Научная статья на тему 'Лицензионный контроль: как избежать нарушений в процессе образовательной деятельности'

Лицензионный контроль: как избежать нарушений в процессе образовательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
112
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛИЦЕНЗИОННЫЙ КОНТРОЛЬ / LICENSING CONTROL / ЛИЦЕНЗИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / LICENSING REQUIREMENTS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATIONAL ACTIVITIES / НОРМА / СТАНДАРТЫ / STANDARDS / ПРОВЕРКА / INSPECTION / УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ / СООТВЕТСТВИЕ / COMPLIANCE / NORMAL / TRAINING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ладнушкина Нина Михайловна

Нормативно-правовое регулирование лицензирования в образовании. Рекомендации для руководителей организаций, ведущих образовательную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лицензионный контроль: как избежать нарушений в процессе образовательной деятельности»

Управление ОБРАЗОВАНИЕМ

ЛИЦЕНЗИОННЫЙ КОНТРОЛЬ: как избежать нарушений в процессе образовательной деятельности

Нина Михайловна Ладнушкина,

доцент кафедры международного права и прав человека Юридического института Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических наук

• лицензионный контроль • лицензионные требования • образовательная деятельность • норма • стандарты • проверка • условия обучения

• соответствие

О

пытныи руководитель знает, что такое контроль, занимающий значительное место в управленческой деятельности директора и его замести--- ту*

телей. Контролируя деятельность своих подчинённых, они и сами зачастую находятся в статусе «подконтрольных». В отношении организаций, ведущих образовательную деятельность, осуществляется контроль различными государственными

органами по разным направлениям, но особого внимания руководителей заслуживает лицензионный контроль. Он — составная часть лицензирования и имеет достаточно серьёзные последствия в случае выявления нарушений лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности.

Что же необходимо знать руководителю организации о лицензионном контроле? Согласно определению, данному в статье 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензионный контроль проводится в целях проверки состояния используемых помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов; соответствия работников лицензионным требованиям; исполнения предписаний по устранению выявленных нарушений лицензионных требований. Это контроль за соблюдением лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности.

Лицензионные требования установлены Положением о лицензировании образовательной деятельности, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966. Эти требования обязательны к исполнению организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и индивидуальными предпринимателями, за исключением тех, кто осуществляет образовательную деятельность непосредственно.

Лицензионный контроль проводится на основании положений статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с применением положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Лицензионный контроль проводится в отношении соискателя лицензии, представившего заявление о предоставлении лицензии или заявление о её переоформлении, и в отношении лицензиата в рамках контроля за соблюдением им лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности.

В статье остановлюсь на лицензионном контроле, который проводится в форме плановых и внеплановых выездных проверок в отношении лицензиата-юридического лица, а также

индивидуального предпринимателя, имеющих лицензию. Предметом проверок при лицензионном контроле являются достоверность представленных сведений и соблюдение установленных лицензионных требований и условий.

Одно из первых лицензионных требований — наличие права на собственность или иного законного основания на владение зданиями, строениями, сооружениями, помещениями и территорией (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, физической культуры и спорта), необходимыми для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам.

Необходимо учитывать, что, помимо права собственности, иными законными основаниями наличия у лицензиата зданий, строений и сооружений, помещений и территории, могут быть такие права, предусмотренные законодательством:

• аренда;

• оперативное управление;

• безвозмездное пользование;

• постоянное (бессрочное) пользование и т.д.

При этом правоустанавливающими документами, свидетельствующими о наличии законного основания на имущество, могут быть:

• свидетельство о государственной регистрации права (в случаях, когда согласно законодательству имущественное право подлежит государственной регистрации);

• постановление государственного (муниципального) органа о наделении лицензиата имуществом;

• договор о безвозмездном пользовании и договор аренды.

При этом договор аренды должен соблюдать положения части 3 статей 607, 609, части 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации, а арендатор имущества должен иметь на него передаточный акт. Если организация арендует поме-

щения для учебного процесса в государственном или муниципальном учреждении, являющемся объектом социальной инфраструктуры для детей, то необходимо иметь копию документа, подтверждающего проведение учредителем государственного или муниципального учреждения (в соответствии с пунктом 4 статьи 13 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации») экспертной оценки последствий договора аренды для образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, социальной защиты и социального обслуживания.

В свою очередь договор о безвозмездном пользовании должен соответствовать требованиям главы 36 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 24 Земельного кодекса Российской Федерации. Следует также учитывать, что в постоянное (бессрочное) пользование могут быть переданы только земельные участки. Лицензиат должен иметь законные основания на право пользования земельным участком.

Следующим лицензионным требованием является материально-техническое обеспечение образовательной деятельности — оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. В настоящее время основные государственные требования к материально-техническому обеспечению образовательной деятельности, оборудованию помещений установлены Федеральными государственными образовательными стандартами. Там, где стандарты отсутствуют, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности определяется реализуемой образовательной программой.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность самостоятельно за счёт выделяемых бюджетных средств и привлечённых в установленном порядке дополнительных финансовых средств, а частные учреждения — за счёт собственных средств и средств учредителя, должны обеспечивать оснащение образовательной деятельности. Наряду с материально-техническим обеспечением образовательной деятельности, отдельным лицензионным требованием

установлено наличие у лицензиата печатных и электронных образовательных и информационных ресурсов по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующим требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам, в соответствии со статьёй 18 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Согласно частям 1—2 статьи 18 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные), обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).

Нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчёте на одного школьника, учащегося по основной образовательной программе, устанавливаются соответствующими федеральным государственным образовательным стандартам. Так, федеральным стандартом общего образования установлено, что норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется, исходя из расчёта:

• не менее одного учебника в печатной

и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы общего образования;

• не менее одного учебника в печатной

и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого ученика по каждому предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы общего образования.

Фонд дополнительной литературы должен включать:

• отечественную и зарубежную, классическую и современную художественную литературу;

• научно-популярную и научно-техническую литературу;

• издания по изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спорту, экологии, правилам безопасного поведения на дорогах;

• справочно-библиографические и периодические издания;

• собрание словарей;

• литературу по социальному и профессиональному самоопределению учащихся.

При отсутствии федеральных государственных образовательных стандартов нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчёте на одного школьника устанавливаются образовательной программой. Следует также помнить о том, что организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:

1) учебники из числа входящих в федеральный перечень, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень тех, кто осуществляет выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации аккредитованных образовательных программ начального общего, основного общего, средне-

го общего образования. Лицензионным требованием является наличие разработанных и утверждённых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьёй 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность (часть 5 статьи 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Реализуемые образовательные программы должны соответствовать требованиям, установленным законодательством, а именно: в них должны содержаться объём, содержание, планируемые результаты, организационно-педагогические условия, формы аттестации, представленные в учебном плане, календарный учебный график, рабочие программы, а также оценочные и методические материалы.

Содержание образования и условия обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, которая учитывает особенности психофизического развития и индивидуальные возможности этих детей и при необходимости должна обеспечивать коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию. Таким образом, подтверждением соблюдения лицензионного требования является представление самостоятельно разработанных и утверждённых организацией образовательных программ, в том числе и адаптированных.

Значимым лицензионным требованием является требование о наличии условий для охраны здоровья учащихся в соответствии со статьями 37 и 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Согласно статье 37 и статье 41 Федерального закона № 273-ФЗ питание и охрана здоровья детей (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических меди-

цинских осмотров и диспансеризации) возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность. Оказание первичной медико-санитарной помощи учащимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения.

Охрана здоровья детей предусматривает:

• организацию их питания;

• определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки;

• режима учебных занятий и продолжительности каникул;

• пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;

• создание условий для профилактики заболеваний, и оздоровления учащихся, для занятия ими физической культурой и спортом;

• профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их аналогов и других одурманивающих веществ;

• обеспечение безопасности детей во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; профилактику несчастных случаев;

• проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

В соответствии с частью 3 статьи 41 Федерального закона № 273-Ф3 образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности. Требования к медицинскому кабинету устанавливаются соответствующими санитарно - эпидемиологичес -кими правилами и нормативами. Например: для дошкольных образовательных организаций — СанПиН 2.4.1.3049-13 « Санитарно - эпидемио -логические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; для общеобразовательных учреждений — СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; для организаций, осуществляющих медицинскую деятельность, — СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» и т.д.

Согласно части 4 статьи 41 Федерального закона № 273-ФЗ, организации, осуществляющие образовательную деятельность, создают условия для охраны здоровья учащихся, в том числе обеспечивают:

• текущий контроль за состоянием их здоровья;

• проведениие санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации; соблюдение государственных санитарно - эпидемиологических правил и нормативов;

• расследование и учёт несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственую политику в сфере здравоохранения.

Медицинское обеспечение в дошкольных учреждениях и школах может осуществлять медицинский работник, находящийся в штате самого учреждения, или специалист учреждения здравоохранения (по договору). При наличии медицинского работника в штате образовательного учреждения вступают в силу нормы Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», предусматривающие лицензирование медицин -ской деятельности, в том числе в образовательных учреждениях.

При осуществлении лицензионного контроля организации, осуществляющие обучение, могут предоставить информацию о наличии условий для охраны здоровья учащихся, где подтверждением созданных условий для охраны здоровья детей могут быть как документы, подтверждающие заключение договорных отношений с медицинской организацией на оказание медико-санитарной помощи,

так и документы, предоставляющие право соискателю лицензии самостоятельно осуществлять такую медицинскую деятельность.

Организация питания ведётся, прежде всего, в строгом соответствии с требованиями санитарных правил и нормативов (СанПиН). Следовательно, если в отношении некоторых образовательных организаций, такие требования не установлены, эти организации должны создать условия для питания. Такими условиями могут быть: место для приёма пищи, кулер для воды, микроволновая печь, снековый автомат и т.д.).

Образовательная организация обязана создавать не только условия охраны здоровья детей, но и обеспечивать безопасные условия их обучения, воспитания, присмотра и ухода, их содержание в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье и учеников, и работников образовательного учреждения.

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (часть 6 статьи 28) установлено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:

• обеспечивать реализацию образовательных программ в полном объёме, отвечающем требованиям; соответствие форм, средств, методов возрастным особенностям, возможностям, интересам и потребностям детей;

• соблюдать права и свободы учащихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся, работников образовательной организации. Подтверждением безопасных условий обучения будет наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, необходимого для осуществления образовательной деятельности, А также — заключения о соответствии объекта обязательным требованиям пожарной безопасности при осуществлении образовательной деятельности.

Тем более, что санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которое предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности, в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона «О сани-тарно - эпидемиологическом благополучии населения» является лицензионным требованием.

В соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которое соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления образовательной деятельности.

Вместе с тем проведение проверок соблюдения образовательной организацией санитарных правил и норм, предъявляемых к образовательному процессу, требований пожарной безопасности, принятие мер в случае выявления нарушений этих требований относится к компетенции территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также — к компетенции территориального органа по делам ГО и ЧС субъекта Российской Федерации.

Лицензионным требованием является также требование о наличии у профессиональной образовательной организации (в том числе организации высшего образования), осуществляющей образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, специальных условий для получения образования учащимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со статьёй 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Под специальными условиями

для получения образования такими детьми понимается использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь Это также проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий доступ в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ детьми с ограниченными возможностями здоровья (часть 3 статьи 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

В профессиональных образовательных организациях, работающих по основным программам профессионального обучения, не предусматривающих обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья, должны быть созданы условия для беспрепятственного подхода (подъезда) к образовательным организациям (цветное противоскользящее дорожное покрытие, пандусы, ограждения, расширенные дверные проёмы), а также размещённый в доступном месте информационный стенд (с перечнем реализуемых программ, расписанием и т.д.), адаптированный официальный сайт в сети Интернет (для инвалидов по зрению) с дублированной звуковой справочной информацией (для инвалидов по слуху).

Кадровое обеспечение реализуемых образовательных программ обеспечивается соблюдением лицензионного требования о наличии педагогических работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, необходимый стаж работы, обладающих соответствующей квалификацией для реализации образовательных программ, соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.

Согласно части 1 статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профес-

сиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Требования к квалификации руководите -лей (заместителей руководителей) образовательных организаций и преподавателей установлены в квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, утверждённом приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н.

Требования к квалификации руководите -лей (заместителей руководителей) образовательных организаций предполагают высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет. Или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.

Требования к квалификации преподавателя образовательной организации предполагают высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

В требованиях к кадровому обеспечению реализации, основной образовательной программы, установленных федеральными

государственными образовательными стандартами, определено, что организация, реализующая основную образовательную программу общего образования, должна быть укомплектована квалифицированными кадрами.

Уровень квалификации работников организации реализующей основную образовательную программу общего образования, для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а для педагогических работников государственной или муниципальной организации, осуществляющей образовательную деятельность, — также квалификационной категории.

Соответствие квалификации работников организации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), а также занимаемым ими должностям устанавливается при их аттестации. Выполнение этого лицензионного требования предполагает наличие не менее двух педагогических работников, работающих по трудовым договорам, а также привлечения на ином законном основании педагогических работников, отвечающих квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках.

При проверке наличия в штате лицензиата или привлечения им на ином законном основании педагогических работников, численность и образовательный ценз которых обеспечивают осуществление образовательной деятельности, подтверждающими документами будут штатное расписание; тарификация; личные дела работников, содержащие копии документов об образовании, копии аттестационных листов, трудовые договоры; и иные документы.

Если в образовательном учреждении есть лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (утверждён приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н), следует

представлять копию рекомендации аттестационной комиссии о назначении этого педагогического работника на соответствующую должность в соответствии с пунктом 9 приказа Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н.

Лицензионным требованием также является наличие в организациях научных работников в соответствии со статьёй 50 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 августа 2015 г. № АК-2453/06 «Об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере ДПО» по соблюдению лицензиатом этого требования даны разъяснения о том, что решение о наличии в штатном расписании должности научного работника либо её отсутствии входит в компетенцию образовательной организации. Обусловлено это тем, что частью 1 статьи 50 Федерального закона № 273-ФЗ закреплено, что в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательных программам высшего образования и дополнительным профессиональным программам, предусматриваются должности педагогических и научных работников, которые относятся к научно-педагогическим работникам.

При этом научные работники образовательной организации наряду с обязанностями, предусмотренными законодательством о науке и государственной научно-технической политике, обязаны формировать у обучающихся профессиональные качества по избранным профессии, специальности или направлению подготовки, а также развивать у них самостоятельность, инициативу, творческие способности (часть 3 статьи 50 Федерального закона № 273-ФЗ). Установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, относится к компетенции образовательной организации (часть 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ).

Кроме указанных выше лицензионных требований, предъявляемых ко всем лицензиатам при осуществлении образовательной деятельности, Положением о лицензировании образовательной деятельности установлены дополнительные к основным лицензионные требования:

• для образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

• для профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, предусматривающих в период их освоения доведение до обучающихся сведений, составляющих государственную тайну, и (или) использование в учебных целях секретных образцов вооружения, военной и специальной техники, их комплектующих изделий, специальных материалов и веществ;

• для образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования;

• для образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с использованием сетевой формы реализации программ;

• для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения для работы в качестве частных детективов, частных охранников и по дополнительным профессиональным программам руководителей частных охранных организаций;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• для образовательных программ подготовки водителей автомототранспортных средств в соответствии с частью 1 статьи 16, частью 1 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г.

№ 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения».

При осуществлении образовательной деятельности по программам, реализуемым с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, необходимо наличие условий функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей электронные информационные и образовательные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися независимо от их местонахождения образовательных программ в полном

объёме, в соответствии со статьёй 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Вышеуказанные условия должны соответствовать Порядку применения образовательными организациями электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждённому приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2014 г. № 2. Согласно этому порядку, применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, организации:

• оказывает учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме индивидуальных дистанционных консультаций с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;

• самостоятельно определяет объём аудиторной нагрузки и соотношение объёма занятий, проводимых путём непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и учебных занятий с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

• допускает отсутствие аудиторных занятий;

• обеспечивает соответствующий приме -няемым технологиям уровень подготовки педагогических, научных, учебно-вспомогательных, административно - хозяйственных работников организации по дополнительным профессиональным программам;

• позволяет вести учёт и осуществлять хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и/или в электронно-цифровой форме в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1

«О государственной тайне», Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

При реализации профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, предусматривающих в период их освоения доведение до обучающихся сведений, составляющих государственную тайну, и (или) использование в учебных целях секретных образцов вооружения, военной и специальной техники, их комплектующих изделий, специальных материалов и веществ, необходимо наличие документа, подтверждающего допуск организации, осуществляющей образовательную деятельность, к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с частью 4 статьи 81 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также в соответствии со статьёй 27 Закона Российской Федерации «О государственной тайне».

Как уже отмечалось, контроль за соблюдением лицензионных требований проводится лицензирующим органом в период плановых и внеплановых выездных проверок. Порядок их организации и проведения установлен Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Плановые проверки проводятся в соответствии с утверждённым ежегодным планом проверок юридических лиц. Согласно пункту 9 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» основанием для включения плановой проверки лицензиата в ежегодный план проведения плановых проверок являются:

• истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении лицензии или переоформлении лицензии;

• истечение трёх лет со дня окончания последней плановой проверки лицензиата;

• истечение установленного Правительством Российской Федерации срока со дня окончания последней плановой проверки лицензиата, осуществляющего лицензируемый вид деятельности в сферах здравоохранения, образования и в социальной сфере.

Внеплановая выездная проверка лицензиата проводится по таким основаниям:

• истечение срока исполнения ранее выданного лицензирующим органом предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований;

• поступление в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти и местного самоуправления, средств массовой информации

о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований;

• истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии в соответствии с частями 2 и 3 статьи 20 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

• ходатайство лицензиата о проведении внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания лицензирующего органа;

• приказ (распоряжение), изданный лицензирующим органом в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства РФ.

Несоблюдение лицензионных требований определяется как административное правонарушение в соответствии со статьёй 19.20 Кодекса об административных правонарушениях и влечёт за собой административное наказание.

Подводя итог, ещё раз обратим внимание руководителя на важность соблюдать лицензионные требования при осуществлении образовательной деятельности. Получив однажды лицензию, необходимо постоянно на протяжении всего срока её действия (а лицензия является бессрочной) отслеживать соответствие условий реализации образовательных программ лицензионным требованиям, установленным государством. И ответственность здесь ложится, прежде всего, на руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность. Поэтому будьте внимательны и не подвергайте неприятностям ваши организацию, коллектив и свою профессиональную репутацию. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.