Научная статья на тему 'К вопросу о подготовке педагогов в системе повышения квалификации к проектированию компетентностно-ориентированного урока'

К вопросу о подготовке педагогов в системе повышения квалификации к проектированию компетентностно-ориентированного урока Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
493
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ УРОК / КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ / РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хафизова Наталья Юрьевна

В связи с обновлением методической деятельности педагога при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования и переноса акцента с преподавательской активности на организацию самостоятельной учебной деятельности учащихся возникает необходимость изменения подходов к конструированию урока. Компетентностно-ориентированный подход направлен на развитие личности, компетентностей, раскрытие способностей учащихся, освоение ими новых видов деятельности, приобретение опыта самостоятельного решения разнообразных проблем. В этой ситуации учитель должен выступать как в роли организатора активной познавательной деятельности учащихся, так и в роли менеджера образовательного процесса, позволяющего ученикам самостоятельно овладеть способами решения нестандартных задач, вовлекающего их в активное решение созданной проблемы по изучаемому предмету. Достижение обозначенных требований возможно при совершенствовании профессиональных компетенций педагогов, направленных на формирование и совершенствование компетенций педагога по проектированию урока в соответствии с современными требованиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хафизова Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The question of teachers’ preparation in the system of advanced training for planning of the competence - focused lesson

Due to the teacher’s tutorial activity renovation and adoption of the Russian Federal State Educational Standard in basic education as well as the redirection of teacher’s activity emphasis onto the pupils’ individual learning activity management we face the necessity nowadays of the approaches alteration for planning a lesson. The competencefocused approach aims at personal development, competences, disclosure of students' abilities, development of new activities, and gaining experience of independent solving of various problems. In this situation, the teacher must be act as an organizer of students’ cognitive activity, and as a manager of the educational process allows students to learn independent solving of non-standard problems involving them actively in solving of creates one of studied subject. The achievement of the specified above demands is possible by virtue of the professional competence development. In the article we view the possible structure of the educational module aimed to the formation and development of a teacher’s professional competence in planning a lesson in accordance with the updated demands.

Текст научной работы на тему «К вопросу о подготовке педагогов в системе повышения квалификации к проектированию компетентностно-ориентированного урока»

о соД'Ио,^

f \

ЧИППКРО

УДК 371.3+378.091.398

К вопросу о подготовке педагогов

в системе повышения квалификации к проектированию компетентностно-ориентированного урока

Н. Ю. Хафизова

The question of teachers' preparation in the system of advanced training for planning of the competence - focused lesson

N. Y. Khafizova

Аннотация. В связи с обновлением методической деятельности педагога при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования и переноса акцента с преподавательской активности на организацию самостоятельной учебной деятельности учащихся возникает необходимость изменения подходов к конструированию урока.

Компетентностно-ориентированный подход направлен на развитие личности, компе-тентностей, раскрытие способностей учащихся, освоение ими новых видов деятельности, приобретение опыта самостоятельного решения разнообразных проблем. В этой ситуации учитель должен выступать как в роли организатора активной познавательной деятельности учащихся, так и в роли менеджера образовательного процесса, позволяющего ученикам самостоятельно овладеть способами решения нестандартных задач, вовлекающего их в активное решение созданной проблемы по изучаемому предмету. Достижение обозначенных требований возможно при совершенствовании профессиональных компетенций педагогов, направленных на формирование и совершенствование компетенций педагога по проектированию урока в соответствии с современными требованиями.

Abstract. Due to the teacher's tutorial activity renovation and adoption of the Russian Federal State Educational Standard in basic education as well as the redirection of teacher's activity emphasis onto the pupils' individual learning activity management we face the necessity nowadays of the

approaches alteration for planning a lesson. The competence- focused approach aims at personal development, competences, disclosure of students' abilities, development of new activities, and gaining experience of independent solving of various problems. In this situation, the teacher must be act as an organizer of students' cognitive activity, and as a manager of the educational process allows students to learn independent solving of nonstandard problems involving them actively in solving of creates one of studied subject.

The achievement of the specified above demands is possible by virtue of the professional competence development.

In the article we view the possible structure of the educational module aimed to the formation and development of a teacher's professional competence in planning a lesson in accordance with the updated demands.

Ключевые слова: компетентностно-ориен-тированный урок, компетентностно-ориенти-рованные задания, результаты образования.

Keywords: a competence-focused lesson, com-petencefocused tasks, products of education.

В процессе перехода на новые образовательные стандарты обозначились новые педагогические ориентиры.

Акцент переносится с преподавательской активности учителя на учебную деятельность обучающихся, основанную на их инициативе и самостоятельности. В новых условиях изменяются и подходы к конструированию урока. Принципиальным отличием современного подхода является ориентация на результаты образования (личност-

ЧИППКРО

ные, метапредметные и предметные). Под результатами понимаются ожидаемые конкретные достижения учащихся, выраженные на языке знаний, умений, навыков, способностей, компе-тентностей и компетенций [1].

Анализ опубликованных материалов по данной проблеме показывает, что в качестве основных единиц обновления содержания образования рассматриваются компетентности и компетенции.

А. В. Хуторской раскрывает понятия «компетенция» и «компетентность» в следующих аспектах [2]:

1. Компетенция - включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

2. Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Сложность и многогранность компетентности хорошо представлена в работах М. А. Чо-шанова [3]. Формула компетентности, по его мнению, включает «мобильные знания», «гибкий метод», «критическое мышление».

Мобильные знания - это знания, способные не только сохраняться и воспроизводиться, но и обладать способностью накапливаться и совершенствоваться, обеспечивая человеку, ими обладающему, способность решать практические задачи. Гибкость метода обеспечивает применение знаний для решения практических задач в изменившейся жизненной ситуации, новых условиях деятельности.

Критичность мышления предполагает наличие опыта и способности анализировать ситуацию, выявлять возникающие проблемы, осуществлять поиск альтернативных решений, отличать продуктивные пути решения проблем от неэффективных, отказаться от ложных путей.

Смена педагогических ориентиров, достижение результатов образования возможно при реализации компетентностно-ориентирован-ного подхода в процессе обучения.

По мнению Лебедева, компетентностный подход - это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содер-

жания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов [4].

К числу таких принципов относятся следующие положения:

- смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся;

- содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем;

- смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования;

- оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определенном этапе обучения.

Компетентностно-ориентированный подход направлен на развитие личности, компетентно-стей, раскрытие способностей учащихся, освоение ими новых видов деятельности, приобретение опыта самостоятельного решения разнообразных проблем.

В этой ситуации учитель должен выступать как в роли организатора активной познавательной деятельности учащихся, так и в роли менеджера образовательного процесса, позволяющего ученикам самостоятельно овладеть способами решения нестандартных задач, вовлекающего их в активное решение созданной проблемы по изучаемому предмету.

Достижения вышеобозначенных требований возможно при совершенствовании профессиональных компетенций педагогов. В этих условиях в рамках системы повышения квалификации работников образования необходимо наполнить образовательный процесс определенным содержанием. В Государственном бюджетном учреждении дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалифика-

ции работников образования» (ГБУ ДПО ЧИППКРО) была разработана и утверждена образовательная программа курсов повышения квалификации педагогических работников по теме «Конструирование компетентностно-ориентированного урока в соответствии с требованиями ФГОС».

Содержание образовательной программы модульного курса направлено на реализацию следующей цели - оказание методической помощи учителям общеобразовательных организаций, руководителям методических объединений в освоении новых технологий проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС, выстраивании перспектив педагогической деятельности в ситуации изменившихся подходов к формированию нового содержания образования обучающихся и современных требований к образовательным результатам.

В ходе реализации данной образовательной программы были достигнуты задачи:

- систематизация представлений о теоретико-методологических основах достижения современного качества общего образования;

- знание и понимание психолого-педагогических основ организации воспитания и социализации учащихся;

- изучение методов конструирования учебной деятельности в условиях индивидуализации образования;

- выявление особенностей компетентност-но-ориентированного урока;

- ознакомление с параметрами и типами компетентностно-ориентированного урока;

- овладение современными образовательными технологиями, формами, приемами и методами применения эффективного опыта организации компетентностно-ориентированного урока;

- формирование профессиональной компетентности педагога в освоении новых технологий проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС.

Основной эффект реализуемой образовательной программы достигался за счет освоения педагогами практических знаний в рамках стажировочной деятельности, что позволяло им успешно действовать в разнообразных ситуациях педагогической практики.

В процессе конструирования компетентно-стно-ориентированного урока в соответствии с

требованиями ФГОС слушатели включались в процесс концептуализации эффективного педагогического опыта, позволяющий педагогам адекватно осмысливать свою профессиональную деятельность в контексте рассматриваемой проблемы, прогнозировать образовательные результаты, направленные на обеспечение современного качества образования.

В ходе освоения теоретических основ образовательной программы внимание слушателей акцентировалось на раскрытии понятий «ком-петентностно-ориентированный урок», «компе-тентностно-ориентированные задания», на то, что конструирование урока требует от педагога знаний компонентов целеполагания компетент-ностно-ориентированного урока, дидактических основ разработки и применения компе-тентностно-ориентированных заданий.

Эффективное конструирование компетент-ностно-ориентированного урока в соответствии с требованиями ФГОС невозможно без освоения слушателями методологии моделирования и проектной деятельности.

Важным в освоении методологических основ моделирования является понимание того, что при проектировании урока необходимо создать основу, обеспечивающую реализацию компетентностно-ориентированного урока в различных образовательных организациях и с разным контингентом учащихся [5].

Прежде чем преступить к проектированию компетентностно-ориентированного урока, необходимо ответить на вопрос: что меняется в образовательной деятельности при реализации компетентностного подхода. Компетентност-ный подход ориентирует проектировщика на результат образования. Сравним результат образования в традиционном и компетентностном подходе (табл. 1).

При компетентностно-ориентированном подходе результативность урока определяется результатом активной деятельности учащихся по освоению компетенций и личностных качеств.

Обучение ключевым компетенциям должно осуществляться по нескольким направлениям:

- обучение компетенции как самостоятельному качеству;

- включение ключевых компетенций в предметы (в этом направлении компетенции рассматриваются как необходимые компоненты результатов обучения).

ЧИППКРО

Таблица 1

Результат образования в традиционном и компетентностном подходе

Критерии Традиционный подход Компетентностный подход

Результат образования Предметные знания, умения, навыки - которые усваиваются в соответствии с программами, оцениваются на экзаменах Готовность решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний, готовности использовать полученные знания

Определение урока - это ограниченный во времени отрезок учебного процесса, в рамках которого осуществляется передача знаний, умений, навыков, развитие познавательных и творческих способностей учащихся - это не только ограниченный во времени отрезок учебной деятельности, а законченный в логическом и смысловом отношении отрезок учебного деятельности, на котором в процессе активной деятельности происходит усвоение учащимися знаний, умений, навыков, осуществляется саморазвитие и самореализация учащихся

Конструирование компетентностно-ори-ентированного урока включает следующие этапы:

- определение ключевых и предметных компетенций, формируемых у учащихся в процессе обучения;

- постановка целей учебного занятия;

- отбор содержания учебного занятия для формирования обозначенных компетенций;

- подбор технологий, методов, приемов, направленных на достижение целей, формирование компетенций;

- актуализация личного опыта учащихся, мотивация на самостоятельное приобретение знаний;

- диагностика уровня сформированности компетенций на уроке.

В завершающей части конструирования урока необходимо уделить внимание оценки эффективности компетентностно-ориентиро-ванного урока. В качестве критериев эффективной реализации компетентностно-ориен-тированного урока в соответствии с требованиями ФГОС выделяют следующие [1]:

1)целеполагание

- определение формируемых компетенций на уроке;

- постановка цели;

2) технологизация

- структура урока;

- содержание учебного материала;

- формы, приемы, методы;

- применение СОТ;

3) активная познавательная деятельность учащихся

- учебная деятельность учащихся;

- самостоятельная работа учащихся;

4) результативность урока

- оценивание;

- рефлексия;

- результат.

Особое внимание в процессе реализации содержания образовательной программы уделялось формированию понимания слушателями сущности компетентностно-ориентированных заданий, дидактических основ разработки и применения этих заданий, требований к их структуре и содержанию (рис. 1).

Компетентностно-ориентированные задания позволяют существенно изменить организацию урока через создание специально организованной деятельности учащихся, создав тем самым условия и среду для самореализации и раскрытия творческих способностей учащихся.

Целью таких заданий является формирование ключевых компетенций, направленных на умение применять полученные знания в различных жизненных ситуациях.

Содержание заданий должно быть построено таким образом, чтобы при их выполнении учащиеся самостоятельно прорабатывали теоретический материал, привлекали дополнительную литературу, что обеспечит усвоение не суммы готовых знаний, а методов их приобретения, более глубокому усвоению уже полученного материала [6; 7; 8].

Компетентностно-ориентированные задания

Цель: формирование ключевых компетенций, направленных на умение применять полученные знания в различных жизненных ситуациях

V V

Структура компетентностно-ориентированных заданий

Формулировка задания Информация, необходимая для решения данной задачи Форма предъявления результатов компетентностно-ориентированных заданий

Рис. 1. Содержание и структура компетентностно-ориентированных заданий

ЧИППКРО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Необходимо отметить, что при проектировании компетентностно-ориентированных заданий качественно изменяется профессиональная деятельность педагога [9].

Теперь основной его задачей является не передача информации, а проектирование самостоятельной познавательной работы учащихся на основе выделенных компетенций, управление ею. Это влечет за собой выбор и конструирование средств, форм и методов обучения, ориентированных на развитие компетентностей обучающихся. Таким образом, образовательная программа курсов повышения квалификации педагогических работников по теме «Конструирование компетентностно-ориентированного урока в соответствии с требованиями ФГОС» создает необходимые условия для оказания поддержки педагогическим работникам образовательных организаций в освоении ими эффективных способов достижения современного качества образования, выстраивании педагогической деятельности в ситуации изменившихся подходов к формированию содержания общего образования, современных требований к достижению и оценке образовательных результатов у обучающихся в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.

Библиографический список:

1. Пашкевич А. В. Компетентностно-ориен-тированный урок / А. В. Пашкевич. - Волгоград : Учитель, 2016. - 207 с.

2. Хуторской А. В. Современная дидактика. - СПб., 2001. - 418 с.

3. Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения : метод. пособие. - М. : Народное образование, 1996. - 114 с.

4. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании / О. Е. Лебедев // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 3-12.

5. Блинов В. И., Сергеев И. С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности : практическое пособие. - М., 2007.

6. Демидова М. Компетентностно-ориенти-рованные задания в научно-естественном образовании / М. Демидова // Народное образование. - 2008. - № 4.

7. Ефремова Н. Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание. - М. : Национальное образование, 2012.

8. Компетентностно-ориентированные задания. Конструирование и применение в учебном процессе : учеб.-метод. пособие / под ред. Н. Ф. Ефремовой. - М. : Национальное образование, 2013.

9. Ильясов Д. Ф. Повышение квалификации руководителей как педагогическая проблема / Д. Ф. Ильясов // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - С. 82-86.

References:

1. Pashkevich A. V. Competence-focused lesson [Kompetentnostno-orientirovannyj urok]. Volgograd : Teacher, 2016. 207 p.

2. Khutorskoyj A. V. Modern didactics [So-vremennaja didaktika]. St. Petersburg, 2001.

3. Choshanov M. A. Flexible technology of problem-modular training [Gibkaya tekhnologiya problemno-moduljnogo obucheniya]. M., 1996, N 2.

4. Lebedev O. E. «The Kompetentnostny approach in education" // School technologies ["Kompetentnostnyy podkhod v obrazova-nii" //Shkolnye technologii], 2004, N 5, pp. 3-12.

5. Blinov V. I., Sergeev I. S. How to implement a competence-based approach in the classroom and in extracurricular activities : A Practical Guide [Kak realizovat' kompetentnostnyj podhod na uroke i vo vneurochnoj dejatel'nosti : prakti-cheskoe posobie]. M., 2007.

6. Demidova M. "Competence-focused jobs in the natural scientific education" ["Kompetent-nostno-orientirovannye zadanija v nauchno-estestvennom obrazovanii"], 2008, N 4.

7. Efremova N. F. Competencies in education: the formation and evaluation [Kompetencii v obra-zovanii: formirovanie i ocenivanie]. M. : National Education, 2012.

8. Competence-focused tasks. Constructive planning and application in the educational process: ed. method. manual [Kompetentnostno-orientirovannye zadanija. Konstruirovanie i prime-nenie v uchebnom processe : ucheb.-metod. posobie] / Ed. N. F. Efremova. M. : National Education, 2013.

9. Iljasov D. F. "Advanced training of heads as pedagogical problem " // Higher education in Russia ["Povyshenie kvalifikacii rukovoditelej kak pedagogicheskaja problema" // Vysshee obrazova-nie v Rossii], 2004, N 11, pp. 82-86.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.