Бабина К.И. ©
Аспирант, кафедра правосудия и процессуального права Саратовский социально-экономический институт ФГБОУ ВПО «Российского экономического
университета им.Г.В.Плеханова»
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НАУЧНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ
Аннотация
В статье исследуется государственный контроль и надзор за деятельностью научных организаций, а также мероприятия по надзору.
Ключевые слова: контроль, надзор, научные организации, Рособрнадзор.
Keywords: control, supervision, research organizations, Rosobrnadzor.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) — федеральный надзорный орган исполнительной власти в Российской Федерации,
осуществляющий функции по контролю и надзору в области образования и науки. Образована в 2004 году.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки осуществляет следующие полномочия:
Деятельность по федеральному государственному надзору в области науки регулируется Административным регламентом исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственного надзора в области образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 02.05.2012 № 367 [2].
Вопросы федерального государственного надзора в области образования в части деятельности образовательных учреждений и научных организаций курируются
соответствующим Управлением Рособрнадзора. Функциями Рособрнадзора являются: плановые и внеплановые проверки образовательных учреждений и научных организаций; работа с обращениями по вопросу о нарушении законодательства; реестр аккредитованных экспертов для участия в контрольно-надзорной деятельности, реестр аккредитованных экспертных организаций для участия в контрольно-надзорной деятельности; плановые проверки проводятся в соответствии с ежегодным Планом проведения плановых проверок юридических лиц, который утверждается руководителем Рособрнадзора.
Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:
государственной регистрации юридического лица;
окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении лицензии или переоформлении лицензии;
Мероприятие по надзору может проводиться в форме выездной или документарной проверки. О проведении плановой проверки научные организации уведомляются не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии приказа руководителя Рособрнадзора о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
Внеплановые проверки проводятся по решению руководителя (заместителя руководителя) Рособрнадзора, принимаемому при наличии следующих оснований:
-истечение срока исполнения выданного предписания об устранении выявленного нарушения;
©© Бабина К.И., 2014 г.
-обращение физических и (или) юридических лиц с жалобами на нарушения прав и законных интересов действиями (бездействием) организаций, связанные с невыполнением ими обязательных требований, иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений;
-поступление в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов
государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований (по согласованию с органами прокуратуры);
-поручения Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.
О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки образовательные учреждения и научные организации уведомляются Рособрнадзором не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом [1].
По итогам проверки непосредственно после ее завершения составляется акт проверки в двух экземплярах по форме, предусмотренной приказом Минэкономразвития России. Если в результате проведения проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации в области образования, специалист, ответственный за обработку результатов проверки, в течение пяти рабочих дней после получения утвержденного отчета о проверке готовит проект предписания. В предписании указывается срок устранения нарушений, не превышающий шести месяцев.
Уполномоченные представители организации, заинтересованные лица имеют право на обжалование действий (бездействия) специалистов, а также решений, принятых (осуществленных) в процессе исполнения государственной функции, в досудебном порядке. Жалоба подается в письменной форме или в форме электронного документа.
По результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) и решения, осуществляемые (принимаемые) в ходе исполнения государственной функции, вышестоящее должностное лицо, руководитель (заместитель руководителя) Рособрнадзора, Министр (заместитель Министра) образования и науки Российской Федерации:
признает правомерными действия (бездействие) и решения в ходе исполнения государственной функции;
признает действия (бездействие) и решения неправомерными и определяет меры, которые должны быть приняты с целью устранения допущенных нарушений.
Результатом рассмотрения письменной жалобы является:
-принятие необходимых мер, направленных на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина (юридического лица);
-предоставление заявителю ответа по существу поставленных в жалобе вопросов; -направление жалобы в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которого входит решение поставленных вопросов, с уведомлением лица, направившего жалобу, о переадресации жалобы;
-возвращение жалобы, если в ней обжалуется судебное решение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения;
-оставление жалобы без ответа по существу, если в ней содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи; лицу, направившему жалобу, сообщается о недопустимости злоупотребления правом;
-оставление жалобы без ответа в случае, если текст не поддается прочтению, о чем сообщается лицу, направившему жалобу, если его фамилия (наименование организации) и почтовый адрес либо адрес электронной почты поддаются прочтению;
-решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с
заявителем, если в нем содержится вопрос, на который неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с его ранее поступившими обращениями, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства, о чем уведомляется лицо, направившее жалобу;
-оставление жалобы без ответа по существу в случае, если ответ не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, о чем сообщается лицу, направившему жалобу.
Письменный ответ на жалобу направляется заявителю не позднее тридцати рабочих дней со дня регистрации жалобы в Рособрнадзоре.
Таким образом, контроль за деятельностью научных организаций осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, имеющая довольно широкие полномочия в данной сфере.
Литература
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 мая 2012 г. № 367 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области образования» // Российская газета. 2012.18 июля.
2. Официальный сайт Федеральной службы по контролю и надзору в сфере образования и науки РФ. [Электронный ресурс].- Режим доступа http://obmadzor.gov.ru/ru/activity/main_directions/compliance_ with_legislation/