Научная статья на тему 'Контроль качества. Что и как оценивает инспектор?'

Контроль качества. Что и как оценивает инспектор? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПОЛНОМОЧИЯ / ПРОВЕРКИ / ЛИЦЕНЗИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / QUALITYOF EDUCATION / CORE COMPETENCIES / ENFORCEMENT POWERS / VERIFICATIONS / LICENSING REQUIREMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боровик Владимир Григорьевич

Направления контрольно-надзорной деятельности в образовании. Содержание контроля и подходы к его реализации в практике управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Контроль качества. Что и как оценивает инспектор?»

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА. Что и как оценивает инспектор?

Владимир Григорьевич Боровик,

начальник отдела Управления надзора и контроля Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

Стратегической целью государственной политики России в области образования до 2020 года провозглашено повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Однако итоги международных сравнительных исследований свидетельствуют о явно недостаточном качестве образования российских школьников: они значительно отстают от своих зарубежных сверстников в умении применять знания на практике, работать с различными источниками информации, в различных продуктивных видах деятельности. Иными словами, отечественная система образования не в полной мере обеспечивает соответствующую современным требованиям готовность к жизни в постиндустриальном обществе.

• качество образования • ключевые компетенции • полномочия • проверки

• лицензионные требования

К

ачество подготовки выпускника как социальный заказ школе определяется в требованиях к выпускнику, когда традиционная характеристика качества — уровень полученных знаний — трансформируется в компетентность в различных сферах жизнедеятельности школьника (не только в собственно познавательной или учебной), устойчивую мотивацию к обучению в течение всей жизни, профессиональному росту. Соответственно общее образование должно быть ориентировано на практические навыки, на способность учащихся применять полученные знания, уметь анализировать, принимать

решения, осуществлять собственные проекты (компетентностный подход).

Разумеется, речь не идёт о противопоставлении компетентности знаниям, умениям и навыкам. Школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, т.е. современные ключевые компетенции, что и определяет современное качество содержания образования.

Таким образом, российская система общего образования должна ориентироваться на достижение нового качества образования, обеспечивающее выпускнику успешную жизнедеятельность в современном обществе.

Контрольно-надзорная деятельность

В соответствии с пунктом 1 статьи 28.1 Закона РФ «Об образовании» органы государственной власти субъектов РФ осуществляют контроль качества образования, в том числе качества подготовки учащихся и выпускников, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами или федеральными государственными требованиями, а также надзор и контроль за соблюдением школами законодательства. Кроме того, согласно пункту 36 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого постановлением Правительства РФ от 31 марта 2009 г. № 277, лицензирующий орган осуществляет контроль за соблюдением школами лицензионных требований и условий.

Этот перечень полномочий контрольно-надзорных органов позволяет определить основные направления организации контрольных мероприятий, которые помогут достичь нового качества общего образования. Это контроль качества образования; контроль за соблюдением законодательства в области образования; контроль за соблюдением школой лицензионных требований и условий. Рассмотрим каждое направление более подробно.

Контроль качества образования

Государственный контроль качества образования согласно статье 38 Закона РФ «Об образовании» осуществляется в форме государственной (итоговой) аттестации выпускников аккредитованных образовательных учреждений, а также в форме плановых и внеплановых проверок содержания и качества подготовки учащихся, уровня и направленности образовательных программ, реализуемых в аккредитованных образовательных учреждениях.

Сегодня можно уверенно сказать, что в большинстве субъектов РФ контроль учебных достижений учащихся пока не стал предметом контрольно-надзорной деятельности государственных органов (проведение итоговой (государственной) аттестации в данном случае не в счёт) и осуществляется в основном при государственной аккредитации.

Полномочия школы, определённые статьёй 32 Закона РФ «Об образовании», предусматривают текущий контроль успеваемости (внутришкольный контроль) и промежуточную аттестацию учащихся, т.е. контроль качества знаний. За редким исключением контроль качества образования заключается в анализе органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования, результатов внут-ришкольного контроля, представленных школой, что, конечно, недостаточно для получения объективной картины качества общего образования.

Законодательством предусматривается возможность проводить контрольно-надзорными органами тестирование учащихся при экспертизе качества образования. Так, пунктом 5 Правил осуществления надзора и контроля, утверждённых постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2007 г. № 116, установлено право контрольно-надзорных органов проводить тестирование учащихся и воспитанников образовательных организаций во время проверок.

Контроль качества образования контрольно-надзорным органом предусматривает также обработку результатов проверки, контроль за исполнением предписаний. В процессе подготовки к контрольным мероприятиям по оценке качества образования (в форме выездной проверки) значительное место должно занимать формирование контрольных заданий для каждого ученика. Основной критерий таких заданий — выявление его компетентности в различных сферах жизнедеятельности, умения применять знания на практике, работать с различными источниками информации, а также в различных продуктивных видах деятельности, выражать и обосновывать свою точку зрения, использовать технологии критического мышления.

В каких формах в ходе выездной проверки можно проводить контроль

ЮРИДИЧЕСКИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ

^ В нашей школе в классах во время уроков админист-

• рация делает радиообъявления (о награждении учащихся) даёт информацию об организации проведения мероприятий, а в памятные военные даты устраивает мини-сообщения на 5 минут на патриотические темы). Учителей честно предупреждают только о времени проведения радиолинейки, но директор может «включиться» когда угодно. Также по распоряжению свыше проводятся учебные эвакуации детей (о каком рабочем настрое можно говорить после массового выхода на стадион и возвращения в классы на занятия?). Имеет ли право администрация вмешиваться подобным образом в процесс урока, тем самым нарушая его ход? Дети маленькие, их внимание неустойчиво, иногда в самый важный момент их отвлекают радиосообщениями. Также на урок может свободно зайти врач или медсестра

и забрать часть детей на прививки или прямо в классе начать проводить осмотр на вшивость. На протест учителя отвечают, что у них, медиков, ограничено рабочее время! Ещё вопрос: на основании какого документа можно требовать прекращения подобных вмешательств в учебный процесс? Елена Петровна

Радиооповещение, безусловно, — необходимый элемент в повышении безопасности организации. Однако оно не должно мешать учебному процессу. Целесообразность размещения радиооповещателей непосредственно в учебных кабинетах, а также регламент проведения радиооповещения можно обжаловать в Роспотребнадзоре и органе управления образованием, которому подчиняется школа. В отношении прерывания урока в период учебного занятия вопрос регулируется правилами внутреннего распорядка школы. Этот вопрос необходимо обсудить на педагогическом совете и в Управляющем совете школы.

^ Зимой в классе 26 градусов тепла, дети и учителя

страдают от этого, невозможно продуктивно работать. Проветривание помогает лишь на 5-10 минут. Во время занятий учителя вынуждены (зимой!) открывать форточки и окна. Последствия — простуды. А этажом выше и в других корпусах (школа-каре) дети мёрзнут! Завхоз и директор ничего не могут сделать. Куда жаловаться? Кому? Елена Петровна

Жаловаться можно в Роспотребнадзор. Школа обязана соблюдать нормы СанПиН 2.4.2.1178-02 и других санитарно-гигиенических документов.

^ Работаю в общеобразовательной школе заместите-

• лем директора по УВР. Мне установлена доплата за расширение зоны обслуживания. Законно ли установление этой доплаты? Ольга Геннадьевна

Такие доплаты устанавливаются на основании локальных нормативных актов.

качества образования? Качество подготовки контролируется в форме собеседования, письменного или устного экзамена, контрольной работы. Используются информационные технологии с последующей обработкой результатов, подготовкой заключения по освоению школьниками образовательной программы.

Конечно, подготовка таких заданий, а также процедура их проведения требуют дополнительных материальных и человеческих ресурсов. Поэтому контрольно-надзорным органам целесообразно привлекать к контрольным мероприятиям экспертов, образовательные учреждения дополнительного образования взрослых, профессионального образования, другие организации.

В результате подобного контрольного мероприятия можно рассчитывать на объективную оценку качества образования в соответствии с современными требованиями, что позволит выявить проблемы, на решение которых должны быть направлены усилия школы.

Контроль за соблюдением законодательства

Предметом проверки будет соответствие рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), которые школа разрабатывает самостоятельно, федеральным государственным образовательным стандартам. Требования к таким программам включают определение целей изучения учебного курса, предмета, основные компоненты его содержания, виды познавательных задач, возможные уровни освоения учебного материала, критерии и способы оценки образовательных результатов. К сожалению, программы в школах, как правило, не соответствуют перечисленным требованиям; скорее их можно назвать календар-но-тематическими планами.

Цели изучения учебного предмета должны находиться в прямом соответствии

с Требованиями к освоению учебных программ. Учебные программы — это материал, на котором можно достичь образовательных целей и выйти на планируемые образовательные результаты.

Школа, как установлено статьёй 32 Закона РФ «Об образовании», несёт ответственность за реализацию образовательных программ не в полном объёме. Это позволяет нам определить следующий предмет проверки — выполнение предметных образовательных программ в полном объёме, предусматривающее выполнение практической части программы (практических и лабораторных работ). Результаты инспекционных проверок показывают, что в школах далеко не всегда в полном объёме выполняются практические и лабораторные работы по физике, химии, биологии, географии.

В соответствии с современными требованиями учитель должен переходить от трансляции знаний и способов деятельности к проектированию индивидуального маршрута интеллектуального и личностного развития каждого школьника и педагогической поддержке продвижения школьников по индивидуальному образовательному маршруту.

Уходят в прошлое функции профессионально-педагогической деятельности учителя, ориентированные на накопление учащимися знаний. Сегодня его основной функцией стало содействие образованию школьника, т.е. создание средствами педагогической деятельности условий для самостоятельности, творчества, ответственности ученика в образовательном процессе, формирования у него мотивации непрерывного образования. Соответственно проблема повышения квалификации учителя должна занимать сегодня существенное место в работе по достижению нового качества образования.

Таким образом, появляется ещё один предмет контроля — соблюдение школой требований законодательства в сфере повышения квалификации педагогических работников. Пунктом 64б Типового положения об общеобразовательном учреждении, утверждённого постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196, установлено, что школа

ЮРИДИЧЕСКИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ

^ Ответьте, пожалуйста, на жизненно необ-• ходимые для нас вопросы:

1. Какова продолжительность рабочей недели (в часах) методистов методкабинетов управления образованием района, имеющих нагрузку в 1 ставку?

2. Кто и на основе какого законодательного акта имеет право удлинить рабочий день методистов без их согласия?

3. Положена ли дополнительная оплата за сверхнормативную работу?

4. Управавление образованием находится

в городе, но мы работаем с сельскими школами. Положена ли нам 25-процентная надбавка к зарплате как сельским педагогам и должны ли нам платить командировочные, когда мы выезжаем в сельские школы?

5. Наша зарплата от 3 до 4,2 тыс. руб. Имеются ли какие-нибудь законодательные акты, которые дали бы возможность увеличить нашу зарплату?

6. Если методист имеет звание «Заслуженный учитель Республики Дагестан» и является отличником просвещения РФ, каковы должны быть надбавки к зарплате?

7. Если методист квалифицированный специалист и физически вполне здоров, может ли вышестоящее начальство «надавить», чтобы он написал заявление и ушёл с работы из-за того, что он пенсионер?

Методисты управления образованием, Дагестан

1) 40 часов в неделю.

2) Работодатель может своим распорядительным актом установить ненормированный рабочий день работнику с учётом ст. 101, 116, 119 ТК РФ.

3) По соглашению сторон трудового договора (см. ст. 60.2 ист. 151 ТКРФ).

4) Объём заработной платы, доплаты и надбавки работникам сельских организаций устанавливаются локальными нормативными актами организации, актами органов местного самоуправления и актами исполнительных органов власти субъекта РФ.

5) См. ответ на в. 4.

6) см. ответ на в. 4.

7) Это внеправовой метод увольнения, «надавить» на работника могут очень многие. Ограничений по возрасту в данном случае законодательством не установлено. Рекомендуем вам обратиться для дополнительных консультаций в Министерство образования Республики Дагестан по адресу 367025, г. Махачкала, ул. Даниялова, 32, Адрес E-mail: RMLitsey@dgu.ru

в целях повышения квалификации педагогических работников создаёт условия, необходимые для успешного обучения работников в учреждениях высшего профессионального образования, а также в учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации. Периодичность повышения квалификации (обучение в соответствующих учреждениях), как правило, составляет пять лет. Эта норма также выполняется не всегда: прежде всего это связано с отсутствием финансовых средств в муниципальных образовательных учреждениях.

Учащиеся в соответствии с пунктом 49 Типового положения об общеобразовательном учреждении имеют право на обучение в соответствии с федеральными государственными стандартами по индивидуальному учебному плану. Во время проверки анализируется устав и локальные акты с точки зрения регламентации права граждан на обучение по индивидуальному учебному плану, а также его соблюдения.

Ещё один предмет контрольно-надзорной деятельности — соблюдение права педагогических работников на самостоятельный выбор и использование методики обучения, учебников и учебных пособий и материалов, методов оценки знаний учащихся (пункт 65 Типового положения об общеобразовательном учреждении).

Контроль за соблюдением лицензионных требований

Такой контроль осуществляет лицензирующий орган в субъекте РФ — надзорно-

контрольный орган. Он контролирует, соответствует ли лицензионным условиям численность педагогических работников, образовательный ценз которых обеспечивает реализацию образовательных программ заявленного в школе уровня и направленности.

Практика инспектирования показывает, что в школе не всегда выдерживается установленный лицензионный норматив в отношении образовательного ценза педагогических работников. Во время проверок часто выявляется несоответствие между указанным в лицензии показателем и реальным числом педагогических работников с высшим образованием. Разница обычно составляет 5-10%.

Проверяется также наличие у соискателя лицензии в соответствии с пунктом 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого постановлением Правительства РФ от 31 марта 2009 г. № 277, учебной, учебно-методической литературы и других библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса, необходимых для реализации образовательных программ заявленного уровня и направленности в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Здесь важно установить не только соответствие федеральному перечню используемых учебников, но и их достаточность для реализации образовательных программ. Результаты инспекционных проверок 2009 года показали, что в школах по-прежнему в качестве основных часто используются учебники, не входящие в соответствующие федеральные перечни. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.