Образовательное право
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ контроля в образовании
Владимир Григорьевич Боровик,
начальник отдела Управления надзора и контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ Рособрнадзора, Заслуженный учитель РФ
Основная цель контроля и надзора в сфере образования определена как защита прав и интересов граждан от возможных рисков и некачественных услуг. Начало современной контрольно-надзорной деятельности связано с изданием Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 1314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», которым определены функции федеральных органов исполнительной власти по вопросам контроля и надзора, включающие действия по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами общеобязательных правил поведения, установленных Конституцией России, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.
• государственный контроль • полномочия • документарные и выездные проверки • предмет, порядок, сроки, результаты проверок
О
тношения в сфере государственного контроля (надзора) в образовании регламентируются Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)
и муниципального контроля». Законом установлены порядок проверок юридических лиц уполномоченными органами, права и обязанности этих органов, права и обязанности юридических лиц, меры по защите их прав и законных интересов.
Порядок осуществления государственного контроля (надзора) в сфере образования так же регламентируется Положением о государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утверждённом постановлением Правительства РФ от 11.03.2011 № 164.
Органы контроля (надзора) в сфере образования
Государственный контроль (надзор) осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) и органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие полномочия Российской Федерации в области образования, переданные органам государственной власти субъектов РФ.
Справочно: В 65 субъектах РФ контроль (надзор) — функция органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования; в 18 субъектах РФ — самостоятельных органов исполнительной власти субъектов РФ.
Рособрнадзор в соответствии с установленными полномочиями осуществляет контроль (надзор) в отношении органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования, органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих переданные полномочия, образовательных учреждений. Органы, осуществляющие переданные полномочия, проводят контроль (надзор) в отношении органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и образовательных учреждений, расположенных на территории субъекта РФ.
Государственный контроль (надзор) в сфере образования осуществляется в форме плановых и внеплановых документарных и выездных проверок. Документарные проверки проводятся по месту нахождения контрольно-надзорного органа: изучаются документы и сведения, представленные проверяемыми
органами управления, образовательными учреждениями, анализируется информация, размещённая на официальных сайтах органов управления образовательных учреждений в сети Интернет.
Выездные проверки проводятся по месту нахождения и (или) деятельности проверяемых органов управления и образовательных учреждений. При осуществлении полномочий по государственному надзору за соблюдением законодательства России в области образования, единого госэкзамена выездные проверки проводятся Рособрнадзором в местах расположения пунктов проведения ЕГЭ и региональных центров обработки информации. Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным удостовериться в полноте и достоверности сведений в документах юридического лица (школы), находящихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), а также оценить соответствие деятельности школы обязательным требованиям.
Предмет проверки
При государственном надзоре за соблюдением законодательства в сфере образования предметом плановых и внеплановых проверок является соблюдение органами управления и образовательными учреждениями законодательства, выполнение органами управления и образовательными учреждениями предписаний контрольно-надзорных органов об устранении его нарушений.
При государственном контроле качества образования предметом плановых и внеплановых проверок является соответствие содержания и (или) качества подготовки учащихся и выпускников школ требованиям федеральных государственных образовательных стандартов или федеральным государственным требованиям. Предметом внеплановых проверок также является выполнение предписаний контрольно-
надзорных органов о приведении содержания и (или) качества подготовки учащихся и выпускников в соответствие с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов или федеральными государственными требованиями.
Порядок, сроки проведения проверок
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. Основанием для плановой проверки является истечение трёх лет со дня государственной регистрации школы как юридического лица или окончания последней плановой проверки.
Внеплановая проверка проводится в случае истечения срока исполнения школой ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений; поступления в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о соответствующих нарушениях; приказа (распоряжения) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ.
Срок документарной или выездной проверки не может превышать двадцати рабочих дней. В исключительных случаях, связанных с необходимостью сложных и (или) длительных исследований, срок выездной плановой проверки может быть продлён, но не более чем на двадцать рабочих дней.
Проверка проводится на основании распорядительного документа (распоряжения или приказа), подписанного руководителем, заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора). Типовая форма такого распорядительного документа о проведении проверки утверждена приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141. Проверка может проводиться только
должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора). К проверке привлекаются аккредитованные эксперты и экспертные организации.
Не позднее чем за три рабочих дня до начала плановой выездной проверки в орган управления или школу направляется письмо, в котором указываются время, место и цели проверки. При внеплановой выездной проверке школа уведомляется не менее чем за 24 часа до её начала.
Комиссия проверяет исполнение правовых норм, установленных Законами РФ
Об образовании», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Положением о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, утверждённым постановлением Правительства РФ от 21.03.2011 № 184; Положением о лицензировании образовательной деятельности, утверждённым постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 № 174; Положением о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации учащихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, утверждённым приказом Минобрнауки России от
28.11.2008 № 362; Порядком проведения единого экзамена, утверждённым приказом Минобрнауки России от
24.02.2009 № 57; Порядком проведения государственного выпускного экзамена, утверждённым приказом Ми-нобрнауки России от 03.03.2009 г.
№ 70; Порядком выдачи документов
государственного образца об основном общем и среднем (полном) общем образовании, заполнении, хранении и учёте соответствующих бланков документов, утверждённым приказом Минобрнауки России от
15.06.2010 № 628.
• При государственном надзоре за соблюдением законодательства органами управления проводятся:
анализ и экспертиза документов и материалов, характеризующих деятельность органа управления, в том числе нормативных правовых и индивидуальных правовых актов, по вопросам, подлежащим проверке (при документарных и выездных проверках);
анализ наличия и достоверности информации, размещённой органом управления на его официальном сайте в сети Интернет, а также другими способами в соответствии с требованиями законодательства (при документарных и выездных проверках);
• при государственном надзоре за соблюдением законодательства в сфере образования школами:
анализ и экспертиза документов и материалов, характеризующих деятельность школы, в том числе локальных и индивидуальных правовых актов, по вопросам, подлежащим проверке (при документарных и выездных проверках);
анализ соблюдения законодательства в образовательном процессе (при выездных проверках);
анализ наличия и достоверности информации, размещённой школой на её официальном сайте в сети Интернет, а также другими способами в соответствии с требованиями законодательства (при документарных и выездных проверках);
• при государственном контроле качества образования:
анализ и экспертиза документов и материалов, характеризующих деятельность школы, средств обеспечения образовательного процесса по вопросам, подлежащим проверке в том числе учебно-методической документации, учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-ин-формационных ресурсов (при документарных и выездных проверках);
анализ использования в образовательном процессе объектов, необходимых для образовательной деятельности (зданий, строений, сооружений, помещений и территорий), учебно-методической документации, учебной, учебно-методической литературы и других библиотечно-информа-ционных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса (при выездных проверках);
экспертиза качества освоения учащимися образовательных программ (при проведении выездных проверок);
анализ результатов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся, итоговой аттестации выпускников школы (при документарных и выездных проверках).
Ограничения при проведении проверки
Должностные лица Рособрнадзора, органов, осуществляющих переданные полномочия, не вправе:
• проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к их компетенции;
• осуществлять плановые проверки, если отсутствуют должностные лица или работники проверяемых юридических лиц либо их представители;
• требовать представить документы, информацию, если они не относятся к предмету проверки, изымать
оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;
• распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения проверок, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
• превышать установленные сроки проверок.
Оформление результатов проверки
Результаты проверки оформляются актом, к которому прилагаются экспертные заключения, подготовленные экспертами и представителями экспертных организаций, принимавшими участие в проверке. Типовая форма акта проверки утверждена приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141. Орган управления, школа в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить соответственно в Рособрнадзор или органы, осуществляющие переданные полномочия, в письменной форме возражения в отношении акта проверки с приложением документов (заверенных копий), подтверждающих обоснованность таких возражений.
Меры по итогам проверки
В случае выявления нарушений законодательства в сфере образования в орган управления, школу направляется предписание об устранении нарушений. В предписании устанавливается срок устранения нарушений, который составляет от одного до шести месяцев. При на-
личии оснований также возбуждается дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях. Юридическое лицо представляет в контрольно-надзорный орган в сфере образования отчёт об исполнении указанного предписания, включающий документы, содержащие сведения, подтверждающие его исполнение.
Если предписание не исполнено (в том числе, если отчёт об исполнении предписания не представлен до истечения срока, установленного предписанием, или представленный отчёт не подтверждает исполнение предписания в установленный срок), контрольно-надзорный орган в сфере образования возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях. При неисполнении предписания приостанавливает действие лицензии, свидетельства о государственной аккредитации на срок, не превышающий шести месяцев.
Если эти документы не представлены школой как юридическим лицом до истечения срока приостановления действия лицензии, свидетельства о государственной аккредитации либо представленные документы не подтверждают исполнение предписания, контрольно-надзорный орган обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии, лишает школу государственной аккредитации. НО