Научная статья на тему 'Компетентностно ориентированные задания как средство диагностики сформированности профессиональных компетенций студентов в области методики преподавания русского языка'

Компетентностно ориентированные задания как средство диагностики сформированности профессиональных компетенций студентов в области методики преподавания русского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1292
330
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ / КОМПЛЕКС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ / ЛИНГВОМЕТОДИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМАЯ СИТУАЦИЯ / СИТУАТИВНАЯ ЗАДАЧА / COMPETENCE-ORIENTED TASKS / COMPLEX OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / LINGUO-METHODOLOGY / PROFESSIONALLY SIGNIFICANT SITUATION / SITUATIONAL TASK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гордиенко Оксана Викторовна, Кулаева Галина Михайловна

Анализируются подходы к определению компетентностно ориентированных заданий, дается алгоритм составления таких заданий, приводятся иллюстрации комплексов заданий для экзамена по методике преподавания русского языка в педагогическом вузе. Современная система высшего профессионального образования в России построена на компетентностно ориентированной основе. Cоответственно, в процессе обучения должен проверяться уровень сформированности компетенций, перечисленных в рабочей программе учебной дисциплины (модуля), поэтому в качестве оценочных средств на экзамене по методике обучения русскому языку должны использоваться компетентностно ориентированные задания со свободно конструируемым ответом. Компетентностно ориентированные задания интегративная дидактическая единица содержания, технологии и мониторинга качества подготовки обучающихся; педагогически переработанный фрагмент профессиональной деятельности специалиста, где выполняемые действия составляют компетенции. В статье приводятся примеры использования таких заданий при проверке уровня сформированности ПК-3 «Готовность применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса». В компетентностно ориентированные задания могут входить вопросы, методические задачи, кейсы, ситуативные задачи, тесты и т. д. Дидактический иллюстративный материал должен быть достаточно разнообразным, основываться на использовании материалов школьного учебника русского языка, конспектов уроков русского языка, материалов справочников, печатных и электронных дидактических материалов по русскому языку и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гордиенко Оксана Викторовна, Кулаева Галина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE-ORIENTED TASKS AS A DIAGNOSTIC TOOL OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF STUDENTS IN THE FIELD OF METHODS OF TEACHING RUSSIAN

The article analyzes approaches to the definition of competence-oriented tasks, provides an algorithm of creating such tasks and contains illustrations of task complexes for an examination in methods of teaching Russian in a pedagogical university. The modern system of higher professional education in Russia is based on the competence-oriented principle. In accordance with this, the level of formation of competences, enumerated in the curriculum of a discipline (or module) should be verified in the process of training, which, in its turn, means that it is necessary to use competence-oriented tasks with freely constructed solutions as assessment tools at the examination in methods of teaching Russian. Competence-oriented tasks are integrative didactic units of the content, technology and monitoring of the quality of training; they make up a pedagogically modified fragment of professional activity of a specialist, where performed actions are associated with competences. The article provides examples of application of such tasks for the assessment of the level of formation of the professional competence 3 (PC-3) “Ability to use modern methods and technologies, methods of diagnostics of the learners’ achievements for ensuring high quality of education process”. Competence-oriented tasks may include questions, methods tasks, cases, situational tasks, tests, etc. The didactic illustrating material should be varied enough and should be based on the use of the materials of the school textbook of Russian, reference books, printed and electronic didactic materials in Russian, etc.

Текст научной работы на тему «Компетентностно ориентированные задания как средство диагностики сформированности профессиональных компетенций студентов в области методики преподавания русского языка»

УДК 37.016:811.161.1

ББК Ш141.12-9 ГСНТИ 14.35.09 Код ВАК 13.00.02

Гордиенко Оксана Викторовна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и практики преподавания русского языка и русского языка как иностранного, филологический факультет, Московский педагогический государственный университет; 119991, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1; e-mail: oxanagord@mail.ru.

Кулаева Галина Михайловна,

доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой языкознания и методики преподавания русского языка, филологический факультет, Оренбургский государственный педагогический университет; 460001, г.Оренбург, ул.Советская, 19; e-mail: galina-kulaeva@yandex.ru.

КОМПЕТЕНТНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО ДИАГНОСТИКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В ОБЛАСТИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: компетентностно ориентированные задания; комплекс педагогических технологий; лингвометодика; профессионально значимая ситуация; ситуативная задача.

АННОТАЦИЯ. Анализируются подходы к определению компетентностно ориентированных заданий, дается алгоритм составления таких заданий, приводятся иллюстрации комплексов заданий для экзамена по методике преподавания русского языка в педагогическом вузе. Современная система высшего профессионального образования в России построена на компетентностно ориентированной основе. Соответственно, в процессе обучения должен проверяться уровень сформированно-сти компетенций, перечисленных в рабочей программе учебной дисциплины (модуля), поэтому в качестве оценочных средств на экзамене по методике обучения русскому языку должны использоваться компетентностно ориентированные задания со свободно конструируемым ответом. Компетентностно ориентированные задания - интегративная дидактическая единица содержания, технологии и мониторинга качества подготовки обучающихся; педагогически переработанный фрагмент профессиональной деятельности специалиста, где выполняемые действия составляют компетенции. В статье приводятся примеры использования таких заданий при проверке уровня сформиро-ванности ПК-3 - «Готовность применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса». В компетентностно ориентированные задания могут входить вопросы, методические задачи, кейсы, ситуативные задачи, тесты и т. д. Дидактический иллюстративный материал должен быть достаточно разнообразным, основываться на использовании материалов школьного учебника русского языка, конспектов уроков русского языка, материалов справочников, печатных и электронных дидактических материалов по русскому языку и т. д.

Gordienko Oksana Viktorovna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Theory and Practice of Teaching Russian and Russian as a Foreign Language, Philological Faculty, Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russia.

Kulayeva Galina Mikhailovna,

Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Department of Linguistics and Methods of Teaching Russian, Philological Faculty, Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, Russia.

COMPETENCE-ORIENTED TASKS AS A DIAGNOSTIC TOOL OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF STUDENTS IN THE FIELD OF METHODS OF TEACHING RUSSIAN

KEYWORDS: competence-oriented tasks; complex of pedagogical technologies; linguo-methodology; professionally significant situation; situational task.

ABSTRACT. The article analyzes approaches to the definition of competence-oriented tasks, provides an algorithm of creating such tasks and contains illustrations of task complexes for an examination in methods of teaching Russian in a pedagogical university. The modern system of higher professional education in Russia is based on the competence-oriented principle. In accordance with this, the level of formation of competences, enumerated in the curriculum of a discipline (or module) should be verified in the process of training, which, in its turn, means that it is necessary to use competence-oriented tasks with freely constructed solutions as assessment tools at the examination in methods of teaching Russian. Competence-oriented tasks are integrative didactic units of the content, technology and monitoring of the quality of training; they make up a pedagogically modified fragment of professional activity of a specialist, where performed actions are associated with competences. The article provides examples of application of such tasks for the assessment of the level of formation of the professional competence 3 (PC-3) "Ability to use modern methods and technologies, methods of diagnostics of the learners' achievements for ensuring high quality of education process". Competence-oriented tasks may include questions, methods tasks, cases, situational tasks, tests, etc. The didactic illustrating material should be varied enough and should be based on the use of the materials of the school textbook of Russian, reference books, printed and electronic didactic materials in Russian, etc.

Современная система высшего профессионального образования в России (в том числе и подготовка по направлению 050100 «Педагогическое образование» с профилем «Русский язык и литература») построена на компетентностно ориентированной основе [1]. Соответственно, в процессе обучения должен проверяться уровень сформированности компетенций, перечисленных в рабочей программе учебной дисциплины (модуля), поэтому в качестве оценочных средств на экзамене по методике обучения русскому языку должны использоваться компетентностно ориентированные задания со свободно конструируемым ответом [2]. Выполнение ком-петентностно ориетированных заданий подготавливает студентов к итоговой государственной агитации и дальнейшей профессиональной деятельности [6; 7; 8].

В педагогической литературе компе-тентностно ориентированные задания определяются как интегративная дидактическая единица содержания, технологии и мониторинга качества подготовки обучающихся [10, с. 21; 13]; педагогически переработанный фрагмент профессиональной деятельности специалиста, где выполняемые действия составляют компетенции [9, с. 30; 10]. Следовательно, компетентностно ориентированные задания по методике преподавания русского языка должны проверять уровень освоения студентом многокомпонентного лингвистического содержания, технологий и качества обучения русскому языку школьников и базироваться на формировании умений действовать в профессионально значимой ситуации.

Покажем, как могут быть использованы такие задания при проверке уровня сформированности ПК-3 - «Готовность применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса» [14].

Данная компетенция является комплексной и состоит из нескольких составляющих. При разработке заданий по лин-гвометодике необходимо было расчленить компетенцию на составляющие, чтобы учесть все ее компоненты, выделить, какой опыт должен быть приобретен студентом, чтобы компетенция была сформирована (например, опыт отбора методов и технологий обучения русскому языку, адекватных образовательным целям и содержанию учебного лингвистического материала; опыт планирования урока в соответствии с выбранными методами и технологиями; опыт использования методов и технологий; опыт отбора, адаптации готового и конст-

руирования диагностических средств по русскому языку, адекватных ожидаемым результатам, и т. д.), подобрать оптимальные формы заданий, сформулировать задания, подобрать к ним необходимый информационный материал, соотнести полученные задания с теоретическими вопросами, изучаемыми в курсе методики преподавания русского языка, создать модели ответов (учесть перечень всех вероятностных и правильных ответов) [6; 11].

В компетентностно ориентированные задания могут входить вопросы, методические задачи, кейсы, ситуативные задачи, тесты и т. д. [5; 6; 12], дидактический иллюстративный материал должен быть достаточно разнообразным, основанным на использовании материалов школьного учебника русского языка, конспектов уроков русского языка, материалов справочников, печатных и электронных дидактических материалов по русскому языку и т. д.

Прежде всего был определен круг педагогических технологий и методик, выбранных для демонстрации студентом способностей применять их в реальной практике преподавания русского языка. К таким технологиям были отнесены наиболее активно используемые учителями-словесниками: проектная технология, интерактивные технологии (деловая игра, ролевая игра), технология дифференцированного и разноуровневого обучения, проблемно-диалоговая технология [2; 3; 15]. В заданиях необходимо было «узнать в лицо» технологию, а дея-тельностный ресурс проверялся способностью выпускника применить знание на практике, например, составить упражнение, разработать тематику проектов, определить диагностирующие возможности заданий из упражнения учебника русского языка. В следующей части компетентностно ориентированного задания требовалось определить, может ли составленное студентом задание выступить в качестве диагностирующего метода [8] и какие результаты по федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (метапредметные, предметные и личностные), полученные или ожидаемые в ходе его выполнения, можно проверить.

Обратимся к иллюстрации готовых образцов компетентностно ориентированных заданий.

В нижеприведенных вариантах комплексов заданий (№ 1, 2) проверяется владение студентами проектной технологией и осведомленностью о возможностях проектной работы диагностировать разные результаты обучения - личностные, мета-предметные и предметные. Эти задания

© Гордиенко О. В., Кулаева Г. М., 2015

связаны с разработкой тематики учебных проектов на заданную тему.

Комплекс заданий № 1

1. Предложите тематику учебных проектов по русскому языку на темы «Русский язык в семье славянских языков», «Русский язык в современном мире». Учащимся каких классов адресована разработанная тематика проектов?

2. Какова технология (этапы) работы над проектной работой? На каком этапе могут быть использованы информационные технологии?

3. Сформированность каких результатов обучения позволяет диагностировать проектная работа учащихся?

Комплекс заданий № 2

1. Предложите тематику проектов по русскому языку на тему «Словари как отражение истории и культуры русского народа» для учащихся 9 класса.

2. Какова технология подготовки учащегося к созданию текста доклада на защите проектной работы, к выступлению перед аудиторией и использованию информационно-коммуникационных технологий (презентации, видеофрагмента и т. д.)?

3. Докажите, что устное выступление на лингвистическую тему может быть методом диагностики сформированности универсальных коммуникативных действий учащихся.

Представим варианты заданий, проверяющих владение студентами технологиями дифференцированного обучения [4]. Студентам предложены ситуативная задача, анализ определенного материала в учебнике или текст как отправная точка для разработки заданий в ключе предложенной технологии обучения русскому языку.

Комплекс заданий № 3

1. Познакомьтесь с технологией выполнения заданий при изучении раздела «Имя прилагательное» в 6 классе.

Класс разбивается на 4 группы. Учащимся выдается листок с заданием для индивидуального выполнения. Затем результаты обсуждаются в группе, после чего проверку могут осуществлять учащиеся другой группы по листку контроля.

Информационный материал к теме:

1. Поставьте ударение в словах.

Листок № 1: августовский, килограммовый, красивее, минусовый, оптовый, сливовый.

Листок № 2: грушевый, грошевый, ветряная, спокойнее, переводный, украинский.

Листок № 3: языковая (колбаса), развитой (язык), домовая (книга), гусеничный.

Листок № 4: гаревый, досужий, кухонный, мизерный, междугородный, ивовый.

2. Составьте предложения, используя следующие пары слов.

Листок № 1: злой - злостный, удачливый - удачный.

Листок № 2: тактичный - тактический, хозяйский - хозяйственный.

Листок № 3: одинарный - ординарный, понятный - понятливый.

Листок № 4: цветастый - цветистый, соседний - соседский.

2. Как называется педагогическая технология, реализуемая в данной ситуации? Какие методы проверки сформированности языковых умений применяются в данном случае?

3. Разработайте дифференцированные задания по теме «Повторение. Имя прилагательное». Какой способ проверки выполнения заданий вы предлагаете? Какую технологию выполнения задания вы выберете? Аргументируйте свой выбор.

Комплекс заданий № 4

1. Проанализируйте теоретический и практический материал параграфа «Имя существительное как часть речи» в учебнике «Русский язык» для 5 класса (авторы -Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов и др.). Определите методику предъявления в учебнике новых лингвистических сведений.

2. Покажите возможности учебника в реализации проблемно-диалоговой технологии на примере объяснения нового материала (создание проблемной ситуации, постановка проблемного вопроса, вопросно-ответная форма, модели ответа).

3. Какие задания в упражнениях учебника могут диагностировать начальный уровень знаний учащихся об имени существительном?

4. Продемонстрируйте примеры упражнений в параграфе «Имя существительное», ориентированных на формирование универсальных метапредметных действий учащихся.

Проверить осведомленность студентов-филологов в области интерактивных технологий и сформированность умения применять одну из них - технологию деловой игры - на примере конкретной темы по русскому языку в 6 классе предлагалось на следующем материале [4]:

Комплекс заданий № 5

Информационный материал к теме:

На доске записано слово корректор, учитель предлагает посмотреть значение слова в словаре и «поработать» корректором.

Учащиеся в роли корректора выполняют часть упражнений на исправление оши-

бок в какографических упражнениях, в стихотворениях с заданной какофонией. Приведем одно упражнение для «корректора».

Задание 1. Прочитайте отрывки из сочинений. Исправьте ошибки. Объясните, какие ошибки допустили дети в сочинениях.

В природе зимой все уснуло. Зимнее царство заслужило этого отдыха. Под глубоким снегом спят реки озера пруды. В лесу тишина не слышно птиц.

1. Какая педагогическая технология реализована на уроке? Докажите эффективность ее использования на уроке русского языка.

2. Разработайте свои задания по теме «Местоимение как часть речи» с использованием технологии деловой или ролевой игры. Как предложенные вами задания диагностируют знания учащихся о местоимении, проверят уровень сформированности их предметных (языковых) умений?

Наряду с включением в задание отдельно взятой технологии и заданий на применение ее на заданном материале, предлагались компетентностно ориентированные задания, в которых отражен комплекс педагогических технологий, в виде конспекта урока или его фрагмента. В информационном материале к заданиям содержится материал комбинированного урока, в котором сочетается проблемно-диалоговая технология, элементы дифференцированного обучения.

Комплекс заданий № 6

1. Познакомьтесь с фрагментом конспекта урока на тему «Назывные предложения» (7 класс). Определите по данному конспекту тип урока. Аргументируйте свой ответ.

2. Какие педагогические технологии и методики реализованы в деятельности учителя на уроке?

3. Какие упражнения диагностируют уровень сформированности предметных умений учащихся? Докажите свой ответ примерами.

Информационный материал к теме:

I. Объяснение нового материала (10 мин)

Анализ примеров (на доске записаны предложения).

Зима. Декабрь. Ослепительный снег. Деревья в серебре. Какая роскошь!

Вопросы и задания классу:

• Какова тематика предложений? Какую особенность этих предложений вы заметили?

• Назовите грамматическую основу предложений.

• Чем выражен главный член односоставных предложений?

• Что сообщается в предложениях с главным членом предложения - подлежащим?

• Определите проблему урока.

• Сформулируйте тему урока.

Самостоятельный анализ лингвистического текста

Откройте учебник на с. 87, прочитайте лингвистический текст.

Беседа

• По каким признакам мы можем определить, что предложение назывное?

• Где используются назывные предложения и с какой целью?

• Докажите, что назывные предложения обладают большей выразительностью, чем двусоставные предложения. Для этого сравните два предложения: Зима. — Наступила зима.

• Прочитайте материал в рубрике «Возьмите на заметку!» на с. 88.

• Чем могут быть распространены назывные предложения?

• Обратимся к нашим примерам. Найдите распространенные назывные предложения. Чем они распространены?

Применение алгоритма рассуждения на практике

• Составьте алгоритм ваших действий. Как вы будете определять, что это назывное предложение?

II. Формирование умений и навыков (10 мин)

1) Объяснительный диктант. Нахождение назывных предложений. Синтаксический разбор назывных предложений. Определение согласованных и несогласованных определений.

Морозное утро. (Повеств., невоскл., простое, односост., назывное, распростр.)

День никак не может проснуться, выбраться из ледяной дымки. Тихое оцепененье (В. Песков). (Повеств., невоскл., простое, односост., назывное, распростр.)

III. Взаимопроверка

2) Выборочное списывание. Нахождение назывных предложений. Выразительное чтение (упр. 137).

• Какие выразительные средства использовали поэты для создания образной картины зимней природы? Какую роль играют назывные предложения в поэтическом описании?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I вариант. Записывается предложение под номером 5.

Серебро, огни и блестки, -

Целый мир из серебра.

В жемчугах горят березки,

Черно-голые вчера.

В. Брюсов

II вариант. Записывается предложение под номером 6.

Опять холодные седые небеса,

Пустынные поля, набитые дороги,

На рыжие ковры похожие леса,

И тройка у крыльца,

и слуги на пороге...

И. Бунин

IV. Составление текста (упр. 140)

• Составьте текст из 5 предложений на тему «Зимой», «Зимой в школу», используя назывные предложения.

(Это задание можно дать не всем ученикам и раньше, пока весь класс будет выполнять упр. 138.)

Вывод. Какие предложения называются назывными? Какую роль они выполняют в тексте?

V. Систематизация и обобщение

знаний (10 мин)

Контрольное списывание (упр. 143)

• Выполняем контрольное списывание с грамматическим заданием.

Задание. Подчеркните главный член односоставного предложения. Определите вид односоставного предложения.

1. Снега, снега, снега... 2. Вот и мост. 3.Загрохотало. 4. Ленивого и по платью узнаешь. 5. Его срочно вызвали на работу. 6. Опять весной в мое окно пахнуло. 7. Ремесла за плечами не носят. 8. Густой зеленый ельник у дороги. 9. По платью встречают, по уму провожают. 10. Вечерний звон! 11. Узнаю перекличку птиц в лесу. 12. Относитесь бережно к природе. 13. От него ждали чуда. 14. Печальная береза под моим окном. 15. Люблю дымок спаленной жнивы. 16. Холодное зимнее утро.

Работы собираются и оцениваются учителем после урока.

VI. Подведение итогов урока.

Рефлексия (2 мин)

• Что нового вы узнали об односоставном предложении?

• Какое время передается в назывных предложениях?

• Почему назывные предложения обладают особой выразительностью?

VII. Задавание на дом (2 мин)

1. Подготовьтесь к сочинению по картине А. П. Рябушкина «Московская девушка XVII века».

2. Прочитайте текст упр. 144, выпишите слова с пропущенными орфограммами, выполните дополнительное задание под цифрой.

Отчасти на экзамене по методике преподавания может быть проверена и ПК-4 -«Способностью осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии» [14], например, для проверки способности студента осуществлять подготовку учащихся к сознательному выбору профессии были предложены следующие задания:

Комплекс заданий № 7

1. Проанализируйте темы элективных курсов для старшеклассников «Слово и живопись», «Теория и практика сочинений разных жанров», «Русский язык и информационный бизнес», «Речевой имидж профессионала», «Стилистика жанра», «Трудные случаи грамматики, орфографии и пунктуации», «Этикет русской речи», «Старославянский язык», «Образ человека, в слове явленный: освоение концептов русской культуры». На выбор какой профессиональной деятельности ориентируют данные элективные курсы учащихся старших классов?

2. Разработайте тематику занятий элективного курса для будущих филологов или журналистов.

Аналогичным образом составлялись комплексы заданий для проверки уровня сформированности и других профессиональных компетенций, перечень которых входит в рабочую учебную программу по методике преподавания русского языка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вдовина С. В., Кунгурова И. М. Технология разработки контрольно-измерительных материалов на компетентностной основе / / Педагогическое образование в России. 2014. № 5. С. 28-32.

2. Горбич О. И. Анализ содержания понятия «технология обучения» // Вестн. Центра Междунар. образования Моск. гос. ун-та. Филология. Культурология. Педагогика. Методика. 2009. Т. 2. С. 119-121.

3. Горбич О. И. Современные вузовские педагогические технологии на уроке русского языка в средней школе // Вестн. Православ. Свято-Тихоновского гуманит. ун-та. Сер. 4: Педагогика. Психология. 2006. № 3. С. 136-146.

4. Горбич О. И. Современные педагогические технологии // Русский язык : приложение к газете «Первое сентября». 2009. № 23.

5. Гордиенко О. В. Современные технологии диагностики и оценки качества учебных достижений студентов по лингвометодическим дисциплинам. М., 2012.

6. Гордиенко О. В. Проектирование фондов оценочных средств на компетентностной основе (на примере дисциплин лингвометодического цикла) / / Педагогическое образование в России. 2014. № 1. С. 171-175.

7. Гордиенко О. В., Князева О. Ю. Средства оценки компетенции бакалавра на итоговом междисциплинарном госэкзамене в педвузе / / Начальная школа плюс До и После. 2012. № 5. С. 34-38.

8. Жидкова Р. А. Современные методы оценивания результатов // Изв. Пенз. гос. пед. ун-та им. В. Г. Белинского. Общественные науки. 2012. № 28. С. 779-782.

9. Клюева Г. А. Компетентностно ориентированные задания: вопросы проектирования // Среднее профессиональное образование. 2012. № 2. С. 29-32.

10. Компетентностно-ориентированные задания в системе высшего образования / Шехонин А. А., Тарлыков В. А. и др. СПб., 2014.

11. Кулаева Г. М., Важина Е. Н. Формирование у студентов-филологов профессионально-методических умений на основе использования интерактивных технологий / / Вестн. Оренб. пед. ун-та : электрон. науч. журн. 2015. № 1. С. 167-177.

12. Лущик О. А. Компетентностно-ориентированные задания как способ диагностики уровня сформиро-ванности ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка / / Перм. пед. журн. 2010. № 1. С. 112-119.

13. Махотин Д. А. Компетентностно-ориентированные задания как средство оценки общих и профессиональных компетенций обучающихся / / Среднее профессиональное образование. 2014. № 5. С. 17-20.

14. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» : (приказ от 22.12.2009 № 788).

15. Шатова Е. Г. Основные источники обновления и модернизации современной методики преподавания русского языка на рубеже веков // Методика преподавания русского языка: новый взгляд. М., 2000. С. 9-12.

LITERATURE

1. Vdovina S. V., Kungurova I. M. Tekhnologiya razrabotki kontrol'no-izmeritel'nykh materialov na kompetentnostnoy osnove //Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014. № 5. S. 28-32.

2. Gorbich O. I. Analiz soderzhaniya ponyatiya «tekhnologiya obucheniya» //Vestnik Tsentra mezhdunarodnogo obrazovaniya Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya. Kul'turologiya. Pedagogika. Metodika. 2009. T.2. S. 119-121.

3. Gorbich O. I. Sovremennye vuzovskie pedagogicheskie tekhnologii na uroke russkogo yazyka v sredney shkole //Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriya 4.: Pedagogika. Psikhologiya. 2006. № 3. S. S. 136 - 146.

4. Gorbich O. I. Sovremennye pedagogicheskie tekhnologii //Russkiy yazyk Prilozhenie k gazete «Pervoe sentyabrya». 2009. № 23.

5. Gordienko O. V. Sovremennye tekhnologii diagnostiki i otsenki kache-stva uchebnykh dostizheniy studentov po lingvometodicheskim distsip-linam. M., 2012.

6. Gordienko O. V. Proektirovanie fondov otsenochnykh sredstv na kompe-tentnostnoy osnove (na primere distsiplin lingvometodicheskogo tsikla) //Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014. № 1. S. 171 - 175.

7. Gordienko O. V., Knyazeva O. Yu. Sredstva otsenki kompetentsii bakalavra na itogovom mezhdistsiplinarnom gosekzamene v pedvuze // Nachal'naya shkola plyus Do i Posle. 2012. № 5. S. 34-38.

8. Zhidkova R. A. Sovremennye metody otsenivaniya rezul'tatov //Izvestiya Penzenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.G. Belinskogo. Obshchestvennye nauki. 2012. № 28. S. 779 - 782

9. Klyueva G. A. Kompetentnostno orientirovannye zadaniya: voprosy proektirovaniya. Srednee professional'noe obrazovanie. 2012. № 2. S. 29-32.

10. Kompetentnostno-orientirovannye zadaniya v sisteme vysshego obrazovaniya / Shekhonin A.A., Tarlykov V. A. i dr. - SPb, 2014.

11. Kulaeva G. M., Vazhina E. N. Formirovanie u studentov-filologov pro-fessional'no-metodicheskikh umeniy na osnove ispol'zovaniya interak-tivnykh tekhnologiy //Vestnik Orenburgskogo pedagogicheskogo universi-teta. Elektronnyy nauchnyy zhurnal. 2015. № 1. S. 167-177.

12. Lushchik O. A. Kompetentnostno-orientirovannye zadaniya kak sposob diagnostiki urovnya sformirovannosti klyuchevykh kompetentsiy uchashchikhsya na urokakh russkogo yazyka //Permskiy pedagogicheskiy zhurnal. . 2010. № 1. S. 112-119.

13. Makhotin D. A. Kompetentnostno-orientirovannye zadaniya kak sredstvo otsenki obshchikh i professional'nykh kompetentsiy obuchayushchikhsya / / Srednee professional'noe obrazovanie. 2014. № 5. S. 17-20.

14. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 050100 Pedagogicheskoe obrazovanie (prikaz ot 22.12.2009 № 788).

15. Shatova E. G. Osnovnye istochniki obnovleniya i modernizatsii sovremennoy metodiki prepodavaniya russkogo yazyka na rubezhe vekov // Metodika prepodavaniya russkogo yazyka: novyy vzglyad- M., 2000. - S.9-12.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. В. И. Попова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.