 372.851

ПРИЕМЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Безусова Т.А., Шестакова Л.Г.

В статье рассмотрены некоторые направления и приемы организации исследовательской деятельности на уроках математики. Приведены конкретные примеры исследовательских заданий на математическом содержании.

Ключевые слова: исследовательская деятельность; исследования по математике в школе.

METHODS OF RESEARCH ACTIVITY IN THE LESSONS OF MATHEMATICS

Bezusova T.A., Shestakova L. G.

In the article some directions and receptions of the organization of research activity at lessons of mathematics are considered. Specific examples are given on mathematical content.

Keywords: research activities; mathematics research activities in a school.

Введение

Исследовательская деятельность с переходом школы на ФГОС нового поколения призвана занять важное место в практике обучения математике. Имеются методические исследования, посвященные организации исследовательской работы (Б.А. Татьянкин, М.В. Степанова, И.В. Комарова и др.). Авторы под исследовательской понимают деятельность, связанную с решением обучающимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением [1]. Описывая исследовательскую деятельность на материале математики, часто акцент делают на решении математических

задач с применением некоторых особенных поисковых приемов. Опрос учителей математики (23 чел.) г. Соликамска показал, что при организации исследовательской деятельности сталкиваются со сложными моментами. Среди основных педагоги называют не готовность учеников к проведению самостоятельного исследования, выбор приемов организации деятельности школьников, отсутствие их в литературе для учителя математики.

Целью данной статьи является описание направлений и приемов организации исследовательской деятельности на уроках математики.

Материалы и методы исследования

Для статьи используется материал, отраженный в предыдущих исследований по указанной тематике, а также опыт преподавательской деятельности. Методы исследования: анализ литературы, опрос педагогов для выявления значимости проблемы для практики, моделирование для выделения направлений и приемов организации исследовательской деятельности, опытная работа.

Результаты исследования

Исследовательская деятельность на уроках математики может быть реализована в четырех направлениях: обобщение и визуализация математического содержания; включение поисковых и эвристических приемов в задачный материал; выполнение практических действий для подведения к «открытию» математических знаний; реализация полного исследования. Рассмотрим приемы, которые лежат в основе названных направлений.

Обобщение и визуализация математического содержания занимает важное место в учебном процессе. От обучающегося требуется не только знания математического содержания, но и умений анализировать, сравнивать и синтезировать разрозненные неупорядоченные математические факты, устанавливать аналогии. Результатами такой деятельности могут быть сопоставительные таблицы (например, тема «Арифметическая и геометрическая прогрессии»); схемы, ориентированные на рассмотрение многовариантности исходов в зависимости от параметров в формулах

(например, положение графиков линейных, квадратичных функций, обратной пропорциональности в зависимости от входящих в формулы коэффициентов); многомерные дидактические инструменты, логические карты, синквейны.

Включение поисковых н эвристических приемов в задачный материал предполагает: составление модели по тексту задачи; нахождение противоречивых данных в условии задачи; дополнение текста задачи недостающими данными из различных источников, необходимыми для решения. Пример. Дан параллелограмм со сторонами 4 см и 8 см. Найти его площадь. Дополните условие задачи данными, необходимыми для получения ответа. (Предложите несколько вариантов такой модификации условия).

Выполнение практических действий для подведения к «открытию» новых математических знаннй предполагает: сбор эмпирического материала по решению некоторой проблемы, его анализ и обобщение; применение измерительных инструментов и приборов для выявления математических закономерностей. Пример. Нахождение суммы внутренних углов треугольника может быть выполнено с помощью транспортира, а также с помощью отрывания углов от бумажной модели и выкладывания их на одной прямой.

Реализация полного исследования по математике осуществляется по общепедагогическим требованиям к проектной деятельности. Подготовка проектов может быть осуществлена на материале истории математики. Можно осуществить изучение возможностей использования темы, математического метода в других разделах (темах) школьного курса математики. Провести исследование возможностей использования содержания конкретной темы (или математических методов) в различных областях деятельности человека или практике. Организовать подготовку исследовательских проектов (работ) межпредметного характера, где математика используется как метод, например, связать с биологией, химией или физикой.

Обсуждение

Внедрение указанных приемов в учебный процесс было осуществлено в МАОУ «Гимназия №1» г. Соликамска. Отметим, что

задания исследовательского характера принимаются учениками достаточно хорошо. Особый интерес вызывают практические действия с элементами исследовательской деятельности. Сложными оказываются задания по обобщению и визуализации. Предложенные направления могут использоваться на уроках математики как в основном, так и старшем звене. Разница лишь в том, что в основной школе приоритет остается за направлениями, связанными с выполнением практических действий, использовании измерительных инструментов. В старшей школе доминируют индивидуальные математические исследования. Обобщение и визуализация имеют место на всех ступенях обучения.

Заключение

Исследовательская деятельность по математики не достаточно освещена в учебной и методической литературе. Она подчиняется общим принципам организации исследовательской деятельности в школе. Мы сделали попытку выделить специфические направления использования исследовательской деятельности на уроках математики. Они заключаются в практических действиях с моделями, в применении измерительных инструментов, в конструировании математических моделей по отобранному содержанию, в обобщении и визуализации математического содержания, а также в проектной деятельности школьников.

Список литературы

1. Исследовательская деятельность учащихся в профильном обучении / Под ред. Б. А. Татьянкина. М.: 5 за задания, 2007. 272 с.

2. Комарова И.В. Технология проектно-исследовательскойдеятельности школьников в условиях ФГОС [Электронныйресурс]. СПб.: КАРО, 2015. 128 с. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/61038.htinl

References

1. Isslcdovatcl'skaja dcjatcl'nost' uchashhihsja v profil'nom obuchenii [Research activity of pupils in profile training] / Under the editorship of B.A. Tatyankin. Moskva: 5 for tasks, 2007. 272 p.

2. Komarova I.V. Tehnologija proektno-issledovaterskoj dcjatcl'nosti shkoFnikov v uslovijali FGOS [Teclmology of design and research activity of schoolchildren in the conditions of GEF], St. Petersburg: KARO, 2015. 128 p. http://www.iprbookshop.ru/61038.htinl

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ Безусова Татьяна Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент

Пермский государственный национальный исследовательский университет

ул. Северная, 44, г. Соликамск, Пермский край, 618547, Россия tabezusova(a)gmail. сот

Шестакова Лидия Геннадьевна, заведующая кафедрой, кандидат педагогических наук, доцент

Пермский государственный национальный исследовательский университет

ул. Северная, 44, г. Соликамск, Пермский край, 618547, Россия shestakowa(a)yandex. ги

DATA ABOUT THE AUTHORS Bezusova Tatiana Alekseevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor

Perm State National Research University 44, Severnaya Str., Solikamsk, Russia tabezusova(a),gmail. com ORCID: 0000-0001-8128-9122

Shestakova Lidia Gennadievna, Head of Chair, candidate of pedagogical sciences, associate professor Perm State National Research University 44, Severnaya Str., Solikamsk, Russia shestakowa(a),yandex. ru ORCID: 0000-0002-6823-4511

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.